Роль таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей

Содержание

Введение

. Сущность, назначение, роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД

.1 Понятие конкурентоспособности товара

.2 Роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ и его основные функции

. Реализация функций таможенного тарифа РФ

.1 Рационализация товарной структуры импорта товаров в РФ

.2 Влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства

. Основные направления защиты Российской экономики в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

Введение

В данной работе раскрывается роль таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей. Оценка влияния таможенного тарифа на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, является актуальной в современный период развития российской экономики. Таможенный тариф является инструментом регулирования экономики, относящийся к экономическим регуляторам. Реализуя протекционистскую и регулирующую функцию, таможенный тариф повышает конкурентоспособность товаров отечественного производителя и способствует развитию производства внутри страны.

В государственном регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.

Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

―      раскрыть понятие конкурентоспособности;

―      определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;

―      рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;

―      раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;

―      проанализировать основные направления защиты российской экономики.

1. Сущность, назначение, роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД

таможенный тариф товарный импорт

1.1 Понятие конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать конкуренцию с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические.

К потребительским критериям конкурентоспособности относятся:

1)  качество;

2)      ассортимент.

К экономическим критериям относятся:

1)  система скидок;

2)      цена, которая в свою очередь подразделяется на:

.1) потребления;

.2) реализационная;

.3) закупочная.

Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств.

Нетрудно догадаться, что качество товара прямо пропорционально его конкурентоспособности - чем выше качество, тем более товар конкурентоспособен на рынке. Но на практике не все так просто. Сложность заключается в том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы и представления о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень поверхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для потребителей.

Таким образом, можно говорить о потребительской оценке уровня качества, который устанавливается как отношение фактически определяемых значений органолептических показателей качества к предполагаемым потребителями значениям тех же показателей.

Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности - ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяются для целей идентификации ассортиментной характеристики товаров. К числу таких показателей относятся органолептические показатели (внешний вид), а для пищевых продуктов - вкус и запах, иногда - консистенция или внутреннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и товарной марки устанавливается по функциональному назначению.

Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и других) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее значение для принятия решения о его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная и служит средством удовлетворения неотложных потребностей. Например, потребитель, которому нужны зимние сапоги, не купит летнюю обувь, даже если ее качество и цена привлекательны для него.

Следовательно, по степени значимости критерии конкурентоспособности - ассортимент и качество - могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.

Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (например, пищевых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий; парфюмерно-косметических товаров, моющих средств и т. п.), а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления как критерий конкурентоспособности наиболее свойственна таким товарам, как средства производства, сложно технические, одежно-обувные, хозяйственно-бытовые и тому подобные товары.

Цена потребления товаров в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества. Затраты на улучшение качества, как правило, увеличивают реализационную цену, но благодаря сокращению эксплуатационных и иных расходов цена потребления снижается.

В меньшей мере цена потребления присуща продуктам питания невысокой степени готовности, предназначенным для кулинарной обработки, а также тканям, материалам и полуфабрикатам. Цена потребления таких товаров наряду с реализационной ценой определяется затратами на доведение их до полной готовности для потребления, включая отходы, образующиеся при технологическом процессе.

Цена потребления в определенной мере свойственна и услугам, когда для повышения конкурентоспособности исполнитель устанавливает цену лишь на основную услугу или ее часть. Потребление этой основной услуги порой невозможно без ряда дополнительных услуг, оплата которых должна быть произведена потребителем.

К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов. [1]

1.2 Роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ и его основные функции

Определение понятия "таможенный тариф" дается в ст. 2 Закона "О таможенном тарифе".

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

Основными целями таможенного тарифа являются:

1)  рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

2)      защита товаров отечественного производителя

)        поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

)        создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

)        защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

)        обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. [2]

Место таможенного тарифа в системе мер государственного регулирования ВЭД определяется п.1 ст.12 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который гласит:

"Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

) таможенно - тарифного регулирования;

) нетарифного регулирования;

) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом" [3]

Таким образом, таможенно - тарифное регулирование и таможенный тариф в частности занимают первое место в системе мер государственного регулирования ВЭД.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, активно используется странами для получения торгово-экономических и торгово-политических уступок от торговых партнеров. В процессе двусторонних, региональных или многосторонних переговоров получение таких уступок в значительной степени может облегчить доступ товарам национальных производителей на рынки других стран.

Опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий. [4]

Основными функциями таможенного тарифа являются:

1.      регулирующая - регулирование ввоза и вывоза товаров посредством системы ставок таможенных пошлин;

2.      фискальная - пополнение федерального бюджета за счет взимания пошлин за ввозимые и вывозимые товары;

.        защитная (протекционистская) - защита товаров отечественных производителей от ввозимой иностранной продукции.

Регулирующая функция ввозных таможенных пошлин проявляется в дифференциации их ставок в зависимости от страны происхождения товара. В отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ. Режим наиболее благоприятствуемой нации состоит в том, что страны предоставляют друг другу в области торговых отношений такие же преимущества и льготы, какие они предоставляют третьим странам. В настоящее время Российская Федерация имеет режим наиболее благоприятствуемой нации почти со 130 странами мира и двумя сообществами: Европейским Союзом и Европейским Сообществом по атомной энергии. В Европе - это тридцать пять стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет. Если режима наиболее благоприятствуемой нации нет, или страна происхождения не установлена, то базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в два раза.

Одной из форм таможенно-тарифного регулирования является предоставление тарифных льгот и преференций. Под тарифной льготой или преференцией понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами.[5]

Российская Федерация в отношениях с другими странами может устанавливать преференции по таможенному тарифу в виде вышеперечисленных льгот на товары:

1.      происходящие из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз. Товары этих стран полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран;

2.      происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, которая соответствует международной системе преференций, введенной ООН. В рамках этой системы преференций существует две группы стран. В первую группу входят развивающиеся страны, к товарам которых применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых. В перечень включены 101 такие страны. Во вторую группу стран входят наименее развитые из развивающихся стран, товары которых полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на таможенную территорию (около 52 стран).

Таможенный тариф предусматривает список товаров, на которые не распространяется преференциальный режим при их ввозе на территорию РФ из наименее развитых и развивающихся стран. В перечень этих товаров входят такие, как соки, пиво, вино, спирт этиловый, бензин, одежда, обувь, ювелирные изделия, легковые автомобили, часы, их запчасти и другие. В то же время есть ряд товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин вне зависимости от страны происхождения товара.

Регулирующая функция ввозных таможенных пошлин проявляется и в размере ставок импортных таможенных пошлин, которые, как правило, в международной практике повышаются в зависимости от степени обработки изделий с тем, чтобы оградить внутренний рынок от потока импортных изделий и создать наиболее благоприятный режим конкуренции и реализации отечественным товарам. Именно поэтому для защиты национальной промышленности самыми высокими пошлинами облагаются готовые изделия, более низкими - полуфабрикаты и комплектующие и самыми низкими - сырье и топливо и те продовольственные товары, которые не производятся в данной стране из-за природно-климатических условий (например, кофе, какао, бананы, цитрусовые и т. д.). Кроме того, на некоторые товары могут быть установлены пошлины, изменяющиеся в зависимости от времени года (сезонные ставки), с целью временного ограничения либо стимулирования ввоза данных товаров.

Помимо дифференциации таможенных пошлин в зависимости от степени обработки изделий, в мировой внешнеторговой практике применяется целый набор эффективных регулирующих тарифных мер, вводимых национальными правительствами для защиты национальной промышленности. В частности, такими мерами являются введение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты национальных экономических интересов. Закон РФ "О таможенном тарифе" также предусматривает использование таких пошлин.

Таможенная политика России нацелена так же на выполнение фискальной функции. Уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (пошлины, НДС, акциз, таможенные сборы) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования свидетельствуют бюджетные задания по таможенной пошлины и иным таможенным платежам.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую функцию, подходы по формированию таможенно - тарифной политики ориентированы на фискальные меры.

Если оценить значимость таможенного тарифа в части формирования доходной части бюджета за период с 1997 по 2007 года, то можно увидеть что доля уплаты таможенных платежей в доходную часть бюджета постоянно увеличивается. В настоящее время она составляет 46%. Более того в России таможенные пошлины являются одним из наиболее надежных источников пополнения федерального бюджета.

Таможенный тариф, помимо вышесказанных функций, выполняет защитные функции с целью поддержки отечественных товаропроизводителей. Однако создание чрезмерно льготных условий для отдельных отраслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспособности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин. [6]

Далее необходимо раскрыть принципы построения таможенного тарифа:

1.      Принцип эскалации:

Означает увеличение ставок таможенных пошлин по мере роста технологической переработки товаров. Так в российской таможенной тарифе ставки на сырьевые товары составляют 0-5%, на полуфабрикаты - 5-10% , а на готовые товары - 10% и более. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для готовых изделий может достигать уже 20%. Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами. Тем самым, роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговых товарных потоков определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельно взятый товар, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки. Это означает, что уровень таможенного обложения сырья существенно влияет на конкурентоспособность соответствующего полуфабриката и конечного готового изделия. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные, ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий. И наконец, чтобы увеличить таможенно-тарифный барьер, необязательно повышать ставку пошлины на данную обработанную продукцию, этого можно добиться путем снижения пошлины на соответствующие полуфабрикаты или сырье.

2.      Принцип эффективного тарифа:

Выполняется в установлении низких ставок таможенных пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимостью (для перерабатывающих отраслей, для сложного технического оборудования и пр.). Это позволит расширить российское производство и увеличить его конкурентоспособность, путем активного внедрения нового современного оборудования в различные сферы деятельности, а так же развить новые наукоемкие отрасли. Вследствие чего будет происходить защищенность российских товаропроизводителей, т.к. они станут способны конкурировать с аналогичным импортом.

Подводя итог, можно сделать вывод, что таможенный тариф является одновременно инструментом: поддержки отечественных товаропроизводителей, поступления доходов в федеральный бюджет, сбалансирования торговых и платежных операций страны, регулирования торгово-политических отношений с другими странами, упорядочения таможенного контроля. А также, таможенный тариф является одним из самых эффективных инструментом обеспечения конкурентоспособности товаров отечественных производителей. [7]

2. Реализация функций таможенного тарифа РФ

.1 Рационализация товарной структуры импорта товаров в РФ

Импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих их производственную специализацию.

Критерием последней является эффективность.

Для того чтобы импорт действительно способствовал подъему национальной экономики, его товарная структура должна быть оптимальной. В противном случае ввоз импортных товаров не только не будет ускорять экономическое развитие страны, но, напротив, будет тормозить его. Представляется, что в условиях России под оптимальной структурой импорта следует понимать такую, где достаточно полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации, но не производимые в стране, а также потребительские товары, производство которых в нашей стране не выгодно.[8]

Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей.

Импортная политика РФ должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

Таблица 1

Товарная структура российского импорта по группам товаров за 2006-2008гг.

Товарная группа ТНВЭД

Наименование

2006г.

2007г.

2008г.

Темпы роста






2007/ 2006

2008/ 2007

1-24

Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного

15,7

13,8

13,2

87,9

84,1

25-27

Минеральные продукты и электроэнергия

2,4

2,3

3,1

95,8

129,2

27

Продукты химической промышленности, каучук

15,8

13,8

13,2

87,3

83,5

28-40

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,3

0,4

0,4

133,3

41-43

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2,9

2,7

2,4

93,1

82,8

44-49

Текстиль и текстильные изделия, обувь

4

4,3

4,3

107,5

107,5

50-67

Металлы, драгкамни и изделия из них

7,7

8,2

7,3

106,5

94,8

71

Машины, оборудования и транспортные средства

47,7

50,9

52,7

106,7

110,5

72-83

Другие товары

3,5

3,6

3,4

102,9

97,1

 

Импорт всего

100

100

100

-

-


Проводя анализ данных таблицы 1 можно отметить, что наибольшая динамика наблюдается в увеличении объема импорта по таким товарам как машины, оборудования и транспортные средства с 47,7 % в 2006г. до 52,7% в 2008г. от всего объема импорта. Обратно этому, импорт продовольственных товаров и сельхозсырья в период с 2006 по 2008гг. заметно снизился с 15,7% до 13,2% от общего объема импорта.

Определение приоритетных направлений в таможенно-тарифной политике в отношении основных российских товаров, как известно, в большинстве случаев обусловливается нынешним состоянием их производства.

Как показывает анализ современной структуры российского импорта на основании таблицы 1, она достаточно далека от оптимальной. Пока импорт четко ориентирован на удовлетворение текущих потребительских нужд.

Значительное место в нем занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырье, алкогольные и другие напитки, сигареты, медикаменты, парфюмерные, косметические и моющие средства, различная бытовая техника и изделия легкой промышленности. Потребительский характер российского импорта проявляется достаточно четко. [9]

Подводя итог, можно сделать вывод, что существует несколько задач, стоящих в настоящее время перед российским импортом:

. Способствовать техническому перевооружению и структурной перестройке экономики;

. Обеспечить внутренний рынок продукцией, которая не производится в стране либо производится в недостаточном количестве.

Только вторая задача выполняется более или менее удовлетворительно, и то в основном по потребительским товарам. Первая задача выполняется гораздо хуже, это подтверждается тем, что российский импорт не стал пока, как это имеет место во многих развивающихся странах, действенным инструментом ускорения научно-технического прогресса, модернизации производственного и технологического потенциала страны. Его слабость состоит, прежде всего, в том, что инвестиционные товары, и особенно технологическое оборудование, являющиеся "переносчиками" передовых технологий, занимают в импорте далеко не главное место.

В связи с этим рационализация структуры российского импорта должна начинаться, с увеличения ввоза машин, оборудования, приборов, технологий и других инвестиционных товаров, необходимых для модернизации и структурной перестройки отечественной экономики, но не производящихся в стране. Большое значение имело бы также постепенное замещение ввоза готовых изделий импортом технологий и комплектующих для организации их производства в России.

Другое важное направление политики рационализации импорта в России должно состоять в сокращении чрезмерной зависимости от ввоза отдельных товаров. К началу 2006г. по некоторым товарам эта зависимость становится крайне высокой: по продукции легкой промышленности, бытовой технике и бытовой химии - 45-55%, медикаментам - 65%, продовольствию - 35%. Для страны, располагающей значительными производственными мощностями в легкой, химической и электротехнической промышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственных потребительских товаров, как нам представляется, не может быть признан нормальным.

На современном этапе в РФ существует несколько крупных отраслей в экономике, это машиностроительная и пищевая, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, требующие защиты от иностранной конкуренции, и особого внимания со стороны государства. Еще можно выделить следующие отрасли, к которым относятся: текстильное и швейное производство, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство готовых металлических изделий и производство электрооборудования. А также производства, которые незначительно развиты в нашей стране и ориентированны в основном на вспомогательные функции обеспечения локального спроса. Это производства кожи, изделий из кожи, обуви; производства кокса и нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство оборудования.

Проанализируем таможенные ставки на товары, производимые крупными отраслями промышленности РФ, и оценим их значение. Средняя ставка в таможенном тарифе 2007г. на продукцию химической промышленности, составляет 14,26%, что свидетельствует о недостаточной защищенности отечественного производителя, следует применить более высокие ставки на данный вид продукции, чтобы защитить и поддержать отечественное производство.

На продукцию машиностроительного производства средняя пошлина составляет 13,48%, Правительство РФ, активно поддерживает данную отрасль, однако она нуждается в инвестициях, так как нужна модернизация оборудования и введение новейших технологий, для повышения конкурентоспособности конечного продукта производства данной отрасли.

Производства лесообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, так же требуют поддержки государства и усиления защиты, так как средние ставки составляют 15,37% и 11,14% соответственно. А отрасль нуждается в срочной модернизации, что бы выпускать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Государство должно привлекать как можно больше инвестиции в эти отрасли, для обновления износившегося оборудования и для диверсификации производства, что усилить конкурентоспособность данных отраслей и поможет экономики России перестроиться на производство высококачественной готовой продукции, а не на сырье и полуфабрикаты.[10]

Таким образом, РФ необходимо направлять импортную политику на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. А также должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин. Однако в ряде случаев наблюдается не соответствие российского таможенного тарифа общепризнанному в мире принципу эскалации. В частности, сырье лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности облагается в России в среднем более высокими пошлинами, чем полуфабрикаты и готовые изделия этой отрасли. Готовые изделия наоборот, облагаются более низкими пошлинами, чем полуфабрикаты. Сырье для черной металлургии облагается в среднем такими же по размеру пошлинами, как и полуфабрикаты, что так же не соответствует общемировой практике.

Самый низкий уровень ввозных пошлин установлен в России на продукцию цветной металлургии - в среднем немногим более 9%, причем и в этой отрасли пошлины на полуфабрикаты выше, чем на готовые изделия.

2.2 Влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства

Выбор верных направлений в таможенно-тарифной политике в отношении основных российских товаров, как известно, во многом обусловливается нынешним состоянием их импорта и производства.

Таблица 2

Удельный вес импорта в производстве отдельных товаров в РФ в 2006-2008гг.

Вид продукции

2006г.

2007г.

2008г.

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

37,55%

38,67%

минеральные продукты

17,40%

16,46%

24,55%

продукция химической промышленности

63,83%

63,43%

61,46%

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

21,47%

22,15%

24,52%

текстиль, текстильные изделия и обувь

105,86%

155,51%

182,71%

металлы, драгоценные камни и изделия из них

13,21%

16,64%

17,60%

машины, оборудование и транспортные средства

87,80%

104,92%

123,35%


В 2006г. производство по данным видам товаров превышает их ввоз в РФ, за исключением импорта текстиля, который превышает производство на 5,86%. В 2007г. значительно увеличился импорт машин, оборудования и транспортных средств и превысил производство на 4,92%. Заметен значительный рост импорта текстильной продукции за 2006-2008гг., таким образом, сохраняется преобладание импорта над производством данного вида продукции. Данная информация свидетельствует о недостаточной защищенности данных отраслей промышленности, т.к. увеличение импорта способствовало снижению объемов производства товаров, поэтому необходимо увеличить ставки импортных пошлин на данную продукцию для сокращения ввоза.[11]

Весьма важным в этом отношении является поиск соотношений, связывающих характер динамики производства важнейших российских товаров с величиной импортного таможенного тарифа. Поэтому так необходимо проанализировать динамику ввоза и производства товаров в РФ.

Таблица 3

Динамика производства и импорта отдельных товаров в РФ в 2003-2008гг. (% к предыдущему году, в сопоставимых ценах)

Вид продукции

Год


2003

2004

2005

2006

2007

2008

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

108

107,2

106,9

104,4

104,4

105,4

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья

121,8

108,7

109,2

104,9

115,3

108,8

Текстильное и швейное производство

107,8

97,5

101,2

96

98,5

107,3

Производство кожи, изделий из кожи и обуви

113,7

111,4

111,5

99,4

97,3

116,7

Импорт текстиля, текстильных изделий и обуви

145,2

140,9

116,8

106

110,6

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

104,6

105,1

107,2

103,9

105,7

108,8

Импорт металлов и изделий из них

122,9

97,8

146,2

130,1

122,7

134,7

Производство машин и оборудования

106,4

91,2

119

121,1

99,9

103,3

Производство транспортных средств и оборудования

73,6

99

114

111,5

106

103,3

Импорт машин, оборудования и транспортных средств

107,8

132,5

128,9

146,5

140,3

141,8

В качестве исходной информации использовались данные, опубликованные в открытой печати за 2003-2008 гг., по важнейшим товарам. [12]

В 2003-2008гг. значительно увеличился ввоз на территорию РФ машин, оборудования и транспортных средств (84-90 группа ТНВЭД) (рис.1), причем производство в этой области практически не изменилось.

 

Рис. 1 Производство и ввоз товаров 84-90 групп ТНВЭД в РФ,%

Одной из основных статей ввоза машин и оборудования является ввоз товаров группы 87 ТНВЭД "Средства наземного транспорта...". Такое резкое увеличение ввоза иностранных автомобилей обусловлено увеличением покупательской способности населения, а выбор иностранных марок может плачевно сказаться на отечественном производителе.

В настоящее время основные направления политики Правительства Российской Федерации по развитию отечественного "автопрома", реализующей принцип поддержки отечественного производителя, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 903 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств". В соответствии, с которым ввоз импортных автомобилей стал экономически невыгодным для потребителей.

Наряду с мерами, применяемыми Правительством по регулированию ввоза автомобилей, в нашей стране наблюдается увеличение спроса на автомобили. Этому способствует рост покупательской способности населения, внедрение в жизнь широкомасштабного потребительского кредитования, совершенствование дилерской сети заводов-производителей, включая развитие сети станций технического обслуживания. [13]

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов. Использование протекционистских ставок таможенных пошлин может являться эффективной мерой повышения конкурентоспособности продукции отечественного "автопрома", но все же основным фактором, увеличивающим спрос на российские автомобили должно являться их качество по сравнению с иностранной продукцией. Будущее у российского "автопрома" есть, но оно должно заключаться не только в повышении привлекательности отечественных автомобилей на внутреннем рынке за счет протекционистских таможенных пошлин, но и за счет повышения качества сборки, которое, скорее всего, может быть достигнуто только в результате внедрения иностранных технологий.

В отличие от продукции российского автопрома, продукция топливно-энергетического комплекса РФ пользуется хорошим спросом среди заграничных потребителей. Однако на развитие ТЭК тоже во многом влияет таможенная пошлина.

Развитие российской экономики в настоящее время связано, прежде всего, со стремительным ростом цен на нефть. Приток нефтедолларов привел к тому, что ввоз товаров в Россию в 2008г. увеличился почти на 30% по сравнению с 2006г. (рис. 2). Расчеты показывают, что каждый рубль дополнительного объема производства ТЭК обеспечивает рост ВВП на 1,5-1,6 руб.

Рис. 2 Динамика ввоза и производство товаров ТЭК

На сегодняшний день одним из важных аспектов привлечения иностранных инвесторов является грамотно построенная налоговая и таможенная политика государства, реализация принципа приоритетного развития национального производителя в таможенном тарифе.

До 2003г. государство обеспечивало минимальное вмешательство в развитие и функционирование ТЭК. Но вначале 2003г. дело "ЮКОСа" резко изменило расстановку сил в отрасли. Государство четко заявило о своей монополии на магистральные нефтепроводы, на экспорт газа (для "Газпрома"), установило более жесткий механизм изъятия экспортной прибыли, увеличило налоговые ставки на добычу нефти. На протяжении длительного периода правительство вело консультации с нефтяными компаниями по вопросу разработки методики определения ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Закон "О таможенном тарифе" устанавливает дифференцированную шкалу ставок таможенной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. При цене на нефть до 15 долл. за баррель пошлина составит 0%, при цене от 15 до 20 долл. за баррель - 35% от разницы между фактической ценой нефти и 15 долл., при цене от 20 до 25 долл. за баррель - не более 12,78 долларов плюс 45% от разницы между фактической ценой нефти и 20 долл., при цене свыше 25 долл. за баррель пошлина составит не более 29,2 долл. и 65% от разницы между фактической ценой нефти и 25 долл. А если сравнить специфические ставки на нефть сырую, то в 2003 году ставка составляла 2,5 доллара США за тонну, а в 2008 - 4 доллара США за тонну. Учитывая объемы вывозимой нефти, увеличение ставки на 1,5 доллара за тонну значительно повышает ее цену на мировом рынке.[14]

Таким образом, правительство, используя таможенный тариф, пытается выступить в роли распределителя средств, поступающих из-за рубежа, т.е. удорожание российской нефти на внешнем рынке позволит увеличить поток инвестиций, направленных в первую очередь на разработку новых нефтяных месторождений и на переработку сырой нефти в целом, а также использует для пополнения доходной части федерального бюджета, т.е. наблюдается реализация фискальной функции таможенного тарифа.

Таможенно-тарифная политика в области ТЭК способствует усилению регулирующего воздействия на определение приоритетных направлений развития комплекса, в том числе с активным использованием иностранных инвестиций.

Еще одним ярким примером реализации принципа приоритетного развития и поддержки национального производителя является повышение таможенных пошлин на экспорт леса.

Рис. 3 Динамика ввоза и производства продукции лесной промышленности

Необработанный лес на сегодняшний день в основном экспортируется, что свидетельствует о преобладании производства над импортом, как показано на рис. 3. На территории России почти не ведётся переработка леса, поэтому возникла надобность заманить крупных инвесторов в наши леса.

В феврале 2007 года правительством России утверждена программа по постепенному повышению экспортных пошлин до "заградительного" уровня. 1 июля того же года размер пошлин увеличился с 4 до 10 евро за кубометр. Это первый этап на пути увеличения ставок таможенных пошлин. Второй наступил 1 апреля 2008 года, третий 1 января 2009-го, четвертый наступит - 1 января 2011 года.

Что касается экономической оправданности этой меры: она принесет России только пользу. Повышение ставок вывозных таможенных пошлин положительно скажется на структуре экспорта. Сейчас круглые лесоматериалы составляют в ней более трети, что свидетельствует, прежде всего, о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта этого вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен. Выравнивание доходности перераспределит предпринимательскую активность в сторону увеличения глубины переработки и степени передела леса на территории России.[15]

В вышеизложенных примерах описано применение государством принципа приоритетного развития и поддержки национального производителя с помощью увеличения ввозных и вывозных ставок таможенного тарифа. Увеличение ввозных ставок стимулирует развитие отрасли посредством удорожания ввезенной из-за рубежа продукции.

Увеличение вывозных пошлин на сырьевые товары влияет на развитие перерабатывающих отраслей. Вывозить сырье из страны становится не выгодно, поэтому иностранные инвесторы вкладывают средства в развитие перерабатывающих отраслей, что приводит к повышению ВВП страны, снижению уровня безработицы, повышению уровня жизни населения.

3. Основные направления защиты Российской экономики в современных условиях

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

В основе повышенного внимания к проблеме защиты российской экономики лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе:

Во-первых, экономическое реформирование 90-х годов в России своей главной целью имело передел собственности и контроля над национальными природными ресурсами и материальной базой общественного производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.

Все это привело к тому, что экономические реформы носили преимущественно разрушительный, а не созидательный характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности и глубины экономического спада в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической и политической карте мира.

Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема защиты российской экономики из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач защиты российской экономики. [16]

Например, для защиты отечественных производителей текстильных товаров, металлических изделий необходимо увеличить ставки ввозных пошлин на данные товары, как свидетельствует статистика из-за увеличения импорта снижается производство. А также необходимо уменьшать ставки пошлин на ввоз высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности.

В январе 2009г. в связи с кризисом таможенные пошлины на ввоз автомобилей в возрасте до трех лет в Россию увеличились на срок до 1 июня текущего года с 25 до 30% от стоимости автомобиля, но не меньше 1,2 - 2,8 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.

Для легковых машин в возрасте от 3 до 5 лет ставка возросла соответственно с 25 до 35% и 1,2 - 2,8 евро за 1 куб. см; для автомобилей старше 5 лет - от 2,5 до 5,8 евро.

Таким образом, данное увеличение ставок было направлено на защиту отечественного производителя автомобилей, как свидетельствует статистика импорт значительно превышает производство автомобилей, что отрицательно сказывается на производстве, поэтому целесообразней увеличить ставки ввозных пошлин.

Особенностью вида внешнеторговых пошлин является то, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на российскую таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина выступает в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Специальную пошлину, вводимую по политическим соображениям, иногда называют реторсионной. Целью применения реторсионных пошлин (как это следует из самого понятия "реторсия") выступает прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.

Обозначая основные направления защиты российской экономики в современных условиях, необходимо отметить, что важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

·        создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

·        расширение рынков сбыта российской продукции;

·        формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно - финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. [17]

Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения защиты российской экономики во внутриэкономической деятельности государства являются:

·        правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

·        усиление государственного регулирования в экономике;

·        принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно - технического, технологического и производственного потенциала, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. [18]

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Также необходимо подчеркнуть, что важнейшая задача защиты российской экономики - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции.

Необходимо отметить, что государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах. [19]

Заключение

Таможенный тариф должен регулировать и поддерживать отечественного производителя, а также защищать интересы российской экономики. Благодаря таможенному тарифу РФ должна изменять структуру импорта товаров, вследствие чего должна создаваться развитую, рыночную экономику, с преобладанием производства готовой продукции и использованием современных технологий.

Важнейшая роль таможенного тарифа реализуется в обеспечении защиты российской экономики и повышении конкурентоспособности отечественных производителей, посредствам их защиты, а также рационализацией структуры импорта РФ.

Таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, и ни в коем случае не тормозить развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует учитывать, прежде всего, влияние таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.

В интересах защиты отечественной промышленности должны корректно использоваться принципы построения тарифов, такие как принцип эффективного тарифа и принцип эскалации ставок таможенных пошлин.

Что касается импорта, то здесь Правительству РФ необходимо направлять свою импортную политику на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. А также должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что современная экономическая ситуация в стране далека от оптимальной, так же как и основной инструмент защиты российской экономики - таможенный тариф, далек от эффективного и идеального, несмотря на его изменения, все-таки остаются недоработки в его построении.

Многие ставки в ТТ являются экономически не обоснованны и никак не помогают развитию национального производства и повышения конкурентоспособности страны. Данный факт не должен остаться без внимания Правительства РФ, нужна скорейшая модернизация и переоценка роли ТТ.

Существуют всевозможные направления усовершенствования таможенного тарифа, для более эффективной его защиты экономических интересов России и повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Большая роль таможенного тарифа отводиться в обеспечении защиты экономической безопасности и повышении конкурентоспособности отечественных производителей, посредствам адекватной их защите, а также рационализацией структуры импорта РФ. Стоит больше уделять внимания таможенному тарифу, как инструменту защиты отечественных производителей.

Таким образом, таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, а не тормозить и уничтожать развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует руководствоваться, прежде всего, влиянием таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.

Список использованных источников

.        Фатхутдинов Р. А. "Стратегическая конкурентоспособность": учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: Экономика, 2005

.        Федеральный закон РФ от 21.05.93г. № 5005 "О таможенном тарифе"

.        Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 08.12.2003г., № 164-ФЗ

.        Шавшина, В.П. Таможенно-тарифное регулирование/ В.П. Шавшина// Таможенное регулирование. Таможенный контроль.-2006

.        Удовенко, С.П. Таможенный тариф современной России (1993 - 2005 гг.) / С.П. Удовенко .- СПб : Архей, 2006 .

.        Драганов В.Г. Факторы, определяющие таможенно-тарифную стратегию. // Ученые записки СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2000.

.        Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономический деятельности: учебное пособие / В.Г. Свинухов. М.: Экономистъ, 2004.

.        Бурмистров, В.В. Внешнеэкономическая политика России: современное состояние и основные направления оптимизации./В.В. Бурмистров// Российский внешнеэкономический вестник.-2009

.        Структура экспорта РФ, структура импорта РФ, Импорт и экспорт РФ // Государственный комитет статистики РФ - (www.gks.ru)

.        Промышленное производство России в 2009 году / О. Поспелова // Aviation EXplorer. М. - 2010

.        Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин .- СПб : ТИРЕКС, 2006 .- (Таможня и Бизнес) .- ISBN 5-7950-0011-6.

.        Бурдин, В.Е. Динамика производства основных российских товаров и выбор направлений в таможенно-тарифной политике / В.Е. Бурдин // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны : Материалы докладов Всероссийской науч.-практ.конференции .- M., 2003

.        Бунт, А.М. Регулирование ввоза продукции легкового автомобилестроения с использованием таможенных пошлин и налогов / А.М. Бунт // Таможенное дело:проблемы и перспективы [Текст] : сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых / Под ред.Т.Г. Христенко .- M., 2005

.        Материалы с интернет-сайта http://www.gks.ru/

.        Материалы с интернет-сайта www.tks.ru

.        Гончаренко Л.П., Экономическая и национальная безопасность. М.: Экономика, 2008

.        Экономическая безопасность России / под ред. Сенчагова В.К. М.: Дело, 2005

.        Материалы с интернет-сайта www.customs.ru

.        Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Изд - во "Экзамен", 2005

Похожие работы на - Роль таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!