Международное гуманитарное право

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное гуманитарное право

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»



Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Курсовая работа

По дисциплине «Международное право»

на тему

«Международное гуманитарное право»

Выполнила:

Студентка 5 курса ЮЗ-01 группы

Заочной формы обучения

Крюкова Полина Владимировна

Домашний адрес:

, г. Хабаровск,

Ул. Ленина, д. 49, кв. 86

Телефон: 30-40-04



Хабаровск 2014

Содержание

Введение

. Понятие, становление и юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека

.1.Понятие и юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека.

.2. Становление и развитие принципа уважения прав и свобод человека

. Международно-правовая защита общих прав человека

.1. Общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты прав человека

.2. Значение резолюций международных организаций для разработки и принятия международных стандартов в области прав человека

. Международный контроль за реализацией универсальных и региональных международных правовых актов о правах человека

.1. Система организаций, осуществляющих контроль за реализацией международных правовых актов о правах человека

.2. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека

Заключение

Задача

Введение

На сегодняшний момент разработка вопросов совершенствования международно-правовых средств обеспечения мира, безопасности и сотрудничества между государствами играет важную роль. Проблема поддержания всеобщего мира и стабильности на планете остаётся наиболее актуальной во все времена. Положение человека в правовом государстве и гражданском обществе, постоянно является объектом межгосударственных и международных отношений, что вызвано возрастанием материальных потребностей общества, а следовательно важности вопросов образования здравоохранения, культуры, свободного времени, общественной деятельности. В основе современной системы международных отношений лежат международно-правовые нормы, определяющие взаимоотношения между странами и их объединениями и регулирующие деятельность межгосударственных, международных структур и региональных союзов.

В связи с изменением сущности кризисов и конфликтов появились два новых направления международных отношений - кризисных и превентивных, и в их рамках нового подхода к их разрешению со стороны мирового сообщества, групп стран и международных институтов: «принуждения к миру» - санкционированного мировым сообществом применения силы для мирного разрешения кризисов и предотвращения перерастания кризиса в конфликт. «Начав с узкоспециализированной деятельности по защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов и войн, гуманитарная безопасность становится широкомасштабной сферой обеспечения прав человека в любой кризисной ситуации». Основными проблемами современной системы международных отношений становятся: изменение характера деятельности существующих институтов и организаций (в том числе и специализированных), и создание новых, способных решить проблемы все большей гуманизации международной сферы, которая проявляется во всё большем внимании к предотвращению и разрешению кризисов, обеспечении гуманитарной безопасности. Но в реальности мировое сообщество ещё к этому не готово, так как традиционные институты имеют нетрадиционную роль, а в международных структурах, призванных регулировать гуманитарную составляющую современных международных отношений, глубокий кризис.

Наиболее важное значение в процессе выработки и установления международно-правовых норм имеют труды российских учёных-юристов-международников. В трудах П.А.Цыганкова и Г.И.Тункина оживляется дискуссия о границах гуманитарной сферы права. «В последнее время много внимания политическим аспектам гуманитарного сотрудничества и гуманитарной деятельности мирового сообщества и России уделяется на кафедре внешнеполитической деятельности России Российской академии государственной службы при Президенте РФ3». Работы Н.Э.Абдуллаева, О.И.Желновой, В.В.Щеголева разработаны по гуманитарному праву, гуманитарной безопасности и сотрудничеству. Следует выделить и работу профессора В.Н.Дахина по традиционному гуманитарному праву. Хоть за рубежом уже сложилась устойчивая школа исследователей традиционного гуманитарного права, но дискуссия продолжается до сих пор.

В данной курсовой работе будут рассмотрены понятие, становление, и содержание принципа уважения прав и свобод человека, их международно-правовая защита, международный контроль за их реализацией.

1.Понятие, становление и юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека

.1 Понятие и юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека

В общем смысле гуманитарная, то есть обращённая к человеку и гражданину, безопасность рассматривается как мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных конфликтов, внутренних и международных кризисов, имеющих не только международный характер, но и определенные черты гуманитарных катастроф. Традиционно принцип уважения прав и свобод человека нашёл своё косвенное закрепление в Уставе Организации Объединённых наций, подписанном в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., который является первым международным договором, указавшим, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека, и в котором заложены концептуальные и правовые основы для выработки международных мер по защите прав человека. Статья 1 Устава объявляет уважение к правам человека основой и главным средством достижения целей Организации, например, пункт 3 этой статьи преследует следующие цели: «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии», а статья 55 призывает государства-члены и Организацию Объединённых наций к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям

экономического и социального прогресса и развития;) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Для возможности выполнения Организацией Объединённых Наций данной функции статья 13 Устава предоставляет ей определенные полномочия устанавливает деятельность Генеральной Ассамблеи по организации исследования и её следующие рекомендации:

«а) Содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;) Содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

. Дальнейшие обязанности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов, упомянутых выше в пункте 1b, изложены в Главах IX и X». Статья 60 Устава Организации объединённых наций возлагает ответственность за выполнение функций Организации, указанных в настоящей Главе, на Генеральную Ассамблею и, под её руководством на Экономический и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются следующие полномочия:

«1. Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.

.Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения

уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

.Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию.

. Совет уполномочивается созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию». Статьёй 62 Настоящего Устава определены функции Экономического и Социального Совета - ЭКОСОС, а статьями 76 и 87 - системы опеки.

Перенос общечеловеческих, глобальных ценностей в наднациональную правовую систему Европейского Союза является формированием региональных ценностей, присущих именно европейской цивилизации, которые способствуют образованию прямых и обратных связей, обеспечивающих эффективность управления принципиально новым образованием политической власти на наднациональном уровне. Статья 2 Договора о Европейском Союзе говорит: «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека», являющихся общими для государств-членов. Принципы изложены в статье 6 Договора о Европейском Союзе: «Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. Основные права, как они гарантированы Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций, входят в содержание права Союза в качестве общих принципов». Ценности − положительные или отрицательные значимости объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемые их свойствами самими по себе, вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности и социальных отношений, стоят на более высоком уровне в сравнении с принципами, их следует рассматривать как источник принципов права. Например, в Уставе Совета Европы от 5 мая 1949 г. говорится: «Духовные и моральные ценности являются общим достоянием их (государств-членов) народов и подлинным источником принципов свободы личности, политиче-ской свободы и верховенства Права, лежащих в основе любой истинной демократии». «Система ценностей продолжает процесс конституционализации, подкрепленный и запущенный некогда системой общих (основных) принципов права Европейского Союза». «К ценностям Европейского Союза относятся: человеческое достоинство; свобода; демократия; равенство; правовое государство; права человека (в том числе права меньшинств). Ценности обладают рядом характеристик, общих для государств-членов в рамках общества: плюрализмом; недискриминацией;

терпимостью; справедливостью; солидарностью; равенством мужчин и женщин.

Уважение ценностей ставится в обязанность каждому государству-члену».

1.2Становление и развитие принципа уважения прав и свобод человека

Нормы международного гуманитарного права вырабатывались исторически, путём длительного поэтапного развития. Примерно в 480 - 410 годах до нашей эры возникла идея, в основу которой положено известное выражение выдающегося софиста Протагора «человек - мера всех вещей». В Древней Греции приветствовались идеи фатализма, мысль о невозможности изменить человеческую судьбу, но постепенно философы понемногу интересовались человеческим бытием, соотношением человеческого бытия с религией и светскими городами-государствами, данный период можно назвать антропоцентрическим. Софисты первыми утверждали, что человек не зависит от Бога, а сам является творцом своей судьбы, но не говорили о существовании в обществе каких-либо универсальных норм и ценностей. Ученик Сократа - Платон четко разграничил идеи, культуру и традиции, благодаря чему в дальнейшем концепция о нормах и ценностях, основывающихся на достоинстве человека. Впоследствии развилась идея стоиков о естественном праве, смысл которой был в том, что созданные человеком законы представляют собой несовершенные аспекты вечного и неизменного закона, которые могли бы быть применены ко всему миру, и светское право, имеет силу лишь тогда, когда соответствует естественному праву.

В христианской философской мысли периода считалось, что человек играет центральную роль в справедливом социальном и правовом порядке, а десять заповедей бога главенство над светским правом.

Последующее формирование идеи прав человека сопровождалось двумя конфликтами - между духовной и светской властью и между индивидом и государством, но со временем церковь перешла на сторону светской власти, чтобы усилить её легитимность против непокорных индивидов. право свобода человек международный

В период рационализма (XVII-XVIII вв.) свои мысли строились уже на аргументах, а не на откровениях, и постепенно была сформирована доктрина личных прав.

В Дальнейшем появилась концепция общественного договора, предполагавшего, что отношения между государством и его субъектами должны базироваться на договоре, который никакая из сторон не может изменить без согласия другой. Одним из известных учёных этого период является Жан Жак Руссо, который понимал общественный договор как соглашение, в соответствии с которым каждый индивид подчиняет свою собственную волю общей, устанавливающей моральные стандарты, которые имеют общеобязательную силу для всех его членов, а роль государства сводится по крайней мере к представителю или выразителю такой общей воли.

В эпоху Просвещения, внимание было направлено больше на права индивида, чем на объективные нормы, и новая «теория прав» заменила предшествовавшую ей «теорию закона».

Принципы естественного права, явившиеся ядром торжественных деклараций американской и французской буржуазных революций, были сформулированы как вечные и нерушимых прав человека как гражданина.

Первый классический представитель идеологии естественного права - Джон Локк придерживался концепции естественного возникновения государства, то есть изначальное состояние полной свободы людей, где волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь «голосом природы», требующим не вредить друг другу, а организованная община создаётся посредством общественного договора, в основу которого положены согласование и защита личных прав, а личность отдает в пользу государства ровно столько своих прав, сколько необходимо для более полного и свободного пользования оставшейся их частью, и в случае их нарушения имеет право на восстание против деспотического правительства.

В числе документов, явившихся основой для современных деклараций по правам человека и созданных в данной области законодательных актов, можно отметить Великую Хартию вольностей 1215 г., Петицию о праве 1628 г., Habeas corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г., Американскую декларацию независимости 1776 г., где сказано: «все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемые правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью», и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., которая и сегодня считается классической формулировкой естественных прав человека.

В XVIII-XIX веках принято множество деклараций, отражавших общую тенденцию - становление капиталистических отношений, а в рамках отдельных государств и будучи рожденными национальной философско-правовой мыслью, - специфику отдельных государств, и предназначавшихся для защиты прав человека.

По мере мирового развития, при создании новых сфер социально-политических и правовых отношений, стало необходимым образование других наднациональных правовых актов, политических институтов и правовых механизмов их реализации, что более всего понадобилось в период первой и второй мировых войн. Если до второй мировой войны международное право понималось только как правовой механизм, регулирующий межгосударственные отношения, определяющий соответствующие сферы влияния, а отношение государств к своим субъектам в области защиты их прав считалось чисто внутренним делом, то после мировое сообщество пришло к созданию надежной системы защиты прав человека, которая охраняла основные ценности нашей цивилизации. И первым международным договором, указавшим, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека, как уже было сказано выше, является Устав Организации Объединённых Наций, подписанный в Сан-Франциско в 1945 году. Потом появилась Всеобщая декларация прав человека, подготовленная Комиссией по правам человека менее чем за три года и принятая в Париже Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Важнейшим элементом в развитии системы защиты прав человека является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), объединяющего все государства Западной Европы, а также США и Канаду, подписанный в 1975 г. в Хельсинки, в котором значительное место занимают проблемы прав человека и гуманитарного сотрудничества. Именно этим актом установлены обязательства в области человеческого измерения, - своего рода Декларация принципов, для государств-участников во взаимных отношениях, которой установлена их полная и активная поддержка «Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами»; уважение и применение в отношениях каждого государства «со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях»: Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету» - юридическое равенство, на территориальную целостность, свобода и политическая независимость, уважение права друг друга «свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, устанавливать свои законы и административные правила». Настоящим документом установлены равные права и обязанности для государств-участников, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.

В Заключительном акте Совещания по Безопасности в Европе, принятом в Хельсинки в 1975 году также определены основные направления сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека - «Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН»:

А) Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды: экономические и социальные аспекты мигрирующей рабочей силы (например,поощрение «усилия стран происхождения, направленные на расширение возможностей занятости для своих граждан на своей территории.

Б) Сотрудничество в гуманитарных и других областях - контакты между людьми, контакты и регулярные встречи на основе семейных связей, воссоединение семей, браки между гражданами различных государств, поездки по личным или профессиональным причинам, улучшение условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе, встречи между молодежью.

Конкретные направления сотрудничества государств: спорт, расширение контактов, информация, устная информация, печатная информация, Кино-, радио- и телевизионная информация.

Б) Сотрудничество и обмены в области культуры: расширение связей; взаимное ознакомление; обмен и распространение; доступ)

В) Сотрудничество и обмены в области образования (расширение связей, доступ и обмены, наука, иностранные языки и цивилизации, методы преподавания). Так был сделан большой шаг к претворению в жизнь принципа уважения основных прав и свобод человека и гражданина.

2. Международно-правовая защита общих прав человека

.1 Общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты прав человека

С XIX века во многих странах активно разрабатывалась система договорных правил с целью ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты мирного населения, определения статуса воюющих, нейтральных, военнопленных и интернированных. О дальнейшем развитии общества свидетельствуют разработка, принятие и совершенствование государствами различных международно-правовых документов, регламентирующих стандарты прав человека, например, Женевская конвенция 1864 г., Петербургская декларация 1868 г., Брюссельская декларация 1874 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, Женевские конвенции 1949 гг., Дополнительные протоколы к ним 1977 г. Нормы современного международного гуманитарного права имеют важное значение в регулировании международных отношений, и являются результатом целенаправленной практики государств в соответствующей сфере жизнедеятельности. Согласно положениям статьи 60 Устава Организации Объединённых Наций, она может «в частности, рекомендовать государствам ратифицировать подготовленные в рамках Организации Объединённых Наций международные договоры о правах человека. В результате систематического использования данной процедуры, предусмотренной в п. 3 ст. 62, в настоящее время действует около 200 документов Организации Объединённых Наций о правах человека».

Ещё одним немаловажным основополагающим документом о правах человека помимо Устава Организации Объединённых Наций является Всеобщая декларация прав человека, подготовленная Комиссией по правам человека менее чем за три года и принятая в Париже Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г., состоящая из «30 статей, которые можно подразделить на блоки гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Концепция прав человека, изложенная в Декларации, прежде всего основана на» «достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи», следовательно права на свободу и равенство неотчуждаемы и неотменяемы и имеют преимущество перед всеми полномочиями, в том числе полномочиями государства, регулирующего эти права, но не отменяющего. Декларация признаёт необходимость социального внутригосударственного и международного порядка, при котором «могут быть полностью осуществлены» права человека, что чётко выражает мысль «о том, что каждый должен подчиняться требованиям общего благосостояния, определенным организованным обществом, смысл существования которого в любом случае состоит в поощрении прав человека посредством демократии». Статьёй 2 установлен принцип равенства и недискриминации «для всех, без различия расы, пола, языка и религии» и распространяет этот принцип на неограниченную сферу действия, запрещая проведение различий на основе какого-либо иного «положения». В статье 3 сказано о трёх взаимосвязанных основополагающих права: право на жизнь, право на свободу и право на личную неприкосновенность. Статьёй 22 установлено то, что данные права нужны для поддержания достоинства человека и для «свободного развития его личности», предусматривается, право каждого на осуществление этих прав «через посредство национальных усилий и международного сотрудничества»; признается зависимость их эффективного осуществления от ресурсов каждого государства и международного сообщества. В статьях 23 - 27 Настоящей Декларации говорится об экономических, социальных и культурных правах: на социальное обеспечение, на труд, на отдых и досуг, на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека, на образование, право участвовать в культурной жизни общества и в научном прогрессе. Статьями 28 - 30 установлены «обязанности каждого человека перед обществом».

Два международных пакта о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. «в отличие от Декларации, имеют юридически обязательную силу», а потому лежат в основе законодательной базы современной международной системы защиты прав человека, благодаря чему сейчас участниками пактов являются 120 государств на всех континентах.

Хоть в Международном Пакте о гражданских и политических правах 27 статей, а в Пакте об экономических, социальных и культурных правах их всего 15, в обоих пактах есть некоторые идентичные или сходные положения. В преамбулах сказано общее мнение о достоинстве, присущем человеку, и о неотъемлемых правах на свободу и равенство. Статьи 1 обоих пактов говорят о том, что право на самоопределение является универсальным, и призывают все государства взять на себя два обязательства: «поощрять осуществление права на самоопределение» на своих территориях и уважать данное право в соответствии с положениями Устава Организации Объединённых Наций. Оба пакта указывают на «право на самоопределение» всех народов - «в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В силу статей 3 пактов государства-участники обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами и всеми гражданскими и политическими правами, закрепленными в каждом документе. Статьи 5 пактов закрепляют гарантии, призванные предупредить уничтожение или ограничение прав, признанных в других статьях, и сохранить права, признаваемые независимо от пактов. Можно отметить также среди международных правовых актов, закрепляющих стандарты прав человека Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, трактующую понятие «дискриминация в отношении женщин» как «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области», и Конвенцию о правах ребёнка 1989 года, пункт 1 статьи 3 которой гласит: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка».

Следует отметить значительные успехи и на национальном уровне. В России в течение последних десяти лет создана своя национальная система защиты прав человека, отвечающая мировым стандартам. Была создана законодательная база, включающая в себя, прежде всего, Конституцию Российской Федерации 1993 года, вызвавшую изменения почти во всех отраслевых законодательствах в плане закрепления прав и свобод человека, а также Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г. В статье 2 Конституции Российской Федерации 1993 года установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства составляют признание, соблюдение и защита прав и свобод, а значит Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от абсолютного приоритета прав и интересов государства по отношению к правам и интересам личности. В Конституции Российской Федерации 1993 года на первое место выдвинуты личные права и свободы: право на жизнь, достоинство личности, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, свобода мысли и слова. Существенно расширена связь национального законодательства о правах и свободах с международным правом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры объявлены составной частью правовой системы России (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Сформулированы конституционно-правовые принципы реализации прав и свобод, касающиеся и действий государства, и поведения граждан: права и свободы гражданина являются непосредственно действующими; не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие установленные права и свободы; они могут быть ограничены только законом; нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция Российской Федерации наделяет каждого широкими возможностями использовать юридические средства защиты: судебной, обжалованием не только действий и актов, но и бездействия; право выбора юридического средства защиты; институт Парламентского уполномоченного по правам человека; право обращения в международные органы. «Вступление России в Совет Европы и присоединение к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года, расширяет международные гарантии и правовые возможности защиты прав человека и гражданина».

Другим основополагающим актом в области прав человека является Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., во имя утверждения прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства. Декларация основана на признании естественных и неотъемлемых прав человека, которые не могут нарушаться государством в принимаемых им законах и порождают обязательства для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право. Основами декларации являются признание равенства всех перед законом и судом; запрет под страхом ответственности по закону всякой дискриминации; последовательная гуманизация общественных отношений и утверждение человеческого измерения как главного критерия конституционности государственной деятельности; усиление юридических гарантий прав и свобод, закрепленных в Декларации и других законодательных актах. Сама декларация основывается на международных стандартах и предусматривает осуществление прав и свобод человека и гражданина на уровне признанных международным обществом норм и принципов, что «интернационализацией прав человека, которые не являются только внутренним делом суверенных государств, а становятся в современных условиях предметом заботы международного сообщества».

2.2 Значение резолюций международных организаций для разработки и принятия международных стандартов в области прав человека

В международном праве нет исчерпывающего перечня источников, поэтому субъекты международного права сами решают вопрос как о содержании международно-правовых норм, так и об их форме и источниках. Кроме традиционных договора и обычая сегодня в международных отношениях используются источники международного права, которые называются заключительными актами международных конференций и совещаний. Но иногда в международный документ включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае «источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность», что представляет собой способ установления подлинности текста (аутентичности) договора. Источниками международного права необходимо считать только акты конференций и совещаний, зафиксировавших международно-правовые нормы, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1991 г., содержащие правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Заключительные акты конференций и совещаний зачастую, носят юридически обязательный характер, не являясь международными договорами, что подтверждают императивные требования, включенные в текст актов, как «государства обязались соблюдать», «обеспечивать исполнение актов», «приводить свое законодательство в соответствие с актами», поэтому, их следует считать источниками международного права.

В настоящее время формы участия международных организаций в международном нормотворчестве расширяется, и получил активное распространение новый метод создания международно-правовых норм - путем принятия резолюций международных органов и организаций. Резолюцией является решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией, такими как Генеральная Ассамблея Организация Объединённых Наций или же Генеральной конференцией ЮНЕСКО (UNESCO - The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры). Юридическая сила резолюций международных организаций определяется в основном их учредительными документами (уставами). Выделяют два этапа создания нормативных резолюций международных организаций: установление правила поведения и придание ему юридической силы международно-правовой нормы. «В соответствии с уставами большинства организаций резолюции их органов имеют рекомендательный характер», и выделяют две группы нормативных резолюций:

«1) Устанавливающие обязательные для органов данной организации правила и являющиеся частью внутреннего права данной организации (регламенты органов, резолюции о формировании бюджета организации, нормы, регулирующие порядок функционирования этой организации, которым близка концепция «твердого права», порождающие конкретные права и обязанности. В силу статьи 11 Устава Организации Объединённых Наций решения Генеральной Ассамблеи являются рекомендательными, но определённые резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций конкретизируют нормы международного права и даже содержат новые нормы. Например, на XXV сессии 17 декабря 1970 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций одобрила Декларацию принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, в которой впервые устанавливалось, что «никакое государство или лицо, физическое или юридическое, не будет претендовать на права, осуществлять или приобретать права в отношении этого района или его ресурсов, несовместимые с международным режимом, который должен быть установлен, и принципами настоящей Декларации». Данная норма конкретизировалась впоследствии в Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г.

На XV сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в 1960 г. была приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, содержащую нормообразуюшие элементы. А на основе Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций о правовых принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. был разработан Договор по космосу 1967 г.

2) Приобретающие юридическую обязательность в силу отсылки к юридически обязательным нормам международных договоров (стандарты ИКАО - Международной организации гражданской авиации, рекомендации МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии) или внутригосударственного законодательства», например, распоряжение Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 г. «О мерах, связанных с выполнением Резолюции Совета Безопасности Организации Объединённых Наций № 943 от 23 сентября 1994 г.»., благодаря которому Правительство Российской Федерации установило ограничительные меры в отношении Союзной Республики Югославии. Почти во всех межправительственных организациях есть органы, принимающие обязательные для государств-членов резолюции, затрагивающие внутреннюю жизнь организации. Но есть и такие организации, которые одобряют технические правила и стандарты, обязательные при определенных условиях для государств-членов (например, относятся Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО). В данных резолюциях затрагивается «концепция «мягкого права»», к нормам которого, относятся во-первых, нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, не порождающие конкретных прав и обязанностей, а лишь дающие общую установку, а во вторых, резолюции международных организаций, включая резолюции-рекомендации Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (решения по вопросам внутреннего функционирования Организации, по проблемам, выходящим за рамки исключительно внутренних дел и затрагивающим отношения между субъектами международного права).

3. Международный контроль за реализацией универсальных и региональных международных правовых актов о правах человека

.1 Система организаций, осуществляющих контроль за реализацией международных правовых актов о правах человека

«Современная тенденция в развитии международной гуманитарной безопасности (и соответствующего ей международного права) заключается не только в разработке единого понимания прав человека в обществе и государстве, но и в широком использовании в его реализации уже существующих норм, принципов и механизмов».

Современную систему защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

В рамках Организации Объединённых Наций защитой прав человека занимается две категории органов: органы общего назначения и специализированные (11), предназначенные только для защиты прав человека. К органам общего назначения относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Согласно статье 10 Устава Организации Объединённых Наций Генеральная Ассамблея имеет право «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по данным вопросам. В силу пункта 1b статьи 13 Устава она «организует исследования и дает рекомендации» в целях «содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». С начала своей деятельности Ассамблея приняла немалое количество резолюций, в том числе резолюцию о провозглашении Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в 1966 г.

В соответствии со статьёй 34 Совет Безопасности 34 Устава «уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Решения Совета по данным вопросам являются окончательными. На международные нормы в области прав человека Совет ссылается прежде всего в связи с проблемой апартеида (официальной политики расовой сегрегации), и в частности в случаях массовых убийств, совершающихся при апартеиде.

ЭКОСОС - межправительственный орган, действующий под руководством Генеральной Ассамблеи, предпринимающий исследования и выносящий рекомендации по кругу вопросов, затрагивающих «уважение и соблюдение прав человека... для всех», и вопросы «в области экономической, социальной, культурной, образования, здравоохранения и других сопредельных сфер».

Согласно 75 Совет по опеке является международной системой «опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями». Основные задачи системы опеки: «поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии», обеспечивать равенство в экономической и социальной областях и «равное отношение в отправлении правосудия».

Международный Суд - это судебный орган Организации Объединённых Наций, учреждённый согласно Уставу и руководствующийся своим Статутом, состоящий из 15 независимых судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Пункт 1 статьи 34 Устава Суда указывает на то, что «только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом». Международные пакты о правах человека не предусматривают вынесения решений Международным Судом, и последний рассматривал лишь несколько дел, связанных с правами человека, но выносимые Судом решения играют важную роль в определении международного права в области прав человека.

Основной функцией Секретариата является защита и поощрения прав человека и распространение информации об их уважении.

Одним из важных специализированных органов по правам человека является Комиссия Организации Объединённых Наций по правам человека, созданная в 1946 году как вспомогательный орган ЭКОСОС. Основными задачами Комиссии являются: выработка стандартных положений или инструментария прав человека (разработка Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и Международных пактов о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций); совершенствование прав человека (улучшение существующих и принятие новых пактов, изобретение новых, более эффективных механизмов защиты прав человека); реагирование на массовые нарушения прав человека (создание специальных групп для проверки фактов, составления отчётов в случаях обнаружения роста нарушений и осуществление публичной критики нарушений прав человека при помощи процедур «1235» и «1503», получивших такие названия от номеров соответствующих резолюций ЭКОСОС).

Комиссия по положению женщин, действующая в рамках Организации Объединённых Наций, в феврале 1946 г. была подкомиссией Комиссии по правам человека, с июня 1946 года стала межправительственной комиссией, основной задачей которой является «подготовка рекомендаций и докладов ЭКОСОС о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительской областях», дача рекомендаций «Совету по срочным проблемам», направленные на проведение в жизнь принципов равенства между мужчинами и женщинами и методов выполнения таких рекомендаций, и с 1947 года - поощрение гражданских прав женщин. Наряду с комиссиями существуют Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и свободе информации и печати.

Основная цель Комитетов Организации Объединённых Наций - по правам человека и по экономическим, социальным и культурным правам, сходных составу и полномочиям - реализация предписаний Международных пактов о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах.

Должность Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев учреждена Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1951 году для защиты беженцев, не имеющих возможности воспользоваться защитой своей страны, и обеспечения долгосрочных программ для решения их проблем.

Верховный комиссар Организации Объединённых Наций по правам человека, как подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи, осуществляет «общее руководство деятельностью Центра по правам человека», то есть: поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН; приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям и контроль за деятельностью Центра по правам человека.

Функциями Центра Организации Объединённых Наций по правам человека являются - оказание помощи в области прав человека Генеральной Ассамблее и ее Третьему комитету, ЭКОСОС, Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссии по ликвидации расовой дискриминации, Комитету против пыток и комитету по правам ребёнка, составление докладов о реализации международных актов по правам человека.

Кроме Международной системы защиты прав человека существуют региональная, включающая в себя американскую, африканскую и европейскую, и национальная системы. Региональная система защиты прав человека сформировалась в рамках Совета Европы, образованного 5 мая 1949 г. - в день подписания десятью западноевропейскими государствами Устава Совета Европы. В Совет Европы входят Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов, и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Совет Европы создал Европейскую конвенцию 1950 года о защите прав человека и основных свобод, трансформировавшую принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства и закрепившую их в международном договоре на региональном уровне.

В рамках Совета Европы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в сентябре 1958 г. был создан также Европейский суд, в котором число судей должно соответствовать числу членов Совета Европы, а не числу государств - членов Конвенции. «Члены Суда избираются на девять лет (и могут быть переизбраны) Парламентской Ассамблеей большинством голосов из списка кандидатов, представленных государствами - членами Совета Европы». Руководят деятельностью Суда Председатель и его заместителем, избранные им на три года. Суд рассматривает дела, связанные с толкованием и применением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

Один из важных органов по защите прав человека - это Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), объединяющее государства Западной Европы, США и Канаду. Данная европейская региональная организация начала свою деятельность в Хельсинки 3 июля 1973 г. А в 1975 г. в был подписан Заключительный акт, огромную роль в котором играют занимают проблемы прав человека и гуманитарного сотрудничества. СБСЕ - это постоянно действующий региональный орган, разработавший конкретные решения по развитию сотрудничества европейских государств в сфере прав человека: на Общеевропейской встрече в верхах в Париже (1990 г.), на встречах представителей государств-участников СБСЕ, в Белграде (1977 - 1978 гг.), в Мадриде (1980-1983 гг.), в Вене (1986-1989 гг.), в Копенгагене (1990 г.) и в Москве (1991 г.).

«Московское совещание является лишь частью общеевропейских интеграционных процессов».

Межамериканская система защиты прав человека создана в мае 1948 г. в Боготе в рамках Организации американских государств на Девятой международной конференции американских государств, когда был принят Устав, в преамбуле которого указана историческая миссия миссией Америки - «предоставление человеку земли и свободы, а также окружающей среды, способствующей развитию личности и ее устремлений». Американская декларация прав и обязанностей человека принята на той же конференции, предшествуя Всеобщей декларации прав человека более чем на полгода. На Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике 20 ноября 1969 года принята американская конвенция по правам человека, подписанная 12 из 19 латиноамериканских государств - участников конференции, но Конвенция вступила в силу только в 1978 г., потому что только тогда её ратифицировали 11 государств.

В 1981 году Африканская ассамблея глав государств и правительств приняла Хартию прав человека и прав народов, вступившую в силу в 1986 году, которая выдвинула вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, вопросы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами, и предусмотрела создание Комиссии прав человека и народов. Так образовалась Африканская региональная система защиты прав человека была основана.

Вопрос о национальных органах по правам человека обсуждался ЭКОСОС впервые на второй сессии в 1946 г. как вопрос о желательности учреждения информационных групп или местных комитетов по правам человека в пределах своих стран для сотрудничества в развитии деятельности Комиссии по правам человека, обращаясь к государствам-членам.

-29 сентября 1978 года в Женеве проходил семинар по национальным и местным учреждениям, занимающимся защитой прав человека, который принял ряд руководящих принципов, согласно которым национальные учреждения должны выполнять следующие функции:

«действовать в качестве источника информации о правах человека» для правительства и народа всей страны;

оказывать помощь в просвещении общественности и содействии осознанию и уважению ею прав человека;

рассматривать, обсуждать и давать рекомендации в отношении положения какого-либо конкретного дела, которое может сложиться в той или иной стране и рассмотрение которого правительство может передать им;

консультировать по любым вопросам, касающимся прав человека, предписываемым им правительствами;

изучать и следить за состоянием законодательства, судебными решениями и административными распоряжениями, направленными на поощрение прав человека, а также готовить доклады по этим вопросам для соответствующих органов;

выполнять любые функции, которыми правительства могут наделить их в связи с обязательствами данного государства по тем международным соглашениям в области прав человека, участниками которых они являются». Также были выработаны рекомендации, касающиеся структуры таких органов:

«в своем составе отражать широкие слои общественности, вовлекая тем самым различные слои населения в процесс принятия решения в отношении прав человека;

функционировать регулярно при обеспечении беспрепятственного доступа к ним любого члена общества или представителя государственного органа;

в соответствующих случаях иметь местные или региональные консультативные органы для оказания им помощи в осуществлении своих функций».

Очень важной чертой механизма защиты прав человека в России является одновременное функционирование Комиссии и Парламентского уполномоченного по правам человека, учреждение которого в качестве депутата парламента предусмотрено статьёй 40 Декларации прав и свобод человека и гражданина, подпунктом «д» пункта 35 статьи 103 Конституции и Законом «О Парламентском уполномоченном по правам человека Российской Федерации».

В отличие Парламентского уполномоченного от Комиссии по правам человека состоит в том, что он защищает права отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственной власти, а Комиссия занимается вопросами нарушений прав человека, особенно проблемой дискриминации, расследует действия юридических и физических лиц, а также правительства.

Согласно проекту Федеральной программы действий в области прав человека, Комиссия «должна существенно изменить свои функции после принятия Закона и создания института Уполномоченного по правам человека. Рассмотрение индивидуальных жалоб и проведение расследований должны быть отнесены к компетенции Уполномоченного по правам человека. Соответственно Комиссия должна претерпеть существенную реорганизацию и стать консультативно-координационным органом при Президенте Российской Федерации. К задачам Комиссии следует отнести:

консультирование Президента РФ и структурных подразделений Администрации Президента по вопросам прав человека;

подготовку инициатив Президента РФ в области прав и свобод личности;

подготовку заключений по принятым Государственной Думой и направленным на подпись Президенту законам, затрагивающим права человека;

участие совместно с другими ведомствами в выработке позиции Российской Федерации в области прав человека»

Осуществлением международных норм в области прав человека на национальном уровне занимаются также общественные неправительственные организации, такие как центр «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Проектная группа по правам человека, фонд «Право матери». Они помогают конкретным лицам, занимаются просветительской деятельностью, играют огромную роль в формировании общественного мнения в стране и за рубежом, а также в государственной политике в сфере прав человека.

3.2 Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека

Контрольными механизмами являются организационные структуры (например, комитеты, рабочие группы, специальные докладчики), а процедуры - это порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения, причём в рамках одного контрольного органа могут использоваться одни и те же разные процедуры. При применении их международными организациями, они используются без контрольных механизмов, к примеру Комиссией Организации Объединённых Наций по правам человека на пленарных заседаниях.

Лица, входящие в состав любого контрольного механизма, чаще всего действуют самостоятельно в качестве экспертов, судей не отвечают перед своими правительствами за свою деятельность и не получают от них указаний.

Международные контрольные механизмы в области прав человека представляют собой либо коллективные органы (принимающие решения консенсусом или большинством голосов), такие как комитеты или группы либо единоличные - специальные докладчики.

Бывает так, что один орган содержит и контрольные механизмы, предусмотренные договорами по правам человека и созданные международными организациями. Например, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года предусмотрено направление докладов участников о выполнении ими его положений через Генерального секретаря Организации Объединённых Наций в ЭКОСОС. Но ЭКОСОС - это орган, созданный Организацией Объединённых Наций, а не Данным Пактом, поэтому такой контроль возможен после согласия ЭКОСОС выполнять контрольные функции. Точно также при учреждении группы трехконтрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года, группа трёх стала назначаться председателем Комиссии по правам человека ежегодно из членов Комиссии, являющихся одновременно представителями государств - участников Конвенции.

В феврале 1987 г. произошло важное событие в деятельности СБСЕ: именно тогда на Общеевропейской встрече в Вене 17 западных стран приняли предложение (названное «трехступенчатой ракетой») о создании многоступенчатого постоянно действующего механизма контроля за выполнением уже достигнутых договоренностей в области прав человека и контактов между людьми.

В 1946 году ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека. Данный орган также рассмотрел проблемы геноцида предупреждения безгражданства, дискриминации, защиты меньшинств, учреждения Ежегодника прав человека, организации Конференции по вопросу о свободе информации в 1948 году.

Секретариат учредил института Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека, являющегося специализированным органом по защите прав человека.

Комиссия Организации Объединённых Наций по правам человека ежегодно проводит свои сессии продолжительностью шесть недель, а с 1990 года при согласии большинства ее членов может созывать и специальные сессии. ЭКОСОС может вырабатывать для Комиссии инструкции и руководящие принципы.

В состав Комиссии прав человека и народов входит 11 экспертов, действующих в личном качестве. Согласно статье 58 Европейской конвенции, она получает информацию как от государственных, так и от негосударственных организаций и частных лиц, но не взаимодействует с последними, за исключением случаев, предотвращения ими серьезных массовых нарушений прав человека; по поручению Ассамблеи проводит расследование таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Все сообщения рассматриваются конфиденциально до принятия Ассамблеей глав государств и правительств иного решения. Сообщения, свидетельствующие об отдельных нарушениях прав и свобод человека, Комиссия не принимает.

Комитеты, эксперты которых выступают не представителями государств, а действуют в личном качестве, являются авторитетными международными органами в области прав человека, каждый из которых выполняет свои функции: Комитет по правам человека «изучает доклады государств, формулирует замечания общего порядка, рассматривает жалобы государств-участников (называемые сообщениями государств) и рассматривает жалобы отдельных лиц на государства-участники (называемые индивидуальными жалобами или сообщениями)», а Комитет по экономическим, социальным и культурным правам рассматривает доклады и вырабатывает замечаний общего характера, касающиеся содержания прав, признаваемых в документе.

ВКООНДБ решает проблемы с питанием, одеждой и гарантирует приют и получение официального статуса беженца в предоставившей приют стране, обеспечивает «гарантии лицам, претендующим на статус беженца», «использует возможности предъявления обоснованных требований, которые должны быть рассмотрены, право пользования стандартами поведения, содержащимися в официальном инструментарии или в нормах международного права». В Конвенции 1951 года и в Протоколе к ней 1967 года указаны права и обязанности беженцев, положения по вопросам защиты от выдачи, незаконного изгнания, приостановки прав на труд, общего образования и социальной помощи, собственности, право на обращение в суд, свободы передвижения. ВКООНДБ работает с «органами Организации Объединённых Наций, Международной Продовольственной Программой, Программой Развития Организации Объединённых Наций, Детским Фондом Организации Объединённых Наций».

В феврале 1987 года на Общеевропейской встрече Совета по Безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене 17 западных стран приняли предложение о создании многоступенчатого механизма контроля за выполнением уже достигнутых договоренностей в области прав человека и контактов между людьми.

На основании Европейской конвенции 1950 года о защите прав человека и основных свобод образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, наделённые полномочиями рассмотрения жалоб государств и отдельных лиц, когда государства, против которого они поданы, признало компетенцию Комиссии (статья 25 Европейской конвенции по правам человека). Данное наличие 2-х коллегиальных органов является контрольным механизмов, а сам процесс рассмотрения жалоб уже можно назвать контрольной процедурой.

В случае приемлемости жалобы Комиссия рассматривает её по существу в присутствии заинтересованных сторон и проводит расследование, а заинтересованные государства обеспечивают необходимые условия, обменявшись мнениями по данному вопросу с Комиссией. В случае мирного урегулирования спора Комиссия составляет доклад и направляет заинтересованным государствам, Комитету министров и Генеральному секретарю Совета Европы для его публикации, который должен кратко излагать факты и принятое решение. При недостижении такого решения, Комиссия направляет доклад, содержащий её заключение по вопросу о нарушении Конвенции и рекомендации Комитету министров Совета Европы. Согласно пункту 1 статьи 32 «после получения доклада Комиссии Комитет министров решает вопрос о нарушениях Конвенции. Если нарушение имеется, то в силу пункта 3 статьи 32, он обязывает данное государство принять в течение определенного срока меры, в случае невыполнения которых решает вопрос «о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов». Комитет министров рассматривает жалобы только, если они не переданы в Европейский суд по правам человека, в который передаются дела Комиссией по правам человека или государством-участником.

Для рассмотрения дел Европейский Суд образует палату из семи судей, куда должен входить судья, представляющий заинтересованное государство, а остальные определяются жребием. Суд может принять дело только при неудачной попытке достичь урегулирования спора Европейской Комиссией по правам человека, и по истечении трех месяцев, необходимых для разбирательства дела Комитетом министров.

В случае заявления Суда о противоречии полностью или частично принятого национальными властями решения или мер обязательствам, вытекающим из Конвенции, или невозможности внутренним правом устранить последствия вышеозначенного решения или принятых мер, он удовлетворяет иск потерпевшей стороны. Решение Суда является окончательным, обжалованию не подлежит и передается Комитету министров, наблюдающим за его исполнением.

Изначально государства-участники, неправительственные организации и отдельные лица имели право обращаться с запросами к любому правительству о нарушениях основных прав и свобод человека, потом для оценки функционирования этой процедуры было проведено специальное совещания Совета Безопасности и Сотрудничества в Европе, а после предполагался созыв общеевропейской конференции по правам человека, результаты деятельности которых подтвердило, к примеру, Московское совещание конференции по человеческому измерению Совета Безопасноти и Сотрудничества в Европе в 1991 году. Иногда Международные механизмы в области защиты прав человека дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, приводят к принятию не всегда объективных решений, и не справляются со стоящими перед ними задачами самостоятельно, но их создание и увеличение их количества является отражением объективных тенденций международной жизни.

Заключение

На основании изучения понятия, становления, и юридического содержания принципа уважения прав и свобод человека, их международно-правовой защиты, а именно международных документов, закрепляющих стандарты прав человека и резолюций международных организаций в отношении разработки и принятия международных стандартов в области прав человека, и международного контроля за их реализацией, ,можно сделать следующие выводы:

·Принцип всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод является основой международного сотрудничества в экономической, политической, социальной и культурной сферах, и залогом создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями;

·документы, закрепляющие стандарты прав человека и резолюции международных организаций содержат нормы и обязательные положения, которые регулируют международные отношения, и являются результатом практики государств в соответствующей сфере жизнедеятельности; причём существует три уровня современной системы защиты прав человека: международный, региональный и национальный;

·контроль за их реализацией осуществляют международные организации с помощью контрольных механизмов (организационных структур, например, комитеты, рабочие группы, специальные докладчики) и процедур, то есть порядка и методов изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения; защитой прав человека занимается в свою очередь две категории органов: органы общего назначения и специализированные (11), предназначенные только для защиты прав человека.

В современных условиях традиционное гуманитарное право играет важную роль: с одной стороны его целью является защита прав человека в экстремальной ситуации - на войне, в вооруженных конфликтах, с другой -защита прав человека в обществе, например, события 1995-2001 годов в Чечне «показали, что проблемы гуманитарной безопасности становятся частью практической деятельности административных органов всех уровней». Тем не менее, сторона гуманитарного права, касающаяся защиты человека в вооруженных конфликтах, продолжает развиваться («именно война до недавнего прошлого являлась базовым элементом, основным системообразующим фактором международных отношений»), о чём свидетельствует Сообщение для СМИ о заявлении Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека по ситуации на Востоке Украины: «Наконец-то ООН обратила своё внимание и на гибель детей, на опасное положение, в котором они оказались в результате действий украинских силовиков. Особую тревогу вызывает ситуация с детьми-сиротами. Такие действия Киева являются явным нарушением международного гуманитарного права и международного права прав человека. Присоединяемся к требованию Верховного комиссара к правительству Украины расследовать каждое убийство и привлечь преступников к суду. Поддерживаем призыв Н. Пиллай ко всем сторонам сложить оружие и начать диалог в соответствии с положениями Совместной декларации министров иностранных дел Германии, России, Украины и Франции от 2 июля с.г.». С развитием цивилизации, а также системы защиты прав человека увеличивается и уточняется объем этих прав, а их соблюдение становится важнейшими обязанностями и обязательствами государства, и если общество не будет делать шагов к готовности реализовывать соответствующие механизмы и процедуры защиты на практике, особенно на национальном - Российском уровне, система защиты прав человека совершенствоваться не будет.

Задача

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года:

«2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

.каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке».

Согласно пункту 1 данной статьи Настоящей Конвенции «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона», что является основопологающим элементом демократии и правового государства, так как согласно статье 20 Конституции любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов. Кроме того, разбирательство дела судом, созданным на основании закона, означает принятие этим судом решения, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, а также соблюдение судом законодательства о правосудии, например, Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», процессуального законодательства, например, Уголовно-процессуального кодекса, и соблюдение судом основных прав и свобод человека и гражданина.

В силу пункта 2 части 2 статьи 381 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «состав суда считается законным при условии, что в него входят лица, назначенные на должность судьи в установленном законом порядке, действующие в количестве, определенном законом, и не подлежащие отводу. Постановление приговора (определения, постановления) суда незаконным составом суда считается нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену соответствующих судебных решений».

В данном случае в отношении гражданина Посохова были нарушены положения Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» - нарушение порядка отбора народных заседателей и Уголовно-процессуального кодекса - отказ в пересмотре дела в порядке надзора, следовательно в отношении Посохова было нарушено право, предусмотренное пунктом 1 статьи 6 Конвенции Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Список использованных источников

.Устав Организации Объединённых Наций // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

2.«Всеобщая декларация прав человека» Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 460 - 464.

.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 г. // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

.Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 г. // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т.1.

.Европейская конвенция по правам человека 1950 года// Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

.Устав Совета Европы (Лондон, 5 мая 1949 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1390.

.«Американская конвенция о правах человека» (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969). Договаривающиеся стороны // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 720 - 736.

.«Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции» (Принята 17.12.1970 Резолюцией 2749 (XXV) на 1933-ем пленарном заседании

.Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был. СПС «Консультант плюс».

.Статут Международного Суда1945. // Международное право в документах. Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 658-668.

.«Договор о Европейском Союзе» (Вместе с Протоколами, «Соглашением о социальной политике», «Заключительным актом», Декларациями) (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211 - 224.

.«Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975 г.) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 58 - 80. (Извлечение).

.Резолюция 11(II) (2) Экономического и Социального Совета16 февраля 1946 года // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

.Резолюция 11(II) (2) Экономического и Социального Совета16 февраля 1946 года // Международное публичное право : сб. документов. - М. : БЕК, 1996. Т. 1.

.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/141. Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

.Декларация прав и свобод человека и гражданина (утв. СНД СССР 05.09.1991 № 2393-1) // «Ведомости СНД СССР и ВС СССР», 1991, № 37, ст. 1083.

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 14.04.2014, № 15, ст. 1691.

.Федеральный закон от 02.01.2000 № 37-ФЗ (с изм. от 14.11.2002) «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // «Российская газета», № 5, 10.01.2000.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. (в ред. от 07.12.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

22.Распоряжение Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 г. «О мерах, связанных с выполнением Резолюции Совета Безопасности Организации Объединённых Наций № 943 от 23 сентября 1994 г.

.Федеральная программа действий в области прав человека (Проект) (Москва, июнь 1994 г.) // Права человека в России международное измерение: Сб. документов. Вып. 1. М.: Права человека, 1995.

.«О заявлении Верховного комиссара ООН по правам человека по ситуации на Востоке Украины 1634-05-07-2014» Сообщение для СМИ. 5 июля 2014 года. // Министерство Иностранных дел Российской Федерации.

.А. С. Заботкин, Вклад ученых дореволюционной России в развитие международного гуманитарного права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.10 - Международное право; Европейское право. Науч. рук. Г. С. Стародубцев. - М.,2008. - 23с. Библиогр.: с. 22.4. ссылок.

.А.С. Васильева, Гарантии принципа уважения прав человека в Европейском праве:Дис…, кандидат юридических наук: 12.00.10 - Международное право; Европейское право. - М., 2012. - 221 с.

.Кузнецова А.В. Нормотворческая деятельность Генеральной ассамблеи ООН // Право и политика.- 2007.- № 6. - С.54-59.

.Р.А. Злотин, Политические аспекты международного гуманитарного права: Дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.04 М., 2001. 136 с.

.Сальников В. П., Цмай В. В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1.

.В.Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011 г. - 97 стр. // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aup.ru/books/m233/5_2.htm (14.11.2013).

Похожие работы на - Международное гуманитарное право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!