Порядок обращения взыскания на имущество должника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок обращения взыскания на имущество должника

Содержание

Введение

. Исполнительное производство как заключительная стадия гражданского процесса

. Обращение взыскания на имущество должника

.1 Понятие обращения взыскания на имущество должника

.2 Понятие и виды имущества

.3 Проверка принадлежности имущества должнику

.4 Арест имущества должника

.5 Реализация арестованного имущества

Заключение

Список используемых источников

Введение

Исполнение - важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Данный участок правовой действительности, связанный с принудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства.

Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через определённую систему действий либо путём воздержания от их совершения. Однако в случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определён в решении. Равным образом система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта гражданской юрисдикции.

Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» регулирует порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и значительно укрепляет гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральным законом «О судебных приставах».

Рассмотрению вопроса, о порядке обращения взыскания на имущество должника, как основной меры принудительного исполнения и его особенностей, посвящена данная курсовая работа.

1.Исполнительное производство как заключительная стадия гражданского процесса

В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана Министерству юстиции РФ - федеральному органу исполнительной власти[1]. Вместе с тем, судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связаны общностью выполняемой ими задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.2 ГПК[2], ст. 2 АПК[3]), которую исполнительное производство выполняет только одним способом - путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»)[5].

Тщательный анализ норм законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» позволяет указать на такое обстоятельство, как главенствующая роль суда в принятии наиболее важных процессуальных решений в ходе исполнительного производства. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе принять решение о возбуждении исполнительного производства, не имея для этого предусмотренных законом поводов (исполнительных документов) и оснований (судебных актов по административным, гражданским, уголовным делам и актов иных органов, предусмотренных законом). К числу исполнительных документов выдаваемых судами, действующее законодательство относит исполнительные листы, выдаваемые судами (на основании принимаемых ими судебных актов, решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека), и судебные приказы. Именно суд выносит наиболее важные для хода и результатов исполнительного производства решения.

Значение исполнительного производства заключается в том, что оно является важной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также оно является одним из главных показателей конечного результата судопроизводства и эффективности осуществления государством защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнению подлежат вступившие в законную силу постановления судов, а также постановления других органов. Действующее законодательство закрепляет перечень актов, подлежащих исполнению. Это:

. решения, определения и постановления судов по гражданским делам, а также судебные приказы;

. приговоры, определения и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;

. постановления судьи или суда в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

. мировые соглашения, утвержденные судом;

. исполнительные надписи нотариальных органов;

. судебные акты арбитражного суда, в предусмотренных законом случаях; 7. решения морской арбитражной комиссии и арбитражного суда при торгово-промышленной палате и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;

. неоплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком;

. решения товарищеских судов об имущественных взысканий;

. решения третейских судов;

. решение комиссии по трудовым спорам;

. постановления профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, по трудовым спорам, спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

. постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях в установленных законом случаях;

. постановления административных органов или должностных лиц, которым предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке;

. решения иностранных судов в предусмотренных законом случаях.

На основании некоторых перечисленных выше актов исполнительное производство возбуждается без предшествующих стадий гражданского процесса. Конечной целью рассмотрения гражданского дела, является постановление законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности. Из этого свойства неоспоримо следует совершение тех действий в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесено судебное решение, а также осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке. Применение мер принудительного характера как правовой гарантии исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.

Основанием к исполнению актов являются исполнительные документы, которые закреплены в ч.1 ст.12 Закона «Об исполнительном производстве». Перечень исполнительных документов в законе не закрыт.

Таким образом, при не исполнении решения любого суда заинтересованное лицо в праве обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возбуждении исполнительного производства и применении мер принудительного воздействия к тому, кто уклоняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда и других исполнительных документов. Исполнение возлагается на особых должностных лиц судебных приставов-исполнителей.

2. Обращение взыскания на имущество граждан

.1 Понятие обращения взыскания на имущество должника

Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника. Общие правила обращения взыскания на имущество должника регулируются гл. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве». По своей правовой природе правила данной главы являются общими, т.е. применяются при обращении взыскания на имущество как физических, так и юридических лиц. В зависимости от вида имущества структура данной главы выделяет и устанавливает процедуры:

обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника; - обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте, при исчислении долга в рублях;

обращения взыскания на имущество, находящееся у других лиц;

обращение взыскания на заложенное имущество.

При этом закон особо не выделяет и не регулирует процедуру взыскания на денежные средства в рублях при исчислении долга в иностранной валюте. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» особо регулирует обращение взыскания на имущество юридических лиц, в то же время обращение на имущество граждан особого правового регулирования не получило, за исключением заработной платы и иных видов дохода должника.

Таким образом, глава 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» носит общий характер и применяется при обращении взыскания на имущества как физических, так и юридических лиц.

2.2 Понятие и виды имущества

Гражданско-правовое понятие «имущество», которым обозначается объект гражданского оборота, в гражданском праве употребляется в нескольких различных значениях. Чаще всего под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность. Понятием «имущество» могут также охватываться вещи, деньги и ценные бумаги, в ряде случаев имуществом называются не только вышеперечисленные объекты, но и имущественные права. В исполнительном производстве под имуществом должника следует понимать всю совокупность имеющихся в собственности должника наличных вещей, денежных средств, ценных бумаг, имущественных прав.

В самом общем плане имущество должника можно классифицировать на материальные и нематериальные активы.

К материальным активам должника относятся, прежде всего, вещи, т.е. предметы материального мира. Следует отметить, что юридическое понимание вещей, необходимое судебному приставу-исполнителю, гораздо шире нашего обыденного представления о них. С точки зрения действующего гражданского законодательства вещами признаются не только традиционные предметы быта, средства производства, но и живые существа (дикие и домашние животные), сложные материальные объекты (промышленные здания и сооружения, железные дороги и т. п.), различные виды контролируемой человеком энергии (тепловой, электрической, атомной и т.п.), жидкие и газообразные вещества.

Вещи можно классифицировать на следующие категории. Средства производства и предметы потребления. В настоящее время, когда средства производства могут находиться как в руках государства, так и в частных руках, данное деление во многом утратило свое значение, вместе с тем правовой режим предметов употребления и средств производства различен.

Так, например, автомобиль, используемый его собственником в личных целях, подлежит аресту по общим правилам ФЗ «Об исполнительном производстве», но тот же автомобиль, используемый собственником как средство производства, может быть арестован только с соблюдением очередности, установленной ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве».

К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения [4]. Главным критерием (признаком) отнесения имущества к разряду недвижимости будет его неразрывная связь с землей. ГК РФ относит к недвижимым вещам подлежащие государственной регистрации (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества вызвано высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимостью повышенной надежности их правого режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходят в особом порядке, который обычно требует соблюдения обязательной письменной формы, как правило, нотариального удостоверения и государственной регистрации.

К нематериальным активам должника относятся имущественные права (по ценной бумаге); интеллектуальная собственность право на использование результатов творческой деятельности); другие права требования (дебиторская задолженность); нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация, деловые связи, личные права авторов); информация (неизвестные, недоступные знания, представляющие имущественную ценность, секреты производства (так называемые «ноу-хау») коммерческие секреты, организационные технологии. С позиции судебного пристава-исполнителя наибольший интерес из перечисленного представляют имущественные права и права требования.

2.3 Проверка принадлежности имущества должнику

исполнительный имущество должник взыскание

Имуществом могут обладать как юридические, так и физические лица. Однако для обращения взыскания на имущество установления одного факта нахождения его у должника еще недостаточно. Судебный пристав-исполнитель должен точно установить характер правовой связи между должником и его имуществом, т.е. установить основание, по которому должник владеет своим имуществом.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество [5], за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Отсюда можно сделать вывод, что взыскания по исполнительным документам может быть обращено только на имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и не может быть обращено на имущество, изъятое из оборота либо ограниченное в обороте. Необходимой предпосылкой обращения взыскания на имущество также будет наличие исполнительного производства, возбужденного на основании надлежащего исполнительного производства.

Содержание права собственности включает в себя право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом. Право собственности должника в определенных случаях подлежит государственной регистрации утверждением права собственности должника на ту или иную собственность будет являться соответствующий правоустанавливающий документ (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, мены, дарения и т.п.) [6].

Право собственности является родовым понятием, включающим в себя ряд предусмотренных законом форм и видов. В зависимости от формы и вида права собственности определяется правовой режим имущества должника и объем прав должника в отношении этого имущества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установлено, что в нашем государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности [1].

Частная собственность включает в себя собственность физических и юридических лиц, государственная собственность включает в себя собственность федеральную и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная собственность состоит из собственности городских и сельских поселений, а также собственности других муниципальных образований. Формы собственности могут подразделяться на виды, кроме того, формы собственности могут рассматриваться и в качестве ее видов. Видом частной собственности будет общая собственность, а ее подвидами будет долевая и совместная собственность.

Большое практическое значение для судебного пристава-исполнителя имеет вопрос о фиксации права собственности и отражения имущественного положения должника с целью выявления имущества для обращения на него взыскания.

Имущественное положение физических лиц в каких-либо специальных документов в настоящее время не фиксируется. Для выявления имущества физических лиц необходимо исходить из того, что определенное имущество физических лиц подлежит регистрации, а некоторые виды имущества могут находиться только в определенных местах (например, деньги в банке, автомобиль на стоянке или гараже, садовый домик на садовом участке и т.д.)

Среди имущества, подлежащего регистрации, хотелось бы отметить недвижимое имущество (квартиры, дома, садовые участки, капитальные гаражи, нежилые помещения, земельные участки и др.). Сведения о наличии в собственности должника недвижимого имущества можно получить в органе регистрации прав на это имущество. Данные органы располагают информацией об имуществе должника, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В том же случае, если имущество должника находится за пределами данного субъекта Российской Федерации, сведений о нем регистрирующие органы представить не смогут ввиду отсутствия таковых. Должник может приобрести, а также получить по наследству имущество в любом субъекте Российской федерации и запросить все соответствующие регистрирующие органы по России вряд ли возможно.

В этом случаи судебный пристав-исполнитель может обратиться в органы налоговой инспекции по месту регистрации должника, поскольку, где бы должник ни приобрел (получил по наследству) недвижимое имущество, об этом будет извещена налоговая инспекция по его месту жительства.

Из движимого имущества должника - физического лица регистрации подлежат автотранспортные средства, оружие, средство мобильной связи. Сведения о наличии у должника подобного имущества можно получить соответственно в территориальном органе ГИБДД, районном внутренних дел по месту жительства должника, в телефонных компаниях, предоставляющих услуги мобильной (сотовой) связи, и в органах Госсвязьнадзора.

Кроме этого у должника могут иметься денежные средства, находящиеся во вкладах в банке. С целью проверки возможности обращения взыскания на данное имущество должника судебному приставу-исполнителю необходимо запросить имеющиеся в месте жительства должника банки на предмет наличия в них вкладов на имя должника. Целесообразнее всего запрашивать территориальное отделение Сберегательного банка РФ и иные кредитные организации.

Следует иметь в виду, что в случае, если физическое лицо единовременно вносит на свой счет в банке вклад на сумму свыше 10 000 долларов США (или на сумму рублевого эквивалента), банк в обязательном порядке извещает об этом налоговую инспекцию по месту регистрации должника. Следовательно, при наличии у судебного пристава-исполнителя оснований предполагать, что должник может располагать подобными суммами, следует обратиться с запросом в налоговую инспекцию о наличии у должника банковских вкладов. Если должник работает или работал на крупном предприятии, прошедшем процедуру акционирования, можно запросить реестр держателей акций данного предприятия на предмет, не является ли должник акционером. Практика приватизации показывает, что при акционировании предприятия на долю трудового коллектива приходится достаточно большое количество акций.

Заработная плата должника также является его имуществом. Установить место работы должника возможно путем его опроса, опроса его соседей, направления запроса в территориальную службу занятости населения, направления запроса в территориальный пенсионный фонд, который осуществляет централизованный учет плательщиков пенсионных взносов.

Проведя, таким образом, подготовку к совершению исполнительных действий и получив в результате минимальные сведения об имуществе должника, судебный пристав-исполнитель может отправляться в место расположения должника для совершения исполнительных действий по обращению взыскания на имущество должника.

2.4 Арест имущества должника

Арест имущества должника в настоящее время регулируется в двух нормативных актах - в ГПК и ФЗ «Об исполнительном производстве». Статья 442 ГПК, сохраняющая свое действие, определяет арест как опись имущества и объявление запрета распоряжения им. Развивает и конкретизирует данную Норму ч.4 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», которая определяет арест имущества должника как опись имущества, объявление запрета распоряжаться им, а при необходимости ограничение права пользования имуществом, его изъятие или передачу на хранение.

Арест имущества должника состоит из совокупности следующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:

описи имущества должника;

объявления запрета распоряжаться имуществом;

ограничения права пользования имуществом;

изъятия имущества или передачи его на хранение.

Арест имущества должника представляет собой совокупность нескольких перечисленных выше юридически значимых процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении имущества должника и направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа путем ограничения, а впоследствии и лишения должника права распоряжения принадлежащим ему имуществом.

В процессуальном смысле арест имущества должника является, во-первых, мерой принудительного исполнения, во-вторых, способом обращения взыскания на имущество должника, в-третьих, исполнительным действием, в-четвертых, полномочие, которое судебный пристав-исполнитель реализует по отношению к имуществу должника, в том случае, если должник добровольно не исполнит требования исполнительного документа.

Арест - мера исключительная, связанная с существенным ограничением прав должника, поэтому он может применяться только при наличии оснований, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве»:

наличие в производстве судебного пристава-исполнителя вступившего в законную силу исполнительного документа, по которому возбуждено исполнительное производство;

неисполнение должником в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем;

наличие у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства.

Согласно ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» арест применяется:

для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации;

при исполнении судебного акта о конфискации имущества должника;

при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него и у других лиц.

Данный перечень оснований является исчерпывающим, в любых других случаях применение ареста как меры принудительного исполнения недопустимо.

Наложение ареста на имущество должника отнесено законом к исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя. Как следует из ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», арест имущества должника напрямую сопряжен с осмотром, изъятием и передачей имущества должника на реализацию, вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам.

При аресте имущества должника, также при совершении любых установленных законом исполнительских действий, направленных на производство ареста имущества должника, присутствие понятых обязательно [5]. Количество понятых не может быть менее двух. B их качестве могут выступать любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности, в супружеских отношениях. Чем больше понятых участвует в совершении исполнительных действий, тем больше количество свидетелей смогут подтвердить законность действий судебного пристава-исполнителя в случае их обжалования.

Если при производстве описи отсутствует должник или его представитель, то опись имущества производится в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов семьи должника, а при отсутствии этих лиц - с участием представителей соответствующих жилищных органов.

По своей правовой природе арест является очным и разовым действием. Заочный арест несостоятелен и ничтожен, поскольку ст. 80 ФЗ «О судебных приставах»[8]четко определяет арест как опись имущества. Опись предполагает описание наблюдаемого объекта. Поэтому описи может быть подвергнуто только то имущество, которое непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем.

Как уже отмечалось, арест - это способ обращения взыскания на имущество должника. Взыскание на имущество может быть обращено в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения требования исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий [5]. Данная норма устанавливает ограничения по объему имущества, подвергаемого аресту. Общая стоимость имущества, на которое накладывается арест, не должна превышать суммы долга по исполнительному документу, суммы исполнительного сбора и штрафов, если таковые взыскиваются с должника. Чтобы проиллюстрировать вышеизложенное, можно привести пример: если с должника взыскивается штраф в размере 1500 рублей, которые он отказывается платить добровольно, судебный пристав-исполнитель должен обратить взыскание на принадлежащее должнику имущество. Процедура ареста и реализации движимого имущества на такую сумму малоэффективна, а в силу вышеизложенной нормы нельзя обратить взыскание, скажем, на принадлежащий должнику автомобиль, что стимулировало бы его к скорейшей уплате штрафа. Однако ничто не мешает судебному приставу-исполнителю обратить взыскание на какую-нибудь высоколиквидную деталь автомобиля, разукомплектовать его, после чего должник, вероятнее всего, быстрее уплатит штраф. Цели и задачи исполнительного производства в данном случае будут достигнуты законными методами.

При необходимости судебный пристав-исполнитель вправе ограничить право пользования имуществом. Виды, объемы и сроки ограничения определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.

Невыполнение должником или хранителем имущества требований судебного пристава-исполнителя об ограничении права пользования имуществом, на которое наложен арест [5], влечет ответственность в виде штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем[5]. Если оценка отдельных предметов представляется затруднительной или сторона возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, то для определения стоимости имущества назначается специалист[8]. Основанием для проведения оценки имущества является решение исполнительного органа, оформленное в установленном порядке [10]. Деятельность по оценке и реализации имущества осуществляется отобранными на конкурсной основе специализированными организациями независимо от их организационно правовой формы на основании договора, заключаемого между Федеральным долговым центром и при Правительстве РФ с этими организациями [9].

Реализация арестованного имущества, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено законом.

.5 Реализация арестованного имущества

По общему правилу, реализация имущества должника, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 89 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (в ред. от 20.12.2006)[10] Российский фонд федерального имущества наделен исключительными функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Российский фонд федерального имущества осуществляет реализацию имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц.

В качестве вознаграждения названным фондом отчисляются средства в размере 5% стоимости реализованного арестованного имущества, которые направляются на оплату услуг привлекаемых к реализации этого имущества поверенных, а также на создание единой информационной базы данных реализуемого имущества, оплату коммунальных услуг, аренды помещений и прочих расходов, связанных с обеспечением эффективного функционирования единой государственной системы реализации имущества.

Способ продажи имущества должника во многом зависит от вида имущества. Так, продажа движимого имущества должника, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом, а недвижимого имущества - путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В первом случае продажа имущества осуществляется с учетом правил о договоре комиссии гл. 51 ГК РФ и постановления Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами" (в ред. от 22.02.2001)[11]. Прием товаров на комиссию оформляется путем составления документа (договор комиссии, квитанция, накладная и другие виды), подписываемого комиссионером и комитентом, в котором должны содержаться следующие сведения: номер документа, дата его составления; наименование и реквизиты сторон (адрес, расчетный счет, телефон комиссионера, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность комитента); наименование товара; степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара; цена товара; размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения; условия принятия товара на комиссию; порядок проведения и размер уценки товара; сроки реализации товара до и после его уценки; условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара; условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом; размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению. Указанный документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается комитенту, второй остается у комиссионера.

Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники (далее - транспортные средства), номерные агрегаты к ним как отечественного, так и иностранного производства, подлежащие государственной регистрации в установленном законодательством РФ порядке, принимаются на комиссию при наличии документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и агрегаты к ним.

Транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию РФ гражданами, принимаются на комиссию при наличии паспортов транспортных средств, выданных в установленном порядке таможенными органами РФ.

Прием на комиссию и продажа предметов антиквариата производится с соблюдением требований законодательства РФ, регулирующего порядок реализации предметов антиквариата.

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в ред. от 27.03.2007)[12].

Прием на комиссию и продажа гражданского оружия осуществляется в соответствии с требованиями Закона об оружии, других нормативных правовых актов РФ, регулирующих оборот гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории РФ.

Газовые плиты и баллоны к ним принимаются на комиссию при наличии документа, подтверждающего их пригодность к использованию по назначению, выдаваемого соответствующими службами газового хозяйства.

Не принимаются на комиссию товары, которые в соответствии с законодательством РФ изъяты из оборота, розничная продажа которых запрещена или ограничена, а также товары, не подлежащие возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования; товары бытовой химии; лекарственные средства.

Перечень товаров, принятых на комиссию, и товарный ярлык подписываются комиссионером и комитентом.

Второй способ реализации арестованного имущества - это его продажа путем проведения торгов.

Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона об исполнительном производстве.

О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление.

Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со ст. 76 Закона об исполнительном производстве. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.

Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

Копии постановлений судебного пристава-исполнителя не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства. Более детально особенности реализации имущества должника на торгах урегулированы в гл. 9 Закона об исполнительном производстве.

Согласно ст. 89 Закона об исполнительном производстве, реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по определенному виду имущества.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом.

Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве, торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ[2].

Заключение

Не претендуя на полноту перечисления положений Федерального Закона «Об исполнительном производстве», которые нуждаются на мой взгляд, в дополнениях, изменениях и корректировке, отмечу лишь некоторые из них.

Прежде всего, было бы правильным и своевременным полнее провести в законе принцип отделения исполнительного производства от гражданского и арбитражного судопроизводств. Так, возбуждение исполнительного производства является правомочием судебного пристава-исполнителя, а вопросы его приостановления оставлены в ведении судебной власти. Практика показывает, что суды далеко не всегда своевременно решают эти вопросы. Освобождение их от этих обязанностей по исполнительному производству способствовало бы некоторому снижению загруженности судов и позволило бы судебному приставу-исполнителю более оперативно выполнять свои обязанности по исполнительному производству.

Отдельные нормы Федерального Закона «Об исполнительном производстве» далеки от совершенства и требуют соответствующих изменений и дополнений. Так, например, из положения п. 1 ст. 9 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав - исполнитель обязан принять исполнительный документ к исполнению и возбудить исполнительное производство. В этой же статье указано, что постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. Подача жалобы является основанием для приостановления исполнительного производства. Возникает вопрос: в чем смысл предоставления права на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, если он как это предписано в законе, получив отвечающий установленным требованиям исполнительный документ, обязан вынести такое постановление и не имеет в этой правовой ситуации иных альтернатив. Вопрос не праздный, поскольку недобросовестный должник может использовать право на обжалование для того, чтобы воспользоваться приостановлением исполнительных действий и укрыть от взыскания принадлежащие ему имущество и денежные средства.

Предлагаемые в Федеральном Законе «Об исполнительном производстве» сроки часто просто невозможно соблюсти. Только реализация арестованного имущества в соответствии со ст. 54 составляет два месяца, в то время как на все исполнительное производство отводятся те же два месяца, в которые входят три дня для возбуждения исполнительного производства, до пяти дней для добровольного исполнения.

Особенно много вопросов возникает в связи с оценочной деятельностью судебных приставов-исполнителей, особенно относительно того, на каком этапе, кем и как должна производиться оценка.

Однако в России действует Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым рыночную стоимость имущества может устанавливать только эксперт-оценщик. Кроме того, судебный пристав-исполнитель и не может обладать необходимыми познаниями. Приглашение же специалиста для оценки любого имущества является практически невозможным.

Кроме того, ст. 69 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» ничего не говорит непосредственно об оценке, речь идет только о размере и объеме. Но нигде в законодательстве не указывается, как расшифровываются термины «размер» и «объем» и как их соотнести с задолженностью должника. То же относится и к стадии изъятия арестованного имущества.

Очевидно, что реформу исполнительного производства можно будет считать законченной при выполнении перечисленных выше основных мероприятий и только в том случае, если они приведут положительным результатам, т.е. к значительному увеличению числа реально исполненных в установленные законом сроки исполнительных документов. Поскольку в настоящее время первое по значимости место занимает уже не сам факт вынесения решения в пользу истца, а реальное его исполнение, необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в законодательство об исполнительном производстве, устранив наиболее существенные его противоречия. В частности, необходимо принять судебные толкования по противоречивым нормам. В противном случае деятельность судов всех уровней не будет иметь ни малейшего смысла, правосудие будет заканчиваться на стадии вынесения «бумажного» решения, а сам конституционный признак РФ как «правового» государства превратится в фикцию.


Нормативно-правовые акты.

. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании) 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993.

. Гражданский процессуальный кодекс РФ (с изм. и доп. от 12 июля 2007г., 02 октября 2007 г., 04 декабря 2007г.). Принят Государственной Думой 23 октября 2002 г.// СЗ РФ. - 2002.- N 46.- С.- 4532.

. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ)

от 24.07.2002 N 95-Ф (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 19 июля 2007г., 2 октября 2007 г., 06 декабря 2007 г.). Принят Государственной Думой 21 октября 1994 .// СЗ РФ.- Ч.1. -1994.- N. 32.- С.- 3301. СЗ РФ.- Ч.2. -1996.- N 5.- С.- 410.

. Федеральный закон от 02 октября 2007 № 229-ФЗ г. «Об исполнительном производстве» Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 г. // СЗ РФ.- 2007.- N 41.-С.- 4849.

. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. от 24 июня 2007 г., 18 октября 2007 г., 23 ноября 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июня 1997 г.// СЗ РФ. - 1997.- N 30.- С.- 3594.

. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. и доп. от 03 марта 2007 г.) Принят Государственной Думой РФ 04 июня 1997 г. (действующая редакция от 04.02.2014)// СЗ РФ. - 1997. - № 30.

. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.// СЗ РФ. - 1998. - № 31 - С. - 3813.

. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. № 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» (в ред. Постановления Правительства от 19. 04. 2002 № 260). // СЗ РФ. - 1999. -

№ 18.- С.- 2298.

. Постановление Правительства РФ от 19. 04. 2002 № 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 № 782)// СЗ РФ. - 2002. - № 17. - С. - 1677.

. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами" (в ред. от 22.02.2001)

. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп. от 09 мая 2005 г., 18 июня 2005 г., 24 июня 2007 г.) Принят Государственной Думой 4 марта 1998 г. // СЗ РФ.- 1998.- N 13.- С.- 1463.

Научная литература:

. Беляков А.М. Исполнительное производство и критерии оценки его эффективности // Юстиция, 2006. - №1

. Боннер А.Т. Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия гражданского процесса? // Законодательство, 2004. - №8

. Морозова И.Б. Ответственность в исполнительном производстве // Законодательство, 2004. - № 9.

. Проблемы исполнительного производства // Бюллетень ФССП России, 2005. - №4

. Улетова Г.Д. Источники исполнительного права Российской Федерации // Законодательство, 2003. - № 5

Похожие работы на - Порядок обращения взыскания на имущество должника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!