Устройство коробки скоростей. Расчет посадок
Федеральное Государственное
Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Обучения
Ивановская Государственная
Сельскохозяйственная Академия
Инженерный факультет
Кафедра: "Технический
сервис"
Курсовая работа
по метрологии, стандартизации и сертификации
Выполнил: студент Каримхони К.
Проверила: Максимовская Т.Д.
Иваново 2014 г.
Содержание
Аннотация
1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений
2. Расчет и выбор посадок для подшипников скольжения
3. Теоретический расчет и выбор посадок с натягом
4. Выбор комплексов контроля параметров зубчатого колеса
5. Расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости
Литература
Приложение
Аннотация
Ведущий вал 9 коробки скоростей получает вращательное
движение от привода питания через зубчатое колесо 6 на промежуточный вал
коробки скоростей, вращательное движение передается через зубчатые колеса 8 и
18 имеющих с валом 9 подвижное шлицевое соединение.
коробка скорость посадка подшипник
1. Расчет и
выбор посадок для гладких цилиндрических соединений
Сопряжение 2-3
Сопряжение между крышкой и корпусом коробки скоростей. Для этого
случая берем посадку . Посадка предназначена для соединений,
если при центрировании деталей допускаются небольшие зазоры или требуется
обеспечить легкую сборку.
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольшие натяг и зазор:
Сопряжение 3-4
Сопряжение между корпусом подшипника и корпусом. Для этого
принимаю посадку с зазором .
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольшие зазор и натяг:
Сопряжение 1-6
Сопряжение между валом и распорной втулкой. Для этого случая
выбираем посадку . Посадка характеризуется гарантированным
зазором, достаточным для обеспечения свободного вращения.
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольшие зазор и натяг:
Сопряжение 1-8
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольший и наименьший натяги:
Сопряжение 8-18
Сопряжение ступицы и венца. Для этого сопряжения берем посадку с
натягом.
.
Схема расположения полей допусков
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольший и наименьший зазоры:
2. Расчет и
выбор посадок для подшипников скольжения
Наиболее распространенным типом ответственных подвижных
соединений являются подшипники скольжения, работающие со смазкой. Для
обеспечения их долговечности необходимо, чтобы при установившемся режиме
подшипники работали с минимальным износом. Это достигается при жидкостном
трении, когда поверхности износа цапфы и вкладыша подшипника полностью разделены
слоем смазки и трение между ними заменяют трением в смазочной жидкости.
Определяем минимально допустимую величину (толщину) масленого
слоя:
Определяем угловую скорость:
Определяем предельные значения зазоров Smax и Smin при которых сохраняется жидкостное трение:
.
Выбираем стандартную посадку с зазором, удовлетворяющую двум
требованиям:
По таблице выбираем посадку
Проверяем правильность выбора посадки:
KT ≥1, следовательно посадка выбрана правильно.
KT = ;T =
3.
Теоретический расчет и выбор посадок с натягом
Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных
соединений деталей, как правило, без дополнительного крепления винтами,
штифтами и т.п. Относительная неподвижность деталей при этих посадках
достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей
вследствие действия деформации контактных поверхностей. Расчет посадок с
натягом выполняется с целью обеспечения прочности соединений, т.е. отсутствия
смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, и прочности
сопрягаемых деталей.
Определяем необходимую величину наименьшего расчетного
натяга:
,
где Е - модуль упругости материалов соответственно охватываемой
(вала) и охватывающей (отверстия) деталей,
и - коэффициенты Лямме, определяемые по
формулам:
;
где и - коэффициенты Пуассона.
Определяем минимальное удельное давление на поверхности контакта
вала и втулки, возникающие под действием натяга.
Определяем минимальный допустимый натяг.
мкм;
Определяем величину наибольшего расчетного натяга:
Определяем максимальный допустимый натяг:
По таблице выбираем посадку ;
Определяем усилие запрессовки
где
4. Выбор
комплексов контроля параметров зубчатого колеса
Делительный диаметр:
По окружной скорости определяем степень точности зубчатого колеса:
т.к. υ=4
- назначаю 8-ю степень точности. Определение вида сопряжения:
Расчет гарантированного бокового зазора производим с учетом:
1. Температурного режима работы сопряжения;
2. Способа смазывания и окружной скорости зубчатых
колес;
. Допустимого свободного поворота зубчатых колес.
;
где: а - межосевое расстояние; мм;
αР1 и αР2 - коэффициенты линейного расширения металла;
t1 и t2 - предельные температуры.
Вид сопряжения С:
Назначаю контролируемые параметры для контроля зубчатых колес по:
1. Кинематической точности:
- допуск на
колебание измерительного межосевого расстояния за оборот; = 71 мкм;
- допуск на колебание длины общей нормали. = 40 мкм;
2. По плавности работы:
- допуск на местную кинематическую погрешность = 22 мкм;
3. По суммарному пятну контакта:
по высоте не менее 45%;
по длине не менее 60%.
5. Расчет
размерной цепи методом полной взаимозаменяемости
Составляем геометрическую схему размерной цепи:
Схема размерной цепи
Проверим правильность составления схемы:
Схема составлена верно.
Определяем квалитет для размерной цепи по
где -поле допуска подшипника;
-значение для интервалов диаметров.
По назначаем допуски по 11 квалитету.
Определим координату середины поля допуска:
для уменьшающих звеньев
для увеличивающих звеньев
Находим предельные отклонения звеньев:
; .
Рассчитанные значения заносим в таблицу:
|
2,89
|
72
|
36
|
72
|
0
|
|
|
0,73
|
18
|
9
|
18
|
0
|
|
|
39
|
-19.5
|
0
|
-39
|
|
|
2,52
|
63
|
-31.5
|
0
|
-63
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Детали соединяются на сборке без подгонки, регулирования и
подбора. При любом сочетании размеров деталей, изготовленных в пределах
расчетных допусков, значения замыкающего звена не выходят за установленные
пределы. Расчет размерной цепи производится методом максимума-минимума.
Литература
1. Допуски
и посадки: Справочник в 2-х ч. Ч.1/Под ред.В.Д. Мягкова. - 5-е изд., перераб. и
доп - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979 - 544с., ил.
2. Допуски
и посадки: Справочник в 2-х ч. Ч.2/ Под ред.В.Д. Мягкова. - 5-е изд., перераб.
и доп - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979 - с 545-1032., ил.
Приложение
1. Диаметр
гладких сопряжений
90, мм
|
42, мм
|
80, мм
|
42, мм
|
40, мм
|
М24Х1-5/6g
|
2. Рабочие параметры подшипников сопряжения
D, мм
|
L, м
|
R, н
|
N, об/мин
|
Rz1, мкм
|
Rz,2мкм
|
36
|
72
|
1200
|
2000
|
3.2
|
2
|
3. Рабочие параметры соединения с натягом
Сопряжения
|
d. мм
|
d, мм1
|
d, мм2
|
L, мм
|
Mк
|
Rz, мм1
|
Rz, мм2
|
16-17
|
63
|
42
|
85
|
50
|
680
|
3
|
6
|
4. Соединения шлицевые и с подшипникам конечны
ZхdхD
|
Рассчитать
|
№Подшипника
|
R, кн
|
Характер
нагрузка
|
8х26х30
|
Э3, Л\K2
|
208
|
5.6
|
А
|
5. Параметры и режим работы зубчатой передачи
№
|
m, мм
|
Z
|
V, м/с
|
t1,c
|
t2, с
|
8
|
2
|
36
|
9
|
6.8
|
52
|
43
|
6. Данные для система размерной цепы
А∆
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
1
|
6
|
8
|
25
|
38
|
|
|
|