Правовые основы деятельности прокуратуры Шпаковского района Ставропольского края
Содержание
Введение
. Основные положения
. Система органов прокуратуры РФ
. Структура Прокуратуры
.1 Структура Генеральной Прокуратуры
.2 Структура Прокуратуры субъектов Российской Федерации
. Делопроизводство в прокуратуре
Заключение
Список используемых источников
Введение
Я, Вершенник Олег Юрьевич, студент 3
курса филиала РУДН в г. Ставрополе, факультета юриспруденция, проходил
производственную практику в прокуратуре Шпаковского района Ставропольского
края, в период с 17 июля по 31 июля 2013 года, под руководством прокурора
Шпаковского района старшего советника юстиции Анисимова Олега Анатольевича.
При прохождении производственной
практики необходимо было:
изучить систему органов Прокуратуры
РФ и основные направления ее деятельности;
ознакомиться со структурой
Генеральной Прокураты РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры города (района);
ознакомиться с должностным составом
прокуратуры и их должностными обязанностями;
изучить работу канцелярии
прокуратуры и порядок ведения делопроизводства в прокуратуре;
ознакомиться с практикой
осуществления прокурорского надзора за:
а) исполнением законов органами
исполнительной власти, органов законодательной власти субъектов РФ и местного
самоуправления и должностными лицами и организациями;
б) за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина.
прокуратура надзорный
делопроизводство
1.
Основные положения
Прокуратура РФ - единая федеральная
централизованная система органов, осуществляющих от имени российской Федерации
надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Прокуратура Российской Федерации
составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы
прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации
Правовую основу организации
прокуратуры составляют:
Закон «О прокуратуре РФ» (раздел
II);
Указ Президента РФ от 01.08.2007 г.
№ 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ»;
Приказ Генерального прокурора РФ от
30.03.2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за
исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых
административно-территориальных образованиях»;
Приказ Генерального прокурора РФ от
15.01.2003 г. № 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ»;
Приказ Генерального прокурора РФ от
09.09.2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»;
Приказ Генерального прокурора РФ от
28.12.1998 г. № 93 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в
органах и учреждениях прокуратуры РФ» (с изм. От 21.10.2003 г.);
Приказ Генерального прокурора РФ от
05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в
федеральных округах».
.
Система органов прокуратуры РФ
Прокуратура РФ представляет собой
федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений.
Наиболее наглядно она представлена
на рис.1.
Рис.1 Система органов Прокуратуры РФ
3. Структура Прокуратуры
.1 Структура Генеральной Прокуратуры
Структуру Генеральной прокуратуры
Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В
соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года
№12-111 Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:
Секретариат Генерального прокурора
Российской Федерации (на правах управления);
Организационно-контрольное
управление;
Управление кадров;
Управление по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов;
Главное следственное управление,
включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и
оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел;
Управление по надзору за
расследованием преступлений органами прокуратуры;
Организационно-методическое
управление;
Управление по расследованию особо
важных дел;
Отдел по надзору за расследованием
особо важных дел - на правах управления;
Отдел криминалистики - на правах
управления;
Управление по надзору за исполнением
законов о федеральной безопасности;
Главное управление по надзору за
исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на
Северном Кавказе;
Управление по делам
несовершеннолетних и молодежи;
Второе управление;
Управление по надзору за законностью
судебных постановлений по уголовным делам;
Управление по надзору за законностью
постановлений судов по гражданским делам;
Управление по обеспечению участия
прокуроров в арбитражном процессе;
Управление по надзору за исполнением
законов на транспорте и в таможенных органах;
Управление по надзору за законностью
исполнения уголовных наказаний;
Управление правового обеспечения;
Международно-правовое управление;
Отдел реабилитации жертв
политических репрессий (на правах управления);
Центр информации и общественных
связей (на правах управления);
Управление по надзору за исполнением
налогового законодательства;
Отдел писем (на правах управления);
Приемная (на правах управления);
Первый отдел (на правах управления);
Управление делами;
Управление делопроизводства;
Отдел по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления);
Главная военная прокуратура.
Генеральная прокуратура РФ является
центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ.
Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на
должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента
РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. Он имеет первого заместителя
и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом
Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ
имеет также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор
РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их
работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры
приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности
органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных
работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее
прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за
выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре образуется
коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других
прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения
реализуются приказами Генерального прокурора.
В состав Генеральной прокуратуры РФ
входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура РФ,
которые возглавляются заместителями Генерального прокурора РФ; различные
управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по
уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по
гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями
деятельности прокуратуры и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за
расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники
управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального
прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный
совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью
органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники
органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается
Генеральным прокурором РФ.
.2 Структура Прокуратуры субъектов
Российской Федерации
Прокуратуры субъектов Российской
Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются
соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются
от нее Генеральным прокурором РФ на срок 5 лет. Назначение прокуроров субъектов
Российской Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной
власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к
ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и
городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных
актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные
для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и
заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного
органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются
коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие
прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы
деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций
Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.
Структурно прокуратуры субъектов
Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры
состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и отделов являются
старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации,
которые назначают их на должность и освобождают от нее.
4. Делопроизводство в прокуратуре
Прохождение практики началось в
канцелярии прокуратуры, где я сортировал архив, оформлял дела, изучал различные
формы документов, и помогал осуществлять другие функции, присущие канцелярии.
Делопроизводство в прокуратуре
ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры
Российской Федерации и их учреждениях» (утв. приказом Генеральной прокуратуры
РФ от 29 декабря 2011 г. № 450).
Делопроизводство в органах и
учреждениях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке,
являющемся государственным языком Российской Федерации, а также на
государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура
или ее учреждение. Порядок использования языков в официальном делопроизводстве
определяется законодательством Российской Федерации и республик.
Реквизиты бланков документов,
печатей, штампов и вывесок прокуратур и учреждений оформляются на русском языке
и государственном языке республики в составе Российской Федерации.
Общее руководство делопроизводством
осуществляет один из руководителей прокуратуры.
Документы и содержащиеся в них
сведения не подлежат разглашению. С этими документами могут знакомиться только
работники, имеющие к ним непосредственное отношение. Передача другому
исполнителю дел, незаконченных надзорных и наблюдательных производств,
ознакомление с ними других должностных лиц, выдача им справок или сведений
служебного характера, копий документов допускается только по указанию
руководителя, который принимает меры к охране конфиденциальности сведений и
несет персональную ответственность за их защиту.
Порядок предания гласности
материалов прокурорской деятельности устанавливается специальными приказами и
указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов
Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных
прокуратур (далее - прокуроры субъектов Российской Федерации).
Каждому гражданину либо его
представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность
знакомиться с документами и материалами.
Решение (письменное) о
предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель
органа прокуратуры, структурного подразделения. Прокурорский работник,
ознакомивший гражданина с документами, составляет соответствующую справку.
В случае отказа в удовлетворении
просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения
дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи
действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с
указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.
Учет документов происходит
посредством их записи в книги, карточки, надзорные производства, описи.
Ведутся, например, учет надзорных производств по жалобам, уголовным,
гражданским и хозяйственным делам; регистрация приказов и распоряжений; учет
писем, бандеролей, посылок; учет дел, проверяемых в порядке надзора; учет
следственных дел; учет вещественных доказательств, ценностей, иного имущества,
изымаемых органами предварительного следствия и дознания (Приложение).
На всех указанных в документах лиц
(заявителей, обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.)
заводятся карточки.
Указанная карточка заполняется
немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с
протоколом.
Заполненная и подписанная следователем
карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних
дел.
Что касается учёта лиц, совершивших
преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу
прокурором утверждено обвинительное заключение.
Учёту подлежат также лица, уголовные
дела, по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела
отказано: в связи с истечением сроков давности; вследствие акта амнистии или
помилования; в отношении умершего обвиняемого; в связи с изменением обстановки.
Учёт уголовных дел, необходимый для
отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании
карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела,
заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после
принятия по делу одного из следующих процессуальных решений: возбуждения
уголовного дела; соединения уголовного дела; утверждения прокурором
обвинительного заключения; передачи дела по подследственности; прекращения
дела; приостановления дела; изъятия прокурором дела и передачи его для
расследования другому органу; возвращения дела на дополнительное расследование
прокурором или судом; продления срока расследования; предъявления для
ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику.
Сведения для заполнения документов
первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел,
судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами
(инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные
для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, районным
судьёй, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку
документы первичного учёта являются исходным материалом для составления
высококачественной официальной статистической отчётности как первой и основной
формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы
с преступностью.
В содержание работы по
делопроизводству в органах прокуратуры входит организация документооборота,
учет объема документооборота, контроль за исполнением документов, правила
оформления документов, правила машинописного оформления документов, порядок
размножения и снятия копий с документов, выполнение переводов, составление
номенклатуры дел, формирование дел и надзорных производств, обеспечение
сохранности документов, учет, хранение и использование печатей и штампов.
В ходе прохождения практики в
прокуратуре г. Михайловска я ознакомился с делами, по которым велось надзорное
производство, и рядом отказных материалов. Ознакомился с порядком оформления
всех актов прокурорского реагирования: протесты, представления, постановления,
предостережения и др. (Приложение)
Заключение
Прокуратура РФ представляет из себя
единую систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим и генеральному
прокурору. Прокурорская система - это не просто сумма составляющих ее звеньев,
а централизованно устроенная совокупность органов прокуратуры,
характеризующаяся структурным единством и общностью функций надзора за
соблюдением законов.
За время прохождения практики я
ознакомился с основными разделами и направлениями деятельности прокуратуры:
мною была освоена нормативная база на которой основывается деятельность органа
прокуратуры, общая организация работы и основы делопроизводства; организация
работы по борьбе с преступностью и методикой надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное
расследование; методика надзора за исполнением законов и законностью правовых
актов; организация работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении
уголовных, гражданских, арбитражных дел; методика надзора за исполнением
законов в местах временного содержания задержанных и следственно-арестованных.
Мною было изучено планирование
работы в прокуратуре района, распределение обязанностей между прокурором, его
заместителями, помощниками прокурора и следователями; порядок осуществления
приема посетителей; характер и формы взаимодействия прокуратуры с
правоохранительными и другими органами власти и управления.
В целом практика прошла успешно и
продуктивно: я узнал много нового и нужного о функционировании нашей правовой
системы, почерпнул знания о применении российского законодательства на
практике.
Список используемых источников
1.Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ)
. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 янв. 1992 г. №
2202-1 (ред. от 01.07.2010)
. Назаров С.Н. Прокурорский надзор. \М., 2003
. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации.
Екатеринбург. 140 с. 2004.
. Чурилов А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства
о занятости населения. Учебное пособие. М., 2004.
. Дьяченко М.С. Прокуратура Российской Федерации. М., 2007
. Берензон А.Д., Гудкович Ю.Д. Прокурорский надзор за исполнением
законов органами вневедомственного контроля и взаимодействие прокуроров с ними
при осуществлении общего надзора. М., 2001
. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор. М., 2005