Демократия как политический режим

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    709,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Демократия как политический режим

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы демократического политического режима

.1 Политический демократический режим: понятие, виды, научные интерпретации

.2 Политико-идеологические аспекты становления и развития демократического режима

Глава 2. Особенности демократических режимов в современном мире.

.1 Общие и особенные характеристики современных демократических режимов

.2 Проблемы и перспективы развития демократических политических режимов в современном мире

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Можно сказать, что на сегодняшний день государство является определенной системой органов, которые его составляют. Вообще существование государственной власти выражается в существовании чиновников и армии, а также администрации и судей. Сегодня закономерным является подход к государству именно с позиции живого организма, то есть его органы обеспечивают жизнедеятельность всего государства. Если отказывает некоторый орган, то в целом нарушается работа организма. То есть государства не может существовать без определенных органов, которые составляющих его. Можно говорить о некоторой зависимости между ними, а это подчиненность структуры определенным функциям и направлениям развития всего государства.

Хотелось бы отметить, что в теории государства распространенным является следующий тезис: определенный властвующий субъект не передает различным органам государства свою власть, а только наделяет их определенными властными полномочиями. То есть, можно говорить о том, что население страны, которое признается некоторым властвующим субъектом, передает свои функции управления государством различным профессиональным управленцам. Что же касается государственных органов, то они создаются именно для высокоэффективного управления всем обществом. Власть в данной ситуации проявляется в работе государственных структур, то есть органов государства. Именно их совокупность и образует аппарат или же механизм государства.

В нашей стране демократия прошла через ряд, как подъемов, так и спадов. Она и сегодня находится на стадии развития. Первым подъемом можно назвать феодализм, когда в очень многих городах Руси получила широкое распространение так называемая прямая демократия. В тот период все ключевые решения для государства принимались на вече. Очень часто в Русском царстве правители искали поддержки именно со стороны разнообразных сословий. Именно для этого и существовала так называемая боярская дума, а также созывались земские соборы. Различные реформы, произошедшие во второй половине 19 века, а также начале 20-го века поспособствовали развитию сословных, земских, а также крестьянских, общегосударственных и рабочих выборных органов. После гражданской войны установился коммунистический режим, который обладал определенными внешними атрибутами народовластия, однако был скорее авторитарным. В конце прошлого века были проведены глобальные и широкомасштабные демократические реформы. Можно сказать, что сегодня люди в России относятся к демократии по большей части позитивно, а также видят в ней некоторую необходимость. Можно говорить о том, что сегодня среди демократических ценностей некоторую поддержку в нашей стране имеют средства массовой информации, а также свобода слова и вероисповедания. Больше половины граждан страны говорят, что демократия в нашей стране нужно, но широко распространено именно критическое отношение к методам ее реализации. Актуализация проблемы построения правового государства в нашей стране обусловила необходимость более тщательного изучения и исследования практических, теоретических и правовых аспектов демократического политического режима. Формирование правового государства во многом будет зависеть от того, какая форма политических преобразований будет положена в основу российской государственности.

Актуальность темы обусловлена тем, что рассмотрение демократического политического режима и ее ключевых особенностей представляет на сегодняшний день большой интерес для изучения. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Степень научной разработанности темы данной курсовой работы является недостаточно изученной. При ее написании использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Василенко И.А., Гаджиев К.С., Горбунов А.А., Кудрявцев Ю.А., Мухаев Р.Т., Панарин А.С. и некоторых других.

Целью курсовой работы является изучение особенностей, проблем и перспектив развития современных демократических режимов.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

-   определить понятие и виды политического демократического режима;

-       изучить политико-идеологические аспекты становления и развития демократического режима;

-       рассмотреть общие и особенные характеристики современных демократических режимов;

-       выявить проблемы и перспективы развития демократических политических режимов в современном мире.

Объектом курсовой работы является демократический политический режим.

Предметом курсовой работы являются особенности современных политических демократических режимов.

При написании курсовой работы применялся метод обобщения и классификации, метод анализа различной научной литературы.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы, приложением. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы демократического политического режима. Во второй главе происходит рассмотрение особенностей демократических режимов в современном мире. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы демократического политического режима

.1 Политический демократический режим: понятие, виды, научные интерпретации

Демократия - это наиболее трудно понимаемое современное достижение, но без демократии невозможно завершение модернизации, учитывая исторический опыт, государства, в которых отсутствовала демократия, но они при этом совершили прорыв в развитии в будущем попадали в застойное положение или даже деградировали .

Пытаясь дать определение демократии, многие ученые считают, что демократия, это:

а) Косвенное или прямое управление людьми и страной;

б) Это общество, страна или государство, в которых существует демократическое правительство

в) Реализация и восприятие принципа о равенстве свобод и прав граждан .

Демократия как один из режимов власти над народом определяет политический режим, основанный на том, что население имеет право участвовать в политической жизни страны, либо как один из режимов, в котором все принадлежит всем (публичная сфера). Это может означать то, что все решения принимаются, при действии условий, гарантирующее такое участие, управляемых лиц .

Можно сказать, что политический режим является способом организации всей политической системы. Он отражает определенные отношения власти и всего общества, а также существующий уровень политической свободы, некоторый характер политической жизни в государстве. Данные характеристики по большей части обуславливаются некоторыми конкретными традициями и культурой, различными историческими условиями развития страны, именно поэтому можно говорить, что в каждом государстве сформировался свой собственный уникальный политический режим. Но у некоторых режимов в разных государствах можно обнаружить ряд сходных черт. Рассмотрим более подробно демократический политический режим. Определение демократического режима представлено в приложении 1.

Этот режим, в первую очередь, основан на признании народа ключевым источником власти, а также на определенных принципах свободы и равенства. Определим ключевые признаки демократии. К ним можно отнести следующие:

-   выборность, то есть происходит избрание определенных граждан в различные органы государственной власти путем всеобщих прямых и равных выборов;

-       разделение властей, то есть при данном политическом режиме власть разделяется на: исполнительную и законодательную, а также судебную. Они не зависят друг от друга;

-       гражданское общество, то есть все граждане страны могут оказывать воздействие на власть с помощью развитой сети различных добровольческих общественных организаций;

-       равноправие, то есть абсолютно все имеют равные политические и гражданские и права и свободы;

-       плюрализм, то есть при данном политическом режиме господствует уважение к чужим идеологиям и мнениям, обеспечивается полная гласность, а также свобода прессы от цензуры;

-       согласие, то есть различные политические и прочие социальные отношения направлены, в первую очередь, на поиск определенного компромисса, а совсем не на насильственное решение проблемы .

Стоит отметить, что на сегодняшний день демократия бывает представительной и прямой. Вообще при прямой демократии все решения принимаются всеми гражданами, которые имеют право голоса. Сегодня в современных условиях прямая демократия, как правило, реализуется в виде референдума. В условиях достаточно большой территории прямую демократию очень сложно реализовать. Именно поэтому все государственные решения принимаются различными специальными выборными учреждениями. Данную демократию принято называть представительной, так как определенный выборный орган представляет весь избравший его народ .

Большинство принципов демократии основываются на принципе «власть из народа», что означает, в сущности, управление людьми самими собой, влияя на свою жизнь, определять свою судьбу .

Вообще демократия подразумевает под собой признание определенного принципа равенства и свободы абсолютно всех людей, достаточно активное участие народа в современной политической жизни государства. Демократический режим, как правило, присущ именно государствам с рыночной экономикой. В их определенной социальной структуре центральное место занимает средний класс.

Определенный демократический режим складывается только в тех странах, где уже достигнут достаточно высокий уровень определенного социально-экономического развития, который способен обеспечить необходимое благосостояние абсолютно всем гражданам, без чего просто невозможным является достижение общественного согласия и стабильности, а также прочности базовых демократических принципов.

Подлинная демократия может активно функционировать лишь в обществе с достаточно высокой степенью развития общей, а также политической культуры, значительной политической и социальной активностью всех индивидуумов, их добровольных объединений, которые готовы встать на защиту различных институтов демократии. Среди определенных предпосылок демократии можно назвать широкое многообразие различных форм собственности, а также обязательное признание, гарантированность определенного права частной собственности. Лишь в данной ситуации возможным является реальное обеспечение абсолютно всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

На страже определенных демократических принципов, а также форм организации политической жизни всегда должна стоять достаточно сильная государственная власть. Иначе может возникнуть определенная угроза перерождения демократии в охлократию. Различные всеобщие институты демократии являются организационными формами, при помощи которых реализуются различные демократические принципы. К ним можно отнести: выборность определенных высших органов государства, без которой просто невозможно выявить волю большинства, а также организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или же отчетность выборных органов перед всеми избирателями или же их уполномоченными (депутатами); сменяемость определенного состава выборных государственных органов по истечении срока их различных полномочий .

Хотелось бы отметить, что все это существенно укрепляет демократический режим, а также препятствует различным попыткам узурпации существующей государственной власти. В строгом соответствии с определенным способом осуществления народом своей власти можно выделить 2 основные формы демократии, а это прямая или непосредственная, а также косвенная или представительная. Различными институтами прямой демократии, именно в рамках которой население принимает политические решения и осуществляет всю свою власть, являются выборы, а также референдумы. К ним можно отнести различные собрания и митинги, определенные шествия и демонстрации, пикетирования и различные обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Определенная представительная демократия подразумевает под собой некоторую возможность народа осуществлять свою власть через различных своих представителей в разных государственных органах.

Далее рассмотрим определенную концепцию творческой демократии, которая была разработана известным ученым и исследователем И.А. Ильиным. Ученый говорил о том, что для посткоммунистической России приемлемой формой правления будет именно монархия. Данное обстоятельство подчеркивает совсем не случайный характер определенных демократических размышлений И.А. Ильина. Как человек и ученый, он был достаточно твердо убежден в неприменимости в России западной модели демократии. Но это не остановило его определенную пытливую мысль перед исследованием прочих вариантов демократизации, хотя бы и чисто гипотетических.

Вообще свою концепцию творческой демократии И. А. Ильин создал, полемизируя с теми своими сотоварищами по эмиграции, которые связывали выход России из коммунистического состояния с установлением в стране политического и экономического строя либеральной демократии. Он предвосхитил, таким образом, ту общественную дискуссию, которая возникла в постсоветской России в связи с серьезными неудачами в демократизации Российской Федерации и рыночным реформированием ее экономики .

Можно выделить достаточно большое количество признаков, присущих демократическому режиму, самым главным из которых является участие населения в формировании и осуществлении государственной власти. Признаки демократического режима представлены в приложении 2. Признаки демократического режима в Российской Федерации опираются на общие признаки.

В качестве принципов функционирования государственных органов при демократическом государственном режимов выделяют следующие:

-   законность;

-       гласность;

-       приоритет прав и свобод человека;

-       разделение властей;

-       демократизм;

-       сочетание коллегиальных и единоличных начал (рисунок 1) .

Рисунок 1 - Принципы функционирования государственных органов

Условия формирования демократии:

-   Экономические - многообразие форм собственности, рынок, конкуренция, определенный уровень благосостояния общества.

-       Социальные - наличие гражданского общества, деятельность автономных ассоциаций и институтов, гражданских инициатив, свобода СМИ.

-       Культурные - политическая грамотность населения, его доверие к институтам власти, готовность выдвигать требования представителям власти и сотрудничать с ними для решения своих насущных проблем.

-       Различают различные теории демократического режима (рисунок 2)


Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии - это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой (таблица 1).

Таблица 1 - Прямая и непрямая формы демократии

прямая - представительная демократия

непрямая - непосредственная демократия

- форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

- форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).


. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом.

. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:

-   экономическая;

-       социальная;

-       политическая;

-       культурно-духовная и др. .

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление признание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение. По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии: структурные и функциональные (таблица 2)

Таблица 2 - Институты демократии по исходному назначению

структурные

функциональные

- сессии парламентов, - депутатские комиссии, - народные контролеры и т.п.

- депутатские запросы, - наказы избирателей, - общественное мнение и т.п.


По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии: императивные и консультативные (таблица 3)

Таблица 3 - Институты демократии по юридической значимости

императивные

консультативные

• имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан - референдум конституционный и законодательный; - выборы; -- наказы избирателей и др.

• имеют совещательное, консультативное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан - референдум консультативный; - всенародное обсуждение законопроектов; - митинги; - анкетирование и др.


В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам. Выборы - форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава. Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

.2 Политико-идеологические аспекты становления и развития демократического режима

политический демократический режим идеологический

Демократия это процесс признания свобод и равенства граждан, а так же их участие в политическом процессе. Режим демократии присущ странам, в которых присутствует рыночная экономика, а в социальной структуре превалирует средний класс.

Режим демократии может сложиться в государствах с высоким уровнем экономического и социального развития, в государствах, которые способны обеспечить всем гражданам необходимый уровень благосостояния, без которого невозможен процесс достижения согласия в обществе, а так же прочности и стабильности принципов демократии.

Подлинная демократия функционирует в обществе, в котором развитие общей и политической культуры находится на достойном уровне, при наличии достаточной активности со стороны населения, которые готовы у защите интересов демократии.

Важной предпосылкой так же выступает наличие множества форм собственности, а так же обязательное гарантирование и признание права частной собственности, и только в этом случае появляется возможность реального обеспечения свобод и прав человека, а так же его независимость от государства .

Охраной форм организации политической жизни и демократических принципов должна заниматься государственная власть. В противном случае, возникает угроза того, что демократия превратится в охлократию, при котором принцип свободы гражданина, подменяется принципов произвола толпы. Именно толпа диктует политикам и органам государственной власти свою волю, и выступает «хозяином положения».

Демократические институты - это формы организации, при котором реализуются принципы демократии. К ним могут относиться: выборность высших государственных органов, при отсутствии которой нет возможности изъявить волю большинства, организовав при этом функционирование политического режима; отчетность или ответственность выборных органов перед своими избирателями; изменение состава государственных органов при окончании срока их полномочий .

Это позволяет укрепить политический режим и создать препятствия для узурпации власти государства.

Учитывая то, каким способом народ осуществляет свою власть, можно выделить две формы демократии:

Непосредственную (прямую) и представительную (косвенную). Институтами непосредственной демократии являются референдум и выборы, а так же петиции, пикеты, демонстрации, шествия, митинги и собрания.

Косвенная демократия - это способность народа осуществлять непосредственно свою власть через представителей в различных государственных органах .

В течение последних трех десятилетий демократия получила огромное распространение. В 1900 году демократическими могли считаться всего 10 стран. К середине века это число выросло до 30 и не менялось в течение следующих 25 лет. Зато к 2005 году демократиями были уже 119 из 190 стран мира (рисунок 1). Как это произошло? Чтобы ответить на данный вопрос, надо сначала разобраться в том, что такое демократия.

Рисунок 1 - Политическая карта мира различных режимов

Для тех, кто пользуется этим термином - а это практически каждый из нас, - демократия - это единая, цельная, однозначно узнаваемая политическая система. Однако в исторической перспективе, демократия возникла в результате сплава двух политических традиций, которые вплоть до середины XIX века не только значительно отличались друг от друга, но и часто считались абсолютно несовместимыми.

Эти две политические традиции - свобода и народовластие (или самоуправление). Свободой обладают отдельные личности, тогда как понятие народовластия относится к обществу в целом. Понятие свободы связано с тем, что государства делают или, точнее, что им запрещено делать со своими гражданами - им запрещено ограничивать личную свободу. В отличие от свободы, понятие самоуправления подразумевает способ избрания тех, кто правит, - их выбирает весь народ. Таким образом, понятие самоуправления отвечает на вопрос «кто правит?», а понятие свободы устанавливает правила, в соответствии с которыми правят те, кто избран, править, правила, определяющие, что им можно делать и что нельзя .

У каждой из двух составляющих демократии своя история. У свободы она более долгая, чем у самоуправления. До второй половины XIX века было распространено мнение, что народовластие уничтожит свободу. Считалось, что если народ получит верховную власть в своей стране, то он конфискует имущество богатых и силой навяжет всем членам общества политическое и социальное единообразие. Две классические работы XIX века, посвященные политическому анализу: двухтомное исследование «О демократии в Америке» французского аристократа Алексиса Токвиля и эссе «О свободе» англичанина Джона Стюарта Милля - предупреждали о подобной опасности. Тем не менее, к началу XX века стало ясно, что свобода и народовластие могут мирно сосуществовать, как это сегодня происходит во многих странах мира .

Сочетание социальных гарантий со свободой и народовластием сделало демократию привлекательной. Этому также способствовал и ход современной истории, когда демократии стали самыми богатыми и могущественными странами мира: Великобритания в XIX, Соединенные Штаты - в XX веке. Ничто так не убеждает, как успех: поскольку во второй половине XX века самыми преуспевающими были демократические страны Западной Европы, Япония, Соединенные Штаты и Великобритания, остальные стремились им подражать.

Но одно дело - пожелать установить демократическую систему правления, и совсем другое - действительно создать ее. Здесь разница между двумя составляющими демократии дает о себе знать. Народовластие является политическим принципом, который относительно легко воплотить в жизнь. Свободные выборы можно организовать быстро и недорого практически везде.

Свободу же установить гораздо труднее. Это требует наличия определенных общественных институтов, и прежде всего полноценной правовой системы. Необходимы люди, обладающие навыками и опытом управления такими институтами. Свобода может процветать только в обществе, в котором укоренились ценности, поддерживающие эти институты, например уважение к закону. Такие общественные институты, навыки и ценности невозможно быстро создать и нельзя импортировать готовыми из-за границы. В Великобритании, например, они формировались в течение многих столетий. Поэтому возникает вопрос: откуда они появляются? Каким образом тем обществам, в которых отсутствуют общественные институты и демократические процедуры, удается их установить ?

Основным источником политической демократии является рыночная экономика. Конечно, всегда существовали - и продолжают существовать - страны, в которых рыночная экономика не подкрепляется демократией в политике, но в XXI веке все страны с демократической формой правления имеют рыночную экономику. В большинстве стран, где демократия появилась в последней четверти XX века, особенно в странах Южной Европы, Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, ее появлению предшествовало хотя бы одно поколение, выросшее в условиях действующей рыночной экономики.

Глава 2. Особенности демократических режимов в современном мире

.1 Общие и особенные характеристики современных демократических режимов

Среди демократических режимов часто выделяют:

-   либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;

-       консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);

-       консенсусную демократию - новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии - принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства;

-       анархо-демократические (или охлократию) как переходную форму демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону (такой была Россия в период «двоевластия» в 1917 г., в период «перестройки» конца 1980-х гг.);

-       полиархию как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти .

В политической науке различают прямую (непосредственную) и представительную демократию. Современные демократические страны являются странами представительной демократии, в них воля народа осуществляется не непосредственно (как, например, в античных демократиях), а через избранных народом представителей в выборные общенациональные парламенты и местные представительные учреждения (органы местного самоуправления).

Благодаря принципу представительства демократия стала возможной в современных сложных государствах.

Хотя «прямая демократия» как тип политического Режима в современных условиях невозможна (как было отмечено выше: современные демократии - это представительные демократии), тем не менее, элементы прямой демократии имеют место во всех современных формах демократии; к ним можно отнести референдумы, плебисциты, прямые выборы президента.

Известны три основных подхода к характеристике демократических политических режимов:

-   по источникам власти (власть народа);

-       по целям (власть в интересах народа);

-       по способам формирования (определенные процедуры формирования правительства).

Хотелось бы отметить, что определенный современные теоретические модели демократии основаны по большей части на различных политических идеях Нового времени (Дж. Локк, Ш. де Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Кант, А. де Токвиль и др.). Определенное многообразие различных теоретических моделей современной демократии, если говорить именно об их мировоззренческих основах, тяготеет к 2 основным теоретическим парадигмам, которые были сформулированы классиками политической мысли. В данной ситуации речь идет именно о либерально-демократической, а также радикально-демократической теориях.

Определенные представители либерально-демократического, а также радикально-демократического направлений считали человека достаточно разумным существом, однако они совершенно по-разному истолковывали данную антропологическую предпосылку демократической теории. Они были едины в определенной трактовке происхождения современного государства из принятого разумными индивидами определенного договора, однако различали основной источник данного договора. Все они активно отстаивали свободу человека, однако понимали ее совершенно по-разному, а также по-разному трактовали ее основания (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнение либерально-демократической и радикально-демократической теорий

Радикально-демократическая теория

Морально автономный индивид

Социальный человек

Суверенитет личности

Суверенитет народа

Общество как сумма индивидов

Органическое общество

Интерес всех

Общий интерес

Плюрализм интересов

Первенство общего блага

Свобода человека

Свобода гражданина

Первенство прав человека

Единство прав и обязанностей

Представительная демократия, выборы

Непосредственная демократия

Свободный мандат

Императивный мандат

Разделение властей

Разделение функций

Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства

Подчинение меньшинства большинству

В определенных либерально-демократических концепциях свобода человека всегда означала именно его моральную автономию, а также возможность рационально определять всю свою жизнь, различные правила общения с какими-либо другими людьми, которые не должны нарушать его определенных индивидуальных прав. Государство, которое возникает именно на основе договора между различными людьми как определенными морально автономными индивидами, ограничивается некоторым правом, то есть равной внешней мерой свободы для каждого индивида. Таким образом, можно говорить о том, что данная демократическая парадигма, в первую очередь, основывалась на определенной предпосылке автономного индивида. Общество в данной трактовалось как некоторая сумма различных свободных индивидов, а общественный интерес - именно как интерес всех. Частная здесь жизнь ценится намного больше, чем жизнь общественная, а определенное право несколько выше, чем общественное благо. Плюрализм различных индивидуальных интересов, а также интересов возникающих ассоциаций индивидов (гражданское общество) всегда сопровождался конфликтом между ними. Его разрешение было возможно именно на пути компромисса.

Хотелось бы отметить, что государство не могло, а также не должно было вмешиваться в определенный процесс общения автономных индивидов, их добровольных ассоциаций. Оно призывалось только тогда, когда требовалось определенное вмешательство третейского судьи. Концепции определенного либерально-демократического толка допускают только «ограниченное государство», государство - «ночной сторож». Данное государство является невозможным без определенного договора между людьми, а различные представители государства всегда избираются населением. Определенная свобода индивида ограничивается лишь законом, а само государство всегда должно строиться по определенному принципу разделения властей. Правомерный при определенном голосовании принцип решения по большинству голосов здесь дополняется некоторым принципом защиты прав меньшинства .

Вообще в соответствии с радикально-демократическими концепциями определенный разумный человек мог существовать автономно лишь в естественном состоянии, а постепенно мере социализации он становится социальным существом, то есть рационально принимающим различные ценности общества. Государство, возникающее именно на основе договора, руководствуется различными ценностями общества, носителем которых является народ, оно строго ограничено определенным «суверенитетом народа». Свобода человека может обеспечиваться только тогда, когда свободен народ, который имеет волю давать различные законы государству. Некоторый деспотизм государства сохраняется в той ситуации, если оно руководствуется не частными, а именно общими интересами народа, которые не являются суммой частных интересов, а обладают определенным органическим единством.

Определенное единство народа - это важнейший принцип организации всей политической жизни, а ключевой формой демократического участия в данной ситуации выступает именно прямая демократия. Те лица, которые осуществляют управление в стране, наделены определенным народным мандатом, они ответственны перед ним. Единство всей власти обеспечивается определенным суверенитетом народа, именно поэтому принцип разделения властей не является особенно существенным; здесь можно говорить о разделении различных функций, а не властей. Подчинение всего меньшинства большинству является определенным внешним выражением единой воли, принципиально требующей некоторого общего согласия.

Характерные черты демократии заключаются в следующем:

-   в обществе существует множество интересов, а также возможностей их реализации и выражения.

-       группам гарантируется доступ к политическим институтам.

-       граждане могут участвовать в формировании представительных институтов.

-       деятельность правительства контролирует представительные институты.

-       большая часть общества согласна с политическими нормами и процедурами.

-       возникающие конфликты решаются мирным путем.

-       интересы большинства имеют решающую роль .

Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.

Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 - недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими.

Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства.

В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п.

В-четвертых, это ориентация значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.

Таким образом, можно сказать, что демократия не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы .

В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко наметились два главных пути общественных и политических преобразовании.

Первый из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. В других странах, прежде всего в Китае, Вьетнаме, была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира .

.2 Проблемы и перспективы развития демократических политических режимов в современном мире

Можно сказать, что определенные процессы активного развития демократии именно в глобальном измерении, различные процессы, которые связаны с демократическим транзитом в некоторых государствах, достаточно тесно связаны с прочими общемировыми, а также цивилизационными процессами, в первую очередь, с различными процессами глобализации, а также развития всего информационного общества. Современный опыт указывает на то, что глобализация, а также информатизация далеко не всегда способствуют активному развитию различных демократических институтов и определенным процессам консолидации демократии, в особенности в государствах с не до конца завершенной модернизацией, с незавершенным демократическим транзитом, которые именно с точки зрения мир - системного подхода относятся к полупериферии и периферии.

В работах современных ученых и исследователей показано, что определенные процессы глобализации, а также информатизации в итоге приводят к интернационализации и намного более тесному взаимодействию разных государств и цивилизаций, а также одновременно вызывают различные кризисные явления в менее развитых государствах и регионах, существенно усиливая различные тенденции к их обособлению, росту национального, цивилизационного самосознания .

Именно поэтому, несмотря на достаточно очевидное продвижение различных процессов демократизации, формирования демократических институтов в государствах периферии, а также полупериферии, говорить о необратимости данных процессов, как представляется, преждевременно. При обсуждении различных современных проблем активного развития демократии важно учитывать, что определенные процессы демократизации именно в масштабах всего мира не являются линейными, а также монотонными, развивающимися лишь по восходящей линии .

Определенная достаточно общая тенденция развития всего современного мира заключается в том, что постепенный переход к постиндустриальному обществу, для которого характерными являются широкое разнообразие интересов, а также ценностей различных социальных групп и организаций, достаточно бурное развитие информационных технологий и т.п. ведет к постепенной трансформации различных политических институтов демократии.

Достаточно широкое распространение определенных демократических преобразований во многих государствах еще не означает беспроблемного развития данного политического явления. Демократия является достаточно хрупкой системой, и если не создавать определенных условий для ее поддержания, то она будет полностью разрушена. Современное общество ожидает немедленной отдачи от определенной избранной власти, при этом, особенно не задумываясь над тем, что сами граждане ничего делают для того, чтобы данная система работала высокоэффективно, чтобы различные представители населения страны выражали его интересы, были подконтрольны, а также управляемы. Данная проблема является характерной для РФ, как для государства, которое встало на путь демократического развития, граждане которого еще не избалованы определенным вниманием власти, а также не искушенные в демократических тонкостях и нюансах .

Сегодня существуют разные представления о том, в какую же сторону пойдет трансформация. Известный ученый и исследователь Ч. Тилли в своих определенных работах обосновал движение современных демократических и переходных государств современности к так называемой «дедемократизации».

Можно сказать, что современная демократия испытывает различные достаточно серьезные вызовы. В прошлом столетии группа определенных авторитетных ученых: М. Крозьер, С. Хантингтон, Д. Ватанаки - в совместной работе отметили, что Западная Европа, Соединенные Штаты и Япония столкнулись с некоторым кризисом демократии, который выразился в росте проблем, воздействующих на «способность управления». Эти ученые обратили пристальное внимание на различные особенности региональных различий кризиса демократии в названных государствах .

Еще в самом начале 1990-х гг. С. Фарр, Р. Патнэм и Р. Далтон предприняли исследование вызовов состоянию современной демократии. В центре их внимания были следующие проблемы: отношение граждан к политической элите (к политикам и политическим лидерам); отношение к политическим партиям; отношение к парламенту и другим политическим институтам.

В результате авторы выявили общую тревожную тенденцию растущего недоверия к политическим деятелям и правительствам со стороны населения стран все тех же трех регионов (Западной Европы, США и Японии). Изменилось отношение избирателей и к политическим партиям - все больше граждан стремились быть независимыми от партий и вообще от политических институтов. Чтобы замедлить рост негативных настроений и изменить отношение граждан к современному состоянию демократии, необходимо внести существенные коррективы в каждую из трех составляющих.

Например, такой вызов демократии как снижение доверия граждан к ее современным институтам - это политическая проблема, обусловленная в первую очередь уменьшением компетентности политических акторов, действующих от имени граждан и выражающих их интересы и желания. При этом С. Фарр, Р. Патнэм и Р. Далтон считают, что причины, негативно влияющие на способность национальных правительств эффективно осуществлять свою политику и адекватно отвечать на запросы и требования граждан, лежат в интернационализации и глобализации. Обозначенные уже четверть века назад проблемы недовольства граждан действиями политических лидеров, партий и правительств не обязательно рассматривать в контексте современного «кризиса демократии». Нужно глубже разобраться в источниках разочарований граждан.

Анализируя вызовы демократии, другой автор, Э. Зандшнайдера, в свою очередь, оспаривает крайние точки зрения, согласно которым есть только два сценария развития демократии: пессимистический («конец истории») и оптимистический («победное шествие демократии») .

Ситуация сложнее: перед современной демократией стоит целый ряд проблем. Среди них им выделяются следующие. Существует тенденция непрерывного роста ожиданий в отношении регулирующих возможностей политики: чрезвычайно возросли требования к демократии, но при этом способность демократического государства к решению проблем существенным образом не изменилась. Эта ситуация создает, в частности, благоприятные условия для политиков-популистов.

Автор полагает далее, что современный индивид склонен наслаждаться преимуществами свободы, но ее оборотную сторону - ответственность - он все чаще снимает с себя и перекладывает на государство и власть вообще. С нашей точки зрения, это очень существенное наблюдение.

Серьезным вызовом, с которым сталкивается современная демократия, является роль СМИ и новых неконтролируемых центров принятия решений, вступающих в конкуренцию с демократически легитимированными институтами. Сложность современного бытия требует от граждан быстрых и вместе с тем трудных, комплексных решений. Однако СМИ, напротив, предлагают массам бегство в виртуальные миры, в своего рода «прекрасный новый мир» О. Хаксли.

Будущее демократии, таким образом, не является ни оптимистичным, ни пессимистичным. Чтобы выжить, современной представительной демократии требуется в качестве долгосрочного проекта постоянная гибкая адаптация к внешним и внутренним вызовам. Ее будущее в изменении, а отнюдь не в стремлении к сохранению стабильности. С таким подходом нельзя не согласиться, он выражает императивы ХХI века. Одной из перспектив демократии может стать следующее: само значение понятия «демос» в недалеком будущем, вполне вероятно, будет отличаться от прошлого и современного значений. Так, традиционно понятие демоса было связано с гражданством или нацией, осуществляющей автономную деятельность на определенной территории на принципах демократии. Понятие демоса будущего, скорее всего, будет более мультивариантным.

Как полагают ученые, в противовес структуре индустриального общества, объединяющего группы большинства, демос в будущем может состоять из информационных обществ, представляющих по своей сути меньшинства. Объединяющими факторами для них смогут выступать такие параметры как профессия, стиль жизни, культура или хобби. Эти сообщества будут частично или полностью виртуальными, входя в состав более комплексных объединений. Они будут требовать все большей автономии, что, возможно, приведет к формированию «демократии меньшинств»

Указанные выше тенденции действительно представляют реальный вызов действующей демократии и ее развитию. Требования к ее эффективности и связанные с этим ожидания возросли, однако способность демократических государств к решению проблем развития существенно не изменилась. Инверсия демократии связана также и с глобализацией, со стремлением к всеобъемлющей безопасности. Снижение доверия граждан к институтам современной демократии; непрерывный рост ожиданий в отношении регулирующих возможностей политики, при минимизации идеи ответственности; возрастающая роль СМИ и новых неконтролируемых центров принятия решений, вступающих в конкуренцию с демократически легитимированными институтами, приводит к атомизации общества, к его превращению в совокупность автономных информационных сообществ, порождая, с одной стороны, «демократию меньшинств», а с другой, демократическое глобальное правительство. Для выживания демократии требуется в качестве долгосрочного проекта постоянная гибкая адаптация к внешним и внутренним вызовам. Ее будущее в изменении, а не в стремлении к сохранению стабильности .

Заключение

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс. На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Институты демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.

Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Среди демократических режимов часто выделяют: либерально-демократические или конституционные, консервативно-демократические, консенсусную демократию, анархо-демократические (или охлократию), полиархию. В политической науке различают прямую (непосредственную) и представительную демократию. Современные демократические страны являются странами представительной демократии, в них воля народа осуществляется не непосредственно (как, например, в античных демократиях), а через избранных народом представителей в выборные общенациональные парламенты и местные представительные учреждения (органы местного самоуправления).

Современный опыт указывает на то, что глобализация, а также информатизация далеко не всегда способствуют активному развитию различных демократических институтов и определенным процессам консолидации демократии, в особенности в государствах с не до конца завершенной модернизацией, с незавершенным демократическим транзитом, которые именно с точки зрения мир - системного подхода относятся к полупериферии и периферии. Несмотря на достаточно очевидное продвижение различных процессов демократизации, формирования демократических институтов в государствах периферии, а также полупериферии, говорить о необратимости данных процессов, как представляется, преждевременно.

Общей тенденцией можно обозначить то, что происходит рост недоверия к политическим деятелям и правительствам со стороны населения стран все тех же трех регионов (Западной Европы, США и Японии).

Изменяется отношение избирателей и к политическим партиям - все больше граждан стремятся быть независимыми от партий и вообще от политических институтов.

Достаточно широкое распространение определенных демократических преобразований во многих государствах еще не означает беспроблемного развития данного политического явления. Демократия является достаточно хрупкой системой, и если не создавать определенных условий для ее поддержания, то она будет полностью разрушена. Современное общество ожидает немедленной отдачи от определенной избранной власти, при этом, особенно не задумываясь над тем, что сами граждане ничего делают для того, чтобы данная система работала высокоэффективно, чтобы различные представители населения страны выражали его интересы, были подконтрольны, а также управляемы. Данная проблема является характерной для РФ, как для государства, которое встало на путь демократического развития, граждане которого еще не избалованы определенным вниманием власти, а также не искушенные в демократических тонкостях и нюансах.


Литература:

1.       Василенко, И. А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко. - М.: Юрайт: Высшее образование , 2010. - 398 с.

2.      Гаджиев, К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2012. - 460 с.

.        Горбунов А.А., Кретов Б.И.Прикладная политология. Часть 2: Учебное пособие // МИИТ, 2007 г.

.        Крауч, К. Постдемократия / Пер. с англ. Н.В. Эдельмана. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 192 с.

.        Мухаев, Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев М.: Проспект, 2010. - 640 с.

.        Основы политологии: учебное пособие для вузов / А. В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина. - Ростов н/Д : МарТ , 2011. - 397 с.

.        Панарин А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 263 с.

.        Проблема демократии в американской политической мысли ХХ века. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

.        Сизов С.Г., Ситникова Ю.В., Ветренко И.А.,Дубицкий В.В., Жуков И.К., Кефнер Н.В., Костарев С.В.,Мельникова И.В.Введение в политологию: учебное пособие // Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2010 г.

.        Тилли Ч. Демократия. - М.: ИНОП, 2007. - 225 с.

11.     Панарин А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 263 с.

12.    Гаджиев, К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2012. - 460 с.

.        Горбунов А.А., Кретов Б.И.Прикладная политология. Часть 2: Учебное пособие // МИИТ, 2007 г.

.        Василенко, И. А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко. - М.: Юрайт: Высшее образование , 2010. - 398 с.

.        Василенко, И. А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 398 с.

.        Гаджиев, К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2012. - 460 с.

.        Основы политологии: учебное пособие для вузов / А. В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина. - Ростов н/Д : МарТ , 2011. - 397 с.

.        Гаджиев, К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2012. - 460 с.

.        Гаджиев, К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2012. - 460 с.

.        Мухаев, Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев М.: Проспект, 2010. - 640 с.

.        Основы политологии: учебное пособие для вузов / А. В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина. - Ростов н/Д : МарТ , 2011. - 397 с.

.        Сизов С.Г., Ситникова Ю.В., Ветренко И.А.,Дубицкий В.В., Жуков И.К., Кефнер Н.В., Костарев С.В.,Мельникова И.В.Введение в политологию: учебное пособие // Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2010 г.

.        Тилли Ч. Демократия. - М.: ИНОП, 2007. - 225 с.

.        Крауч, К. Постдемократия / Пер. с англ. Н.В. Эдельмана. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 192 с.

.        Дунаева Ю.В. Перспективы современной демократии: (сводный реферат) // Политическая наука. - 2004. - № 1. - С. 46-49.

.        Реймон Арон Демократия и тоталитаризм/ Перевод с фр. Г.И.Семенова. - Москва: Текст, 1993. -303с.

.        Желтов В.В., Желтое М.В. Политическая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2009. -668 с.

.        Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко -М.: Юристъ, 2003. - 683 с.

.        Хейвуд, Эндрю Политология: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 544 с.

.        Вся политика/ Под ред. В.Д. Нечаева -М.: Европа, 2006. - 440 с

.        Шестопал Е.Б. Политическая психология. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.

.        Доминик, Кола: Политическая Социология.- М.: Инфра-М, 2001.-406 с.

.        Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. -240с.

.        Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 384 с.

.        Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

.        Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. - 384 с

Интернет - источники:

37.     Будущее демократии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"790694.files/image004.jpg">

Приложение 2

Признаки демократического режима


Приложение 3

Признаки демократического режима в Российской Федерации

Похожие работы на - Демократия как политический режим

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!