не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
обязанность по внесению вкладов в уставной капитал общества;
обязанность по внесение вкладов в имущества общества
Первая обязанность - внесение вкладов в уставной капитал общества, - в свою очередь, может включать три вида обязанностей:
.Обязанность по внесению вкладов в уставной капитал общества при его учреждении.
.Обязанность предоставлять обществу по его требованию денежную компенсацию в случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока на который такое имущество было передано в пользование обществу участником в качестве вклада в уставной капитал.
.Обязанность по внесению вкладов в уставной капитал общества при увеличении уставного капитала на основании заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его (их) в общество с ограниченной ответственностью и внесении вкладов.
Вторая обязанность - внесение участниками вкладов в имущество - новая и неоднозначная норма в законодательстве о хозяйственных обществах, определяющая обязанность участников общества с ограниченной ответственностью по внесению вкладов в имущество общества. Согласно (ст.27 Закона) Такая обязанность может быть предусмотрена уставом общества при учреждении общества или путем внесения в устав изменений.
Устав общества с ограниченной ответственностью может предусматривать и иные обязанности, возложенные на участника общества.
Переход доли в связи со смертью участника общества:
Получение свидетельства о праве на наследство доли не может быть поставлено в зависимость от решения участников или участника соответствующего общества. Право наследования установлено законом и не может быть отменено волеизъявлением членов общества. Участники общества не могут своим решением отменить право наследника на законно причитающееся ему наследство. На случай несогласия других участников общества на переход доли действующее законодательство предусматривает возможность замены доли, а также сопутствующих ей прав участника общества, денежной компенсацией либо имуществом аналогичной стоимости (при согласии наследника). Рассказав о данном высказывание, хочется привести пример из судебной практики (Дело N А40-58428/06-19-204, город Москва от 07.05.2007 г.), где с помощью экспертизы, истец отстоял свои права.
Глава 2. Учреждение общества с ограниченной ответственностью
.1 Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью
Исходя из статьи 11 из Закона выделяем порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью:
1. Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
. В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.
. Решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.
. Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.
Если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.
. Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.
Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.
. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.
. Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.
. Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
2.2 Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью
Следует отметить, что для создания общества путем учреждения требуется волеизъявление его учредителей, которые должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. При наличии нескольких учредителей решение о создании общества принимается ими совместно на учредительном собрании. При учреждении общества одним лицом решение принимается единолично.
Решение об учреждении общества должно содержать:
принятые ими решения по вопросам учреждения общества, в том числе заключения учредительного договора;
утверждение устава общества;
утверждение денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества;
результат избрания (назначения) исполнительных органов общества.
Данное решение оформляется протоколом общего собрания учредителей или письменным решением единственного учредителя.
В соответствии с п.1 ст.89 Гражданского кодекса РФ учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (ст.52 Гражданского кодекса РФ). Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является только устав. Аналогичное правило содержится и в п.1 ст.11 Закона.
Из смысла указанных правовых норм следует, что учредительный договор и устав общества с ограниченной ответственностью определяют статус образованного юридического лица и сохраняет действие на весь период его существования. Исключение составляют случаи, когда в обществе остается единственный участник. При этом учредительный договор, являясь многосторонней сделкой гражданско-правового характера, расторгается в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ.
Учреждение общества с участием иностранных инвесторов осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. Ограничения этого порядка могут быть установлены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в общем порядке, определяемым Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества, является прямой иностранной инвестицией.
Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» установлены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями. В соответствии со ст. 18 документа, размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе России устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России.
Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется только с предварительного разрешения Банка России. При этом под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации - резидента.
.3 Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью
Процедура создания общества завершается его государственной регистрацией, которая осуществляется в порядке, предусмотренным Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Именно со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц общество считается созданным и получает статус юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента общество также приобретает возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (общую правоспособность) ст. 49,51 ГК РФ)).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
документ об уплате государственной пошлины.
Глава 3. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью
.1 Понятие и основания ликвидации
ограниченный ответственность государственный ликвидация
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ, конкретизированы в ст. 57 Закона. Согласно п. 1 указанной статьи, общество может быть ликвидировано:
добровольно (по решению его участников, которое должно быть принято единогласно на общем собрании участников общества);
принудительно (по решению суда).
ГК РФ в ст. 61 прямо предусматривает следующие основания добровольной ликвидации юридического лица:
истечение срока, на который создано юридическое лицо;
достижение цели, ради которой оно создавалось.
Данные основания ликвидации изложены в открытом перечне, что предполагает возможность такой добровольной ликвидации и по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением участников, так и указанием закона.
Например, согласно п. 3 ст. 20 Закона, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации.
Следует учитывать, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется, и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст.61 ГК РФ.
Например, на практике имел место случай, когда прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона. Суд установил факт принятия общим собранием общества решения о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Указанно решение отменено апелляционной инстанцией. В соответствии с п.8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц. Решение учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленным законом (ст. 62, 63 ГК РФ). Из материалов дела следовало, что общим собранием участников общества было принято решение о ликвидации общества. Однако ликвидационная комиссия по согласованию с регистрирующим органом не назначена, порядок и срок ликвидации не установлены. Ликвидация фактически не проведена. В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, т.е. наличия оснований для ликвидации общества в принудительном порядке. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск прокурора о принудительной ликвидации общества.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации общества по решению суда могут быть:
допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
другие основания, предусмотренные ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Например, налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов исследуется характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано также в соответствии со ст. 65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно п. 3 ст. 149 ФЗ РФ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Рассмотрение дел о банкротстве относится к подведомственности арбитражного суда.
.2 Порядок ликвидации общества
Нормы ст. 63 ГК РФ регулируют общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации. После принятия общим собранием участников общества решений о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, а также уведомления регистрирующего органа о ликвидации общества по правилам ст. 20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией общества с ограниченной ответственностью.
Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией в средствах массовой информации сообщения о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства.
При этом нужно иметь в виду, что ГК РФ (п. 1 ст. 63) определяет минимальный срок для предъявления требований кредиторами - не менее двух месяцев со дня опубликования объявления (сообщения) о ликвидации. Но при большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и, исходя из иных фактических обстоятельств, ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.
Следующий этап ликвидации заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и внешнего аудитора общества, другие документы общества.
Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации общества, о котором говорилось выше, не заменят собой письменного уведомления каждого кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления каждого кредитора о ликвидации данного общества и сроках для предъявления требований кредиторами. Такими доказательствами могут быть, в частности, копии всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, - почтовых квитанций, выписок из книги регистрации отправлений средствами электронной связи и т.п.
ГК РФ (П.1 СТ. 63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению обществом дебиторской задолженности. Как представляется, идея законодателя в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить создание имущественной массы, достаточной для расчетов с кредиторами и участниками общества. Поэтому ликвидационная комиссия должна в случаях, предусмотренных законодательством, направить дебиторам претензии, а при необходимости - предъявить иски.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность по его составлению возлагается на ликвидационную комиссию.
Необходимо отметить, что действующие законодательство не содержит требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса. Поэтому следует считать достаточным составление данного документа в простой письменной форме. Главное, чтобы промежуточный ликвидационный баланс был утвержден по правилам, установленным законом.
Хороший пример данного определения можно увидеть в судебном деле (Дело № А27-17808/2014, город Кемерово от 20.10.2014 г.), где в промежуточном ликвидационном балансе ликвидатор игнорировал требования кредитора.
Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества и является окончательным.
Пункт 3 ст.20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Такое уведомление осуществляется по форме, утвержденной Правительством РФ.
На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра.
ГК РФ (п. 3 ст. 63) обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности денежных средств обратить в деньги иное имущество (например, товарные запасы, материалы и т.д.) для расчетов с кредиторами. В случае если после продажи имущества общества с публичных торгов средства, достаточные для расчетов с кредиторами, не будут получены, то такое общество может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренным ст. 65 ГК РФ для предприятий-банкротов.
Согласно действующей редакции п. 1 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией лишь после завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества.
Ликвидационный баланс может быть утвержден только общим собранием участников общества.
Законодательство не содержит перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны в ликвидационном балансе. Однако анализ ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица). После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины.
При ликвидации общества в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Названные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Государственная регистрация при ликвидации общества должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Общим для завершения ликвидации всех юридических лиц является правило, установленное в п. 8 ст. 63 ГК РФ. С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права.
Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Заключение
Как уже было отмечено, общество с ограниченной ответственностью является новой организационно-правовой формой ведения предпринимательской деятельности на территории нашего государства. Принцип ограниченной ответственности долгое время отвергался в России как «противный нашим законам». Однако, несмотря на это, на сегодня в Российской Федерации насчитывается более 800 тысяч обществ с ограниченной ответственностью, что составляет более 80% от всех зарегистрированных юридических лиц.
История развития законодательства об обществах с ограниченной ответственностью показывает на необходимость существования такой правовой конструкции как общество с ограниченной ответственностью, с одной стороны. А с другой стороны, исторический процесс разработки и применения данного законодательства на практике показывает на наличие в нем определенных изъянов, которые необходимо устранить.
Следует отметить, что в настоящее время уже существует значительное количество материалов судебной практики, связанных с деятельностью рассматриваемого института. Так, в арбитражных судах РФ рассматривается большое количество дел с участием обществ с ограниченной ответственностью: это споры в сфере налоговых, таможенных и административных правоотношений, об исполнении обязательств, о признании недействительными актов государственных органов или органов местного самоуправления, а также связанные с учреждением, регистрацией и ликвидацией хозяйственных обществ и т.д..
Некоторые нормы, касающиеся уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, требует дальнейшего совершенствования, поскольку их применение на практике создает ряд проблем.
В первую очередь следует отметить тот факт, что установленный ст. 14 Закона минимальный размер уставного капитала (100 МРОТ) является слишком незначительной величиной для того, чтобы гарантировать интересы кредиторов современной коммерческой организации. А если еще учесть то, что к моменту государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при его создании закон требует только 50%-ной оплаты уставного капитала, заявленного в учредительных документах, то можно с уверенностью констатировать, что уставный капитал является фиктивным обеспечением.
Н менее актуальными являются вопросы о том, что может вноситься в качестве вклада в уставный капитал, каков правовой статус нематериальных благ, вносимых в качестве такого вклада, возможна ли оплата уставного капитала в полном размере исключительно нематериальными активами, если невозможна, то каково должно быть соотношение материальных и нематериальных активов в уставном капитале. При внесении в уставный капитал прав на результаты интеллектуальной деятельности возникает целый ряд проблем с оценкой таких вкладов.
Одним из самых сложных вопросов правового регулирования общества с ограниченной ответственностью является вопрос, связанный с выходом одного из его учредителей из состава участников общества. Согласно ст. 26 Закона участники общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом доля участника переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе, а общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Причем действительная стоимость доли выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества с ограниченной ответственностью и размером его уставного капитала. В случае, когда такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Безусловно, данное положение Российского законодательства зачастую нарушает имущественное равновесие организации, вызванное необходимостью расчета со своим участником. Как показывает практики, нередки случаи, когда и без того незначительный уставный капитал становился меньше возможного установленного законодателем минимума, что приводило к ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Значительное количество дел, связанных с выходом участника из общества, рассматривается по заявлению участников, реализующих право на свободный выход из общества, поскольку на практике участникам оказывается довольно сложно получить действительную стоимость своих долей в уставном капитале.
Однако не всегда при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью в неблагоприятной ситуации оказывается только общество. Известны и такие случаи, когда участник не может получить действительную стоимость его доли по данным бухгалтерской отчетности, поскольку последняя не содержит достоверных данных о финансовом состоянии общества.
Показательны и такие примеры из судебной практики, когда остаются без удовлетворения исковые требования о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли в уставном капитале общества, заключенному между его участниками, на другого участника общества, основанные на праве преимущественной покупки. Таким образом, нарушаются положения, предусмотренные законом.
Все выше сказанное свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения и изучения правового положения, сущности данного института по сравнению с другими видами юридических лиц, совершенствования действующего законодательства и об актуальности выбранного объекта исследования.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// «Российская газета», 25.12.1993 г., № 237.
.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (часть 1), от 18.12.2006г. № 230-ФЗ (часть 4) (в ред. от 05.05.2014 г.)// «Российская газета», 08.12.1994 г., № 238-239, «Российская газета», 15.12.2007 г., №282.
.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. №95-ФЗ (в ред. от 02.10.2007 г.)// «Российская газета», 06.10.2007 г., №223.
.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 06.12.2008 г.)// «Парламентская газета», 14.12.2007 г., №178-180.
.Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 18.12.2006 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// «Российская газета», 22.12.2006 г., № 289.
.Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.12.2007г.)// «Российская газета», 05.12.2007 г., № 272.
.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19.06.2002г. №439// Собрание законодательства РФ, 2002 г., №26, ст. 2586.
. Постановление Правительства Российской Федерации «О Едином государственном реестре юридических лиц» от 19.06.2002 г. № 438// «Российская газета», 2002 г., №113.
. Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013)
«О несостоятельности (Банкротстве)»// «Российская газета», 2002 г.,№209-210
. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ (ред. от 04.11.2014)«О банках и банковской деятельности»// «Российская газета», 10.02.2007 г., № 1996.
. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.12.2007г.)// «Российская газета», 05.12.2007 г., № 272.
Литературные источники
.Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор. «Гражданское право России»// Учебник для вузов, «Юстицинформ», 2007 г.
.Г.Д. Лихачев. «Гражданское право. Общая часть»// Курс лекций. ЗАО Юстицинформ, 2008г.
.Е.А. Суханова. «Гражданское право»// Учебник. М.: издательство: «Волтерс Клувер», 2004г.
.О.Н. Садиков. «Гражданское право. Том 1»// Учебник. Юридическая фирма «Контракт»: «ИНФРА-М», 2008г.
.М.Ю. Тихомиров. «Общество с ограниченной ответственностью: Статус, организация управления и контроля»// Изд. «Тихомирова М.Ю.», 2007г., стр. 143.
.О.В. Костькова. «Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»// Система ГАРАНТ, 2009г.
.М.Ю. Тихомиров. «Общество с ограниченной ответственностью: ликвидация»// «Адвокат», 2007г., № 12, стр. 34.
.М.Ю. Тихомиров. «Общество с ограниченной ответственностью: порядок создания, реорганизации и ликвидации»// «Законодательство и экономика, 2007 г., №12, стр. 24.