Трудоустройство и занятость молодых специалистов в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    838,76 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудоустройство и занятость молодых специалистов в России

Содержание

Введение

Глава 1. Трудоустройство и занятость молодых специалистов на рынке труда

.1 Трудоустройство и занятость: понятия и сущность

.2 Особенности трудоустройства и занятости молодежи в современных условиях

Глава 2. Проблема трудоустройства и занятости молодых специалистов в России

.1 Государственная поддержка трудоустройства и занятости молодых специалистов

.2 Адаптация студентов к трудовой деятельности по выбранной специальности

.3 Конкурентная способность молодых специалистов на рынке труда

.4 Исследование, анализ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

У современной молодежи очень много проблем, одной из которых является трудоустройство и занятость молодых специалистов. Выпускаясь из университета, колледжа или училища молодой человек приступает к активному поиску места работы, но не всегда ему удается найти свободную вакансию по специальности. Как правило, подобный поиск продолжается от 2 до 6 месяцев, это вызвано в первую очередь тем, что представления молодых специалистов не совпадают с требованиями работодателя по ряду критериев, например, заработанной плате, требованиям предъявляемым работнику, компетентностям, которыми должен обладать специалист.

Исследование проблем, связанных с трудоустройством и занятостью молодых специалистов не только не теряет актуальности в современном мире, но и наоборот приобретает рост научного интереса к ним. Это обусловлено многими объективными причинами, такими как:, не готовности молодых специалистов к трудовой деятельности в связи с отсутствием необходимых навыков работы, по статистике более 65% выпускников вузов трудоустраиваются не по специальности, с каждым годом растет уровень безработицы среди молодежи. Данная проблема носит всеобщий характер, так как рано или поздно затрагивает каждого человека.

В качестве объекта исследования выступают молодые специалисты г. Москвы. Предмет исследования: проблемы, возникающие у молодежи при трудоустройстве и в процессе занятости.

Цель исследования: рассмотреть основные проблемы, возникавшие у молодого человек в процессе трудоустройства и занятости. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.   выявить основные различия между понятиями «трудоустройство» и «занятость»;

2.       рассмотреть особенности трудоустройства и занятости молодых специалистов в России;

.        оценить роль государства в трудоустройстве и занятости молодых специалистов.

.        проанализировать основные проблемы, возникающие у молодого человека в процессе трудоустройства и занятости;

.        проанализировать компетенции и конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда

Гипотеза исследования.

Трудоустройство и занятость молодых специалистов может быть успешно реализована при следующих условиях:

·    При оказании государственной поддержки молодым специалистам;

·        Комплексном подходе в адаптации студентов к трудовой деятельности: государство - молодежные организации - вуз -школа -молодой специалист;

Несмотря на то, что вопрос о трудоустройстве и занятости один из самых актуальных вопросов, возникающих в процессе подготовки молодых специалистов, проблема является пока малоизученной. При написании работы был осуществлен анализ отечественных и зарубежных авторов: В. В. Водзинской, Е. И. Головахи, А. Е. Голомштока, Ю. А. Зубок, Е. А. Климова, Д. JI. Константиновского, В. Т. Лисовского, В. JI. Оссовского, К. К. Платонова, Н. С. Пряжникова, М. Н. Руткевича, Ф. Р. Филиппова, Г. А. Чередниченко, В. И. Черноволенко, С. Н. Чистяковой, В. И. Чупрова, В. Н. Шубкина, где разработаны теоретическо-методологические особенности трудоустройства и занятости молодых специалистов. Следует отметить, что работы, посвященные этим проблемам, характеризуются разнообразием теоретических концепций и методологических подходов.

Методологическое основание исследования. Курсовая работа построена на методологии комплексного анализа, предполагающего сочетание разных методов, каждый их которых не является самодостаточным, но приобретает качество взаимодополнительности. Основные методы исследования: сравнительный и ретроспективный анализ научной психологической, экономической и социологической литературы; интернет опрос, сравнительный анализ, а также методы статистической обработки информации.

Научная новизна исследования:

·    Определены особенности трудоустройства молодых специалистов;

·        Установлены причины возникновения проблем с трудоустройством и занятостью молодежи;

·        Затронута тема адаптации студентов к трудовой деятельности;

·        Проведено собственное исследования с целью изучения мнения молодежи по поднятой проблеме.

Апробация: Апробация результатов исследования была осуществлена путем выступления автора на научной конференции «Современная молодежь: вчера, сегодня, завтра» 15.10.2011года и публикации научной статьи по материалам курсового исследования в сборнике научных статей

1. Трудоустройство и занятость молодых специалистов на рынке труда в современных условиях

.1 Трудоустройство и занятость: понятия и сущность

В России одной из основных проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодежи. Это вызвано рядом объективных причин: во-первых, на данный момент, молодые люди составляют более 45% всего трудоспособного населения, во-вторых, они выступают в качестве трудового потенциала, и от того, насколько хорошо подготовлена и обучена молодежь, будет зависеть дальнейшее развитие нашей страны. В связи с этим в последние годы все больше и больше внимания уделяется не только подготовке молодых специалистов, но и их трудоустройству и занятости.

Говоря о поиске работы среди молодежи, мы, так или иначе, сталкиваемся с трудоустройством. Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Более же официальный вариант понятия«трудоустройство»- это система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.На данный момент существует 3 специальные формы трудоустройства специалистов - это:

.        направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих;

.        организованный набор рабочей силы для отъезда на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но на данный момент этот способ мало применяется;

.        направления органом службы занятости, в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовершеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите граждан.

Значение трудоустройства в том, что оно: а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд; б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3 - 4 раза при подыскании новой работы.

Понятие «трудоустройства» тесно связанно с понятием «занятости» молодых специалистов. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же, но на самом деле это не так. Под занятостью стоит понимать- участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и пожилыми людьми.

В экономической науке занятость описывается системой показателей, отражающих:

полноту включения в общественное производство активной части населения;

уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов;

соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.

Полная и эффективная занятость молодых специалистов на рынке труда имеет огромное значение для дальнейшего развития страны и повышает её конкурентоспособность среди других государств.

Не смотря на взаимосвязь этих понятий необходимо учесть, что понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занятости, а именно, трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией. Таким образом, трудоустройство - это процесс поиска работы молодыми специалистами, а занятость - это непосредственное участие молодежи в трудовой и общественной деятельности.

.2 Особенности трудоустройства и трудовой занятости молодежи в современных условиях

В постреволюционные годы ситуация на рынке труда изменилась кардинальным образом, так с приходом рыночной экономики в Россию, каждый сам ищет себе свободную вакансию. Особенно сильно это коснулось молодых специалистов, которым приходится самостоятельно решать вопрос с трудоустройством и последующей занятостью. Это осложняется ещё и тем, что очень многие предприятия, особенно с частной формой собственности, предпочитают брать на работу только опытных специалистов. Если касаться выпускников, то распределения по производствам и предприятиям больше не существует, как это было в советские времена. В результате многие дипломированные специалисты вынуждены работать не по специальности, либо соглашаться на работу с низкой оплатой труда.

Молодые специалисты, вступая в трудовую жизнь, имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, при трудоустройстве они опираются не на опыт, а на полученные теоретические знания. К сожалению, не больше 30% выпускников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опытом работы по специальности к моменту получения диплома, остальные же 70% выпускников либо не имеют вообще никакого опыта работы, либо работали не по специальности. Отношение работодателей к такой ситуации не однозначное. Одни, предпочитают не брать таких студентов и выпускников вузов на работу, так как считают это пустой тратой своего времени, другие же, наоборот, рассматриваю молодых специалистов как потенциал, ведущий к дальнейшему развитию производства или предприятия.

На сегодняшний момент на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сфенах деятельности (финансы, юриспруденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, шоу-бизнес) их молодость, сила и энергичность, а главное - еще не очень большие материальные запросы воспринимаются работодателями на ура. Часто работодатель отдает предпочтение молодым, и в том числе несовершеннолетним, исключительно в целях экономии: выполняют работу наравне с взрослыми, а платить можно в два, а то и в три раза меньше.

Во-вторых, при трудоустройстве бывшие студенты, не имеющие опыта работы, сразу начинают искать работу с достаточно высокой заработной платой. Как правило, открытые вакансии с ежемесячной оплатой труда от 10 до 20 тыс. даже не рассматриваются молодыми специалистами. С одной стороны это вполне объяснимо, тем, что в таком крупном мегаполисе, как Москва, не проживешь на данную зарплату. Но с другой стороны, желание получать гораздо больше денежных средств, не имея при этом опыта работы по специальности, не оправданно, так как даже высококвалифицированному специалисту со стажем работы очень сложно устроиться на высоко оплачиваемое место.

В-третьих, выпускник вуза, не нашедший подходящего места работы или понявший ещё в процессе обучения, что работа по специальности это не для него, пытается трудоустроиться не по специальности, что создает дополнительные трудности, как для работодателей, так и самому молодому специалисту. Данная тенденция, сложившаяся в последнее время, не выгодна всем участникам процесса и обучения, и трудоустройства. Для студента это потраченные зря 5 или 4года обучения, для государства (если студент учился на бюджетной форме обучения) это лишние потраченные деньги, для работодателей - это дополнительно потраченное время и деньги на переквалификацию молодого специалиста.

По оценкам Министерства образования, в 2011 году не смогли устроиться на работу около 12-ти процентов выпускников ВУЗов. В основном это выпускники не престижных вузов или специалисты, которые уже давно на рынке труда существуют в избытке. К тому же молодые специалисты с момента кризиса стали менее востребованы на рынке труда.

На данный момент в государственную Думу РФ внесено предложение ввести квоты приема на работу молодых специалистов. Данный законопроект предполагает то, что компании, которые не захотят нанимать по квоте молодых специалистов, можно будет обложить дополнительным налогом. Эти квоты следует распространить не только для выпускников вузов, но и для выпускников средне-технических учебных заведений. За отказ в приеме на работу молодых специалистов, ищущих работу впервые, депутаты предлагают наказывать работодателей штрафом в размере от 2 до 3 тысяч рублей. Но данный законопроект находится на данный момент только на стадии рассмотрения.

Отношение к данному законопроекту не однозначно, с одной стороны это существенно облегчат поиск места роботы молодым специалистам, но с другой стороны, если подобные квоты будут установлены, они станут дополнительной нагрузкой на бизнес. Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает непродуманным предложение о введении квот для молодых специалистов.

По его словам, эта мера может нанести вред многим российским предприятиям.

Гонтмахер добавил, что есть другие меры помощи молодым специалистам. В частности, их можно профориентировать, то есть приспосабливать под те вакансии, которые имеются на рынке. <#"512553.files/image001.gif">

Приложение 3

Совмещаете ли вы работу и учебу?


Приложение 4

Как вы считаете, знания, полученные в вузе, полностью соответствуют требованиям, предоставляемым на работе?


Приложение 5

Существуют ли у вас в вузе, организации способствующие трудоустройству молодежи?


Приложение 7

 

По вашему мнению, сколько вам потребуется времени для поиска работы по окончанию вуза?



Приложение 8

 

Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?



Приложение 9

Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?


Приложение 10

Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?



Приложение 11

Как вы оцениваете роль производственных практик?


Приложение 12

Как вы считаете, какой способ наиболее эффективен при адаптации студента к трудовой деятельности?


Приложение 13

Научная статья автора по курсовому исследованию

Адаптация студентов к трудовой деятельности

Аннотация: данная статья освещает основные вопросы, связанные с проблемой адаптации молодежи к трудовой деятельности по выбранной специальности. В ней перечислены все основные причины, из-за которых молодой человек сталкивается с безработицей и меры применяемы государством и обществом для поддержки молодежи. Данная проблема затрагивается уже не первый год, так как затрагивает все слои населения и охватывает почти всю молодежь России.

Ключевые слова: молодежь, адаптация, трудовая деятельность, безработица, поддержка, трудоустройство, вуз, образование, студент, работа.

В современной России одной из основных проблем среди молодежи является подготовка студентов к трудовой деятельности по выбранной специальности. Для большинства молодых людей получение высшего или профессионального образования стало одной из форм социализации, началом профессиональной карьеры и получением базовых профессиональных знаний. Молодежь составляет около 47% от всего трудоспособного населения нашей страны, и поэтому, от того на сколько профессионально она подготовлена, будет зависеть дальнейшее развитие нашего государства.

Подготовка молодых людей к труду начинается ещё в школе, когда перед учеником 9-11 класса встает выбор либо продолжить своё обучение в вузе, либо, получив среднее полное образование, начать работать, поэтому от проведенной учебно-воспитательной работы педагогов, родителей, средств массовой информации и психолога зависит дальнейшее успешное трудоустройство молодого человека. Зная только поверхностную информацию о специальности, они порой даже не представляют, что под ней может скрываться. Несовпадение представлений молодежи с реальными требованиями, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодых людей о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства.

Не смотря на огромное влияние проведенной работы с учеником в школе, основная задача по адаптации молодежи к трудовой деятельности зависит от вузов и колледжей. Именно в этих учебных заведениях происходит обучение студентов как теоретическим, так и практическим знаниям по выбранной специальности. Но, к сожалению, существующая сегодня система подготовки студентов к профессиональной деятельности не полностью отвечает современным требованиям работодателей. Это происходит из-за того, что, во-первых, снижается роль производственных практик в подготовке специалистов. Во-вторых, как правило, обучение студентов происходит на достаточно устаревшем оборудовании, которое уже давно не используется на производстве. В-третьих, получив диплом об окончании высшего профессионального образования, выпускник вуза обладает преимущественно теоретическими знаниями, при полном или почти полном отсутствии практических навыков. Отсюда и наблюдается снижение качества профессионального образования и как следствие рост дефицита рабочих кадров.

Молодые, вступая в трудовую жизнь, опираются не на опыт. В процессе обучения и воспитания они усвоили только определенные идеалы, которые в предпринимательстве могут рассматриваться как достоинство, если эти идеалы соответствуют организационной культуре фирмы. Повышение конкурентоспособности молодых людей должно быть связано с расширением профессиональных возможностей за счет владения смежными профессиями, знания иностранных языков, наличия общей эрудиции и коммуникативной культуры.

Современное состояние российского рынка труда предъявляет высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая квалификация, упорство и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание лидерскими, исполнительскими и другими необходимыми навыками. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современной жизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства.

Проблемой безработицы среди молодежи обеспокоено и правительство Российской Федерации. С целью решения данного вопроса принимаются меры, как на всероссийском, так и на муниципальном уровне. Решение проблемы образования и трудоустройства молодежи в стратегии государственной молодежной политики России выделено, как одно из приоритетных направлений, требующее особого подхода в дальнейшем разрешении. Для этого было приняты меры по вовлечению молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и развитию молодежного предпринимательства, а так же на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

Таким образом, на сегодняшний день наблюдается несоответствие качества образования требованиям рынка. В этой связи многие выпускники сталкиваются со сложностями при трудоустройстве. Безусловно, уровень образования - это только одна из причин. Зачастую выпускники при поисках работы ориентируются на завышенные показатели заработной платы и совершенно не ориентируются в рыночной ситуации. Будущим профессионалам нужно интересоваться рынком труда еще во время обучения в школе, на этапе выбора будущей профессии. Трудоустройство молодежи, их адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности являются одними из важных задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд и использовать их потенциал в развитии страны и общества в целом.

Список литературы

1. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях "вуз производство" Высшее образование. - 2007. - N 5. - С. 47 - 52.

. Дьячков Ю. А. Корпоративная составляющая подготовки студентов специалистов профессиональное образование. Столица.-2008. - №2.-С.32,33.

. Чагин С.С. Куда уходит детство? Предпочтения выпускников школ в выборе дальнейшего жизненного пути Профессиональное образование. Столица. - 2009. - №5- С.18.19.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!