Исследование стиля учебной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    220,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование стиля учебной деятельности

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: с., источников, прил., рисунков.

ТРЕВОЖНОСТЬ, ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНЫЙ СТИЛЬ, ЗАВИСИМЫЙ СТИЛЬ, РАННЯЯ ЮНОСТЬ.

Объектом исследования является индивидуальный стиль учебной деятельности.

Предметом исследования выступает взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Цель работы - выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

При выполнении работы использованы методы теоретического анализа, тест, методы статистической обработки данных.

Результаты работы: выявлена зависимость стиля учебной деятельности старших школьников от уровня школьной тревожности. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики влияния уровня тревожности на степень автономности или зависимости индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассника. Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов в направлении разработки индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику для более высокой продуктивности его деятельности.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня тревожности является одной из ведущих в психологии. Она широко изучается в отечественной и зарубежной психологии. Изучение взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня тревожности старшеклассников представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет улучшить процесс обучения и снизить тревожность старшеклассников.

Актуальность темы исследования можно рассматривать в следующих аспектах. Психологический аспект актуальности темы обусловлен тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, в результате не способных к построению гармоничных отношений со сверстниками и характеризующимися тенденцией к снижению самооценки, формированию негативного «Я-образа». Кроме того, она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности личности, к трудностям в общении. Закрепление и усиление тревожности приводит к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки, способствуя увеличению и сохранению тревожности.

Педагогический аспект связан с тем, что в настоящее время учебная программа стала очень сложной для детей, и они не справляются с ней, что приводит к повышению школьной тревожности у школьников, которая, в свою очередь, приводит к формированию низкопродуктивного стиля учебной деятельности. Вместе с тем, формирующийся индивидуальный стиль учебной деятельности во многом будет определять характер учебно-профессиональной деятельности, влияя на эффективность овладения будущей профессией.

В отечественной психологи изучению тревожности посвящены работы В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Ж.М. Гозман, М.В. Дороховой, Ю.М. Забродина, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, М.А. Цискаридзе, Т.Л. Шабановой. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно сделать вывод об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах, классификации и методах исследованиях психического состояния тревоги и черты личности, называемой тревожностью.

Значительным вкладом в разработку проблем тревожности в зарубежной психологии являются исследования А. Адлера, Р. Мэй, К. Роджерса, Г.С. Салливана, Ч.Д. Спилбергера, В. Франкла, З. Фрейда, К. Хорни. Анализ позиций представителей разных подходов позволил выделить два аспекта в изучении тревоги и тревожности: «тревога», как эмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающее к проявлению состояния тревоги. Возможно, что такая черта личности как тревожность, согласно теории А. Адлера, коррелирует с определенным стилем жизни, основанном на переживаниях детства.

Однако проблема взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня тревожности старшеклассников изучена недостаточно, что и определило обращение к ней автора курсовой работы.

Объектом исследования является индивидуальный стиль учебной деятельности.

Предметом исследования является взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Задачи исследования:

. Раскрыть сущность тревожности как психологического феномена.

. Определить структуру индивидуального стиля и факторы, определяющие его формирование.

. Выявить взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности у старших школьников.

Проверка гипотезы исследования осуществлялась с помощью следующих методов: методы теоретического анализа, тест, методы статистической обработки данных.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов в направлении разработки индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ученику.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

учебный стиль психология тревожность

1.1 Тревожность как предмет научного познания в психологии

Тревожность - личностная <#"799251.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Распределение старшеклассников по уровню школьной тревожности

Обратимся к рассмотрению результатов распределения старших школьников по уровню тревожности по следующим факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Для 20 % старших школьников характерен высокий уровень тревожности по причине негативных эмоциональных переживаний ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей и негативного отношения и переживания тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Для 60 % старших школьников характерен средний уровень тревожности, что связано со страхом самовыражения и страхом ситуации проверки знаний, а также с общим состоянием школьника, связанного с различными формами его включения в жизнь школы.

Для 20 % старших школьников характерен низкий уровень тревожности, что обусловлено переживанием социального стресса, а также страхом самовыражения и страхом ситуации проверки знаний.

Полученные результаты наглядно представлены на диаграмме (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Выраженность школьной тревожности по факторам

Выявление степени выраженности факторов школьной тревожности старших школьников показало, что для большинства испытуемых характерен высокий уровень переживания тревожности в ситуациях самовыражения, проверки знаний и в отношениях с учителями. Проставьте в скобках проценты

Рисунок 2.3 - Распределение факторов школьной тревожности по уровням

Высокий уровень тревожности характерен для старшеклассников по следующим факторам: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Указать проценты

Рисунок 2.4 - Распределение факторов школьной тревожности по высокому уровню

Средний уровень тревожности характерен для старших школьников по следующим факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха.

Рисунок 2.5 - Распределение факторов школьной тревожности по среднему уровню

Низкий уровень тревожности характерен при страхе не соответствовать ожиданиям окружающих.

Рисунок 2.6 - Распределение факторов школьной тревожности по низкому уровню

Выявление ведущего стиля учебной деятельности по методике «Автономность-зависимость личности в учебной деятельности» (Г.С. Прыгни) свидетельствует о том, что для 56,7 % испытуемых характерен автономный стиль учебной деятельности. Данные старшеклассники проявляют в своей учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы.

Для 23,3 % характерен зависимый стиль учебной деятельности. Их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы и подсказки.

В меньшей степени старшеклассники отличаются неопределенным стилем учебной деятельности (20 %). У данных испытуемых в равной степени выражены особенности, свойственные как автономному, так и зависимому типу.

Следовательно, большинство старших школьников отличаются автономным стилем учебной деятельности.

Рисунок 2.7 - Распределение старшеклассников по стилю учебной деятельности

Выявлено, что для старших школьников с автономным стилем учебной деятельности наиболее характерен средний уровень школьной тревожности (59 %), в меньшей степени низкий (29 %) и высокий (12 %) уровень.

Рисунок 2.8 - Выраженность уровня общей школьной тревожности у учащихся с автономным стилем

Для старшеклассников с зависимым стилем учебной деятельности также в большей степени характерен средний уровень тревожности (71 %), в меньшей - низкий (14 %) и высокий (14 %) уровень.

Рисунок 2.9 - Выраженность уровня общей школьной тревожности у учащихся с зависимым стилем

Для старшеклассников с неопределенным стилем учебной деятельности в равной степени характерны средний (50 %) и высокий (50 %) уровень школьной тревожности и вовсе не проявляется низкий (0 %) уровень.

Рисунок 2.10 - Выраженность уровня общей школьной тревожности у учащихся с неопределенным стилем

Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену свидетельствует о наличии следующих взаимосвязей между уровнем школьной тревожности по различным факторам и стилем учебной деятельности.

Установлено наличие прямой слабой взаимосвязи между стилем учебной деятельности и школьной тревожностью старшеклассников по таким факторам, как переживание социального стресса (r = 0,11; p < 0,01) и страхи в отношениях с учителями (r = 0,09; p < 0,01) (приложения Е, М). Значит, чем выше уровень школьной тревожности в указанных ситуациях, тем более автономным является стиль учебной деятельности старшеклассников.

Обратная слабая связь выявлена между стилем учебной деятельности и школьной тревожностью по факторам общая тревожность в школе (r = - 0,02; p < 0,01), фрустрация потребности в достижении успеха (r = - 0,03; p < 0,01), страх самовыражения (r = - 0,2; p < 0,01) и страх ситуации проверки знаний (r = - 0,05; p < 0,01) (приложения Д, Ж, З). Следовательно, чем выше уровень тревожности по указанным факторам, тем менее автономным является стиль учебной деятельности.

Обратная связь средней степени установлена между степенью автономности стиля учебной деятельности старшеклассников и уровнем выраженности страха не соответствовать ожиданиям окружающих (r = -0,4; p < 0,01), с одной стороны, и степенью физиологической сопротивляемости стрессу (r = -0,3; p < 0,01), с другой стороны (приложения К, Л).

Значит, существует наиболее сильная зависимость стиля учебной деятельности от уровня тревожности старшеклассников в учебных ситуациях, требующих подтверждения ожиданий референтных лиц, и в ситуациях, превышающих функциональные резервы организма.

Наименьшее влияние на проявления характеристик того или иного стиля учебной деятельности оказывает тревожность в ситуации неблагоприятного взаимодействия со сверстниками, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний.

Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену свидетельствует о наличии обратной взаимосвязи слабой степени между уровнем школьной тревожности и индивидуальным стилем учебной деятельности (r = -0,24; p < 0,01) (приложение Г). Следовательно, чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности старшеклассников.

Наличие обратной взаимосвязи между факторами тревожности и стилями учебной деятельности свидетельствует о том, чем выше тревожность по этому фактору, тем менее автономным является стиль учебной деятельности.

Наличие прямой взаимосвязи между страхами в отношениях с учителями, переживанием социального стресса в отношениях со сверстниками и стилем учебной деятельности свидетельствует о том, что чем выше тревожность по этим факторам, тем более автономным является стиль деятельности. По причине того, что старший школьник, избегающий контактов с учителями и сверстниками, проявляет большую самостоятельность в своей учебной деятельности.

Таким образом, выдвинутая нами в процессе исследования гипотеза о том, что чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности у старших школьников, подтвердилась.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Подводя итог вышеизложенному, необходимо сформулировать следующие выводы:

. Для большинства старших школьников характерен автономный стиль учебной деятельности.

. У большинства старшеклассников преобладает средний уровень школьной тревожности. Среди старшеклассников со средним уровнем школьной тревожности наиболее выраженной является тревожность по следующим факторам: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и общее состояние школьника, связанного с различными формами его включения в жизнь школы.

. В наибольшей степени на формирования стиля учебной деятельности влияет страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, то есть особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость школьника к ситуациям стрессогенного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами теоретические и эмпирические исследования позволяют сформировать следующие выводы:

. Отечественными и зарубежными психологами изучено множество понятий и видов тревожности. Одна из них школьная тревожность, которая выражается в волнении школьника, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

На школьную тревожность влияют следующие факторы: эмоциональное нежелание учиться, недостаток интеллектуальной базы наряду с желанием учиться, характерологические особенности (впечатлительность, ранимость, застенчивость), серьезные перемены в жизни, семейные проблемы.

2. Понятие «индивидуальный стиль деятельности» рассматривалось в работах многих психологов (А.Б. Збанацкой, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Б.Ф. Теплова).

Индивидуальный стиль учебной деятельности - это индивидуально-своеобразный способ учебной деятельности, определяемый учебными действиями и обусловленный свойствами субъекта деятельности.

 На индивидуальный стиль учебной деятельности влияют следующие факторы: тип темперамента, способности, характер старшеклассника, стратегия педагогического взаимодействия, особенности личности (самооценка, уровень притязаний, самоэффективность, локус-контроля, уровень тревожности), особенности познавательной сферы, сформированность компонентов учебной деятельности, тип нервной системы.

По критерию автономности и зависимости личности в учебной деятельности различают классификацию стилей учебной деятельности. Учащиеся с автономным стилем проявляют в учебной деятельности такие качества, как: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы. Для учащихся с зависимым стилем характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, а их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки

3. По результатам исследования школьной тревожности было выявлено, что для 20 % старших школьников характерен высокий уровень тревожности, для 60 % характерен средний уровень, а для 20 % - низкий уровень тревожности.

Исследование индивидуального стиля учебной деятельности показало, что для 56,7 % испытуемых характерен автономный стиль, для 23,3 % характерен зависимый стиль, для 20 % - неопределенный стиль учебной деятельности.

Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену свидетельствует о наличии обратной взаимосвязи слабой степени между уровнем школьной тревожности и индивидуальным стилем учебной деятельности. Следовательно, чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности старшеклассников.

Проведенное исследование не охватывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективные исследования могут быть продолжены в направлении по выявлению гендерных, возрастных и социокультурных особенностей во взаимосвязи стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - М.: Знание, 1988. - 248с.

. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Психология подростка: Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М.: Мысль, 1997. - 304с.

. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.

. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С.17-39.

. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 397с.

. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2006. - 432с.

. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480с.

. Збанацкая, А.Б. Личностные характеристики студентов вуза как основа индивидуального стиля учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. / А.Б. Збанацкая. - Москва, 2007. - 25с.

. Збанацкая, А.Б. Некоторые аспекты проблемы стилевых особенностей обучения студентов ВУЗа / А.Б. Збанацкая // Прикладная психология. - 2006. - № 6. - С. 28-37.

. Кажарская, С.Р. Аддиктивное поведение подростков / С.Р. Кажарская. - Мн.: Красико-Принт, 2008. - 123с.

. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: ( Проблемы формирования личности) / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.

. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко. - М.: Академия, 2005. - 528с.

. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456с.

. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - 640с.

. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское пед. агентство, 1996. - 374с.

. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: МОДЭК, 1996. - 513с.

. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1984. - 797с.

. Петровский, А.В. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Р. Ярошевского. - М.: МОДЭК, 1990. - 453с.

. Поляков, А.М. Психология развития: учеб. пособие / А.М. Поляков. -Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 304с.

. Прихожан, А.М. Переживание и ненасыщаемые потребности в контексте концепции Л.И. Божович / А.М. Прихожан // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 172-196.

. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С.38-47.

. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, А.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432с.

. Реан, А.А. Психология подростка / под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 480с.

. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.

. Савина, Е.А. Тревожные дети / Е.А. Савина, Н.С. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 11-28.

. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2007. - 208с.

. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Стресс и тревога в сорте / Ч.Д. Спилбергер. - М.: Мысль, 1983. - 336с.

. Степанов, С.С. Попытка словаря трудностей / С.С. Степанов // Семья и школа. - 1994. - № 1. - С. 138-154.

. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 304с.

. Хорни, К.Л. Собрание сочинений: в 3 т. / К.Л. Хорни. - М.: Смысл, 1997. - Т. 2. - С. 174-180.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: выявление уровня и характера тревожности, связанной со школой.

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?

. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

. Похож ли ты на своих одноклассников?

. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

. Боишься ли ты временами вступать в спор?

. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста.

При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности;

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58  Е=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е= 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45  Е=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22 Е= 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28 Е= 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47  Е= 8


Результаты

. Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50; > 75%).

. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

. Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение - < 50%; > 50%; > 75%).

. Представление этих данных в виде диаграммы.

. Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).

. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Ключ к вопросам

«+» - Да; «-» - Нет

1.

-

21.

-

41.

+

2.

-

22.

+

42.

-

3.

-

23.

-

43.

+

4.

-

24.

+

44.

+

5.

-

25.

+

45.

-

6.

-

26.

-

46.

-

7.

-

27.

-

47.

-

8.

-

28.

-

48.

-

9.

-

29.

-

49.

-

10

-

30.

+

50.

-

11

+

31.

-

51.

-

12

-

32.

-

52.

-

13

-

33.

-

53.

-

14

-

34.

-

54.

-

15

-

35.

+

55.

-

16

-

36.

+

56.

-

17

-

37.

-

57.

-

18

-

38.

+

58.

-

19

-

39.

+



20

+

40.

-




Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего - со сверстниками).

. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика «автономность-зависимость личности в учебной деятельности» (Г.С. Прыгни)

Цель: выявления индивидуального стиля учебной деятельности.

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные утверждения. Если вы с ними согласны (полностью или преимущественно), то отвечайте «да»; если не согласны - «нет». Ответ «не знаю» при работе с опросником не используйте».

. Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком.

. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.

. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.

. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.

. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную для меня работу.

. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.

. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.

. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.

. После того как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал.

. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует.

. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказываться от намеченного дела.

. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.

. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.

. Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь.

. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.

. Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.

. Я склонен отказаться от работы, которая «не клеится».

Ключ

Да: 1, 5, 11,14.

Нет: 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18.

Обработка результатов

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Учащихся, набравших 11 баллов и выше, следует отнести к группе «автономных». Учащихся, набравших 7 баллов и ниже, следует отнести к группе «зависимых». В отношении учащихся, набравших 8, 9, 10 баллов, определенного заключения сделать нельзя.

Таблица 1 - Результаты по методикам


Таблица 2 - Взаимосвязь школьной тревожности и стиля учебной деятельности

 

 

 

VAR00001

VAR00002

Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,235

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,211

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,235

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,211

.

 

 

N

30

30


Таблица 3 - Взаимосвязь общей тревожности в школе и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,023

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,905

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,023

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,905

.

 

 

N

30

30


Таблица 4 - Взаимосвязь переживания социального стресса и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

,110

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,562

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

,110

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,562

.

 

 

N

30

30


Таблица 5 - Взаимосвязь фрустрации потребности в достижении успеха и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,025

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,894

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,025

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,894

.

 

 

N

30

30


Таблица 6 - Взаимосвязь страха самовыражения и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,190

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,314

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,190

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,314

.

 

 

N

30

30


Таблица 7 - Взаимосвязь страха ситуации проверки знаний и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,049

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,795

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,049

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,795

.

 

 

N

30

30


Таблица 8 - Взаимосвязь страха не соответствовать ожиданиям окружающих и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,397(*)

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,030

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,397(*)

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,030

.

 

 

N

30

30


Таблица 9 - Взаимосвязь низкой физиологической сопротивляемости стрессу и стиля учебной деятельности

   VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

-,301

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,118

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

-,301

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,118

.

 

 

N

30

30


Таблица 10 - Взаимосвязь проблем и страхов в отношениях с учителями и стиля учебной деятельности

  VAR00001VAR00002





Spearman's rho

VAR00001

Correlation Coefficient

1,000

,09

 

 

Sig. (2-tailed)

.

,642

 

 

N

30

30

 

VAR00002

Correlation Coefficient

,09

1,000

 

 

Sig. (2-tailed)

,642

.

 

 

N

30

30


Похожие работы на - Исследование стиля учебной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!