Прямое действие Конституции РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,3 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прямое действие Конституции РФ













Курсовая работа

Название дисциплины Конституционное (государственное) право России

Тема Прямое действие Конституции РФ

Игнатова Елена Сергеевна

Содержание

конституционный суд россия

Введение

Конституционные признаки развивающейся правовой системы РФ

Причины, вызывающие появление противоречий в законодательстве субъектов Федерации

Конституционный суд Российской Федерации

Принцип прямого воздействия

Прямое (непосредственное) действие Конституции

Заключение

Введение

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего федеральной Конституцией. Общепризнанный принцип всех существующих в мире федераций выражен в знаменитой немецкой формуле: "Право союза ломает право земель".

Но прежде чем говорить о сущности и механизме обеспечения единства правового пространства в российском федеративном государстве, необходимо уяснить, что же мы будем понимать под "правовым пространством"?

Прежде всего, необходимо отметить, что правовое пространство, выступая социальным явлением, является составной частью существования человеческого общества. По определению, данному И.Н. Барцицем, «правовое пространство представляет сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени». Единое правовое пространство на всей территории России предполагает единую правовую систему. В этой связи можно согласиться с мнением В.К. Самигуллина, осуждающего создание учебников и учебных пособий по конституционному праву отдельных субъектов РФ. Он справедливо отмечает: «В России одна отечественная правовая система, одна система права, которая, однако, допускает существование различных региональных систем законодательства, формирующихся в пределах конституционно-правовых возможностей соответствующего субъекта РФ».

Конституция РФ исходит из того, что субъекты РФ входят в единую систему федеративных отношений, урегулированную Конституцией и федеральными законами, а проблема заключается в том, чтобы обеспечить соответствие конституций, уставов субъектов РФ федеральной Конституции, тогда и только тогда Федерация может быть стабильной и прочной.

В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 76 Конституции Российской Федерации:

по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие непосредственное, прямое действие на всей территории России (часть 1);

вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4).

Конституционно закреплено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Требование непротиворечивости законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам лежит в основе любой нормально функционирующей федерации, ибо

хорошо известно, что появление всякого жизнеспособного федерализма должно нести в себе унитарную идею, идею единства и целостности государства.

Конституционные признаки развивающейся правовой системы Российской Федерации

Формирующаяся и стремительно развивающаяся правовая система Российской Федерации характеризуется следующими конституционными признаками.

Во-первых, закреплено двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство (ст. ст. 1, 4, 5 Конституции РФ). При этом в состав правового пространства России включается как федеральное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, действующих на всей территории страны, так и законодательство субъектов в составе Российской Федерации как совокупность нормативных правовых актов, принятых органами власти субъектов Федерации в пределах их компетенции.

Во-вторых, конституционными нормами урегулированы сферы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71, 72 Конституции РФ).

Основы разграничения полномочий заложены Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Законодательная компетенция Федерации и ее субъектов зафиксирована Конституцией РФ прежде всего путем перечисления отраслей законодательства, отнесенных к ведению только Федерации и совместному ведению, а затем путем определения объектов законодательного регулирования Федерации (ст. 71), а также Федерации и ее субъектов (ст. 72).

В-третьих, гарантирована самостоятельность субъектов РФ в сфере законотворчества (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Здесь разместите текст первой главы основной части. Каждый субъект Федерации имеет свое законодательство, республика - конституцию, иные субъекты - устав. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В-четвертых, введена общая процедура разрешения юридических коллизий путем отнесения к ведению Федерации федерального коллизионного права (п. "п" ст. 71 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ правовая система Российской Федерации выступает как целостный, непротиворечивый нормативно-правовой механизм.

Причины, вызывающие появление противоречий в законодательстве субъектов Федерации

Причины, вызывающие появление противоречий в законодательстве субъектов Федерации, по мнению С.Н. Быкова, подразделяются на следующие:

обусловленные действительными особенностями этнического, исторического, культурного характера. В таком случае особенности носят долговременный характер, их устранение если и допустимо, то в отдаленной перспективе; причем сама постановка задачи их преодоления может быть объяснена только подлинными государственными интересами;

вызванные политико-экономическими интересами регионов, не обусловленными какими-либо историческими или культурными особенностями. В том случае, если речь идет об элементарном региональном эгоизме, стремлении к обособлению, допустимо применение мер федерального воздействия для восстановления баланса в отношениях между субъектами Федерации и федеральным центром;

носящие субъективный характер, обусловленные воздействием таких факторов, как политические интересы конкретных сил или даже личностей, действующих в том или ином субъекте Федерации. В данном случае преодоление противоречий не только допустимо, но и обязательно.

Конституционный суд Российской федерации

Приоритетом деятельности Суда является разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Конституционный Суд обеспечивает соблюдение и единое применение норм Конституции на всей территории Федерации путем приведения законодательства субъектов РФ, конституций республик, их уставов, законов и иных нормативных актов в соответствие с Основным Законом страны присущим Суду механизмом воздействия и использования всеми субъектами решений, принятых Конституционным Судом.

В ряде решений Конституционного Суда РФ прослеживается четкая правовая позиция, связанная с обеспечением единства правового пространства России. В одном из своих Постановлений: О проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 7 июня 2000 г. Конституционный Суд сделал ряд выводов, имеющих существенное значение для понимания природы российского федерализма и единства правового пространства России.

Принцип прямого воздействия

В действующей Конституции РФ закреплен принцип прямого действия конституционных норм. В условиях становления правового государства этот принцип играет немаловажную роль. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую схему взаимоотношений человека и государства, характеризующуюся возросшей ролью личности, объявлением человека, его прав и свобод высшей ценностью. Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

К сожалению, содержание данной статьи не позволяет составить четкого представления о том, что же подразумевается под прямым действием Конституции. Существует мнение, что значение рассматриваемой юридической конструкции было бы более понятным при условии четкого изложения доктрины прямого действия в материалах Конституционного совещания. Однако, положение о прямом действии конституционных норм не вызвало дискуссии. Представляется, что наиболее точно специфику и особенности, а главное роль и значение рассматриваемой юридической конструкции отражает определение, сформулированное профессором Малько, который под прямым действием Конституции понимает «юридическое свойство Конституции, заключающееся в ее способности быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно, на основе ее предписаний разрешаются все дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти».

Несомненно, Конституция играет неоценимую роль в правовой системе современной России, оказывая информационное, психологическое и социальное воздействие на участников общественных отношений и в этом проявляется действие Конституции, основанное на ее свойствах и функциях, а также на юридической природе и месте в правовой системе. Однако прямое действие играет особо важную роль как специально-юридическая форма действия.

Прямое действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина имеют высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ, и суды при разрешении споров обязаны обеспечить их применение. Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите. «Конституция - не пропагандистский документ, а нормативно-правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах». Некоторые учёные даже предлагают рассматривать в качестве первого и основного признака прямого действия конституционной нормы реальное и прямое применение этой нормы судами общей юрисдикции.

Прямое действие Конституции имеет большое значение не только для правоприменителей, но и для субъектов различных правоотношений, реализующих свои субъективные юридические права. Они могут активно использовать конституционные нормы и активно ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Прямое действие Конституции помогает субъектам правоотношений использовать наиболее выгодно положения Конституции для защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Прямое применение конституционных норм также играет важную роль при разрешении юридических коллизий, для преодоления пробелов в праве. Кроме того, прямое действие Конституции имеет большое значение для повышения уровня правовой культуры, для последовательного укрепления уважительного отношения граждан к Основному Закону страны, которое невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе ежедневно, что на защите их прав и свобод стоит именно Конституция.

Прямое действие Конституции - большое завоевание демократической России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции - это не просто изменение принципа действия Основного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких социально-экономических преобразований, становления гражданского общества.

В ст. 18 Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В то же время прямодействие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п. Проф. А.Б. Венгеров справедливо замечает, что государственный орган, используя свойство непосредственного действия конституционной нормы, может на ее основе запустить соответствующий принудительный механизм, в том числе и «силовой».

Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».

. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Обеспечение прямого действия Конституции - одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации. Пленум Верховного Суда в ряде постановлений дал разъяснения, основанные на приоритете конституционных норм, и ориентировал суды на применение Конституции Российской Федерации как акта прямого действия при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Так, 31 октября 1995 г. Пленум Верховного Суда принял Постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Проф. А.Б. Венгеров называет формы, в которых органы государства, в том числе и органы правосудия, могут применять непосредственно Конституцию:

а) обособленно от других нормативных актов, со ссылкой на статьи Конституции;

б) совместно с другими нормами иных нормативных актов;

в) для мотивировки своих решений, приговоров, когда им надо придать важное социальное звучание, объяснить цель своих конкретных актов правоприменения.

В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению, в настоящее время прямое действие Конституции ассоциируется исключительно с возможностью защиты прав и свобод, закреплённых в Конституции через суд. Представляется, что действие конституционных норм должно распространяться не только на судебные споры, но и определять деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, выступать в качестве руководящего начала для различных организаций, как и записано в ст. 18 Конституции, чтобы граждане могли осуществлять свои конституционные права не только через суд. Нормы Конституции должны действовать непосредственно при урегулировании общественных отношений, а не быть инструментом, применяемым в экстренных случаях.


Прямое (непосредственное) действие Конституции

Прямое (непосредственное) действие Конституции - свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие конституции РФ предусмотрено в ее ч. 1 ст. 15. Оно означает, что Конституция РФ действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов

Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов не означает невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанное с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан). Для обеспечения прямого действия конституции важное значение имеет позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу. Верховный Суд РФ постановлением от 31 октября 1995 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и что во всех необходимых случаях суд должен применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Заключение

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего федеральной Конституцией. Общепризнанный принцип всех существующих в мире федераций выражен в знаменитой немецкой формуле: "Право союза ломает право земель".

Прежде всего, необходимо отметить, что правовое пространство, выступая социальным явлением, является составной частью существования человеческого общества. По определению, данному И.Н. Барцицем, "правовое пространство представляет сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени.

Единое правовое пространство на всей территории России предполагает единую правовую систему. В этой связи можно согласиться с мнением В.К. Самигуллина, осуждающего создание учебников и учебных пособий по конституционному праву отдельных субъектов РФ. Он справедливо отмечает: "В России одна отечественная правовая система, одна система права, которая, однако, допускает существование различных региональных систем законодательства, формирующихся в пределах конституционно-правовых возможностей соответствующего субъекта РФ"

В соответствии с Конституцией РФ правовая система Российской Федерации выступает как целостный, непротиворечивый нормативно-правовой механизм. Однако единое правовое пространство страны в ряде случаев размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Верховенство и единство государственной власти обеспечивается, в первую очередь, верховенством нормативных правовых актов Федерации. Федеральные законы, и прежде всего Конституция РФ, в полной мере закрепляют свое верховенство, что предусматривает ничтожность любого правового акта, расходящегося с конституционными положениями, независимо от того, какой орган его издал, от сферы и направленности его применения.

Единство правового пространства, основанного на строгом соблюдении федеральной Конституции, является одним из основных элементов целостности государства. Данный тезис подтверждается в ряде научных публикаций по проблемам федерализма.

Конституция РФ исходит из того, что субъекты РФ входят в единую систему федеративных отношений, урегулированную Конституцией и федеральными законами, а проблема заключается в том, чтобы обеспечить соответствие конституций, уставов субъектов РФ федеральной Конституции, тогда и только тогда Федерация может быть стабильной и прочной.

В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 76 Конституции Российской Федерации:

по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие непосредственное, прямое действие на всей территории России (часть 1);

по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (часть 2);

вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4).

Конституционно закреплено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Требование непротиворечивости законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам лежит в основе любой нормально функционирующей федерации, ибо хорошо известно, что появление всякого жизнеспособного федерализма должно нести в себе унитарную идею, идею единства и целостности государства. В ряде решений Конституционного Суда РФ прослеживается четкая правовая позиция, связанная с обеспечением единства правового пространства России. В одном из своих Постановлений "О проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 7 июня 2000 г. Конституционный Суд сделал ряд выводов, имеющих существенное значение для понимания природы российского федерализма и единства правового пространства России.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1.Прямое (непосредственное) действие Конституциисвойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения


1.Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

.Самигуллин В.К. Об обеспечении единства и целостности отечественной конституционно-правовой системы // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании: Мат. науч. конф. 25 - 27 марта 1999 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 1999

.Быков С.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы. Автореф. дисс... к.ю.н. М., 2003.

.Колесников Е.В. Постановление конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. N 32

.Комментарий Б.С. Эбзеева к указанному Постановлению Конституционного Суда РФ // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2002.

.Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской федерации // Законодательство. 1997. N 4

Похожие работы на - Прямое действие Конституции РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!