Проблема агрессивности у подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    187,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема агрессивности у подростков

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский Государственный Областной Гуманитарный Институт

Факультет иностранных языков

Кафедра психологии и дефектологии

Специальность: учитель иностранных языков

Специализация: французский и английский язык







КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблема агрессивности у подростков



Студент 4 курса

Группа 401-ф

Н.В. Биленко






Орехово-Зуево 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения подростков

.1 Понятие «агрессия» в психолого-педагогической литературе

.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

.3 Агрессивность в подростковом периоде

Вывод

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности подростков

Вывод

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Проблема агрессивности стала одной из самых серьезных проблем современности, исследования многих психологов направлены именно на этот аспект.

Проявления агрессии подростков влекут за собой печальные последствия: можно проследить тенденцию роста преступности в среде несовершеннолетних, в том числе алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др. Большинство подростков ведут себя демонстративно, вызывающе. Их поступки носят все более и более жестокий характер. Они начинают принимать участие в довольно опасных действиях, таких как: военизированные формирования политических организаций экстремистов, рэкет, проституция и сутенёрство. В настоящее время число тяжких преступлений возросло, можно зафиксировать увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Прослеживаются изменения всей структуры социума, идет процесс формирования так называемых ступеней общества по имущественному признаку. Подобные общественные противоречия, провоцируемые подобным разграничением людей в обществе, влекут межгрупповые и межличностные конфликты.

Нельзя сказать, что проблема агрессивности полностью изучена теоретически.

Вопрос агрессивности изучается уже довольно долгое время. Различные ученые и психологи, как отечественные, так и зарубежные, занимались проблемой агрессивности, но всё же прийти к единому выводу не смогли. Очевидно, что эта проблема достаточно сложна, чтобы ограничиться одной единственной точкой зрения. В основном усилия ученых сосредоточились на следующих аспектах проблемы: биологические и социальные основы агрессии, её усвоение и закрепление, условия проявления агрессии, особенности пола, возраста и индивидуальные особенности агрессивного поведения, способы её предотвращения.

Многие психологические исследования рассматривают вопросы степени проявления агрессии. Проблема агрессии одна из наиболее актуальных и, можно сказать, злободневных проблем современного общества, так как концентрация агрессивности очень высока, а однозначного научного определения данного феномена, к сожалению, пока нет.

Известно, что агрессивность формируется в детском и подростковом возрасте, когда индивид начинает активно взаимодействовать с социумом. Именно в этом возрасте нужно обращать пристальное внимание на поведение подростков, чтобы своевременно скорректировать его. Так же в этот период необходимо проводить профилактику агрессивности. Поэтому тема агрессии подростков столь актуальна.

В данной работе мы ставим следующую гипотезу - уровень агрессивности современных подростков тревожно высок.

Цель данной работы - по возможности полно описать феномен агрессии у подростков.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Дать определение понятию «агрессия»

Рассмотреть психологические особенности подросткового периода

Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков

Провести исследования агрессивности у школьников среднего звена (7 класс)

Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию.

Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения подростков

.1 Понятие «агрессия» в психолого-педагогической литературе

Термин "агрессия" (лат. aggressio) означает "нападение". Сегодня этот термин имеет очень широкое употребления для различных явлений, таких как: проявление негативных эмоций (злость, гнев), проявление негативных мотивов (желание навредить кому-либо), а также психологически-негативные установки (расизм).

В бытовом языке «агрессия» устоялась как «открытая неприязнь», «вызывающая враждебность.

В подростковом возрасте понятие агрессия практически понимает повышенную аффективность. Все переживания, эмоциональные потрясения и реакции проявляются очень бурно. Острое отношение к тем или иным людям, а также степень проявления этого отношения вызывает сильную возбудимость аффектов. Существуют такие подростки, их называют психопатическими, которых нельзя заставить в чем-то помочь или хорошо относиться к антипатичным им людям.

У некоторых подростков наблюдается импульсивность поступков, следствие аффективной возбудимости. Подобная импульсивность нередко ставит педагогов в затруднительные положения. Для подобных детей не существует слова «нельзя», они требуют получить то, чего они хотят. Отказ для таких подростков является дополнительным стимулом в получении нужного им.

Имеются примеры тяжелых случаев ненормального характера, когда раздражение подростков переходит в припадки гнева.

Термин "агрессия" также имеет достаточно распространенное значение «насильственные захватнические действия», что несет в себе отрицательный оттенок. Самое общее обозначение слова «агрессия» - «поведение, приносящее вред». Причем такое поведение имеет очень широкие границы , начиная злыми шутками, заканчивая преступностью. Подростковый период нередко характеризуется такими понятиями, как «жестокость», «задиристость», «драчливость». Понятие же агрессивности скорее схоже с более узким состоянием враждебности. Оба понятия могут сочетаться, но все же есть примеры того, что люди являются врагами, но агрессивности не проявляют. Равно как и агрессивность может проявляться без враждебности.

Термин "агрессия" имеет много разных значений, но все же большинство авторов придают ему негативную оценку. Однако, агрессия может иметь и позитивную сторону. Все существующие определения «агрессии» могут быть разделены на 2 большие группы:

Агрессия как мотивированное действие, несущее разрушительные последствия. Так, существует преднамеренная и инструментальная агрессия. «Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или "было необходимо действовать". В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба». (Бандура А., Уолтерс Р., 2000)

Такого же мнения и А.Р. Ратинов. По его словам, антиповедение - свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян называет причиной агрессии тревожность. Она формируется в самом детстве вследствие нарушения эмоциональных связей с матерью. "Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида".

Поведенческая составляющая агрессии.

Р. Бэрон и Д.Ричардсон определяют агрессию как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Можно сказать, что агрессия всегда имеет ввиду действие преднамеренное, целенаправленное, подразумевает под собой обязательное причинение ущерба или вреда живому существу, которое стремится избежать такого к себе отношения.

Данное мнение разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. По их мнению, агрессия как форма социального поведения реализуется, если есть губительные последствия для её жертвы, и если нормы поведения нарушены.

Нужно различать понятия агрессии и агрессивности. Агрессия - это поведение, может быть как индивидуальным, так и коллективным. Оно нацелено на причинение физического или психологического вреда. Агрессивность - черта личности, которая выражается в готовности к агрессии. Такая черта заставляет индивида видеть поведение другого как враждебное. Она довольно устойчива, легко входит в характер, что позволяет ей определить общее направление поведения.

В данной работе под агрессией понимается черта личности подростка, формирующаяся под воздействием социально-психологических факторов.

Агрессивное поведение - это действие индивида, приносящее физический или моральный вред другому человеку. В настоящее время психологические словари определяют агрессию как преднамеренное и целенаправленное действие. Но часто агрессия не целенаправленна, она может быть побочным эффектом жизнедеятельности индивида, который иногда даже и не догадывается о том, как он поступает.

Существуют множество форм агрессии, например:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против кого-либо.

Косвенная агрессия - непрямые действия, направленные на кого-либо (сплeтни, злoбныe шyтки), так и ни на кого не направленные вспышки гнева (кpик, тoпaнье нoгaми, битьe кyлaкaми пo стoлy, xлoпaньe двepьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативного отношения через крик, ссора, а также и через угрозы, проклятия.

Легкая раздражаемость - проявление при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости.

Негативизм - манера поведения, направленная против авторитета или руководства. Колеблется от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и норм.

Враждебность характеризуется:бидoй - зaвисть и нeнaвисть к oкрyжaющим, oбyслoвлeнныe чyвcтвoм гopeчи, злoбы нa вecь миp зa дeйcтвитeльныe или мнимыe стpaдaния.

Подозрительность - недоверие к людям, убеждение, что все хотят причинить вред.

Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии, "доброкачественная" и "злокачественная". Первая - как защитная реакция, пропадает сразу после исчезновения опасности. "Злокачественная" агрессия связана с конкретной личностью, проявление жестокости. В связи с этим многие исследователи определяют «агрессивность» как свойство конкретной личности, обозначающее готовность к агрессии. Так, paзличaют aгpессию как фopму пoведения челoвекa и aгpессивнoсть как психическoе свoйствo личнoсти.

Возраст, внешние физические и социальные условия, индивидуальные особенности и ряд других факторов влияют на возникновение и развитие агрессивного поведения. Так, вызвать агрессию могут и шум, и жара, и другие внешние обстоятельства. Но все же важнейшую роль в формирование агрессивности играет социальное окружение личности.

Существует также такая форма агрессии, как патологическая. Это группа феноменов деструктивного поведения, проявляющихся в виде разрушительных действий и словесных угроз, обусловленных взаимодействием специфических биологических, психологических и психопатологических факторов. Формы патологической агрессии могут быть представлены следующим образом:

) Ситуационная агрессия - связана с психотравмирующей ситуацией.

) Импульсивная агрессия - здесь наблюдаются садистические компоненты, а также расстройство двигательно-волевой сферы.

) Сверхценная агрессия - патологические идеи ненависти, мести, неприязни.

Если рассматривать агрессивность с биологический точки зрения, то это есть врожденное свойство человека. Согласно взглядам сторонников этого направления, например, К.Лоренца, - агрессия близка к инстинктам у животных, направленных на сохранение жизни. Однако даже в этом случае специалисты пришли к выводу, что человек - существо разумное - способен контролировать собственную жестокость.

Факторы наследственности, однако, играют далеко не последнюю роль в формировании агрессивности. У детей, родители которых имели антисоциальные черты личности, а также из семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотическими веществами, не в ладах с законом, степень агрессивности значительно выше, чем у детей не из проблемных семей.

Социальные и биологические науки пришли к тому, что; возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессии оказывают факторы среды, окружающей индивида. К таковым можно отнести плохое воспитание, представляющее собой физические наказания, моральное унижение, табу на эмоциональные проявления, а также такой фактор как большое увеличение плотности населения. Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу.

При попытках воздействия на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный круг: агрессивный человек часто вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих. В результате его собственное агрессивное поведение укрепляется, так как получает подкрепление со стороны агрессивных действий других людей.

Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности и податливости человека <#"794776.files/image001.gif">Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д. (Полный текст методики в Приложении 1).

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

Предлагаемый тест выявляет обычный стиль поведения испытуемых в стрессовых и конфликтных ситуациях. Им необходимо однозначно ответить на 40 вопросов либо «да», либо «нет». Ответ отмечается на бланке, поставив знак «+» или «-» против номера вопроса в соответствующей колонке. (Полный текст методики в Приложении 2).

Вначале в соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по каждой из шкал. Всего опросник содержит 5 диагностических шкал агрессивности:

1. Вербальная агрессия (ВА): человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления.

2. Физическая агрессия (ФА): человек склонен физически выражать агрессию по отношению к другому человеку и может применить грубую физическую силу.

3. Предметная агрессия (ПА): человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.

4. Эмоциональная агрессия (ЭА): у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательности по отношению к нему.

5. Самоагресия (СА): человек не находится сам с собой в мире, согласии. У него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.

Анализ результатов экспериментального исследования

На первом этапе исследования мы провели методику «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут, с помощью которой были получены следующие результаты:

) Уровень проявления агрессии у девочек в основном средний, но есть и показатели высокого уровня агрессивности: из 6 испытуемых - двое с высоким уровнем, четверо - со средним, низкого уровня проявления агрессивности, к сожалению, нет. Выделяются следующие типы агрессии: вербальная, эмоциональная и самоагрессия. Все данные можно выразить в следующих графиках рис. 1 и 2.

Рис. 1 Баллы агрессивности, девочки

Рис. 2 Тип агрессии

) На данном этапе уровень проявления агрессии у мальчиков средний. Все шестеро испытуемых обладают средним уровнем проявления агрессивности. Низкого, опять же, нет ни у кого. Выделяются такие виды агрессии, как: вербальная агрессия, физическая и самоагрессия. Тенденцию проявления агрессивности испытуемых и её типов можно проследить на диаграммах рис. 3 и 4.

Стоит отметить, что как ни странно, но девочки превосходят по уровню агрессивности мальчиков, хотя физическая агрессия явно преобладает у вторых. Эти данные доказывают утверждение, приведенное выше: исследования показывают, что прямая физическая и вербальная агрессия более свойственна мальчикам. Для девочек же характерна прямая вербальная и косвенная вербальная агрессия, что мы и увидели по результатам методики.

Рис. 3 Баллы агрессивности, мальчики

Рис. 4 Тип агрессии

На втором этапе нашей исследовательской работы мы проводили методику «Опросник Басса-Дарки». Сразу стоит отметить, что проводилась она после долгого перерыва. К тому же, за этот период времени в классе произошла целая цепь конфликтов, что безусловно повлияло на климат в коллективе, на отношения ребят, а так же на настроение каждого из них, ибо, находясь рядом друг с другом, они явно чувствовали себя напряженно, были настроены враждебно друг к другу. Я считаю, что эти факторы могли отразиться на результатах данного опросника.

Эта методика позволила доказать, что уровень агрессивности подростков современного общества высок не только в каких-то определенных ситуациях, но и в общем. В целом, мы получаем следующие результаты:

) Из шести испытуемых девочек - четыре обладают высоким уровнем агрессивности, двое - средним. Преобладающий тип - вербальная агрессия. Данные представлены в диаграммах:

Рис. 5 Баллы агрессивности, девочки

Рис. 6 Тип агрессии

2) Из шести испытуемых мальчиков - пятеро обладают средним уровнем агрессивности и один - высоким. Немного странно, но не являющееся плохим показателем, что все же физическая агрессия уступает у них место вербальной. Тенденцию можно проследить в диаграммах:

Рис. 7 Баллы агрессивности, мальчики

Рис. 8 Тип агрессии

Выводы

Таким образом, по результатам проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

) выяснилось, что девочки в значительной степени более агрессивны, чем мальчики, что немало удивляет и заставляет задуматься о причине такого их поведения;

) установлено, что мальчики превосходят девочек по уровню вербальной агрессии, что идет вразрез с данными, приведенными в теоретической части;

) подтвердилась гипотеза, поставленная во введении - что уровень агрессивности современных подростков тревожно высок.

агрессия поведение подросток

Заключение

В ходе научной работы мы еще раз осветили понятие «агрессии» и «агрессивности». Агрессивность - это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения. Агрессия - это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

Если говорить кратко, подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.

Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

Противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее.

Но самое главное, что гипотеза, поставленная во введении, подтвердилась не только теоретическими данными, но и личными исследованиями, проведенными в средней школе с помощью методик. Но это скорее, не радует, а тревожит, ведь современные подростки и правда очень агрессивны и жестоки, причем иногда они совсем не отдают себе отчета в таких поступках и даже считают это нормой. Все это должно насторожить родителей, педагогов и психологов. Нужно вовремя принимать меры, чтобы потом не жалеть о том, что не было сделано.

Необходимо внимательно, но ненавязчиво следить за своими детьми. Своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения поможет избежать многих проблем в будущем.

Применяемые непосредственно к подростку меры коррекции агрессивности не даст никаких существенных результатов, нужно воздействовать также и на окружающую его неблагоприятную среду.       Нужно как можно раньше выявлять факторы окружения подростка, негативно влияющих на формирование его идеалов и личности в целом и нейтрализовать их. Необходимо также анализировать эти факторы, чтобы правильно строить дальнейшую работу с подростками. Наиболее правильным является своевременное выявление проблем поведения подростов, их анализ, правильная коррекционно-воспитательная работа.

Список используемой литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000. - 512 с.

. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков / М.: Медпрактика, 2005. - 9 с.

. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия / СПб.: Питер, 2000. - 336 с.

. Выготский Л.С. Педология подростка Соб. Соч. М., 1984. том 4.

. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.

. Зоуир А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. канд. дисс. СПб., 1999. - 101 с.

. Ильин Е.П. Мотивация и Мотивы / СПб.: Питер, 2000. - 298 с.

. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. канд. дисс. СПб., 1996. - 132 с.

. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.

. Леонгард Карл "Акцентуированные личности" / Ростов н\Д.: изд-во "Феникс", 2000. - 228 с.

. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. - Серия "Мир медицины". СПб: Изд-во "Лань", 1999. - 154 с.

. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / М.: Институт практической психологии, 1998. - 128 с.

. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер, 2000. - 228 с.

. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.

. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.

. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Речь, 2003. - 96 с.

. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей - М.: Феникс, 2004. - 10 с.

. Томас Е.М. Безобидные люди: - СПб.: Издательство Питер, 1998. - 112 с.

. Таут ММ. Психологическое сопровождение воспитательной работы // Повышение качества профессионального образования и опыт внедрения государственных образовательных стандартов СПб.: Питер, 2004. - 331 с.

Приложение 1

 

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1.      Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2.      Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

.        Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

.        Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

.        Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

.        Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

.        Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

.        Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

1.      Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2.      Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

.        Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

.        Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

.        Не всегда получаю то, что мне положено.

.        Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

.        Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

.        Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

.        Мне кажется, что я не способен ударить человека.

.        Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

.        Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

.        Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

.        Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

.        Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

.        Часто бываю не согласен с людьми.

.        Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

.        Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

.        В раздражении хлопаю дверьми.

.        Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

.        Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

.        Меня немного огорчает моя судьба.

.        Думаю, что многие люди не любят меня.

.        Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

.        Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

.        Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

.        Я не способен на грубые шутки.

.        Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

.        Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

.        Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

.        Довольно многие завидуют мне.

.        Требую, чтобы люди уважали мои права.

.        Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

.        Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

.        От злости иногда бываю мрачным.

.        Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

.        Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

.        Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

.        Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

.        Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

.        Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

.        Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

.        Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

.        Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

.        Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

.        Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

.        Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

.        Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

.        Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

.        С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

.        Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

.        Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

.        Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

.        Неудачи огорчают меня.

.        Дерусь не реже и не чаще других.

.        Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

.        Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

.        Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

.        Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

.        Ругаюсь только от злости.

.        Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

.        Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

.        Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

.        Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

.        У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

.        Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

.        Часто думаю, что живу неправильно.

.        Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

.        Не огорчаюсь из-за мелочей.

.        Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

.        Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

.        В последнее время я стал занудой.

.        В споре часто повышаю голос.

.        Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

.        Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов и интерпретация

Таблица 1 Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67


Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.  Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.  Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Приложение 2

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.

Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

Тест

1.    Во время спора я часто повышаю голос.

2.      Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.

.        Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

.        Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

.        Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.

.        Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

.        Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.

.        Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.

.        Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

.        В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.

.        Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

.        Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.

.        У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

.        В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.

.        Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.

.        Когда я сердит, то обычно мрачнею.

.        В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

.        В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.

.        Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.

.        Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

.        Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

.        Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.

.        Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.

.        Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.

.        Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.

.        Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.

.        В детстве я избегал драться.

.        Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

.        Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.

.        Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

.        Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.

.        Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

.        Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

.        Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

.        Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.

.        Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.

.        Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.

.        Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

.        Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

.        Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

§  Вербальная агрессия (ВА) - человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

§   Физическая агрессия (ФА) - человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

§   Предметная агрессия (ПА) - человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

§   Эмоциональная агрессия (ЭА) - у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

§   Самоагрессия (СА) - человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Таблица 2 Ключ для обработки теста:

Тип агрессии

номер утверждения


Да

Нет

ВА

1, 2, 9, 10, 25, 26, 33

17

ФА

3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34

27

ПА

5, 12, 13, 21, 29, 35, 36

20

ЭА

6, 14, 15, 22, 30, 37, 38

23

СА

7, 8, 16, 24, 32, 39, 40

31


Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.

Похожие работы на - Проблема агрессивности у подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!