Бухгалтерский учёт реализации молока КХ 'Ключики' Островского района Костромской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учёт реализации молока КХ 'Ключики' Островского района Костромской области

План

Введение

.Теоретические аспекты учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг

.1Нормативное регулирование учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг

.2Экономическая сущность процесса реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг и его оценка

.3Современные проблемы учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг

. Краткая природно-экономическая характеристика предприятия

. Учет реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг и расходов на продажу

.1 Учет продаж сельскохозяйственной продукции, работ и услуг

.2 Учет расходов на продажу

Заключение

Список использованных источников

Введение

Реализация продукции производственным предприятием является важнейшим показателем объема его деятельности.

Реализацией готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.

Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками) или путём свободной продажи через розничную торговлю. В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др.

У покупателя право собственности на приобретаемую продукцию возникает с момента ее передачи (ст. 223 ГК РФ). Передачей продукции признается вручение ее потребителю, сдача перевозчику для отправки потребителю или сдача в организацию связи для пересылки потребителю. Продукция считается врученной покупателю с момента ее фактического поступления во владение покупателя или указанного лица. К передаче продукции также приравнивается передача на нее товаросопроводительных документов [2].

Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отгрузки (отпуска) продукции и предъявления покупателем платежно-расчетных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю. Конкретный вариант учета реализации предприятие определяет самостоятельно, в соответствии со своей учетной политикой.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики с учетом жесткой конкуренции необходимо грамотно и точно вести все действия по отгрузке и реализации готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Изучая учет реализации продукции, работ, услуг важно уяснить, от чего зависит увеличение объема реализации, каков порядок учета реализации продукции, работ, услуг.

Основной целью организации производства является максимальное получение прибыли, потому что именно прибыль становится основным источником, за счет которого финансируется воспроизводство, и решаются социальные проблемы в трудовом коллективе любого предприятия.

Величина прибыли, как одного из важнейших показателей деятельности организации, во многом зависит от объема реализации. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета особое место занимают учет, отгрузка и реализация готовой продукции.

Работая в условиях рынка и конкуренции, собственник вынужден постоянно анализировать выгодность приобретения и производства различных видов средств, соизмерять затраты и потенциальную прибыль от своей деятельности. В новых условиях у организаций возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу.

Цель данной работы - рассмотреть порядок учета реализации готовой продукции (работ, услуг), порядок формирования финансовых результатов от реализации, документальное отражение этих операций.

Задачи исследования - раскрыть экономическую сущность процесса реализации, дать краткую экономическую характеристику исследуемой организации, рассмотреть документальное оформление операций по реализации продукции (работ, услуг) и расходов по реализации, изучить порядок определения финансового результата от реализации, указать направления совершенствования бухгалтерского учета.

Объект исследования - КХ «Ключики» Островского района Костромской области

Предмет исследования - бухгалтерский учёт реализации молока в КХ «Ключики».

При написании курсовой работы были использованы законодательные акты, экономическая и учебная литература, экономические газеты и журналы, статистические сборники.

1.Теоретические аспекты учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг

.1 Нормативное регулирование учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг

Основными нормативными документами, регулирующими учет реализации продукции, являются:

)Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ;

)Гражданский Кодекс РФ. Части I, II;

)Налоговый Кодекс РФ. Части I, II;

)План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 г. № 94н;

)Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) , утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 года №156н;

)Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н;

)Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли. Утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08. 92г. №552, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ;

)Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н ( в ред. от 08.11 2010г. №144н)

)Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», ПБУ 10/99 от 27.11.2006г. №33н;

)Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», ПБУ 1/08 от 11.03.2009г;

)Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99 от 18.09.2006г. №43н;

Согласно Положению по бухгалтерскому учету « Доходы организации», ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н,

доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Для целей настоящего Положения не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

задатка;

- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы;

Для целей настоящего Положения доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения).

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).

В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Прочими доходами являются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества)

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов;

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. [9].

Согласно Положению по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

Величина расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, определяются в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 6 настоящего Положения.

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

Суммы уценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов.

Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок [10].

.2Экономическая сущность процесса реализации продукции и его оценка

Завершающим этапом оборота хозяйственных средств, в результате которого произведенная продукция передается покупателю за установленную договором плату является реализация продукции.

Вступившее в силу с 1 января 2000 года Положение по бухгалтерскому учету Доходы организации (ПБУ9/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.99 №32н, вносит существенные изменения в понятие реализации (продажи) и признания доходов от реализации, учет бухгалтерских сделок, исполнение договоров коммерческого кредита, суммовых разниц или реализации на условии «валютной привязки цен» и т.д [9].

Определение понятия «реализация» не дано ни в одном нормативном документе по бухгалтерскому учету. Такое определение есть в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где реализация - это отчуждение имущества, то есть передача права собственности на него в результате сделки купли - продажи, поставки, мены, порядка, услуги и так далее. Еще более определенно об этом сказано в части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации: реализация товаров (работ и услуг) - это передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, а также результатов выполнения работ или оказания услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных Налоговый Кодекс Российской Федерации, передача собственности на товар, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказания услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

На производственных предприятиях процесс реализации - совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей произведенной продукции.

Согласно мировым стандартам, реализованной считается отгруженная продукция, независимо от срока оплаты.

Реализация (продажа) продукции - это необходимое условие возобновления цикла производства. Задержка в реализации продукции свидетельствует о том, что произведена продукция, ассортимент и качество которой не отвечает спросу потребителя.

Реализация продукции осуществляется, как правило, посредством заключения договоров поставки или через розничную продажу.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие планирует объемы реализации выпускаемой продукции, а также сумму ожидаемой прибыли. Это возможно потому, что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию, в состав их включается определенная сумма или процент прибыли (дохода).

В настоящее время официально закреплено существование 2-х основных видов цен:

свободные отпускные цены и тарифы;

государственно регулируемые оптовые цены и тарифы.

Размер отпускной цены во многом зависит от условия «франко» которое должно быть оговорено в договоре между производителем продукции и ее покупателем.

Франко (от итал. Franco - свободный) - это условие продажи, по которому покупатель освобождается от части расходов по погрузке и транспортировке продукции, входящих в цену товара, например, условие «франко-вагон» означает, что все расходы по погрузке товара в вагон несет продавец.

При определении цен на внутреннем рынке чаще других исполняются следующее виды условия поставки:

франко-склад поставка - в цену, помимо заводской цены, входят расходы, в связи с отгрузкой продукции (погрузочно-разгрузочные работы);

франко-станция отправления - в цену включается стоимость погрузки продукции в вагоны;

франко-вагон станция назначения - в цену включается только сумма железнодорожных тарифов;

франко-склад покупателя - в цену включается стоимость работ по отгрузке, железнодорожных тариф, стоимость работ по разгрузке продукции на станции назначения, транспортные расходы до склада покупателя и стоимость расходов разгрузки на этом складе.

Цена реализации продукции устанавливается с учетом ее полной себестоимости, нормы прибыли и налог на добавленную стоимость, а в случае реализации продукции за наличный расчет с учетом налога с продажи.

Немаловажное значение при определении отпускной цены имеют спрос на производимый товар и его предложение на рынке. Согласно п.5 ст. 40 Налогового Кодекса Российской Федерации рынком товаров (работы, услуги) признается сфера обращения этих товаров (работы, услуги), определяемая возможностью покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (продать) товар (работы, услуги) на ближайшей к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации [4].

С введения в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации предприятия получили большую свободу в выборе отпускной цены. Ранее, например, реализация продукции по ценам, не превышающим фактическую себестоимость, была чревата для предприятия исчислением и уплатой налогов, исходя из рыночной цены. После принятия части первой Российской Федерации требование применения рыночной цены для расчета налогов в случае реализации продукции по ценам не выше себестоимости отменено. Согласно п.1 ст. 40 Налогового Кодекса Российской Федерации, установившему принцип определения цены товара, работы или услуг для целей налогообложения, для этих целей применяется цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен [4].

Возможность налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам ограничена. В соответствии с п. 2 ст. 40 Налогового Кодекса Российской Федерации такой контроль возможен лишь в следующих случаях:

)по сделкам между взаимосвязанными лицами;

)по товарооборотным (бартерным) операциям;

)при совершении внешнеторговых сделок;

)при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товаром (работ, услуг) в пределах непродолжительного периода времени [4].

При реализации своего права на осуществление контроля за ценами сделок налоговый орган может внести решение о доначислении налога и пени, рассчитываемых каким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствие товара, работы или услуг. Обязательным условием является мотивированность такого решения.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работы, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Под идентичным следует понимать товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитывается, в частности, их физические характеристики, количество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товара незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из сложных компонентов, что позволяет им выполнить одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимосвязанными. При определении однородности товаров учитывается, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При реализации товара (работ и услуг) по государственным ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В целях бухгалтерского учета реализованной считается продукция, право собственности на которую перешло к покупателю. Переход права собственности в общем случае осуществляется в момент отгрузки продукции.

Выручка от реализации продукции является объектом налогообложения для некоторых видов налогов, в частности налога на добавочную стоимость.

Операции по реализации продукции находят отражение на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». В новом Плане счетов, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по продаже ценностей предусмотрены счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» раздела VIII «Финансовые результаты». Вторым счетом в проводке, отражающей выручку от реализации, является счет расчетов с покупателями и заказчиками - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Оплата продукции покупателем может быть произведена сразу же после ее отгрузки или через определенное время (до истечения определенного договором срока). Задолженность покупателя за реализованную ему продукцию (дебиторская задолженность), не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, признается согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета сомнительным долгом [6].

Снизить риск неплатежей по реализации продукции поставщик может, включив в договор с покупателем условие о частичной (или полной) предварительной оплате продукции.

В этом случае сумма поступившего платежа (аванса) подлежит зачислению на счет 64 «Расчеты по авансам полученным», специально предназначенный для учета сумм полученных авансов учитывается до момента отгрузки продукции.

Как уже было сказано, момент реализации продукции определяется по ее отгрузке. Однако для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работы, услуги) определяется либо по мере ее оплаты - по мере поступления средств в кассу, либо по мере отгрузки продукции и предъявлению покупателю расчетных документов (п. 13 Положения о составе затрат) [8].

Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условия хозяйствования и заключаемых договоров и должен быть зафиксирован в учетной политике.

Основное различие методов состоит в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выпуском от реализации продукции, без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции.

При применении метода определения выручки от реализации «по отгрузке» (метод начисления) налогооблагаемая прибыль определяется исходя из общей суммы выручки от реализации продукции, отнесенной в отчетном периоде на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» со счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», и общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (дебетовый оборот по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»), что фактически представляет собой сальдо по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Прибыль, подлежащую налогообложению при определении выручки от реализации «по оплате» (кассовый метод), непосредственно на счетах бухгалтерского учета выявить невозможно. Это объясняется тем, что вне зависимости от выбранного метода определения выручки от реализации в ценах налогообложения в бухгалтерском учете выручка от реализации отражается по отгрузке.

При применении метода определения выручки от реализации «по оплате» налогооблагаемая прибыль определяется исходя из суммы выручки от реализации продукции, фактически поступившей на расчетный счет или в кассу предприятия. При этом следует иметь в виду, того, что к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается и погашение дебиторской задолженности иным способом, что подтверждается информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.97г. № 22 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль» (п. 14) [5].


На развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных организациях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами.

Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то очень сложно, а часто и невозможно расширять производство продукции. Исходя из этого, в современных условиях повысилось значение бухгалтерского учета продаж продукции и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций.

За последние годы существенно изменились как правовые нормы, регулирующие отношения по продаже сельскохозяйственной продукции, так и сами организационно-правовые формы этих отношений, в частности, среди них в последнее время все большее распространение находят бартерные сделки и розничная купля-продажа. Среди новых, ранее неведомых нам форм реализации следует назвать сделки по реализации продукции, заключенные на товарно-сырьевых биржах. Но биржевая торговля делает в России лишь первые шаги.

На сегодняшний день резко обострилась проблема получения прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции, идет решение вопросов о расширении рынков сбыта. Это определяет актуальность темы проводимого исследования и практическую значимость рассматриваемых в нем вопросов.

Сельскохозяйственные предприятия основную массу произведенной продукции продают. Они реализуют также выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных и обслуживающих производств.

Для решения проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством.

В процессе продажи продукции формируется конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности - прибыль или убыток. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и продажу.

Для документального оформления операций по реализации продукции в сельском хозяйстве в бухгалтерском учете применяют типовые межведомственные формы первичной документации. В последнее время возникла необходимость пересмотра форм, а по новым операциям, возникшим в последние годы - разработка новых форм первичного учета. Раздел учетной документации по движению готовой продукции для сельскохозяйственных предприятий оказался самым большим.

В связи с развитием рыночных отношений в последние годы большое распространение получили операции по прямой продаже хозяйствами, минуя традиционных заготовителей, сельскохозяйственной продукции населению, в том числе через стационарные пункты торговли, принадлежащие хозяйствам. Для тех новых операций в сельскохозяйственных предприятиях был разработан ряд специальных документов: № 184-АПК «Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции (на рынке)». В «Акте о приемке продукции для реализации» указывают все необходимые реквизиты по качеству, количеству, сортности, сумме поступившей для реализации продукции по каждому ее виду, что подтверждается подписями лиц, сдавших продукцию и принявших ее для реализации. В утвержденных новых формах большое внимание уделено реквизитам для отражения качества получаемой продукции. Некоторые формы (например, товарно-транспортные накладные на отправку продукции) существенно упрощены, из них исключены реквизиты второстепенного характера.

Коренная перестройка экономических отношений в АПК повлекла за собой существенные изменения в системе бухгалтерского учета. Введены новые нормативные документы, существенно влияющие на порядок учета финансовых результатов от продажи продукции.

В современных условиях, когда все сельскохозяйственные предприятия нацелены на получение прибыли, учет финансовых результатов становится одним из сложных и важных участков в их учетной работе. Однако не всегда он отвечает требованиям действующего законодательства. В этой связи огромное значение придается контролю за его ведением.

Следует заметить, что только эффективно-организованные учет и контроль финансовых результатов позволят организациям добиваться намеченных целей и стабильно функционировать в условиях рыночной экономики [15].

экономический учет продажа финансовый

.Краткая природно-экономическая характеристика предприятия

Крестьянское хозяйство «Ключики» организовано в 1992 г. в д. Якуниха Островского района Костромской области Соловьевым Николаем Борисовичем, его женой и сыном. Позже он вывел их из штатного расписания и набрал другой коллектив: агронома, ветеринарного врача, зоотехника, бухгалтера, механизаторов и операторов машинного доения.

Основной целью предприятия является получение прибыли. Основным видом деятельности является сельскохозяйственное производство: производство молока, мяса, зерна и кормов.

Хозяйство находится в 10 км. от районного центра п. Островское и в 110 км. от областного центра г. Кострома. Основными пунктами продажи продукции является Островское и Островский район. Связь осуществляется по дороге с твёрдым покрытием.

В хозяйстве имеются:

жилых домов, сеть водопровода

здания: контора (бухгалтерия), ферма, животноводческий комплекс, телятник при комплексе, склад запчастей, 3 хозяйственных склада, склад под зерно, склад ТСМ, зерноток, склад кормопроизводства, автогараж, тракторный гараж, ремонтно-механическая мастерская,

сооружения: скважина, башня, автодорога 0.3 км, 4 подъезда, ёмкость объемом 25 кубометров, 3 навеса под сено, 2 силосные ямы, 2 железобетонные площадки под сельскохозяйственные агрегаты.

Ведущей товарной отраслью в сельском хозяйстве является животноводство. Поголовье крупного рогатого скота на 2011 год составляет 6691 голов, в том числе 2977 голов коров. За 10 месяцев 2012 года было произведено 8075 тонн молока. Процент прироста к уровню 2010 г. составляет 2%. Произведено 394 тонны мяса скота и птицы на убой( в живом весе) 123% к уровню 2010 г.

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конечные результаты труда непосредственно зависят от уровня квалификации кадров и степени использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это основной фактор производства. Наиболее полное и разумное их использование в процессе производства имеет большое экономическое значение, т.к единственным ресурсом, обеспечивающим создание прибавочного продукта и расширенное производство является живой человеческий труд.

Состав трудовых ресурсов - это перечень категорий работников по профессиям, занимающим должностям.

Структура трудовых ресурсов - удельный вес отдельных категорий работников к их общей численности. Рассмотрим трудовые ресурсы предприятия в таблице 1

Таблица 1 - Динамика численности трудовых ресурсов, чел.

Категория работников2011г.2012г.2013г.2013 г. к 2011 г., (+/-)В среднем за 2013-2011ггчел.к итогу, %Всего по организации333535234,3100в т.ч. в сельхозпроизводстве333535234,3100из них - рабочие постоянные31313103190,4- рабочие сезонные и временные24423,39,6Служащие998-18,725,4Из них руководители111012,9Специалисты887-17,722,4

Набольший удельный вес в структуре трудовых ресурсов в среднем за 3 года занимают работники, занятые в сельском хозяйстве, т.к они составляют всех работников организации, в.т числе постоянные рабочие 90,4%. В динамике по годам численность работников изменялась незначительно, это говорит о стабильности трудовых ресурсов. В предприятии работают одни и те же работники с начала образования предприятия.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности организации. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей способствует улучшению технико-экономических показателей производства, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости и трудоемкости изготовления.

Рассмотрим структуру основных средств предприятия в таблице 2

Таблица 2 - Состав и структура основных средств по видам, тыс. руб.

Вид основных средств2011г.2012г.2013г.В среднем за 2011-2013 гг.тыс. руб.к итогу, %Здания109010299601026,310,1Машины и оборудование6765614446095839,357,6Транспортные средства948103927391575,315,5Прочие659218322541698,716,8Итого9462103951056210139,7100

Наибольший удельный вес в структуре основных средств по видам в среднем за 2011-2013 гг. занимают машины и оборудование 57,5%, наименьший удельный вес занимают здания 10,1%. Таким образом можно сделать вывод о том, что организация осуществляет свою деятельность преимущественно за счёт собственных основных средств.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и основными средствами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль, интенсивность и производительность труда.

Рациональная организация производства предполагает определение наиболее целесообразного размера хозяйства. Он должен соответствовать уровню производительных сил, интенсивности производства, специализации, то есть должен быть оптимальным. Главными показателями основной деятельности предприятия являются: валовая продукция, денежная выручка, и прибыль/убыток от реализации, общая земельная площадь, производственные основные средства.

Таблица 3 - Основные показатели деятельности

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2013г. к 2011г., %Валовая продукция, тыс. руб.93931165411973127,5Денежная выручка, тыс. руб.92371107611743127,1Прибыль/убыток от продаж, тыс. руб.47325521380291,8Общая земельная площадь, га842842842100в т.ч. площадь сельхозугодий, га842842842100в том числе пашниСреднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.94621039510562111,6Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.77997256689388,4

Валовая продукция в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2580 тыс. руб. или на 27,5%, денежная выручка тоже увеличилась на 2506 тыс. руб. или на 27,1%. Общая земельная площадь на протяжении 3 лет осталась неизменной.

Прибыль от продаж в 2013 году уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 1172 тыс. руб., в связи с тем, что в 2013 году было куплено оборудование по производству сыра. Произведена реконструкция здания цеха. Продажа сыра началась с сентября 2013 года. Поэтому себестоимость сыра оказалась в начале выше, чем цена реализации. Предприятие планирует окупить затраты уже в 2014 году.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2013 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1100 тыс. руб. или на 11,6%, а вот стоимость оборотных средств уменьшилась на 906 тыс. руб. Это связано с вводом в эксплуатацию новых машин и оборудования, а также закупкой сырья, материалов и других запасов.

Специализация предприятия заключается в выведении главной отрасли и создании условий для ее преимущественного развития. Она характеризует производственное направление, определяет отраслевую структуру зоны и хозяйства. Специализацию определяют на основе анализа структуры денежной выручки. Структура выручки - доля выручки от реализации каждого вида товарной продукции в общей ее сумме.

Таблица 4 - Структура денежной выручки от продаж сельскохозяйственной продукции, тыс. руб.

Вид продукции отрасли2011 г.2012 г.2013 г.В среднем за 2011 - 2013гг.тыс. руб.к итогу, %Овес3154036241,311,3Пшеница1375187824341895,781,8Итого по растениеводству169022812440213738Молоко цельное коровье4664181813612614,374,8КРС143326366399,311,4Мясо говядина741296759598,717,1Шкуры говяжьи51020,06Итого по животноводству5553244124863493,362Молоко пастеризованное646478267604062,7100Итого по цеху переработки646478267604062,772,2Всего по сельскохозяйственному производству7243472249265630,3100

Наибольший удельный вес в структуре денежной выручки занимает цех по переработке молока 72.2%, 38% денежной выручки приходится на отрасль растениеводства и 62% на животноводство. Наименьшую часть выручки составляют шкуры говяжьи.

Выручка от продажи молока цельного уменьшилась в связи с тем, что в 2011 году запустили цех по переработке молока. Начали выпускать молоко пастеризованное (по закону относится к сельскохозяйственной продукции). В июле 2013 года начали производство сыра. Поэтому почти все молоко перерабатывается в цехе.

.Учет реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг и расходов на продажу

.1 Учёт продаж сельскохозяйственной продукции, работ и услуг

Для учета реализации продукции в плане счетов выделен счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним.

На счете 90 «Продажи» отражаются выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг:

по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства сельскохозяйственных, перерабатывающих и других организаций;

покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

товарам;

услугам по перевозке грузов;

представлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации).

Учет реализации в сельскохозяйственных организациях может отражаться по двум вариантам (вариант выбирается организацией самостоятельно в соответствии с ее учетной политикой).

При первом - типовом (общем) варианте группировки аналитических счетов к счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

-1 «Выручка»;

-2 «Себестоимость продаж»;

-3 «Налог на добавленную стоимость»;

-4 «Акцизы»;

-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.

На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывается с субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

При втором варианте (вариант для сельскохозяйственных и других многопрофильных организаций) группировки аналитических счетов к счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета в разрезе следующих групп продажи продукции (работ, услуг):

-2 «Продажа продукции животноводства»;

-3 «Продажа продукции промышленности и подсобных производств»;

-4«Продажа продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств»;

-5 «Выполнение строительно-монтажных работ»;

-6 «Продажа продукции и животных населения»;

-7 «Продажа жилых домов работникам организации»;

-8 «Продажа прочей продукции, товаров, работ и услуг»;

-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Сельскохозяйственные организации и подсобные сельские хозяйства на субсчетах 90-1 «Продажа продукции растениеводства» и 90-2 «Продажа продукции животноводства» отражают себестоимость проданной продукции в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция», соответственно, субсчета 43-1 «Продукция растениеводства» и 43-2 «Продукция животноводства», а также выручку от продажи продукции в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На субсчете 90-3 «Продажа продукции промышленности и подсобных производств» отражают продажу готовой продукции сельскохозяйственных подразделений, входящих в состав промышленных организаций, и подсобных промышленных производств сельскохозяйственных организаций.

Объединения сельхозхимии, машинно-тракторные станции и т.п., обслуживающие организации на этом субсчете, кроме того, учитывают продажу выполненных и принятых заказчиками работ и услуг механизированных отрядов, подразделений автотранспорта, по монтажу и техническому обслуживанию оборудования животноводческих ферм, работ станций технического обслуживания автомобилей и машино-тракторного парка и других самостоятельных подразделений основного производства, включая работы и услуги ремонтной мастерской.

В сельскохозяйственных организациях, предметом деятельности которых является оказание автотранспортных услуг, на субсчете 90-3 «Продажа продукции промышленности и подсобных производств» учитывают фактическую себестоимость и доходы от эксплуатационной деятельности транспорта. В частности, по перевозке грузов и пассажиров по отдельным видам перевозок, в том числе по оказанию транспортных услуг населению, от перегонов автомобилей до места работы за доставку [перегон новых и отремонтированных автомобилей с автомобильных и авторемонтных заводов (суммы, начисленные за доставку, перегон, а также за попутную перевозку грузов)].

Суммы фактических расходов, полностью возмещаемые заказчиками (железнодорожный тариф, суточные и квартирные водителям и другие расходы), по счету 90 не учитывают, а отражают непосредственно на счетах по учету расчетов с заказчиками.

Сельскохозяйственные организации, осуществляющие транспортно-эксплуатационные и погрузочно-разгрузочные операции, суммы доходов от выполнения указанных работ и оказанных услуг на счете 90 «Продажи» отражают по стоимости, предусмотренной договорами или по установленным расценкам по отдельным видам работ.

На субсчете 90-4 «Продажа продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств» в организациях учитывают операции по продаже продукции (изделий), изготовленной во вспомогательных и обслуживающих производствах и хозяйствах, а также выполненных ими работ и услуг на сторону.

По дебету этого субсчета отражаются также все расходы по продаже, по кредиту - суммы возмещения заготовительными организациями расходов организации по доставке сельскохозяйственной продукции.

По дебету данного субсчета при осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских, проектных и изыскательских работ отражают фактическую себестоимость законченных и принятых заказчиком работ, по кредиту - сметную (договорную) их стоимость (согласно счету, принятому банком к оплате) в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет ведут по каждому договору (наряду, заказу).

На субсчете 90-5 «Выполнение строительно-монтажных работ» сельскохозяйственные организации, осуществляющие строительно-монтажные работы, ежемесячно отражают результаты от сдачи в установленном порядке заказчикам законченных объектов строительства или работ, выполняемых ими по договорам строительного подряда и субподряда. По дебету данного субсчета учитывают фактическую себестоимость сданных работ (в корреспонденции со счетом 20), по кредиту - стоимость указанных работ, определенную по документам, которые служат основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками (субподрядчиками) и принятые банком к оплате в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Не оплаченную банком стоимость работ учитывают на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и по мере оплаты зачисляют на счета учета денежных средств.

На субсчете 90-6 «Продажа продукции и животных населения» сельскохозяйственные организации отражают проданную продукцию, скот и птицу, закупленные (принятые) у граждан по договорам, учтенные на субсчетах 43-5 «Принятая продукция у населения для продажи» и 11-8 «Прочие животные».

На этом же субсчете сельскохозяйственные и другие организации отражают операции по продаже сельскохозяйственной продукции, скота и птицы, принятых у населения для продажи по их поручению, а также закупленных излишков сельскохозяйственной продукции и учтенных на субсчетах 43-5 «Принятая продукция у населения для продажи» и 11-8 «Прочие животные». По кредиту субсчета 90-6 «Продажа продукции и животных населения» по соответствующим аналитическим счетам отражают суммы причитающейся выручки от продажи указанной продукции, скота и птицы в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для каждого вида продукции открывают отдельные аналитические счета.

На субсчете 90-7 «Продажа жилых домов работникам организации» сельскохозяйственные и другие организации отражают операции по продаже (передаче) жилых домов с надворными постройками работникам хозяйства (по дебету - фактическая, по кредиту - сметная стоимость).

На субсчете 90-8 «Продажа прочей продукции, товаров, работ и услуг» учитывают операции по продаже прочей продукции, товаров, работ и услуг, не вошедшие в предыдущие субсчета (например, по продаже товаров).

Субсчет 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц (квартал).

При осуществлении сельскохозяйственными организациями торгово-снабженческой и сбытовой деятельности на счете 90 «Продажи» отражают продажи товаров оптовыми базами и складами, распределительными складами, овощехранилищами, заготовительными пунктами и другими, а также финансовые результаты от перечисленных операций. По кредиту счета 90 «Продажи» они отражают выручку за проданные товары, по дебету - их учетную стоимость с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам, в корреспонденции с кредитом счета 42 «Торговая наценка». Причитающиеся бюджету суммы акцизов и налога на добавленную стоимость относят в дебет счета 90 «Продажи» и в кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Аналитический учет по торгово-снабженческой деятельности ведут по видам продажи товаров:

) со склада (базы),

) на условиях франко-хозяйство (потребителя), транзитом с участием в расчетах.

Внутри этих видов учет продажи осуществляется по установленным группам товаров. Кроме того, на счете 90 отдельно учитывают продажу товаров в розницу, мелким оптом, продукции собственного производства и покупных товаров организациям общественного питания, готовой продукции через свои магазины. При этом по кредиту счета 90 отражают сумму розничного товарооборота, т.е. сумму торговой выручки от продажи в розницу товаров и готовой продукции, по дебету - покупную стоимость проданных товаров и фактическую себестоимость готовой продукции.

Ежемесячно (ежеквартально) сопоставлением дебетового оборота и кредитового оборота по субсчетам 90-1 «Продажа продукции растениеводства», 90-2 «Продажа продукции животноводства» , 90-3 «Продажа продукции промышленности и подсобных производств» , 90-4 «Продажа продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств», 90-5«Выполнение строительно-монтажных работ», 90-6 «Продажа продукции и животных населения», 90-7 «Продажа жилых домов работникам организации», 90-8 «Продажа прочей продукции, товаров, работ и услуг» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц (квартал). Этот финансовый результат ежемесячно (ежеквартально) (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». По окончании отчетного года все субсчета, открываемые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Пример

За отчетный период текстильный комбинат ООО «Русский текстиль» реализовал изготовленных тканей на сумму 1 180 000 рублей, в том числе НДС -180 000 рублей. Себестоимость реализованных тканей составила 800 000 рублей. Сумма расходов на продажу - 40 000 рублей.

ООО «Русский текстиль» в целях налогообложения прибыли применяет метод начисления, налоговая база по НДС определяется по мере отгрузки.

В бухгалтерском учете ООО «Русский текстиль» данные хозяйственные операции отражены следующим образом:

Отражена выручка от реализации готовой продукции

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка от продажи» - 1 180 000 рублей

Начислен НДС

Дебет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 180 000 рублей

Списана себестоимость реализованной продукции

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 43 «Готовая продукция» - 800 000 рублей

Списаны расходы на продажу по реализованной продукции

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу» - 40 000 рублей

Отражена прибыль от реализации ткани

Дебет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки» - 160 000 рублей

Синтетический учет продажи продукции (работ, услуг) при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета ведут в журнале-ордере формы N 11-АПК и Главной книге. Журнал-ордер формы N 11-АПК открывается на месяц и составляется на основании итоговых данных соответствующих ведомостей аналитического учета. Так, к журналу-ордеру формы N 11-АПК предусмотрены регистры аналитического учета продажи продукции (работ, услуг):

"Ведомость аналитического учета движения готовой продукции, продажи товаров, продукции, работ и услуг" формы N 60-АПК, которая ведется в промышленных, строительных, снабженческих и других организациях;

"Ведомость аналитического учета отгрузки и продажи продукции в порядке плановых платежей" формы N 61-АПК;

"Ведомость учета продажи продукции, работ и услуг" формы N 62-АПК - ведется в сельскохозяйственных организациях;

"Реестр документов по продаже готовой продукции" формы N 63-АПК;

"Реестр документов по продаже товарно-материальных ценностей, работ и услуг" формы N 64-АПК;

"Ведомость учета оборотов по транзитным операциям с участием в расчетах" формы N 66-АПК;

"Ведомость учета оборотов по транзитным операциям без участия в расчетах" формы N 67-АПК.

Ведомость формы N 60-АПК предназначена для аналитического учета с целью накопления и группировки данных из расчетных документов на отгруженную (отпущенную) продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. В конце месяца данные о платежах и списаниях как обороты по кредиту счетов 45 и 90 группируют по корреспондирующим счетам и записывают в раздел 3 ведомости формы N 60-АПК. Эти итоги за месяц переносят в Главную книгу.

Ведомость формы N 61-АПК применяют организации при осуществлении расчетов с покупателями за отгруженную им продукцию в порядке плановых платежей. В ней находят отражение как данные по отгрузке (отпуску) продукции, так и расчеты с каждым отдельным покупателем за отчетный период.

Ведомость формы N 61-АПК при использовании вкладных листов можно открывать на квартал, полугодие или год (с ежемесячным выведением итогов). Показатели ведомости формы N 61-АПК о стоимости отгруженной или отпущенной продукции используют при заполнении в ведомости формы N 60-АПК раздела 1 "Движение готовой продукции" и при составлении журнала-ордера формы N 11-АПК.

Ведомость формы N 62-АПК предназначена для аналитического учета продажи продукции, работ и услуг на сельскохозяйственных организациях. Она открывается на месяц. К этой ведомости ведутся вспомогательные регистры: реестр документов по продаже готовой продукции формы N 63-АПК, реестр документов по продаже товарно-материальных ценностей, работ и услуг формы N 64-АПК.

Эти вспомогательные регистры ведутся в случаях большого количества первичных документов по продаже продукции, выполненных работ и услуг для их предварительного накопления и систематизации.

Ведомость формы N 66-АПК применяют для аналитического учета снабженческие и сбытовые организации при осуществлении транзитных операций с участием в расчетах. В ней находят отражение расчеты как с поставщиками, так и с покупателями, что позволяет осуществлять контроль за своевременным оформлением счетов и других документов покупателям и одновременно получать данные, необходимые для заполнения форм отчетности.

Ведомость формы N 67-АПК снабженческие и сбытовые организации применяют для учета оборотов по продаже и отпуску товаров снабжения поставщиками непосредственно в адрес покупателей, когда эти организации не участвуют в расчетах за эти товары, а также для учета расчетов с покупателями за взыскиваемые с них в установленном порядке наценки.

Итоговые суммы кредитовых оборотов счетов 44 "Расходы на продажу", 45 "Товары отгруженные", 90 "Продажи" в журнале-ордере формы N 11-АПК сверяют по дебету корреспондирующих счетов с данными других регистров: по счетам 41, 43 - с данными ведомости формы N 46-АПК, 50 - журнала-ордера формы N 1-АПК, 51 - журнала-ордера формы N 2-АПК и т.д. Итоги дебетовых оборотов в соответствующих ведомостях аналитического учета также сверяют по кредиту корреспондирующих счетов с данными других журналов-ордеров. После сверки данных по корреспондирующим счетам кредитовые обороты счетов, включенных в журнал-ордер N 11-АПК, переносят в Главную книгу.

При автоматизации бухгалтерского учета продажи продукции (работ, услуг) в качестве регистров бухгалтерского учета используют машинограммы (ведомости) учета продажи продукции (работ, услуг), машинограммы (ведомости) учета расчетов с покупателями и заказчиками, регистры синтетического учета [13].

.2 Учёт расходов на продажу

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Организация, реализующая продукцию (работы, услуги), несет расходы, связанные не только с их производством: процесс реализации продукции (работ, услуг) сам по себе также требует определенных расходов.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются: на расходы по обычным видам, к которым и относятся расходы на продажу, и прочие расходы.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с контрактным договором на основании законодательства РФ;

должна быть определена сумма расходов;

должна быть уверенность в том, что в результате этой операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если не исполнено хотя бы одно из этих условий в отношении расходов предприятия, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.

Учет расходов на продажу учитывается на счете 44 "Расходы на продажу". Этот счет предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком.

В состав расходов на продажу включают:

расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;

затраты на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

В себестоимость продукции, товаров, работ и услуг включаются затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хранение, транспортировка до пункта, обусловленного договором, погрузка в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций, реклама (включая участие в выставках, ярмарках), стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты [10].

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 Расходы на продажу могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, на счете 44 Расходы на продажу могут быть отражены, в частности, следующие расходы: операционные расходы; общезаготовительные расходы; на расходы заготовительных и приемных пунктов.

Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 Расходы на продажу. По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

счета 10 Материалы - на стоимость израсходованной тары;

счета 23 Вспомогательные производства - на стоимость услуг по поставке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления;

счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

счета 70 Расчеты с персоналом по оплате труда - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию.

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

В соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению, расходы на продажу учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". По дебету данного счета накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению:

в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателем);

в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей и (или) 11 Животные на выращивании и откормке (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг) [6].

Заключение

На развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами.

Темпы роста реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации.

Каждая организация имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от отрасли народного хозяйства, специфики деятельности конкретной организации. Эта возможность организации определяется благодаря учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Процесс реализации продукции - важнейший процесс в хозяйственной деятельности любого предприятия, поэтому организации его учета уделяется большое внимание в различных учебных пособиях, периодических изданиях.

Данная работа была написана на практическом материале КХ «Ключики» Островского района.

Предприятие является плательщиком единого сельскохозяйственного налога. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по моменту отгрузки.

Продукция сельскохозяйственного производства отпускается заготовительным и другим организациям, своим работникам и для продажи на рынке.

Операции по реализации продукции оформляются путем выписки специализированных форм товарно-транспортных, товарных накладных и приемных квитанций.

Расходы, связанные с реализацией продукции, учитываются отдельно на счете 44 «Расходы на реализацию».

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с реализацией продукции (работ, услуг), а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи».

Одной из важнейших форм отчетности о реализации продукции (работ, услуг) в денежном выражении является бухгалтерский баланс.

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому очень важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции - это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Список использованных источников:

1.1С: Бухгалтерия. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции //. - Электр.дан. - [2014].

2.Гражданский Кодекс РФ. Части I, II //. - Электр.дан. - [2014].

.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н//. - Электр.дан. - [2014].

.Налоговый Кодекс РФ. Части I, II //. - Электр.дан. - [2014].

.Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.97г. № 22 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль» (п. 14) //. - Электр.дан. - [2014].

.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 г. № 94н//. - Электр.дан. - [2014].

.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) , утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 года №156н//. - Электр.дан. - [2014].

.Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли. Утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08. 92г. №552, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ//. - Электр.дан. - [2014].

.Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н ( в ред. от 08.11 2010г. №144н) //. - Электр.дан. - [2014].

.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», ПБУ 10/99 от 27.11.2006г. №33н // - Электр.дан. - [2014].

.Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», ПБУ 1/08 от 11.03.2009г //. - Электр.дан. - [2014].

.Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99 от 18.09.2006г. №43н//. - Электр.дан. - [2014].

.Приказ Минсельхоза России от 31 января 2003 г. N 28//. - Электр.дан. - [2014].

.Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ //. - Электр.дан. - [2014].

.Юнкерова А.Н., Степаненко Е.И. «Актуальные проблемы учета финансовых результатов от продажи сельскохозяйственной продукции» // - Электр.дан. - [2014].

Похожие работы на - Бухгалтерский учёт реализации молока КХ 'Ключики' Островского района Костромской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!