, и в этом случае законодательный процесс продолжается, а не начинается снова».
Так происходит предварительное рассмотрение законопроекта.
2.2 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
Рассмотрение подготовленного законопроекта проходит по истечении 14 дней со дня его представления в Государственную Думу. После этого Совет Государственной Думы назначает комитет, для рассмотрения поступившего законопроекта. Законопроект отправляется в компетентные органы для получения оценки, отзывов замечаний и предложений по нему и занимается подготовительной деятельностью для рассмотрения законопроекта в первом чтении.
Первое чтение заключается в следующем:
На заседании обсуждается концепция будущего закона, проверяется соответствие его основных положений Конституции РФ, а так же обсуждается его практическая значимость и актуальность. В результате первого чтения выносится решение:
принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, учитывая поправки и предложения.
отклонить законопроект
принять закон (происходит в том случае, если за принятие закона голосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы).
Второе чтение.
Должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. На втором чтении, закон представляют со всеми поправками и дополнениями, которые одобрены специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом. Так же предоставляются поправки и предложения, по которым решение не было принято. В результате второго чтения Государственная Дума принимает решение:
возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
принять законопроект во втором чтении;
отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
вернуть законопроект на первое чтение;
принять закон полностью, но только в том случае, если есть правовая и лингвистическая экспертиза законопроекта.
В случае принятия законопроекта во втором чтении он отправляется в ответственный комитет для устранения возможных недостатков и окончательной доработки.
Третье чтение.
Внесение в документ поправок недопустимо. Законопроект рассматривается с уже подготовленными поправками.
По его результатам Государственной Думой решается либо принять законопроект в окончательной редакции и направить на одобрение в Совет Федерации, либо отклонить и прекратить его рассмотрение.
Если законопроект принят Государственной Думой, то он считается федеральным законом.
2.3 Рассмотрение законов Советом Федерации принятых Государственной Думой
законодательный правительство президент государственный
Принятый Государственной думой закон в течение пяти дней отправляют на рассмотрение в Совет Федерации. К нему прилагается постановление Государственной Думы о принятии федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу. Так же вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону.
Поступивший федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и не позднее 24 часов, вместе со всеми сопровождающими его документами, которые рассматриваются на заседании палаты вместе с федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 103 Регламента Совета Федерации: «Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствуют заключения Правительства Российской Федерации то, это может служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных законов».
Частью 4 статьи 105 Конституции РФ Совет Федерации должен рассмотреть поступивший из Государственной Думы закон в четырнадцатидневный срок, который исчисляется со дня регистрации закона в Совете Федерации.
Если закон поступил в Совет Федерации менее чем за 5 рабочих дней, то он принимается к рассмотрению, но на этом заседании не рассматривается . Федеральный закон может быть рассмотрен на очередном заседании Совета Федерации, если так решит Председатель Совета Федерации или Совет палаты.
Началом рассмотрения закона в Совете Федерации является включение его в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издания Председателем Совета Федерации распоряжения.
Рассмотрение закона начинается, когда его включают в повестку дня на заседании палаты или издается распоряжение Председателя Совета Федерации.
В течении 24 часов Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации по согласованию с председателями комитетов Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона и отправляет закон в ответственный комитет. Так же,для подготовки заключения закон отправляется в Правовое управление Аппарата Совета Федерации. С момента поступления принятого Государственной Думой закона, на подготовку заключения устанавливается срок не менее 72 часов.
Согласно ст.104 Регламента Совета Федерации, члены Совета федерации могут назначить обсуждение федерального закона, и при возникновении замечаний по закону, вправе направить их в ответственный комитет совета Федерации
Ответственный комитет Совета Федерации предварительно рассматривает принятый федеральный закон и принимает по нему заключение.
Предварительное рассмотрение проходит открыто, комитет может пригласить на заседание автора законопроекта, экспертов(ученых и специалистов), а так же средства массовой информации.
Членам Общественной палаты, при рассмотрении федерального закона, который является объектом общественной экспертизы, предоставляется слово для выступления.
Заключение по рассматриваемому закону принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.
Если федеральный закон направлялся нескольким комитетам Совета Федерации для подготовки заключения, то комитет Совета Федерации - соисполнитель ,должен представить свое заключение в комитет Совета Федерации, который ответственен за рассмотрение федерального закона, до начала заседания этого комитета.
Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону, должно быть представлено не позднее 24 часов до заседания комитета Совета Федерации.
В заключении комитета Совета Федерации должно содержаться следующее:
указание подлежит ли данный федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации;
общая позиция органов государственной власти субъектов РФ, принявших решения и отправивших их в Совет Федерации (применимо к законам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
информация о принятых или отклоненных Государственной Думой поправках Совета Федерации, членов Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона;
рекомендации Совета законодателей по рассматриваемому федеральному закону;
оценка политико-правовых и социально-экономических последствий реализации федерального закона.
Так же в заключении комитета Совета Федерации отражаются результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации.
В заключение комитета Совета Федерации, который ответственен за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, и который подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, выносится одно из решений:
а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. При этом в заключении излагаются мотивы, по которым комитет палаты считает необходимым его отклонить.
В заключение комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:
Если в заключении комитета Совета Федерации говорится, что закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, принимается одно из следующих решений:
а) рекомендовать Совету Федерации не рассматривать на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон и направить его Президенту Российской Федерации;
б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.
В заключение комитета Совета Федерации, указываются позиции комитетов-соисполнителей Совета.
Заключение комитета Совета Федерации, отправляется Председателю Совета Федерации.
Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения комитета Совета Федерации, который ответственен за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления Совета Федерации, который внесен комитетом палаты. Содокладчиком по федеральному закону может выступить председатель или заместитель председателя, а так же по поручению комитета член комитета Совета Федерации, которому для подготовки заключения был передан рассматриваемый федеральный закон.
Слово для оглашения заключения может быть предоставлено представителю Правительства Российской Федерации, если поступил официальный отзыв от Правительства Российской Федерации о рассматриваемом Советом Федерации федеральном законе.
Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону должно быть представлено членам Совета Федерации в письменной форме.
Членам Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, который стал объектом общественной экспертизы, если:
федеральный закон регулирует вопросы, указанные в части 5 статьи 18 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации";
После выступления представителя Правительства Российской Федерации Совет Федерации голосованием большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения, либо обсудить его на заседании палаты.
После оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответить на возникшие при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации этого федерального закона вопросы, может официальный представитель Президента Российской Федерации или официальный представитель Правительства Российской.
В результате обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации может принять одно из следующих решений:
а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосует более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется в постановлении Совета Федерации.
По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона
Если принимается решение о переносе вопроса о рассмотрении закона на следующее заседание, то его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием или отклонением федерального закона.
Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, должно быть принято в течении 14 дней , исчисляемых в соответствии с частью 5 статьи 103 Регламента Совета Федерации.
Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
Если федеральный закон одобряется Федеральным Собранием РФ, то он отправляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования в течении 15 дней со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.
2.4 Подписание и обнародование законов Президентом РФ
Заключительной стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ. Глава государства обязательный участник в законодательном процессе. В течении пятнадцати дней принятый федеральный закон отправляется Президенту для подписания и обнародования. В течение четырнадцати дней после поступление закона, Президент принимает решение: принять или отклонить федеральный закон.В случае одобрения закона глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его, после этого он вступает в силу. В другом случае Президент может воспользоваться своим конституционным правом отклонить федеральный закон, и наложив вето, не подписать его. По Конституции РФ президентское вето является не абсолютным, а относительным и палаты Федерального Собрания в случае голосования квалифицированным большинство голосов, может его отклонить.
После этого необходимо повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке снова рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции закон будет одобрен квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и членами Совета Федерации, то в течении семи дней Президент должен подписать и обнародовать этот закон.
Президент должен это сделать независимо от своей точки зрения по содержанию закона и политической позиции. Вето президента существует для того что бы препятствовать выпуску поспешно принятых, некачественных и неэффективных законов.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если его одобрило большинство (не менее трех четвертей голосов от общего числа членов) Совета Федерации и (не менее двух третей голосов от общего числа депутатов) Государственной Думы.
Президентское вето не рассматривается в отношении конституционных законов. Порядок обнародования вступления в силу регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Федеральные законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Закон считается официально опубликованным если полный текст закона напечатан в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской Газете». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок их вступления в силу (например, со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Процесс законотворчества - сложный социальный процесс, который сочетает в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных, выражающих общественные потребности , законов может быть основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является эффективность закона.
Из всего вышенаписанного можно выделить ряд проблем современного законодательства:
Во-первых, нужно изменить действующую практику законотворчества на стадии подготовки законопроекта. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая смогла бы заменить ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразным было бы выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно создав механизм подведения результатов обсуждения и их учета в законопроекте.
«Серьезной проблемой является неэффективная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам и не соблюдение стадии процесса законотворчества. В результате их применения обнаруживается множество ошибок, которые приходится немедленно исправлять.
Во-вторых, качество закона. Главная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой барьер немотивированным законодательным актам. Только обоснованная научная норма может быть обличена в официально-правовые формы, и это, стоило бы закрепить конституционно.
На мой взгляд, важной является проблема понятийной доступности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовых терминов. Следует создать единый терминологический словарь законодательства".
Среди всех проблем законотворчества наиболее острой является проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими закатами не эффективны и парализуют всю правовую систему, поэтому все три власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.
Естественно, перечисленный выше перечень проблем законотворческого процесса не является окончательным. Необходимо глубокое научное изучение этих вопросов, разработка на их основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса. Закон, если даже он воплощает насущные интересы граждан, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, начинающий действовать на организационно-подготовительном этапе. Только так государство может влиять на государственный механизм и общество в целом для установления отношений, предписанных законом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета от 26.02.2014.
. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012
) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №8. - Ст. 801.
.Регламент Государственной Думы, постановление ГД от 22 января 1998г. №2134-2ГД; (ред. От 21.03.2014)
.Регламент Совета Федерации, утвержденный Постановлением СФ от 6 февраля 1996г. № 42-СФ (ред.от 16.04.2014)
Специальная литература
1.Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. 2008. № 7. с.19-45.
. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. с.24-с.29.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. - 752 с.
. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 312 с.
. Витрук Н.В. Конституционное право. -М.: издательское объединение ЮНИТИ, 1998.-335 С.
. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА, 2007. - 651 с.
. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2007. - 512 с.
. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - 276 с.
. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2006. - 495 с.
.Нечаева Т.В. Совершенствование процедур участия субъектов РФ в федеральном законодательном процессе // Журнал российского права. 2006. № 10. с.17-22.
. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 472 с.
. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2005. - 343 с.
. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. - 207 с.
. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. - 570 с.
15. Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 4. с.9-11.
. Югов А.А. Игишев К.А. Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в РФ // Адвокатская практика. 2007. № 2. с.21-26.