Права и свободы человека и гражданина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права и свободы человека и гражданина

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

Юридический факультет заочная форма обучения

Специальность 030501.65 - «Юриспруденция»







КУРСОВАЯ РАБОТА

Теория государства и права

Тема: Права и свободы человека и гражданина

Слушатель 1 курса 103 уч. группа

юридический факультет

Капитан внутренней службы

Мальцев Сергей Михайлович






Рязань

г.

СОДЕРЖАНИЕ:

право свобода личность осужденный

Введение

. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Юридические обязанности

.1 Понятие основных прав и свобод человека и гражданина

.2 Юридические обязанности

. Правовой статус личности. Особенности правового статуса осужденного

. Роль ФСИН России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством».

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право - это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Право - система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Свободы - права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их».

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;

) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;

) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

) ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина - это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой - связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход - позитивистский - исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».

1.2 Юридические обязанности личности

Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они - условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе.

Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на «силонос» начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении.

Обязанность отвечает также интересам самого нравообязанного лица, а в конечном счете - целям и задачам всей политико-правовой системы. Без этих инструментов общество быстро превратилось бы в некий рыхлый и неуправляемый анархо-синдикат. Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

Юридическая обязанность - вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение» в жизнь. Она - законная преграда на пути произвола, хаоса, своеволия, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего нормальному развитию общества.

Обязанность тесно связана с субъективным правом; это парные, взаимозависимые понятия. Известно, что любая правовая норма носит представительно-обязывающий характер и уже поэтому предусматривает как возможное, так и должное поведение. Обязанность - способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право - это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность - область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связанность ради общего блага.

Функциональное назначение юридических обязанностей - корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.

Все эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом дачные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности - обратная сторона прав.

Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, пронозглащающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление нрав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».

На практике многим правам нередко придавалось столь же непререкаемое (императивное) значение, как и обязанностям (например, праву участвовать в выборах, праздничных демонстрациях, разного рода соревнованиях, других кампаниях). Дебатировался даже вопрос, наказуем ли отказ от права? Вообще, многое тогда строилось не на законах, а на командах и волевых решениях.

Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность - такова аксиома нормальной жизнедеятельности людей. Это разумно, справедливо, демократично. Нарушение данного принципа, в сущности, всегда является социальной аномалией. Обязанности - реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Причем с юридической точки зрения требования эти выражают политико-нравственный минимум, а не максимум. Максимум, как известно, выражает мораль.

В действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество.

Это, конечно, не значит, что в том или ином нормативном акте «в паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность - чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали. Правосознанию общества это не повредит.

В конкретных обстоятельствах современной России в целях усиления организующих начал обязанности граждан можно было бы, на наш взгляд, расширить и принести их в более гармоничное сочетание с правами. Между этими двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласонанностей. Необходимо помнить, что то и другое выступают важнейшими элементами правосознания.

«Люди, не ведуюшие своих обязанностей, - писал И.А. Ильин, - не в состоянии и блюсти их; люди, по знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностсй, легко забывают всякий удерж и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость». Звучит весьма современно.

Естественные права человека предполагают столь же естественные его обязанности, и эти два начала призваны взаимодействовать и уравновешивать друг друга. Обязанности - другой конец «демократической оси», обеспечивающей поддержание баланса интересов в обществе. Без этого невозможна сколько-нибудь упорядоченная жизнь людей.

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОСУЖДЕННОГО

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе, Правовой статус - комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Структура правового статуса личности состоит из четырех элементов.

. Права и обязанности.

Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

. Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести.

. Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть. Все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

. Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица

·претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения

·противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего

·исполнения юридических обязанностей.

Принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основными в теории различают статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократичности государства.

Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, депутатов, участников войны и т.д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т.д. Индивидуальный статус динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами.

Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой-либо социальной группе. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных - ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Правовое положение личности составляет система юридических прав, обязанностей и законных интересов личности в их единстве (правовой статус), гражданство, правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.

Гражданство - означает закрепление правовой принадлежности лица к данному государству.

Правосубъектность - связана со способностью лица осознавать свои поступки и руководить ими.

Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов обеспечивают их реализацию и защиту (правоприменительная деятельность в исправительных учреждениях, судебный контроль, прокурорский надзор).

Социально-правовое значение института правового положения осужденных в последнее время не охватывается только решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, в том числе по вопросам соблюдения прав лиц, отбывающих наказание. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985г.) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства.

В теории права принято выделять три вида правовых статусов: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, который в свою очередь подразделяется на правовой статус лиц, отбывающих различные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства Законом РФ О гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 этого закона, отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Наказание как разновидность государственного принуждения выражается в причинении виновному определенных лишений и ограничений (кары). В правовой форме оно выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к исправительным работам - ограничения в свободе выбора труда. Кроме того, в нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России.

В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация (детализация) и дополнение. Правовой статус осужденных следует рассматривать как межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденного, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. Например, нормы, устанавливающие основания приобретения, владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона РФ Об оружии), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы (ст. 29 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Таким образом, правовой статус лиц, отбывающих наказания, есть закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания наказания того или иного вида. В содержание правового статуса осужденных входят права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуется, как правило, в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении ему управомоченным лицом возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязаний осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права.

Субъективное право осужденного есть закрепленная законом и гарантируемая государством реальная возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, которая обеспечивается юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняющих наказания.

Следующий элемент правового статуса - законные интересы, которые имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны им. В отличие от последних сущность законных интересов осужденных заключается возможности стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом, как материального (получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания), что, по сути является одним из элементов содержания законных интересов.

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (перевод из исправительной колонии в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковым (оказание материальной помощи при освобождении). Объекты законных интересов осужденных определенные юридические факты (например, отбытие определенной части срока наказания). Однако в реализации законных интересов (в числе других факторов) лежит оценка поведения осужденного.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует считать возможность ходатайствовать (но не требовать) перед должностными лицами органов, исполняющих наказания, об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов о переводе его на улучшенные условия содержания.

Третий элемент - возможность обращения к компетентным органам за защитой законных интересов.

Таким образом, законные интересы осужденного - это закрепленные в правовых нормах конкретные действия осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемыми в результате оценки его поведения администрацией органов, исполняющих наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого, с точки зрения государства, поведения. Такое поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Содержание (структура) обязанностей включается в себя 2 элемента: 1) необходимость совершения определенных действий (обязанность трудиться в местах лишения свободы); 2) необходимость воздержания от установленных законом действий (увольнение осужденных к исправительным работам по собственному желанию, запрещение осужденных в исправительном учреждении иметь при себе деньги).

Таким образом, юридическая обязанность осужденных - это установленная в нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение цели уголовного наказания.

Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Так, в ч.3 ст. 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из этого следует, что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами. Ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектами Федерации, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

В уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя путями: 1) установление нормативного определения правового положения осужденных; 2) регламентация прав, законных интересов и обязанностей.

Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

С юридической точки зрения наказание представляет собой строго определенный правовыми нормами комплекс правоограничений. Обычные права гражданина ограничиваются или видоизменяются, некоторых прав осужденный может быть вообще лишен посредством установления соответствующего запрета.

В части 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Из содержания указанной нормы вытекает, что наказание не ведет к лишению осужденного российского гражданства. Это положение имеет важное политическое, юридическое и воспитательное значение. Общество не исключает их из своего числа членов. Исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. Вместе с тем комплекс изъятий и правоограничений в правовом статусе осужденного, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, будет уточнять конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничения их.

При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социально-экономической, политической, личных прав и свобод.

Группа социально-экономических конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного, технического и художественного творчества (глава II Конституции РФ, ст.ст. 17-64).

Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд (ст. 37 Конституции), т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Следовательно, в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий.

Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ).

Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Это в соответствии со ст. 37 Конституции обеспечивается установлением для рабочих и служащих 8-часового рабочего дня с сокращением рабочего дня для некоторых профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией (ст. 41), является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебно-профилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В соответствии со ст.2 Закона РФ Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы обеспечение охраны и здоровья осужденных - одна из задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ (ч.7 ст.12 УИК РФ).

Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.ст. 28-31 Конституции РФ). В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти.

Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст.ст. 25, 39 Конституции РФ).

Если говорить о личных конституционных правах лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, то в силу установленной изоляции их права существенно ограничены, сужены или видоизменены. Так, например, согласно ч. 5 ст. 82 УИК РФ осужденные, а также их помещения могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру.

В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Они имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации и вышестоящие органы УИС, в суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Согласно ст. 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной формах. Заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, направляются через администрацию учреждений. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. К лицам, лишенным свободы, по их просьбе приглашаются священнослужители. Им разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждения выделяет соответствующее помещение.

Осужденные обладают также специфическими правами и обязанностями, вытекающими из режима и установленными нормами уголовно-исполнительного законодательства. Так, например, часть IV статьи 11 УИК РФ определяет, что осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные имеют право на получение свиданий, посылок, передач и т.д.

Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ.

3. РОЛЬ ФСИН РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной системы). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами; их виды определяются УИК РФ. Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Федеральный орган УИС - Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

Основными задачами ФСИН России являются:

) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Персонал учреждений, исполняющих наказания, - это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.

К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Кроме того, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов. Реализуя данное законодательное положение постановлением от 5 января 2005 г № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе», Правительство РФ установило с 1 января 2005 г. предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях. Деятельность государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданские (личные конституционные) права - как правило, непременный элемент всех видов правового статуса гражданина, но данные права могут быть сужены в объеме или видоизменены для лиц, лишенных свободы.

Для всех видов прав, в том числе и личных, характерны стадия возникновения и существования личного права, стадия непосредственной реализации. На первой стадии эти права существуют в рамках общих правоотношений типа «государство-гражданин». На второй и третьей стадиях они конкретизируются в отраслевых субъективных правах и реализуются в рамках отраслевых правоотношений.

Своеобразие таких гражданских прав, как неприкосновенность личности, жилища, свободы совести, в том, что они находятся в состоянии постоянной, непрерывной реализации, причем все стадии их существования и реализации как бы сливаются и поэтому их трудно разграничить. Что же касается права тайны переписки и права обвиняемого на защиту в суде, то граждане обладают ими всегда, но реализуют их спорадически, время от времени.

Особенности реализации личных конституционных прав заключается также в том, что некоторые из них осуществляются путем личных действий (право на защиту, право тайны переписки). Что же касается прав неприкосновенности личности и жилища, то их реализацию недостаточно определить терминами «действие» или «бездействие», поскольку она заключается в определенном фактическом состоянии, субъект которого непрерывно пользуется благами личной безопасности, чести, достоинства, и при этом само это пользование прямо не связано с его действием или бездействием. И наконец, в отличие от социально-экономических прав процесс реализации личных прав не имеет имущественно-материального характера.

В современных условиях реализация прав человека, в частности гражданских, в России осуществляется крайне неудовлетворительно, о чем свидетельствуют доклады Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссии по правам человека при Президенте РФ, правозащитных организаций. Это прежде всего связано с недостаточностью и крайней неэффективностью гарантий гражданских прав. В частности, не преодолены различия между объемом гражданских прав, зафиксированных в документах Совета Европы, и российским законодательством, закрепляющих личные конституционные права российских граждан. До сих пор не приняты новые уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы. Проблема смертной казни окончательно юридически не решена. Провалы в проведении экономических реформ, падение жизненного уровня большинства населения, рост социального неравенства провоцируют высокий уровень преступности, в особенности посягательств на права личности. Политическая неустойчивость привела к ослаблению государственной власти, которая систематически демонстрирует свою неспособность защитить гражданские права человека. Деятельность правоохранительных органов недостаточно эффективна, в частности, из-за плохого финансирования, оттока квалифицированных сотрудников из правоохранительных структур, часть из которых коррумпирована и бюрократизирована. До сих пор не создан суд присяжных, волокита и формализм в судебных учреждениях препятствуют быстрому эффективному рассмотрению жалоб граждан. Неотвратимость юридической ответственности за убийства и другие деяния, посягающие на гражданские права человека, не обеспечена. События в Чечне создают напряженную психологическую обстановку в обществе.

Преодоление указанных негативных явлений наполнит гражданские права человека реальным содержанием и гарантирует действительную индивидуальную свободу.

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире - явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств на права и свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора - оправдательный.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь - не без помощи демократического законодательства - заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.

Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности - юридической и нравственной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации. Действующая редакция (на 1.I.2009). В редакции указов Президента РФ N 20 от 9 января 1996 г., N 173 от 10 февраля 1996 г., N 679 от 9 июня 2001 г., N 841 от 25 июля 2003 г., Федеральных конституционных законов № 1-ФКЗ от 25 марта 2004 г., № 6-ФКЗ от 14 октября 2005, № 2-ФКЗ от 12 июля 2006, № 6-ФКЗ от 30 декабря 2006, № 5-ФКЗ от 21 июля 2007, Законов РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008г.

. Закон РФ О гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (действующая редакция).

. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (действующая редакция).

. Белов В.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики. - М.: Юрайт, 2008.

. Ведерников А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России. - М.: Юнити-Дана, 2009.

. Ильин И.Л. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.

. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2010.

. Комкова Г.Н., Шудра О.В. и др. Институт прав человека в России. - М.: Юрайт, 2009.

. Конституционное право. Учебник / Под ред. А.Е. Козлова. - М.: Проспект, 2007.

. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права., М.: Юристъ, 2004.

. Права человека. История, теория, практика / Под ред. Б.Л. Назарова. - М.: Закон и право, 2008.

. Права человека. Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Юнити-Дана, 2009.

. Сергеев С.Г. Конституционное право России. - М.: Дашков и Ко, 2008.

. Тарусина Н.Н. Субъективное право - юридическая обязанность? // Философские проблемы субъективного права: Тезисы докладов. Ярославль, 1990. С. 21

. Эбзеев И.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкеск, 1992. С. 64.

. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2010.

Похожие работы на - Права и свободы человека и гражданина

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!