расчеты чеками.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. [8]
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца;
нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной "форме, заверенную нотариально. [14]
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). [3] Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855):
) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
) по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступлений документов.[4]
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете.[6] Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть открыты субсчета:
«Аккредитивы»;
«Чековые книжки»;
«Депозитные счета» и др. [5]
Операции по движению валютных средств регламентируются законом от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 13.12.02). Согласно п. 8 ст. 1 названного закона операции с иностранной валютой делятся на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Для организации бухгалтерского учета операций с иностранной валютой Планом счетов предусмотрен счет 52 "Валютные счета", к которому могут открываться субсчета, соответствующие валютным счетам, открытым уполномоченным банком: 1 "Текущий валютный счет", 2 'Транзитный валютный счет", 3 "Специальный транзитный счет". [1]
Покупка иностранной валюты на валютном рынке осуществляется организацией за рубли на основании специального поручения на покупку. Перечень документов, представляемых в банк для покупки валюты, зависит от цели ее приобретения. При покупке валютных средств для приобретения материальных ценностей в банк с платежным поручением представляются копия контракта, паспорт импортной сделки, грузовая таможенная декларация по импортному товару.
Оформленные документы передаются резидентом в банк-покупатель, который не позднее трех рабочих дней со дня исполнения поручения на покупку (включая день исполнения поручения) переводит со своего корреспондентского счета купленную на валютном рынке иностранную валюту на специальный транзитный валютный счет резидента в уполномоченном банке, указанном в поручении на покупку.
Датой совершения операции покупки валюты считается дата ее зачисления на специальный транзитный счет.
Возникающую разницу между официальным курсом иностранной валюты и курсом, применяемым банком, относят на счет прочих доходов и расходов. Расходы по оплате услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты, оказываемых кредитными организациями, включаются в состав операционных расходов на основании п. 11 ПБУ 10/99 (счет 91 "Прочие доходы и расходы").
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы", К-т сч. 51 - перечисляется банку с расчетного счета рублевый эквивалент для приобретения валюты по курсу покупки;
Д-т сч. 52-3, К-т сч. 76 - зачисляются на транзитный валютный счет приобретенные валютные средства по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции;
Д-т сч. 99, К-т сч. 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"- отражается убыток от приобретения валютных средств;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы", К-т сч. 76 - начислено комиссионное вознаграждение банку по операции покупки валюты.
Д-т сч. 52-2 "Транзитный валютный счет", К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Результат от продажи иностранной валюты определяется как разница оборотов по операциям продажи валюты на счетах 91-1 'Прочие доходы' и 91-2 'Прочие расходы'. Выявленный путем сопоставления результат ежемесячно списывают в составе заключительных оборотов по счету 91-9 'Сальдо прочих доходов и расходов' на счет 99 'Прибыли и убытки':
Д-т сч. 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов", К-т сч. 99.
Исходя из требований ПБУ 3/2000 средства на валютных счетах организации относятся к активам, выраженным в иностранной валюте, по которым в бухгалтерском учете пересчет в рубли осуществляется на дату принятия их к учету и на момент составления отчетности.[12]
В связи с этим по счету 52 "Валютные счета" аналитический учет ведется по видам валют. С этой целью организации могут открывать аналитические карточки, в которых определяют сальдо на конец отчетного периода и осуществляют пересчет валютных средств по соответствующему курсу валют, установленному ЦБ РФ. Кроме того, в соответствии с п. 7 ПБУ 3/2000 пересчет стоимости средств на счетах в кредитных организациях, выраженных в иностранной валюте, может производиться по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых ЦБ РФ. Возникшие в результате пересчета валютных средств курсовые разницы зачисляются на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или расходы в том отчетном периоде, к которому относится дата изменения курса валют или за который составлена бухгалтерская отчетность (п. 12, 13 ПБУ 3/2000).
ГЛАВА 3. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ И НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ ОАО «ЖБШ»
.1 Учет кассовых операций на ОАО «ЖБШ»
На предприятии ОАО «ЖБШ» учёт кассовых операций ведётся автоматизированным способом.
В графе «сумма» указывается сумма прописью. Она пишется с начала строки с заглавной буквы и пустое место подчёркивается.
В ПКО указывается основание поступления денежных средств и от кого они приняты.
Сумма пишется ещё раз цифрами, также указываются дебетуемый и корреспондирующий счёт.
Выдача денег из кассы предприятия производится по расходным кассовым ордерам. Данный документ подписывается главным бухгалтером, кассиром и руководителем предприятия.
Расходные кассовые ордера нумеруются по порядку начиная с 1 января и до конца года, как и приходные кассовые ордера.
На РКО проставляется печать предприятия.
В расходном кассовом ордере указываются корреспондирующий счёт, сумма выданных денежных средств цифрами. И делается следующая бухгалтерская проводка:
Д-т сч. 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда », К-т сч. 50 «Касса».
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств записываются в кассовую книгу.
В листе кассовой книги учитываются расходные и приходные ордера за день. Указывается их количество, номера, от кого были получены или кому были выданы денежные средства, корреспондирующие счета и суммы прихода и расхода.
В кассовой книге указывается остаток на начало дня, он записывается по приходу. Подводятся итоги за день по приходным и расходным ордерам отдельно. Суммы пишутся цифрами. Затем выводится остаток на конец дня: к остатку на начало дня прибавляют приход и вычитают расход за день. В кассовой книге расписывается кассир за операции за день, бухгалтерия, здесь - главный бухгалтер, проверяет наличие и количество документов. И главный бухгалтер ставит свою подпись. Рядом с подписями главного бухгалтера и кассира пишутся расшифровки их подписей.
Для регистрации движения денежных средств в течение месяца на предприятии ОАО «ЖБШ» ведётся карточка счёта 50: Касса.
В ней указывается сальдо на первое число месяца по 50 счёту. Все ПКО и РКО учитываются в хронологическом порядке. Указывается дата составления документа, его название, кратко записывается хозяйственная операция. Прописываются дебетуемые и кредитуемые счета, суммы цифрами и текущее сальдо. Информация оформляется таблицей, в конце которой подсчитываются обороты за период по 50 счёту по дебету и по кредиту, и выводится сальдо на 31 число данного месяца.
Карточка счёта подписывается главным бухгалтером и под таблицей проставляется число составления документа.
3.2 Учет денежных средств на расчетном счете
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов на ОАО «ЖБШ».
Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Каждое платёжное требование имеет свой номер, дату составления. Как и в платёжном поручении в платёжном требовании имеются печати банка плательщика в тех же графах.
Также здесь указывается основание для оплаты. Сумма пишется прописью: пятнадцать тысяч восемьсот пятьдесят рублей шесть копеек. В соответствующих графах указаны плательщик и получатель денежных средств, расчётные счета плательщика и получателя, названия банков плательщика и получателя. Ниже пишется назначение платежа. Проставляются отметки банка плательщика и получателя. Делается бухгалтерская проводка:
Д-т сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами », К-т сч. 51 «Расчётный счёт».
Также одной из форм безналичных расчетов на ОАО «ЖБШ» является объявление на взнос наличных. Оно доставляется в банк при реализации товаров, работ, услуг за наличный расчёт. Этот финансовый документ состоит из трёх частей:
. объявление;
. квитанция;
. ордер.
При взносе наличных денег в банк на руки выдаётся квитанция, на которой банком проставлен номер финансового документа. Бухгалтер прикладывает квитанцию к расходному ордеру, находящемуся на предприятии. Вместе с выпиской из банка бухгалтер получает ордер под тем же номером, что и квитанция. Само объявление остается в банке.
В банковской выписке учитываются документы, связанные с поступлением и выбытием средств с расчётного счёта, т. е. платёжные поручения и требования, объявления на взнос наличных. Указываются их номера, лицевые счета, суммы и основания движения денежных средств, например, предоплата за размещение рекламы. Подводится итог оборотов и исходящий остаток.
По расчётному счёту как и по кассе составляется Карточка счёта: Расчётный счёт за конкретный месяц. Заполняется она аналогично с той лишь разницей, что вместо приходных и расходных кассовых ордеров учитываются выписки банка.
ГЛАВА 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «ЖБШ»
Большое количество операций на исследуемом предприятии осуществляется наличными деньгами, поэтому необходим наиболее хорошо организованный и действенный контроль за сохранностью, а также поступлением и расходованием денежных средств в хозяйстве.
Для совершенствования контроля за сохранностью и использованием денежных средств в хозяйстве можно применить примерную программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование денежных средств.
Программа состоит из 3-х разделов. В первом разделе рассмотрен контроль условий, обеспечивающих сохранность наличных денег в хозяйстве. Во втором разделе - контроль за сохранностью и состоянием учета денежных средств. Третий раздел отражает контроль за целевым использованием денежных средств. В каждом из разделов оговариваются вопросы проверки, сроки проведения контроля и конкретно лица, которые проверяют тот или иной вопрос. Примерный план данной программы представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Примерная программа внутрихозяйственного контроля за учетом и сохранностью денежных средств в ОАО «ЖБШ»
№Вопросы проверкиСроки проведенияКто проверяет1.Контроль условий, обеспечивающих сохранность наличных денег в хозяйстве1.1.Проверка помещения кассы, прочность закрепления решеток на окнах, состояние печатей на сейфеежедневнокассир1.2.Проверка состояния предупредительной сигнализации и средств противопожарной безопасностиежеквартально, ежедневногл. бухгалтер, гл. инженер, кассир1.3.Контроль за опечатыванием сейфа и помещения кассыежедневногл. бухгалтер1.4.Контроль за обеспечением сохранности денег при их доставке в ТОО и его структурные подразделенияв день получения денеггл. бухгалтер, руководитель2.Контроль за сохранностью и состоянием учета денежных средств2.1.Проверка наличия (инвентаризация)ежемесячногл. бухгалтер,денег и ценных бумагревиз. комиссия2.2.Проверка полноты и своевременности оприходования в кассу наличных денег:ежемесячногл. бухгалтера) полученных из банка б) за реализованную продукцию, услуги и работыпо плану работы систематически;ревизионная комиссия, гл. бухгалтер2.3.Проверка соответствия фактического наличия денежных средств на счетах в банке данным бухгалтерского учетаежемесячно по планугл. бухгалтер, ревизионная комиссия2.4.Проверка порядка регистрации приходных и расходных кассовых ордеровежедневногл. бухгалтер2.5.Проверка соблюдения кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Положением о ведении кассовых операций.систематическигл. бухгалтер, ревизионная комиссия3.Контроль за использованием денежных средств.3.1.Проверка использования полученных из банка наличных денег по целевому назначениюежедневно, по планугл. бухгалтер, ревизионная комиссия3.2.Проверка своевременности и полноты взноса в банк выручкиежемесячногл. бухгалтер3.3.Проверка законности и целесообразности расходования средств подотчетными лицамисистематически по планубухгалтер материальной группы, ревиз. комиссия3.4.Проверка достоверности выписок банка, наличие первичных документов с отметками банка об исполнении и их соответствие выпискамежемесячнозам.гл. бухгалтера3.5.Проверка состояния расчетов с бюджетом, с органами соцстрахасистематическигл. бухгалтер, зам.гл. бухгалтера3.6.Проверка состояния учета расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба, погашения этой задолженностисистематическигл. бухгалтер, ревизионная комиссия
Следует отметить, что исключение выявленных замечаний и применение рекомендаций позволит значительно улучшить организацию бухгалтерского учета на предприятии, избежать различных штрафных санкций и усилить контроль над наличием и движением используемых денежных средств, что во многом способствует улучшению финансового состояния предприятия.
Как недостаток в организации бухгалтерского учёта дебиторской задолженности на предприятии можно отметить то, что в учётной политике не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.
ОАО «ЖБШ» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Учитывая, что отражение резерва в бухгалтерском учёте законодательно не прописано, считаю целесообразным ОАО «ЖБШ» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте.
Преимущество будет заключаться в том, что:
. Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского учёта, не корректируя их;
. Уменьшится количество разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, что во многом облегчит учет данного участка.
Изучение организации системы внутреннего контроля ОАО «ЖБШ» позволяет оценить её эффективность как среднюю. Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов производится только 1 раз год, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.
Организация бухгалтерского учета расчетов в ОАО «ЖБШ» осуществляется в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями с учетом действующего законодательства. В целом же организация бухгалтерского учета на данном предприятии велась в соответствии с требованиями законодательства РК и всех законодательных и нормативных актов. Рекомендации, сформулированные по результатам выполненной работы с разработанными на их основе практических мероприятий, должны обеспечить значительное улучшение организации бухгалтерского учета на предприятии, избежать различных штрафных санкций, что во многом способствует улучшению финансового состояния предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерский учёт денежных средств представляет собой достаточно трудоемкий и объемный участок учета, который требует от бухгалтера достаточного опыта работы и хорошего знание законодательно-нормативной базы. Он должен понимать весь кругооборот учета денежных средств поступления и реализации товаров, начисления и выплаты заработной платы хорошо ориентироваться в современном состоянии рыночной экономики.
Денежные средства являются наиболее ликвидными активами любого предприятия, организация правильного и своевременного учета и анализа денежных средств во многом способствует улучшению хозяйственной деятельности предприятия, а конечном итоге и его финансовому положению. Вся совокупность расчетов может быть разделена на две большие группы:
наличные расчеты - расчеты наличными деньгами по оплате труда, по подотчетным суммам, по служебным командировкам, по текущим хозяйственным операциям и т.д.
безналичные расчеты - расчеты через учреждения банков с помощью записей на открытых в нем счетах.
Для хранения денежных средств и расчетов контрагентами организация открывает банковский счет, на который зачисляются ее денежные средства и с которого производятся ее платежи. Открытие счета означает заключение договора банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет собственника денежные средства и выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других операций. К основным первичным документам, которыми оформляются операции по банковскому счету, относятся платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки, объявления на взнос наличными, мемориальные ордера банка.
Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету на предприятиях регулируется ЦБ РФ.
Каждое предприятие для осуществления своей деятельности в банке открывает текущий расчетный счет для хранения денежных средств.
Безналичные расчеты на предприятиях осуществляются через банки по счету, открытому на основании договора банковского счета.
В данной работе были рассмотрены методы учета денежных средств на ОАО «ЖБШ», как в наличной, так и безналичной форме. Также представлено описание документов, предназначенных для учета денежных средств - приходные и расходные кассовые ордера, объявления на взнос наличными, банковская выписка и т.д. Кроме того, были предложены некоторые методы по улучшению организации учета денежных средств на ОАО «ЖБШ».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Астахов В.П. Бухгалтерский учёт и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 541 с.
. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учёт. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 476 с.
. Богаченко В.М. Бухгалтерский учёт.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009- 574 с.
. Глушков Е.И., Киселёва Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учёт на современном предприятии. Т. 1. - М.: КноРус, 2010. - 1016 с.
. Гусаковская Е.Г. Новое в работе с наличными денежными средствами. // Бухгалтерский учёт. 2010. - № 21.
. Ковалёва А.М. Финансы и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 512 с.
. Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. М.: Финансы и статистика, 2011.- 752 с.
. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 640 с.
. Луговой А. В. Учет приобретения и эксплуатации кассовых аппаратов. // Бухгалтерский учёт. - 2011. - № 2.
. Лытнева Н. А. Учет валютных операций. // Бухгалтерский учёт. - 2013. - № 8.
. Лытнева Н. А. Денежные средства. // Бухгалтерский учёт. - 2013. - № 24.
. Новодворский В. Д. Бухгалтерский учёт и отчётность организации. - М.: Бухгалтерский учёт, 2011. - 366 с.
. Юрчикова Ю.В. Предприятие рассчитывается наличными деньгами: как не допустить ошибку. //Главбух. - 2013. -№ 2.