Парламентская республика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Парламентская республика













Курсовая работа

Предмет: Теория государства и права

Тема: Парламентская республика

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие и сущность республиканской формы правления

.1 Понятие формы правления

.2 Республиканская форма правления

ГЛАВА 2. Парламентарная республика

.1 Сущность парламентарной республики

.2 Достоинства и недостатки парламентарной республики

.3 Президентская и парламентская республики: общее и особенное

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Республикой (от лат. Res publica - публичное, общенародное дело), является форма правления, которую основывают на принципе выборности на конкретный период высших органов государственной власти. Общеизвестно крылатое выражение Цицерона: «Respublica set res populi» (Республика - дело народа).

Республика как форма правления появляется в древнем мире (римская сенатская республика в V - I вв. до н.э.). Кроме этого не безызвестны феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и так далее).

Очень важное место в условиях республики отводится избирательному законодательству, от смысла которого (одни либо другие цензы, основания и порядок доступа населения к выборам и так далее) будет зависеть социальный характер определенного республиканского строя. На основании своего социального характера республики бывают аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.

Что касается республиканской формы правления в роли почвы для её разделения на виды могут быть взяты различия по уровню их развития, различная степень причастности всего населения либо его части к процессу выполнения государственной власти, главное положение в области высших органов государственной власти одних либо других институтов, в том числе института президентства либо парламента и так далее.

На основании названных и других особенностей республиканской формы современные республики подразделяют на два вида: парламентарная и президентская. Они являются различными вариантами по реализации принципов разделения властей в правовом государстве.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современном мире функционирует большое число государств, активно взаимодействующих друг с другом.

Цель работы анализ парламентской республики, как одной из форм правления.

Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть понятие и сущность республиканской формы правления.

. Изучить парламентарную республику, как форму правления.

Объект данной курсовой работы - это общественные отношения, возникающие в процессе функционирования парламентской республики.

Предмет данной курсовой работы характеристика такой формы правления как парламентская республика.

В процессе выполнения курсовой работы я использовал следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. Понятие и сущность республиканской формы правления

.1 Понятие формы правления

Форма государственного правления - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления в узком смысле - это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле - это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру,

какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую, начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов.

По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться.

Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

.2 Республиканская форма правления

Республиканская форма правления, это форма правления, при которой верховную власть осуществляют выборные органы, которые избираются населением на конкретный срок.

Общие признаки республиканской формы правления это:

наличие единственного либо коллегиального главы государства;

выбор на конкретный период главы государства и прочих верховных органов государственной власти;

исполнение государственной власти не на свое усмотрение, а на основании поручения народа;

наличие юридической ответственности главы государства в ситуациях, которые предусматриваются по законодательству;

обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в полном своем виде была сформирована в Афинском государстве. Продолжая, развиваться республиканская форма правления продолжала видоизменяться, приобретая новые особенные черты, все более наполняясь демократическим содержанием.

Исходя из оценок специалистов, в современном мире имеется около ста тридцати глав государств, которых именуют президентом, но на самом деле имеющих диктаторские полномочия. В некоторых африканских странах кратность переизбрания главы государства не ограничена. В связи с этим, они долгое время могут находиться во главе своего государства.

По состоянию на 2 марта 2005 г. «долгожители» на своих постах - это главы данных республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября 1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).

В это же время региональная политическая традиция в государствах Латинской Америки, является прямо противоположной африканской. Допустим, на момент завершения Второй мировой войны и до декабря 2005 года в Аргентине и Боливии сменили по тридцать глав государств, в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре, на Гаити около двадцати.

Зачастую в некоторых странах на пост главы государства избирают женщин.

Если рассматривать опыт Китая, то возможно отметить, что организованную и планомерную передачу верховной власти в условия недемократической системы является очень даже реальным фактом, и даже будет одним из важных фактов ее стабильности. Китайская политическая элита в последние двадцать лет, начиная с середины восьмидесятых годов XX столетия, строит государственное устройство на принципе формализации и институционализации перераспределения и передачи власти. В Китае ввели формальные ограничения на период нахождения главного руководства на своем посту. Принцип выдвижения нового лидера происходит в пределах «внутрипартийной демократии». Это разрешает сохранять имеющуюся систему власти, во главе которой находится конкуренция регионального и отраслевого клана.

Момент передачи власти действующему главе страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начинался в марте 1998 г. при помощи избрания его в качестве заместителя председателя КНР. Данная должность - это пятая ступень неофициальной иерархии органов государственной власти в Китае. В октябре 1999 г. он становится заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Момент передачи властей в Китае лидерам «четвертого поколения» приурочили к XVI съезду КПК в конце 2002 года. На нем Ху Цзиньтао избирают в качестве генерального секретаря КПК. Спустя пару месяцев он становится на должность председателя Государственного совета КНР.

При рассмотрении опытов некоторых стран мира, можно отметить то, что общество не застраховано от неправомерных действий лидеров государств.

Исходя из этого в роли административно-предупредительной меры, которая обладает в своем арсенале не только недопущение, но также и пресечением антиконституционного действия, в странах с республиканской формой правления предусмотрена возможность применения импичмента главе государства. На время вынесения положениями конституции предусматриваются ограничения полномочий президентов, которые связаны с вероятностью введения в действие особого правового режима либо роспуска парламента.

Положения о введении импичмента имеют наиболее сложный процедурный характер. Временные пределы и порядок деятельности выделенных законом инициаторов процесса очень строго урегулированы и являются подконтрольными законодательной, а также судебной ветви власти. В этой связи процедуру импичмента применяют очень редко. Но в последние годы главам ряда стран под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.

На основании обвинений в действиях, являющихся противоречащими интересам государства, а также которые не соответствуют конституции отстранили от занимаемых должностей: президента Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению в коррупции); президента Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению в присвоении государственных средств и признанного физически и умственно недееспособным); президента Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); президента Индонезии Абдуррахман Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных скандалов).

На начало декабря 2003 года специальной комиссией сейма Литвы, которая проводила расследование скандальной истории связей президента страны Роландаса Паксаса с «русской мафией», была начата официальная процедура импичмента на основании вывода о том, что президент независим и самостоятелен не в полной мере в своих действиях. Президент «был и остается уязвим, что представляет угрозу безопасности страны».

В марте 2004 года Конституционным судом Литвы было вынесено заключение о признании правильными трех из шести до этого выделенных пунктов обвинения в сторону президента:

из-за не обеспечения охраны государственной тайны, предупредив Юрия Борисова, о том, что его телефонные переговоры прослушивают;

из-за оказания незаконного влияния на принятие решения об имущественном отношении частного лица и хозяйствующего субъекта.

По результатам проведенного тайного голосования, которое состоялось в апреле 2004 года, первый раз в истории Европы сеймом Латвии, был утвержден импичмент президенту государства, на основании всех трех пунктов обвинения. После его вынужденного ухода в отставку Верховный суд страны действия сейма признал незаконными.

Ряд глав стран мира решили «добровольно» уйти в отставку исходя из предстоящего объявления импичмента еще до начала процесса решающего голосования. Именно так поступил президент США Ричард Никсон в 1974 году за «уотергейтский скандал», который был связан с незаконным прослушиванием телефонов высокопоставленных чиновников и влиятельных бизнесменов, а также президент Израиля Эзер Вейцман в 2000 году.

Процедуру импичмента применяли, также в отношении Президента России Б.Н. Ельцина. Конституционным Судом России рассматривался в открытом заседании вопрос о проверке конституционности одновременно ряда нормативных правовых актов, которые были связаны с вопросом федерального вмешательства: Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» и от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»; Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»; Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации».

Исходя из соотношения проголосовавших, а именно 11 судей - «за» и восемь - «против» приняли решение «с точки зрения политической целесообразности» обозначить соответствующими Конституции России вопросы, являющиеся предметом рассмотрения. В, это же время исходя, из особых мнений, оставшихся в наименьшем количестве судей дали аргументированную, чисто юридическую оценку действий Президента Российской Федерации, в результате которой было показано несовершенство федерального законодательства в данном вопросе.

Процедуру импичмента летом 1998 года применяли к Президенту Соединенных Штатов Америки Б. Клинтону из-за его возможной связи с Моникой Левински. На основании проведенного социологического опроса тридцать шесть процентов респондентов высказали свое согласие на проведение слушаний. Но в результате его инициаторы проиграли данный процесс.

В январе 2006 года основания импичмента возникают по поводу следующего американского президента Джорджа Буша за его разрешение на проведение системы прослушивания телефонных переговоров, не имея на это санкции суда. На основании закона о разведывательной деятельности, от 1978 года прослушивание телефонных переговоров без санкции на это суда, возможно, проводить только в течение сорока восьми часов. За этот период времени спецслужбы обязаны получить необходимое разрешение.

В результате террористических актов, которые были, совершены в Соединенных Штатах Америки 11 сентября 2001 года, Джорджем Бушем, было принято решение о старении данного закона и он выдает спецслужбам распоряжение на прослушивание телефонных переговоров без уведомления об этом судебных органов. Основание для данных действий им определяется принятая конгрессом США резолюция, предписывающая главам государства «использовать все необходимые меры для борьбы с терроризмом». Но при этом его политические противники заключают, что резолюция конгресса по юридическому характеру не будет достаточным основанием для отмены действующего закона страны. Проведенный социологический опрос населения страны определяет, что пятьдесят два процента населения относятся положительно в проведении процедуры импичмента, а сорок два процента высказали отрицательное мнение по этому вопросу.

Процесс передачи власти в государствах с республиканской формой правления также имеет свои особенности. В странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес в голосах победителя над проигравшим.

Допустим, в результате состоявшихся в апреле 2006 года парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.

В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали «успешное» осуществление ряда «цветных революций» (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку их проведения (Белоруссия в марте 2006 года). Сценарии такого способа прихода к власти разрабатывались и финансировались из-за границы.

парламентская республика государственная власть

ГЛАВА 2. Парламентарная республика

.1 Сущность парламентарной республики

Парламентарной республикой, является разновидность одной из форм правления, при которой значительную роль в организации государственной жизни отводят парламенту. Правительство формирует парламент исходя из числа депутатов, которые принадлежат одним либо другим партиям, которые имеют наибольшее число голосов в парламенте, правительство является ответственным перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока у него имеется доверие. В иных случаях правительство или уходит в отставку, или через решение главы государства добивается роспуска парламента и последующего назначения новых парламентских выборов.

Главная функция парламента - это законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение наиболее важных сфер социально-экономического развития страны, разрешение вопросов внешней политики.

Главу государства в данных республиках избирает парламент или специальная коллегия избирателей. Глава государства имеет довольно большой круг полномочий: обладает правом роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и так далее.

Глава правительства, либо председатель совета министров или премьер-министр, либо глава кабинета министров назначается, чаще всего, главой государства, а несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Следовательно, парламентарной республикой, является такая разновидность республиканской формы правления, исходя, из которой ведущую роль в исполнении высшей государственной власти и формировании ее органов будет принадлежать парламенту в роли высшего органа представительной и законодательной власти.

Президента при данной форме правления зачастую избирают сами члены парламента, допустим как в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и других странах либо наиболее весомым собранием, который включает также и представителей субъектов федерации и так далее, допустим как в Индии, ФРГ, Италии и так далее. При этом есть случаи, когда в данных странах президента избирает не парламент, а именно народ, допустим в Ирландии, Болгарии, Финляндии и так далее, его полномочия будут очень ограниченными, а реальная исполнительная власть принадлежит правительству.

Наиболее характерное в содержании парламентарной республики это то, что верховенство в данных республиках будет принадлежать парламенту, а именно правительство понесет перед ним, а не президентом политическую ответственность и уйдет в отставку в результате объявления вотума недоверия со стороны парламента.

Но даже, в таких условиях будет осуществляться принцип разделения властей, так как исполнительная власть в лице правительства, имея самостоятельность, при выражении ему вотума недоверия парламентом, имеет возможность на обращение к президенту с вопросом о роспуске парламента и назначении новых выборов.

В общем же понимании правительство при данной форме правления стоит в определенных рамках зависимости от парламента: во главе правительства зачастую находится лидер партии, которая обладает большинство в парламенте, правительство подчиняется парламенту, является подконтрольным ему и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку при помощи выражения ему вотума недоверия.

Политико-правовой статус президента в парламентарной республике во многом похож со статусом монарха в современных парламентских монархиях. Он так же, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране.

В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Всю исполнительную власть зачастую осуществляет правительство и его глава. Даже в случаях, когда за президентами данных республик формально закрепляют наиболее крупные полномочия, их осуществление, как и в монархиях с парламентарной монархией, по определению правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство.

Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как правило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров.

Акты, которые издаются президентом в парламентской республике, зачастую, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они закрепляются подписью премьер-министра либо конкретного министра.

Кроме этого сами акты зачастую издают на основании решения, принятого парламентом, правительством либо отдельным министром. Президенты в данных республиках зачастую не обладают правами отлагательного вето по отношению к принятым парламентом законам, а если формально и обладают, то практически не используют его, как и монархи в парламентских монархиях.

Президенты в парламентских республиках назначаются референдумами, но на основании решения парламентов и на основании законодательства, принятого парламентом. Президент формально имеет право назначения и отзыва послов, но на самом деле это будет зависеть от решения глав правительства и министров иностранных дел.

При рассмотрении географии парламентарных республик довольно можно выделить только в Европе, следующие страны: ФРГ, Италия, Греция, Португалия, Австрия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Ирландия, Чехия, Словакия, Украина, Эстония, Молдова и др.; в Азии - Индия и Турция и так далее. Есть достаточное количество государств и среди африканских и латиноамериканских стран.

Но при этом, следует особо выделить, что далеко не всегда эта форма государственного правления напрямую закреплена в конституции, хотя в ряде стран имеет место быть.

В Конституции Греции (ч. 1 ст. 1) сказано, что «государственный строй Греции - парламентская республика». Но основное, само собой, не в наличии определенных конституционных формул, а в сущности реальной организации и функционирования власти, в действительном месте и роли парламента, правительства и президента, в первую очередь в характере взаимоотношений парламента и правительства.

Например, Италия, Конституция которой не имеет понятия «парламентарная республика», но структура высших органов государственной власти, их конституционный статус и взаимоотношение между ними - это наиболее типичная парламентарная республика.

Президента Италии избирают при помощи парламента при участии делегатов от каждой области страны (ст. 63). Президент - это глава государства, который представляет национальное единство (ст. 87). Не один акт Президента не будет действительным, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны (ст. 89). Президента назначает Председатель Совета министров и по его предложению министров (ст. 92). Правительство получает доверие обеих палат Парламента и каждая из этих палат может выразить ему недоверие (ст. 94) и так далее.

В Германии Президент также избирается Федеральным собранием, в которое входят члены Бундестага и представители земель (ст. 54); он не входит ни в состав правительства, ни в законодательный орган ФРГ или какой-либо земли (ст. 55); его акты контрассигнуются Федеральным канцлером или компетентным министром (ст. 59). Федеральный канцлер как глава правительства избирается Бундестагом по предложению Президента (ст. 63); федеральные министры назначаются и увольняются Президентом по предложению канцлера; Бундестаг может выразить недоверие канцлеру лишь путем выборов большинством голосов его преемника и обращения к Президенту с просьбой об отстранении канцлера от должности, а Президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить избранное лицо (ст. 67) и т.д.

В Греции Президента избирают при помощи парламентом (ст. 30). Ни один акт Президента, кроме очень редких случаев не будет иметь силы и не приведется в исполнение без контрассигнации определенного министра (ст. 35); Президентом назначается Премьер-министр и по его заявлению назначаются и увольняются остальные члены правительства и заместители министерства. Премьер-министр назначается лидерами партии, которые располагают абсолютным либо относительным большинством мест в парламенте (ст. 37). Президент освобождает правительство от его обязанностей, если оно подало в отставку или получило вотум недоверия от парламента (ст. 38) и т.д.

.2 Достоинства и недостатки парламентарной республики

Основные преимущества парламентской республики - это то, что главный объем власти концентрируется в руках единого органа - парламента. Кроме того самые важные политические решения принимают с помощью коллегиального принципа парламентского большинства. Помимо этого в отличие от президентской и смешанной республики в них нет какого-либо органа либо должностного лица, который может препятствовать решению парламента при помощи наложения на него своего вето.

Исходя, из этого ряд экспертов определяют, что данное верховенство парламента защищается верховенством в стране от возможного концентрата в стране власти, в руках отдельно взятой политической группировки либо личности и установления, в связи с этим, явной завуалированной диктатуры.

Единственный противовес парламенту будет право главы государства в роспуске данного органа или в знаке поддержке правительства, которому выразили вотум недоверия, или, то, что практикуют в ряде стран, на основе рекомендаций правительства без предварительного предъявления данного вотума. В тоже время институт роспуска парламента также рассматривают в качестве положительной черты парламентской республики. С помощью него государство обладает возможностью преодолевать разные парламентские и правительственные кризисы на момент их возникновения.

Кроме этого, выделяют, что в пределах парламентской системы управления очень четко заметны рамки ответственности за осуществляемую государством политику. За возможные неудачи, провалы, политические скандалы и так далее гражданами, зачастую, возлагается ответственность или на весь парламент либо на депутатское большинство, или на правительство, или на правящую партию в целом.

В отличие от этого в президентской и смешанной республике на момент, когда президент и парламентское большинство являются разными и соперничающими между собой партиями, политическую ответственность практически рассредоточивают между определенными ветвями и институтами государственной власти. Исходя, из этого им проще перекладывать ответственность за одни либо другие решения и действия друг на друга.

Помимо, этого исходя, из всех преимуществ парламентская республика далека от совершенства и содержит довольно много серьезные недостатки. Одно из первых, это маленький, по сравнению с другими видами республиканского правления, уровень обеспечения стабильного функционирования политико-властной системы. Определяющим образом, данный недостаток связан с нестабильностью правящей коалиции, частой сменой правительства, роспуском парламента и проведением внеочередных парламентских выборов в определенной стране.

Допустим, на период парламентского режима Четвертой республики во Франции (1946-1958 гг.) характеризовали деятельность так называемого «призрачного правительства», который сменялся с периодичностью около трех раз в год. В итоге за двенадцать лет этого периода история Франции сменила двадцать четыре кабинета министров.

В Италии за семнадцать лет (1991-2008года), парламент распускали четыре раза, сменив при этом тринадцать премьер-министров. В Турции в период 1996-1997 годов премьер-министра меняли четыре раза.

На основании этого политико-властная система парламентской республики при условии многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности чаще всего не является способной адекватно реагировать на различные кризисные ситуации и разрешать наиболее сложные социально-экономические вопросы общества определенных стран.

Следующим недостатком парламентской республики будет в большинстве случаев формальный подход в разделении властей. Данное обстоятельство имеет свое проявление в том, что парламент в лице депутатского большинства, правительство и президента фактически находится в подчинении главы правительства, который зачастую является и лидером правящей партии либо партийной коалиции.

Среди наиболее выраженных примеров в этом случае можно привести действующие правительства Италии и Турции во главе с Сильвио Берлускони и Реджепом Тайипом Эрдоганом соответственно. Помимо этого, конституции ряда стран, таких как Италия, Польша и так далее предусмотрено делегирование парламентом в ряде случаев законодательных полномочий правительству.

В данных ситуациях первое лицо парламентской республики в некоторых случаях склоняется к разным злоупотреблениям своими должностными положениями, совершению коррупционного либо иного правонарушения.

Допустим, в Италии соответствующие обвинение было предъявлено органу правосудия бывшим премьер-министрам Беттино Кракси и Джулио Андреотти. В Чехии в апреле 2005 года премьер-министр данной страны Станислав Гросс подает в отставку после предъявленного ему обвинения по поводу приобретения его семьей дорогостоящей квартиры в Праге за деньги неопределенного происхождения.

Ряд экспертов кроме этого предполагают, что при парламентской модели правления в ущемленном положении находятся политические партии, которые либо составляют парламентское меньшинство, либо вообще не представлены в законодательном органе.

Данное обстоятельство они связывают с отсутствием у соответствующих партий возможности бороться за пост главы государства в тех странах, где он избирается через парламентские механизмы. Тогда как в других странах, где президенты избираются на всеобщих выборах, те или иные партии, проигравшие парламентские выборы, могут попытаться войти во власть путем выдвижения и вероятной победы своего кандидата на президентских выборах.

В то же время в политической практике разных государств имели место случаи, когда в результате распада правящих коалиций в меньшинстве оказывались доминирующие в них партии.

В таком случае правительства данных стран становились правительствами меньшинства. Однако тем самым они лишались гарантированной ранее поддержки парламентского большинства, что обуславливало нестабильность, неэффективность и недолгосрочность их деятельности.

Следует также отметить, что парламентская республика существует в странах, отличающихся в своем большинстве, во-первых, развитой и в значительной мере саморегулируемой экономикой и, во-вторых, устойчивым политическим строем и соответствующими ему механизмами государственного управления.

В связи с этим очевидно, что для замены существующих в тех или иных странах форм государственного правления на парламентскую республику необходимо наличие соответствующих политических, социальных и экономических предпосылок. При отсутствии же таковых введение рассматриваемой формы правления чревато различными проявлениями дестабилизации политической системы.

2.3 Президентская и парламентская республики: общее и особенное

Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом:

Парламент формирует и поддерживает правительство;

издает законы, которые правительство принимает к исполнению;

утверждает государственный бюджет;

осуществляет контроль над деятельностью правительства и может выразить ему вотум недоверия, что повлечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

В парламентской республике глава правительства, то есть премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, то есть окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте.

Президент в парламентской республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место. Его политический вес практически не зависит от выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, частично совпадая с функциями монарха в конституционных монархиях.

Недостаток парламентской республики прежде всего в том, что в правительстве, сформированном на основе партийной воли, каждый министр отстаивал бы интересы своей партии, а когда все партии лоббируют свои интересы, согласия достичь крайне непросто.

Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним.

Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через принятие бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В результате парламентские фракции стараются добиться финансирования тех статей, которые выгодны им, а правительство старается добиться бездефицитного государственного бюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает в политическую борьбу.

Недостатком президентской республики является то, что президенты зачастую не справляются с задачей обеспечения согласованной деятельности крупных парламентских фракций, и эта проблема особенно ярко проявляется на примерах многопартийной или усеченной двухпартийной системы, приводя к негативному обострению естественного соперничества между ветвями власти.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделать соответствующие выводы, ознакомившись с материалом данной работы не сложно. Итак:

Парламентской республикой, является разновидность республики с увеличение полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом.

Глава государства в парламентарной республике - это президент. Но при этом его полномочия, также как и полномочия монарха в парламентской монархии, очень ограниченные.

Избирают президента не граждане лично, а парламент либо избирательная коллегия на основе парламента. Способ выбора является важным, но не решающим при определении формы правления. Основной критерий это порядок избрания правительства, подотчетность и способы его политической ответственности.

Правительство в парламентских республиках формируют при помощи парламентского большинства. Президентом формально избирается премьер-министр, но делает он это только по согласованию с парламентом. Президент на основании конституции может быть наделен большим объемом полномочий, но осуществлять их он может только по предложению правительства. Основное число актов президента зачастую будут иметь силу только если есть подпись (контрасигнатуры) премьер-министра либо того члена правительства, в области деятельности которого данный акт издают. Как итог ответственность за реализацию данных актов понесет не глава государства, а конкретный министр.

В парламентской республике правительство, министры ответственны только перед парламентом. Парламентом (при двухпалатной структуре - нижняя палата) может быть отказано правительству в доверии. Вотум недоверия вынуждает правительство подавать в отставку. Вотум недоверия выражается в форме резолюции порицания, которую вносят сами парламентарии. Кроме этого может быть вынесена на голосование резолюция доверия, которая предлагает обязанность правительством принять какой-либо законопроект. В случаях, когда парламент отказывает в доверии правительству, возможен досрочный роспуск парламента и назначение новых выборов. С целью обеспечения стабильности зачастую предусматривают, что вотум недоверия выносит квалифицированное большинство депутатов. В ряде стран (например, в ФРГ) применяют конструктивный вотум недоверия: недоверие главе правительства, возможно, выразить только в том случае, когда одновременно назначают его преемника.

В современном мире парламентских республик, в ее классическом понимании, в мире гораздо меньше, чем президентских.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Алексеев, С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев. - М., Норма, 2005. - 496с.

.Бошно, С.В. Теория государства и права. Учебное пособие / С.В. Бошно. - М., Эксмо, 2007. - 400с.

.Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.

.Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2009. - 304 с.

.Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 351 с.

.Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2009. - 640 с.

.Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 159 с.

.Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. Комарова С.А. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

.Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с.

.Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. - 2 изд. - М.: РИОР, 2009. - 464 с.

.Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2008. - 624 с.

.Теория государства и права: Учебник / под ред. А.В.Малько. - 3-е изд. - М., КонсультантПлюс, 2008. - 400с.

.Теория государства и права: Учебник для Вузов / Под общ.ред. О.В. Мартышина. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 496 с.

.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2008. - 384 с.

.Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА - М.: 2007. - 704 с.

.Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: Юрист, 2007. - 192 с.

Похожие работы на - Парламентская республика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!