Современные задачи и перспективы исследований российской Арктики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    399,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные задачи и перспективы исследований российской Арктики














Современные задачи и перспективы исследований российской Арктики

Введение

арктика географический полярный

Арктика - одна из наиболее труднодоступных и малозаселенных частей Земли. Долгое время она не представляла какой-либо практической ценности для населения нашей планеты из-за экстремальных природных условий и невозможности вести какую-либо экономическую деятельность.   Арктика (от греч. arktikys - северный), северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Сев. Америки и почти весь Сев. Ледовитый океан со всеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

Актуальность работы заключается в том, что на фоне резко возросшего внимания к Арктике, произошло ухудшение отношений России и ее западных партнеров. Арктика является местом соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Отдельные районы Арктики издревле использовались для морских промыслов; в целом же этот район привлекал внимание, прежде всего исследователей. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых в Арктике возросли инвестиционные и коммерческие интересы к ней.

Таким образом, морские акватории континентального шельфа Арктики выступают как стратегический резерв мировой энергетической системы и основа национальной безопасности России.

Цель курсовой работы - изучить историю российских полярных исследований, выявить проблемы и перспективы развития Арктики.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

Ознакомиться с историей освоения Арктики;

Рассмотреть научную литературу, архивные документы;

Изучить природу Арктики;

Выявить современное природопользование территории;

Объектом исследования является изучение освоения Арктики.

Предметом исследования является российский вектор изучения Арктики.

Методологическую основу исследования составляет анализ научной литературы и архивных материалов.

Структура и объем работы:

Курсовая работа состоит из введения, 5 раскрытых пунктов, заключения и списка литературы из источников.

Работа выполнена на страницах печатного текста.

1. История российских полярных исследований. Этапы и характеристика

Огромный вклад в изучение Арктики и развитие арктического плавания внесли: Великая Северная Экспедиция под руководством В. Беринга (1733-1745 гг.), первая русская высокоширотная экспедиция под командованием капитана 1-го ранга В. Чичагова (1766-1767 гг.), экспедиции на Новую землю (1821-1824 гг.) и северо-восток Азии (1820-1824 гг.) под руководством Ф. Литке и Ф. Врангеля, русская полярная экспедиция на шхуне «Заря» под руководством Толя (1900-1902 гг.), Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» под командованием полковника И. Сергеева и капитана 2-го ранга Б. Вилькицкого (1910-1915 гг.), экспедиции под руководством Г. Седова, В. Русанова, Г. Брусилова (1911-1914 гг.). Особое место в истории освоения Арктики занимает и первый в мире ледокол «Ермак», созданный в 1899 году по чертежам вице-адмирала С.О. Макарова.

Экспедиция под руководствой Беринга и Чичагова

Экспедицию отряда, которым руководил непосредственно Витус Беринг, нередко называют непосредственно «второй камчатской экспедицией». Перед этим отрядом ставилась задача отыскания пути в Северную Америку и островов в северной части Тихого океана.

К лету 1740 года в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева были построены два пакетбота («Святой Пётр» и «Святой Павел»), предназначенные для отряда.

В сентябре того же года корабли под командованием Витуса Беринга («Святой Пётр») (Приложение 1) и Алексея Чирикова («Святой Павел») (Приложение 2) перешли к берегам Камчатки, потеряв в ходе плавания во время шторма, часть продовольствия. В Авачинской бухте на Камчатке членами отряда был заложен острог, позже выросший в город Петропавловск-Камчатский.

июня 1741 года пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова вышли в плавание к берегам Америки. В самом начале плавания корабли потеряли друг друга в сильном тумане и действовали раздельно. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция зазимовала на небольшом острове, где Беринг умер во время зимовки.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля достиг берегов Америки, кроме того, побывав и на отдельных островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог.

Экспедиция под руководством Толля

В 1900 году началась Русская полярная экспедиция под руководством Эдуарда Васильевича Толля, русского геолога и арктического исследователя. В 1899г. Толль приступил к организации экспедиции, целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» (« Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил.В этом же 1899 году в Норвегии был приобретён трёхмачтовый зверобойный барк «Геральд Харфингер» (норв. Harald Harfager). Это судно рекомендовал Толлю Фритьоф Нансен как подобное знаменитому «Фраму». Барк получает новое имя - «Заря». Заново проконопаченный и отремонтированный, обшитый новым противоледовым поясом барк переводят на верфь Колина Арчера в порт Ларвик. Здесь полностью перестраивают все помещения, которые должны были быть приспособлены для проведения экспедиций в Арктике. Промежуточные межпалубные переборки были заменены новыми, а между фок- и грот-мачтами была возведена палубная надстройка с семью каютами для членов экипажа. Значительной переделке подверглось парусное вооружение, прямые паруса оставили лишь у фок-мачты. В итоге, после реконструкции парусному вооружению судно стало соответствовать типу шхуна-барк или баркентина.

Поскольку Заря отправлялась в рейс под флагом Невского яхт-клуба, она получила статус яхты. После завершения работ в октябре 1899 года «Зарю» осмотрело норвежское бюро «Веритас» и выдало аттестат дальнего плавания на три года.Научный «костяк» полярной экспедиции образовали: начальник экспедиции и геолог барон Эдуард Толль; геодезист, метеоролог и фотограф Фёдор Матисен; гидрограф, гидролог, магнитолог, гидрохимик и картограф Александр Колчак; зоолог и фотограф Алексей Бялыницкий-Бируля; астроном и магнитолог Фридрих Зееберг; врач-бактериолог и зоолог Герман Вальтер.В команду «Зари» вошли: лейтенант флота Николай Коломейцев, боцман Никифор Бегичев, старший машинист Эдуард Огрин, матросы Семён Евстифеев, Сергей Толстов, Алексей Семяшкин (впоследствии заменён Петром Стрижёвым), Иван Малыгин (заменен Степаном Расторгуевым), Василий Железняков, Николай Безбородов, второй машинист Эдуард Ширвинский, старший кочегар Иван Клюг, второй кочегар Гавриил Пузырёв, третий кочегар Трифон Носов, повар Фома Яскевич.

июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге с 20 членами экипажа на борту. 24 июля судно прибыло в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный) и в августе вышло в Карское море. Осенью «Заря» была на 24 дня блокирована льдами в заливе Миддендорфа. Толль назвал этот залив в часть своего учителя, известного ученого и исследователя Таймыра - Александра Федоровича Миддендорфа. Первая зимовка прошла у берегов Таймырского полуострова.В апреле 1901 года в результате разногласий с Толлем лейтенант Коломейцев в сопровождениии Степана Расторгуева покинул судно. За 40 дней двое экспедиционеров прошли около 800 километров к реке Гольчихе (Енисейская губа) и затем благополучно добрались до Петербурга. По пути они открыли впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а в Пясинском заливе - остров Расторгуева (один из Каменных островов). Новым капитаном "Зари" стал Матисен.Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр. 25 августа «Заря» направилась на поиски на Земли Санникова однако уже 9 сентября наткнулась на пояс мощных льдов. Вторая зимовка состоялась в Нерпичьей бухте.В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга) и 5 июля 1902 года Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова.Планировалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Э.Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарках они достигли острова Беннетта.Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьёзные повреждения, делавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси и выбросить на мель.

Экипаж «Зари» на рейсовом судне по Лене прибыл в Якутск и уже в декабре 1902 года был в Петербурге. В 1903 г. поисковая экспедиция под руководством А. Колчака обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Известно, что группа Толля, не дождавшись «Зари», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырех человек поныне не обнаружены.

Витус Ионассен Беринг (дат. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович Беринг; 12 августа 1681, Хорсенс, Дания - 8 (19) декабря 1741, Остров Беринга, Россия) - мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин.

В 1725-1730 и 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. Вархеологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Павел Васильевич Чичагов

Павел Васильевич Чичагов (1767-1849) - русский адмирал, сын Василия Яковлевича Чичагова, морской министр Российской империи с 1802 по 1809 годы (официально по 1811 год)

Известный англофил. В 1812 году сменил Кутузова в качестве командующего Дунайской армией, руководил преследованием Наполеона по территории Белоруссии. После переправы французов через Березину обвинён в неспособности преградить неприятелю путь к отступлению. Остаток жизни провёл на чужбине, фактически в эмиграции.

Именем адмирала названы острова Чичагова - группа из двух островов в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Фёдор Петрович Литке

Граф Фёдор Петрович Литке (17 сентября (28 сентября) 1797, Санкт-Петербург - 8 августа (20 августа)1882, Санкт-Петербург) - русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882.

Двадцать лет (с перерывом на службу в должности командира порта и военного губернатора в Ревеле и Кронштадте) Литке состоял вице-президентом Русского географического общества. Он также принимал деятельное участие в занятиях Николаевской главной обсерватории, одно время управлял её делами.

Велики были заслуги Литке и на посту президента Академии Наук (1864-1882). При нём были расширены средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерваторий в Павловске; увеличено число премий за научные и литературные произведения, улучшено состояние музеев, коллекций и других учёных пособий.

Фердинанд Петрович Врангель

Барон Фердинанд (Фёдор) Петрович Врангель (нем. Ferdinand Friedrich Georg Ludwig von Wrangell ) 29 декабря 1796 (9 января 1797), Псков - 25 мая (6 июня) 1870, Дерпт) - российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, адмирал (1856), управляющий Морским министерством.

Награды Российской Империи:

·              Орден Святого Георгия 4-й степени за 25 лет службы (1837);

·              Орден Святого Станислава 1-й степени (1840);

·              Перстень с алмазами (1841);

·              Знак отличия за XXX лет беспорочной службы (1846);

·              Орден Святой Анны 1-й степени с Императорской Короной (1846);

·              Орден Святого Владимира 2-й степени (1855);

·              Орден Белого Орла (1859).

Барон Эдуард Васильевич Толль (нем. Eduard Gustav von Toll; 2 14 марта 1858, Ревель - 1902, пропал без вести) - русский геолог, арктический исследователь.

В 1899 Толль приступил к организации новой экспедиции, целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил.

июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр.

2. Особенности природы Арктики

.1 Географическое положение

Арктика (греч. ἄρκτος - медведь (греч. arktikos - северный, от arctos - медведь (по созвездию Б. Медведица))) - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км.

.2 Природа островов. Новая земля, земля Франца-Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля

Новая Земля

Новая Земля - архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями; входит в Архангельскую область России в ранге муниципального образования «Новая Земля».

Климат арктический, суровый. Зима продолжительная и холодная, с сильными ветрами (скорость катабатических (стоковых) ветров достигает 40-50 м/с) и метелями, в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной ветров». Морозы достигают −40 °C.

Около половины площади Северного острова занимают ледники. На территории около 20 000 км² -сплошной ледяной покров, простирающийся почти на 400 км в длину и до 70-75 км в ширину. Мощность льда свыше 300 м. В ряде мест лёд спускается в фьорды или обрывается в открытое море, образуя ледяные барьеры и давая начало айсбергам. Общая площадь оледенения Новой Земли 29 767 км², из них около 92 % покровное оледенение и 7,9 % горные ледники. На Южном острове - участки арктической тундры.

Экосистемы Новой Земли принято относить к биомам арктических пустынь (Северный остров) и арктической тундры.

Главная роль в формировании фитоценозов принадлежит мхам и лишайникам. Последние представлены видами кладоний, высота которых не превышает 3-4 см.

Значительную роль играют также арктические травянистые однолетники. Характерными для скудной флоры островов растениями являются стелющиеся виды, такие как ива ползучая, камнеломка супротивнолистная, горный лишайник и другие. Растительность в южной части составляет в большинстве карликовые берёзы, мох и низкая трава, в районах вблизи рек, озёр и заливов растёт множество грибов: грузди, опята и др.

Самое большое озеро - Гусиное. В нём водится пресноводная рыба, в частности арктический голец. Из животных распространены песцы, лемминги, белые куропатки, а также северный олень. Белые медведи приходят в южные районы с наступлением холодов, являясь угрозой местным жителям. Из морских животных встречаются гренландский тюлень, нерпа, морской заяц, моржи, киты.

На островах архипелага можно обнаружить крупнейшие в российском районе Арктики птичьи базары. Здесь селятся кайры, тупики, чайки.

Земля Франца-Иосифа

Земля Франца-Иосифа - архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².

Климат архипелага типично арктический. Средняя годовая температура до −12 °C (остров Рудольфа); средние температуры июля от −1,2 °C в бухте Тихой (остров Гукера) до +1,6 °C (остров Хейса, где расположена самая северная в мире метеорологическая станция - обсерватория имени Кренкеля); средняя температура января около −24 °C (минимальные температуры зимой до −52 °C), ветер достигает 40 м/сек. Осадков выпадает от 200-300 мм до 500-550 мм (в зоне аккумуляции ледниковых куполов) в год.

Ледниками покрыто 87 % территории архипелага. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Ледники, спускающиеся в море, производят большое количество айсбергов. Наиболее интенсивно оледенение наблюдается на юго-востоке и востоке каждого острова и архипелага в целом. Льдообразование происходит лишь на вершинных поверхностях ледниковых куполов. Ледники архипелага интенсивно сокращаются, и если наблюдающийся темп деградации сохранится, то оледенение Земли Франца-Иосифа через 300 лет может исчезнуть.

В растительном покрове господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива. Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец. В водах, омывающих острова, водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха. Наиболее многочисленны (26 видов) птицы: люрики, чистики, кайры, обыкновенная моевка, белая чайка, бургомистр и др., образующие летом так называемые птичьи базары. На островах Земля Александры и остров Рудольфа работают полярные станции. На острове Хейса расположена геофизическая обсерватория имени Э. Т. Кренкеля (с 1957 года).

Северная земля

Северная Земля (до 1926 года - Земля Императора Николая II) - российский архипелаг в Северном Ледовитом океане. Административно входит в состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края.

Площадь архипелага около 37 тыс. км². Необитаем.

На Северной Земле находится самая северная островная точка Азии - мыс Арктический на острове Комсомолец.

Климат островов морской, арктический. Средняя многолетняя температура −14 °C. Минимальная температура зимой достигает −47 °C, частый сильный штормовой ветер до 40 м/сек. Летом наивысшая температура поднимается до +6,2 °C; средняя температура января от −28 до −30 °C, июля от 0 до 2 °C. За год выпадает от 200 до 500 мм осадков, преимущественно летом; максимум их достигает в августе, причём большая часть осадков выпадает на северо-западе Северной Земли. На глубине 15 см находится многолетняя мерзлота.

Во время длительной полярной ночи происходит большая потеря тепла через эффективное излучение. Поэтому температуры подстилающей поверхности в это время (с октября по март включительно) очень низкие; так, средняя температура поверхности в январе - марте от −31,2 °C до −31,8 °C. Процесс выхолаживания приземного арктического воздуха наиболее интенсивно происходит над островами.

Даже свободные ото льда участки островов архипелага небогаты растительностью. На острове Большевик территория, занятая арктической тундрой, не превышает 10 % от общей площади, и, чем дальше на север, тем меньше становится этот показатель; так, на острове Октябрьской Революции тундрой занято лишь 5 %, а на острове Комсомолец растительности нет вообще. Из растений в основном мхи и лишайники, из цветковых - лисохвост, мак полярный, камнеломка, крупка.

Более богат животный мир островов. Из птиц встречается полярная сова, кулики, пуночка, белая чайка, розовая чайка, поморник, глупыш, бургомистр, моевка, морянка и крачка, реже гага, гагара, белая куропатка[9], серебристая чайка и вилохвостая чайка. Из млекопитающих - белый медведь, заходящие с материка дикие северные олени, песцы, волки, лемминги и другие мелкие грызуны. В прибрежных водах обитают нерпы, гренландские тюлени, белуха, моржи (в том числе эндемик моря Лаптева - лаптевский морж (Odobenus rosmarus laptevi)) и лахтак

Новосибирские острова

Новосибирские острова (якут. Саҥа Сибиир арыылара) - принадлежащий России архипелаг в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем, административно относится к Якутии (Булунский улус). Площадь 38,4 тыс. км². Новосибирские острова входят в состав охранной зоны Государственного природного заповедника «Усть-Ленский».

Состоит из 3 групп островов: Ляховские острова, острова Анжу и острова Де-Лонга.

В геологическом отношении на архипелаге преобладают многолетнемёрзлые породы и подземные льды. Коренные породы, которые скрыты под рыхлыми четвертичными отложениями и мощными отложениями ископаемого льда - это известняк, сланец с интрузиями гранитов и гранодиоритов. В береговых обрывах из песчано-глинистого грунта, покрывающего ископаемый лёд, оттаивают остатки ископаемых растений и животных (мамонтов, носорогов, диких лошадей и др.), свидетельствующие о том, что много тысячелетий назад климат в этом районе был более мягкий. Максимальная высота - 426 м (остров Беннетта). На островах господствует арктический климат. Зима устойчивая, с ноября по апрель оттепелей нет. Снежный покров держится 9 месяцев. Преобладающие температуры января от −28 °C до −31 °C. В июле на побережье температура обычно до 3 °C, в центральной части - на несколько градусов теплее, заморозки возможны в течение всего тёплого периода, но резких колебаний температуры не бывает вследствие близости моря. Годовое количество осадков невелико (77 мм). Наибольшее количество осадков выпадает в августе (18 мм). Наиболее крупная река Балыктах.

Поверхность островов покрыта арктической тундровой растительностью (мхи, лишайники), из цветковых: полярный мак, лютики, крупки, камнеломки, ложечная трава). Из животных постоянно обитают: северный олень, песец, лемминг, белый медведь. Из птиц - полярная сова, белая куропатка. Обилие водоёмов сюда привлекает в летнее время: уток, гусей, куликов. В прибрежных районах обитают чайки, гагары, чистики, кайры. На архипелаге раньше вели промысел песца.

На острове Котельный с 1933 действует полярная станция.

Остров Врангеля

Остров Врангеля (чук. Умкилир - «остров белых медведей») - российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.

Входит в состав одноименного заповедника. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО (2004 год).

Климат суровый. Большую часть года над районом перемещаются массы холодного арктического воздуха с низким содержанием влаги и пыли. Летом с юго-востока доходит более тёплый и влажный воздух с Тихого океана. Периодически приходят сухие и сильно нагретые воздушные массы из Сибири.

Зимы продолжительны, характеризуются устойчивой морозной погодой, сильными северными ветрами. Средняя температура января −22,3 °C, особенно холодные месяцы - февраль и март. В этот период температура на протяжении недель держится ниже −30 °C, частые метели при скорости ветра до 40 м/с и выше.

Лето холодное, случаются заморозки и снегопады, средняя температура июля колеблется от +2.5 °C до +3 °C. В центре острова, отгороженном от моря горами, в связи с лучшим прогреванием воздуха и фёнами, лето теплее и суше.

Растительность острова Врангеля отличается богатым древним видовым составом. Количество видов сосудистых растений превышает 310 (к примеру, на значительно более крупных Новосибирских островах таких видов всего 135, на островах Северной Земли около 65, на Земле Франца-Иосифа менее 50). Флора острова богата реликтами и относительно бедна распространёнными в других приполярных областях растениями, которых здесь по различным оценкам не более 35-40 %.

Около 3 % растений субэндемичные (бескильница, мак Городкова, остролодочник врангелевский) и эндемичные (мятлик врангелевский, мак Ушакова, лапчатка врангелевская, мак лапландский). Помимо них на острове Врангеля произрастают ещё 114 видов редких и очень редких растений.

Фауна острова в целом небогата видами, что связано с суровыми климатическими условиями. Самые многочисленные пернатые - входящие в число редких животных белые гуси. Они образуют одну основную колонию в долине реки Тундровой в центре острова Врангеля и несколько мелких колоний. Многочисленны и воробьиные, представленные пуночками и лапландскими подорожниками. Для гнездования и линьки в заповедник прилетают чёрные казарки. Также в числе обитателей заповедника гаги, исландские песочники, тулесы, бургомистры, вилохвостые чайки, длиннохвостые поморники, белые совы. Реже в заповеднике встречаются кулики-чернозобики, дутыши, полярные крачки, средние поморники, краснозобые гагары, вороны, чечётки.

На территории острова самое крупное в России лежбище моржей. В прибрежных водах обитают тюлени.

3. Современное природопользование

.1 Начало добычи нефти

Арктический шельф Российской Федерации может стать настоящим золотым дном. В последние несколько лет страна активизировала усилия по освоению обширных запасов углеводородных ресурсов на своём континентальном шельфе в рамках государственных инициатив, направленных на стимулирование добычи нефти и газа на шельфовых месторождениях. Площадь шельфа и континентального склона РФ составляет 6,2 млн. кв. км, причём значительная часть указанной территории приходится на арктический регион. Эта цифра может оказаться ещё больше, поскольку сейчас Россия работает над подготовкой заявки о расширении границ своего континентального шельфа в Арктике. В случае положительного решения его площадь увеличится ещё на 1,2 млн. кв. км. Ожидается, что заявка будет подготовлена к концу 2013 г.

Кроме того, правительство Российской Федерации завершает работу над программой разведки арктического континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов на период с 2012 по 2030 г. Активизация геологоразведочных работ является одним из основных приоритетов, заявленных в рамках программы, и главную роль в достижении поставленных целей должны сыграть инвестиции частных российских нефтегазовых компаний.

На российском шельфе открыто 20 крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, запасы 10 из которых являются доказанными. Крупнейшими осадочными бассейнами в Арктике являются Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский и Чукотский. Наиболее значительная часть ресурсов российской Арктики (около 94% общего объёма) сосредоточена в её западной части, а неразведанные запасы её восточной части (вдоль континентального склона и в глубоководном арктическом бассейне) в основном относятся к категории предполагаемых или условных.

"Газпром" начал добычу нефти на Приразломном месторождении в Печорском море. Это первый в истории России проект по освоению ресурсов шельфа Арктики, начало масштабной работы "Газпрома" по созданию в регионе крупного центра добычи углеводородов.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн. тонн, проектный уровень добычи - около 6 млн. тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения ожидается в I квартале 2014 года, всего за год планируется добыть не менее 300 тыс. тонн нефти.

Выполнение всех технологических операций на месторождении - бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции - обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная". Таким образом, впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе будет вестись со стационарной платформы.

"Приразломная" - уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу "Газпрома". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. При ее строительстве были использованы материалы из специальных сплавов, устойчивых к коррозии, низкой температуре, высокой влажности и агрессивной морской среде. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего веса (506 тыс. тонн с учетом каменной бермы, искусственно созданной для защиты от подмыва). От волновых и ледовых воздействий платформу защищает высокопрочный дефлектор.

"Газпром" - форпост России в Арктике. В прошлом году мы покорили Ямал, создав на суше в арктических широтах не имеющий аналогов в мире новый центр газодобычи. А сегодня - стали пионерами освоения российского шельфа Арктики. Нет сомнений, "Газпром" продолжит покорение Арктики"

.2 Военные базы

В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. Основное место базирования Северного флота ВМФ России - ЗАТО Североморск Мурманской области. В 2013 году Россия начала воссоздание военной базы на Новосибирских островах (Котельный). В частности, речь идет о воссоздании аэродрома Темп. Также планируется создание семи северных аэродромов, расположенных в городах Тикси (Якутия), Нарьян-Мар, Алыкель (Таймыр), Амдерма, Анадырь (Чукотка), а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское (Земля Франца-Иосифа)

Ядерный полигон на Новой земле.

17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе. Полигон включает в себя три площадки:

·              Чёрная Губа - использовалась, в основном, в 1955-1962 годах.

·              Маточкин Шар - подземные испытания в 1964-1990 годах.

·              Д-II СИПНЗ на полуострове Сухой Нос - наземные испытания в 1957-1962 годах.

В августе 1963 года СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах: атмосфере, космосе и под водой. Были приняты ограничения и по мощности зарядов. Подземные же взрывы проводились до 1990 года. В 1990-е годы в связи с окончанием холодной войны испытания резко сошли на нет, и в настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар). Однако накануне 50-летия создания полигона на Новой Земле руководитель российского Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев заявил, что Россия намерена и впредь развивать полигон и поддерживать его в рабочем состоянии. При этом Россия не собирается проводить на архипелаге ядерные испытания, но намерена осуществлять неядерные эксперименты для обеспечения надёжности, боеспособности и безопасности хранения своих ядерных боеприпасов.

Северный флот

Северный флот (СФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России, самый «молодой» из всех военных флотов России. Образован 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия.11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот.

Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.

Основное место его базирования - ЗАТО Североморск. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. На флоте базируется единственные в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и полк палубной авиации, а также на сегодняшний день единственные в мире надводные крейсера с атомной энергетической установкой.

Военная база на Новосибирских островах.

С 2012 года на Новосибирских островах проводятся военные учения Российских вооруженных сил (остров Котельный). В 2013 году на острова были доставлены военная техника и имущество. В сентябре 2014 было официально объявлено об организации постоянной военной базы в Арктике.

Темп - первоначально полярная станция, а ныне аэропорт на западной оконечности острова Котельный (Новосибирские острова) в бухте Стахановцев. Основан в 1949 году. В 1950-e южнее Темпа располагалась промыслово-охотничья станция Киенр-Ураса, в составе которой имелось 5 строений. В 1960-е возле станции установили радиолокатор ПВО, который обслуживала рота солдат. В 1970-е станция использовалась как сейсмологическая станция. В послевоенные годы связь с большой землей (пункт Тикси) поддерживали самолеты Ли-2. Станция состояла из двух бревенчатых бараков, гаража и палаток. В 1993 году станция была законсервирована (заброшена). В начале XXI века в условиях обострения международной конкуренции за арктические ресурсы правительство России приняло решение о восстановлении станции.

С 29 октября 2013 года станция превратилась в стратегический пункт российского присутствия в Арктике, способный принимать самолеты класса Ан-72. Взлетно-посадочная полоса аэродрома расположена на галечной косе, отделяющей залив Стахановцев от лагуны. Обслуживают базу около 50 военнослужащих.

.3 Дрейфующие метеостанции

Россия - первая страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Впервые такой дешёвый и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года.

В сентябре 2005 года на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34».

Данные, получаемые во время экспедиций, расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

июля из Мурманска стартовала полярная экспедиция «Арктика-2007». Её руководителем стал депутат Госдумы РФ, специальный представитель президента России по вопросам международного полярного года, Герой Советского Союза и известный полярник Артур Чилингаров. Перед участниками экспедиции ставилась задача детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также провести ряд уникальных научных исследований.

Путь к Северному полюсу проложили флагман российского научного полярного флота «Академик Фёдоров» и атомный ледокол «Россия». 2 августа в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс. м на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата «Мир-1» был установлен флаг Российской Федерации, сделанный для долговечности из титанового сплава.

Дрейфующая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1», «СП», «СП-1») - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.

Официальное открытие «СП» состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса). Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 годаза 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

На спасение четвёрки были направлены пароход «Мурманец», а затем и «Мурман» с «Таймыром». Последние два и сняли папанинцев с льдины.

«… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Вскоре полярники пересели на ледокол «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград. Первым, кто услышал сигнал бедствия, посланный с треснутой льдины, была молодая радистка Павла Георгиевна Сухина (1913-1982), о чём была сделана запись в её трудовой книжке и выплачена премия.

3.4 Стационарные метеостанции. ООПТ на островах. Северный морской путь в морях Северного-Ледовитого океана. Военные части

Стационарные метеостанции

Особо охраняемые природные территории на островах российской Арктики.

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Госдумой РФ 15 февраля 1995 г.

В настоящее время в АЗРФ и на сопредельных территориях сформирована федеральная сеть из 14 государственных заповедников, национального парка «Русская Арктика» и федерального заказника «Земля Франца-Иосифа». Они отнесены к ООПТ 1-й категории по классификации Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Их площадь составляет более 15 млн. га из 30 млн. га общей площади северных, арктических и приарктических ООПТ.

Сеть организованных и планируемых ООПТ охватывает ключевые ландшафты Севера. Плотность ООПТ в разных регионах весьма различна. Так, на Кольском полуострове их 6. В восточно-европейском, западно- и среднесибирском секторах создано или организуется 12 заповедных территорий. На арктической территории Восточной Сибири - всего 4 действующих, а также несколько планируемых ООПТ.

Охраняемые морские акватории имеются в составе ряда заповедников (Большой Арктический, Кандалакшский, Командорский, Корякский, Кроноцкий, Ненецкий, Остров Врангеля), национального парка «Русская Арктика» и заказников («Земля Франца-Иосифа», «Ненецкий», «Североземельский»), занимая в общей сложности около 10 млн. га, что составляет около 2% от площади континентального шельфа. При этом в заповедниках "Остров Врангеля" и "Командорский" акватория занимает большую площадь, чем площадь суши.

Заповедник "Большой Арктический" создан 11 мая 1993 года постановлением правительства России на территории Диксонского административного района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в целях сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Его общая площадь - 4169222 гектара, это крупнейший заповедник России и всей Евразии. Он охватывает пространство протяженностью в 1000 км с запада на восток и 500 км - с севера на юг. Его берега омывают два моря Северного ледовитого океана: Карское море и море Лаптевых.

Государственный природный заказник федерального подчинения "Земля Франца-Иосифа" создан 23 апреля 1994 года Распоряжением Правительства РФ в рамках формирования единой системы ООПТ Арктики. Заказник занимает весь архипелаг Земля Франца-Иосифа и прилегающую акваторию Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Заказник предназначен для сохранения ландшафтов высокоарктических островов, в частности, мест размножения белого медведя, морских млекопитающих, массового гнездования птиц - птичьих базаров.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «РУССКАЯ АРКТИКА»

Месторасположение: Россия, Архангельская область, часть архипелага Новая Земля и архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Площадь: 1,5 млн. гектаров

Специализация: сохранение и изучение редких видов животных и природных объектов и комплексов.

Дата основания: 15 июня 2009 года

«Русская Арктика» - это один из самых молодых национальных парков в России. Под его управлением находится образованный 23 апреля 1994 году государственный природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа», площадь которого превышает 7 миллионов гектаров, из которых 80% - морская акватория.

Национальный парк ведёт активную природоохранную деятельность - это и ликвидация накопленного экологического ущерба в Арктике и сохранение таких редких видов животных, как белый медведь. Все эти проекты с 2010 года поддерживает Русское географическое общество.

Так, в апреле 2013 года при грантовой поддержке Русского географического общества учёные начали программу «Исследование роли заказника «Земля Франца-Иосифа» в сохранении популяций редких видов морских млекопитающих и белого медведя». До сентября сотрудники национального парка «Русская Арктика» изучали острова архипелага Земля Франца-Иосифа, которые являются своего рода «последним убежищем» для животных, вытесняемых отовсюду цивилизацией̆ и подвергающихся воздействию изменения климата.

Заказник «Земля Франца-Иосифа»

Дата создания

Государственный природный заказник федерального подчинения "Земля Франца-Иосифа" создан 23 апреля 1994 года Распоряжением Правительства РФ № 571-р. Заказник создан в рамках формирования единой системы ООПТ Арктики.

Географическое положение

Заказник занимает весь архипелаг Земля Франца-Иосифа и прилегающую акваторию Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Административно архипелаг относится к Ненецкому АО.

Цель создания, основные объекты охраны

Заказник создан в целях сохранения ландшафтов высокоарктических островов, в частности, мест размножения белого медведя, морских млекопитающих, мест массового гнездования птиц - птичьих базаров. Он создан в рамках единой системы ООПТ Арктики. Отдельно надо отметить обилие памятников истории исследования Арктики, связаных с именами Ф. Нансена, Г. Седова и многих других исследователей.

Площадь

,2 млн. га согласно Распоряжению Правительства № 571-р от 23.04.1994 г., из них сухопутной территории 1,6 млн. га. 85 % суши занято ледниковыми куполами.

Положение в структуре регионального землепользования

За исключением небольших участков, занятых погранзаставами и полярными станциями, территория относится к землям госземзапаса.

Подчинение

Заказник находится в подчинении Главного управления природных ресурсов по Архангельской области.

Научная деятельность и туризм

Архипелаг ежегодно посещается круизами на ледоколах. Научные исследования, в том числе историко-археологические, проводятся Институтом Природного и Культурного наследия. Ведутся постоянные наблюдения на ряде полярных станций ("Бухта Тихая", "Остров Хейса").

Северный морской путь в морях Северного Ледовитого океана

Северный морской путь, Северный морской коридор - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Административно Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём - только 5770 морских миль.

Организационно Северный морской путь делится на:

·              Западный сектор Арктики - от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Мурманского морского пароходства.

·              Восточный сектор Арктики - от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

4. Научные исследования в Российской Арктике в рамках международного полярного года 2007-2008

В 2007 году исполнилось 125-летие Первого международного полярного года (1882-1883), 75 лет со дня проведения Второго полярного года (1932-1933) и 50-летие с Международного Геофизического года (1957-1958). Это - эпохальные проекты, во время которых исследователями всего мира проведено огромное количество серийных и уникальных скоординированных исследований полярных стран. Однако с тех пор достаточно много воды утекло (и льда растаяло)… Настало время вновь объединить усилия. Итак, по инициативе России, международным сообществом принято провести новый МПГ, первый в XXI веке. МПГ 2007-2008 - это международная программа координированных, междисциплинарных научных исследований и наблюдений в полярных регионах Земли.

Помимо научных целей ставились задачи привлечь и развить следующие поколения полярных ученых, инженеров и специалистов по логистике; возбудить, привлечь интерес школьников, студентов, общественности, а также людей, принимающих решения по развитию полярных территорий.

Официальный период МПГ - с 1 марта 2007 по 1 марта 2009 года. Это даёт возможность провести наблюдения во все сезоны и отработать два летних полевых сезона в каждом полярном регионе. Географический охват - примерно от 60 градусов по широте к полюсам, как Северному, так и Южному.

Уже в январе 2006 года в Северном Ледовитом океане была начата реализация комплексного европейского проекта - “Развитие возможностей моделирования и средств наблюдения для долговременного изучения окружающей среды Арктики”. Проект выполняется в рамках 6-й рамочной программы Европейской комиссии “Глобальные изменения и экосистемы”. Продолжительность проекта 4 года (2005-2009), а его финансирование по линии Европейского Сообщества (ЕС) составляет около 17 млн евро. DAMOCLES - основной вклад ЕС в Международный полярный год (2007-2008). В рамках проекта свои исследовательские усилия и национальные ресурсы объединили более чем 100 экспертов в области изучения Северного Ледовитого океана из 45 организаций 11 стран ЕС и России. Проект предусматривает координацию своих исследований с другими крупномасштабными арктическими проектами, осуществляемыми или планируемыми к реализации в Северной Америке (США, Канада) и Азии (Япония, Китай и Корея). От России в проекте DAMOCLES участвуют государственный научный центр “Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт”, Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии наук (ИОРАН) и несколько других организаций.

При реализации проекта в Северном Ледовитом океане была развернута долговременная система комплексных измерений и прогноза состояния океана, призванная оценить и предсказать риски и последствия, связанные с такими возможными экстремальными климатическими явлениями, как, например, исчезновение морских дрейфующих льдов в Центральном Арктическом бассейне летом. Наблюдения последних лет показывают уменьшение распространения дрейфующих морских льдов Северного Ледовитого океана и уменьшение их средней толщины. Все современные климатические модели предсказывают исчезновение многолетнего морского льда в Центральном Арктическом бассейне в течение нескольких следующих десятилетий или даже ранее. Если признать эти предсказания обоснованными, то остается неясным, тем не менее, когда именно это исчезновение произойдет и какие региональные и глобальные последствия это будет иметь для климата Земли. Группа полярной океанологии ИОРАН взялась в рамках DAMOCLESa провести ряд исследований на основе имеющейся коллекции исторических океанографических данных, а также подготовить и установить на дрейфующем льду Арктики две из 18 запланированных автономных измерительных платформ. Эти платформы будут снабжены комплексом датчиков для измерения параметров приледной атмосферы и океана, а также системами спутниковой связи и навигации.

Цели и намерения

Группой планирования были выработаны следующие цели МПГ:

·              определение современного состояния окружающей среды в полярных регионах, оценка изменений;

·              определение состояния народонаселения в полярных регионах в прошлом, прогноз будущих изменений;

·              улучшение связей полярных регионов с остальной частью планеты, в частности улучшение понимания подобных связей и взаимодействий;

·              изучение культурных, исторических и социальных процессов, влияющих на устойчивость жизни малых северных народов;

·              проведение современных научных исследований;

·              создание в полярных регионах обсерваторий по изучению процессов, происходящих внутри Земли, на Солнце и в космосе.

Объединённый комитет занимался отбором заявлений о намерениях участвовать в МПГ, которые содержали предложения научных исследований в рамках заявленных целей. Объединённый комитет состоял из 19 экспертов: по одному от международных организаций (ВМО, МСНС, Межправительственной океанографической комиссии, Международного арктического научного комитета и Научного комитета по антарктическим исследованиям) и 14 ведущих специалистов в области. Из более тысячи предложений объединённый комитет одобрил 218 кластерных, или основных, проектов (166 научных и 52 образовательных), которые были объявлены в апреле 2006 года. Проекты охватывают наблюдения атмосферы, океана, литосферы, криосферы, биосферы, то есть все оболочки Земли, а также околоземное космическое пространство.

Арктические исследования в настоящее время приобретают большое геополитическое значение

5. Перспективы изучения Российской Арктики

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути (СМП), который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию.

Россия имеет максимальную протяжённость границ в Арктике почти половину арктического побережья. Общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Для сравнения, объем всей мировой экономики в 2012 г. составил около 70 триллионов долларов. В регионе производится продукция, обеспечивающая около 11 % национального дохода России (при доле проживающего здесь населения в 1 %) и до 22 % объёма общероссийского экспорта.

Все это создает условия, при которых нашей стране самой судьбой предоставлена возможность играть ведущую роль в освоении арктического региона. И здесь значение СМП трудно переоценить. Ведь именно он является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике.

Оценивая перспективы развития СМП, необходимо принимать во внимание несколько обстоятельств.

Во-первых, по оценкам специалистов в области транспорта, в предстоящем десятилетии ожидается стремительный рост объёмов евроазиатских перевозок. Как известно, рост объёмов производства на 1% влечет за собой рост объёмов транспортной составляющей на 1,5%.

Во-вторых, в связи со стремительным экономическим развитием Азиатско-Тихоокеанского региона СМП может принести немалые доходы в бюджет Российской Федерации. Северный морской путь позволяет осуществлять транспортировку в 1,5 раза быстрее, чем традиционный маршрут через перегруженный Суэцкий канал. Маршрут через Северный морской путь, по сравнению с трассой через Суэцкий канал, короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток, и, кроме того, экономит огромное количество топлива - около 800 т на среднестатистическое судно.

В-третьих, особую актуальность идея реанимировать транспортное сообщение по Северному морскому пути приобретает в свете роста остроты проблемы пиратства в Аденском заливе. Резкий рост рисков при транспортировке груза по Южному морскому пути, а также гигантские издержки, которые терпят судовладельцы и государства, вынужденные содержать эскадры военных кораблей в неспокойных регионах, создают неплохой потенциал для перехода части транспортников на другие маршруты.

Заключение

Я считаю, что перспективы развития Арктики оптимистичны, поскольку есть определенные изменения климата. За последние 10-15 лет мы видим большой тренд в потеплении. Он более ярко выражен в Арктическом регионе. Мы знаем, что практически каждый год освобождается ото льдов Северный морской путь. Сейчас происходит развитие Северного морского пути, его восстановление. В советское время по Севморпути перевозилось очень много грузов. Сейчас мы начинаем вновь осваивать эти транспортные коммуникации, а, значит, будет развиваться и Север.

Кроме того, в арктической зоне сосредоточены огромные залежи полезных ископаемых, включая углеводороды. На севере живут очень умные, толковые люди, здесь находятся центры научно-технического развития, к которым относится и Северный (Арктический) федеральный университет и многие другие вузы. Здесь грамотное руководство. В этом смысле я с оптимизмом отношусь к развитию северных территорий нашей страны.

Литература


1.Арктические дрейфующие станции. Исследования океана/ Отв. ред., М. Сузюмов и др. Вопросы географии. Сб. 101 филиала Географ, общ-ва СССР. М.: Мысль. 1976.

.Каневский 3- М. Льды и судьбы. 2-е изд. М.: Знание, 1980. Каневский 3. М. Вся жизнь-экспедиция.(О Р. Л. Самойловиче). M.Мысль. 1982

3.Мильков Ф.Н. «Природные зоны России» 2012

.Попов В.А. Перспективы развития портов Арктики и Северного морского пути // Наука и транспорт. - 2013. - № 5. - С. 14 - 15

5.Романов И. П. «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах. Л.1 Знание, 1980

6.Рукша В.В., Смирнов А.А., Головинский С.А. Проблемы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика - № 1. - 2013. - С. 81 - 82.

.Сузюмов Е. М. Четверо отважных. .Покорение Северного полюса. М.: Просвещение, 1981.

.Попов В.А. Перспективы развития портов Арктики и Северного морского пути // Наука и транспорт. - 2013. - № 5. - С. 14 - 15

.Paulsen Итоги МПГ 2007/08 и перспективы российских полярных исследований 2013.

10. Журнал «Экология и жизнь». Статья А.А. Мочалова, В.П. Пархоменко, А.М. Тарко

Приложения

Корабль «Святой Пётр»

Корабль «Святой Павел»

Арктическая зона российской федерации

Стационарные метеостанции

№ пп

Название станции

Местонахождение

Год организации

Широта град, мин

Долгота град, мин

1.

Баренцбург

Айсфиорд, Шпицберген

1932

78°04'

14°13'В

2.

Пирамида

Айсфиорд, Шпицберген

1950

78 11

15 08

3.

Виктория, остров

Баренцево море

1959



4.

Нагурская

Земля Александры, Земля Франца-Иосифа

1952

80 46

46 39

5.

Хейса, остров

Земля Франца-Иосифа




6.

Малые Кармакулы

Новая Земля

1877

72 23

52 44

7.

Меньшикова, мыс

Новая Земля

1953

70 42

57 36

8.

Рудольфа, остров

Земля Франца-Иосифа

1932

81 44

58 00

9.

Болванский Нос, мыс

о. Вайгач

1914

70 27

59 04

10.

Хабарове

пролив Югорский Шар

1939

69 39

60 25

11.

Югорский шар

Карское море

1913

69 49

60 45

12.

Амдерма

Карское море

1933

69 46

61 41

13.

Русская гавань, бухта

Новая Земля

1932

76 14

62 39

14.

Усть-Кара

Карское море

1933

69 15

64 31

15.

Марре-Сале

п-ов Ямал

1914

69 43

66 49

16.

Тамбей

п-ов Ямал




17.

Харасавэй

п-ов Ямал

1953

71 06

65 45

18.

Желания, мыс

Новая Земля

1931

76 57

68 35

19.

Белый, остров

Карское море

1933

73 20

70 02

20.

Дровяной, мыс

Обская губа

1932

72 39

72 58

21.

Каменный, мыс

Обская губа

1950

68 28

73 36

22.

Вилькицкого, остров

Карское море

1954

73 31

75 46

23.

Обская губа

1950

70 22

74 08

24.

Визе, остров

Карское море

1945

79 30

76 59

25.

Гыда-ямо

Гыданский залив

1931

70 55

78 31

26.

Лескино, мыс

Енисейский залив

1934

72 21

79 33

27.

Ушакова, остров

Карское море

1954

80 48

79 15

28.

Диксон, остров

Карское море

1915

73 30

80 24

29.

Уединения, остров

Карское море

1934

77 30

82 14

30.

Сопочная Карга

Енисейский залив

1939

71 53

82 41

31.

Известий, острова

Карское море

1953

75 55

83 00

32.

Караул

р. Енисей

1946

70 04

83 13

33.

Усть-Енисейский Порт

р. Енисей

1920

69 39

84 24

34.

Дудинка

р. Енисей

1906

69 24

86 10

35.

Игарка

р. Енисей

1929

67 28

86 34

36.

Стерлегова, мыс

Карское море, берег Харитона Лаптева

1934

75 25

88 54

37.

Исаченко, остров

Карское море, о-ва Сергея Кирова

1953

77 13

89 15

38.

Тарея

р. Пясина

1952

73 13

88 47

39.

Кресты Таймырские

р. Пясина

1939

70 52

89 53

40.

Голомянный, остров

Карское море, о-ва Седова

1930

79 33

90 25

41.

Песчаный, мыс

Северная Земля

1941



42.

Правды, остров

архипелаг Норденшельда

1940

76 16

94 46

43.

Волочанка

р. Хета

1932

70 58

94 30

44.

Русский, остров

архипелаг Норденшельда

1935

77 10

96 25

45.

Тыртова, остров

архипелаг Норденшельда

1940

76 35

97 31

46.

Краснофлотские, острова

Карское море

1953

78 34

98 41

47.

Таймыр, озеро

п-ов Таймыр

1943

74 37

101 25

48

Хатанга, река

Хатангский залив

1932

71 59

102 28

49.

Солнечная, бухта

пролив Вилькицкого, о. Большевик

1951

77 48

104 15

50.

Челюскина, мыс

пролив Вилькицкого, п-ов Таймыр

1932

77 43

104 17

51.

Малый Таймыр, остров

море Лаптевых

1943

78 05

106 49

52.

Косистый, мыс

Хатангский залив

1939

73 40

109 44

53.

Андрея, остров

море Лаптевых

1942

76 49

111 10

54.

Прончищевой, бухта

море Лаптевых

1935

75 34

113 25

55.

Преображения, остров

море Лаптевых

1934

74 39

112 47

56.

Оленек

Оленекский залив

1938

72 59

119 49

57.

Таймылыр

р. Оленек

1946

72 36

121 55

58.

Дунай, остров

море Лаптевых

1953

73 55

124 30

59.

Столб, остров

дельта реки Лены

1953

72 24

126 48

60.

Тикси, бухта

губа Буор-Хая

1932

71 35

128 55

61.

Тикси, аэропорт

губа Буор-Хая

1955

71 39

128 52

62.

Мостах, остров

губа Буор-Хая

1936

71 33

131 02

63.

Юэдей

р. Яна

1955

71 31

136 25

64.

Усть-Янск

р. Яна

1942

70 54

136 20

65.

Темп, бухта

о. Котельный

1949

75 48

137 33

66.

Котельный, остров

Новосибирские острова, мыс Анисий

1933

76 00

137 54

67.

Санникова, пролив

о. Котельный, мыс Медвежий

1942

74 40

138 55

68.

Кигилях, мыс

море Лаптевых, о. Большой Ляховский

1934

73 21

139 52

69.

Святой Нос, мыс

пролив Дм. Лаптева

1952

72 48

140 46

70.

Земля Бунге

Новосибирские острова

1953

74 49

142 36

71.

Шалаурова, мыс

Восточно-Сибирское море, о. Большой Ляховский

1928

73 11

143 14

72.

Чокурдах

р. Индигирка

1940

70 37

147 53

73.

Жохова, остров

о-ва Де-Лонга

1955

76 06

153 55

74.

Алазея

р. Алазея

1945

70 40

154 00

75.

Колымская

р. Колыма

1940

68 48

161 17

76.

Амбарчик, бухта

Восточно-Сибирское море

1935

69 34

162 18

77.

Черский,

р. Колыма




78.

Четырехстолбовой, остров

Восточно-Сибирское море, о-ва Медвежьи

1933

70 38

162 24

79.

Раучуа

Восточно-Сибирское море

1940

69 30

166 35

80.

Айон, остров

Восточно-Сибирское море

1941

69 55

167 58

81.

Певек

Чаунская губа

1934

69 42

170 16

82.

Апапельхино

Чаунская губа

69 48

170 50

83.

Валькаркай, мыс

Восточно-Сибирское море

1934

70 05

170 56

84.

Шалаурова, острова

Восточно-Сибирское море

1941

69 58

172 34

85.

Беллингса, мыс

пролив Лонга

1935

69 53

175 46

86.

Гавриила, бухта

Берингово море

1935

62 25

179 08

87.

Угольная, бухта

Берингово море

1935

63 03

179 19

88.

Шмидта, мыс

пролив Лонга

1932

68 55

179 29

89.

Сомнительная, бухта

о. Врангеля

1954

70 55

179 18

90.

Оловянная, бухта

залив Креста

1935

66 11

179 00

91.

Врангеля, остров

Чукотское море, бухта Роджерса

1926

70 58

178 32

92.

Ванкарем, мыс

Чукотское море

1934

67 50

175 36

93.

Колючий, остров

Чукотское море

1934

67 28

174 38

94.

Провидения, бухта

Берингово море

1934

74 26

173 14

95.

Неттан, мыс

Берингово море

1934

66 57

171 49

96.

Уэлен

Берингов пролив

1933

66 10

169 50

97.

Ратманова, остров

Берингов пролив

1940

65 47

169 05


Национальный парк «Русская Арктика»


Заказник «Земля Франца-Иосифа»

Северный морской путь

Похожие работы на - Современные задачи и перспективы исследований российской Арктики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!