Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Введение


В современных условиях хозяйствования трудно переоценить роль адекватной системы учета и контроля в формировании информации о договорных и расчетных отношениях между предприятиями, повышении ответственности контрагентов за выполнение договорных обязательств и обеспечении своевременных платежей.

В силу экономического характера область расчетных операций предприятий весьма разнообразна, поэтому объектом исследования настоящей работы выбраны расчеты, непосредственно связанные с дебиторско - кредиторскими отношениями контрагентов по хозяйственным договорам, предметом которых являются расчеты с поставщиками и подрядчиками. Этим и объясняется актуальность темы курсовой работы «Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками».

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это предоставляют поставщики. Организаций осуществляющих ремонтные работы не своими силами прибегают к помощи подрядных организаций (подрядчиков). Все организации как коммерческие, так и бюджетные имеют поставщиков или подрядчиков, а также и тех и других.

Целью курсовой работы является рассмотреть организацию учета расчетов с поставщиками.

Своевременный и правильный учет с контрагентами предполагает рациональное управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

Данные расчеты - это наиболее распространенные виды расчетов в организациях и на предприятиях.

Объектом исследования является организация ООО «Урал-Пресс регион», основным видом деятельности которой является» осуществление подписки и доставки периодических изданий для юридических лиц, находящихся более чем в 250 городах России.

Предмет исследования - бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В соответствии с данной целью, в работе ставятся следующие задачи:

исследовать нормативно правовую базу, регламентирующую учет расчетов с поставщиками и подрядчиками,

раскрыть основные вопросы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками,

проанализировать учет с поставщиками и подрядчиками в ООО «Урал-Пресс регион».

Решение поставленных задач основывалось на изучении следующих источников информации: нормативно-законодательной базы бухгалтерского учета, монографических изданий и публикаций периодики; различного рода текущей профессиональной документации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух вопросов, заключения и списка литературы.


1. Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

экономический учет поставщик подрядчик

1.1    Экономическая сущность расчетов с поставщиками и подрядчиками


В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.

Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы и др.).

Рассматриваемое направление учета расчетов относится к учету обязательств организации по оплате товаров, работ, услуг, возникающих в связи с их приобретением у сторонних организаций. В Гражданском кодексе РФ обязательство определяется как отношение, в силу которого должник должен совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.

Расчеты с поставщиками подрядчиками являются частью расчетных операций и возникают на всех этапах финансово-хозяйственной деятельности любого современного предприятия.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками имеют и дебиторскую и кредиторскую задолженность

Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

В учете предприятий задолженность подразделяется на следующие виды:

) дебиторская задолженность;

) кредиторская задолженность.

В законодательных документах не дано определение этих терминов. Между тем данные понятия используются регулярно и связаны с обязательствами предприятия. В процессе своей хозяйственной деятельности организация вступает в различные виды отношений с третьими лицами, заключает и осуществляет различные виды сделок, выполняет обязанности, которые предусмотрены существующим законодательством. В результате деятельности у предприятия появляются обязательства, которые подлежат исполнению, и эти обязательства оценены в денежной форме. И наоборот, обязательства по отношению к организации возникают у других лиц.

Итак, воспользуемся финансовым словарем и дадим определение.

Дебиторская задолженность - сумма неоплаченных долгов, причитающихся со стороны покупателей и заказчиков за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Кредиторская задолженность - неосуществленные платежи по возникшим обязательствам (поставщикам - за приобретенные товары, работы, услуги; налоговым органам - по суммам начисленных налогов; своим работникам - по суммам начисленной заработной платы и т.п.).

Определение кредиторской задолженности можно найти в документе - Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России).

Кредиторская задолженность - существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды. Кредиторская задолженность может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Отсюда следует, что кредиторской может быть любая задолженность организации перед физическими и юридическими лицами (по авансам, полученным в счет будущих поставок товаров, оплате труда, штрафам и пеням, налогам, оплате приобретенных товаров, работ, услуг и т.д.). Кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.

Под кредиторской задолженностью организации понимается ее задолженность другим лицам: организациям, индивидуальным предпринимателям, работникам. Как правило, она образуется при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги сторонних организаций, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах с работниками по оплате труда и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам.

Наиболее характерный вид кредиторской задолженности - это задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов.

1.2    Цели и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками


Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Основными задачами этого учета являются:

формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;

своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Таким образом, расчеты с поставщиками и подрядчиками за работы, услуги и материальные ценности являются важным элементом в системе бухгалтерского учета. Данные расчеты - это наиболее распространенные виды расчетов в организациях и на предприятиях.

1.3    Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками


Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Это означает, что суммы кредиторской задолженности отражаются в учете и отчетности организации на основании имеющихся первичных учетных документов, писем, договоров, счетов, актов о зачете и т.п. вне зависимости от того, имеются ли данные документы у другой стороны и признает ли последняя существование такой задолженности.

Как правило, предприятия осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, которые относятся к счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Сами договорные отношения могут быть оформлены не только договором, но и счетом, кассовым чеком и другими документами, подтверждающими факт сделки.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

) полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

) товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

) излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

По счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются, кроме того, суммы по инкассированным поставщиками расчетным документам, подлежащим в соответствии с действующими правилами оплате в безакцептном порядке, и суммы по исполнительным документам, предъявленным соответствующими организациями в банк для принудительного взыскания с расчетного и других счетов предприятия.

Если до поступления расчетного или исполнительного документа в банк задолженность была учтена на другом кредиторском счете, то сумма по поступившему счету или исполнительному документу записывается в кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и в дебет того счета, на котором эта задолженность была учтена.

К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты следующие субсчета:

-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам»;

-02 «Расчеты по неотфактурованным поставкам»;

-03 «Расчеты по авансам выданным»;

-04 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам»;

-05 «Расчеты с дочерними обществами»;

-06 «Расчеты с зависимыми обществами»;

-08 «Расчеты по векселям, выданным прочим контрагентам» и др.

Счет 60 субсчет 01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам» может быть предназначен для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за приобретаемые ценности, работы, услуги.

При обнаружении недостачи материальных ценностей по вине поставщика, несоответствия цен, обусловленных договором, арифметической ошибки и т.п. до акцепта платежных документов счет акцептуется в сумме за вычетом стоимости недостающих ценностей.

При обнаружении недостачи или других несоответствий указанным в счете после его оплаты кредитуется счет 60 субсчет 01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам» и дебетуется счет 10 «Материалы» (15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») на стоимость поступивших ценностей или другие счета на стоимость принятых работ и потребленных услуг, а на сумму непризнанной части счета дебетуется счет 76 субсчет 09 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами по претензиям» в корреспонденции с кредитом счета 60 субсчет 01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

Излишки материальных ценностей по сравнению с указанными в счете, а также поступление материальных ценностей при отсутствии расчетных документов отражаются в учете как неотфактурованные поставки по кредиту счета 60 субсчет 02 «Расчеты по неотфактурованным поставкам» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета товарно-материальных ценностей по ценам, предусмотренным в договорах. После получения расчетных документов ранее отраженная задолженность сторнируется.

На счете 60 субсчет 03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» могут учитываться расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным им авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, услуг. Суммы выданных авансов отражаются по дебету счета 60 субсчет 03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и другими счетами. В этом случае зачет ранее выданных авансов и погашение задолженности поставщика или подрядчика отражается по кредиту счета 60 субсчет 03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» в корреспонденции со счетом 60 субсчет 01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

На счете 60 субсчет 04 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам» отражаются суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией простыми векселями или акцептованными к оплате векселями-траттами (переводными).

Выдача векселя или акцепт тратты в счет погашения задолженности поставщикам и подрядчикам за товары, работы, услуги отражается по дебету счета 60 субсчет 01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным или другим расчетным документам» (или других субсчетов счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») в корреспонденции с кредитом счета 60 субсчет 04 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам».

Оплата векселя отражается по дебету счета 60 субсчет 04 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по векселям выданным» с кредитом счетов учета денежных средств.

На счетах 60 субсчет 05 «Расчеты с дочерними обществами» и 60 субсчет 06 «Расчеты с зависимыми обществами» организацией отражается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками, являющимися по отношению к организации дочерними или зависимыми обществами. На счете 60 субсчет 08 «Расчеты по векселям, выданным прочим контрагентам» отражаются суммы задолженности прочим контрагентам, обеспеченные выданными организацией простыми векселями или акцептованными к оплате векселями-траттами (переводными).

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

) поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

) поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

) поставщикам по неотфактурованным поставкам;

) поставщикам по выданным векселям;

) поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» активно-пассивный.

Сальдо по дебету счета 60 свидетельствует о суммах выданных покупателем авансов (предварительных оплатах) и задолженности поставщиков за непоставленные товары. Сальдо по кредиту счета 60 показывает, какую задолженность имеет организация имеет перед поставщиками за поставленные, но не оплаченные товары, материалы, оказанные услуги.

В обобщенном виде изменения сумм дебиторской и кредиторской задолженности расчетов с поставщиками и заказчиками за отчетный год характеризуются данными баланса.

Таким образом, операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Сальдо кредитовое отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету - погашение задолженности, оборот по кредиту - возникновение новой задолженности.


2. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Урал-пресс регион»

2.1    Краткая характеристика ООО «Урал-пресс регион»


ООО «Урал-Пресс регион» является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредительный договор прилагается в приложение 1.

Данное предприятие является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. В приложение 2 прилагается Выписка из ЕГРЮЛ.

Целью ООО «Урал-Пресс регион» является извлечение максимальной прибыли на вложенный капитал путем насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

Основные виды деятельности предприятия:

полиграфическая деятельность,

деятельность по оптовой торговле книгами,

розничная торговля книгами, журналами, газетами, канцелярскими товарами,

деятельность национальной почты,

курьерская деятельность,

прочая деятельность почтовой связи,

рекламная деятельность,

прочие виды издательской деятельности.

Все виды деятельности осуществляются в соответствии с Уставом, который прилагается в приложение 3.

Группа компаний «Урал-Пресс» осуществляет подписку и доставку периодических изданий для юридических лиц, находящихся более чем в 250 городах России. Сеть филиалов и представительств насчитывает 108 подразделений, которые расположены во всех федеральных округах России: от Москвы до Петропавловска-Камчатского и от Мурманска до Пятигорска, а также в Берлине и Петропавловске, Казахстан.

Агентство «Урал-Пресс» было основано в 1992 году в Екатеринбурге. Сегодня это крупнейшее альтернативное агентство ведомственной подписки в России. ГК «Урал-Пресс» входит в рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири «ТОП-400». На протяжении уже нескольких лет ГК «Урал-Пресс» также входит в число российских «газелей» - наиболее динамично развивающихся компаний среднего бизнеса.

Сегодня в ГК «Урал-Пресс» работает более полутора тысяч сотрудников, открыты представительства в Германии и Казахстане, развиваются новые направления бизнеса.

Подразделения группы компаний «Урал-Пресс» открыты в 104 городах России, Германии и Казахстана; обслуживают клиентов в 248 городах; насчитывают более 1800 сотрудников и 25000 подписчиков по всей стране. Группа компаний «Урал-Пресс» входит в список 500 быстрорастущих компаний (по версии журнала «Эксперт»), а также в рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири (по версии журнала «Эксперт-Урал»).

В Мурманске открыто подразделение ООО «Урал-Пресс регион» по адресу 183038, г. Мурманск, ул. Пушкинская, 5, оф. 25, которое обслуживает население в городах: Кола, Мончегорск, Мурмаши, Никель, Печенга, Североморск.

Поставщик учебно-методической литературы «Буквариус» является подразделением группы компаний «Урал-Пресс», ведущей свою деятельность на российском рынке с 1992 года.

В 2009 году группа компаний «Урал-Пресс» запустила бизнес по комплектованию школ учебниками, который стал развиваться под собственным брендом «Буквариус».

«Буквариус» - огромный интернет-магазин школьных учебников, здесь можно найти любой учебник онлайн, кроме того любую учебную и методическую литературу для общеобразовательных и коррекционных школ, а также широкий ассортимент литературы для детских садов.

Учителям предоставлен широчайший выбор методической литературы: полные учебно-методические комплекты для всех программ и предметных линий, а также дополнительные методические, справочные, тренировочные и наглядные пособия: таблицы, плакаты, карты и прочее.

В 2013 году был запущен в работу интернет-магазин учебно-методической литературы, ориентированный на заказы не только юридических, но и физических лиц.

Главными целями и задачами деятельности ООО «Урал-Пресс регион» являются:

определение стратегии развития ООО «Урал-Пресс регион», направленной на повышение его рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности, достижение максимальной прибыли и увеличение активов Общества;

обеспечение реализации и защиты прав учредителей, а также содействие разрешению корпоративных конфликтов;

обеспечение полноты, достоверности и объективности раскрытия информации об Обществе для учредителей и иных заинтересованных лиц;

создание эффективных внутренних контрольных механизмов;

регулярная оценка деятельности исполнительных органов Общества и работы менеджмента.

Предприятие укомплектовано профессиональными кадрами, обладает материально-технической базой, имеет постоянных клиентов.

2.2    Оценка организации бухгалтерского учета в ООО «Урал-пресс регион»


ООО «Урал-Пресс регион» бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Бухгалтерский учет в ООО «Урал-Пресс регион» осуществляется согласно учетной политике. Учетная политика ООО «Урал-Пресс регион» представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения возникших фактов хозяйственной деятельности. Она является внутренним документом организации, оформленным в виде приказа руководителя. В приложение 4 прилагается приказ об утверждении учетной политики.

В учетной политике раскрыты принятые способы ведения учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка имущественного и финансового положения, способности организации аккумулировать денежные средства, финансовых результатов деятельности. Среди них выделяются следующие основные способы:

группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

амортизации основных средств, нематериальных и иных амортизируемых активов;

оценки сырья, материалов и других аналогичных ценностей, товаров, незавершенного производства, готовой продукции;

признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

организации документооборота;

инвентаризации;

применения счетов бухгалтерского учета (ведение записей для бухгалтерского и налогового учета);

обработки информации и др.

В приложение 5 прилагается учетная политика для бухгалтерского учета.

Документирование хозяйственных операций, возникших в ООО «Урал-Пресс регион» сплошное и осуществляется путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Первичные документы по хозяйственным операциям удовлетворяют следующим требованиям:

составляются в момент совершения хозяйственной операции или сразу после ее совершения;

содержат достоверные сведения о хозяйственных операциях;

служат основанием для формирования данных в регистрах аналитического и синтетического учета.

В ООО «Урал-Пресс регион» для ведения бухгалтерского и налогового учета используют программу «1С Предприятие». Для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, организация использует компьютерные магнитные диски, дискеты, флэшки и т.п., также используется специализированная бухгалтерская компьютерная программа СБиС.

Система 1С: Предприятие в ООО «Урал-Пресс регион» используется для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета:

учет операции по банку и кассе;

учет основных средств и нематериальных активов;

учет материалов и МБП;

учет товаров, услуг и производства продукции;

учет валютных операций;

учет взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами;

учет расчетов по заработной плате;

учет расчетов с бюджетом;

другие разделы учета.

учет складских запасов товаров и их движение;

учет взаиморасчетов с клиентами и поставщиками;

резервирование товаров и контроль оплаты;

учет денег на расчетных счетах и в кассе;

учет товарных кредитов и контроль их погашения;

автоматический расчет цен списания товаров;

учет выданных на реализацию товаров, их возврата и оплаты.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2.3    Расчеты с поставщиками и подрядчиками в ООО «Урал-пресс регион»


Наиболее характерный вид кредиторской задолженности - это задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы.

Поступление материалов, в ООО «Урал-Пресс регион» от поставщиков, выполнение различных работ и услуг подрядчиками производится на основании договоров В договоре оговорены виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, услуг; коммерческие поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки; порядок расчетов.

Оперативный учет выполнения договорных обязательств в ООО «Урал-Пресс регион» осуществляют руководство и бухгалтерия.

Основным расчетным документом по расчетным взаимоотношениям является счет на оплату, выписанный поставщиком или подрядчиком. В документе указываются наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке и его место нахождение, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки, ссылка на договор, наименование поставляемых ценностей или оказываемых услуг, количество, стоимость, сумма НДС и общая сумма к оплате. На основании счета на оплату оформляются соответствующие банковские платежные документы на перечисление задолженности, если через банк в бухгалтерии выписывают платежное поручение на оплату определенной суммы за поставку с расчетного счета ООО «Урал-Пресс регион» на счет поставщика. В большинстве случаев применяются платежное поручение.

Например: Оприходовано с ООО «Торговый Дом» ЮКОС-М» дизельное топливо на сумму127362,7 руб., в т.ч. НДС 19428,21 рублей, по накладной №11625 и счет - фактуре №15/05678 от 15 декабря 2014 г.

Оплачено по п/пор №237 за дизельное топливо 127000., в т.ч. НДС 19372,88 руб.

В учете эти операции отражены записями:

ДТ 60 КТ 51 127000 руб. оплачено

ДТ 10 КТ 60 107934,49 руб. оприходовано дизельное топливо

ДТ 19 КТ 60 19428,21 руб. начислен НДС

ДТ 68 КТ 19 19428,21 руб. списан НДС.

Для приобретения материальных ценностей на стороне в ООО «Урал-Пресс регион» назначается экспедитор. На получение товарно-материальных ценностей выдается доверенность на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. Все доверенности на момент выдачи регистрируются в специальном журнале «Журнал учета выданных доверенностей» подпись получателя материальных ценностей по доверенности заверяется директором ООО «Урал-Пресс регион» и главным бухгалтером с наложением оттиска печати.

Основными документами при покупках, осуществляемых в счет договоров последующих поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика, а также при покупках в счет предварительной оплаты являются товаротранспортные накладные, акты выполненных работ и счета - фактуры, выписанные поставщиком.

Поступившие товары, материалы и сопроводительные документы сдаются и приходуются на склады по местам хранения. Приёмка на складе производится методом прямого счёта, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов.

На приход материалов, товаров составляется проводка ДТ 10,41 КТ 60.

В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов, составляется коммерческий акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия, кладовщик и представитель поставщика (если может присутствовать). В дальнейшем на основе акта к поставщику предъявляются соответствующие претензии. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер в двух экземплярах и вместе со своим материальным отчетом сдает в бухгалтерию. За анализируемый период претензии поставщикам и подрядчикам в ООО «Урал-Пресс регион» не выставлялись.

Экспедитор все документы, по доставленным на склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке и счет фактуру, сдаёт в бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. В бухгалтерии производится сверка всех поступивших документов, составляют корреспонденция счетов и заносят в соответствующие учетные регистры.

Для отчёта за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета - фактуры), так и факт сдачи их на склад (приходный ордер), либо передачи в производство (требование).

В случае поступления актов выполненных работ и счет - фактур производят списание работ или услуг на затраты по соответствующим видам производства. ДТ 20. 1,20. 2,20. 3,23,25. 1,25.2. КТ 60.

В бухгалтерии все поступившие сопроводительные документы проверяются на правильность заполнения всех предусмотренных реквизитов в накладных и счет - фактурах, таксируются, и принимаются к учету.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, работы и услуги в ООО «Урал-Пресс регион» организован на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявляемого счета.

Счёт по отношению к балансу - активно-пассивный.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. По дебету счета учитывают уплаченные суммы в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам, внесенные хозяйством в соответствии с условиями договора, предварительные и другие платежи поставщикам. Остаток по кредиту счета отражает задолженность поставщикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщикам оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили.

Аналитический учет ведется по поставщикам, акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактуренным поставкам; авансам выданным; поставщикам по полученному коммерческому кредиту.

Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материалы и товары, с подрядчиками за выполненные работы в ООО «Урал-Пресс регион» ведется позиционно в регистре аналитического учета в «Книге учета расчетов с поставщиками и подрядчиками». На каждого поставщика отведена отдельная страница, где на основании поступающих первичных документов поставщиков (товаротранспортных накладных, актов выполненных работ, счет - фактур и других расчетных документов) в книге в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям.

В бухгалтерии ООО «Урал-Пресс регион» стараются соблюдать расчетную дисциплину, добиваясь своевременного взыскания дебиторской задолженности и погашения, причитающихся кредиторам сумм. Для подтверждения остатков раз в год установленные сроки или по необходимости проводят инвентаризацию расчетов в соответствии с действующими правилами ее проведения. При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками бухгалтер ООО «Урал-Пресс регион» обменивается с бухгалтерией контрагентов актами сверок о суммах задолженности на конкретное число (на 1 число месяца, на конец квартала, на конец года). Организация поставщик после выверки своих оборотов по данному контрагенту отсылает один экземпляр акта сверки заверенный подписями руководителя организации, главного бухгалтера и оттиском печати в ООО «Урал-Пресс регион», тем самым подтверждает остаток. За анализируемый период разногласий по расчетам с поставщиками и подрядчиками не было.

3. Пути совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Урал-пресс регион»

3.1    Анализ отчетности ООО «Урал-пресс регион»


В приложениях 6 и 7 представлены бухгалтерский баланс за 2012-2014 годы и отчет о финансовых результатах ООО «Урал-Пресс регион, на основании которых был сделан анализ основных показателей финансово-экономической деятельности компании и их динамики в таблице 1.

Таблица 1. Анализ актива баланса ООО «Урал-Пресс регион» за 2012-2014 годы


2012 год Тыс. руб

2013 год Тыс. руб.

2014 год Тыс. руб

Темпы роста 2013-2012

Темпы роста 2014-2013





Абсолютные

Относительные

Абсолютные

Относительные

Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства

98

98

203

-

100

105

207,14

Итого внеоборотные активы

98

98

203

-

100

105

207,14

Запасы

2158

1736

1772

559,06

-422

80,44

НДС

-

-

-

-

-

-

-

Дебиторская задолженность

210

414

2212

204

197,14

1798

534,29

Денежные средства

1728

38

1137

-1690

2,19

1099

в 30 раз

Итого по оборотным активам

2324

2610

5085

286

112,31

2475

194,83

Баланс

2422

2708

5288

286

111,81

2580

195,27


Структура активов характеризует в первую очередь уровень мобильности имущества предприятия, а также позволяет определить, за счет каких элементов эта мобильность обеспечивается, снижается или повышается. От структуры активов непосредственно зависят показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Кроме того эта структура оказывает большое виляние на систему показателей, которые принято называть коэффициентами деловой активности. Информация о состоянии активов предприятия, содержащаяся в его балансе дает достаточно основательную базу для их анализа и определения приоритетных направлений вложения финансовых ресурсов.

Данные таблицы 1 показывают, что имущество ООО «Урал-Пресс регион» состоит из внеоборотных и оборотных активов.

Актив баланса включает внеоборотные активы, их сумма в 2012 и 2013 годах была неизменна, в 2014 году их сумма увеличилась на 1 году увеличилась на 105 тыс. рублей по сравнению с 2012 годом. В 2014 году произошло увеличение оборотных активов на 2475 тыс. рублей по сравнению с 2013 годом.

Наибольший удельный вес в имуществе ООО «Урал-Пресс регион» занимают оборотные активы. Внеоборотные активы состоят только из основных средств.

В оборотных активах наибольшую долю составляет дебиторская задолженность в ООО «Урал-Пресс регион», за три года сумма дебиторской задолженности увеличилась на 2002 тыс. рублей.

Оборотные активы ООО «Урал-Пресс регион» состоят из запасов, денежных средств и дебиторской задолженности.

Запасы составляют около 16% в общей сумме оборотных активов в 2012 году, 82,68% в 2013 году, 34,13% в 2014 году. Дебиторская задолженность составляет около 43% в 2014 году, денежные средства - более 20%.

Анализ пассива балансов ООО «Урал-Пресс регион» представлен в таблице 2.

Таблица 2. Анализ динамики капитала ООО «Урал-Пресс регион»

Показатели

2010 год, тыс. руб.

2011 год, тыс. руб.

2012 год, тыс. руб.

Темпы роста 2010-2011

Темпы роста 2011-2012





Абсолютные

Относительные

Абсолютные

Относительные

Уставный капитал

10

10

10

-

-

100

Нераспределенная прибыль

1468

1586

1925

118

108,04

339

121,37

Итого капитал

1478

1596

1935





Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

-

Краткосрочные обязательства

300

500

1000

200

166,67

500

200

Кредиторская задолженность

644

612

2353

-32

95,03

1741

384,47

Итого по краткосрочным обязательствам

944

1112

3353

168

117,79

2241

301,53

Баланс

2422

2708

5288

286

111,81

2580

195,27


Уставной капитал ООО «Урал-Пресс регион» составляет 10 тыс. рублей.

ООО «Урал-Пресс регион» для своей деятельности не привлекает долгосрочные заемные средства. Краткосрочные кредиты за три года увеличились на 700 тыс. рублей.

В пассиве балансов к концу 2014 года наибольший удельный вес составляет кредиторская задолженность ООО «Урал-Пресс регион».

Сумма кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2014 года составила 3353 тыс. руб.

Краткосрочная задолженность ООО «Урал-Пресс регион» занимает около 80% в имуществе компании на конец 2014 года и представлена задолженностью перед поставщиками за поставленную продукцию и материалы, перед персоналом по оплате труда, перед бюджетом.

Таким образом, анализ статей баланса дает представление о структуре активов и пассивов ООО «Урал-Пресс регион за 2012-2014 годы.

Успешное функционирование ООО «Урал-Пресс регион» в условиях рыночной экономики предопределяет необходимость наличия достаточного количества финансовых ресурсов (капитала, выступающего в различных формах) для формирования их активов в целях осуществления различных видов деятельности, расширенного воспроизводства и выполнения социальной миссии.

Таблица 3. Динамика показателей прибыли, доходов и расходов ООО «Урал-Пресс регион»

Отчет о прибылях и убытках

2012 год, тыс. руб

2013 год, тыс. руб

2014 год, тыс. руб

Абсолютный прирост 2014 к 2013

Темп роста, %

Выручка от реализации

17819

22127

2544

112,99

Себестоимость

14701

16254

18365

2381

112,98

Валовая прибыль

3118

3329

3762

433

113,01

Коммерческие расходы

1283

1346

1356

10

100,74

Прибыль от реализации

1835

1983

2406

423

121,33

Прибыль (убыток) до налогообложения

1835

1983

2406

423

121,33

Текущий налог на прибыль

367

397

481

84

121,15

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

1468

1586

1925

339

121,37


Для анализа использования финансовых ресурсов в ООО «Урал-Пресс регион» рассчитаем коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую долю текущих обязательств предприятие может погасить немедленно.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

 (1)

Где, ДС - Денежные средства, КП - краткосрочные пассивы

Кабслик.2012.= 1728 / 944 = 1,83

Кабслик 2013= 38 / 1112 = 0,03

Кабслик.2014= 1137 / 3353 = 0,34

Нормативное значение больше 0,2.

Коэффициент срочной ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств предприятие может погасить после поступления средств от дебиторов.

 (2)

Где, ОА - Оборотные активы, З - запасы, КП - краткосрочные пассивы

Кср.лик.2012 =(2324 - 386) / 944 = 2,05

К ср.лик..2013 = (2610-2158) / 1112 = 0,41

К ср.лик..2014 = (5085 - 1736)/ 3353 = 0,99

Нормативное значение должно быть больше 1.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств организация может погасить, если направит все оборотные активы.

 (3)

Где ОбА - оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса - это итог второго раздела баланса

Ктик.лик.2012 = 2324 / 944 = 2,46

К тик.лик.2013 = 2610 / 1112 = 2,34

К тик.лик..2014 = 5085 / 3353 = 1,52

Нормативное значение должно быть больше 2.

Таким образом, состояние ООО «Урал-Пресс регион» оценивается как удовлетворительное, т.е. финансовое положение компании можно считать достаточно стабильным.

3.2    Совершенствование учета расчетов в ООО «Урал-пресс регион»


Бухгалтерская отчетность предназначена для отражения достоверных и полных сведений об имущественном и финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности. Эта информация необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.).

рациональности размера годового оборота средств в расчетах. Эффективность расчетно - платежной системы ускоряет процесс оборачиваемости денежных средств в расчетах, способствует притоку других активов организации и погашению кредиторской задолженности;

уменьшении себестоимости продукции (работ, услуг). С увеличением числа оборотов сокращается доля постоянных расходов, относимая на показатель себестоимости;

возможном ускорении оборота на других стадиях производственного процесса и продажи продукции (работ, услуг). Сокращение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности повлечет ускорение оборота денежных средств, запасов и обязательств организации.

Основная цель анализа заключается в определении скорости и времени оборачиваемости задолженности и резервов ее ускорения на разных этапах хозяйственной деятельности ООО «Урал-Пресс регион».

Комплекс задач учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, предусматривает обработку информации по значительной группе балансовых счетов, учёт по отдельным из них имеет свои особенности по формам представления первичной информации, способам обработки и форме исходящих информационных массивов.

Автоматизация учёта расчётов с поставщиками позволяет повысить степень аналитичности, точности, своевременность получения сведений о состоянии расчётов с поставщиками и покупателями, согласованность записей на счетах. Оперативная обработка данных позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность, соблюдая сроки исковой давности.

Самой распространенной программой автоматизированного бухгалтерского учета является «1: С Бухгалтерия» версия 8.0. Использование этой программы значительно облегчило бы ведение бухгалтерского учета в ООО «Урал-пресс регион» и совершенствовало бы учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для складского учета можно применить программу 1С‑Склад. 1С‑Склад контролирует наличие товаров на складе, формирует заказ на приобретение новых товаров.

Электронная версия 1:С Бухгалтерия ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

Основные особенности электронной бухгалтерии «1:С»:

ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия;

получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету;

полная настраиваемость с возможностью изменять и дополнять план счетов, систему типовых проводок, систему аналитического учета, формы первичных документов;

возможность печати первичных документов при вводе проводок.

Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электронной бухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы. Программа дает возможность составлять отчетность и различные вспомогательные документы, в частности:

оборотно - сальдовые ведомость по счетам и субсчетам;

анализы счетов, содержащих итоги по корреспонденциям конкретных счетов со всеми счетами;

сводные проводки - итоги по всем используемым корреспонденциям;

анализы счета по датам - остатки, обороты и корреспонденции с другими счетами за каждую дату отчетного периода;

журналы ордера - выборка проводок из журнала операций по определенным счетам, корреспонденциям и другим признакам; карточки счетов - все проводки с данным счетом;

отчеты произвольной формы разработанной пользователем для детального изучения хозяйственных процессов.

Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1:С», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и бюджетом, автоматизировано составлять формы бухгалтерской отчетности по срокам сдачи отчетов.


Заключение


Вопросы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятиях и в организациях, обеспечивающие достоверной и своевременной информацией менеджеров при принятии ими управленческих решений, заслуживают особого внимания в силу того, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одними из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Оформление договоров с поставщиками и подрядчиками, организация первичного учета расчетов, состояние задолженности, а также отражение в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками и отражение в бухгалтерском балансе во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка. Неправильная оценка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками может не только исказить общую картину финансового состояния организации, но и вызвать:

несвоевременное отражение выручки от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;

искажение сумм причитающихся к уплате в бюджет НДС и налога на прибыль, и, как следствие, налоговые санкции;

неверное исчисление ряда экономических показателей, таких как дебиторская и кредиторская задолженность, их оборачиваемость;

пропуск срока исковой давности кредиторской задолженности и, как следствие, несвоевременное ее списание на финансовые результаты;

неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения собственных и заемных средств.

Все эти факторы искажают финансовую отчетность и, соответственно, искажается анализ финансового состояния организации, что в свою очередь влияет на принятие решений внутренних и внешних пользователей данной отчетности.

В ходе исследования была проанализирована организация бухгалтерского учета в ООО «Урал-пресс регион».

Группа компаний «Урал-Пресс» осуществляет подписку и доставку периодических изданий для юридических лиц, находящихся более чем в 250 городах России. Сеть филиалов и представительств насчитывает 108 подразделений, которые расположены во всех федеральных округах России: от Москвы до Петропавловска-Камчатского и от Мурманска до Пятигорска, а также в Берлине и Петропавловске, Казахстан.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования трудно переоценить роль адекватной системы учета и контроля в формировании информации о договорных и расчетных отношениях между предприятиями, повышении ответственности контрагентов за выполнение договорных обязательств и обеспечении своевременных платежей.


Список литературы


1.   О бухгалтерском учете: федер. закон: от 06.12.2011 г., №402-ФЗ

2.   Бабаев А.Ю. Бухгалтерский учет / А.Ю. Бабаев.-М.:Инфра-М, 2011. - 510 с.

3.      Белич Д.В. Введение в бухгалтерский учет / Д.В. Белич.-М.:Инфра-М, 2010. - 388 с.

.        Горина Е.К. Отражение фактов хозяйственной деятельности / Е.К. Горина // Финансовая газета. - 2012.- №37.-С. 10

.        Клокова Н.В. 10 000 проводок / Н.В. Клокова // Горячая линия бухгалтера. - 2010.-С. 46

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. / Н.П. Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2010. - 640 с.

.        Кузьмин Г.К Кредиторская задолженность / Г.К. Кузьмин // Экономика и жизнь. - 2011. - №32.-С. 11

.        Лощина Г.Н. Инвентаризация расчетов / Г.Н. Лощина // Российский налоговый курьер. - 2009. - №1.-С. 11

.        Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности / Н.В. Парушина // Бухгалтерский учет. - 2010. - №4. - С. 28

10. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности / А.М. Петров // Экономический анализ: теория и практика. -2011. - №18. - С. 22

11. Поленова С.Н. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности / С.Н. Поленова // Бухгалтер и закон. - 2010.- №5. - С. 12

12.    Проданова Н.А. Финансовый менеджмент / Н.А. Проданова.-Ростов на Дону.:Феникс, 2010. - 405 с.

13. Сухов, А.Б. Учет кредиторской задолженности / А.Б. Сухов // Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №11.-С. 21

Похожие работы на - Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!