по своей сущности (характеру) указанные отношения являются не чем иным, как трудовыми правоотношениями, ибо отвечают всем признакам, характеризующим такие правоотношения: вхождение в штат государственного органа, выполнение определенной трудовой функции, то есть работы (службы) по определенной должности, специальности и квалификации, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, включающего, в частности, и подчинение распоряжениям и указаниям начальников (администрации) и др.»[11]. Кроме того, по мнению JI.A. Чикановой, «выведение правового регулирования трудовых отношений государственных служащих за рамки трудового права вряд ли будет способствовать повышению уровня их правовой защищенности, ибо среди всех других отраслей права именно трудовое право призвано осуществлять в полной мере функцию социальной защиты работников»[12].
Все вышеперечисленные права государственного служащего принято считать основными потому что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности очень индивидуален, но обязательно в соответствии с единым статусно-правовым полем государственного служащего РФ. Должностные инструкции определяют точные границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.
Сущность служебной деятельности характеризуют обязанности государственного служащего, потому что государство (в частности государственный орган) принимает на работу главным образом с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей.
Под обязанностями государственного служащего понимаются основные действия, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом о государственной гражданской службе, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции, составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Основные обязанности государственных служащих сводятся к следующим:
соблюдением законности;
обеспечением прав и законных интересов граждан;
исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных);
соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;
своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений;
хранением государственной и служебной тайны.
При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения.
Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой);
быть депутатом любого представительного органа;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
состоять членом органа управления коммерческой организации;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;
получать гонорары за публикации или выступления в качестве государственного служащего;
получать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;
принимать участие в забастовках;
использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных организаций.
ГЛАВА 2 . Муниципальные служащие
2.1 Понятие муниципальной службы и служащего
Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Основы статуса муниципального служащего регламентируются ст. 10 данного закона:
. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Из основных принципов муниципальной службы можно выделить следующие:
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
стабильность муниципальной службы;
доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийность муниципальной службы.
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством:
единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.
Можно дать определение понятию «муниципальный служащий»-это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
На муниципальную, как и на государственную службу вправе поступать только те граждане, которые достигли восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.
2.2 Права и обязанности муниципального служащего
Основные права муниципального служащего закрепляет Федеральное и региональное законодательство. Муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.
К таким документам прежде всего относится трудовой договор. В трудовом договоре в обязательном порядке закрепляется трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием). Второй документ - должностная инструкция. Должностная инструкция регламентирует обязанности по каждой должности и содержит требования к служащему, замещающему эту должность.
В п. 2 ст. 11 ФЗ от 2 марта 2007 г. предусматривается право муниципального служащего на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на благоприятные условия, отвечающие особенностям управленческого труда. Эти условия определяются трудовым законодательством, а также специальными актами: положениями, инструкциями, рекомендациями, методическими указаниями.
В п. 3 закреплено право муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Оплата труда муниципального служащего является расходным обязательством соответствующего муниципального образования и финансируется за счет средств местного бюджета.
В п. 4 установлено право муниципального служащего на отдых. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Муниципальные служащие имеют право на все виды отдыха, предусмотренные этим Кодексом: перерывы в течение рабочего дня; ежедневный отдых; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска.
Пункт 5 регламентирует право муниципального служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. В целях реализации этого права муниципальный служащий имеет право запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными способами поиска, хранения и обработки такой информации. С этим правом муниципального служащего корреспондирует обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и организаций предоставлять такую информацию. Для придания этой норме работающего характера необходимо установление порядка запроса и получения информации муниципальным служащим.
В п. 6 речь идет о праве муниципального служащего на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы.
Муниципальный служащий имеет право на информацию о дате, месте и об условиях проведения конкурса, которая подлежит опубликованию в официальных изданиях муниципального образования или обнародованию иным способом; на сообщение о результатах конкурса в письменной форме. Муниципальному служащему не может быть отказано в участии в конкурсе по признаку пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Такой отказ возможен по обстоятельствам, исключающим возможность поступления на муниципальную службу и нахождения на муниципальной службе (ч. 1 ст. 13). Муниципальный служащий участвует в конкурсе по собственной инициативе и независимо от того, какую должность муниципальной службы он занимает в момент проведения конкурса.
Пункт 7 содержит право муниципального служащего на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Это право корреспондирует с принципом профессионализма и компетентности муниципальной службы. Повышение квалификации может быть рекомендовано муниципальному служащему аттестационной комиссией по результатам аттестации.
Пункт 9 предоставляет муниципальному служащему право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений. В процессе реализации этого права муниципальный служащий имеет право изучить свое личное дело в полном объеме, снять копии с документов или сделать необходимые ему выписки. Муниципальный служащий не вправе требовать изъятия каких-либо документов из личного дела. Вместе с тем он может приобщить к личному делу свои объяснения.
Пунктом 10 предусматривается право муниципального служащего объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Это право муниципального служащего базируется на конституционном праве каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).
Муниципальный служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений.
Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца - важное средство взаимосвязи этих видов публичной службы.
По действовавшему ранее Федеральному закону от 8 января 1988 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещалось заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 11). В новом Законе такого запрета нет.
Для реализации права заниматься иной оплачиваемой работой муниципальный служащий должен соблюсти ряд условий:
письменно уведомить представителя нанимателя о своем намерении;
выполнять иную оплачиваемую деятельность только во внерабочее время;
не допускать возникновения конфликта интересов.
Находясь на муниципальной службе, служащий обладает определенной муниципальной властью. Эта ситуация требует одновременно защитить служащего от третьих лиц и от самой власти. По общему правилу, служащий не должен нести ответственности за ущерб, нанесенный службой в целом. Служащий может быть наказан только за свои личные ошибки, связанные с его работой. Орган местного самоуправления призван защитить служащего от угроз, насильственных действий, клеветы или ущерба, жертвой которых он может быть в связи с выполнением своих служебных обязанностей.
Ограждение служащего от произвола обеспечивается правом на защиту и правом на обжалование. Право служащего на защиту и обжалование гарантировано Конституцией РФ, ч.2 ст.46 которой устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Обязанность муниципального служащего нести службу состоит из двух частей: выполнять служебные функции и подчиняться. Обязанность выполнять функции означает, что служащий должен постоянно присутствовать на работе и исполнять свои полномочия. Обязанность иерархического подчинения заключается в наличии административной иерархической власти. Такая обязанность носит общий характер, но ограничивается принципом законности.
Служащий не должен подчиняться незаконным приказам. При этом правомерно наличие в законодательстве о службе правила о том, что незаконный и компрометирующий службу приказ не является оправдательным документом. Служащий, подчинившийся такому приказу, подлежит дисциплинарному взысканию.
Обязанность посвятить себя службе - это обязательство профессиональной этики. Ее задача - обеспечить наилучшее функционирование службы, препятствуя служащему в поисках побочных заработков, способных отвлечь его от исполнения своих функций. Кроме того, интересы службы, т.е. удовлетворение общественных интересов, требует обеспечения полной независимости служащих от частных интересов. Обязанность посвятить себя только службе означает запрет, направленный на исключение возможности заниматься параллельно со службой иной деятельностью, связанной с извлечением доходов. Этот запрет имеет ряд исключений в рамках того, чтобы не пострадала профессиональная деятельность служащего. Так, научная, преподавательская или иная творческая деятельность допустима, если она не носит доминирующего характера по отношению к служебным обязанностям.
Муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение базируется на конституционной основе; исполнять должностные обязанности и поручения руководителей, данные в пределах их полномочий;
соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила служебного распорядка;
поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан;
беречь муниципальное имущество, предоставленное для исполнения должностных обязанностей;
представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, о своих доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, об обязательствах имущественного характера и др.
Согласно законодательству гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
осуждения его к наказанию, исключающему исполнение должностных обязанностей на муниципальной службе в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия судимости;
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;
наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения (порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются постановлением Правительства РФ);
близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение муниципальной должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
утраты гражданства РФ или наличия гражданства другого государства (государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
представления заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу и др.
В муниципальной службе, как и в любой другой сфере, случаются конфликты, в которых пересекаются различные интересы. Всякий конфликт - ситуация, когда личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей и когда возникает противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего, с одной стороны, и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации - с другой.
Случаи возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются и регулируются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации. При этом под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, следует понимать реальную возможность получения при исполнении им должностных обязанностей неосновательных доходов в денежной или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в отношениях близкого родства или свойства, а также для организаций или граждан, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В случаях возникновения у муниципального служащего такой личной заинтересованности, ведущей к конфликту интересов, он обязан письменно информировать об этом своего руководителя органа местного самоуправления. В свою очередь, руководитель органа местного самоуправления, которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, порождающей конфликт интересов, обязан принять меры по предотвращению и урегулированию такого конфликта.
Для соблюдения требований служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления может быть образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию подобных конфликтов.
Дисциплина на муниципальной службе - это обязательное для муниципальных служащих соблюдение правил служебного распорядка, исполнение правил и иных положений, установленных в соответствии с законодательством, включая и иные муниципальные правовые акты. Нарушение муниципальным служащим служебной дисциплины (должностной проступок) может влечь дисциплинарную ответственность, налагаемую органом или руководителем, имеющими право назначать муниципального служащего на должность. К муниципальным служащим могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством. Однако следует отметить, что в дисциплинарной сфере должны быть обеспечены гарантии против произвола как на стадии расследования, так и при вынесении решения о взыскании. Проведение служебной проверки по факту совершения проступка поручается кадровой службе органа местного самоуправления или специально созданной комиссии. Муниципальный служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности муниципальной службы с сохранением на этот период оплаты служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы, но не более чем на срок служебной проверки, до применения к нему дисциплинарного взыскания. Отстранение - это предохранительная мера, а не санкция.
Муниципальный служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
обжаловать действия и решения лиц, проводящих служебную проверку;
участвовать лично или через своего представителя в служебной проверке, а также ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами проверки.
Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы.
Государственная и муниципальная служба играют активную роль в достижении предусмотренных Конституцией РФ целей и решении конституционных задач. Эти службы несут основную долю ответственности за сохранение демократической стабильности и соблюдения принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства. Проблемы теории и практики правового регулирования статуса государственных служащих в Российской Федерации исследовались представителями науки как трудового, так и административного права. В той или иной степени эти проблемы нашли отражение в ряде монографических работ, учебниках, комментариях к законодательству о государственной службе, научно-практических пособиях, научных статьях.
Установленные в федеральном законе от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» права государственного гражданского служащего условно можно разделить на три группы:
Права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового
статуса и его правовую защиту;
. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
.Права, содействующие усилению должностной активности государственного гражданского служащего, реализации принадлежащих ему конституционных права и свобод и обеспечивающих социальные гарантии служащих.
Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.
Обязанности государственного гражданского служащего и муниципального служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Находясь на государственной гражданской и муниципальной службе, государственные гражданские и муниципальные служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные гражданские и муниципальные служащие как граждане РФ не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную службу и др.
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы[править исходный текст]
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям должны соответствовать квалификационным требованиям граждан то есть уровня образования конкретно квалификации по диплому не зависимо от имеющегося диплома или квалификации муниципальной службы;
) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы может помешать только не дееспособность граждан , не имеющих диплома , квалификации , умственно отсталых муниципальной службы;
) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
) учёта стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Соглашаясь с точкой зрения И.А.Смагиной о том, что гарантии представляют собой средства косвенного воздействия на поведение служащих, следует отметить, что ограничивать эти средства воздействия исключительно административно-правовыми рамками не совсем верно.
По мнению Ю.Н. Старилова, статус государственных служащих является основным элементом правового института государственной службы. Прочие его структурные составляющие призваны обеспечивать функционирование профессионального чиновничества (кадрового персонала), они конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал5.
В юридической науке можно встретить следующие определения правового статуса государственного служащего.
По мнению Н.М. Казанцева, понятие статуса государственных служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих. Это права, обязанности, правоограничения, гарантии, ответственность, материальное содержание и компенсации[3].
Ю.Н. Стари лов дает следующее определение: правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. Он представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Важной его составляющей являются социальные гарантии государственных служащих, определяемые спецификой служебной деятельности[4].
А.П. Алехин полагает, что административно-правовой статус ^ государственных служащих в общем характеризуется тем, что:
а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
Библиографический список литературы
право служащий дисциплинарное взыскание
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (действующая редакция от 02.07.2013) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об основах государственной службы Российской Федерации"// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне".// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ (с изм. от 01.12.2007) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
ФЗ от 31.07.95 «Об основах государственной службы РФ» //СЗРФ, 95, №31, ст.2990// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации // (ред. от 04.03.2014) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"// КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Бахрах Д.Н. Административное право России. Д.Н. Бахрах. М.: Издат. НОРМА, 2001. С.640.
Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России 2007г- Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Гукова Ж.А. Административно-правовое регулирование статуса государственного служащего субъекта Российской Федерации // Развитие науки административного права. Материалы круглого стола, посвященного 80-летию Л.Л.Попова. М.: Изд-во МПОА им. О.Е. Кутафина, 2010. - 0,5 п.л.
Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь.3 издание переработанное и доп. - М: ИНФРА-М 2001
Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3. - С. 3-7.
Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Козырина // СПС «Консультант Плюс», 2007.
Лазарев Б.М. "Государственная служба" / М., 2003г- Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2014.
Литвинцева Е. А. "Социальный статус гражданских служащих"- Международное издательство,Этносоциум. - Электронные данные. -М., 2014.
Малинкин А.Н. Полипарадигмальный подход и ситуация в российской социологии // Социологические исследования. 2006. № 1.
Мокрый В.С. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 2. - С. 11-15.
Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006. № 2. с.6-7.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный). - М.: «Деловой двор», 2010. - 237 с.
Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципального служащего в РФ // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 2 (14). - С. 39-42.
Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2010.
Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. - Система ГАРАНТ, 2011.
.