Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова

Кафедра кадастра и права






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Кадастр недвижимости и мониторинг земель

на тему: Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним


Исполнитель студент факультета ИЗКиМ, гр.6203,

Ульзетуев С.Б.

Руководитель ст. преподаватель, Семиусова А.С.




Улан-Удэ, 2015 г.

Содержание

Введение

Глава I. Государственный кадастр недвижимости в административном районе

1.1 Введение Государственного кадастра недвижимости в административном районе

1.2 Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

Глава II. Порядок предоставления внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости

2.1 Кадастровый паспорт объекта недвижимости

2.2 Кадастровая выписка об объектах недвижимости

2.3 Кадастровый план территории

2.4 Кадастровая справка

Глава III. Проведение работ по межеванию

3.1 Процесс межевания

3.2 Межевой план

Глава IV. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости

4.1 Основания, сроки и порядок осуществления кадастрового учета

4.2 Состав необходимых документов для осуществления кадастрового учета

4.3 Решение об осуществлении кадастрового учета

4.4 Приостановление осуществления кадастрового учета

4.5 Отказ в осуществлении кадастрового учета

Глава V. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

5.1 Понятие и общее положение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

5.2 Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

5.3 Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с разного рода недвижимостью (дачи, гаражи, земельные участки, квартиры, дома, коттеджи, здания, сооружения, офисные помещения, земельные участки и т.д.) и с разным основанием ее приобретения (купля-продажа, мена, дарение, инвестирование, долевое участие, строительство, приватизация, наследство, судебные решения, торги и т.д.).

Совершение сделок с недвижимостью стало очень распространенным и необходимым явлением, без которого трудно представить существование цивилизованного государства. Участники гражданского оборота при совершении сделок с недвижимостью нуждались в гарантиях незыблемости своих прав и их охране. В целях оптимального сочетания интересов правообладателей с потребностями и интересами общества и государства стало необходимым не только правовое регулирование совершения сделок с объектами недвижимости, но и закрепление прав на них. Одним из важнейших средств охраны прав на недвижимость стала государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является сравнительно новым для российской правовой системы. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. - 1991. - № 26. - Ст.733. впервые было упомянуто о государственной регистрации. Впоследствии нормы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Однако данные положения ГК РФ не применялись до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - "Закон о регистрации"), который ввел единый порядок регистрации Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст.3594. Практика выявила определенные сложности в реализации положений Закона о регистрации, обнаружила противоречия между нормами права и отсутствие надлежащего регулирования некоторых аспектов государственной регистрации, например, государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства.

Закон, в частности, не регулирует правовой режим объектов общего пользования собственниками нежилых помещений в нежилых зданиях и порядок государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в таких зданиях, что приводит в судебной практике к вынесению противоречивых решений. Отсутствуют исчерпывающие разъяснения высших судебных инстанций как по правовому режиму нежилых помещений и государственной регистрации прав и сделок с ними, так и по некоторым другим требующим разрешения вопросам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним постоянно изменяется и дополняется, кроме того, накопилось большое количество подзаконных актов. Именно поэтому исследование гражданско-правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляется актуальным.

Цель курсовой работы: рассмотреть документы, связанные с оформлением и регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для достижения этой цели была поставлены следующие задачи:

рассмотреть содержание и состав сведений Государственного кадастра недвижимости, порядок ведения ГКН, порядок предоставления сведений, внесенных в ГКН;

приобрести навыки по заполнению документов, связанных с оформлением и регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

рассмотреть Государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Объектом исследования данной работы является земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия Закаменский р-он, с. Улекчин, ул. Центральная, кадастровый номер земельного участка № 03: 04: 260115.

Глава I. Государственный кадастр недвижимости в административном районе

В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "о государственном кадастре недвижимости". Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основах государственного кадастра недвижимости и кадастровом делении территории РФ.

Кадастровая система обеспечивает правообладателей гарантиями прав на имущество, налоговые органы - актуальными сведениями об объектах налогообложения, рынок недвижимости - достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними улучшениях, систему органов государственного и муниципального управления - данными для формирования государственной политики в сфере землепользования, учета недвижимости и развития территорий.

Принятие нового закона о государственном кадастре недвижимости, который вступил в силу с 1 марта 2008 года, ставит новые задачи по разработке соответствующих подходов и методик для применения в практике. Закон имеет несколько изменений и нововведений. В частности, в законе четко и подробно закреплено положение о процессе формирования объектов кадастрового учета.

государственный кадастровый недвижимость регистрация

1.1 Введение Государственного кадастра недвижимости в административном районе

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Ведение государственного кадастра недвижимости в Закаменском районе осуществляется Территориальным (межрайонным) отделом Управления Роснедвижимости по РБ в Джидинском и Закаменском районах, деятельность осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах. Порядок не применяется в отношении сооружений, расположенных на территории более чем одного кадастрового округа.

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости. Задачами создания ГКН служат:

Обеспечение гарантий прав собственников;

Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;

Эффективное и рациональное использование недвижимости.

Основные функции ГКН и Территориального (межрайонного) отдела Управления Роснедвижимости по РБ в Джидинском и Закаменском районах:

Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них.

Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы, на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.

Информационная. Информационное обеспечение граждан бизнес - сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Основные положения ГКН:

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.

Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.

Взаимосвязь ГКН с налогообложением:

ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода в перспективе, к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

Взаимосвязь ГКН и отраслевых учетов природных ресурсов:

Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, кадастровым кварталам;

Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

Взаимосвязь ГКН и государственного прогнозирования и планирования:

Информационное обеспечение органов власти;

Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

Кадастровая недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

реестр объектов недвижимости;

кадастровые дела;

кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

1.2 Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

Объектом исследования данной работы является земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Закаменский р-он, с. Улекчин, ул. Центральная, кадастровый номер земельного участка № 03: 04: 260115.

. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

) вид объекта недвижимости - земельный участок;

) кадастровый номер - № 03: 04: 260115; дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости - 13 февраля 2006;

) описание местоположения границ объекта недвижимости - Республика Бурятия, Джидинкий р-он, с. Оер, ул. Центральная;

) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок - 2972 кв. м.

. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:

) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке - № 03: 04: 260115;

) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок - 03: 04: 260116;

) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное) - Республика Бурятия, Закаменский р-он, с. Улекчин, ул. Центральная, кадастровый номер земельного участка № 03: 04: 260115;

) сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - МО Закаменский район;

) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - отсутствуют;

) сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости - отсутствуют;

) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости - отсутствуют;

) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок - участок лесного фонда;

) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок;

) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (далее - почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости) - отсутствуют;

) сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости - кадастровый инженер - Тон Санжи-ХандаАюшеевна, ООО "Геоид-II", № квалификационного аттестата кадастрового инженера - ОГРН 1050302961510, контактный телефон - 41-98-59, почтовый адрес окоторому осуществляется связь с кадастровым инженером - г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д.9, офис 213;

) сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование - отсутствуют.

Глава II. Порядок предоставления внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости

Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

Сведения, внесенные в ГКН, представляются в виде:

) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН;

) кадастровой выписки об объекте недвижимости;

) кадастрового паспорта объекта недвижимости;

) кадастрового плана территории;

) кадастровой справки.

2.1 Кадастровый паспорт объекта недвижимости

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Кадастровый паспорт земельного участка (КПЗУ) включает в себя разделы В.1 - В.4. при этом разделы В.3 и В.4 оформляются только при наличии в ГКН соответствующих сведений.

Таблица 2.

Состав и назначение разделов КПЗУ

Наименование разделаНазначение разделаНомер бланкаОбщие сведенияОтражение в текстовой форме сведений о земельном участкеВ.1План (чертеж, схема) границ земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах земельного участка и его частей В.2Сведения о частях и обременениях земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений о частях и обременениях (ограничениях прав) земельного участка В.3План (чертеж, схема) границ части земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах частей земельного участка, не отраженных в разделе В.2, а также границ земельных участков входящих в единое землепользование В.4

2.2 Кадастровая выписка об объектах недвижимости

Кадастровая выписка об объектах недвижимости представляет собой выписку из ГКН, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.

В верхней части бланка разделов выписок из кадастра, каждого вида указывается:

. наименование вида документов (кадастровый паспорт);

. дата регистрации и регистрационный номер выписки с кадастра в соответствии с документом, предназначенным для регистрации выдаваемых выписок из ГКН (книга учета выданных сведений);

. кадастровый номер земельного участка в реквизите 1 кадастровой выписки и кадастрового паспорта или кадастровый номер кадастрового квартала в реквизите 1 кадастрового плана территории;

. номер листа в реквизите 2.

Регистрационный номер формируется из номера книги учета выданных сведений и номера документа (порядковый номер записи в книге разделенных знаком тире), все экземпляры одной выписки из кадастра регистрируются в книге учета за одним номером.

Заполнение разделов выписок осуществляется в соответствии со сведениями отраженными в ГКН. В незаполненных строках обязательно ставится прочерк. Каждый раздел выписки удостоверяется подписью должностного лица и заверяется печатью органа кадастрового учета.

Кадастровая выписка о земельном участке включат в себя разделы КВ.1 - КВ.6, при этом разделы КВ.3, КВ.4, КВ.6 оформляются только при наличии в ГКН соответствующих сведений.

Таблица 1.

Состав и назначение разделов кадастровой выписки.

Наименование разделаНазначение разделаНомер бланкаОбщие сведенияОтражение в текстовой форме общих сведений о земельном участкеКВ.1План (чертеж, схема) границ земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах земельного участка и его частей КВ.2Сведения о частях и обременениях земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений о частях и обременениях (ограничениях прав) земельного участка КВ.3План (чертеж, схема) границ части земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах частей земельного участка, не отраженных в разделе КВ.2, а также границ земельных участков входящих в единое землепользование КВ.4Описание местоположения границ земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений о границах земельного участка и его частей, сведения о номерах смежных участков, а также для описания ориентиров местности по которым проходят границы участка КВ.5Описание поворотных точек границ земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений об узловых и поворотных точках границ земельного участка и его частей КВ.6

В случае получения запроса о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастровую выписку, включаются только разделы КВ.1. В случае получения запроса о предоставлении сведений о ГКН необходимых для проведения кадастровых работ, в кадастровую выписку включаются все разделы.


Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

В КПТ отражаются сведения об учтенных земельных участках, в том числе сведений ГКН, который носит временный характер. В КПТ не отражаются сведения о прекративших существование земельных участках.

КПТ представляет собой единый документ состоящий из разделов предназначенных для отражения определенных групп запрашиваемых сведений ГКН и включает в себя разделы КПТ.1 - КПТ.5.

Таблица 3.

Состав и назначение разделов КПТ

Наименование разделаНазначение разделаНомер бланкаТитульный листОтражение общих сведений о кадастровом квартале в составе документа и в способе предоставления сведений КПТ КПТ.1Общие сведения о земельном участке в кадастровом кварталеОтражение в текстовой форме общих сведений о земельных участках расположенных в пределах кадастрового квартала КПТ.2Схема размещения листов планаОтражение в графической форме сведений о делении изображения графической части КПТ на листы КПТ.3План (чертеж, схема) земельных участков, расположенных в кадастровом кварталеОтражение в графической форме сведений о границах земельных участков и их порядковых номерах в разделе КПТ.2 КПТ.4Сведения о пунктах опорно-межевой сетиОтражение в текстовой форме сведений о пунктах опорно-межевой сети кадастрового кварталаКПТ.5

2.4 Кадастровая справка

Кадастровая справка представляет собой систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или их отдельных видах.

Формы документов, требования к составу сведений таких документов, а также способы и формы их предоставления, в том числе в электронной форме, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более, чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса данный орган выдает (направляет) в письменной форме обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке. За предоставление кадастровых сведений уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с приказом Минэкономразвития от 30.09.2011 года №530, в кадастровой справке отражается только актуальная на дату заполнения кадастровой справки величина кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая справка содержит информацию о дате заполнения, кадастровом номере, предыдущем учетном номере (при наличии), адресе (описании местоположения), величине кадастровой стоимости (руб.), а также особые отметки, если на дату заполнения справки сведения о земельном участке внесенные в ГКН, носят временный характер - "Сведения о земельном участке в ГКН носят временный характер" и "Земельный участок снят с государственного кадастрового учета" если на дату заполнения справки земельный участок снят учета.

Кадастровая справка заверяется подписью уполномоченного лица органа кадастрового учета, выдавшего к справку, и оттиском печати такого органа.

На практике зачастую требуется информация о кадастровой стоимости земельного участка на определенную дату. Например, для расчета величины земельного налога (на 1 января года уплаты налога) или для оформления наследства (на дату смерти наследодателя). В таком случае необходимо запрашивать сведения о кадастровой стоимости в виде кадастровой выписки и при этом обязательно указать в запросе дату, на которую необходимы сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая справка в указанном случае не будет содержать необходимую информацию.

Как показывает анализ обращений за сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, в большом числе случаев непосредственно обращаться в орган кадастрового учета за документами о кадастровой стоимости земельных участков (т.е. осуществлять излишние траты средств и времени) нет необходимости.

Глава III. Проведение работ по межеванию

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Межевание земель подразделяется:

установление на местности проектных границ объекта землеустройства. Установление проектных границ - технический этап реализации проектных решений о местоположении границ при образовании новых или упорядочение существующих объектов землеустройства;

упорядочение на местности границ объекта землеустройства - мероприятие по уточнению на местности местоположения границ объектов землеустройства путем согласования;

восстановление на местности границ объекта землеустройства - мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

3.1 Процесс межевания

Межевание земель, земельного участка, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Закаменский р-он, с. Улекчин, ул. Центральная, кадастровый номер земельного участка № 03: 04: 260115, выполняется в следующем порядке:

1.Подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов. Получение исходных данных:

1)выписка из государственного кадастра недвижимости;

2)выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

)каталог (списков) координат пунктов опорной межевой сети;

)перечень лиц, права которых могут быть затронуты при межевании земель и их адреса.

Дополнительно:

)проект территориального землеустройства - при установлении границ земельного участка;

2)землеустроительная и градостроительная документация - при упорядочении границ;

2. Составление технического проекта (задания) межевания земель.

Технический проект включает в себя:

текстовую часть;

разбивочный чертеж;

В текстовой части технического проекта отражают:

основание и цель выполнения работ;

сведения о геодезической основе,

сведения о ранее выполненных межевых работах;

технологию геодезических работ и закрепления новых или восстановления утраченных границ;

организацию и сроки межевания земельного участка;

рекомендации по технике безопасности и охране труда;

перечень материалов, подлежащих сдаче в комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

На разбивочном чертеже, составленном в удобном для работы масштабе, отображаются существующие и проектируемые:

пункты ГГС и ОМС (ОМЗ);

межевые знаки;

угловые и линейные данные для геодезических измерений;

названия и номера размежевываемого и смежных с ним земельных участков.

На разбивочном чертеже проектируемые пункты опорной межевой сети, межевые знаки и их названия показываются красным цветом.

Разбивочный чертеж может составляться на копии ранее изготовленного чертежа границ земельного участка или кадастровой карты (плана), приведенной к удобному для работы масштабу;

3. Уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

Определение границ земельного участка осуществляют владелец (пользователь) и землеустроитель в присутствии собственников (владельцев) смежных земельных участков. Оформляют актом согласования границ. Акт согласования границ подписывают: собственник (собственники) межуемого участка; собственники смежных участков; пользователи (владельцы участков); исполнитель работ по межеванию;

5. Составление описания положения границ (закрепления границ межевыми знаками и определение координат или составление иного описания).

Закрепление границ осуществляется межевыми знаками (по выбору):

временными (обеспечивающими закрепление точек границ на период проведения работ);

долговременными (обеспечивающими закрепление точек границ на последующий период и установленными только по желанию заказчика).

На межевой знак составляется абрис, если:

межевой знак принадлежит трем или более земельным участкам;

в пределах 40м. в наличии существуют четко опознаваемые предметы (не менее 3-х).

Составление описания местоположения границ производится в соответствии с:

техническим проектом межевания при упорядочении или восстановлении границ на местности;

проектом территориального землеустройства - при установлении на местности проектных границ;

6. Определение площади объекта землеустройства.

Определение площади осуществляется:

иными способами (на основании карт материалов).

Площадь объекта землеустройства записывается:

в метрах квадратных, с округлением до одного квадратного метра с указанием погрешности;

в гектарах, с округлением до 0,01 гектара;

7. Составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства.

Составление карты (плана) объекта землеустройства осуществляется на каждой вновь образованный земельный участок в виде:

карты (плана) границ объекта землеустройства;

карты (плана) объекта землеустройства - если это предусмотрено заданием.

Карта (план) границ объекта землеустройства содержит:

кадастровый номер земельного участка;

границы объекта землеустройства и номера межевых знаков;

размеры объектов землеустройства (площадь, дирекционный угол, горизонтальные проложения);

описание границ смежных объектов землеустройства;

выходы координатной сетки;

направление: Юг - Север;

численный масштаб.

3.2 Межевой план

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках.

В межевой план включаются сведения о:

)земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков;

2)земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

)земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли в праве общей собственности образованы новые земельные участки;

)земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади;

Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.

К текстовой части межевого плана относятся следующие разделы:

1) исходные данные

) сведения о выполненных измерениях и расчетах;

) сведения об образуемых земельных участках и их частях;

) сведения об измененных земельных участках и их частях;

) сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

) сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

) сведения об образуемых частях земельного участка;

) заключение кадастрового инженера;

) акт согласования местоположения границы земельного участка.

К графической части межевого плана относятся следующие разделы:

1)схема геодезических построений;

2)схема расположения земельных участков;

)чертеж земельных участков;

)абрисы узловых точек границ земельных участков.

Межевой план оформляется на бумажном носителе, а также на электронном носителе. Межевой план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для предоставления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ - для передачи заказчику.

Утверждение межевого плана:

Межевание земель выполняют как в общегосударственной, так и в местных и условных системах координат. При этом должна быть обеспечена надежная связь местных и условных систем координат с общегосударственной системой.

Геодезической основой межевания земель служат:

·пункты ГГС (триангуляция и полигонометрия);

·пункты ОМС (опорные межевые знаки - ОМЗ).

Пункты ОМС (ОМЗ) служат в качестве исходных для:

·закрепления на местности выбранной местной или условной системы координат и последующей ее привязки к общегосударственной системе координат;

·оперативного восстановления утраченных межевых знаков;

·решения других задач государственного земельного кадастра и землеустройства.

Собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.

Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2-х экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Для определения координат пунктов ОМС (ОМЗ) и межевых знаков используют:

·спутниковые геодезические определения;

·триангуляцию, полигонометрию, трилатерацию, прямые, обратные, комбинированные засечки, лучевые системы;

·фотограмметрические методы.

В обоснованных случаях могут использоваться и методы картометрии.

Для производства измерений применяют:

·спутниковые геодезические приемники;

·электронные тахеометры;

·светодальномеры;

·теодолиты;

·фотограмметрические приборы;

·дигитайзеры, другие приборы и инструменты.

Конкретные рекомендации по использованию перечисленных методов и приборов для межевания земель излагают в соответствующих руководящих технических материалах (РТМ) и техническом проекте.

По результатам геодезических, фотограмметрических и картометрических измерений вычисляют координаты пунктов ОМС и межевых знаков.

Чертеж границ земельного участка составляют в масштабе, равном или крупнее масштаба базовой кадастровой карты (плана), рекомендованном в таблице.

Оригинал чертежа границ земельного участка составляют на плотной чертежной бумаге, лавсане или фотоплане.

Чертеж границ земельного участка составляется инженером-землеустроителем, выполнившим межевые работы, и утверждается председателем (заместителем председателя) комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

При выполнении работ физическим лицом, имеющим лицензию на выполнение межевых работ, текущий контроль и приемку законченной продукции, осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству или уполномоченная им проектно-изыскательская организация по землеустройству.

Текущий контроль и приемку результатов межевания земель производитель работ выполняет с целью установления их соответствия требованиям настоящей Инструкции. Результаты контроля и приемки оформляют актами установленной формы.

При приемке завершенных работ проверяющий устанавливает:

·наличие списков координат пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ) и межевых знаков;

·систему координат и схему привязки межевых знаков к опорным геодезическим пунктам;

·правильность ведения журналов геодезических измерений;

·правильность установления и закрепления границ земельного участка;

·допустимость погрешностей геодезических определений и вычисления площади земельного участка;

·соответствие вычисленной площади земельного участка площади, указанной в документе, удостоверяющем права собственника на земельный участок;

·правильность оформления чертежа границ земельного участка;

·правильность оформления межевого плана и т.д.

Глава IV. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости - это действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которое подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи или подтверждает прекращение существования такого объекта недвижимого имущества.

4.1 Основания, сроки и порядок осуществления кадастрового учета

Основания осуществления кадастрового учета объектов недвижимости:

. государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости или прекращение его существования, либо изменения его уникальных характеристик;

. постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете.

Сроки осуществления кадастрового учета:

. Постановка на государственный кадастровый учет, учет части объекта недвижимости или снятие с учета осуществляется в срок не более, чем двадцать рабочих дней со дня получения органа кадастрового учета заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней.

. Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней.

. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на кадастровый учет);

новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);

сведений о прекративших существование объектов недвижимости.

Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета:

. Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов.

. Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем лично. В этих случаях должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя.

. Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем лично, данный орган выдает заявителю расписку в получении таких документов с указанием их перечня и даты получения. Расписка должна быть выдана в день получения органом кадастрового учета таких документов. При поступлении заявления и необходимых для документов посредством почтового отправления расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения органом кадастрового учета, по указанному в заявлении почтовому адресу с уведомлением о вручении.

4.2 Состав необходимых документов для осуществления кадастрового учета

С заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые документы:

. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

. межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);

. технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства;

. акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии объекта недвижимости);

. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;

. копии документов, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости);

. копии документов, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости, либо устанавливающего или удостоверяющего ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости;

. копии документов, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

. копии документов, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка;

. копии документов, подтверждающего изменение назначения здания или помещения.

4.3 Решение об осуществлении кадастрового учета

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку либо при наличии в заявлении указания о выдаче указанных в настоящей части документов через многофункциональный центр передать такие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю:

) кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости);

) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);

) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);

) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

Если в течение тридцати рабочих дней со дня истечения установленного Федерального закона срока соответствующий заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не был выдан лично под расписку документ, орган кадастрового учета направляет такой документ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за тридцать первым рабочим днем со дня истечения указанного срока, или, если заявление содержит просьбу о направлении такого документа посредством почтового отправления, не позднее рабочего дня, следующего за первым рабочим днем со дня истечения указанного срока.

В случае завершения кадастрового учета орган кадастрового учета вправе направить посредством почтового отправления, если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу, или выдать указанный документ до дня истечения установленного настоящего Федерального закона срока.

Орган кадастрового учета одновременно выдает дополнительные экземпляры такого документа, если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче этих экземпляров. Количество выдаваемых дополнительных экземпляров такого документа определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

4.4 Приостановление осуществления кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.

. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

·имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

·одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

·местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

·не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

·Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, является основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости).

3. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на статьи федерального закона.

. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты.

. Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

4.5 Отказ в осуществлении кадастрового учета

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

. имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости;

. заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям;

. объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие с преобразуемым объекта недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с федеральным законом требованиями;

. объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектах недвижимости носят временный характер;

. с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

. размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

. такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;

. доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

. такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута;

. одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

. такой земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков и эти преобразуемые земельные участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее установленного срока.

Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Глава V. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

5.1 Понятие и общее положение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.

Открытость сведений о государственной регистрации прав

Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписке из Единого государственного реестра прав, содержащей сведения о земельном участке, на котором создается объект недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые помещения, являющиеся предметами договоров участия в долевом строительстве, помимо сведений об ипотеке указывается наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого строительства, а также фирменные наименования (наименования) юридических лиц - участников долевого строительства, фамилии, имена, отчества физических лиц - участников долевого строительства.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

В случае если Единый государственный реестр прав ведется на электронном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому лицу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения за такими сведениями.

Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только:

самим правообладателям или их законным представителям;

физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

(арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;

Данный абзац вступает в силу с 01.03.2010 по ФЗ от 21.12.2009 № 324-ФЗ)

Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

Условия предоставления сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества

Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено законом.

Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

В данной редакции пункт 1 вступает в силу с 01.03.2010 по ФЗ от 21.12.2009 № 324-ФЗ)

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно предоставляет сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в органы по учету государственного и муниципального имущества в объеме, который необходим для работы указанных органов; сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и об обладателях этих прав, об ограничениях (обременениях) этих прав и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).

В соответствии с законами Российской Федерации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:

правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции;

государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;

органов государственной статистики;

федерального антимонопольного органа и его территориальных органов на территориях, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

(арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;

Данный абзац вступает в силу с 01.03.2010 по ФЗ от 21.12.2009 № 324-ФЗ).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также - органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.

За государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина с 1.01.2010 г. в размере 1000 рублей.

За предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий, договоров и иных документов, выражающих, содержание односторонних сделок взимается плата за государственную регистрацию устанавливается правительством РФ.

5.2 Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

Книги учета документов содержат данные о:

принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;

выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;

выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета (далее - кадастровый номер).

Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

В случае если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные разделы и документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

5.3 Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.

Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.

В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, концессионном соглашении, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу "Особые отметки" Единого государственного реестра прав вносится запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта.

При наличии у органа по государственной регистрации сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, записи об этом вносятся в графу "Особые отметки" Единого государственного реестра прав.

Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

Единый государственный реестр прав ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Единый государственный реестр прав на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на электронных носителях. Особенности соответствующего взаимодействия органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и органа кадастрового учета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов.

Заключение

Земельные ресурсы - основа национального богатства страны, в силу своих природных и экономических качеств они представляют особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений, что в свою очередь, диктует необходимость создания принципиально иной системы управления этими ресурсами, отличающейся от управления другими видами материальных ресурсов. Постоянно растет потребность в информации о земле как основе проводимых земельных преобразований, так как земля - основной источник материального благополучия в частном и общественном секторах. Такая информация является главной для принятия решений, связанных с инвестициями, формированием налоговой систем, развитием и управлением территориями регионов.

Недвижимость является социально значимым объектом, поэтому современное законодательство должно отводить значительную роль правовому инструментарию, призванному охранять и защищать права и законные интересы отдельных физических и юридических лиц, общества и государства.

В данной курсовой работе были разобраны содержание ГКН, порядок ведения ГКН, порядок предоставления сведений введенных в ГКН, проведение работ по межеванию, государственный кадастровый учет объекта недвижимости, научились заполнять различные виды запросов, кадастровых выписок, паспортов, планов территорий и заявлений. В основе этой курсовой работе использовался ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" № 221-ФЗ Российской Федерации и межевой план с объектом недвижимости. Затронули практически все не маловажные аспекты для решения задач ГКН на территории Российской Федерации.

Также была рассмотрена государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рассмотрен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Для правильного оформления документов, необходимых для государственной регистрации, необходимо соблюдать единые правила, закрепленные в законодательстве. Развитие рыночных отношений, их усложнение, возможно в ближайшем будущем приведет к появлению судебных органов, специализирующихся на земельных отношениях и способных быстро и качественно разрешить возникающие споры. Рационально выстроенная процедура оформления и регистрации прав на землю способна гарантировать безопасность, устойчивость прав собственников, арендаторов и владельцев, что минимизирует возникновение разногласий.

Список использованной литературы

1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Государственный кадастровый учет и регистрация земель. КолосС, М. 2006 г.

. Гражданский кодекс РФ № 51-ФЗ, 1994.

. Земельный кодекс РФ № 136-ФЗ, 2001.

. Кирсанов А.Р. Права на недвижимое имущество и сделки с ним, подлежащие государственной регистрации, ЭКСМО, М. 2004

. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 221-ФЗ, 1997 г.

. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" №221-ФЗ, 2007 г.

. www.kadastr.ru.

Похожие работы на - Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!