Процедура ведения исполнительного производства по хозяйственным спорам

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процедура ведения исполнительного производства по хозяйственным спорам

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности исполнительного производства в хозяйственном процессе

Глава 2. Процедура ведения исполнительного производства по хозяйственным спорам

.1 Особый порядок юридических действий по возбуждению исполнительного производства в экономическом суде

.2 Эффективные направления принудительного взыскания

Глава 3. Примирение в исполнительном производстве и жалоба на действия (бездействия) судебного исполнителя

.1 Примирительная процедура в исполнительном производстве

.2 Жалоба на постановление, действия (бездействия) судебного исполнителя

Заключение

Список использованных источников

Введение

Целью хозяйственного процесса является установление действительных взаимоотношений сторон, вынесение и исполнение законного и обоснованного решения по хозяйственному спору. В связи с этим хозяйственное судопроизводство охватывает вопросы, связанные как с рассмотрением и разрешением хозяйственных споров, так и с исполнением судебных актов и актов иных органов.

Вынесение судом решения по спору еще не означает автоматическое поступление к истцу (взыскателю) присужденной суммы. Решение суда лишь подтверждает право взыскателя на получение от должника сумм долга, а также обязанность должника исполнить содержание решения суда. Исходя из принципов добросовестности участников гражданских правоотношений решения суда должны исполняться добровольно, поскольку спор между сторонами урегулирован решением суда и теперь отсутствует.

Постановление суда является одним из возможных документов, на основании которого возможно принудительное изъятие чужой собственности. Об этом указано в статье 44 Конституции Республики Беларусь: "Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда".

Как показывает судебная статистика, решения судов не всегда исполняются сторонами добровольно. В связи с этим взыскатели (а на стадии исполнения истцы уже именуются именно так) получают право на принудительное взыскание задолженности с должников.

Исполнение судебных и иных актов является завершающей и существенной стадией хозяйственного процесса. Подлинная защита и восстановление нарушенных субъективных прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан могут быть обеспечены в хозяйственном судопроизводстве лишь тогда, когда должник добровольно исполняет решение суда либо будет принужден исполнить его компетентными органами. Каждое решение суда должно быть исполнено в установленном законодательством порядке, т.е. реализовано для достижения цели, которую преследовали заинтересованная организация или гражданин при обращении в экономический суд. Иначе обращение к этому государственному органу правосудия лишалось бы смысла. Собственно защита права есть не что иное, как его реальное, в том числе, когда это необходимо, принудительное осуществление. Принудительное исполнение судебных актов обеспечивает их стабильность, гарантирует реализацию прав, признанных решением экономического суда, и выполнение установленных им обязанностей. В этом и есть актуальность выбранной темы.

Исполнительное производство в хозяйственном процессе - это стадия хозяйственного судопроизводства, в которой специально уполномоченные государственные органы производят контроль за добровольной реализацией либо осуществляют принудительное осуществление подтвержденных решением экономического суда прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Целью работы является раскрытие процедуры исполнения постановлений экономического суда.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

изучить особенности исполнительного производства в хозяйственном процессе;

раскрыть особый порядок юридических действий по возбуждению исполнительного производства в экономическом суде;

выявить эффективные направления принудительного взыскания;

рассмотреть особенности проведения примирительной процедуры в исполнительном производстве;

определить порядок подачи жалобы на постановление, действия (бездействия) судебного исполнителя.

Объектом данного исследования является исполнительное производство, то есть правоотношения, возникающие в процессе принудительной реализации актов юрисдикционных органов.

Предметом исследования является современное законодательство в сфере исполнительного производства, проблемы исполнительного производства.

Методологической основой курсовой работы является общенаучный метод познания - диалектический, а также специальные методы - системно-структурный, логический, сравнительно-правовой.

Основной базой источников исследования составили Хозяйственный процессуальный кодекс Республики, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 г. № 21 и другие законодательные акты, а также были использованы и переработаны различные справочные материалы, работы современных авторов, посвящённые рассматриваемой проблематике.

Объем и структура курсовой работы определены целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, в двух из которых по два параграфа, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Особенности исполнительного производства в хозяйственном процессе

Завершающей стадией взыскания денежных средств и (или) имущества должника является исполнительное производство. В соответствии со ст. 325 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь под исполнительным производством понимается стадия судебного производства, представляющая собой применение мер, направленных на восстановление, в том числе принудительное, нарушенных законных интересов стороны (сторон) в сфере хозяйственной (экономической) деятельности.

Главной задачей исполнительного производства является своевременное и полное исполнение экономическим судом судебного постановления или иного акта в целях восстановления нарушенных прав лица, заявившего на это требование [15, с. 201]. Восстановление нарушенных прав производится на основании исполнительных документов. Такими документами в соответствии со ст. 329 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь являются:

судебные приказы экономических судов, выдаваемые на основании судебных постановлений экономических судов, решений третейских судов, международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, решений иностранных судов, иностранных арбитражных решений;

определения экономического суда о судебном приказе;

постановления судебных исполнителей экономических судов об обращении взыскания на денежные средства;

постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Судебный приказ выдается экономическим судом на основании вынесенного судебного постановления и должен содержать:

наименование экономического суда, выдавшего судебный приказ;

наименование и номер дела или иного акта, по которому выдан судебный приказ;

сведения о взыскателе (взыскателях) и должнике (должниках);

резолютивную часть судебного постановления;

дату принятия судебного постановления и время вступления его в законную силу;

сущность и срок исполнения обязательства;

дату и время выдачи судебного приказа;

гербовую печать и подпись судьи;

иные сведения, необходимые для осуществления исполнения (ст. 333 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Сторонами в исполнительном производстве выступают:

взыскатель, т.е. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация, не являющаяся юридическим лицом, физическое лицо, в пользу которого производится исполнение обязательств на основании судебного постановления;

должник, т.е. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация, не являющаяся юридическим лицом, физическое лицо, которые обязаны выполнить определенные действия в пользу взыскателя, или лицо, с которого производится взыскание.

Исполнительное производство может быть возбуждено только по письменному заявлению взыскателя, либо прокурора, либо иными заинтересованными в исходе дела лицами. Заявление о возбуждении исполнительного производства должно содержать требования, установленные законодательством (п. 22 Инструкции), а именно:

наименование экономического суда, в который подается заявление;

сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, текущих (расчетных) счетах должника, месте нахождения имущества должника, его учетный номер плательщика, если взыскатель располагает такими сведениями;

сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, текущих (расчетных) счетах взыскателя, на которые необходимо перечислять взыскиваемые суммы, учетный номер плательщика;

дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению;

сведения о сумме, подлежащей взысканию;

сведения о принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались на стадии хозяйственного процесса судебными инстанциями;

перечень прилагаемых к заявлению документов (исполнительный документ, который подлежит исполнению судебным исполнителем экономического суда; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возбуждении исполнительного производства (в частности, доверенность, выданная в установленном законодательством порядке и содержащая полномочие на предъявление требования о принудительном исполнении судебного постановления, если заявление о возбуждении исполнительного производства подписано представителем взыскателя); документы, подтверждающие факт обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, либо документы, подтверждающие невозможность подобного обращения).

Срок для возбуждения исполнительного производства составляет 6 месяцев со дня:

вступления судебного постановления в законную силу;

окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке исполнения судебного постановления;

вступления в законную силу определения экономического суда о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 337 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

После поступления заявления о возбуждении исполнительного производства и всех необходимых документов в экономический суд судебный исполнитель в течение 3 дней выносит постановление о (об):

) отказе в возбуждении исполнительного производства;

) возвращении исполнительных документов без возбуждения исполнительного производства;

) возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со ст. 357 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь срок для добровольного исполнения обязательств по исполнительному документу составляет 7 дней. При этом следует иметь в виду, что в случае принудительного совершения действия по имущественным взысканиям с должника на основании определения экономического суда взыскиваются (удерживаются) судебные расходы в размере 5% от суммы, взысканной в пользу взыскателя (п. 152 Инструкции).

В случае неисполнения обязательств должником в добровольном порядке судебный исполнитель принимает меры, направленные на принудительное взыскание денежных средств и (или) имущества в пользу взыскателя по заявлению последнего.

взыскателем;

должником;

иными заинтересованными в исходе дела лицами, т.е. лицами, обладающими в соответствии с законодательством Республики Беларусь правом на обращение в экономический суд, чьи права и законные интересы нарушены действием (бездействием) судебного исполнителя;

прокурором.

Жалоба (протест) подается в письменной форме в экономический суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение 10 дней с момента:

получения копии судебного постановления;

объявления судебного постановления, когда судебное постановление вынесено в присутствии лица, подающего жалобу;

совершения действия (установления факта бездействия) судебным исполнителем, которое обжалуется (опротестовывается);

когда сторонам по исполнительному производству и (или) иным заинтересованным в исходе дела лицам стало известно о совершении действия (факта бездействия), которое обжалуется (опротестовывается) (п. 12 Инструкции).

В случае пропуска срока лицо, подающее жалобу (протест), вправе обратиться в экономический суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Заявление должно содержать причины пропуска указанного срока, и в случае признания их судьей экономического суда уважительными срок для обжалования (опротестования) действий (бездействий) судебного исполнителя восстанавливается.

До окончания исполнительного производства стороны вправе заключить мировое соглашение, которое передается судебному исполнителю для последующего утверждения судьей экономического суда.

Исполнительное производство может быть прекращено в следующих случаях:

взыскатель отказался от взыскания и отказ принят экономическим судом;

заключено мировое соглашение между взыскателем и должником, которое утверждено экономическим судом;

при ликвидации юридического лица, являющегося взыскателем или должником, а также после смерти индивидуального предпринимателя или физического лица, являвшихся взыскателем или должником, требования или обязанности не могут перейти к их правопреемникам;

истек срок давности для этого вида взысканий;

отменены судебное постановление или акт соответствующего органа, на основании которых выдан исполнительный документ;

экономическим судом, принявшим судебное постановление, на основании которого был выдан исполнительный документ, должнику предоставлена рассрочка его исполнения (ст. 365 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что исполнительное производство представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление посредством законных способов и методов нарушенных прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Глава 2. Процедура ведения исполнительного производства по хозяйственным спорам

.1 Особый порядок юридических действий по возбуждению исполнительного производства в экономическом суде

Согласно части 1 статьи 356 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство после получения надлежащим образом оформленного заявления взыскателя с приложением исполнительного документа, который должен быть предъявлен к исполнению в сроки, указанные в статье 337 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, путем вынесения постановления о его возбуждении. При этом на исполнительном документе делается запись с указанием даты возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 3 ст. 325 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основанием для исполнения является предъявление в экономический суд исполнительного документа для его исполнения в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в экономический суд в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем (фактически подается взыскателем или его представителем). Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится судебным исполнителем не позднее трех дней со дня получения документов, указанных в части 1 статьи 356 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В силу статьи 354 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь заявление о возбуждении исполнительного производства подается в экономический суд по месту нахождения, месту жительства должника или месту осуществления хозяйственной деятельности должником либо по месту нахождения его имущества.

При этом следует иметь в виду, что, если при совершении исполнительных действий будет установлено, что имущество должника в определенном месте отсутствует или должник поменял юридический адрес, судебный исполнитель на основании вынесенного им постановления направляет исполнительное производство в экономический суд по новому месту нахождения имущества должника или по его новому юридическому адресу и извещает об этом взыскателя [12, с. 98].

Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в экономический суд в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем.

После поступления заявления о возбуждении исполнительного производства и всех необходимых документов в экономический суд судебный исполнитель в течение 3 дней выносит постановление о (об):

) отказе в возбуждении исполнительного производства в случаях, когда:

имеется определение экономического суда о принятии отказа взыскателя от взыскания;

имеется мировое соглашение, заключенное между взыскателем и должником и утвержденное экономическим судом;

при ликвидации юридического лица, являющегося взыскателем или должником, а также после смерти индивидуального предпринимателя или физического лица, являвшихся взыскателем или должником, требования или обязанности не могут перейти к их правопреемникам;

истек срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению;

отменен акт соответствующего органа, на основании которого выдан исполнительный документ;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 358 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь);

) возвращении исполнительных документов без возбуждения исполнительного производства, когда:

не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о возбуждении исполнительного производства;

исполнение судебного постановления приостановлено;

должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления;

в отношении должника открыто конкурсное производство;

компетентным органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) должника;

не приложены доказательства о принятых мерах по бесспорному списанию денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством;

имеются иные обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства, предусмотренные законодательными актами (ст. 359 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

После устранения причин, указанных в постановлении о возвращении исполнительных документов, взыскатель вправе подать заявление о возбуждении исполнительного производства повторно. При этом следует иметь в виду, что срок для возбуждения исполнительного производства не прерывается;

) возбуждении исполнительного производства. После вынесения постановления судебный исполнитель направляет копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю и должнику. Судебный исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником обязательств по исполнительному документу.

В соответствии с пунктами 26 - 28 Инструкции судебный исполнитель осуществляет следующие действия. Судебный исполнитель при получении заявления о возбуждении исполнительного производства рассматривает следующие вопросы:

о соответствии заявления требованиям, изложенным в пункте 22 Инструкции;

подлежит ли исполнительный документ исполнению судебным исполнителем экономического суда;

соблюден ли установленный законодательством срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, в том числе и при повторном предъявлении его в экономический суд. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено неполно, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения обслуживающим должника банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю. День возвращения устанавливается по отметке банка на предъявлявшейся к исполнению в банк и приложенной к заявлению о возбуждении исполнительного производства платежной инструкции или по отметке на исполнительном документе, проставляемой судебным исполнителем в день окончания исполнительного производства;

имеются ли основания для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.

В целях обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, в соответствии с частью второй статьи 370 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь исполнительный документ для списания денежных средств в бесспорном порядке предъявляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию взыскателем. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств взыскатель обращается с заявлением о возбуждении исполнительного производства в экономический суд.

При отсутствии же оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства согласно приложению 1 к Инструкции.

После регистрации исполнительного производства в установленном в экономических судах порядке на исполнительном документе судебным исполнителем делается запись (проставляется соответствующий штамп): "Исполнительное производство № ___ возбуждено" - с указанием даты возбуждения, фамилии судебного исполнителя и учинением подписи.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства вручаются под расписку или направляются сторонам в исполнительном производстве, при этом должнику - заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

Расписка может оформляться на постановлении, находящемся в исполнительном производстве, должна содержать сведения о получении должником (его представителем) копии постановления, фамилию, собственное имя, отчество, подпись, дату получения, наименование, номер, дату выдачи и срок действия документа, удостоверяющего полномочия представителя [13, с. 204].

При отказе должника от получения копии постановления или дачи расписки в ее получении судебный исполнитель в присутствии понятых составляет об этом акт согласно приложению 18 к Инструкции и направляет копию постановления должнику заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

В тех случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, судебный исполнитель вручает должнику копию постановления и предлагает немедленно исполнить требования исполнительного документа добровольно и в случае отказа или неисполнения приступает к исполнению.

В случае возбуждения исполнительного производства в отношении должника, на имущество которого наложен арест по другим находящимся на исполнении исполнительным производствам, ранее наложенный арест распространяется на вновь возбужденное исполнительное производство, если должником в предоставленный для добровольного исполнения срок не будут исполнены требования исполнительного документа.

В соответствии со статьей 360 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь к исполнительным действиям принудительного характера относятся действия судебного исполнителя, совершаемые по истечении срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительными действиями принудительного характера являются:

) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на наличные денежные суммы, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) иных лиц;

) обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

) обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на счетах других лиц в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

) изъятие у должника имущества, указанного в исполнительном документе, и передача его взыскателю;

) обращение взыскания на заработную плату должника - индивидуального предпринимателя или гражданина и (или) иные доходы и суммы, такие как:

доходы работников производственного кооператива, членов крестьянского (фермерского) хозяйства, работников иных организаций;

вознаграждения за использование авторского права и смежных прав, права на промышленный образец;

стипендии;

пенсии;

пособия по безработице;

доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;

реализация арестованного имущества должника по неоконченному исполнительному производству при наличии на исполнении другого исполнительного производства о взыскании с того же должника;

) иные действия, указанные в исполнительном документе и направленные на исполнение требований исполнительного документа.

.2 Эффективные направления принудительного взыскания

Первоначально взыскатели обязаны предъявить платежное требование на основании исполнительного документа, выданного судом в банк должника, а в случае отсутствия денежных средств на расчетном счете в банке должника - отозвать платежное требование и обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отдел исполнения судебных постановлений по месту нахождения должника или его имущества. К заявлению необходимо приложить подлинный исполнительный документ с гербовой печатью суда. Следует внимательно следить за тем, чтобы при отзыве из банков платежных требований подлинные исполнительные документы также возвращались взыскателю. Если подлинный исполнительный документ будет утерян, взыскателю придется обращаться в суд за выдачей его дубликата, уплатив при этом государственную пошлину в размере 23% базовой величины за одну страницу документа.

После поступления заявления в отдел исполнения судебных постановлений судебным исполнителем возбуждается исполнительное производство и должнику предлагается в семидневный срок добровольно оплатить имеющуюся задолженность. После этого наступает стадия принуждения.

Следует отметить, что у судебного исполнителя имеется довольно обширный инструментарий для принудительного исполнения судебного постановления и взыскания задолженности. Повторюсь:

вынесение предписания о запрете совершения расходных операций с денежными средствами на расчетных счетах должника и взыскание задолженности за счет данных денежных средств;

взыскание за счет имеющейся у должника дебиторской задолженности;

выявление и отчуждение высоколиквидного имущества должника: объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования, акций, облигаций и т.п.;

принятие в отношении должника - физического лица ограничительных мер в виде ограничения выезда за пределы Республики Беларусь;

взыскание за счет заработной платы и приравненных к ней выплат.

Коротко остановимся на каждом из направлений.

Касательно денежных средств на расчетных счетах должника. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют ограничения по количеству открываемых расчетных счетов в банках одним субъектом хозяйствования. Следует отметить, что отдельные должники пользуются этим правом со своим противоправным умыслом, открывая один за другим множество расчетных счетов.

С целью выявления всех расчетных счетов должника судебный исполнитель в ходе осуществления исполнительных действий направляет в банковские учреждения Республики Беларусь соответствующие запросы. Взыскатель в рамках осуществления исполнительных действий по выявлению расчетных счетов должника не должен оставаться безучастным. Порой информация о новых расчетных счетах должника и имеющихся на них поступлениях денежных средств у взыскателя появляется ранее, чем у судебного исполнителя. В таких случаях взыскателю следует немедленно сообщать такую информацию судебному исполнителю [12, с. 114].

Удачным решением проблемы с множественностью расчетных счетов было бы создание Национальным банком Республики Беларусь единой базы данных номеров расчетных счетов всех субъектов хозяйствования Республики Беларусь, доступ к которой в автоматическом режиме получили бы судебные исполнители. В этом случае у должников было бы меньше шансов проводить через вновь открытые расчетные счета выручку от дебиторов минуя судебного исполнителя. Представляется, что предоставление данной информации для всеобщего доступа не нарушало бы принцип банковской тайны. Расчетный счет субъекта хозяйствования по определению не может быть тайным. Следующим шагом в перспективе могло бы стать создание банка данных кредитной репутации, в которой бы отражались случаи возникновения задолженности перед всеми категориями кредиторов, а не только внутри банковской системы по просроченным кредитам.

При получении сведений о наличии у должника счета в банке судебный исполнитель производит запрет на совершение расходных операций по расчетным (текущим), валютным счетам, при наличии на данных счетах денежных средств в установленном законодательством порядке предъявляет исполнительный документ к счету для списания в бесспорном порядке подлежащих взысканию денежных средств.

Аналогичные действия проводятся судебным исполнителем и по выявлению денежных средств на вкладных счетах должника в банках.

С целью выявления дебиторской задолженности должника судебный исполнитель истребует у должника и анализирует сведения о его дебиторах. Последним при их выявлении направляются обязательные для исполнения предписания о запрете прямых расчетов с должником в исполнительном производстве и необходимости перечисления причитающихся ему денежных средств непосредственно на депозитный счет экономического суда.

На практике данное направление работы может встречать препятствия со стороны должника в предоставлении подобной информации. В этом случае судебным исполнителем направляются предписания в адрес предполагаемых дебиторов (например, вероятных перерабатывающих предприятий при взыскании задолженности с сельхозпредприятий и т.п.). Кроме того, используются данные, предоставляемые самим взыскателем относительно дебиторов должника в исполнительном производстве.

В рамках направления работы с дебиторской задолженностью судебным исполнителем могут уведомляться операторы мобильной связи, интернет-провайдеры, страховые организации в порядке статьи 375 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь об обязанности перечисления причитающихся должнику денежных средств на депозитный счет экономического суда.

Важным направлением работы судебного исполнителя в рамках исполнительного производства является выявление и реализация высоколиквидного имущества должника: объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования. На первоначальной стадии задача судебного исполнителя состоит в выявлении указанного имущества. В связи с ведением обязательного учета объектов недвижимости и транспортных средств в территориальных организациях Национального кадастрового агентства (агентствах по государственной регистрации и земельному кадастру), а также в органах ГАИ и Гостехнадзора соответствующие запросы судебные исполнители адресуют к базам данных указанных органов.

В отличие от автотранспортных средств, регистрация и учет тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, самоходных, мелиоративных и дорожно-строительных машин осуществляются в соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования колхозов и других кооперативов, совхозов, предприятий, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан (гостехнадзоре), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1992 г. № 377 "О государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования", органами Гостехнадзора. В связи с этим соответствующие запросы по данной категории техники судебному исполнителю необходимо направлять не в органы ГАИ, а в районные, городские инспекции Государственного технического надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в пределах обслуживаемых ими территорий.

Получив сведения о наличии имущества, судебный исполнитель направляет предписания о запрете на совершение регистрационных действий в отношении данного имущества в регистрирующий орган. После этого судебный исполнитель должен осуществить опись и изъятие с передачей на ответственное хранение данного имущества.

Если в отношении недвижимого имущества в силу его специфики действия по описи, аресту и последующему отчуждению не представляют сложности, поскольку недвижимость по определению не перемещаема в пространстве, то в отношении транспортных средств процесс установления фактического их места нахождения сопряжен с трудностями. Транспортные средства используются должником, перемещаются по автодорогам, и выявить их местонахождение при учинении препятствий к этому должником довольно сложно.

С целью установления фактов эксплуатации, возможного местонахождения принадлежащего должнику транспорта соответствующий запрос может быть направлен судебным исполнителем в РУП "Белтехосмотр" для установления даты, места и результатов прохождения последнего технического осмотра транспортного средства, направлено ходатайство в общий суд для проведения отдельного исполнительного действия по выявлению транспортного средства по конкретному адресу, использована информация, предоставленная взыскателем. Также с целью выяснения сведений о принадлежности должнику мест для хранения транспорта судебный исполнитель может направить соответствующие запросы администрациям автомобильных стоянок.

Кроме того, судам предоставлено право принимать меры, направленные на обеспечение исполнения судебного постановления в виде объявления данных транспортных средств в розыск с последующим задержанием сотрудниками ГАИ. Об этом на основании представлений судебных исполнителей выносятся соответствующие определения, направляемые в территориальные подразделения ГАИ. В случае выявления факта участия в дорожном движении разыскиваемых транспортных средств они принудительно доставляются на штрафные автостоянки, на которых судебным исполнителем осуществляются действия по их описи, после чего принимаются меры по их реализации в счет погашения имеющейся задолженности. Выявление фактов участия транспортных средств в дорожном движении возможно как в ходе проведения мероприятий по текущему контролю участников дорожного движения, так и в ходе использования аппаратно-программного комплекса "Автоураган" (вычленение в транспортном потоке транспортных средств, находящихся в розыске), специальных комплексных мероприятий "Фильтр" (сплошной контроль всех участников дорожного движения методом искусственного сужения дорожной полосы), осуществления иных оперативных мероприятий по розыску транспортных средств.

Расходы по доставке и хранению транспортных средств на штрафных стоянках относятся к издержкам, связанным с принудительным исполнением судебного постановления, и взыскиваются в последующем с должника за счет вырученных от продажи имущества должника средств [15, с. 187].

Судебным исполнителем в ходе осуществления мероприятий по выявлению имущества, на которое возможно обратить взыскание, также принимаются меры по выявлению сведений о наличии у должника статуса учредителя (участника) хозяйственных обществ, товариществ, других организаций, принадлежности ему акций акционерных обществ, облигаций и т.п. Подобные сведения возможно получить из базы данных ЕГР, РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг", депозитариев вторых уровней.

При наличии сведений об учредительстве (участии) в обществах с ограниченной ответственностью судебный исполнитель направляет этим организациям соответствующий запрос в порядке статьи 375 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Обращение взыскания на долю (часть доли) участника в уставном фонде хозяйственного общества осуществляется в соответствии с пунктами 136, 137 Инструкции по исполнительному производству. В частности, согласно статье 104 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 г. № 2020-XII "О хозяйственных обществах" обращение взыскания на долю (часть доли) участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью допускается только на основании решения суда. В случае возврата исполнительного документа с актом о невозможности взыскания судебный исполнитель информирует взыскателя о порядке обращения взыскания на такое имущество.

При наложении ареста на долю в обществе судебный исполнитель в акте ареста отражает стоимость доли (части доли) участника в уставном фонде хозяйственного общества, указанной в судебном постановлении.

Реализация доли (части доли) участника в уставном фонде хозяйственного общества производится с публичных торгов.

Что касается описи, ареста и последующей реализации акций, облигаций, сведения о которых получены из РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг", депозитариев вторых уровней, судебный исполнитель налагает арест на документарные ценные бумаги путем составления акта описи и изъятия.

В акте описи и изъятия ценных бумаг указываются: предмет описи и изъятия, место нахождения предмета описи и изъятия, вид ценной бумаги, тип, категория, номер, серия ценной бумаги, наименование эмитента, номинальная стоимость ценной бумаги, общая стоимость ценных бумаг, наименование депозитария и другие сведения, позволяющие идентифицировать арестованные ценные бумаги.

Изъятые документарные ценные бумаги изымаются судебным исполнителем и передаются в соответствии со статьей 380 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в зависимости от валюты выражения денежной стоимости в учреждение Национального банка Республики Беларусь (выраженные в иностранной валюте) либо в ближайшее отделение банка (все иные).

При определении стоимости ценных бумаг судебный исполнитель руководствуется статьей 352 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 12.03.1992 г. № 1512-XII "О ценных бумагах и фондовых биржах", Инструкцией по исполнительному производству, и иными актами законодательства.

В случае затруднения в оценке ценных бумаг судебный исполнитель в акте описи и изъятия указывает предварительную стоимость (данная стоимость должна быть не меньше номинальной стоимости при наличии таких сведений).

Оценка арестованных ценных бумаг по предварительной стоимости впоследствии проводится с участием организации, осуществляющей оценочную деятельность, за счет должника.

В случае выявления бездокументарных ценных бумаг арест на них налагается судебным исполнителем с учетом положений пункта 98 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 г. № 143, по месту учета прав на эти ценные бумаги путем составления акта ареста имущества. Хранителем арестованных ценных бумаг может быть назначен депозитарий (должностное лицо). Реализация арестованных ценных бумаг производится в соответствии с законодательством с обязательным участием профессионального участника рынка ценных бумаг на основании заключенного договора с экономическим судом.

Если основной деятельностью должника является розничная торговля, целесообразным является направление соответствующих запросов арендодателям о предоставленных местах для осуществления торговли, производственной деятельности, складских помещениях и т.п.

В случае получения информации о наличии подобных мест судебный исполнитель осуществляет выезд по месту осуществления деятельности должника с целью проведения исполнительных действий (изъятия торговой выручки, наложения ареста на товар, оборудование и т.п.).

Еще одной действенной мерой, направленной на обеспечение исполнения исполнительного документа в отношении должника - физического лица (индивидуального предпринимателя, гражданина-учредителя и т.п.), является вынесение судом определений о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь. Данная мера применяется к должнику вплоть до погашения им задолженности. Особенно актуальной данная мера становится в отпускной период. Следует отметить, что данная мера в отношении учредителей, руководителей и иных должностных лиц предприятий должников не может быть применена судом, поскольку статьей 7 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 г. № 49-З "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" прямо предусмотрены основания, при которых право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено. Применительно к хозяйственным отношениям названы случаи, когда:

гражданин не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами;

гражданину предъявлен гражданский иск в суде;

гражданин является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом в отношении должника - юридического лица (т.е. должника в деле о банкротстве).

Таким образом, в данном перечне отсутствуют основания для временного ограничения права на выезд за пределы Республики Беларусь в отношении учредителей, руководителей и иных должностных лиц предприятий должников, за исключением предприятий - должников по делам о банкротстве.

Если место нахождения должника - физического лица (индивидуального предпринимателя, гражданина-учредителя и т.п.) не известно, суд имеет право вынести в порядке, предусмотренном статьей 348 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, определение о розыске должника - индивидуального предпринимателя (физического лица) через органы внутренних дел на основании заявления взыскателя.

При объявлении розыска должника исполнительное производство приостанавливается по определению экономического суда или постановлению судебного исполнителя на срок до шести месяцев.

Пользу по установлению места нахождения должника дают также и такие действия судебного исполнителя, как опрос членов семьи должника (руководителя должника - организации), соседей, организаций, расположенных по соседству с организацией-должником, контрагентов должника, обращение в ЖЭС по месту регистрации (месту пребывания) должника, а также руководителя должника-организации для получения информации о возможном фактическом месте нахождения должника и его имущества [12, с. 121].

С ростом популярности использования Интернета и печатных рекламных средств массовой информации актуальным становится использование судебным исполнителем сведений о деятельности и месте нахождения должника, почерпнутых из данных источников: выезд судебного исполнителя по указанному должником в объявлении месту оказания услуг, заказ у должника товаров по телефону с последующей их доставкой по указанному судебным исполнителем адресу и дальнейшими описью и арестом доставленных товаров и т.п.

Завершающими действиями судебного исполнителя являются действия, направленные на выявление источников заработной платы, приравненных к ней выплат, а также пенсионных выплат должнику - физическому лицу. Для этого судебным исполнителем адресуются запросы к базам данных ФСЗН, а также органов социального обеспечения и в военный комиссариат Министерства обороны Республики Беларусь по месту регистрации должника (для граждан, уволенных с военной службы).

При выявлении постоянного места получения заработной платы и приравненных к ней доходов должником - физическим лицом судебный исполнитель вправе направить исполнительный документ по месту работы должника. Порядок направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника - индивидуального предпринимателя или гражданина регулируется главой 36 Инструкции по исполнительному производству. В случае получения должником заработной платы и иных доходов и сумм из нескольких источников исполнительный документ направляется нанимателю (организации), где доход должника выше.

Для обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы и выплаты судебный исполнитель направляет исполнительный документ нанимателю (организации, индивидуальному предпринимателю, где должник работает либо получает заработную плату и (или) иные доходы и суммы) с предложением проводить удержание по исполнительному документу, а удержанные суммы пересылать взыскателю за счет должника. При этом наниматель (организация, индивидуальный предприниматель, где должник работает либо получает заработную плату и (или) иные доходы и суммы) уведомляется, что при увольнении должника с работы (отбытии наказания, отсутствии других доходов и т.д.) он обязан в течение трех дней возвратить исполнительный документ судебному исполнителю с отметкой на исполнительном документе о проведенных удержаниях и указанием нового места работы должника, если оно известно.

Исполнительное производство, по которому исполнительный документ направляется нанимателю (организации, индивидуальному предпринимателю, где должник работает либо получает заработную плату и (или) иные доходы и суммы), завершается вынесением постановления об окончании исполнительного производства. Оконченное исполнительное производство находится на контроле у судебного исполнителя до полного погашения задолженности или до возврата исполнительного документа взыскателю в случае увольнения должника с работы (отбытия наказания, отсутствия других доходов и т.д.) [15, с. 204].

В завершение следует отметить, что арсенал мер, принимаемых судебными исполнителями экономических судов по исполнению исполнительных документов, довольно широк и в большинстве случаев обеспечивает реальное исполнение имущественных взысканий.

Глава 3. Примирение в исполнительном производстве и жалоба на действия (бездействия) судебного исполнителя

.1 Примирительная процедура в исполнительном производстве

Особенность взаимоотношений сторон в исполнительном производстве заключается в том, что правовой спор между ними уже разрешен и их правовой статус изменен, поэтому меняются цели и задачи.

Согласно ст. 325 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь задача исполнительного производства - исполнение экономическим судом своевременно и в полном объеме судебного постановления в целях восстановления нарушенных прав заявившего лица. Таким образом, должнику необходимо исполнить решение суда с наименьшими затратами, а взыскателю - как можно скорее и наиболее полно восстановить свои нарушенные права. Однако должник не всегда может исполнить постановление суда в сроки, предоставленные для добровольного исполнения, по причине значительности суммы, либо временного тяжелого финансового положения, либо задержки расчетов с ним контрагентов. В такой ситуации принудительное исполнение не будет эффективным, так как должник, пытаясь сохранить свой бизнес, постарается уклониться от погашения задолженности, что приведет к еще большему конфликту между ним и взыскателем и затягиванию процесса исполнения постановления суда.

Выходом из сложившейся ситуации может стать процедура примирения. Суть примирения заключается в назначении третьего лица, незаинтересованного в исходе дела (примирителя), цель которого - примирение сторон, т.е. выработка вместе с ними наиболее приемлемого способа удовлетворения требований взыскателя.

Действующая редакция Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в статьях 149 и 365 предполагает возможность заключения соглашения о примирении на стадии исполнительного производства. В случае назначения примирителя для проведения примирительной процедуры на основании абзаца 7 статьи 363 и абзаца 10 части 1 статьи 364 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь экономический суд вправе приостановить исполнительное производство до завершения такой процедуры. Исполнительное производство прекращается, если взыскатель и должник заключили мировое соглашение в порядке, установленном гл. 10 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, или соглашение о примирении в порядке, установленном гл. 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Согласно статье 365 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в случае прекращения исполнительного производства исполнительный документ с соответствующей отметкой судебного исполнителя направляется в экономический суд или иной государственный орган, выдавший исполнительный документ. При этом все принятые судебным исполнителем меры по его исполнению отменяются.

Прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь.

На практике у сторон при утверждении подобных соглашений возможно возникновение вопросов в части необходимости перераспределения государственной пошлины.

Госпошлина по таким соглашениям перераспределению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщику производится возврат государственной пошлины в размере 50 процентов либо от 50 процентов в случае достижения примирения в примирительной процедуре по всем требованиям или отдельным требованиям в экономическом суде.

В связи с тем, что исполнительное производство предполагает, что экономическим судом хозяйственный спор уже рассмотрен, соответственно при проведении примирительной процедуры и достижении примирения на стадии исполнительного производства возврат государственной пошлины законодательством не предусмотрен.

Данный подход подтверждается содержанием разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, данным им в подпункте 2.11 пункта 2 раздела "Новеллы хозяйственного процессуального законодательства" письма от 21.01.2011 г. № 02-38/120 "О рекомендациях по применению Закона".

О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры экономический суд выносит определение. На стадии исполнительного производства примиритель назначается судом, принявшим судебное постановление, или по месту исполнения судебного постановления. Вопрос о назначении примирителя решается экономическим судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания (ч. 3 ст. 156 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Судебный исполнитель в силу статьи 327 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь может выступать в качестве примирителя в исполнительном производстве в порядке, установленном главой 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Примирителем в исполнительном производстве могут быть назначены и иные лица, являющиеся примирителями в экономическом суде.

Если судебный исполнитель являлся примирителем на стадии исполнительного производства, он не может участвовать в дальнейшем исполнении исполнительного документа и подлежит отводу по своему письменному заявлению либо по заявлениям взыскателя или должника (часть первая статьи 344 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

В случае назначения примирителя для проведения примирительной процедуры исполнительное производство может быть приостановлено (абзац седьмой статьи 363 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь). При этом исполнительное производство приостанавливается до завершения примирительной процедуры (абзац десятый статьи 364 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Основная цель взыскателя в исполнительном производстве - полное восстановление нарушенного права, причем взыскатель заинтересован достичь ее как можно скорее. Вместе с тем применение принудительных мер в отношении должника не всегда способствует исполнению исполнительного документа.

Нередко сторона, которая является взыскателем по исполнительному производству, впоследствии вновь заключает договор с субъектом хозяйствования, который был ее должником. Это связано с уверенностью взыскателя в его платежеспособности и пониманием того, что причиной несвоевременного исполнения стали объективные обстоятельства.

Итогом примирительной процедуры может быть не только мировое соглашение или соглашение о примирении, но и отказ взыскателя от требований, заключение сторонами нового договора. Так, в случае когда должник не способен заплатить взыскателю сумму задолженности, но имеет имущество, в котором взыскатель заинтересован, оно может быть передано в счет погашения задолженности. При этом взыскатель отказывается от взыскания задолженности в полном объеме. Если должник может выполнить для взыскателя определенные работы либо оказать услуги, то между сторонами заключается новое соглашение. Представляется, что данные способы удовлетворения требований взыскателя в случае нахождения должника в тяжелом финансовом положении наиболее приемлемы, при этом роль примирителя заключается в информировании сторон о возможных способах удовлетворения требования взыскателя.

Основная проблема при заключении примирительного соглашения между сторонами - опасения взыскателя, что его требования не будут удовлетворены. Однако взыскатель может не достичь своей цели, если не использует процедуру примирения. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь субъект хозяйствования осуществляет свою предпринимательскую деятельность на свой риск и под свою ответственность. Таким образом, только принятие взыскателем правильного решения будет способствовать исполнению постановления суда в полном объеме.

Необходимо отметить, что успех примирительной процедуры напрямую зависит от дипломатических способностей примирителя, его умения возобновить диалог между взыскателем и должником, а также от готовности сторон идти на взаимные уступки. При этом должник минимизирует свои убытки, взыскатель удовлетворяет свои требования в более короткие сроки, а вместе они сохраняют доверие друг к другу и в будущем смогут продолжить партнерские отношения.

3.2 Жалоба на постановление, действия (бездействия) судебного исполнителя

Постановления судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы взыскателем, должником, иными заинтересованными лицами и опротестованы прокурором в экономический суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке и сроки, предусмотренные статьей 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Под жалобой на постановление, действие (бездействие) судебного исполнителя, разрешаемой в порядке статьи 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, следует рассматривать письменное заявление стороны в исполнительном производстве, иного заинтересованного лица с требованием о восстановлении их прав и законных интересов, нарушенных, по мнению заявителя, судебным исполнителем при вынесении конкретного постановления, совершении конкретного исполнительного действия либо несовершении конкретного исполнительного действия, предусмотренного Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, но не предпринятого судебным исполнителем для исполнения судебного постановления или иного акта.

Жалоба (протест) может быть подана в течение десяти дней со дня:

получения копии постановления (при вынесении с участием лица, подающего жалобу, - со дня его объявления);

совершения действия (установления факта бездействия) либо со дня, когда сторонам по исполнительному производству или иным заинтересованным лицам, прокурору стало известно о совершении действия (факте бездействия).

Под иными заинтересованными лицами следует понимать лиц, обладающих в соответствии со статьей 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь правом на обращение в экономический суд, чьи права и законные интересы нарушены действием (бездействием) судебного исполнителя; под бездействием следует понимать уклонение судебного исполнителя от исполнения своих обязанностей, выразившееся в непроведении по находящемуся у него на исполнении исполнительному производству действий, которые возложены на него правовыми актами.

Жалоба на постановление, действие (бездействие) судебного исполнителя должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем, соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 159, 160 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, и содержать:

) наименование экономического суда, в который подается жалоба;

) полные наименования (имена) лиц, участвующих в исполнительном производстве, их почтовые адреса;

) номер, дату возбуждения исполнительного производства, по которому подается жалоба (протест), наименование исполнительного документа с указанием его содержания;

) обстоятельства, на которых основана жалоба (протест);

) доказательства, подтверждающие основание жалобы (протеста);

) требования лица, подавшего жалобу (протест), со ссылкой на акты законодательства;

) перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

Жалоба (протест) может содержать иные сведения, необходимые для правильного ее (его) разрешения.

К жалобе (протесту) должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (за исключением руководителя); документы, подтверждающие направление копии жалобы (протеста) и приложенных документов другой стороне; копия обжалуемого постановления судебного исполнителя.

При решении вопроса о принятии жалобы (протеста) к рассмотрению экономический суд проверяет:

) состоит (состоял) ли судебный исполнитель при экономическом суде, в который подается жалоба (протест);

) соответствие жалобы (протеста) требованиям статей 159, 160 и части 4 статьи 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь;

) соблюдение заявителем установленного статьей 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь срока подачи жалобы (протеста);

) наличие доказательств, подтверждающих вручение (направление) копии жалобы и необходимых документов судебному исполнителю и другой стороне, а также (при обжаловании постановления) копии обжалуемого постановления.

В соответствии с пунктом 15 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.01.2007 г. № 2 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами обращений граждан и организаций на стадии исполнительного производства" несоблюдение заявителем установленных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь требований к форме и содержанию жалобы (протеста), а также отсутствие доказательств, подтверждающих вручение (направление) копии жалобы и необходимых документов судебному исполнителю и другой стороне, влечет оставление ее экономическим судом без движения применительно к статье 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

При неустранении заявителем причин, послуживших основанием для оставления жалобы (протеста) без движения, в срок, указанный в определении, экономический суд возвращает жалобу (протест) и приложенные документы.

Одним из постановлений судебного исполнителя, которые могут быть обжалованы, является постановление о возбуждении исполнительного производства.

При получении заявления о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель рассматривает следующие вопросы:

о соответствии заявления требованиям, изложенным в пункте 22 Инструкции по исполнительному производству;

подлежит ли исполнительный документ исполнению судебным исполнителем экономического суда;

соблюден ли установленный законодательством срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, в том числе и при повторном предъявлении его в экономический суд. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено неполно, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения обслуживающим должника банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю. День возвращения устанавливается по отметке банка на предъявлявшейся к исполнению в банк и приложенной к заявлению о возбуждении исполнительного производства платежной инструкции или по отметке на исполнительном документе, проставляемой судебным исполнителем в день окончания исполнительного производства;

имеются ли основания для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.

При обращении взыскания на денежные средства обязательным является досудебное предъявление платежного требования на основании исполнительного документа к расчетному счету должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации в соответствии с частью 2 статьи 370 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь для списания денежных средств в бесспорном порядке. Только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств взыскатель обращается с заявлением о возбуждении исполнительного производства в экономический суд.

При отсутствии оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и направляет его копии сторонам исполнительного производства.

Пример. Экономическим судом была рассмотрена жалоба частного торгового унитарного предприятия "Виктория" на постановление судебного исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со статьей 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, а также пунктом 9 постановления № 2, пунктом 13 Инструкции № 21 жалоба на постановление, действие (бездействие) судебного исполнителя должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 159, 160 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, и содержать в том числе:

номер, дату возбуждения исполнительного производства, по которому подается жалоба;

доказательства, подтверждающие основание жалобы;

обстоятельства, на которых основана жалоба;

требования лица, подавшего жалобу, со ссылкой на акты законодательства;

перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

К жалобе (протесту) должны быть приложены документы, подтверждающие направление копии жалобы (протеста) и приложенных документов судебному исполнителю и другой стороне.

Вышеуказанные сведения в жалобе частного торгового унитарного предприятия "Виктория" не содержатся. Из содержания поданной жалобы и ее просительной части следует, что заявитель просит "отменить постановление судебного исполнителя экономического суда о возбуждении исполнительного производства", однако должник не делает ссылку на акты законодательства, требования которых нарушены, к жалобе не приложены доказательства.

Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие вручение (направление) копии жалобы и необходимых документов судебному исполнителю и другой стороне, что подтверждается актом об отсутствии документов или других вложений в почтовых отправлениях, в котором указывается на отсутствие почтовой квитанции о направлении копий жалобы сторонам. Также должником не приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу.

Согласно пункту 15 постановления № 2 несоблюдение заявителем установленных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь требований к форме и содержанию жалобы, а также отсутствие доказательств, подтверждающих вручение (направление) копии жалобы и необходимых документов судебному исполнителю и другой стороне, влечет оставление ее экономическим судом без движения применительно к статье 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Согласно статье 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в случае, если причины, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении экономического суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству экономическим судом.

При неустранении взыскателем причин, послуживших основанием для оставления поданного заявления без движения, в срок, указанный в определении, экономический суд возвращает заявление и приложенные к нему документы в порядке, установленном статьей 163 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Определением в связи с допущенными нарушениями поданная жалоба была оставлена без движения. Заявителю в установленный судом срок необходимо было исправить допущенные недостатки при подаче жалобы.

В установленный срок недостатки устранены не были (доказательств устранения суду представлено не было).

Согласно статье 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, пункту 15 постановления № 2 при неустранении заявителем причин, послуживших основанием для оставления жалобы (протеста) без движения, в срок, указанный в определении, экономический суд возвращает жалобу (протест) и приложенные документы.

Принимая во внимание вышеизложенное, экономический суд пришел к выводу, что жалобу частного торгового унитарного предприятия "Виктория" на постановление судебного исполнителя о возбуждении исполнительного производства следует возвратить заявителю.

Возвращение жалобы не препятствует повторной ее подаче в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством [15, с. 178].

Заключение

Таким образом, исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющих своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Исполнение судебных и иных актов является важным участком правовой практики, отражающим способность права воздействовать на поведение человека. Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных органов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также самого государства.

В конечном счете, это снижает эффективность экономики, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, то есть когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства, а принимает необходимые меры для эффективного исполнения решений судов судебный исполнитель.

Арсенал мер, принимаемых судебными исполнителями экономических судов по исполнению исполнительных документов, довольно широк и в большинстве случаев обеспечивает реальное исполнение имущественных взысканий.

В исполнительном производстве принимают участие взыскатель (лицо, в пользу которого производится исполнение) и должник (лицо, обязанное выполнить определенные действия в пользу взыскателя, либо лицо, с которого производится взыскание).

Действующая редакция Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в статьях 149 и 365 предполагает возможность заключения соглашения о примирении на стадии исполнительного производства. В случае назначения примирителя для проведения примирительной процедуры на основании абзаца 7 статьи 363 и абзаца 10 части 1 статьи 364 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь экономический суд вправе приостановить исполнительное производство до завершения такой процедуры. Исполнительное производство прекращается, если взыскатель и должник заключили мировое соглашение в порядке, установленном гл. 10 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, или соглашение о примирении в порядке, установленном гл. 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В связи с тем, что исполнительное производство предполагает, что экономическим судом хозяйственный спор уже рассмотрен, соответственно при проведении примирительной процедуры и достижении примирения на стадии исполнительного производства возврат государственной пошлины законодательством не предусмотрен.

Судебный исполнитель в силу статьи 327 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь может выступать в качестве примирителя в исполнительном производстве в порядке, установленном главой 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Примирителем в исполнительном производстве могут быть назначены и иные лица, являющиеся примирителями в экономическом суде.

Положительным в примирительной процедуре на стадии исполнительного производства является то, что должник минимизирует свои убытки, взыскатель удовлетворяет свои требования в более короткие сроки, а вместе они сохраняют доверие друг к другу и в будущем смогут продолжить партнерские отношения.

Постановления судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы взыскателем, должником, иными заинтересованными лицами и опротестованы прокурором в экономический суд, при котором состоит судебный исполнитель.

Исполнительное производство - одна из важнейших стадий хозяйственного процесса, так как именно она реально обеспечивает погашение задолженностей перед кредиторами, исполнение иных условий для восстановления справедливости в экономических спорах.

Список использованных источников

исполнительный хозяйственный взыскание примирение

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 07.12.1998 г., № 218-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 20.02.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, 15.12.1998 г., № 219-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29.12.2009 г., № 71-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О ценных бумагах и фондовых биржах: Закон Республики Беларусь, 12.03.1992 г., № 1512-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 16.07.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 20.09.2009 г., № 49-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 25.11.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 09.12.1992 г., № 2020-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18.06.1992 г., № 377: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О регулировании депозитарной деятельности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 22.11.2006 г., № 143: в ред. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 20.06.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. Об утверждении Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 26.11.2009 г., № 21: в ред. Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.02.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами обращений граждан и организаций на стадии исполнительного производства: Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 16.01.2007 г., № 2: в ред. Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.11.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О рекомендациях по применению Закона: Разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 21.01.2011 г., № 02-38/120 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. Батура, С.П. Хозяйственный процесс: курс лекций / С.П. Батура. - Мн., Гомель, 2010. - 128 с.

. Гальцов, В.С. Хозяйственный процесс: учебное пособие / В.С. Гальцов [и др.] ; под общ. ред. В.С. Гальцов. - Мн., 2009. - 234 с.

. Каменков, В.С., Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь / В.С. Каменков, В.В. Жандаров. - Мн., Амалфея, 2007 - 221с.

Похожие работы на - Процедура ведения исполнительного производства по хозяйственным спорам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!