Порядок ведения бухгалтерского учета налогообложения на малом предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,20 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок ведения бухгалтерского учета налогообложения на малом предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Порядок применения упрощенной системы налогообложения

1.2 Место специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ ЖКХ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

.2 Организация бухгалтерского учета в ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

2.3 Налоговый учет и налоговая отчетность ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ ЖКХ» И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

.1 Рекомендации по применению бухгалтерских и налоговых учетных регистров, форм для ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

.2 Анализ налоговых платежей как критерий выбора оптимальной системы налогообложения для ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития экономики России решение проблем, связанных с пополнением доходной части государственного бюджета, является первоочередной задачей как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. Основной источник формирования бюджета государства - налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи служит прерогативой налоговых органов Российской Федерации. Качество функционирования налоговой системы России во многом предопределяет формирование бюджета страны, развитие промышленной сферы, сельского хозяйства, предпринимательства, уровень социального обеспечения граждан.

С введением Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) был дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», вступившей в силу с 1 января 2003 года.

Применение упрощенной системы налогообложения связано с многочисленными запретами и ограничениями, нарушение которых может привести к обязанности дополнительно доплатить налоги, а также уплатить пени и штрафы.

Актуальность выбранной темы для исследования заключается в том, что в настоящее время остро встает вопрос организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, выбора наиболее эффективного способа ведения бухгалтерского и налогового учета, режима налогообложения для них.

Целью написания работы является изучение порядка ведения бухгалтерского учета налогообложения на малом предприятии, применяющем УСН. Для достижения поставленной цели в работе следует решить следующие задачи:

изучить основы применения УСН, ведения учета и отчетности;

рассмотреть действующие формы бухгалтерских и налоговых регистров, выявить пути их совершенствования;

провести сравнение различных систем налогообложения и обосновать рациональность их использования;

по данным исследуемого предприятия оценить действующую систему бухгалтерского и налогового учета на предприятии;

изучить порядок составления отчетности малого предприятия на примере исследуемой организации;

дать оценку рациональности применения исследуемым предприятием действующей системы налогообложения, выявить возможные недостатки учета и дать рекомендации по их устранению.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация систем ЖКХ» - микро-предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения.

Методологической основой написания работы послужило законодательство РФ в области поддержки малого предпринимательства, бухгалтерского учета и налогообложения; труды различных авторов в этой области, справочные и статистические материалы органов Госстатистики РФ.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Порядок применения упрощенной системы налогообложения

В целях реализации стратегии развития экономики, определяющей переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующей новые двигатели экономического роста, государство в последнее время приступило к формированию особых режимов налогообложения для стимулирования развития особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и др.), а также инновационной деятельности и деятельности в области информационных технологий.

Степень воздействия специальных налоговых режимов на повышение эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования и, соответственно, на возможности решения социальных задач в последние годы менялась в зависимости от принимаемых государством решений.

Одной из основных причин улучшения в последние годы экономических показателей деятельности малых предприятий стало снижение налоговой нагрузки в результате применения ими специальных налоговых режимов.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о существенной социальной значимости специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса, что свидетельствует об активном использовании государством социальной функции налогов, а также о соответствии данных налоговых режимов основным принципам налогообложения, в первую очередь принципу социальной налоговой справедливости.

Следует отметить недостаточную разработанность темы совершенствования специальных налоговых режимов с позиции социологии налогов. Поэтому необходимость разработки адекватных современным условиям методов формирования специальных налоговых режимов в целях гармонизации налогообложения и повышения эффективности его воздействия на достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста, выводу из застойного состояния отдельных секторов экономики и развитию социальной сферы на основе теоретически обоснованного использования функций налогов и учета основных принципов налогообложения, определили выбор темы работы

Главный плюс упрощенной системы налогообложения - это возможность предприятию и частному предпринимателю работать «в белую». Разумеется, какую-то сумму на налоги приходится отдавать даже на упрощенной системе налогообложения. Зато не нужно сдавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, мучиться с обналичиванием средств. Одним словом, для тех, кто не готов нарушать Уголовный кодекс, упрощенная система - лучший способ сокращения расходов.

Упрощенная система налогообложения позволяет предприятиям и индивидуальным предпринимателям уплачивать один налог вместо четырех. Этот налог так и называется - единый.

бухгалтерский учет налогообложение

Таблица 1

Виды налогов, от которых освобождаются организации и предприниматели при упрощенной системе налогообложения

ОрганизацииПредприниматели1. Налог на добавленную стоимость1. Налог на добавленную стоимость2. Налог на прибыль2. Налог на доходы физических лиц (с доходов предпринимателя)3. Единый социальный налог3. Единый социальный налог 4. Налог на имущество4. Налог на имущество

Чтобы перейти на УСН, достаточно написать заявление в налоговую инспекцию. Федеральным законом от 24.11.2008 года № 208-ФЗ налогоплательщикам, применяющим УСН, предоставлено право ежегодно с начала нового налогового периода изменять ранее выбранный объект налогообложения, при условии уведомления об этом налоговых органов не позднее 20 декабря года. Там заявление рассмотрят и, если предприятие отвечает определенным требованиям, разрешат перейти на «упрощенку».

Таблица 2

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

ПоказательПредельный размер, при котором допустим переход на упрощенную систему налогообложенияДля организацийДля предпринимателей1. Доход от реализации за 9 месяцев текущего года (Без НДС)15 млн. руб.Не ограничен2. Средняя численность работников100 человек100 человек3. Стоимость основных средств и нематериальных активов100 млн. руб.-4. Доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам25%-5. Количество филиалов и представительств0-

При расчете объемов выручки не нужно учитывать выручку, полученную от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Ежегодно Минэкономразвитием России устанавливаются коэффициенты-дефляторы для расчета выручки при применении УСН и ЕНВД.

При применении УСН на коэффициент-дефлятор умножается 15-миллионный размер дохода за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающий право организаций перейти на УСН (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также 20-миллионный размер дохода, при превышении которого налогоплательщики обязаны вернуться на общий режим налогообложения (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ). На 2009 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН равен 1,538.

Таким образом, организации вправе перейти на УСН с 1 января 2010 г., если их доход за 9 месяцев 2009 г. не превышает 23 070 000 руб. (15 млн руб. x 1,538). В то же время предельный порог по выручке, превысив который организации и индивидуальные предприниматели должны вернуться на общий режим налогообложения, составляет в 2009 г. 30 760 000 руб. (20 млн руб. x 1,538).

Но перед этим следует выбрать объект налогообложения. Есть три варианта:

платить единый налог со всего полученного дохода, то есть с выручки;

платить единый налог с разницы между доходами и расходами, то есть с прибыли;

приобрести патент ( приобрести могут только предприниматели).

Ставки единого налога составляют:

- единый налог со всего полученного дохода - 6%

единый налог с разницы между доходами и расходами- 15%

В Чувашии ставка по УСН при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» установлена в размере 12 % для всех категорий налогоплательщиков. Изменения внесены ФЗ №16 от 31.03.2009.

С 1 января 2009 года пункт 2 ст. 346.20 НК РФ дополнен положением о том, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков. Данный пункт был введен для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес и создания дополнительной мотивации для бизнеса.

При этом перечень доходов является открытым, а перечень расходов - закрытым.

Главный плюс работы на основе патента - вы можете заранее определить размер налоговых отчислений. Вот формула, по которой рассчитывается стоимость патента:

годовая стоимость патента = потенциально возможный годовой доход х 6%.

За патент перечисляют два платежа. Сначала только треть стоимости - не позднее 25 дней после того, как ПБОЮЛ стал работать по новой системе. Оставшуюся часть - не позже чем через 25 дней после окончания периода, на который был выдан патент. Конечно, когда оплачивается первая часть, потенциальный доход на 2009 год может быть еще не определен. В таком случае общую стоимость вычисляют исходя из данных 2008 года. А потом делают перерасчет.

Потенциально возможный годовой доход устанавливает законодательный орган субъекта федерации. И законодатели вправе установить сколь угодно большой размер годового дохода. Но в любом случае рассчитать стоимость патента вы сможете заранее. Здесь есть и дополнительное условие в отношении тех видов деятельности, которые переводятся на уплату налога на вмененный доход. По таким видам деятельности размер потенциально возможного годового дохода не может превышать размер базовой доходности, увеличенный в 30 раз.

Порядок признания доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения установлен ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.

С учетом отдельных исключений метод признания доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения можно назвать кассовым методом, используемым по налогу на прибыль.

Порядок признания доходов

Кассовый метод признания доходов при упрощенной системе налогообложения - это метод, при котором доходы (от реализации, внереализационные) признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически получены.

В зависимости от способа получения дохода датой их получения признается:

) день поступления средств на счета в банках;

) день поступления средств в кассу налогоплательщика;

) день поступления иного имущества (работ, услуг), имущественных прав;

Следует отметить, что до 01.01.2006 г. последний случай в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ установлен не был, хотя был в аналогичной ст. 273 Налогового кодекса РФ. При этом отсутствие последнего положения заменялось сложившейся арбитражной практикой.

Например, в случае, когда должник по указанию организации перечисляет средства не на счет последней, а на иные счета, то факт получения дохода также должен возникнуть. Так, еще в п. 14 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль было разъяснено, что при учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается погашение дебиторской задолженности иным способом.

Также, при кассовом методе датой получения дохода будет являться не только последующая оплата товара, но и поступление любого аванса.

При осуществлении реализации товаров (работ, услуг) через посредника (комиссионера) датой получения доходов для комитента также признается день поступления средств на счета (в кассу) комиссионера.

В ситуации, когда налогоплательщик в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права использует вексель, датой получения дохода у него может быть признана:

либо дата оплаты векселя, т.е. день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица;

либо день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Указанное положение закреплено в п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ и подлежит применению с 01.01.2006 г.

До 1 января 2006 г. при получении в качестве расчетов за поставленные товары (работы, услуги) векселей третьих лиц датой получения дохода признавался день получения векселя (письмо МНС РФ от 16.04.2004 г. № 22-1-14/705) .

Порядок признания расходов

Расходы при кассовом методе при упрощенной системе налогообложения - это затраты после их фактической оплаты, а в некоторых случаях с учетом дополнительных условий.

До 1 января 2006 г. определение «фактической оплаты» в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ отсутствовало. Однако, Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ были внесены дополнения, в соответствии с которыми оплатой товара (работ, услуг) и (или) имущественных прав в целях гл. 26.2 Налогового кодекса РФ признается прекращение обязательства налогоплательщика-приобретателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Таким образом, по общему правилу затраты учитываются для целей налогообложения после их оплаты (прекращения встречного обязательства).

При этом отдельные виды затрат учитываются в специальном порядке (например, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и нематериальных активов и т.д.).

В случае уплаты предоплаты по услугам, имеющим длительный характер, порядок признания расходов разъяснен в письме УМНС РФ по г. Москве от 18.09.2003 г. № 21-09/51398. Так, согласно данному разъяснению в случае внесения предоплаты за аренду нежилого помещения, за пользование ячейкой абонементного почтового шкафа датой отражения расходов будет считаться последняя из следующих дат: дата оплаты произведенных расходов или последний день месяца, за который начислены арендная плата и плата за пользование ячейкой абонементного почтового шкафа.

Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. На практике возникали случаи, когда налогоплательщик после перехода на упрощенную систему налогообложения уплачивал налоги, относящиеся к прежнему периоду, и относил указанные расходы на затраты.

Порядок учета расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются налогоплательщиком также после их оплаты одним из двух способов в зависимости от периода их приобретения.

В отношении основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) в период применения упрощенной системы налогообложения, расходы на их приобретение в полном объеме единовременно учитываются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.

В отношении основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 % стоимости, второго года - 30 % стоимости и третьего года - 20 % стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

Для признания расходов на приобретение основных средств необходимо наличие двух условий:

) ввод основных средств в эксплуатацию;

) фактическая оплата основных средств.

Порядок учета материальных расходов

Согласно Налоговому кодексу РФ материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

Глава 26.2 Налогового кодекса РФ напрямую не предусматривала какого-либо специального порядка учета материальных расходов. Считалось, что по общему правилу данные расходы подлежали учету после их оплаты.

Однако, необходимо было учитывать положение п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ, согласно которому материальные расходы при упрощенной системе налогообложения принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 254 Налогового кодекса РФ сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.

Иными словами, до 01.01.2006 г. материальные расходы следовало учитывать для целей налогообложения после их оплаты по мере списания в производство (использования в хозяйственной деятельности).

Согласно пункту 8 ст. 254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: метод оценки по стоимости единицы запасов; метод оценки по средней стоимости; метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) и метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Таким образом, учитывая характер производимых затрат, затраты на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), определенные одним из методов, указанных в п. 8 ст. 254 НК РФ, учитываются в составе расходов согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 2 ст. 346.17 НК РФ в момент реализации упакованных в данную упаковку товаров.

1.2 Место специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ

В целях реализации стратегии развития экономики, определяющей переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующей новые двигатели экономического роста, государство в последнее время приступило к формированию особых режимов налогообложения для стимулирования развития особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и др.), а также инновационной деятельности и деятельности в области информационных технологий.

Степень воздействия специальных налоговых режимов на повышение эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования и, соответственно, на возможности решения социальных задач в последние годы менялась в зависимости от принимаемых государством решений.

Одной из основных причин улучшения в последние годы экономических показателей деятельности малых предприятий стало снижение налоговой нагрузки в результате применения ими специальных налоговых режимов.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о существенной социальной значимости специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса, что свидетельствует об активном использовании государством социальной функции налогов, а также о соответствии данных налоговых режимов основным принципам налогообложения, в первую очередь принципу социальной налоговой справедливости.

Следует отметить недостаточную разработанность темы совершенствования специальных налоговых режимов с позиции социологии налогов. Поэтому необходимость разработки адекватных современным условиям методов формирования специальных налоговых режимов в целях гармонизации налогообложения и повышения эффективности его воздействия на достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста, выводу из застойного состояния отдельных секторов экономики и развитию социальной сферы на основе теоретически обоснованного использования функций налогов и учета основных принципов налогообложения, определили выбор темы работы.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ ЖКХ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» зарегистрировано ИФНС по Ленинскому району г. Чебоксары 17.02.2006г.

Место нахождения общества: 428003, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Энгельса, д. 13.

Предприятие оказывает услуги по установке счетчиков воды и монтажу водомерного узла.

В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство.

В системе жилищно-коммунального хозяйства действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Стоимость основных фондов составила на 01.01.02 г. более 580 млрд. руб. - четвертая часть национального достояния страны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах - на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.

В настоящее время в строительном комплексе функционирует более 156 тыс. организаций и предприятий, в том числе 135,5 тыс. строительных организаций; 9,2 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 11,8 тыс. проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций с численностью работников 6,4 млн. человек. Кроме того, 4,8 млн. человек работают в более чем 40 тыс. организаций и предприятий ЖКХ. Таким образом, общая численность работников отрасли сегодня составляет свыше 11 млн. человек.

Финансирование жилищно-коммунального хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.

Среди множества проблем, требующих решения ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

В рамках Федеральной целевой программы "Жилище" (далее ФЦП) на 2002-2010гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Основными задачами этой программы являются:

финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, жесткого выдерживания установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

формирование инвестиционной привлекательности предприятий жилищно-коммунальной сферы путем создания эффективных процедур тарифного регулирования жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающей их в сокращении затрат и ресурсов; развитии деятельности по управлению муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры с привлечением частного бизнеса на условиях концессионных соглашений;

обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем предоставления бюджетных средств, в основном на возвратной основе, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Подпрограммой определены следующие организационно-управленческие и финансовые механизмы, обеспечивающие эффективную работу предприятий ЖКХ:

Реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ ;

Обеспечение мер адресной социальной защиты населения с использованием социальных счетов;

Рыночные механизмы функционирования ЖКХ;

Формирование условий для привлечения инвестиций в модернизацию ЖКХ.

Организационная структура общества включает в себя генерального директора, исполнительного директора, инженера 2 категориии и слесарей-сантехников. Среднесписочная численность работников составляет 6 человек.

2.2 Организация бухгалтерского учета в ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» применяет упрощенную систему налогообложения с начала деятельности - 2006 года. Обществом был выбран порядок исчисления налогооблагаемой базы «Доходы-расходы».

Учет хозяйственных операций общество ведет в программе «1С: Бухгалтерия» - конфигурация - упрощенная система налогообложения. Поскольку предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения освобождены от полного ведения бухгалтерского учета, обществом ведется бухгалтерский учет следующих участков работы:

учет основных средств;

учета денежных средств на расчетном счете;

учет расчетов с подотчетными лицами.

Для целей внутреннего учета обществом ведется учет расчетов с покупателями и поставщиками.

Рассмотрим порядок документально оформления и отражения на счетах бухгалтерского и налогового учета основных хозяйственных операций ООО «Эксплуатация систем ЖКХ». Общество не составляет учетную политику и имеет минимальный набор операций, которые разносятся согласно плана счетов предприятия (Приложение 1).

Учет основных средств

Нормативной базой по учету основных средств служат: Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Закона от 30.06.03 № 86-ФЗ); Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации линейным способом. Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств. Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам отражают по дебету счета 20 «Основное производство».

При приобретении основных средств в ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» составляется Акт приема-передачи основных средств (приложение 2), на основании которого производится ввод в эксплуатацию. Для каждого основного средства заводится Инвентаризационная карточка.

Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

Например, полезный срок использования помещения установлен в размере 240 месяцев (20 лет), а первоначальная стоимость помещения составила 300 тыс. руб.

При использовании линейного способа начисления амортизации ежегодно должна амортизироваться 1/20 стоимости помещения.

Сначала нужно определить годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость помещения примем за 100%.

Годовая норма амортизации составит 5% (100% : 20).

Следовательно, годовая сумма амортизации составит 15 000 руб. (300 000 руб. х 5%). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 1250 руб. (15 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение 20 лет бухгалтер будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02 1250 руб. - начислена амортизация помещения за отчетный месяц.

Учет денежных средств

Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения наличных денежных средств служат первичные документы: «Приходный кассовый ордер» (форма № КО-1) (приложение 3), «Расходный кассовый ордер» (форма № КО-2) (Приложение 4), «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» (форма № КО-3) (Приложение 5), «Кассовая книга» (форма № КО-4) (Приложение 6), «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств» (форма № КО-5) (Приложение 7).

В ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К счету 50 «Касса» в ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» открыт субсчет: 50-1 «Касса организации». На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Как видно из приложения 8 - оборотно сальдовой ведомости по счету 50 - ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» общество использует наличные для выдачи под авансовый отчет, выплаты заработной платы, сдачи наличных в банк, поступления от покупателей и возврат подотчетных сумм.

Безналичные расчеты осуществляются через банковские операции, наличные расчеты через кассу.

В ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» формой расчетов являются платежные поручения. Платежное поручение - это распоряжение владельца счета обслуживающему банку перевести определенную сумму на счет получателя средств. В ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» по дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Операции по расчетному счету в ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок из лицевого счета (приложение 9) по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов (платежные требования, платежные поручения) (приложение 10).

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по расчетному счету в «Чувашском ОСБ №8613 г. Чебоксары». Приложение 11 - оборотно-сальдовая ведомость счета 51.

Учет обязательств

Учет текущих обязательств в бухгалтерии ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» осуществляется на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. счетам.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками на ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» осуществляются после отгрузки ими товаров или оказании услуг по ее поручению и применяют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно в разрезе поставщиков.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 представлена в приложении 12. Оприходование поступивших ТМЦ или оказанных услуг бухгалтером производится на основании первичных документов - накладной или акта выполненных работ и счет-фактуры к ним (Приложение 13). Общество не является плательщиком НДС и сумму налога включает в стоимость оприходованных товаров, работ, услуг.

В ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» используется оплата труда на основании окладов, начисление производится на основании табеля учета рабочего времени в расчетной ведомости (Приложение 14). Выдача заработной платы производится из кассы на основании платежной ведомости (Приложение 15).

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам) осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету - удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» имеет право выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные и командировочные расходы, на операции по закупке товаров мелкооптовыми партиями.

Учет по расчетам с подотчетными лицами на исследуемом предприятии ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц организации или сумму невозмещенного перерасхода.

По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основе расходных кассовых ордеров, по кредиту - суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам (неиспользованные).

На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов. Подотчетное лицо составляет авансовый отчет (Приложение 16) в течение 3 дней со дня выдачи денежных средств.

Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет. В ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» подотчетные суммы в основном выдаются на командировочные расходы, на приобретение канцтоваров и на хозяйственные нужды. Срок сдачи авансовых отчетов установлен в течение недели. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 71 представлена в приложении 17. Как видно из приложения аналитика организована по каждому подотчетному лицу.

Расчеты с покупателями общество ведет в следующем порядке. На основании заключенного договора об оказании услуг выписывается акт выполненных работ, который подписывается обеими сторонами (Приложение 18).

Учет расчетов с покупателями общество ведет на счете «Расчеты с покупателями и заказчиками», который предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Аналитический учет ведется в разрезе заказчиков - приложение 19 оборотно-сальдовая ведомость по счету 62.

Формирование и учет финансовых результатов

Прямые и косвенные затраты на производство продукции относятся сразу на дебет счета 20 «Основное производство». Аналитический учет затрат на производство по счету 20 в разрезе затрат.

При автоматизированном учете регистрами учета являются «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20», (Приложение 20) за определенный период, в которых отражается корреспонденция счета затрат с другими счетами.

Счет 20 закрывают проводкой в конце месяца:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 90 «Продажи».

Таким образом, счет 20 остатка не имеет.

В ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» по кредиту счета 90 «Продажи» отражаются доходы, а по дебету - расходы.

Записи по субсчетам 90-1, 90-4, 90-9 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчету 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет (Приложения 21,22).

Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Бухгалтерской отчетности общество не составлет, поскольку не обязано этого делать.

2.3 Налоговый учет и налоговая отчетность ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

Общий порядок налогового учета доходов от реализации установлен в статье 316 НК РФ. Правила налогового учета при совершении отдельных видов операций (сделок), которые должны соблюдать налогоплательщики, применяющие УСН, установлены в следующих статьях главы 25 НК РФ:

статья 254 «Материальные расходы»;

статья 255 «Расходы на оплату труда»;

статья 263 «Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества»;

статья 264 «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией»;

статья 268 «Особенности определения расходов при реализации товаров»;

статья 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам».

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (Приложение 23).

В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Поскольку предприятие использует программу учета «1С: Бухаглтерия» конфигурации УСН, то книга доходов и расходов формируется автоматически.

На основании вводимых в базу операций программы формируют книгу учета доходов и расходов - главный налоговый регистр. Учетные записи «Книги учета доходов и расходов» формируются автоматически при проведении документов. Кроме того, записи «Книги учета доходов и расходов» могут быть введены вручную с помощью документа «Запись книги учета доходов и расходов».

После записи в информационную базу всех документов отчетного периода и регламентных документов «Закрытие месяца» автоматически формируется основная форма налоговой отчетности - «Книгу учета доходов и расходов».

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» уплачивает и составляет налоговую отчетность по следующим налогам и платежам:

. Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

. Взносы на обязательное пенсионное страхование

. Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

. Налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента)

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Рассмотрим порядок заполнения декларации за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев).

Титульный лист заполняется после того, как отражены данные во всех разделах декларации. Он состоит из одной страницы.

Раздел 1 заполняется после раздела 2. В декларации за I квартал, полугодие и 9 месяцев раздел 1 заполняется следующим образом. Если в разделе 2 сумма авансового платежа по налогу исчислена к уплате, то заполняются строки 010-030. Если в разделе 2 сумма авансового платежа по налогу исчислена к уменьшению, то заполняются строки 040-060.

По строке 030 указывается сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период. Данный показатель переносится из строки 130 раздела 2. Так, как видно из приложения 22 сумма налога по итогам 2008 года составила 9041 руб.

Сведения, указанные в разделе 1, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации либо другими лицами, которые заверяют декларацию на титульном листе. Также в этом разделе ставит свою подпись индивидуальный предприниматель.

В разделе 2 рассчитывается сумма авансового платежа по налогу. Порядок заполнения данного раздела зависит от выбранного объекта налогообложения. ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» выбрало «Доходы-расходы».В этом случае плательщики налога заполняют графу 4 раздела 2 налоговой декларации.

В строку 010 налогоплательщики записывают сумму полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ, а также внереализационных доходов, перечисленных в статье 250 НК РФ, за отчетный период. В данной строке не отражаются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, поскольку они не учитываются при определении налоговой базы согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ. Также в этой строке не отражаются суммы полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии со статьями 214 и 275 НК РФ. Доходы при УСН учитываются кассовым методом. Поэтому суммы авансов, полученные налогоплательщиком в счет будущих поставок в течение отчетного периода, также включаются в доходы.

Строки 020-050 организация, как налогоплательщик, исчисляющий налог с доходов, уменьшенных на величину расходов, не заполняют.

В строку 060 вписывается величина налоговой базы для исчисления авансового платежа по налогу. В ней указывается значение строки 010. Строка 070 заполнена. В ней указан размер ставки единого налога. Для объекта налогообложения доходы он равен 6%.

По строке 080 отражается сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период. Она определяется умножением налоговой базы на ставку налога. Чтобы рассчитать показатель этой строки, надо значение строки 060 умножить на показатель строки 070 и разделить на 100. Строки 090 и 100 не заполняются.

По строке 110 указывается сумма уплаченных за отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам в течение отчетного периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающая (но не более чем на 50%) сумму исчисленного авансового платежа по налогу, указанную по строке 080.

Показатель этой строки должен быть меньше или равен половинному значению строки 080. В этой строке указывается сумма фактически уплаченных страховых взносов (в пределах исчисленных платежей) и пособий по временной нетрудоспособности, если эта сумма меньше половинного значения строки 080. Если названная сумма больше, то по строке 110 проставляется половинное значение строки 080.

По строке 120 указывается сумма исчисленного авансового платежа по налогу за предыдущие отчетные периоды. Эта строка заполняется в декларациях за полугодие и 9 месяцев. В декларации за I квартал ставится прочерк. Чтобы рассчитать показатель этой строки, нужно сложить значения строк 130 и вычесть значения строк 140 разделов 2 декларации за предыдущие отчетные периоды.

По строке 130 отражается сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Чтобы определить показатель этой строки, нужно из строки 080 вычесть строки 110 и 120.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» подает в налоговую инспекцию:

расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (по форме, приведенной в приложении 1 к приказу Минфина России от 24 марта 2005 г. № 48н) - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

декларацию по страховым взносам (по форме, приведенной в приказе Минфина России от 27 февраля 2006 г. № 30н) - не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

В территориальное отделение ПФР нужно представлять:

копию налоговой декларации по страховым взносам - ежегодно до 1 июля следующего года;

индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п) - один раз в год не позднее 1 марта.

В расчете по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование указывают суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которые фирма платит в течение года. Его заполняют нарастающим итогом с начала каждого года.

Расчет составляют в трех экземплярах. Два экземпляра представляют в налоговую инспекцию, один из которых она передает в Пенсионный фонд. Третий экземпляр остается у фирмы.

Расчет сдают ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев).

Декларация по пенсионным взносам с порядком ее заполнения утверждена приказом Минфина России от 27 февраля 2006 г. № 30н (Приложение 25).

В декларации указывают сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, которую фирма должна перечислить в Пенсионный фонд по итогам года. Декларацию по страховым взносам представляют в налоговую инспекцию ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за прошедшим. Декларацию подают все налогоплательщики. Для тех, кто ничего не начислил за истекший год в пользу работников, исключения не предусмотрено.

Для достижения сближения налогового и бухгалтерского учета необходимы глубокий анализ и оценка обоснованности и целесообразности всех существующих различий как в правилах признания доходов и расходов, так и в способах и технических приемах учета.

Цель анализа - отделить принципиальные отличия налогового учета от бухгалтерского учета, вытекающие из функций налогов и их реализации через налоговую политику государства, от случайных, неоправданных расхождений, связанных с нестыковкой законодательных и нормативных актов и несовпадением техники расчета и способов учета доходов и расходов.

Результаты такого анализа помогут обосновать систему мер, направленных на унификацию тех правил формирования информации о доходах и расходах организации, которые не противоречат целям налогообложения и принципам бухгалтерского учета.

В основном, все исследования отличий налогового учета и сближения его с бухгалтерским касаются ведения налогового учета доходов и расходов в свете гл. 25 НК РФ.

Однако, и для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения это актуально, так они также обязаны вести налоговый учет доходов и расходов. Как и в каком регистре это делать, было рассмотрено выше.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ ЖКХ» И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

.1 Рекомендации по применению бухгалтерских и налоговых учетных регистров, форм для ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

Регистр бухгалтерского учета - это таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования и служащие для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры ведутся в виде карточек, отдельных листов, ведомостей, журналов, книг, машинограмм.

При ведении учетных регистров следует аккуратно производить записи, а при исправлении обнаруженных ошибок неправильные суммы зачеркиваются тонкой чертой, так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Обязательно следует делать оговорку об исправлениях.

Регистры подразделяются на хронологические и систематические. В первых записи о хозяйственных операциях делаются в хронологическом порядке по мере их совершения, а в систематических регистрах записи о хозяйственных операциях группируются по определенным признакам.

В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.

В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.

Регистры налогового учета - это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст.314 Налогового кодекса РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляется расчет налоговой базы.

Каждая организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета, которые она будет применять, и утвердить их приказом об учетной политике для целей налогообложения. При этом каждый регистр должен содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном и денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс РФ предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что предприятие самостоятельно решит, как вести налоговый учет. Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские регистры можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать.

Рассматриваемое предприятие ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» использует в работе основные бухгалтерские регистры и формы, руководствуясь вышеперечисленными рекомендациями по их ведению. В связи с тем, что предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, основным налоговым регистром является книга учета доходов и расходов (Приложение 23), кроме того, налоговыми регистрами являются регистры бухгалтерского учета по счетам налогового учета.

При автоматическом заполнении Книги учета ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» соблюдает следующие правила.

. В Книге учета отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период в хронологической последовательности.

. Хозяйственные операции отражаются в Книге учета на основе первичных документов, иначе говоря, каждая запись должна подтверждаться первичными учетными документами.

. Хозяйственные операции оформляются в Книге учета позиционным способом, то есть все необходимые данные по каждому объекту учета отражаются в отдельной строке по каждой операции.

. Книга учета ведется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или на языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.

. Исправление ошибок в Книге учета подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии).

Книга состоит из трех разделов:. Доходы и расходы;. Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу;. Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В разделе I Книги учета отражаются данные о полученных доходах и произведенных расходах. Раздел I состоит из четырех одинаковых таблиц, позволяющих учитывать доходы и расходы нарастающим итогом по отчетным периодам: в первой таблице учитываются доходы и расходы за I квартал, во второй - за полугодие, в третьей - за девять месяцев, в четвертой - за календарный год.

В разделе II Книги учета отражаются данные о стоимости основных средств и нематериальных активов, включаемой в состав расходов. Этот раздел заполняется теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Раздел II также состоит из четырех одинаковых таблиц, позволяющих рассчитывать соответствующие расходы поквартально.

В разделе III Книги учета рассчитывается сумма убытка, уменьшающая налоговую базу по налогу.

Общество ведет книгу правильно, своевременно заверяет ее в налоговых органах, и рекомендовать какие-либо совершенствования в учете практически невозможно.

3.2 Анализ налоговых платежей как критерий выбора оптимальной системы налогообложения для ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»

Проведем сравнительный анализ налогообложения ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» при различных системах налогообложения: упрощенной (по обоим критериям) и обычной системе. Деятельность предприятия не является деятельностью облагаемой единым налогом на вмененный доход, поэтому его рассматривать не станем.

Итак, предположим, что общество используем упрощенную систему налогообложения «Доходы-расходы». На основании приложения 24 - налоговой декларации и приложения 27 - оборотно-сальдовой ведомости за 2008 год составим таблицу, где объединим налоговое бремя общества. Для упрощения расчетов будем считать, что все расходы общества, отраженные по счету 20 признаются в налоговом учете.

Таблица 3

Налоговое бремя ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» (Доходы-расходы)

НаименованиеСумма, руб.Доход облагаемый3439275Расходы признанные условно2808781Налогооблагаемая база630494Единый налог (15%)94574Пенсионные отчисления114256Всего налоговое бремя208820

Таким образом, общая сумма налогов составила бы в 2008 году 208820 руб.

Используя те же приложения, рассчитаем налоговое бремя при условии применения схемы налогообложения «Доходы» (как это делается в ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»).

Согласно НК РФ сумму квартального платежа уменьшают на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. При этом авансовый платеж не может быть уменьшен более чем наполовину.

Таблица 4

Налоговое бремя ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» (Доходы)

Как видно из расчета, налоговое бремя в случае применения расчета налога по доходам незначительно ниже, чем при применении системы «Доходы-расходы» (на 2474 рублей.). Однако данная разница несколько условна, поскольку неизвестно точно в настоящий момент общая сумма признаваемых расходов и не учтены приобретенные основные средства.

Рассчитаем налоговое бремя для общей системы налогообложения

При этом примем, что налог на прибыль исчисляют методом начисления, НДС - 18%, ставка налога на имущество 2,2%. Для упрощения примера не станем рассчитывать среднегодовую стоимость имущества, а используем остаточную.

Таблица 5

Расчет налогового бремени ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» при применении традиционной системы налогообложения

НаименованиеБазаСтавка, %суммаНалог на прибыль2 120 47524508 914,03 доходы всего5 126 555 расходы всего3 006 080Налог на имущество1 591 5292,235 013,64НДС442 669 начислен5 126 55518922 779,87 возмещен3 147 39518/118480 111,14ЕСН1 570 25826408 267,04Итого1 394 863

Совершенно очевидно, что применение традиционной системы налогообложения невыгодно для исследуемого предприятия, однако и использование действующей системы не совсем приемлемо.

Организация применяет оптимальную систему налогообложения. Связано это с тем, что у общества много материальных расходов. Существенными расходами на осуществление деятельности, кроме заработной платы и пенсионных взносов, являются расходы по приобретению материалов и размещению рекламы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, специальная система налогообложения участников соглашений о разделе продукции.

Упрощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. В первой части работы подробно рассмотрен порядок перехода на УСН и отказа от нее.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме.

Практическая часть работы выполнена на материалах общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация систем ЖКХ». Общество занимается оказанием юридических услуг и применяет упрощенную систему налогообложения. Обществом был выбран порядок исчисления налогооблагаемой базы «Доходы-расходы». Учет хозяйственных операций общество ведет в программе «1С: Бухгалтерия» - конфигурация - упрощенная система налогообложения.

В работе приведен порядок признания доходов и расходов обществом, освещены хозяйственные операции общества, порядок отражения их в бухгалтерском учете и документальное оформление с приведение соответствующих приложений. Помимо этого в работе описан налоговый учет общества в основном регистре - книге учета доходов и расходов и порядок составления налоговой отчетности по налогам, уплачиваемых предприятием.

Был проведен сравнительный анализ данных бухгалтерского и налогового учета общества. Финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете формируется различный, это связано с тем, что в налоговом учете общества расходы не признаются.

По данным бухгалтерского учета в 2008 году обществом было оказано услуг и выставлено актов выполненных работ на общую сумму 5127 тыс. руб., что на 2462 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Кроме того, общество несет расходы, которые учитывает в бухгалтерском учете на счете 20 «Основное производство». Так в 2008 году обществом было понесено расходов на 813 тыс. руб. больше, чем в 2007.

Таким образом, обществом было получено фактической прибыли на сумму 2318 тыс. руб. в 2008 году, что на 1649 тыс. руб. больше, чем в 2007.

Общество несет существенные расходы, которые признаются в целях налогового учета - приобретает основные средства, нематериальные активы, арендует помещение. Общество использует рекомендованные регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом, как видно из приложений, бухгалтерские регистры соответствуют требованиям закона о бухгалтерском учете, налоговые - требованиям налогового кодекса.

Налоговый учет обществом ведется автоматизированным способом в программе учета «1С: Бухгалтерия», налоговые регистры и отчетность формируются автоматически в программе и выводятся на печать.

ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» выбрало для себя способ расчета налоговой базы «доходы-расходы». Проведенный анализ показал, что это решение выгодно для предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 30.12.2008 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая (ред. 30.12.2008 г.)
  4. Федеральный закон от от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. 03.11.2006 г.)
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  6. Антошина К. В. Единая (упрощенная) декларация: порядок заполнения / К. В. Антошина / / Аудиторские ведомости. - 2008. - №8. - С. 33-38
  7. Бехтерева Е.В. Новое в налоговом законодательстве. / Бехтерева Е.В.- М.:. «Юстицинформ», 2007 г. - 452 с.
  8. Блинова С. Новые правила для «спецрежимников» /С. Блинова // «Расчет», № 7, июль 2007 г. - с. 46-48
  9. Блинова С. Спецрежимникам «перекроят» правила /С. Блинова // «Московский бухгалтер», № 13, июль 2007 г. - с. 36-38
  10. Буланова О.Ю. Краткий обзор изменений, внесенных в часть вторую НК РФ /О.Ю. Буланова // «Ваш налоговый адвокат», № 7, июль 2007 г. - с. 31-36
  11. Бурейко С. К. Упрощенная система налогообложения: признание доходов / С. К. Бурейко / / Бухгалтерский учет. - 2008. - N 15. - С. 29-32
  12. Васильева М. Поправки в Налоговый кодекс /М. Васильева // «Малая бухгалтерия», № 5, июль-август 2007 г. с. 45-46
  13. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф.. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 380с.
  14. Голованов Г. Р. Единая (упрощенная) налоговая декларация: вопросы составления и представления / Г. Р. Голованов / / Налоговая политика и практика. - 2008. - N 10. - С. 56-60
  15. Евменеко Т.О. УСН: очередной шаг на пути к совершенству /Т.О. Евмененко // «БУХ.1С», № 8, август 2007 г. - с. 45-47
  16. Еналеева И.Д.. Налоговое право России: Учебник/ Еналеева И.Д., Сальникова Л.В.. - М.: «Юстицинформ», 2008 г. - 546 с.
  17. Кислов Д.В. Малый бизнес: учет и налоги./ Кислов Д.В. - М.: «Статус-Кво 97», 2007 г. - 751 с.
  18. Красноперова О.А. Комментарий главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» / Красноперова О.А. - М,: Система ГАРАНТ, 2007 г. - 631 с.
  19. Кувшинов Ю.Г. Возврат на общий режим налогообложения: порядок исчисления налогов /Ю.Г. Кувшинов // «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», № 7, июль 2007 г. - с. 55-58
  20. Курбангалеева О. А. Начисление взносов на пенсионное страхование организациями, применяющими УСН / О. А. Курбангалеева / / Бухгалтерский учет. - 2008. - N 17. - С. 44-50
  21. Лабынцев Н.Т. Ковалева О.В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2006. - 320с.
  22. Лермонтов Ю. М. Упрощенная система налогообложения : учебно-практическое пособие / Ю. М. Лермонтов . - М. : Проспект , 2009. - 569 с.
  23. Малый бизнес: налоги и отчетность (под ред. А.Р. Оганесова) (3-е издание) - М.: «Главбух», 2006 г. - 841 с.
  24. Налоги и сборы России в вопросах и ответах (под ред. А.А. Ялбулганова) - М.: ГАРАНТ, 2007 г. - 634 с.
  25. Никишина О. Г. Как выбрать объект налогообложения при УСН. Недостатки применения УСН / О. Г. Никишина / / Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. - 2008. - N 21. - С. 36-43
  26. Основные изменения в главе 26.2 НК РФ, вводимые в действие с 1 января 2008 года // «Упрощенка», № 7, июль 2007 г. - с. 73-75
  27. Панкова С.В., Иванникова И.В. Налоги организаций // Российский налоговый курьер. - 2007. - № 3. - С. 24-26.
  28. Пупко Г.М. Налогообложение юридических лиц. - Москва: Интерпрессервис, Мисанта, 2007.- 428 с.
  29. Теплова Н.А. «Упрощенку» обновили /Н.А. Теплова // «Упрощенка», № 7, июль 2007 г. - с. 28-34
  30. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. - М.: ГАРАНТ, 2006 г.
  31. Упрощенка. Налоговый отчет. - М.: «Статус-Кво 97», 2006 г.
  32. Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ) : (изменения с 1 января 2008 года) / / Учет и анализ торговой деятельности. - 2008. - N 1/2. - С. 47-54
  33. Шаталов С.Д. Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства /С.Д. Шаталов// «Бухгалтерский учет», № 4, февраль 2003 г. - с. 36-39
  34. Шацило Г.В. Проблемы исчисления единого налога по специальным налоговым режимам и пути их решения /Г.В. Шацило // «Бухгалтер и закон», № 8, август 2007 г. - с. 45-63
  35. Юрген Н.В. Отчитываемся по единому налогу за полугодие 2007 года /Н.В. Юрген // «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», № 7, июль 2007 г. - с. 26-33

Похожие работы на - Порядок ведения бухгалтерского учета налогообложения на малом предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!