Организация внеучебной работы по информатике в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    312,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация внеучебной работы по информатике в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Факультет информатики и управления

Кафедра информатики




Курсовая работа

Организация внеучебной работы по информатике в школе

Студентка 3 курса

Шаповал Е.А

Направление подготовки

«Педагогическое образование»

Профиль «Информатика»




Таганрог 2014

ВВЕДЕНИЕ


Информатика - это дисциплина, изучающая информационные процессы, методы и средства передачи, преобразования, хранения, получения, и использования полученной информации.

Информатика - в современном обществе одна из основных отраслей научного познания, которая формирует системно-информационный подход к изучению окружающего мира. Данная область научного знания стремительно развивает и постоянно расширяет область практической деятельности человека, которая связанная с использованием информационных технологий.

Развитие общества на современном этапе характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, которые предполагают направленность образования не только на усвоение обучающимися определенными знаниями, но так же на развитие его личности, его созидательных и познавательных способностей. В условиях массовой информатизации и коммуникации современного общества важную значимость приобретает подготовка нового поколения в области информатики и ИКТ. Именно в рамках данного предмета созданы практически все условия для формирования видов деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: управление объектами и процессами; сбор, хранение, преобразование и передача информации; моделирование объектов и процессов.

Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для учащихся всех ступеней образования количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте.

В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника и грамотность. Знания в данной области необходимы практически каждому человеку. Знание основных принципов работы на ПЭВМ повышает интеллектуальный уровень учащихся, а так же стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.

Нагрузка учебного плана общеобразовательного учреждения не дает возможности проводить уроки информатики чаще одного часа в неделю. Во время практической работы на компьютере превосходство отдается фронтальной работе с обучающимися, так как они еще не имеют необходимые общие знания, умения и навыки, позволяющие использовать самостоятельную работу. В итоге не всегда есть возможность каждому школьнику проявить свои знания на уроке.

Решением данного вопроса я вижу использование внеклассной или внеурочной работы по информатике. Данная работа дает возможность преодолевать барьер в общении с персональным компьютером, в комфортной обстановке, закреплять знания, которые были получены на уроке, выполняя конкретную работу, развивать свой творческий потенциал. Данная работа выполняется в рамках не только учебного предмета «Информатика», но и в рамках других учебных предметов, применяя для достижения цели компьютер, как техническое средство. Все это и есть основная цель работы по информатике во внеурочное время.

Внеклассная работа это одно из важных средств развития личности школьника. Поэтому в качестве темы мы выбрали внеклассная работа по информатике в школе.

Объектом исследования является образовательный процесс в общеобразовательном учреждении.

Предметом исследования выступает организация внеучебной работы по информатике в школе.

Основной целью исследования является организация внеклассной работы по информатике в МБОУ Богдановской СОШ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть понятие и сущность внеклассной работы в школе.

. Ознакомится с целями, задачами и функциями внеклассной работы.

. Изучить методику внеклассной работы по информатике.

. Разработать внеклассное мероприятие по информатике.

Методами исследования являются: изучение, анализ, сравнение педагогической, методической, психологической литературы по данной теме.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ


1.1 Понятие и сущность внеклассной работы


Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во в внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. [15]

Внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки образовательных учебных программ и проводимых школой во внеурочное время. [11]

Как видно из вышеуказанных определений, нет четкого понятия внеклассной работы. Внеклассная работа включает в себя занятия и мероприятия, которые различаются по назначению и методике проведения, по содержанию, по формам и способам руководства. Например, проведение школьных вечеров и праздников, внеклассное чтение, заседание предметного кружка принадлежат к внеучебной работе. В одних случаях руководителем внеклассной работой является учитель (внеклассное чтение, кружок), в других она на основе самоуправления получает характер деятельности учащихся (организация развлечений и досуга).

На основе этого возникает потребность в дифференциации самого понятия "внеклассная работа". Для этого в педагогической практике и литературе используются следующие термины: "внеурочная работа" и "внеучебная работа".

Сама внеурочная работа является продолжением учебного процесса во внеурочное время по целям, содержанию и методам проведения. Она считается продолжением учебного процесса во внеурочное время, и по этому, иногда носит добровольный и самодеятельный характер.

Определяющая роль в организации и планировании внеурочной деятельности принадлежит педагогу. Примером этому может служить работа, которую учителя-предметники ведут в целях коррекции знаний отстающих и по углублению расширению знаний материала, согласно рабочей программе с одаренными учащимися.

Внеучебная работа - это такие занятия во внеучебной деятельности, которые проводятся в ученических коллективах на основе активности, самоуправления, самодеятельности учащихся при наблюдающей и направляющей ролях руководителей класса, а так же учителей-предметников.

Внеклассная работа имеет широкие возможности положительного воздействия на учеников и представляет собой комплекс различных типов деятельности. Внеклассная работа это самостоятельная область учебно-воспитательной работы преподавателя, которая осуществляется при взаимной связи с работой на учебном занятии.

Следует отметить, что работа во внеурочное время может иметь межпредметную связь в силу многообразия возможностей и средств, которые предоставляет компьютер и информационные технологии вообще. Компьютерные способы могут с огромным успехом использоваться во внеклассной работе и по информатике и по всем школьным дисциплинам. Особенность таких способов работы состоит в том, что надлежащие занятия объединяют учеников с разными интересами, которых направляют учителя-предметники, так как, как правило, учителя-предметники не располагают информационными технологиями в достаточной степени.

1.2 Цели, задачи и функции внеклассной работы


Целью внеклассной работы и внеклассных мероприятий является предоставление гармонического и всестороннего развития школьников. Данное требование отвечает базовой идеи воспитания - воспитание человека, который способен в себе совмещать как моральную чистоту и духовное богатство, так и физическое совершенство.

Так как составная часть воспитательной деятельности в школе это и есть внеурочная работа, то она ориентирована на достижение единой цели обучения и воспитания - усвоение ребенком требуемого для жизни в современном социуме общественного опыта и формирование концепции ценностей, принимаемой обществом.

Работа во внеклассное время направлена на разрешение данных задач:

. Создание положительной Я - концепции у школьника, которая характеризуется следующими условиями:)     уверенность в благосклонном отношении к нему окружающих его людей;)     убежденность в удачном овладении любым видом деятельности;)    чувство своей важности.

Данная концепция так же определяется позитивным отношением учащегося к самому себе, а так же объективностью самооценки, которая и есть основа дальнейшего индивидуального развития учащегося.

Многообразная внеучебная деятельность позволяет:

§  выявить индивидуальные возможности ребенка, не всегда демонстрирующиеся на уроке,

§  самореализаваться школьнику, повысить уверенность в себе и его самооценку,

§  обогатить личный опыт учащихся,

§  формировать практические умения и навыки.

. Создание подходящих условий для накапливания навыков сотрудничества, опыта жизни в коллективе.

Учебная деятельность в школе в силу своей специфичности не может обеспечить в полной мере благоприятную основу сплочения коллектива. Однако во внеклассной деятельности учащиеся вступают в многосторонние отношения между собой. В разных типах внеклассной деятельности учащиеся не только раскрывают свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе. Эта задача внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного сотрудничества учеников, что в комплексе и предоставляет огромный учебно-воспитательный эффект.

. Создание необходимости в результативной, общественно-одобряемой работы посредством ознакомление с разными типами работы.

Данная задача осуществляется посредствам прямого ознакомления с разнообразными видами деятельности, а так же посредством создания в согласовании с индивидуальной заинтересованности учащихся к ним.

Во внеаудиторной работе формируются условия для развития умений включаться в результативную и одобряемую обществом деятельность. Этот аспект особенно важен в связи с увеличением числа школьников подросткового периода, которые ведут антиобщественный стиль жизни (алкоголизм, наркомания, преступность и т.п.).

. Создание нравственного, волевого, эмоционального компонентов миропонимание. Развитие познавательного интереса.

При проведении внеклассных занятий посредствам овладения нравственными суждениями создаются и усваиваются нравственные нормы поведения. Посредством эстетического представления в созидательной работе создается и эмоциональная область.

Воспитание и развитие интересов у школьников в процессе внеклассной и внеурочной работы связано непосредственно с решением необходимой задачи: выбором учащимися профессии и подготовкой к трудовой деятельности. Установлено, что многообразные типы внеклассных занятий являются одним из базовых источников появленения профориентационных интересов, а так же профессиональной информированности школьников. Различные виды внеучебных занятий способствуют реализации своих сил в выбранной области деятельности, приобретению профессиональных умений, знаний и навыков.

. Организация свободного времени учащихся.

В данное время необходимо и очень важно удлинить время организованного педагогического влияния на школьников, чтобы предупредить негативные последствия детской безнадзорности.

Перечисленные выше задачи характеризуют базовые способности и направления внеучебной работы на достижение ее главной цели.

В действительной внеклассной работе они рассматриваются в соответствии с особенностями самого педагога, класса, с общешкольной внеучебной деятельностью и т.д.

Цели и задачи внеклассной деятельности определяют ее функции - воспитательную, обучающую и развивающую.

Обучающая функция внеучебной деятельности не имеет такого преимущества, как в учебной деятельности. Во внеклассной деятельности она является вспомогательной с целью наиболее успешного достижения воспитательной и развивающей функций. Данная функция направлена не на формирование концепции научных знаний. Она направлена на обучение определенных норм поведения, жизни в коллективе, навыкам общения и пр.

Однако верное сочетание внеучебной и учебной деятельности обеспечивает наибольшую гибкость целой системы учебно - воспитательной работы. Внеклассная деятельность может быть результативным методом дифференциации обучения и воспитания, сохраняя единый, обязательный минимум учебного процесса. Внеклассная работа так же способна компенсировать его минусы, которые трудно устранить в рамках учебной деятельности, которая насыщенна неотъемлемыми занятиями.

Большое значение во внеклассной деятельности имеет развивающая функция. Данная функция состоит в выявлении и в последующем развитии индивидуальных возможностей, склонностей, интересов у школьников посредством включения их в соответствующую работу. Например, школьника со способностями в артистической направленности, возможно, можно вовлечь в участие в школьных мероприятиях, со способностями, направленными в области информатики можно вовлечь в разработку полезных программ, участие в олимпиаде и составление наглядных дидактических материалов т.д.

1.3 Методика организации внеклассной деятельности по информатике


Имеется конкретная последовательность организации и проведения внеклассной деятельности для того чтобы указанные выше требования реализовались на практике. Внеклассная работа может использоваться при проведении индивидуальной и массовой работы. В данном виде деятельности много простора для творческой деятельности учителя в выборе формы, содержания и методов занятий. Но в методике их реализации должны быть некоторые общие методы. Прежде всего, для того чтобы прослеживались ключевые этапы в осуществлении воспитательного события. Это исследование и установление воспитательных задач, организация и имитация будущей внеклассной деятельности, практическое осуществление модели и рассмотрение проведенного события.

.        Исследование и установление воспитательных задач.

Данный пункт разработки мероприятия направлен на исследование особенностей каждого школьника и класса в целом. Так же на определение более важных задач для осуществления успешного воспитательного влияния. Целью это этапа является справедливая оценка педагогической деятельности, которая состоит в установлении ее позитивных аспектов (наилучшее в ребенке, в коллективе), и того, что имеет необходимость в исправлении, развитии и подборе более значимых задач.

Исследование воспитательных задач осуществляется с помощью способов педагогического изучения, главным среди которых в данном пункте считается наблюдение. Благодаря методу наблюдения учитель накапливает информацию о школьниках и коллективах. Самым информативным методом исследования считается беседа, при этом не только со школьниками, но и с их родителями и учителями-предметниками.

.        Подготовка и имитация внеурочной воспитательной деятельности

Данный пункт заключается в построении педагогом модели некоторой формы работы. Даже у самого профессионального учителя успех внеурочных мероприятий во многом зависит от предыдущей подготовки к мероприятиям. Поэтому любое занятие следует методически подготовить и создать модель проведения занятия.

Учитель привлекает учащихся при планировании мероприятия. В старшем звене данную работу учащиеся могут проделать как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Умение составить план к внеклассному мероприятию является элементом научной организации деятельности преподавателя и учащихся в области внеклассной деятельности.

Итоги моделирования мероприятия отображаются в плане внеурочного мероприятия, который обладает следующей структурой:

. Тема - название занятия.

. Цели и задачи мероприятия.

. Материалы и техническое обеспечение.

. Формы проведения.

. Места проведения.

. План - конспект проведения мероприятия.

В заглавии мероприятия отображается тема внеурочного мероприятия, которое обязано точно показывать содержание мероприятия, и быть кратким, привлекательным.

Подготовку мероприятия целенаправленно начинать не только с определения целей и задач, но и подбора отвечающих им методов и форм проведения, а также назначения и место в воспитательной системе в данном коллективе. В этом проявляется единый подход в воспитании учащихся. Следовательно, важно заблаговременно и в полной мере выяснить воспитательные возможности обозначенного мероприятия и установить взаимосвязь между запланированным занятием и другими, которые составляют в совокупности учебно-воспитательной систему данного коллектива. При подготовке мероприятия важно следует учесть и предыдущую воспитательную работу в данном коллективе, и ее результативность.

Цель внеурочного занятия обязана отображать развивающую, формирующую, воспитательную, корректирующую функции. Но функция обучения может быть реализована в качестве одной из задач мероприятия. Очевидно, что только объяснение нового материала не может являться целью внеурочного мероприятия. Задачи внеклассного мероприятия обязаны быть конкретными и отображать содержание мероприятия. Чем точнее учитель сформулировал задачи и цели внеурочного мероприятия, тем определеннее будут представления учителя о желаемых результатах. В согласовании с целями, задачами, актуальными функциями внеурочной деятельности и результатами изучения устанавливается содержание, выбираются конкретные средства, методы и формы. К техническому обеспечению внеурочного мероприятия относятся следующие средства: программные средства, пособия, видеофильмы, диапозитивы, информационные ресурсы, игрушки, музыкальное оформление литература, и пр. Важно вовремя подготовить рабочую область для проведения мероприятия (ручки и карандаши, бумагу, ватман; места для представителей жюри, зрителей и команд и т.д.). Главное место в подготовке внеклассного мероприятия занимает отбор и подбор материала. От характера внеклассного мероприятия зависит время для подготовки материала. Например, чтобы подготовить материал для вечера, диспута или смотра требуется много времени: это время используется учителем или учащимися для сбора фактов, чтения необходимой литературы, подготовки докладов, выступлений, выполнения учениками различных проектов и заданий и т.п.

Данная подготовительная работа с учениками иногда оказывается более значимой не только в воспитательном, но и в образовательном процессе. Если для подготовки материала много времени не занимает (например, экскурсия или поход в кино), учителю необходимо заблаговременно ознакомиться с местом посещения. Формой проведения внеурочного занятия может быть викторина, экскурсия, олимпиада, конкурс и т.д. В этом случае форму проведения мероприятия объединяют вместе с названием в плане, например: «Турнир юных информатиков», «Викторина по информатике». Место проведения определяется требованиями к форме мероприятия, к материальной базе, количеством участников и т.п.

План мероприятия заключает в себе описание методов воспитания, содержания и представляет собой последовательное, подробное изложение содержания или тезисный план. При построении хода мероприятия необходимо учитывать его и структуру, и продолжительность. Внеклассное мероприятие продолжительностью от 15-20 мин должно быть для младших школьников и до 1-2 ч для учеников основного и старшего звена.

Следует так же отметить и такой важный момент подготовки занятия, как организационная работа. Учитель руководит ею и привлекает учащихся. Учитель следит, как распределяются поручения, контролирует их и помогает выполнить. Задания, требующие ответственности могут быть даны группам учащихся, классам. Для организации масштабных мероприятий целесообразно создавать организационные комитеты или проводить соревнования на лучшую подготовку. Учитель способствует развитию у школьников самостоятельности и ответственности, формирует у учащихся организаторских умений, опираясь на инициативу учащихся.

Перед проведением мероприятия должны быть подготовлены и заблаговременно вывешены объявления о предстоящем мероприятии, а за день до проведения мероприятия - плакаты с надписями в виде напоминаний: «КВН в …часов», «Все на КВН», «А ты придешь на КВН?».

. Практическое осуществление модели

Практическое осуществление модели мероприятия направлена на достижение задуманной внеклассной работы в педагогическом процессе.

Для того, чтобы сохранить внимание и интерес у школьников, занятие должно проходить организованно. Очень многое зависит от подготовленности ведущего, его способности быть отличным организатором, эрудиции. Ведущий мероприятия обязан не только проявлять гибкость и находчивость в неожиданных ситуациях, но и уметь установить контакт со слушателями, расположить их к себе. В сложных (не сложившихся) коллективах, независимо от возраста учащихся, учителя обычно сами проводят внеклассных занятия.

В школе следует больше времени уделять предметным неделям, которые должны быть связанны единой целью и идеей. Для эффективной реализации в практической деятельности, многообразных по своему содержанию и своим методам, внеклассных мероприятий следует соблюдать четыре основных этапа мероприятия.

.        Организационный момент (продолжительность 0,5-3 мин).

Педагогическая цель: настроить школьников на внеклассную работу, тем самым вызвать положительные эмоции, интерес к ней.

Типичные ошибки: затянутость, дублирование начала урока.

Рекомендации: более эффективному настрою школьников на внеклассную деятельность способствует занимательный материал на данном этапе: использование проблемного вопроса, загадки, игрового момента, переход школьников в другое помещение, звукозаписи и т.д.

.        Вступительная часть мероприятия (1/5 - 1/3 времени от всего мероприятия).

Педагогическая цель: расположить учащихся к внеклассному мероприятию. Учитель на данном этапе определяет, насколько совпадает его педагогический мониторинг с реальностью сравнительно возможностей школьников, их личностных качеств, уровня активности, осведомленности по теме мероприятия, интереса и т.д.

На данном этапе учителю требуется не только заинтересовать учащихся, но и определить, насколько мероприятие нуждается в коррективах.

Типичная ошибка - пренебрежение данного этапа из-за боязни учителя спонтанной реакции школьникам. Учитель переживает, что учащиеся скажут или сделают не то, что ожидается учителем. Вводную часть учитель основывает не на детской активности, а на собственной. Он исключает обратную связь, отводя школьникам роль инертных слушателей, и не придает значения чувственному настрою школьников.

Рекомендации: данный этап мероприятия может представлять собой, в зависимости от содержания, вводную беседу или разминку. В первом случае используются наводящие вопросы, во втором задания. Задания, которые даются должны быть и интересными, и построены так, чтобы давать информацию для учителя о том, насколько учащиеся готовы к восприятию материала. На данном этапе мероприятия должны быть сформированы основные представления школьников о предстоящем мероприятии. Так же должны быть разъяснены правила, критерии оценки.

.        Основной этап мероприятия должен быть самым продолжительным по времени (1/3 от всего занятия).

Педагогическая цель: осуществление основной цели мероприятия.

Типичные ошибки: создание учебной атмосферы занятия, отсутствие наглядности, активность учителя при частичной или полной пассивности школьников.

Рекомендации: воспитательный результат в реализации функций внеклассной деятельности будет выше, если школьники максимально задействованы. В активизации школьников на внеклассном занятии первое место занимает создание эмоциональной атмосферы, особенной для данного мероприятия, которая отличается от учебного занятия.

Эффективность этого этапа возрастает, если учитель использует по возможности различные методы формирования поведения: игру, упражнение, поручение; если учитель включает различные виды работы: творческую, трудовую, игровую и др.

.        Заключительный этап ( 1/4 - 1/5от времени мероприятия).

Педагогическая цель: подготовить школьников на практическое использование приобретенных навыков в их внешкольной жизни. Из этого следует, что заключительная этап дает учителю вероятность реализации воспитательного воздействия на школьника в иной среде.

Типичные ошибки: данный этап вообще игнорируется или сводится к типичным вопросам школьного урока: «Что узнали нового?», «Понравилось?».

Рекомендации: определенные задания в виде теста и в удобной, привлекательной для школьников форме (мини-викторина, кроссворд и др.) для определения основных результатов. Заключительный этап может использоваться учителем для развития инициативы школьников в проведении следующих занятий.

. Анализ проведенного мероприятия

Анализ проведенного мероприятия направлен на обнаружение проблемных и удачных моментов, выявление их причин, последствий. Данный этап важен для коррекции воспитательных форм, задач, содержания и дальнейшего планирования внеклассной деятельности.

Подведение итогов воспитательного занятия - значительный момент, который часто недооценивается учителями. Здесь ответственна роль учителя, который должен сделать заключение, оценить недостатки и достоинства проведенной работы.

Правильный анализ занятия позволяет создавать условия для качественного планирования и улучшения всей внеурочной деятельности в дальнейшем. Педагогический анализ внеклассного мероприятия, проведенного в школе, может проводиться в соответствии со следующими аспектами:

) присутствие цели;

) современность и актуальность темы;

) направленность мероприятия;

) научность и глубина содержания, соотношение возрастным особенностям школьников;

) подготовленность учащихся и учителя к работе, четкость и организованность проведения мероприятия.

Состояние и результаты внеклассной и внеучебной деятельности необходимо регулярно обсуждать на методических объединениях и педагогических советах. К полноценной оценке проведенных внеклассных занятий следует привлекать учащихся, используя школьное радио, стенгазеты и выставки.

 

Выводы


В современном обществе одной из главных задач образования является создание полных условий для личностного развития учащихся. А так же формирование активной точки зрения каждого школьника в учебном процессе. Все это способствует применению активных способов обучения и является базой развития познавательной компетентности учащегося. Активные познавательные способности развиваются и формируются в процессе познавательной деятельности. Школьник является не просто слушателем, а активным участником в познавательном процессе, школьник своим трудом добывает необходимые ему знания. Именно метод активного обучения - это самая первая искорка, которая разжигает огонь любознательности у школьников. Учитель-предметник, а так же классный руководитель использует поисково-творческий характер при проведении внеклассного мероприятия, в отличие от авторитарного характера обучения. В качестве основных достоинств выступают: развитие социальных навыков, высокая степень самостоятельности, сформированность умений добывать знания, инициативности.

Одним из деятельных методов учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность по информатике. Правильно организованная внеклассная деятельность в школе носит огромный воспитательный характер. Внеклассная деятельность расширяет и углубляет знания учащихся, которые они получают на школьном занятии. Это позволяет приобрести множество полезных навыков, необходимых в жизни. Внеурочная работа упрощает индивидуальный подход к учащимся и способствует глубокому усвоению знаний.

познавательный информатика школьник внеклассный

ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ


2.1 Виды внеклассных работ по информатике


В школе используются такие виды внеклассной работы, как кружок, конкурсы, факультативные занятия, ведение классного уголка, час занимательной информатики, олимпиады, экскурсии, ведение предметного классного уголка, выпуск газеты и т.п. Рассмотрим отдельные виды из них:

. Кружок.

Начиная со 2 класса для детей, проявляющих большой интерес к информатике, создаются кружки, которые проводиться регулярно с постоянным составом школьников параллельных классов. Кружки проходят не чаще двух раз в учебную неделю и имеют общую продолжительность не более 60 минут.

Занятия творческой деятельностью на кружках с применением информационных технологий должны организовываются не раньше, чем через час после учебных занятий.

Какие кружки информатики могут быть?

•    «Компьютерный дизайнер»;

•    «Игромания»;

•    «Юный программист»;

•    «Компьютер - художник» и т.п.

2. Факультативы.

Организуются для всего класса. Такие занятия ориентированы на более углубленное приобретение знаний и навыков материала по информатике. Проводятся один раз в учебную неделю в компьютерном классе.

. «Занимательная информатика».

Проводится для всего класса. Продолжительность данного вида внеклассной деятельности 30 - 45 минут. Продолжительность зависит от возраста школьников. Данное занятие может быть проведенено 1-2 раза в учебный месяц. Работу можно спланировать в виде игры, но при этом желательно использовать рисунки, красочные плакаты, чтобы сформировать эмоциональное настроение у школьников.

. Конкурсы, олимпиады.

Для того чтобы выявить лучшего знатока информатики в классе проводятся тематические конкурсы. Тема такого конкурса, время его проведения обсуждаются заранее. Преподаватель проводит работу по объяснению и разъяснению задач и целей, для того, чтобы у школьников проявились интерес и желание к участию.

Олимпиады имеют такие же цели, как и конкурсы. Олимпиады позволяют из параллельных классов выбрать более способных школьников, которые проявляют интерес к нешкольной информатике. Олимпиады обычно проводятся в 3 этапа: школьный, районный, городской.

. Уголок современной информатики.

Ведению внеклассной деятельности по информатике способствует и наличие классного уголка. В нем могут быть размещены выпуски школьной газеты, вырезки из журналов газет о новинках в компьютерной технике и играх. Для организации контроля над подобными заданиями в классном уголке может быть помещена таблица результатов, в которой размещен список учащихся класса и коробка или конверт для их ответов. По истечении определенного срока преподаватель проверяет конверты с ответами, оценивает работу в баллах, а результаты заносит в таблицу. Ошибки анализируются или после уроков или на внеклассном занятии.

Если учащиеся уже в достаточной мере овладели навыками работы на ПК, то выпуск газет следует набирать в текстовом редакторе и после распечатать. Иначе газета может быть стенной.

Темами для выпусков могут служить следующие высказывания: «Компьютер в жизни человека», «Как появился и из чего состоит компьютер?», «Информация в жизни человека», «Интернет - запретов нет», «Вирусы и антивирусы» и т.п. Но, выпуски газет могут быть, и посвящены не только темам по информатике, но и жизни школы, класса. Номера могут выходить периодически. И поэтому целесообразнее выпускать номера газеты после изучения какой-либо темы или раздела по информатике; по итогам проведенного мероприятия или к празднику.

Но, не смотря на такое многообразие форм внеклассной деятельности по информатике, основная цель внеурочной деятельности заключается в повышении интереса к изучению данного предмета, и углублении знаний школьников.

2.2 Метод проектов


В процессе «обучения - учения» постоянное происходит взаимодействие педагога и учеников. Процесс обучения каждым из школьников осуществляется по-разному: одни не могут показать в полной мере усвоенные знания, другие на основе уже полученного опыта показывают свои способности, а третие установили определенную манеру своего отношения к информатике и упорно «не хотят» учиться. Невозможно отрицать личностное восприятие или, наоборот, не восприятие учителя школьником и, наоборот, что в свою очередь также, оказывает большое влияние на процесс обучения.

Внедрение в педагогические технологии элементов проектной деятельности школьников позволяет преподавателю не столько учить, а сколько направлять их познавательную деятельность в нужное «русло». Одним из более распространенных видов исследовательской деятельности в процессе воспитания и обучения в современном образовании есть метод проектов. Школьный предмет информатика не является исключением и на уроках и во внеурочной деятельности широко используется данный вид исследовательской работы.

По своему определению проект - это комплекс определенных действий, направленных на реализацию творческой деятельности учащихся.

Метод проектов в современном образовании учитывается как альтернатива учебной системы. Современный проект школьника - это средство, позволяющее дать толчок познавательной деятельности, развивать креативность и формировать определенные личностные качества.

Метод проектов по информатике - это педагогическая технология, которая ориентирована не на объединение полученных знаний, а на применение полученных знаний и приобретение новых, с использованием информационно -телекоммуникационных технологий.

Главной задачей метода проектов является исследование учащимися совместно с преподавателем окружающего мира. При создании проекта учащиеся должны делать все самостоятельно: составить план своей деятельности, выполнить необходимые задания, произвести анализ соей работы, оценить работы других учащихся и, конечно же, они должны понимать, зачем и для чего выполняли данную работу.

В основе данной деятельности лежит развитие творческих, познавательных навыков школьников, умений осваиваться в информационном обществе, умений к самостоятельной модернизации своих знаний, развитие мышления.

Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную работу школьников: групповую, парную, индивидуальную, которую они выполняют в течение указанного учителем отрезка времени. Такой подход сочетается с групповым подходом к учению.

Метод проектов предполагает решение определенной проблемы, которая предусматривает использование различных методов и объединение знаний и умений из многообразных областей техники, творческих областей, технологии, науки. Проектная деятельность предполагает как наличие и осознание определенной проблемы, так и процесс ее решения.

Исследовательский предмет может быть:

·  монопредметным: выполняется на основе материала одного предмета;

·        межпредметным: выполняется на основе материала по нескольким предметам;

·        надпредметным: этот проект выполняется в ходе изучения интегрированных курсов, факультативов.

Межпредметный проект «История письменности» в 5 классе

С самого детства ребенок привык к русскому алфавиту и буквам. Ребенок не задумываемся о том, как ему удаётся передавать любые слова и звуки, используя сочетание кружков и палочек. А что вообще человек знаем о возникновении письменности? Как появились буквы нашего алфавита? Почему они именно таким образом отображаются при написании? Найти ответы на такие вопросы это очень трудно, но интересно!

При изучении базового курса информатики в 5 классе работая по УМК Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 можно уделить немало времени внеклассному мероприятию - проекту «История письменность» (Приложение 1). Согласно методическим рекомендациям данное мероприятие уместно проводить в конце учебного года, после изучения курса «Древняя история». Но само задание выдается согласно тематическому планированию (в начале учебного года).

Цели мероприятия: систематизировать, обобщить, расширить знания по теме «История письменности», научить учащихся представлять собственные проекты на обсуждение и оценивать проекты других учащихся.

Мероприятие уместно проводить в конце учебного года, когда школьники уже могут создавать проекты-презентации на ПК, а так же владеют необходимыми навыками отбора информации и систематизации данных.

По мере работы над проектом школьниками проводятся промежуточные обсуждения полученных итогов в группах. В процессе всей работы школьники обучают друг друга. В результате работы прослеживается чёткая связь между предметами: информатика и история.

Школьники вольно высказывают свою точку зрения по данной проблеме и обсуждают ее в группах, перед одноклассниками. Все это позволяет им выработать собственную гражданскую позицию, быть общительными, что в свою очередь пригодится им в жизни.

Образовательная:

·    обобщать, систематизировать, расширять знания по теме «История письменности»,

·        научить учащихся представлять свои проекты на обсуждение и оценивать проекты других учащихся;

Развивающая:

·    формирование интереса к информатике и истории,

·        формирование потребности в самообучении и саморазвитии,

·        раскрытие творческого потенциала у учащихся;

Воспитательная:

·    воспитание культуры интеллектуального труда.

·        воспитание самостоятельности,

Тип урока: интегрированный урок-мероприятие «информатика и история».

Формы работы: мини-исследование, беседа, групповая работа.

Подготовительная работа.

Основные этапы работы над проектом:

1. Тема проекта: «История письменности». Существует много информации о том, как развивалась письменность у разных народов. При работе над проектом учащимся необходимо систематизировать те знания, которые они получили на уроках информатики и истории. Для этого учащиеся используют различные источники информации, и отвечают на вопросы в рабочей тетради по информатике (задание 5 стр. 6 9 (Приложение 2)).

2.      За две недели до данного урока школьники разбиваются на 5 подгрупп (метод жеребьёвки). Каждой группе выдаётся задание по одному из раздела проекта (Древнее Двуречье, Древний Египет, Индия и Китай, Финикия, Древняя Греция). Учащиеся должны собрать необходимый материал и вписать ответы на вопросы, представленные в печатной тетради. Учащиеся они могут поделить вопросы в группе между собой.

.        При подготовке к защите проекта возможно обращение за помощью к учителям информатике и истории.

.        Весь собранный и систематизированный материал предоставляется в виде презентации. Данную презентацию учащиеся подготавливают или дома, или после уроков, непосредственно в кабинете ВТ.

.        Защита проектов осуществляется на завершающем уроке по курсу 5 класса. Каждая из 5 подгрупп представляет свой проект-презентацию. Остальные школьники оценивают проект.

 

Выводы


Проектное обучение-воспитание обладает множеством вариантов: по формам организации мероприятия, по продолжительности работы над поставленной задачей, по формам представления итогов работы.

Работа над проектом включает следующие этапы: подготовка к проекту, планирование проекта, исследование необходимого материала, получение итогов и выводов, представление отчета по проекту, оценка итогов и процесса.

Проектная методика, которая используется во внеклассной деятельности, дает много преимуществ в плане развития познавательной деятельности учащихся. Это поясняется тем, что учитель ставит только задачу проекта, а вся деятельность по сбору и отбору необходимой информации, подбор методов исследования и анализ полученных результатов проводят учащиеся.

Метод проектов все чаще включается во внеклассную деятельность по предмету на уровне не только начальной школы, но и среднего и старшего звена. Как правило, проекты организуются среди подгрупп класса и носят творческий характер, требующий от школьников не только необходимого уровня знаний, умений, навыков по предмету, но так же и интереса узнать что-то новое, активности в поиске и анализе необходимой информации для проекта, заинтересованности в достижении поставленных задач и целей.

Виды внеурочной деятельности, перечисленные выше, на практике преподавания информатики в школе могут быть использованы в разных формах. Анализ методической литературы, статей учителей-практиков, которые работают в системе информационной подготовки школьников, показывает, что использование данных видов деятельности позволяет организовать интересные, познавательные и оригинальные формы проведения внеклассных занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Внеклассная работа по информатике является частью учебного процесса в школе.

Ее существенное отличие это принцип построения на добровольной основе. В данном направлении учащимся не выставляют оценок, и предусматривается способ поощрения.

Для внеклассной деятельности преподаватель подбирает и материал, который дополняет изучение базового курса информатики, и материал с повышенной трудностью, но с учетом преемственности с учебной работой. В отличие от школьного урока внеклассная деятельность носит развлекательный характер.

Базовые задачи внеурочной работы:

•  расширение и углубление знаний, практических навыков работы на ПК;

•  развитие внимания, логического мышления, смекалки, памяти;

•  выявление более способных одаренных детей;

•  вовлечение детей в занимательные занятия, тем самым укрепляя дисциплину, воспитывая настойчивость, организованность любовь к труду, и коллективизм.

Принципы построения внеучебной работы:

1.   Внеурочная деятельность - добровольное дело. Нельзя принуждать школьников к участию в данной деятельности. Однако необходимо планировать мероприятия так, чтобы учащимся было интересно.

.     Содержание внеклассной работы должна быть тесно связана с учебной программой, что создаст благоприятные условия для овладения программой.

.     Чтобы вызвать и поддержать энтузиазм к занятиям по информатике, учителю необходимо применять разнообразные методы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Босова Л.Л. Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

2.      Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. Информатика и ИКТ- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

.        Босова Л.Л. Методическое пособие информатики в 5 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

.        Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

.        Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

.        Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

7.     Глинка Н.В. Школьные олимпиады. Информатика. 8-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007. - С. 240

.       Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике./ Информатика №23/2004, стр.11, 19, 27

9.      Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение,1980. - 87 с.

10.   Лапчик М.П., И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.

11.   Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - С. 271

13.   Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

14.    Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 223с.

.        Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А.Смирнова. - М.:Академия,1998.-512 с.

.        Программы общеобразовательных учреждений. Информатика - М.: Просвещение, 2002.

.        Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы: Международная заочная научно-практическая конференция. 07 апреля 2014 г. / гл. ред. Романова И.В. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. - 264 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1

Проект: «История письменности»

Цели мероприятия:

образовательная:

·    обобщать, систематизировать, расширять знания по теме «История письменности»,

·        научить учащихся представлять свои проекты на обсуждение и оценивать проекты других учащихся;

развивающая:

·    формирование интереса к информатике и истории,

·        формирование потребности в самообучении и саморазвитии,

·        раскрытие творческого потенциала у учащихся;

воспитательная:

·    воспитание культуры интеллектуального труда.

·        воспитание самостоятельности,

Тип мероприятия: интегрированный урок-мероприятие «информатика и история».

Формы работы: мини-исследование, беседа, групповая работа.

Приборы и оборудования:

.     Компьютерный класс, проектор, экран.

2.      Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса»,

.        Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса»,

Защита проектов учащихся проходит в течение 3-х уроков информатики, каждый урок имеет общую структуру. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя.

План урока

.     Организационный момент

2.      Вступительное слово учителей

.        Выступление подгрупп

.        Заключительное слово учителей. Итог мероприятия.

.        Домашнее задание.

Ход мероприятия

.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока и его целей.

. Вступительное слово учителей.

Сообщение критериев оценки работ одноклассников.

. Выступления подгрупп.

Школьники защищают свои проекты группами. Остальные школьники кратко записывают ответы на недостающие у них вопросы в рабочей тетради и оценивают представленные работы. На уроках ощущается творческий потенциал.

. Заключительное слово учителей. Итог урока.

Учащиеся говорят, что нового они узнали при работе над проектом и в ходе заключительного урока.

. Домашнее задание.

Подготовить презентацию «Что мы узнали нового в 5 классе».

Приложение 2

Фрагмент рабочей тетради по информатике для 5 класса







Похожие работы на - Организация внеучебной работы по информатике в школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!