Занятость и трудоустройство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Занятость и трудоустройство

ВВЕДЕНИЕ

Расширяющийся рынок труда, отражающий экономические законы развития производства и сферы услуг, требует соответствующих режимов организации труда и управления персоналом, что предполагает более четкое правовое обеспечение формирования рабочих мест. На обеспечение рабочих мест работникам направлен социально-экономический институт занятости, который регламентируется комплексным документом - Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).

Закон был принят более 20 лет назад, еще до принятия действующей Конституции РФ. Несмотря на многочисленные дополнения и изменения правового, экономического и социального характера, касающиеся требований современного рынка труда, многие вопросы занятости и формирования рабочих мест остаются открытыми. Главным образом это относится к вопросу трудоправовой связи новых видов занятости и новых рабочих мест. Последние могут появляться в организованном и спонтанном порядке.

На рубеже веков экономическая наука обратила внимание на новые тенденции в системе занятости населения:

падение экономической активности и качественных характеристик рабочей силы;

снижение уровня концентрации рабочей силы на крупных предприятиях и ее переход на средние и малые предприятия;

выделение в составе занятых, помимо наемных работников, частных работодателей и управляющих - менеджеров;

расширение самозанятости населения;

отток рабочей силы из производства в торгово-финансовые институты, сферу посреднических услуг;

становление рынка труда и переориентация механизма распределения и перераспределения рабочей силы преимущественно в форме перелива работников между предприятиями, отраслями, сферами деятельности;

постепенное вхождение России в международный рынок труда путем расширения обмена рабочей силой со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Системный анализ законодательства о занятости, сложившийся за многие годы трудоустройства неработающих граждан, свидетельствует о сохраняющемся приоритете одного вида занятости - работы по трудовому договору перед другими видами. Соответственно, в литературе по трудовому праву сформировался стереотип понимания занятости граждан, согласно которому имеет место только "трудовая занятость", ассоциируемая с занятостью граждан, работающих исключительно по трудовому договору.

С этим видом занятости - "деятельностью граждан, приносящей заработок, трудовой доход" - связывается информация о рабочих местах, деятельности субъектов по их формированию, учету, отчетности, квотированию, бронированию и проч., а также аттестация рабочих мест, проводимая в целях обеспечения их соответствия требованиям правил по охране труда и социальному страхованию.

Таким образом, проблема занятости населения остается актуальной и в наше время, в связи с чем рассмотрим в настоящей курсовой работе правовое регулирование отношений в этой сфере, государственную политику в области содействия занятости населения, социальные гарантии безработным гражданам.

1. Понятие занятости и ее вид. Государственная политика в области содействия занятости населения

безработный правовой трудоустройство занятость

Российское законодательство о занятости населения начало формироваться в 1991 г., когда был впервые принят Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР". В последующие годы этот Закон претерпел значительные изменения. Наиболее радикальные из них внес Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Также в связи с финансово-экономическим кризисом в стране внесены существенные изменения Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ.

В настоящее время Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" действует в редакции Федерального закона от 02.07.2013.

Декларируются исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду и запрещение принуждения к труду в какой-либо форме, если иное не предусмотрено законом.

Принципиальное отличие современного подхода к вопросу о занятости от советского - незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В соответствии с Законом о занятости, занятость - это не противоречащая законодательству РФ и приносящая заработок или иной трудовой доход деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

К занятым гражданам относятся:

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

работающие по трудовому договору, в том числе на условиях неполного рабочего времени, имеющие временные или сезонные работы (за исключением общественных);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

выполняющие работу по гражданско-правовому договору (выполнение работ, оказание услуг, договоры с индивидуальными предпринимателями, авторские договоры);

являющиеся членами производственных кооперативов;

проходящие военную, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в Гражданской противопожарной службе;

отсутствующие на рабочем месте в течение определенного периода времени по причине отпуска, временной нетрудоспособности, повышения квалификации, переподготовки, призыва на военные сборы и ряду других уважительных причин;

получающие образование в очной форме в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального профессионального среднего профессионального и высшего профессионального образования;

участники или учредители организаций, за исключением общественных, религиозных, благотворительных и иных фондов (так как не имеют имущественных прав в отношении таких организаций).

По отношению к перечисленным категориям граждан государство не применяет меры социальной помощи и защиты, в отличие от незанятых граждан.

В зависимости от характера деятельности выделяют различные виды занятости:

) трудовая (предполагает деятельность в сфере общественного производства): а) в сфере наемного труда; б) самодеятельная занятость;

) нетрудовая.

Трудовая занятость в области наемного труда включает в себя работу по гражданско-правовому договору, работу по трудовому договору, военную службу по контракту и приравненную к ней службу, работу на основании акта назначения или избрания. Эти виды занятости объединяет то, что их правовой формой является договор на основании добровольности возникновения и прекращения соответствующих прав и обязанностей в связи с процессом реализации способности к труду. Отличительной чертой выступает также наличие вознаграждения, которое не зависит напрямую от дохода работодателя.

К трудовой занятости самодеятельного характера относят работу в подсобных промыслах и реализацию продукции по договорам, членство в производственных кооперативах, неоплачиваемый труд на семейных предприятиях, занятие предпринимательской деятельностью. Здесь характерной чертой является непосредственное участие в принятии производственных решений, а вознаграждение зависит от прибыли предприятия. Данные категории граждан признаются занятыми, но их правовое и фактическое положение трудно назвать устойчивым и стабильным, что обязательно должно учитываться при разработке государственной политики в сфере занятости населения.

Нетрудовым видом выступает обучение, которое предшествует другим видам занятости, так как целью его является приобретение профессиональных навыков и знаний, необходимых для работы по определенной профессии, учредительство и участие в организациях.

Данная классификация видов занятости соответствует в целом международной классификации, рекомендованной Резолюцией Международной конференции статистиков труда 1993 г. В международной статистике все население подразделяется на экономически активное (обеспечивает предложение труда на рынке товаров и услуг) и экономически неактивное. И безработные, и занятые относятся к экономически активному. Деление по таким категориям имеет практическое значение для учета уровня экономической активности и безработицы, количества занятых и безработных, оценки предложения труда и его динамики. Однако существует недостаток такой классификации - за ее пределами остается многочисленная, но оказывающая большое влияние на состояние социальной жизни общества группа. Эти лица выполняют не относящуюся к видам занятости деятельность, но не менее социально важную, а именно ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и за нетрудоспособными родственниками, осуществляют иную неоплачиваемую деятельность. Учет их в официальной статистике способствовал бы более объективным и достоверным данным о состоянии рынка труда, совершенствованию государственной политики.

В законодательстве и практике деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в области занятости, сложились различные разделения на виды занятости в зависимости от того или иного аспекта данного общественного отношения. Одна из распространенных классификаций занятости на основании полноты охвата трудоспособного населения - это ее подразделение на полную и неполную занятость.

Встречаются различные толкования понятий полной и неполной занятости населения табл. 1

ТерминыОпределение советского праваОпределение МОТОпределение экономической теорииОпределение службы занятостиПолная занятость.При ней задействованы все трудовые ресурсы.Уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут получить ее.Занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны.Состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе.Неполная (частичная) занятость.Регулярная занятость по найму при значительно сокращенной продолжительности рабочего времени.Наличие в стране или в регионе лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы.Занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников.

Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам.

Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, и неполную (частичную) занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную.

На комплексное регулирование занятости ориентирует статья 5 Закона о занятости, определяющая государственную политику в области содействия занятости населения:

) государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;

) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Вместе с тем, российское законодательство практически полностью обходит стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в обеспечении полной занятости. При этом, количество лиц, которые по не зависящим от них причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно.

Как предлагает автор статьи "Проблемы неполной занятости и регистрации безработных" Анисимов А., "…было бы рационально закрепить в законодательстве понятие частичной (неполной) занятости и, соответственно, урегулировать правовой статус частично занятого населения, нуждающегося в государственной социальной поддержке. Для обеспечения со стороны государства права данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, возможно, придется наделить их некоторыми правомочиями с определенными ограничениями, конечно принадлежащими безработным. Также необходимо определить условия, размеры и сроки выплаты пособия этой категории граждан".

2. Понятие и правовая организация трудоустройства

С начала 90-х гг. прошлого века формируется правовая основа регулирования общественных отношений в сфере содействия занятости и в Российской Федерации. Впервые эти вопросы получили свое отражение в Законе о занятости, который закрепляет в том числе и основные права граждан в анализируемой сфере (ст. ст. 8 - 11). Так, гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации).

Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ.

Трудоустройство представляет собой систему правовых, экономических, организационных мер по обеспечению трудовой занятости населения. Трудоустройство может пониматься в широком и в узком смыслах. В широком смысле это активная политика в сфере занятости населения, которая создает все необходимые условия для развития всех форм трудовой занятости и участия в ней граждан. В узком смысле трудоустройство ограничивается только специальными мероприятиями, целью которых является содействие гражданам в поиске работы с заключением трудового договора.

Субъекты трудоустройства могут быть различны. Прежде всего это, работодатели. За ними закреплено безусловное право принимать на работу граждан, которые обратились к ним непосредственно. Трудоустройство, таким образом, осуществляется без участия посреднических органов или организаций. В некоторых случаях работодатели должны принимать меры для последующего трудоустройства работников, которых ожидает увольнение из организации. Например, при увольнении вследствие сокращения численности (штатов) на работодателе лежит обязанность сообщить заранее о предстоящем увольнении и предложить сотруднику другую работу в той же организации.

Посредниками при трудоустройстве могут быть государственные органы и негосударственные организации. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится государственной службе занятости. Правовой статус этой службы определяется, прежде всего, ст. 15 Закона о занятости.

Негосударственную помощь могут оказывать любые юридические лица. Для коммерческой деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей, установлен особый порядок лицензирования с целью максимального обеспечения безопасности наших соотечественников. Они оказывают услуги по содействию в поиске работы не только безработным, но и занятым гражданам, которые желают сменить работу.

Государство гарантирует бесплатную помощь в трудоустройстве незанятым гражданам при поддержке органов службы занятости, а негосударственные юридические лица оказывают подобные услуги за определенное денежное вознаграждение на основании заключенного с физическим лицом договора.

Процесс трудоустройства включает в себя две стадии. Первая заключается в обращении лица в службу занятости. Возникает правоотношение между органом, содействующим трудоустройству, и гражданином, обращающимся за помощью в поисках подходящей работы. Российская Федерация гарантирует своим гражданам право на получение такого содействия, в связи с чем соответствующие органы обязаны принять заявление и приступить к поиску работы для заявителя.

профессии работника и уровню его профессиональной подготовки (на основании квалификации, образования, опыта работы по специальности);

условиям последнего места работы (учитывается размер заработка, режим работы, нормы и правила по охране труда и др.);

состоянию здоровья гражданина;

транспортной доступности потенциального места работы.

Подходящей считается работа для ряда категорий граждан, если она соответствует нормам и требованиям трудового законодательства. К таким гражданам относятся:

) ранее не работавшие и не имеющие профессии, специальности;

) уволенные более одного раза в течение одного года, который предшествовал времени безработицы, по причине нарушения трудовой дисциплины или других виновных действий на основании законодательства РФ;

) стремящиеся возобновить трудовую деятельность по прошествии длительного перерыва (более одного года);

) направленные службой занятости на обучение и отчисленные по виновным основаниям;

) прекратившие деятельность индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

) отказавшиеся повысить квалификацию, получить дополнительную профессию или пройти переподготовку по окончании первого периода выплаты пособия по безработице;

) обратившиеся после окончания сезонных работ;

) состоящие на учете в органах службы занятости более восемнадцати месяцев;

) не работающие более трех лет.

Работа не будет считаться подходящей, если она:

связана с переменой места жительства без согласия безработного;

условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда;

предлагаемая заработная плата ниже, чем средний заработок по предыдущему месту работы за последние три месяца. Исключение составляет среднемесячный заработок, который превышал прожиточный минимум по субъекту Российской Федерации. В этом случае заработок по предлагаемой работе не должен быть ниже величины прожиточного минимума.

Второй стадией трудоустройства является направление на учебу органами службы занятости или же заключение трудового договора с работодателем. От предложенной работы человек может отказаться, но если отказ безработного от подходящей работы является повторным, то ему приостанавливается выплата пособия по безработице. Работодатель также не обязан безусловно выполнять направление службы занятости - он может отказать гражданину в приеме на работу, но отказ должен быть мотивированным.

Таким образом, при трудоустройстве возникают правоотношения, которые рассматриваются как единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений: 1) отношение между трудоустраивающим органом и гражданином по поводу обращения за содействием в подыскании работы и устройстве на нее; 2) отношение между трудоустраивающим органом и работодателем (организацией) по поводу содействия в предоставлении подходящей работы гражданину, с одной стороны, и необходимых работников организации, с другой; 3) отношение между работодателем и гражданином по поводу возможного (в некоторых случаях - обязательного) устройства на работу по направлению трудоустраивающего органа.

3. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется особенностями, присущими для трудоустройства отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием "особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы", которое включает в себя инвалидов; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных (ст. ст. 5, 7.1, 25 Закона о занятости).

Специфика в правовом регулировании нередко отражается и в принятии Правительством Российской Федерации (а также государственными органами субъектов федерации) специальных целевых программ содействия занятости указанных групп населения.

Для некоторых граждан, которые испытывают особые трудности в трудоустройстве, предусмотрены дополнительные меры поддержки. Это и обучение по специальным программам, и создание дополнительных рабочих мест и организаций, и установление квоты для приема на работу.

Так, государство оказывает помощь в трудоустройстве молодежи. Органы образования по запросу службы занятости обязаны предоставлять информацию о квалификационной, профессиональной структуре выпуска и о количестве выпускников, которым понадобится помощь в трудоустройстве. Органы службы занятости призваны оказать молодым людям помощь в трудоустройстве, однако выпускники вправе воспользоваться услугами и негосударственных служб занятости. Если гражданин обучался на основании договора, который был заключен между ним и работодателем, то последующее трудоустройство обеспечивает работодатель.

В отношении трудоустройства инвалидов государство устанавливает такие особые гарантии, как квотирование, создание специализированных рабочих мест.

Трудоустройство инвалидов - это элемент их профессиональной реабилитации, целью которой является как можно более полная компенсация ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Государство устанавливает квотирование рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест, наиболее для них подходящих; стимулирование предприятий к тому, чтобы они создавали для инвалидов дополнительные рабочие места.

Если инвалид должен быть принят на работу в пределах установленной квоты, но ему отказано, то работодатель несет административную ответственность за административное правонарушение.

Для трудоустройства людей с ограниченными способностями создаются такие условия труда, которые отвечают особенностям трудоспособности работников. В месте работы должно быть адаптированное основное и вспомогательное оборудование и дополнительное оснащение специальными техническими приспособлениями.

Для определения подходящей для инвалида работы учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида. Работа не должна быть сопряжена с большими физическими усилиями, требовать дополнительной профессиональной подготовки в течение длительного периода времени и должна быть приемлема с учетом медицинских противопоказаний и показаний.

Как указывалось выше, наибольшую степень правового регулирования приобретает трудоустройство с участием органов государственной службы занятости. По общему правилу гражданин обращается в соответствующие органы, прежде всего в целях поиска подходящей работы. В некоторых случаях в качестве подходящей может быть предложена общественная работа, под которой понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

В соответствии с Положением об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 (в ред. от 11 января 2007 г.), лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до 6 месяцев. Этим же Положением регулируется порядок организации указанных работ и условия участия в них граждан.

Согласно ст. 24 Закона о занятости, органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

Организация общественных работ преследует три цели:

) оказание гражданам временной материальной поддержки в виде заработка;

) удовлетворение экономических потребностей территорий субъектов РФ, муниципальных образований, организаций в выполнении временных и сезонных работ, работ по осуществлению федеральных и региональных целевых программ социально-экономического характера;

) сохранение мотивации к труду у не работающих продолжительное время граждан.

На основании этих целей определяются и принципы общественных работ:

) они должны быть экономически целесообразны, т.е. должны быть действительно необходимы организующим их субъектам;

) не должны требовать от участников специальных профессиональных навыков и умений, то есть должны быть доступными всем;

) в расходах на эти работы должны преобладать расходы на оплату труда, а сами работы должны приносить социальный эффект;

) привлечение к этим работам возможно только с согласия безработного.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Таким образом, в отношении особо нуждающихся в социальной защите граждан государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства.

При этом, «социальным гарантиям в сфере занятости, несмотря на их разнообразие, присуще внутреннее единство и целостность, которые обуславливаются наличием неразрывной связи права на труд с правом на защиту от безработицы».

4. Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного

Одним из условий признания органами государственной службы занятости гражданина в качестве безработного является его незанятость. Лицам, имеющим статус зарегистрированного в органах службы занятости в качестве безработного, законодательство предоставляет большее число гарантий в сфере содействия их занятости (бесплатная профессиональная ориентации, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и др.).

Так, согласно ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы; не имеют заработка или иного дохода; ищут работу; готовы к ней приступить немедленно; зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков гражданин не может быть признан безработным.

Трудоспособность зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Что касается возраста, то безработными не признаются лица, не достигшие шестнадцати лет или те, кому на основании пенсионного законодательства РФ назначена пенсия за выслугу лет или по старости.

Что касается состояния здоровья, то инвалиды признаются безработными в особом порядке. Для этого человек со стойким расстройством функций организма должен помимо необходимых документов предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида, на основании которой служба занятости будет подыскивать для него работу.

Отсутствие у гражданина работы и, соответственно, заработка свидетельствует о том, что он не принадлежит ни к одной из категорий занятых. Основанием для признания безработным не является временное отсутствие заработка при сохранении рабочего места; осуществление деятельности, не приносящей доход (прохождение военной службы по призыву или обучение в образовательных учреждениях). Кроме того, наличие дохода, не связанного с занятостью (получение наследства, процентов по банковским вкладам, продажа имущества) не мешает признанию человека безработным.

Регистрация в органах службы занятости происходит в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. (в ред. от 14 декабря 2006 г.).

Органы служб занятости регистрируют по месту жительства граждан в следующем порядке:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация с целью поиска подходящей работы;

регистрация в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации не требуется предъявление каких-либо документов. Она производится для учета общей численности безработных, чтобы получить необходимую информацию о потребностях в вакансиях. Обратившись в органы службы занятости, гражданин получает необходимую ему информацию и оценивает возможности для своего трудоустройства.

При регистрации с целью поиска подходящей работы гражданин должен предъявить документы, на основании которых в службе занятости в течение десяти дней с момента регистрации должны предложить два варианта работы, подходящей обратившемуся. Если подходящая работа не может быть предложена вследствие недостаточной квалификации работника, то служба занятости может предложить ему направление на повышение квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Для регистрации безработный должен представить:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку (иной документ, подтверждающий стаж);

документы об образовании, профессиональной квалификации;

документы о заработной плате по последнему месту работы за последние три месяца.

Для инвалидов необходимо предоставить также индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Если в течение 10 дней подходящая работа не найдена, то не позднее одиннадцатого дня гражданин регистрируется в качестве безработного. При обоснованном письменно отказе в регистрации гражданин спустя месяц имеет право обратиться повторно.

Перерегистрация безработных граждан осуществляется в сроки, установленные органами службы занятости. Гражданин снимается с регистрационного учета в случаях: признания занятым; установления злоупотреблений со стороны гражданина; неявки в установленные для перерегистрации или предложения подходящей работы сроки; назначения пенсии по старости или за выслугу лет; осуждения к наказанию в виде лишения свободы.

Для того чтобы быть признанным безработным у человека должен присутствовать субъективный критерий - желание найти работу. Однако это желание должно иметь какое-либо объективное выражение. В данном случае таким выражением является явка по приглашению службы занятости для знакомства с предлагаемой работой. Именно по этой причине законодатель предусмотрел отказ в регистрации незанятых граждан, отказавшихся в течение десяти дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы. Не регистрируются в качестве безработных и те, кто отказался от работы временного характера; впервые ищущие работу и не имеющие профессии или специальности, отказавшиеся при этом от двух предложений профессиональной подготовки. Кроме того, в регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, без уважительных причин не явившемуся в органы службы занятости для поиска работы.

К общему для всех безработных праву относится право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для того чтобы иметь возможность оказывать такого рода помощь, органы службы занятости создают банки вакансий на основании данных работодателей. Помимо этого основного права Закон о занятости называет и другие права безработных:

. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости. Служба занятости должна информировать граждан о состоянии рынка труда на определенной территории; об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и заработной плате; об условиях регистрации и перерегистрации в органах службы занятости; о правах и ответственности населения в сфере занятости населения и защиты от безработицы.

. Право на бесплатную профессиональную ориентацию. Порядок оказания профориентационных услуг регламентируется Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. В соответствии с ним бесплатной профессиональной ориентацией безработных занимаются территориальные органы занятости населения и региональные центры профессиональной ориентации незанятого населения.

. Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению службы занятости. Если невозможно подобрать подходящую работу вследствие отсутствия у лица необходимой профессиональной квалификации или сменить профессию по причине отсутствия вакансии, отвечающей профессиональным навыкам человека; или лицо не в состоянии выполнять трудовую функцию по прежней специальности (профессии), то органы службы занятости могут направить его на повышение квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку.

. Право на помощь организации собственного дела.

. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости, их должностных лиц. Жалоба может быть направлена в вышестоящий орган занятости или в суд в установленном законодательством порядке.

. Право на компенсацию материальных затрат, вызванных направлением на обучение или на работу по предложению службы занятости в другую местность.

. Право на социальную поддержку, которая может выражаться в пособии по безработице (включая периоды временной нетрудоспособности), стипендии во время профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

. Право на бесплатное медицинское освидетельствование и медицинское обслуживание в случае приема на работу или направления на обучение.

. Право на участие в общественных работах, которые оплачиваются.

. Право на явку в органы службы занятости не чаще, чем один раз в две недели. Исключением из этого правила является приглашение, связанное с предложением подходящей работы или участием в специальной программе содействия занятости.

. Право на последующее повторное обращение спустя месяц в органы службы занятости в случае получения отказа в признании безработным.

Однако помимо прав, предоставляемых безработным, на них одновременно возлагаются определенные обязанности в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан:

) обязанность представить пакет документов для регистрации в качестве безработного;

) представить необходимые документы при прохождении перерегистрации;

) являться на перерегистрацию в установленные сроки;

) соблюдать условия и порядок регистрации и перерегистрации;

) активно содействовать своему трудоустройству;

) являться на собеседование с работодателями по направлению службы занятости;

) известить органы службы занятости о том, что лицо самостоятельно нашло работу и трудоустроилось, если это произойдет.

Некоторым категориям граждан, которые испытывают особенные трудности при поиске работы, предоставляются дополнительные права, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда. К таким категориям граждан относятся: лица, освобожденные из мест лишения свободы; инвалиды, несовершеннолетние; лица, которым осталось два года до наступления возраста, дающего право на получение пенсии по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; уволенные с военной службы и члены их семей; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской или иных радиационных катастроф и аварий.

5. Социальные гарантии безработным. Выплата пособий по безработице

Социальная поддержка безработных включает в себя систему мер, которые принимаются государством для оказания помощи безработным гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием работы.

Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения обусловлены, в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой - выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что в свою очередь отражает их социальную направленность.

Эти меры подразделяются на два вида:

. Направленные на предоставление работы (содействие в трудоустройстве, организация общественных работ, содействие в организации собственного дела, обучение).

. Направленные на предоставление денежных средств для существования безработного и находящихся на его иждивении членов семьи (материальная помощь безработным, пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости).

В случае отсутствия подходящей работы, как указывалось выше, законодательство о занятости предусматривает организацию исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления общественных работ в качестве временной меры. На общественные работы преимущественно направляются те безработные, которые не получают пособия по безработице, состоят на учете в органах службы занятости более шести месяцев.

Обучение и переобучение безработных осуществляется по тем специальностям и профессиям, которые на рынке труда пользуются спросом, а также из расчета на конкретные вакантные рабочие места. Профессиональное обучение по направлению службой занятости производится по очной и вечерней формах обучения. Оно включает в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку (если это необходимо). По направлению органов службы занятости не допускается получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования.

Приоритетное право на профессиональное обучение имеют безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих, уволенных с военной службы; инвалиды, выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу, не имеющие профессии и ранее не работавшие. Гражданам, направленным на профессиональное обучение, государство гарантирует бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование, бесплатное обучение и выплату стипендии.

Для безработных граждан пособие по безработице может стать единственным источником существования, что было учтено законодателем при определении размеров и сроков выплат. Пособие назначается одновременно с признанием гражданина безработным, за исключением случаев, когда после увольнения за работником сохраняется заработная плата в течение определенного периода времени, а также выплаты работнику единовременной компенсации в размере трех среднемесячных заработков или в других размерах. Если присутствуют такие исключительные случаи, то пособие назначается по прошествии указанных периодов времени.

Размер пособия по безработице зависит от таких факторов, как размер среднего заработка по предыдущей работе, сроки получения пособия, категория безработного гражданина, основание увольнения. Величина пособия может определяться процентным соотношением от среднего заработка по предыдущей работе или абсолютными цифрами. Так, в первые три месяца выплаты пособия оно составляет 75% от предыдущего среднего заработка, в последующие четыре месяца - 60%; 40% гражданин получает до окончания выплат. Однако ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации определяются минимальный и максимальный размеры пособия.

В абсолютных цифрах (по определенному Правительством РФ минимуму) пособие выплачивается лицам, которые: впервые ищут работу; в течение года уволены по виновным основаниям; были направлены службой занятости на обучение и отчислены по неуважительным причинам; не имеют оплачиваемой работы в течение 26 недель.

В более высоких размерах пособие по безработице начисляется и выплачивается детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, а также проживающим в зоне отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в районах Крайнего Севера. Данным лицам первые шесть месяцев пособие составляет величину прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации.

Пособие выплачивается не более 12 месяцев, в суммарном исчислении 18 календарных месяцев. Этот срок может быть продлен для лиц, не достигших пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж 20 (для женщин) или 25 лет (для мужчин), либо специальный стаж для назначения пенсии по старости. В таких случаях срок выплат продлевается за каждый год работы, прерывающий стаж, на две календарные недели. Общий срок выплаты пособия по безработице в таких ситуациях не может быть более 24 месяцев, в суммарном исчислении - 36 календарных месяцев.

Заключение

Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, следует отметить, что Правительство РФ ведет активную политику в области занятости населения.

Деятельность органов служб занятости совершенствуется, о чем свидетельствует спад численности безработных в России (в 2010 году численность безработных составляла 6,2 миллиона человек, а к началу 2011 года - 5,4 миллиона).

Помимо социальной поддержки безработных граждан, работы органов службы занятости населения, осуществляющих деятельность по поиску подходящей работы, сегодня реализуются программы помощи начинающим предпринимателям, открывающим свой малый бизнес. А развитие малого бизнеса уже в какой-то мере решает проблемы занятости населения.

Завершая данную работу, следует отметить, что изучение проблемы занятости и трудоустройства всегда будет актуально, потому что каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью поиска работы впервые, или в связи с сокращением, и ряда других жизненных обстоятельств. Поэтому, прежде всего от самого человека требуется целеустремленность в поиске работы, желание и упорство в реализации своих профессиональных способностях, а государственная политика должна четко урегулировать правоотношения в сфере занятости и трудоустройства.

Список использованной литературы

1.Нормативно-правовые акты

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред от 30.12.2008) // СПС КонсультантПлюс

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СПС КонсультантПлюс

4.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 02.07.2013) // СПС КонсультантПлюс

.Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. (в ред. от 14 декабря 2006 г.

.Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006, с изм. от 26.04.2010) "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" // СПС КонсультантПлюс

.Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 11.01.2007) "Об утверждении Положения об организации общественных работ" // СПС КонсультантПлюс

9.Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 N 926 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год" СПС КонсультантПлюс

.Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 812 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год" СПС КонсультантПлюс

.Закон Красноярского края от 29.01.2004 N 9-1712 (ред. от 05.06.2008) "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края" (подписан Губернатором Красноярского края 13.02.2004) // СПС КонсультантПлюс

УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

.Бондарева Э.С. Проблемы квотирования рабочих мест для инвалидов // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. С. 747 - 755.

.Михайлова Н.П. Все о трудовых отношениях. М.: Вече, 2010. - 192 с. // СПС КонсультантПлюс

.Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 73 - 81.

.Трудовое право России. Практикум: учеб. пособ. / Ж.А. Горбачева, И.К. Дмитриева, Е.Ю. Забрамная и др.; отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, Правоведение, 2011. -792 с. // СПС КонсультантПлюс

.Трудовое право: учебник / Н. А. Брилиантов и др.; под. ред. О. В. Смирнов, И. О. Снигиревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. 598 с.

Похожие работы на - Занятость и трудоустройство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!