Договор контрактации: понятие, содержание, особенности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Договор контрактации: понятие, содержание, особенности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский юридический институт (филиал)

Национального исследовательского

Томского государственного университета

Кафедра гражданского права






Курсовая работа

по гражданскому праву

Тема: Договор контрактации: понятие, содержание, особенности












Новосибирск 2013

Содержание

Введение

. Понятие и содержание договора контрактации

.1 Общая характеристика договора контрактации

.2 Элементы договора контрактации

. Содержание, исполнение и ответственность сторон по договору

.1 Содержание и исполнение договора контрактации

.2 Ответственность по договору контрактации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях рыночной экономики, основанной на свободе договора и выборе контрагентов, предоставляющей товаропроизводителям возможность реализовывать продукцию по своему усмотрению и исключающей плановый характер договора контрактации, возникла потребность в разработке и построении новых правовых механизмов регулирования сферы закупок сельскохозяйственной продукции.

В современных условиях существует насущная потребность в системном исследовании вопросов ответственности товаропроизводителей (поставщиков) и заказчиков (покупателей) сельскохозяйственной продукции. Выявление имеющихся недостатков правового регулирования и правоприменения в данной сфере, дает возможность определить те необходимые нововведения в действующее законодательство, которые позволят обеспечить гарантии по защите интересов товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, а также создать их заинтересованность в расширенном производстве такой продукции и реализации ее государству.

В настоящее время договор контрактации является основной правовой формой реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Он наилучшим образом соответствует содержанию взаимоотношений между производителями и покупателями сельскохозяйственной продукции, в наибольшей степени отвечает их интересам. По мере сужения вмешательства государства в сферу производства и реализации сельхозпродукции в связи с переходом к рыночной экономике значение координации, взаимного сотрудничества между производителями и покупателями сельскохозяйственной продукции, а следовательно, и роль договора контрактации будут возрастать.

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена, прежде всего, ролью договора контрактации в хозяйственном обороте.

Предметом исследования является правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции; правовое регулирование ответственности по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции.

Объект исследования составили действующее законодательство и система иных нормативных правовых актов, регулирующие отношения субъектов в сфере закупок сельскохозяйственной продукции.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе законодательства, научной и методической литературы, исследовать основной комплекс вопросов, касающихся специфики правовых форм закупки сельскохозяйственной продукции.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

·исследовать правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции;

·раскрыть понятие, признаки, значение, содержание и исполнение договора контрактации;

·исследовать ответственность по договору контрактации;

·провести сравнительный правовой анализ указанных отношений.

Для решения вышеуказанных задач мною выбраны следующие способы и методы: изучение и анализ научных источников и учебной литературы по выбранной теме; детальное изучение и анализ положений Гражданского законодательства, регламентирующих вопросы договора контрактации; а также использование комплекса общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, две главы с разбивкой на параграфы, заключение, список использованных источников.

1. Понятие и содержание договора контрактации

.1 Общая характеристика договора контрактации

Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого, в том числе и современного общества. Специфика сельскохозяйственного производства - сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т. д.), - делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации - это повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя.

Договор контрактации - один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535-538 ГК. Далее, к отношениям по контрактации применяются нормы о договорах поставки. И наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже. Если же закупка сельскохозяйственной продукции производится для государственных нужд, последовательность применения указанных норм несколько иная. В первую очередь также будут применяться правила § 5 главы 30 ГК, затем - положения специальных нормативных актов о контрактации, нормы § 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд и, наконец, специальные законы о поставках для государственных нужд. Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже. К сожалению, столь сложная иерархия норм о контрактации существенно затрудняет их восприятие и применение.

Так же как и купля-продажа вообще, договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным. Его отграничение от других видов купли-продажи проводится по субъектному составу и предмету и, как видно из определения договора, не вызывает проблем.

Осуществление государственных заготовок сельскохозяйственной продукции имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности России и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Действующим законодательством предусмотрено, что государственные закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляются посредством заключения соответствующих договоров. В этой связи определенный интерес представляет исследование вопросов ответственности по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Проведенный анализ законодательства применительно к указанным ниже видам договоров позволит понять существующие возможности защиты, в первую очередь интересов сельхозпроизводителей и степень их эффективности.

На основе действующего законодательства можно выделить три вида договоров на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: "поставка", "закупка" и "контрактация". Кратко рассмотрим названные виды договоров и некоторые особенности ответственности сторон за нарушение условий договора.

В Федеральном законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" предусматривается две "формы организованных договорных отношений", можно сказать, два вида договора на закупку сельскохозяйственной продукции - "закупка" и "поставка".

Закупка определяется как форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях. Поставка - форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Исходя из законодательного определения, можно выделить два отличительных признака договора закупки от договора поставки, которые представляются достаточно условными. Первым является степень переработанности сельскохозяйственной продукции. По договору закупки реализуются сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие в непереработанном (сыром) виде. В то время как по договору поставки реализуется только готовая для использования, уже переработанная сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие.

Второй отличительный признак - субъективный состав. Договор закупки должен заключаться между государством (в лице уполномоченного органа или организации) и товаропроизводителем (поставщиком). Кроме того, целью приобретения сельскохозяйственной продукции государством по договору закупки должна быть дальнейшая ее переработка или реализация (продажа) потребителю (покупателю). Договор поставки заключается между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Государство как самостоятельная сторона не выделяется, хотя уполномоченная организация или орган государственной власти могут участвовать в договоре поставки как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя.

Оба отличительных признака достаточно условны и не дают возможности говорить об объективной необходимости выделения двух самостоятельных договоров. Выделение названным Законом самостоятельных договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд представляется нецелесообразным и не имеет практического значения. Необходимо законодательно установить один единственный вид договора на "поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд" и применительно к нему отразить всю специфику данных отношений. Однако в настоящее время Закон разделяет договор "поставки" и договор "закупки".

Следует отметить, что все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в агропромышленном комплексе, используют неразрывную триаду - "сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие". С точки зрения юридической техники и по смысловому содержанию терминов более корректно было бы использовать отдельно либо термин "сельскохозяйственная продукция", либо "сырье и продовольствие". Названные термины имеют разный уровень (отношения "род-вид"). Так, сельскохозяйственная продукция по определению включает в себя и продовольствие, и сырье. Сельскохозяйственная продукция - более емкий термин, поэтому правильнее его использовать в тех случаях, когда не требуется уточнять степень ее переработанности.

В ст. 535 ГК РФ сделана важная оговорка о том, что в соответствующих случаях к договору контрактации применяются правила о поставке товаров для государственных нужд (ст. 525-534). Следовательно, можно говорить о существовании договора контрактации для государственных нужд.

По существующей юридической конструкции договор контрактации характеризуется следующими признаками: во-первых, предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция; во-вторых, на стороне продавца выступает лицо, которое произвело продаваемую сельскохозяйственную продукцию; в-третьих, на стороне покупателя выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки или продажи. Отсутствие одного из этих признаков исключает квалификацию правоотношения как договора контрактации.

Договор контрактации для государственных нужд отличается от простого договора контрактации тем, что договор контрактации для государственных нужд заключается в соответствии с государственным контрактом, а на стороне покупателя выступает государственный заказчик либо иное, указанное им лицо.

.2 Элементы договора контрактации

Сторонами договора контрактации - продавцом (производителем продукции) и заготовителем (контрактантом) - обычно выступают предприниматели. Поэтому договор контрактации традиционно относятся к числу хозяйственных (торговых).

Государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в обычном договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд интересы государства представляют специальные лица - государственные заказчики. В этой роли, как правило, выступают органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

В качестве продавца в договоре контрактации может выступать только лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности. Это - либо индивидуальные предприниматели (чаще всего главы крестьянских или фермерских хозяйств), либо коллективные, т. е. коммерческие организации. В последнем случае объем правоспособности юридического лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяйственного производства. Аналогичным образом решается вопрос и о личности заготовителя по договору контрактации, с той лишь разницей, что заготовителем может выступать не только предприниматель, но и государственный орган.

По договору контрактации предприниматель может продавать лишь произведенную им самим продукцию, о чем недвусмысленно говорит п. 1 ст. 535 ГК. Поэтому реализация продукции, произведенной кем-либо другим, нежели продавцом, будет осуществляться в форме договора поставки или купли-продажи, но не контрактации.

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства, в том числе пушного, и т. д.). Термин "сельскохозяйственная продукция" используется многими нормативными актами, однако его содержание далеко не очевидно (трудно сказать, относится ли, например, сливочное масло к сельскохозяйственной или промышленной продукции).

Существующие сегодня классификаторы продукции и видов экономической деятельности малопригодны для решения юридических задач. С одной стороны, далеко не всякая (с точки зрения официальных классификаторов) продукция сельского хозяйства может выступать предметом договора контрактации (например, рыбные консервы, чучела или головы на стену, изготовленные из сырья заказчика). С другой стороны, предметом контрактации может быть не только сельскохозяйственная продукция, но и продукция лесного хозяйства (сеянцы или саженцы деревьев), а также рыбоводства.

Поэтому наиболее точно предмет контрактации можно описать с помощью двух критериев: во-первых, это продукция, полученная методами агро- и зоотехники, т. е. путем выращивания или сбора с использованием природы (почвы, водоемов, флоры, фауны) как важнейшего фактора производства. Во-вторых, это продукция, производство которой в значительной степени зависит от случайных, неподконтрольных человеку естественно-природных воздействий.

Договор поставки может заключаться и в отношении индивидуально-определенных вещей (хотя это и нетипично). К договору контрактации это неприменимо. Из легального определения контрактации можно заключить, что его предметом ("продукцией") являются вещи, определяемые родовыми признаками, причем в большинстве случаев - это вещи ограниченного рода (например, не виноград вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы). Такое толкование обосновывается еще и тем, что главной целью законодательного регулирования контрактации является обеспечение интересов производителя, т. е. лица, ведущего массовое производство сельскохозяйственной продукции. При передаче по договору индивидуально-определенной вещи (например, конкретной коровы) специфика собственно сельскохозяйственного производства утрачивается, а значит, нет необходимости в применении специальных норм о контрактации.

Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК). Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" указывает еще одно назначение этой продукции - помещение ее в государственный фонд - резерв (т. е. на хранение). Общим во всех этих случаях является то, что предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования (ст. 506 ГК).

Контрактоваться по договору может не только сельскохозяйственная продукция или сырье (к примеру, молоко), но и продукты их переработки (в нашем примере - масло или сливки). Если количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой индустриальной технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, такой продукт будет предметом поставки или купли-продажи, но не контрактации.

Правила о контрактации рассчитаны на продажу будущих вещей - урожая, приплода, которых еще нет на момент заключения договора. При продаже товаров, уже имеющихся в наличии у производителя на момент заключения договора, утрачивается специфика контрактации. Ведь соответствующие нормы призваны компенсировать влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на процесс производства сельскохозяйственной продукции. Если же товар уже произведен, значит, все риски и потери позади, и поэтому нет необходимости предоставлять продавцу особо льготный правовой режим. В этом случае отношения сторон вполне укладываются в рамки обычного договора поставки.

Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным для купли-продажи. Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, поскольку таково же его значение в договоре поставки. Однако для контрактации он не столь важен. Ведь в подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо произвести (вырастить). Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом. Представляется, что для договора контрактации законодатель мог бы сделать исключение и в отличие от поставки не придавать его сроку значения существенного условия. Договор контрактации, как правило, заключается в письменной форме, так же как и договор поставки. Аналогично поставке регулируется и порядок его заключения, в том числе вопросы разрешения разногласий при заключении договора (ст. 507 ГК РФ).

2. Содержание, исполнение и ответственность сторон по договору

.1 Содержание и исполнение договора контрактации

Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами об этом договоре (§ 5 гл.30 ГК), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§3 гл.30), и только при отсутствии таковых - общие положения о купле-продаже (п.2 ст.535 ГК). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-продажи, как это иногда имеет место в юридической литературе.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст.537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рамками специальных правил § 5 гл.30 ГК). Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п.1 и п.3 ст.536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п.3 ст.401 ГК. Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности.

На заготовителя по договору контрактации возлагаются те же обязанности, что и на покупателя по договору поставки с учетом при этом ряда особенностей, благоприятствующих другой стороне, т.е. производителю сельскохозяйственной продукции.

Специально следует обратить внимание на то, что в ст.536 ГК местом принятия сельскохозяйственной продукции указано место нахождения этой продукции, а не производителя. В связи с особенностями производственно-хозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции склады готовой продукции могут находиться не на центральной усадьбе, а на производственных участках, откуда ее и должен вывозить заготовитель, если иное не предусмотрено договором.

Пункт 2 ст.536 ГК, в соответствии с которым заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, сформулирован применительно к случаю, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Однако и при приемке сельскохозяйственной продукции по месту ее нахождения заготовитель не вправе отказаться от ее получения. В соответствии со ст.515 ГК, которая может быть применена к этим отношениям, невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором срок, а при его отсутствии - в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

Обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию, если это предусмотрено договором, отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором, обусловлена тем, что эти отходы могут быть использованы в сельскохозяйственном производстве, например в животноводстве. Заготовитель не вправе обязать производителя принять названные отходы, так как их возвращение возможно лишь по требованию производителя. В ст.268 ГК РСФСР и в принятых на ее основе Типовых договорах контрактации предусматривались обязанности заготовителя по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время закон не возлагает на заготовителей таких обязанностей. Однако они нередко устанавливаются в конкретных договорах по инициативе и взаимному соглашению сторон.

Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции обязательно должно быть указано в договоре. В соответствии с общими положениями о купле-продаже (ст.465 ГК), если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.

Если в и производитель, и заготовитель - физические лица, и договор контрактации опосредует отношения по передаче партий сельскохозяйственной продукции для последующей переработки и продажи, стоимость которых превышает 10 МРОТ, то также требуется соблюдение простой письменной формы договора.

Так или иначе, учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.

Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т.д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно (п.2 ст.159 ГК РФ).

Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.

Если при заключении договора между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами), принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (п.1 ст.507 ГК РФ).

Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п.2 ст.507 ГК РФ).

Цена - не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст.485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, однако, в отличие от договора поставки, для контрактации он не так важен. В подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо вырастить. Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом.

2.2 Ответственность по договору контрактации

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте. Как следует из ст. 537 ГК, ассортимент относится к существенным условиям договора контрактации. Это вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. Так, после окончания посевной остается лишь ждать урожая ("что посеял - то и пожнешь").

Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 536 ГК).

Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции в месте нахождения заготовителя (или ином указанном им месте), он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества (п. 2 ст. 536 ГК).

Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 30 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т. е. независимо от вины, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК). Таким образом, производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска. И лишь заготовитель -- госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

Повышенный уровень правовой защиты производителя сельхозпродукции проявляется и в том, что закон устанавливает неустойку за несвоевременную оплату покупателем приобретенной продукции. Тогда как неустойки за просрочку передачи продукции покупателю не предусмотрено.

Таким образом, считается, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации и, в частности, ответственности за нарушение условий договора, имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший его, несет ответственность только при наличии вины. Данное положение является исключением из правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которому лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Производитель сельскохозяйственной продукции понесет ответственность, только если будет доказана его вина, в противном случае он считается невиновным и не должен нести ответственность. Казалось бы, эта норма действительно создает определенную защиту интересов производителей сельхозпродукции. Тем не менее, при возникновении спорных ситуаций на практике эта норма не имеет особого значения.

Обычно производители несут ответственность и в случаях, когда нарушение условий договора не связано с деятельностью самих производителей, т.е., когда их прямой вины в ненадлежащем исполнении договора контрактации нет. Одной из самых часто встречающихся причин ненадлежащего исполнения условий договора контрактации со стороны производителя является несвоевременное получение производителем материально-технических средств по договорам с третьими лицами. Суды в таких случаях, как правило, взыскивают с производителя сельхозпродукции все убытки, причиненные заготовителю ненадлежащим исполнением договора контрактации. Производителям остается право предъявления регрессных исков к своим контрагентам, нарушившим договорные обязательства. В этой связи при рассмотрении споров по договорам контрактации производителям целесообразно привлекать указанных контрагентов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, на стороне ответчика. Это облегчит взыскание убытков по регрессным искам.

В основе решения судов при рассмотрении споров по договорам контрактации лежит легальное определение понятия вины в обязательственных отношениях: лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Следовательно вина производителя обычно выражается в непринятии им всех доступных мер для принудительного исполнения условий договоров, заключенных с третьими лицами (например - договоров поставки материально-технических средств). Другими словами, вина производителя заключается в не использовании своего права на защиту, что является достаточно спорным.

При анализе нормы ст. 538 ГК РФ, устанавливающей, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины, можно прийти к следующему. Данная норма устанавливает презумпцию невиновности по отношению к производителю сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что необходимо доказать виновность производителя в нарушении обязательства. Следовательно, пока не будет доказана вина производителя, он считается невиновным и не должен нести ответственность. Казалось бы, фактически имеет место процессуальная особенность, которая заключается в том, что в случае возникновения спорных ситуаций по договору контрактации производитель не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию вины производителя лежит на заготовителе. Это создавало бы сельхозпроизводителям дополнительные преимущества при защите своих интересов.

Однако данное логическое заключение не соответствует общему правилу, закрепленному в п. 2, ст. 401 ГК РФ. Согласно этому правилу "отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство". Это правило является общим для ответственности за нарушение любых обязательств. Норму ст. 538 ГК РФ нельзя расценивать как исключение из этого правила, так как ответственность производителя сельхозпродукции только при наличии вины прямо не предусматривает иное. Кроме того, норма ст. 538 ГК РФ соответствует общей норме об основаниях ответственности за нарушение обязательств (при наличии вины), установленной в п. 1 ст. 401 ГК РФ. Таким образом, производитель сельхозпродукции считается виновным в нарушении договора контрактации и должен нести ответственность пока не докажет отсутствие своей вины. Очевидно, что все это не создает дополнительных гарантий по защите интересов сельхозпроизводителей.

Итак, обязанность по доказыванию отсутствия вины лежит на лице, нарушившем обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). Рассмотрим некоторые особенности доказывания отсутствия вины. Невиновность может быть доказана двумя способами: 1) нужно доказать, что были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства; 2) нужно доказать, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Оба эти способа могут быть использованы сторонами при разрешении споров, возникших из договора контрактации.

В то же время для обязательственных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности возможно использование только второго способа. Согласно п. 3 ст. 401 ГК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не будет нести ответственность, только если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Соответственно при рассмотрении спора в суде не может иметь какого-либо значения то, что лицом были или не были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Сторона-нарушитель должна доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы для освобождения от ответственности. Такие обстоятельства должны быть чрезвычайными и непредотвратимыми. В Гражданском кодексе приведены примеры обстоятельств, которые не могут относиться к непреодолимой силе. Это нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Наличие указанных обстоятельств не исключает возложение ответственности.

Таким образом, для возникновения ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности характерно следующее правило. Если обстоятельств непреодолимой силы не было и сторона приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства, но обязательство было исполнено ненадлежащим образом, сторона-нарушитель все равно будет нести ответственность. Ключевым моментом для освобождения от ответственности является наличие обстоятельств непреодолимой силы. Для освобождения же от ответственности по договору контрактации предусмотрено более лояльное правило: в равной степени можно апеллировать как к действию обстоятельств непреодолимой силы, так и к доказательству принятия производителем всех мер для надлежащего исполнения обязательства.

Казалось бы, вот оно преимущество только виновной ответственности производителя сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, на практике крайне редко встречается ситуация, при которой обстоятельств непреодолимой силы не существовало, производителем были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств и в тоже время договорные обязательства были бы нарушены. Кроме того, достаточно трудно доказать в суде, что производителем были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Так как данная формулировка предполагает оценку принятых мер с точки зрения их адекватности характеру обязательств и их исключительности (должны быть приняты все возможные меры).

Учитывая изложенное, норма о том, что производитель будет нести ответственность только при наличии вины, является достаточно условной и не применяется на практике. Производитель гарантировано не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Заключение

Вопросы договора контрактации имеют место в современных условиях рыночной экономики. Ему посвящены ст. ст.535-538 ГК РФ, в которых определено содержание договора контрактации как одного из видов договора купли-продажи, наряду с поставкой товаров, розничной куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства.

Согласно ст.535 ГК РФ, по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную или произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю такой продукции (контрактанту), т.е. лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

К отношениям, оформляемым договором контрактации, применяются в субсидиарном порядке нормы о договорах поставки (ст. ст.506-524 ГК РФ), а также в соответствующих случаях - о поставке продукции для государственных нужд. Исторически сложилось так, что отношения по договору контрактации регулировались соответствующими положениями, утверждаемыми в ведомственном порядке.

Целью данной работы являлось не только описание основных положений о договоре контрактации, но и исследование правового регулирования закупок сельскохозяйственной продукции, исследование ответственности по договору, проведение сравнительного правового анализа указанных отношений. В ходе изучения российского законодательства и учебной литературы по данной теме мною были раскрыты сущность правовой природы данного договора, его отличия от других договоров купли-продажи и поставки, рассмотрены проблемы его исполнения, обязанностей и ответственности сторон.

Методологическую основу работы составили изучение норм Гражданского законодательства, научной и учебной литературы, совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включающая методы исторический, материалистической диалектики, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.

Значение договоров контрактации в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - очень велико.

Важность таких договоров для сельхозпроизводителей в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, определить наиболее выгодные, а значит и наиболее необходимые для потребителя, направления своей деятельности, расширить производство и т.д. Это в очередной раз подтверждает актуальность выбранной темы, раскрытой в данной работе.

Список использованной литературы

правовой договорной сельскохозяйственный контрактация

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СПС Консультант Плюс

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // СПС Консультант Плюс

.Архипова А.М. Лекции по гражданскому праву / А.М. Архипова. - М.: Проспект, 2003. - 486с.

.Гомола А.И. Гражданское право: учебник / А.И. Гомола. - М.: Академия, 2003. - 416с.

.Гончаров А.А., Маслова А.В. Гражданское право. Части Общая и Особенная. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 512 с.

.Быстров М.И. Аграрное право М.: Колос, 2003. - 464 с.

.Витрянский В.В. Договорное право М.: ИНФРА-М, 2003. - 640.

.Власов В.А. Проблема качества закона в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. //Законодательство и экономика 2003 г. №10.// СПС Консультант Плюс

.Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. - 624 с.

.Дикарёв С.В. Ответственность по договорам поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. //Государство и право 2002г. №7// СПС "Консультант Плюс".

.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая /под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 1192 с.

.Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей/ под ред. М. И. Брагинского. М.: Правовая культура, Хозяйство и право, 2001. - 448 с.

.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.// СПС Консультант Плюс.

.Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского Кодекса РФ /под ред. А.М. Эрделевского М.: ЮРАЙТ, 2003. - 512 с.

.Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам, связанным с исполнением договора контрактации // Адвокатская практика. 2010. № 1. // СПС Консультант Плюс

.Хозяйственное право. / под ред. М.И. Брагинского. М.: ИНФРА-М, 2005. - 616 с.

Похожие работы на - Договор контрактации: понятие, содержание, особенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!