Таблица 1 наглядно показывает активное развитие малых предприятий, по состоянию на начало 2013 года численность малых предприятий составила 1837,5 тыс.предприятий., когда средних предприятиях численность составила всего 15,8 тыс.предприятий. [2, с. 13] Но не смотря на положительную динамику численности малых предприятий и роста числа рабочих мест малое предпринимательство в России существенно отстает от экономики развитых стран. [8, с. 5- с. 6]
Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей, изменения в федеральном и региональном законодательстве, необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. [8, с.6]
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. 06.12.2011 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Далее - Федеральный закон №209-ФЗ), которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [8,с.7]
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр <#"justify">Вторую программу реализует Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и регулируются Федеральным законом "О банке развития" (№82 ФЗ, принят 17 мая 2007 года).
Внешэкономбанк действует для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности. Банк развития реализует инвестиционную, внешнеэкономическую, страховую, консультационную поддержку проектов в России и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка осуществляется по двум направлениям:
через банки-партнеры;
через организации инфраструктуры поддержки.
Министерство экономического развития Российской Федерации считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а так же создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого предпринимательства. [8, с.11]
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях
При организации бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по Законодательству Российской Федерации (далее -малые предприятия), следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным Законом в редакции на 01.01.2013 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации в редакции от 24.12.2010 г. №34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом в редакции от 06.12.2011 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:
. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет;
. Бухгалтерский учет могут не вести:
а) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;
б) филиал, представительство или иное структурное подразделение, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если они ведут учет доходов и расходов в порядке установленном законодательством.
. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
. Организации получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в праве применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.
Согласно Федеральному закону в редакции от 01.01.2013 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета признаются:
) Факты хозяйственной жизни;
) Активы;
) Обязательства;
) Источники финансирования его деятельности;
) Доходы;
) Расходы;
) Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. [1, с.159] Разделом 1 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в редакции от 24.12.2010 №34н закреплено что руководитель организации может в зависимости от объема учетной информации:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту. [6, с. 15]
Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем, им представляется право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета. [8, с.60-61]
Осуществляя предпринимательскую деятельность субъекты малого предпринимательства могут применять либо общий режим налогообложения, либо специальные режимы. Следует помнить, что вид деятельности может лишить права выбора системы налогообложения. Выбор субъектом малого предпринимательства того или иного налогового режима влияет не только на порядок расчета с бюджетом по налогам и сборам, но и на организацию бухгалтерского учета.
Под общим режимом понимают совокупность налогов и сборов установленную Налоговым кодексом РФ и иными Федеральными законами и подлежащую к уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Этот режим выбирается организациями, планирующими высокий уровень доходности, выставление партнера счет - фактур с тем, чтобы они могли принять «входящий НДС».
Выбрав этот режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требование Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», всех Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. На предприятие так же возлагается ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее внешним заинтересованным пользователям. [8, с.44-с.45]
Наряду с общим режимом налогообложения Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения особых, отличающихся от общей системы налогообложения налоговых режимов, так называемых специальных режимов налогообложения. Их применение, предусмотрено так же государственной программой поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, и освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Статья 18 Налогового кодекса Российской Федерации определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода.
Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплено право применения субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов и упрощенных правил ведения налогового учета.
Выделяют следующие виды специальных режимов:
Упрощенная система налогообложения;
Единый сельскохозяйственный налог;
Система основанная на исчислении Единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД)
Наиболее широкое применение на практике хозяйствования субъектов малого предпринимательства получили:
Общая система налогообложения;
Упрощенная система налогообложения;
Единый налог на вмененный доход.
Применение специальных режимов призвано поддержать малое предпринимательство, упростить их бухгалтерский и налоговый учет и снизить налоговое бремя. [8, с. 45]
Главой 26.1 в Части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог) закреплен порядок перехода на Единый сельскохозяйственный налог (далее -ЕСХН) и определены категории организаций имеющих право применять ЕСХН.
Данная система налогообложения предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признают:
организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственный производителей освобождаются от уплаты:
налога на прибыль;
налога на имущество;
налога на добавленную стоимость.
От обязанности налоговых агентов по уплате налога на доходы физических лиц с выплат работников освобождения нет.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом признается полугодие.
Налоговая ставка установлена в размере 6% [3, с. 68]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется Главой 26.3 Части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации введенной Федеральным Законом в редакции от 25.06.2012 №104-ФЗ. [3, с.68]
В Тверской области действует Решение №109 в редакции от 23.11.2012 «О введении на территории города Твери системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» на основании которого с 2006 года в Тверской области введена система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. [5, с.45]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров, а также не имеющие зала обслуживания посетителей;
-Оказание услуг по ремонту, техническому <javascript://> обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными <javascript://> предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
Оказание ветеринарных услуг;
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;