Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы















Курсовая работа

Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Прокуратура как система органов

.1 Понятие прокуратуры, ее правовая основа

.2 Системность в осуществлении деятельности органами прокуратуры

Выводы по разделу

. СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

.1 Состав и полномочия прокуратуры РФ

.2 Генеральная прокуратура

.3 Территориальные прокуратуры

.4 Специализированные прокуратуры

.5 Следственный комитет Российской Федерации

.6 Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы

Выводы по разделу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

следственный комитет генеральная прокуратура

ВВЕДЕНИЕ

До нынешнего времени является дискуссионным вопрос, к органам какой ветви государственной власти следует относить прокуратуру. Одним из базовых пунктов современной правовой реформы является вопрос о роли прокуратуры в структуре государственной власти.

Активное обсуждение вариантов реформы прокурорского надзора началось в начале 90-х годов и продолжается в настоящее время. В Российской Федерации прокуратура является уникальным органом с особым конституционным статусом, который способен осуществлять эффективный надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства федеративного государства.

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками успешного осуществления деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления деятельности органов прокуратуры.

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний. Эти знания нужны не только для будущей профессиональной практики во всех сферах юридической деятельности после окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома. Ими должен владеть судья и прокурор, следователь и дознаватель, адвокат и юрист, работающий в законодательном или исполнительном учреждении, в государственной или частной коммерческой либо производственной организации.

Цель данной работы - рассмотреть структуру органов прокуратуры, их полномочия, систему взаимодействия и вопросы кадровой политики.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

.Рассмотреть структуру органов прокуратуры РФ.

2.Познакомиться с правовой основой прокуратуры РФ и спецификой работы

её системы.

.Изучить схему взаимодействия органов прокуратуры.

4.Изучить требования к сотрудникам органов прокуратуры.

1. прокуратура как система органов

1.1 Понятие прокуратуры, ее правовая основа

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции <#"justify">В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

Органы прокуратуры:

·осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

·действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

·информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

·надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

·надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

·надзор за исполнением законов судебными приставами;

·надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

·уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

·координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

1.2 Системность в осуществлении деятельности органами прокуратуры

Под системой понимается множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и составляющих целостное образование. Слово «система» происходит от греческого systema - «(целое) составление из частей», «соединение». Понятие «орган», как составная часть системы, означает «государственное или общественное учреждение», «организация», «печатное издание, принадлежащее какой-нибудь партии, организации или учреждению». Слово «орган» происходит от греческого (organon) и дословно переводится, как «орудие», «инструмент», «средство».

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Система органов прокуратуры закреплена в Законе о прокуратуре и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Эта система строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России.

Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ, так как обладают:

·признаком единства, то есть не входят ни в какую иную систему органов;

·признаком централизованности, то есть подчинения каждого нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ;

·признаком единства основных целей и задач, стоящих перед каждым прокурором;

·признаком единства полномочий, предоставленных каждому прокурору в пределах его компетенции;

·признаком единства законодательства, регулирующего деятельность прокуроров.

Выводы по разделу 1

В результате рассмотрения вопроса о прокуратуре как системе органов мы выяснили следующее:

1.Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, деятельность прокуратуры регулируется указами Президента Российской Федерации.

2.Система органов прокуратуры - единая централизованная система. Она строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России.

3.Системность органов прокуратуры проявляется в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Результаты деятельности нижестоящих прокуратур во многом зависят от деятельности вышестоящих прокуратур (постановка конкретных задач, контроль исполнения, обеспечение кадрами и т.д.), а результаты работы вышестоящих прокуратур прямо определяются результатами деятельности нижестоящих. Так, прокуратура субъекта РФ характеризуется объемом и качеством работы, выполненной всеми городскими и районными прокуратурами, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ. Генеральный прокурор представляет отчет в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ не только о работе Генеральной прокуратуры РФ, а о работе всех прокуратур РФ. Оптимальная организация работы в органах прокуратуры является важнейшим условием ее эффективного функционирования. Как и любой другой государственный орган, прокуратура представляет собой определенную организацию, т.е. устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда.

.Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

2. Структуры органов прокуратуры

2.1 Состав и полномочия прокуратуры РФ

Прокуратура и ее органы призваны осуществлять прокурорский надзор в государстве. Основной целью и задачей прокурорского надзора является осуществление надзора за исполнением законов на территории страны с тем, чтобы обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Этот институт власти имеет обособленное место, поскольку прокуратуры не входят ни в одну ветвь государственной власти и призваны следить за тем, чтобы на всей территории Российской Федерации точно и единообразно исполнялся закон органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Прокуратура РФ представляет собой федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РФ.

Система органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):

) второе звено - прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная; ЗАТО города Межгорье и комплекса "Байконур"; военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ России; Московская городская военная;

) третье (низовое) звено - прокуратуры районов, городов (в городах без районного деления) и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры.

Органы прокуратуры делятся на:

·территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ;

·специализированные прокуратуры, действуют на правах областных или районных прокуратур.

К территориальным прокуратурам относятся:

·прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

·прокуратуры городов, районов.

К специализированным относятся:

·военная прокуратура;

·транспортная прокуратура;

·природоохранная прокуратура;

·прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;

·научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ и др.);

·редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами (редакция журнала "Законность").

К принципам организации различных типов прокуратур можно отнести:

·административно-территориальный (прокуратуры субъектов РФ, районов и городов);

·отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности (специализированных прокуратур);

·постоянной дислокации воинских частей и подразделений (органы военной прокуратуры).

2.2 Генеральная прокуратура

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, он имеет в своем подчинении:

·первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

·советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений;

·помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Полномочия Генерального прокурора РФ представляют собой:

·руководство деятельностью органов прокуратуры и осуществление контроля их работы. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы органов прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

·назначение на должность и освобождение от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры РФ также назначаются Генеральным прокурором РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ назначение прокуроров субъектов Российской Федерации происходит по согласованию с последним.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

2.3 Территориальные прокуратуры

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В настоящее время в составе России 89 субъектов. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура. Важным системным качеством прокуратуры РФ является то, что прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генпрокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией <#"justify">Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации определены в приказе Генеральной прокуратуры от 7 мая 2008 г. N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»:

·надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениями по административным округам);

·надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

·участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

·надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

·надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

·рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров;

·организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;

·участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

·координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов Российской Федерации;

·анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;

·руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур;

·взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

2.4 Специализированные прокуратуры

В систему прокуратуры Российской Федерации входят также специализированные прокуратуры.

К ним следует отнести:

·военные прокуратуры;

·природоохранные прокуратуры;

·транспортные прокуратуры;

·прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;

·прокуратуры по надзору за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах (так называемые «спецпрокуратуры»).

Систему органов военной прокуратуры составляют:

·Главная военная прокуратура;

·военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

· Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

· военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В 1980-1990 гг. практически во всех субъектах Российской Федерации были образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных, подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиям.

Транспортные прокуратуры, в настоящее время переподчиненные (на правах районных прокуратур) прокуратурам субъектов Российской Федерации, осуществляют надзор за исполнением законов на железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах были созданы более 40 лет назад и специализируются по осуществлению надзора за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных объектах и отдельно расположенных воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России. Данные прокуратуры действуют на правах районных и подчиняются прокурорам субъектов Российской Федерации.

Прокуроры названных прокуратур производят предварительное следствие по всем делам о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью объектов, а также о преступлениях, совершенных военными строителями и военнослужащими, занятыми на строительстве, в охране и при эксплуатации особо важных и режимных объектов, независимо от места совершения.

В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами. Среди них необходимо выделить научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, юридические институты Генеральной прокуратуры в Санкт-Петербурге и Иркутске. Кроме того, в системе органов прокуратуры имеются 5 региональных учебных центров.

В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.

Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратур, действующих в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и на особых режимных объектах, подчиненных прокурорам соответствующих субъектов РФ. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в ЗАТО, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов. Применительно к структуре оборонного комплекса и ЗАТО организуются подразделения служб ФСБ и МВД России, следственные подразделения, поднадзорные прокуратуре.

2.5 Следственный комитет Российской Федерации

Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

В 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации» с 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации (СК России). Допустимо также использование названия Следственный комитет России (СКР).

Функции у сотрудников Следственного комитета остались прежние.

В соответствии с указанным законом недопустимо воздействие со стороны каких-либо органов, объединений и организаций на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности. Сотрудник Следственного комитета имеет право: беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;

·входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

·требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

·вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Одновременно с Законом «О Следственном комитете Российской Федерации» внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс». Следственный комитет расследует все уголовные дела о взяточничестве, коммерческом подкупе, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и в отношении них.

Основными задачами Следственного комитета являются:

·оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

·обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

·осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

·организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

·осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

·разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

·совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

·определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

2.6 Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы

Служба в органах и учреждениях прокуратуры - один из видов федеральной государственной службы. Прокурорами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме наличия высшего юридического образования кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним следственных отделов Следственного комитета при военных и специализированных прокуратурах в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

На должности прокурора района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

·имеет гражданство иностранного государства;

·признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

·лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

·имело или имеет судимость;

·имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

·состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

·отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Кроме выше указанных требований к работникам прокуратуры, следует указать и на психологические аспекты работы. Многие задачи, встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, не имеют простого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартного алгоритма действий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителей данной профессии таких качеств, как развитое воображение, интуиция, эвристичность мышления. Так же профессиональная деятельность прокурора характеризуется большим количеством контактов с различными людьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти и управления, личное участие в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых осуществляется коммуникативная деятельность прокурора, протекающая в форме процессуального или непроцессуального общения.

Таким образом, важнейшим условием эффективности и действенности прокурорского надзора в борьбе с нарушением законности является качественный подбор кадров для органов прокуратуры.

Выводы по разделу 2

В результате изучения структуры органов прокуратуре мы выяснили:

.Общую систему прокуратуры Российской Федерации можно представить как своеобразную пирамиду, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации, и состоящую из трех звеньев: Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации (и приравненные к ним прокуратуры), прокуратуры городов и районов (и приравненные к ним прокуратуры).

2.Основной целью и задачей прокурорского надзора является осуществление надзора за исполнением законов на территории страны с тем, чтобы обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

.Сложившаяся в настоящее время криминогенная обстановка, угроза терроризма, широкая распространенность некриминальных правонарушений указывают на необходимость более четкой координации усилий всех правоохранительных органов с целью повышения эффективности в борьбе с преступностью, исключения параллелизма, дублирования, приводящего к ненужным затратам государственных средств. По своему месту и роли в государственном механизме, формам и методам деятельности органы прокуратуры способны решить эту важнейшую задачу.

.С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации (СК России). В соответствии с ФЗ Российской Федерации № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации» недопустимо воздействие со стороны каких-либо органов, объединений и организаций на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности.

Заключение

В результате проведенной работы мы установили, что существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации.

Прокуратура Российской Федерации - многофункциональный орган, что обусловлено направленностью ее деятельности на обеспечение единого законодательного и единообразного правоприменительного пространства на всей территории страны.

Делая выводы, следует отметить, как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства.

Путь развития Российской прокуратуры зависит:

·от политики России, которая должна проводиться в направлениях, отвечающих национальным интересам, национальным идеям, усилению государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи;

· от развития федеративных отношений, объема прав которые имеют субъекты РФ и какие полномочия останутся за центром, и как это скажется на структуре законодательства;

·от направлений судебной реформы и к каким позитивным результатам она может привести в плане защиты прав и свобод граждан, как будут перераспределяться правозащитные полномочия между судами, прокуратурой и другими правоохранительными и иными органами;

·от позитивного опыта организации и деятельности Российской прокуратуры и международного сотрудничества Прокуратуры РФ с органами прокуратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями.

Повышению роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа, а, следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующего прокурорский надзор.

В этой связи представляется крайне необходимым в Конституцию РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Федерации», в которой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения их от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом. Этот закон мог бы воспроизвести основные положение ныне действующего закона о прокуратуре. В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокуратур, полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому такие самостоятельные главы, как: «Генеральная прокуратура Российской Федерации», «Прокуратуры субъектов Российской Федерации», «Районные прокуратуры» и другие главы, хотя бы в кратком виде закрепить процедурные вопросы деятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламентировать в специальной главе вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положительно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Раздел 1. Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

.Федеральный закон О прокуратуре РФ от 17.11.95 г. в ред. ФЗ от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ.

.Приказы и указания Генерального прокурора РФ, носящие руководящий характер - № 46 от 5 ноября 1990 года Об организации работы транспортных прокуратур.

.ФЗ Российской Федерации № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации».

.Приказ Генпрокуратуры России от 09.02.2012 N 39.

Раздел 2. Литература

.Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: Издательство НОРМА (Изда¬тельская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. - 384 с.

.Пронякин Д.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2005. - 106 с.

.Будаев, К. Прокуратура и конституционные, уставные суды субъектов РФ / К. Будаев // Законность.- 2000.- № 9. - С. 3 - 4.

.Ломовский, В.Д. Стадии прокурорского надзора: понятие, значение, система / В.Д. Ломовский. - Екатеринбург. 1981.

.Скуратов, Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в РФ /Ю.И. Скуратов //Законность. -1998.- № 3.

Похожие работы на - Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!