Ограничение и умаление прав: соотношение понятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ограничение и умаление прав: соотношение понятий

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра конституционного и международного права









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

на тему «Ограничение и умаление прав: соотношение понятий»


Выполнила:

Колесник П.С.




Люберцы

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и юридическая природа конституционных прав человека и гражданина

.1 Категория прав человека и гражданина в правовых теориях

.2 Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина согласна Конституции Российской Федерации

Глава 2. Юридические основания ограничения прав и свобод человека и гражданина

.1 Понятие основания ограничения прав и свобод

.2 Чрезвычайное и военное положение как законное основание ограничения прав и свобод

Глава 3. Способы правовой защиты от умаления прав

.1 Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина

.2 Уполномоченный по правам человека и гражданина в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы. Любое демократическое государство в современном мире должно, прежде всего, в ряду основ конституционного строя и принципов, на первое место ставить права и свободы человека и гражданина, его интересы, а так же добиваться гармонии между публичными и общественными потребностями, так как положение о человеке и его правах и свободах есть высшая ценность правового государства.

Конституция Российской Федерации закрепляет права и свободы человека и гражданина как высшую ценность государства и общества. Но провозглашенная основным законом государства свобода личности не означает, что поведение человека абсолютно ничем не ограниченно и что он освобожден от любой ответственности перед другими людьми, обществом и самим государством. Русский мыслитель, революционер и общественный деятель 19 века, Бакулин Михаил Александрович писал: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что, даже имея определенные личные права и свободы, человек не может посягать или ущемлять эти же права другого индивида. Следовательно, даже находясь в самом совершенном правовом демократическом государстве, существование такого явления как «абсолютная свобода» просто не может быть, так как в обществе свободных и равных граждан обеспечение прав и свобод всех возможно только при установлении законном пределов ограничения этих прав. Кроме того, допускаемые на основе закона ограничения прав и свобод в условиях особого правового режима имеют общий, а не индивидуальный (персонифицированный) характер, поскольку распространяются на всех граждан без исключения. Эта мера имеет широкий спектр действий.

Установление государством правовых пределов ограничения прав носит важное значение и является необходимым в первую очередь для уважения и соблюдения прав других лиц, а во вторых для обеспечения охраны и безопасности государства, общественного порядка и нравственности населения. Эта значимость особенно заметна в условиях чрезвычайной ситуации и военного положения, когда обстоятельства влияют на специфику ограничения прав и свобод граждан на различных стадиях их реализации и обеспечения, тем более в условиях особого правового режима.

Несмотря на положительные аспекты правового ограничения прав, в практике Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции с каждым годом увеличивается количество дел, возникающих из вопросов связанных с правомерностью этих действий.

Возникновение подобных случаев указывает на необходимость концентрирования внимания на детальном изучении природы законных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как юридическом факте, и не допустить произвола в данной сфере и предотвратить умаление прав и свобод человека и гражданина. юридический право конституционный ограничение

Показательно следующее заявление американского ученого С. Ниринга: «Отношения свободы и ограничения, созданные государственной властью, меняются в разные времена и в разных странах, однако ограничение является непременным элементом каждой эпохи и часто оттесняет свободу». Любая власть, какой бы демократичной она не была бы, так или иначе ограничивает свободу граждан. С другой стороны, существование законных пределов определяет уровень правовой культуры не только общества, но и самого государства, так как, закрепляя в Конституции конкретные основания ограничения отельных прав, власть стремится к тому, чтобы есть не допустить умаления прав и нарушения законности.

Объектом курсовой работы выступают конституционные правоотношения, возникающие в процессе образования правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Предмет работы - конституционно-правовые нормы и нормы федерального законодательства, являющиеся путями законных ограничений прав и свобод человека и гражданина при исполнении органами государственной власти своих публично-правовых функций, а также правовые нормы, определяющие характеристики и виды неправомерных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Целью работы является выявление определяющих моментов, относящихся к понятию ограничение прав и свобод человека и гражданина, анализ оснований конституционно-правовых ограничений прав и пути защиты от умаления, в условиях современной России.

Задачи курсовой работы:

.Дать описательную характеристику понятию ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

.Рассмотреть условия, при которых возможно законное ограничение прав;

.Определить способы правовой защиты от умаления прав.

Нормативную основу курсовой работы составляет Конституция России, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон «О военном положении» и другие.

Структура данной работы определяется ее объектом, целями и задачами и включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Понятие и юридическая природа конституционных прав человека и гражданина

.1 Категория прав человека и гражданина в правовых теориях

Важнейший институт конституционного права, включающий в себя правовые нормы, которые определяют связь между личностью и государством, есть права и свободы человека и гражданина.

Становление понятия «права человека», напрямую связано с возникновением государства, как совокупность политических институтов, основной задачей которых является поддержание целостности общества и его защита, осознанием необходимости средства контроля общественной жизни и непосредственно с прогрессом равенства людей в качестве формально свободных личностей. Проходя через один из механизмов права, изначально несвободная масса людей поэтапно изменяется и в конечном итоге становится обществом свободных индивидов, которые имеют определенные права, будь то дарованные при рождении природой или закрепленные властью.

Существует много определений категории права человека, ведь это есть плод общественного развития и самосознания самого человека. Общепринятый взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы человека в рамках общества, то есть меру поведения, которую устанавливает государство, опираясь на правовую традицию либо исходя из внешних и внутренних обстоятельств.

Русский князь, философов, правовед и общественный деятель Евгений Николаевич Трубецкой о праве говорил следующее: «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях».

Представления о правах человека в разных теориях права рассматриваются со своей спецификой и определяются мыслителями, опираясь на научное направление той или иной школы. Среди разнообразия теорий права, можно выделить следующие, которые, на мой взгляд, являются основными.

. Теория естественного право. Принципы и идеи, заложенные в данной теории, легли в основу конституционно гарантированных личных прав и свобод человека и гражданина Конституций разных стран. Это течение возникло еще в древние времена, так как упоминание об концепции содержится в сочинениях Сократа, Платона, Аристотеля и других Античных мыслителей. Основная идея заключается в том, что помимо позитивного права, создаваемое государством, есть общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые является обязательными для каждого государства. Основательно теория естественного права была разработана в трудах приверженцах этой идеи, таких как Локк, Руссо, Монтескье, Радищева и других философах. Описанные ими концепции легли в основу американской Декларации независимости 1789 года, французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года и других нормативно-правовых актах.

. Реалистическая школа права. Последователи этой идеи, считаю, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Данные факторы есть интересы, заставляющие двигаться человека вперед, ставя перед собой цели, которые достигаются посредством права. Рудольф Иеринг, немецкий правовед 19 века, был основателем данной теории. По мнению Иеринга, право есть защищенный государством интерес, помогающее удовлетворить потребности человека.

. Материалистическая теория права. Эта теория раскрыта в трудах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. Основной тезис, который лежит в основе, говорит о том, что право является закреплением и выражением воли экономически главенствующего класса. Энгельс писал: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Таким образом, права и свободы, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах, так или иначе, черпают основные положения из разных теориях права, хоть в большинстве своем они имеют разные концепции, объединяет их одно, в них отражаются истинные потребности человека в той или иной форме, и конечно присутствует основополагающая идея, что государство должно охранять гарантированные права и свободы человека и гражданина.

.2 Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина согласна Конституции Российской Федерации

Во второй главе Конституции Российской Федерации закреплены права и свободы человека и гражданина. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими. Под непосредственным действием прав и свобод следует понимать уникальный правовой эффект, сложное состояние неотъемлемой принадлежности основных общепризнанных прав и свобод каждому человеку и гражданину и обусловленную этим постоянную, непрерывно и непосредственно действующую статусно-правовую связь каждого человека и гражданина с индивидуальными и коллективными членами гражданского общества, государством и его публичными институтами, а также в силу такого конституционного воздействия постоянно и непосредственно проявляющиеся правовые обязанности частных и публичных корреспондентов каждого правообладателя.

В Основном законе страны существует отделение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина включают в себя сферу отношений индивида с государством, в которой он может рассчитывать на гарантированную защиту со стороны власти своих прав от неправомерного вмешательства, и на содействие государства в их реализации. Статус гражданина исходит из особой устойчивой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). В местах, где речь идет о правах человека, употребляются фразы «каждому гарантируется», «каждый имеет право» и тому подобное, с целью подчеркнуть то, что государство признает и гарантирует права и свободы за любым человеком, который находится на территории России, независимо от того, имеет ли он гражданство Российской Федерации или является гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основными из них являются:

§признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

§осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц - равенство всех перед судом и законом;

§равенство мужчины и женщины;

§приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

§строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

§запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Все права и свободы граждан в разных сферах общественной жизни происходят от основных прав и свобод, закрепленных в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод включает в себя такой принцип как неотделимости их от личности. Человек не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, в надлежащих случаях в силу его гражданства, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (ч.3 статья 17 Конституции РФ).

Глава 2. Юридические основания ограничения прав и свобод человека и гражданина

.1 Понятие основания ограничения прав и свобод

Реализация своих прав тесно связана с ответственностью человека, поэтому возникает необходимость в установлении законных пределов ограничения этих прав, которые будут определены мерой и границами свободы индивида, с принципами гуманности, солидарности и нравственности. Этот постулат сформулирован в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» .

Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина - это обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком и гражданином прав и свобод и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Пределы и основания ограничения прав должно быть закреплено на законодательном уровне и отвечать принципам не только нормативно-правовых актов, но и установившимся в обществе общенравственных и моральных границ. Российский правовед Александр Васильевич Малько в своей работе «Стимулы и ограничения праве», предлагает рассматривать правовое ограничение прав через общие признаки, которым должны отвечать действия такого характера.

Признаки заключаются в том, что они:

·сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного "предельного" состояния;

·выражают собой отрицательную правовую мотивацию;

·направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;

·предполагают снижение негативной активности.

Цели, которые преследует данное правовое явление, может быть направленно на разные сферы общественной жизни и непосредственно быть связанным с теми действия, которые сопряжены с выполняемыми функциями индивида в обществе. Достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц, есть идеальное последствие ограничения прав. Примером может служить следующее:

·Пресикание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений;

·Исключение злоупотребления своих прав и свобод;

·Защита общества от произвола третьих лиц;

·Необходимость уважения прав других лиц;

·Поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.

Формы ограничения прав и свобод могут быть двух видов:

·Законное ограничение прав, когда государство влияет на реализацию человеком своих прав, в целях сохранения государственного и общественного порядка;

·Незаконное ограничение прав, данное явление присуще неправовым государствам и перетекает в такое понятие как умаление прав и свобод человека и гражданина.

В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией. Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

Таким образом, ограничение права человека и гражданина - это установленные законодательством пределы реализации прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых обусловлено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и задачей которых выступает обеспечение необходимого соотношения между интересами личности, общества и государства.

2.2 Чрезвычайное и военное положение как законное основание ограничения прав и свобод

В Российской Федерации в качестве основной обязанности закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим человек и гражданин государства может реализовывать свои права без каких-либо ограничений, естественно в рамках личных прав и прав других лиц. Тем не менее, в государственной жизни есть возможность возникновения разного вида экстремальных ситуаций, как природного происхождения (техногенные катастрофы, эпидемии, стихийные бедствия и так далее) так и появление угрозы государственной целостности и конституционного порядка, вследствие внешней или внутренней вооруженной угрозы. Говоря иными словами, на территории государства вводятся особые правовые режимы, которые на законном уровне ограничивают права и свободы человека и гражданина, с целью сохранения не только государственного строя, но и жизни людей. Конституцией Российской Федерации предусматривается возможность введения на всей территории нашего государства и в ее отдельных местностях военного либо чрезвычайного положений.

Рассмотрим чрезвычайное положение, как особый правовой режим, законно ограничивающий права и свободы человека и гражданина в период своего действия на территории России.

Статья 56 Конституции России гласит: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» .

Согласно статье 1 Федеральному конституционному закону №3-ФКЗ, чрезвычайное положение - это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей .

Данный правовой режим вводится временно, исключительно на период преодоления возникших обстоятельств, послуживших для основания введения. Условия введения указаны в статье 3 этого же закона:

·попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации

·чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений .

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации, который обязан немедленно сообщить об этом палатам Федерального Собрания России.

Временные ограничения личных, политических и социальных прав указанны в главе 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», перечислим лишь некоторые из них:

·установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства (п. б ст. 11);

·запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (п.е ст. 11);

·Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации (ст. 14).

Указ должен содержать «исчерпывающий перечень временных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».

После вступления в силу Указа Президента России, о прекращении действия правового режима на территории или отельной местности Российской Федерации, ограничение прав и свобод автоматически прекращают свое действие, так как цели были достигнуты.

Другой правовой режим, ограничивающий права, есть военное положение. Данный режим регулируется нормами Конституции России и Федеральным конституционным законом №1 - ФКЗ «О военном положении».

Согласно п.1 статье 1 данного закона, военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, может быть такое правовое явление, как ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности, в соответствии и в рамках закона.

Основания для введения этого правового режима указаны в статье 3 настоящего закона:

·вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации (пп. 1 п.2 ст.3);

·бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации (пп. 2 п.2 ст.3);

·нападение вооруженных сил иностранного государства (пп. 4 п.2 ст. 3) .

Таким образом, ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения: не распространяются на основные права граждан (жизнь, здоровье и так далее); носят временный характер действия; применяются только на основании положений Конституции Российской Федерации и соответствующего законодательного акта.

При введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.

Глава 3. Способы правовой защиты от умаления прав

.1 Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина

Процесс развития прав и свобод человека и гражданина, показывает, что расширяя свои личные права, индивиды чаще начинают сталкиваться на границе своих интересов, а так же государственных. Следовательно, возникает острая необходимость в создании институтов, которые будут охранять, восстанавливать и отстаивать нарушенные права, так как основная функция демократического правового государства есть защита и обеспечение прав своих граждан. Выполнение данной функции влечет за собой создание системы защиты прав и свобод, а так же установление законодательно закрепленных процедур этой защиты.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина обеспечивается в рамках процесса создания условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти, так как именно этот государственный орган, призван, в первую очередь, защищать права и свободы человека и гражданина.

Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1 Конституция России). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от пола, расы, национальности, гражданства и так далее. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право любого подать заявление в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Конституционный Суд России выступает как основной инстанцией по защите прав человека и гражданина. В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», данный орган действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, а так же по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле .

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной защитой прав и свобод понимается целенаправленная деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая, действуя самостоятельно, должна координировать свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только словами на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

Таким образом, нарушенное право нужно защищать и восстанавливать всеми способами, которые предоставляет Конституция России и законы.

.2 Уполномоченный по правам человека и гражданина в Российской Федерации

Конституцией России предусмотрен и орган, который занимается исключительно проблемными вопросами, связанными с незаконным ограничением и умалением прав - Уполномоченный по правам человека.

В соответствии с Федеральным конституционным законом, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами .

Каждый субъект России имеет право учреждать должность Уполномоченного. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Деятельность Уполномоченного независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти России, и выполняет свои обязанности исключительно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и непосредственно федеральным конституционным законом, который и регулирует основные положения данной должности.

Введение законного основания ограничения прав и свобод, режима чрезвычайного или военного положения, на всей территории России либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции Уполномоченного по правам человека.

Глава 3 федерального конституционного закона, раскрывает компетенцию Уполномоченного:

) рассмотрение жалоб граждан России и находящихся на территории иностранных граждан и лиц без гражданства;

) рассмотрение жалоб на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;

) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Подводя итог данной главе, следует сказать о том, что при всем многообразии форм защиты прав все же основным способом является именно судебная защита. Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

Заключение

Итак, в данной работе были даны понятие конституционных ограничений прав и свобод человека, рассмотрены признаки и цели ограничений прав и свобод человека, а также основные законные способы ограничений прав и свобод человека. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Ограничение основных прав и свобод человека и гражданина возможны лишь в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законом. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства. Объем прав и свобод не может быть ущемлен без введения чрезвычайного и военного положения в тех случаях, когда они не нарушают принцип правового равенства и когда пользование ими не связано со злоупотреблениями со стороны субъектов этих прав и свобод. Таким образом, ограничение права человека и гражданина - это установленные законодательством пределы реализации человеком его прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых обусловлено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Так же следует сделать вывод о том, что государственная власть всячески способствует развитию системы защиты прав и свобод человека и гражданина, так как именно это есть высшая ценность нашего государства, провозглашенная Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены понятия связанные с выбранной темой, а так же проанализированы нормативно-правовые акты, содержащие важные аспекты данной темы.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993//Собрании законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 10.12.1998.

.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О военном положении"// Российская газета, N 21, 02.02.2002.

.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.

.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" // Российская газета", N 105, 02.06.2001.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации /под общ. ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Изд-во «Эксмо», 2010. -786 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. - М.: Юристъ, 2008. - 352 с.

.Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.: Изд-во "Юристъ", 2004. - 250 с.

.Ниринг С. Свобода: обещание и угроза / под ред. Ф.В. Константинова. - М.: Изд-во Прогресс, 1966. - 190 с.

.Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. 2-е изд. - М.: Изд-во Книжный дом "Либроком", 2012. - 232 с.

Похожие работы на - Ограничение и умаление прав: соотношение понятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!