Бухгалтерский учет и анализ отчетности малых предприятий (на примере ООО 'Каравай')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет и анализ отчетности малых предприятий (на примере ООО 'Каравай')

Введение

Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Опыт развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах показывает, что его субъекты успешно функционируют и занимают ведущее положение в системе воспроизводства при одном обязательном и необходимом условии, а именно - активном участии государства в разработке и реализации экономической политики поддержки этого вида бизнеса.

Анализ масштабов малого предпринимательства в этих странах, прежде всего в США, Японии и странах ЕЭС, подтверждает необходимость «вмешательства» государства в решение проблем малых форм предпринимательства. В США небольшие фирмы производят более 45% валового национального продукта и более половины валового продукта частного сектора. Аналогичное положение в Японии. При этом роль малых предпринимательских структур в экономической системе этих стран непрерывно возрастает.

В России все наоборот - резко замедляются темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них. После периода их бурного роста (1991 - 1993 гг.) резкая остановка в развитии малого предпринимательства произвела эффект неожиданности. Начиная с 1994 г. малые предприятия России нуждаются в поддержке и защите государства. Однако принимаемые меры и подготовленные федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства на сегодняшний день еще не дают ожидаемых результатов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в России отсутствует научно-обоснованная государственная политика в области малого предпринимательства. И кроме того, несовершенна нормативно-правовая база функционирования малого бизнеса, не учитывающая реальные, социально-экономические и политические условия.

Поэтому одним из важнейших направлений в обеспечении развития и нормального функционирования малого бизнеса в России является создание приемлемой системы налогообложения.

Такая система должна быть наиболее упрощенной, обеспечивающей предпринимателям возможность самостоятельно, без помощи профессиональных юристов и экономистов вести учет собственных доходов и расходов, своевременно исполнять возложенные обязанности по уплате налогов и сборов. Государство также должно гарантировать неизменность такой системы налогообложения в течение достаточно длительного периода в целях поддержания благоприятных условий развития субъектов малого предпринимательства. Вышеперечисленными доводами определяется актуальность выбранной темы исследования.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических аспектов и практического механизма учета и анализа финансовой отчетности на предприятиях малого бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть теоретические аспекты учета на предприятии малого бизнеса;

оценить организацию учетного процесса и проанализировать финансовую отчетность хозяйствующего субъекта, относящегося к сфере малого предпринимательства;

разработать мероприятия по совершенствованию организации учета доходов и расходов на предприятии малого бизнеса.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ООО «Каравай».

Предметом исследования выступает финансовая отчетность предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Информационной базой для проведения исследования служат:

налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

расчетные ведомости по средствам фонда социального страхования РФ;

налоговые декларации по транспортному налогу;

налоговые декларации по земельному налогу;

книга учета доходов и расходов предприятия;

первичные учетные документы предприятия.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты учета на предприятиях малого бизнеса

.1 Малый бизнес и нормативное регулирование его деятельности

Малый бизнес - самая актуальная тема сегодняшних предпринимателей, как юридических лиц, так и индивидуальных субъектов без образования юридического лица. Это вполне объяснимо, так как малый бизнес во всех областях деятельности может обеспечивать более быстрый подъем экономики России, занятость населения и реально способствует оперативному выходу России из экономического кризиса.

Малое предпринимательство сегодня - одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области. Без него не может развиваться конкурентоспособная рыночная экономика.

Различают несколько форм предпринимательства: частное предпринимательство и коллективное предпринимательство.

Частный предприниматель - это человек, берущий на себя ответственность и риск за использование земли, труда и капитала, и решает, как распорядиться этими ресурсами.

Коллективное предпринимательство представляет собой организацию, которая ведет бизнес под определенным именем и имеет статус юридического лица. Эти юридические лица, в свою очередь, делятся на крупные, средние и малые предприятия. Предпринимательская деятельность есть инициативная, самостоятельная хозяйственная или коммерческая деятельность, направленная на получение прибыли. Таким образом, предпринимательство имеет несколько форм.

В соответствии с действующим законодательством субъектами предпринимательства в России могут быть граждане Российской Федерации и иностранных государств, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства в Российской Федерации, является принятый 24 июля 2007 г. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Федерального закона № 209-ФЗ малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации).

В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 как «крупные».

В российской практике деятельность малого предпринимательства была разрешена в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 чел., в науке и научном обслуживании - 100 чел., в других отраслях производственной сферы - 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - 25 чел., в розничной торговле - 15 чел. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней:

-    в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 чел.;

-        в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел.;

         в оптовой торговле - 50 чел.;

         в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

         в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В соответствии с принятым Федеральным законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

-        средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1)  от 101 до 250 чел. включительно для средних предприятий;

2)      до 100 чел. включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 чел.;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В Постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

.2 Особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии малого бизнеса

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В то же время специфика осуществления малыми предприятиями предпринимательской деятельности (прежде всего, объемы производственных или торговых операций и их количество) обуславливает наличие определенных особенностей бухгалтерского учета данной категории коммерческих организаций.

Общие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее - Типовые рекомендации) и введенных в действие с 1 января 1999 г.

Основой для разработки Типовых рекомендаций стал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». С 01 января 2008 г. закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. 28.12.2013 г. № 396-ФЗ).

Основным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является выбор формы ведения учета. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. (часть 3 в ред. Федерального закона <#"863721.files/image001.gif"> (1)

где ДФЗПз - доля заработной платы в общих затратах;

ФЗПот - затраты на оплату труда;

å З - сумма затрат на производство и реализацию.

 (2)

где ДФЗПв - доля заработной платы в выручке;

В - выручка.

В знаменателе отражается выручка за минусом НДС, в то же время можно взять выручку и с учетом НДС в качестве дополнения. Расчетное значение показывает, сколько приходится на оплату труда персонала из одного рубля выручки, а следовательно, какой резерв остается для других видов затрат и будет ли обеспечена прибыль, и определяется по формуле (3):

 (3)

где Пфзп - прибыль на 1 руб. фонда заработной платы;

Пн - прибыль до налогообложения.

В числителе должна быть прибыль до налогообложения, а не чистая прибыль, поскольку налог на прибыль - это часть дохода, полученная от выполненных работ персоналом предприятия, за которую заплатили заработную плату (4-5):

 (4)

где ПчФЗПот - прибыль на 1 руб. затрат на оплату труда;

Пч - чистая прибыль.

 (5)

где Ов - размер отчислений из фонда оплаты труда на рубль выручки;

åО - сумма отчислений из фонда оплаты труда.

 (6)

где Офзп - размер отчислений из фонда оплаты труда на 1 рубль расходов на оплату труда.

К дополнительным показателям следует отнести выручку и прибыль в расчете на одного работника. Сопоставление выручки на одного работника и среднегодовой заработной платы одного работника укажет на долю заработной платы в выручке.

Главным критерием эффективности затрат на оплату труда следует считать индекс соотношения темпов роста чистой прибыли и затрат на оплату труда (в составе себестоимости).

Следовательно, увеличение заработной платы способствовало достижению лучших результатов производства относительно прошлого периода и росту прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на дальнейшее развитие его бизнеса. В случае, когда данный коэффициент будет меньше единицы, повышение заработной платы не обеспечено прибылью, хотя при этом производительность труда может и повыситься (индекс опережения производительности труда и его оплаты будет больше единицы). Однако за счет структурных сдвигов в себестоимости из-за преимущественного роста других затрат кроме оплаты труда (на материалы, содержание основных средств и др.) величина чистой прибыли снижается. Значит, в организации имеют место недостатки в системе управления себестоимостью.

На рисунке 2 представлены факторы и показатели эффективности затрат, между факторами показана взаимосвязь.

В таблице 5 представлены показатели эффективности расходов на оплату труда ООО «Каравай».

Таким образом, речь идет о системном и комплексном подходе в анализе эффективности затрат на оплату труда в сочетании с другими видами расходов фирмы. Межхозяйственный сравнительный анализ показателей эффективности использования затрат на оплату труда позволит определить конкурентные преимущества по формированию себестоимости.

Хорошо известно, что чем ниже себестоимость, тем больше возможность маневрирования ценами реализации и ниже критический объем продаж (точка безубыточности). При прочих равных условиях продажа товаров по цене ниже конкурента обеспечивает за счет объема продаж более высокий уровень доходности. Кроме того, расчетное значение индекса соотношения темпов роста чистой прибыли и затрат на оплату труда позволит дать экономическое обоснование величины доплат и премий из нераспределенной прибыли с учетом качества работы отдельных категорий работников.

Доля фонда заработной платы в общих затратах предприятия в 2011 г. составила 47,6%, в 2012 г. - 39,6%, в 2013 г. - 23,2%. Доля фонда заработной платы в выручке соответственно составляла 33,1%, 31,7% и 19,1%.
























Рис. 2 Факторы и показатели эффективности затрат на оплату труда

Таблица 5

Показатели эффективности расходов на оплату труда в ООО «Каравай» за 2011-2013 гг.

Наименование показателя

Ед. изм.

2011 г.

2012 г

2013 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %






2012 г. От 2011 г.

2013 г. От 2012 г.

2012 г./ 2011 г.

2013 г./ 2012 г.

Доля фонда заработной платы в общих затратах

%

47,6

39,6

23,2

-8,0

-16,4

-

-

Доля фонда заработной платы в выручке

%

33,1

31,7

19,1

-1,4

-12,6

-

-

Прибыль на 1 руб. фонда зарплаты

руб.

0,9

0,6

0,9

-0,3

0,3

66,7

150,0

Размер отчислений из фонда заработной платы на 1 руб. выручки

коп.

4,0

4,0

4,0

-

-

100,0

100,0

Размер отчислений из фонда заработной платы на 1 руб. расходов на оплату труда

коп.

6,0

5,0

4,0

-1,0

-1,0

83,3

80,0

Выручка на одного работника

тыс. руб.

132,7

183,2

341,0

50,5

157,8

138,1

186,1

Прибыль на одного работника

тыс. руб.

40,3

36,5

60,7

-3,8

24,2

90,6

166,3

Соотношение темпов роста прибыли и затрат на оплату труда

Х

Х

0,7

1,5

Х

Х

Х

Х



Прибыль на 1 руб. фонда заработной платы в 2011 г. составляла 90 коп., в 2012 г. - 60%, а концу 2013 г. снова стала составлять 90 коп.

Главный критерий эффективности затрат на оплату труда - индекс соотношения темпов роста чистой прибыли и затрат на оплату труда в ООО «Каравай» в 2012 г. составил 0,7, а в 2013 г. - 1,5.

Это говорит о том, что увеличение заработной платы способствовало достижению лучших результатов производства относительно прошлого периода и росту прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на дальнейшее развитие его бизнеса. Еще одной статьей, влияющей на величину расходов предприятия, являются налоговые платежи.

В таблице 6 представлены исходные данные для анализа налоговых платежей ООО «Каравай» за 2011-2013 гг.

Таблица 6

Оценка налоговых платежей ООО «Каравай» за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %





2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

2012 г. / 2011 г.

2013 г. / 2012 г.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

436,7

609,4

565,5

172,7

-43,9

139,5

92,8

Взносы на обязательное социальное страхование

28,7

40,0

36,4

11,3

-3,6

139,4

91,0

Земельный налог

21,2

119,2

119,2

98,0

-

562,3

100,0

Транспортный налог

77,2

70,4

65,2

-6,8

-5,2

91,2

92,6

Единый налог при УСНО

282,6

412,3

634,3

129,7

222,0

145,9

153,8

Итого налоговых платежей

846,4

1251,3

1420,6

404,9

169,3

147,8

113,5


Налоговые платежи предприятия в целом достаточно велики, при этом общая величина налоговых платежей в 2012 г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 534,5 тыс. руб., а в 2013 г. по отношению к 2012 г. - на 391,3 тыс. руб. Темп роста общих налоговых платежей в 2012 г. к 2011 г. составил 147,3%. А в 2013 г. к 2012 г. - 123,5%.

На увеличение налоговых платежей в целом повлияли такие платежи как единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения и взносы в пенсионный фонд. Единый налог в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 259,3 тыс. руб., в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 444 тыс. руб., или на 45,9% и 53,8% соответственно.

Увеличение взносов в пенсионный фонд в 2012 г. по сравнению с 2011 г. произошло на 172,7 тыс. руб. или на 39,5%, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. их величина уменьшилась на 43,9 тыс. руб. или на 7,2%. Более наглядное представление о налоговых платежах дает структура налоговых платежей предприятия. Структура характеризует удельный вес каждого налога и платежа в общей сумме налогов предприятия.

Оценка структуры налоговых платежей представлена в таблице 7.

Таблица 7

Оценка структуры налоговых платежей ООО «Каравай» за 2011-2013 гг.

Показатели

Структура налоговых платежей, %

Отклонение по структуре, %



2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.


2011 г.

2012 г.

2013 г.



Взносы на обязательное пенсионное страхование

51,6

48,7

39,8

-2,9

-8,9

Взносы на обязательное социальное страхование

3,4

3,3

2,6

-0,1

-0,7

Земельный налог

2,5

9,5

8,4

7,0

-1,1

Транспортный налог

9,1

5,6

4,6

-3,5

-1,0

Единый налог при УСНО

33,4

32,9

44,6

-0,5

11,7

Итого налоговых платежей

100,0

100,0

100,0

-

-


Как видно из таблицы 7, что наибольший удельный вес в общем объеме платежей предприятия занимает единый налог: в 2011 г. его доля была 50,1%, в 2012 г. - 49,6%, а в 2013 г. стала составлять 61,7%.

Значительную долю в структуре налогов предприятия занимают платежи в Пенсионный фонд РФ:

в 2011 г. их доля была 38,7%;

в 2012 г. -36,66%;

в 2013 г. снизилась до 27,5%.

Проанализировав результаты деятельности предприятия, можно сделать следующие выводы:

темп роста доходов предприятия составил к концу 2013 г. 153,9 %;

затраты на рубль выполненных работ за 2012-2013 гг. составили 0,8 руб.;

по всем трем годам предприятие сработало прибыльно: в 2011 г. прибыль составила 2862 тыс. руб., в 2012 г. - 2738 тыс. руб., в 2013 г. - 3761 тыс. руб.;

рентабельность продаж в 2011 г. составила 30,4%, в 2012 г. - 19,9%, в в 2013 г. - 17,8%;

среднемесячный доход работников составляет 7,9 тыс. руб.

Глава 3. Совершенствование организации бухгалтерского учета в условиях применения упрощенной системы учета и налогообложения в ООО «Каравай»

.1 Способы сближения бухгалтерского и налогового учета при упрощенной системе налогообложения

С принятием нового закона о бухгалтерском учете организации, применяющие УСН, лишились освобождения от обязанности ведения бухгалтерского учета. До принятия Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ бухгалтерский учет велся в разрезе учета основных средств и нематериальных активов. Но начиная с 2013 г. для таких организаций становится обязательным ведение бухгалтерского учета в полном объеме (пп. 1 ч. 1 ст. 2, ст. 32 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В связи с этим возникли вопросы о возможности сближения бухгалтерского и налогового учета в целях оптимизации учетной работы.

Основное отличие между бухгалтерским учетом и УСН - это различные методы признания доходов и расходов. Так, по общему правилу, в бухгалтерском учете применяется метод начисления, то есть доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств. Такие нормы установлены, соответственно, п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ <http://e.26-2.ru/npd-doc.aspx?npmid=99&npid=902316088>, обязывает все организации, применяющие УСНО вести бухгалтерский учет. Нормативных документов по ведению нет. Налоговый учет «упрощенцы» ведут кассовым методом. Бухгалтерский учет - методом начисления.

Существуют несколько методов для сближения налогового учета кассовым методом и бухгалтерского учета методом начисления.

Метод 1. Выручка от продаж. Доходы от продаж формируются в бухгалтерском и налоговом учетах одновременно, если покупатель полностью рассчитался в день, когда к нему перешло право собственности на товар, работу или услугу (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» <http://www.taxlab.ru/-r>). Оплата - основание для записи полученного дохода в Книге учета доходов и расходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом - поступления денег от покупателя не совпадает с датой отгрузки:

. Предоплата, в налоговом учете она формирует доход, а в бухгалтерском учете - нет, поскольку фиксируется задолженность перед покупателем, а доходы возникнут лишь при продаже.

. Договор с клиентом заключен с условием отсрочки платежа, то в момент продажи отражается только бухгалтерский доход. В налоговом учете выручка сформируется при поступлении денег.

В бухгалтерском учете доходы отражаются на основании товарных накладных или актов оказания услуг (выполненных работ), в налоговом - на основании банковских выписок или приходных кассовых ордеров, если оплата производится наличными.

Метод 2. Товары. Одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете списываются лишь те товары, которые на момент продажи оплачены поставщику (абз. 2 п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее ПБУ 10/99 <http://www.taxlab.ru/-r>) и подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

Чтобы гарантированно продавать уже оплаченный товар, можно рассчитываться с поставщиком за приобретаемые у него ценности сразу в день их покупки либо заранее.

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом - если на момент продажи покупателю товар еще не оплачен вами, списать его покупную стоимость возможно только в бухгалтерском учете. В налоговом учете придется подождать, когда состоится расчет с поставщиком. А значит, потребуется вести налоговый регистр учета товаров, которые уже проданы, но еще не оплачены контрагенту.

Метод 3. Покупная стоимость товаров. Списывать товары по одинаковой стоимости в бухгалтерском и налоговом учете возможно, если прописать в бухгалтерской учетной политике правило о порядке учета затрат на доставку. Затраты на доставку, оплачиваемые отдельно от цены товара, включаются в бухгалтерском учете в состав расходов на продажу (п.13 <http://www.taxlab.ru/-r> ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом - если в учетной политике не указать, что затраты на доставку учитываются в составе коммерческих расходов, в бухгалтерском учете на сумму таких затрат придется увеличить стоимость приобретенных ценностей (п. 6 ПБУ 5/01 <http://www.taxlab.ru/-r>).

В налоговом учете расходы на доставку списываются отдельно, не включая в первоначальную стоимость ценностей (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

Метод 4. Списание стоимости реализованных ТМЦ. Необходимо, чтобы в обоих видах учета применялся один метод оценки товаров при их списании. В налоговом и в бухгалтерском учете используются следующие методы оценки стоимости реализованных ценностей (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r> и п. 16 ПБУ 5/01 <http://www.taxlab.ru/-r>):

когда товар списывается по той цене, по которой он был принят к учету;

когда списываемые товары оцениваются по средней себестоимости запасов, которая рассчитывается на конец каждого месяца, либо на момент каждого списания товаров;

когда списываемые товары оцениваются по цене первой по времени закупки, затем второй, третьей и т. д.

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом - если в учете применяются разные методы списания ТМЦ, либо решили использовать в налоговом учете метод ЛИФО (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>), то нужно иметь ввиду, что такой метод в бухгалтерском учете не предусмотрен.

Метод 5. Коммерческие расходы. Для списания коммерческих расходов в бухгалтерском и налоговом учетах в одном и том же периоде, следует закрепить в бухгалтерской учетной политике то, что такие расходы по окончании месяца списываются в полном объеме (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н <http://e.26-2.ru/npd-doc.aspx?npmid=99&npid=901774800>).

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом - разница в бухгалтерском и налоговом учетах формируется, если в бухгалтерском учете списывать расходы только в той части, которая приходится на реализованные в течение месяца ТМЦ. Порядок также прописывается в учетной политике по бухгалтерскому учету. Распределению на остаток нереализованных товаров подлежат расходы на транспортировку, упаковку.

Метод 6. Управленческие расходы. Управленческие расходы по окончании месяца списываются напрямую на себестоимость продаж.

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом - бухгалтерской учетной политикой может быть предусмотрен вариант, что расходы на управление не входят напрямую в себестоимость продаж, а учитываются в составе затрат на производство. В этом случае в налоговом учете управленческие расходы будут учтены в полной сумме. А в бухгалтерском учете - нет.

Несоответствие между бухгалтерским и налоговым учетом может возникать по следующим показателям финансово-хозяйственной деятельности организации:

1. Выплата заработной платы. Заработную плату и страховые взносы на нее начисляют в бухгалтерском учете последним днем отработанного месяца (п. 16 <http://www.taxlab.ru/-r> и 18 ПБУ 10/99 <http://www.taxlab.ru/-r>). В налоговом учете в этот день нужно признать только фактически выплаченные в текущем месяце авансы. Остальные суммы будут отражены лишь в следующем месяце после того, как фактически будет произведен расчет с работниками и внебюджетными фондами (подп. 1 <http://www.taxlab.ru/-r> и 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

. Оплата материалов либо их использование. В налоговом учете приобретенные материалы можно сразу списать на расходы, если они оплачены (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

В бухгалтерском учете материалы относятся на расходы в момент их передачи в производство, факт оплаты значения не имеет (п. 93 <http://www.taxlab.ru/-r> Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н <http://e.26-2.ru/npd-doc.aspx?npmid=99&npid=901809623>, в обоих видах учета можно применять метод ФИФО, метод оценки по средней себестоимости или по себестоимости единицы (п. 2 ст. 346.16 <http://www.taxlab.ru/-r> и п. 8 ст. 254 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>, п. 73 Указаний № 119н <http://www.taxlab.ru/-r>).

. Списание основных средств. Основные средства в бухгалтерском учете и налоговом учете при УСН списываются в разных суммах, поскольку механизм списания отличается. В налоговом учете объект, приобретенный и оплаченный в отчетном году, списывается в течение этого года равными долями поквартально (п. 3 ст. 346.16 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

В бухгалтерском учете имущество амортизируется независимо от оплаты. При этом нужно выбрать способ амортизации: линейный, способ уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования или списание стоимости пропорционально объему продукции (работ) (ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <http://www.taxlab.ru/-r>). То же самое относится к нематериальным активам. Только амортизироваться они могут лишь тремя способами - не применяется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» <http://www.taxlab.ru/-r>).

. Наличие расходов, которые не перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Затраты, не поименованные в закрытом перечне расходов при УСН, не вправе принять к налоговому учету, но обязаны отразить в бухгалтерском учете. В связи с этим состав бухгалтерских и налоговых расходов будет отличаться.

. Наличие сверхнормативных расходов. Нормируемые расходы, которые учитываются для целей налогообложения не в полном объеме, а лишь в пределах нормы (п. 2 ст. 346.16 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>). К нормируемым расходам относятся, в частности, рекламные затраты (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 <http://www.taxlab.ru/-r> и ст. 264 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>), проценты по полученным кредитам и займам (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 <http://www.taxlab.ru/-r> и ст. 269 НК РФ <http://www.taxlab.ru/-r>).

3.2 Мероприятия по совершенствованию организации учета доходов и расходов на предприятии

В целях совершенствования применяемой на предприятии системы учета и налогообложения в данной выпускной квалификационной работе предлагаются мероприятия следующего направления:

) повышение квалификации бухгалтеров, работающих в ООО «Каравай», на основе разработанных Программ дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, Положения об аттестации профессиональных бухгалтеров РФ;

) разработка форм бухгалтерского учета, позволяющих более эффективно вести учет в ООО «Каравай», а именно:

повышать производительность труда работников бухгалтерской службы предприятия;

формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных операциях, результатах деятельности предприятия;

обеспечивать контроль за наличием и движением имущества;

своевременно предупреждать негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В 1997 г. по инициативе Минфина РФ началась аттестация профессиональных бухгалтеров России, которая ставит перед собой следующие цели:

) повысить уровень знаний бухгалтеров;

) изменить менталитет бухгалтера;

Первая цель - повысить уровень знаний бухгалтера, основана на том, что за время перехода экономики России на рыночные отношения кардинально изменились требования к знаниям, которыми должны владеть экономисты, в том числе и главные бухгалтеры организации.

Вторая цель - изменить менталитет бухгалтера. Менталитет бухгалтера, сложившийся в советский период, формировался на протяжении многих лет, и трудно надеяться, что существующее поколение бухгалтеров сумеет полностью преодолеть его последствия.

Последняя, третья, цель аттестация профессиональных бухгалтеров состоит в определении требований к уровню знаний главного бухгалтера.

В соответствии с уставом ИПБ России и Положением о членстве действительными членами Института могут быть только профессиональные бухгалтеры.

Для решения проблемы отбора бухгалтерской элиты в ИПБ России была создана целая система подготовки и определения уровня знаний главного бухгалтера.

Вся система аттестации профессиональных бухгалтеров не носит самостоятельного характера и может восприниматься только во взаимосвязи взаимозависимости с системой приема в действительные члены ИПБ России.

Таким образом, рекомендуется главному бухгалтеру предприятия пройти переподготовку и получить аттестат профессионального бухгалтера.

В целях совершенствования учета и налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения следует рассмотреть плюсы и минусы объектов налогообложения, предусмотренных пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ. Согласно этой статье объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. От выбора объекта налогообложения зависит сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Следует проанализировать, какой объект налогообложения более выгоден организации. Совершенно очевидно, что объект налогообложения в виде доходов выгоден тем организациям, у которых сумма расходов, учитываемых при применении упрощенной системы в соответствии со статьей 346.16 НК РФ невелика и, наоборот, если сумма расходов значительна, более выгоден объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Следует определить такое соотношение доходов и расходов, при котором сумма налогов будет одинакова как при объекте налогообложения в виде доходов, так и при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом необходимо принять во внимание действие Закона «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» № 3104/688-IV-ОЗ от 29.09.2009 г., согласно которому на территории Оренбургской области устанавливается налоговая ставка в размере 10 % для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Далее необходимо составить уравнение (7):

Д × 6 : 100 = (Д - Р) × 10 : 100, (7)

где Д - доходы;

Р - расходы.

Далее нужно решить это уравнение.

Д × 6 = (Д - Р) × 10;

Д = 10Д - 10Р;

Д = 10Р;

: 10 = Д : Р;

Р : Д = 0,4.

Если доля превышения доходов над расходами составляет более 60%, целесообразен выбор в качестве объекта налогообложения доходов, если менее 60% - доходов, уменьшенных на величину расходов. Соотношение доходов и расходов ООО «Каравай» составляет 0,4, то есть расходы в такой ситуации составляют 40 %. Наиболее приемлемым считается второй вариант.

Следует отметить, что данное соотношение не совсем точно, ведь налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, могут уменьшить рассчитанную сумму налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Рекомендуется проанализировать доходы и расходы за последние годы работы. Нужно рассмотреть ситуации для выбора объекта налогообложения.

В таблице 8 представлены исходные данные для исчисления суммы единого налога и величина единого налога, когда в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы.

Таблица 8

Сумма единого налога, исчисленная при применении упрощенной системы в ООО «Каравай», если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение





2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

Доходы

9421

13743

21144

4322

7401

Сумма единого налога, начисленная к уплате

565

825

1269

260

444

Сумма страховых взносов, уменьшающая сумму единого налога

282

412

634

130

222

Сумма единого налога, подлежащая уплате

283

413

635

130

222

Итак, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, ООО «Каравай» заплатило в 2011 г. 283 тыс. руб., в 2012 г. - 413 тыс. руб., в 2013 г. - 635 тыс. руб.

В таблице 9 представлены исходные данные для исчисления суммы единого налога и величина единого налога, когда в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

По данным, представленным в таблице 9 видно, что сумма минимального налога меньше, чем сумма налога, рассчитанная в общем порядке. Значит, при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, сумма налога составила бы в 2011 г. 315 тыс. руб., в 2012 г. - 315 тыс. руб., в 2013 г. - 440 тыс. руб.

Таблица 9

Сумма единого налога, исчисленная при применении упрощенной системы в ООО «Каравай», если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение





2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

Доходы

9421

13743

21144

4322

7401

Расходы

6276

10593

16749

4317

6156

Сумма единого налога, начисленная к уплате

315

315

440

-

125

Сумма минимального налога

94

137

211

43

74

Сумма единого налога, подлежащая уплате

315

315

440

-

125


Таким образом, ООО «Каравай» в 2011 г. выгоднее было выбрать в качестве налогообложения доходы, а в 2012-2013 гг. - доходы, уменьшенные на величину расходов. Как было отмечено во второй главе данной работы, на основании данных раздела III Книги учета доходов и расходов налогоплательщиком исчисляется единый налог. Организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, могут уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченные работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Книга учета не предусматривает раздела для ведения учета по таким выплатам, однако налогоплательщикам (особенно имеющим большое количество работников) полезно вести такой учет. В указанных целях рекомендуется использовать таблицу 10.

Таблица 10

Рекомендуемая форма регистра для учета расходов в ООО «Каравай», уменьшающих единый налог

Регистрация

Сумма расходов, тыс. руб.

№ п/п

Дата и номер первичного документа

Содержание операции


1

12.01.2013 г. № 8

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

47

2

12.02.2013 г. № 17

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

42

3

12.03.2013 г. № 31

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

46

Итого за квартал

135


Аналогично следует заполнять таблицу в отношении выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Законодательство не предусматривает ведение обязательного ведения учета расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. Организация может такой учет не вести, если считает это нецелесообразным.

Еще одним направлением предлагаемых мероприятий в целях совершенствования организации системы учета и налогообложения является разработка бухгалтерских регистров журнально-ордерной формы, но несколько видоизмененных, упрощенных, отличающихся от типовых. В предлагаемых к применению формах совмещаются ведомости и журналы-ордера на одном свободном листе. Левая сторона такой формы отражает вспомогательную ведомость, а правая - журнал-ордер. Ведомости и журналы-ордера позволяют группировать однородные операции, относящиеся к определенному счету, записывать их в хронологическом порядке по корреспондирующим счетам.

В конце месяца в каждой ведомости и в каждом журнале-ордере подсчитывается итог оборотов в разрезе корреспондирующих счетов. А затем эти итоговые данные за месяц должны заноситься в книгу учета доходов и расходов, сокращая время заполнения книги.

Образцы рекомендуемых к применению форм представлены в приложениях 5, 6, 7.

В приложении 5 представлен образец ведомости и журнала-ордера № 1, открытых к счету 50 «Касса». В левой части, т. е. в ведомости отражаются все поступившие в кассу организации денежные средства, а в правой журнал-ордер отражает расходование их. Ежедневно по данной форме можно увидеть остаток денежных средств в кассе.

Ведомость и журнал-ордер № 2, образец которых представлен в приложении 6, подобен предыдущей форме. В ведомости ежедневно отражаются поступившие на расчетный счет средства, а в журнале-ордере - направление их использования.

Несколько иначе выглядит журнал-ордер № 6, открытый к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», образец которого представлен в приложении 7. Эта форма позволила совместить аналитический учет с синтетическим. В форме перечислены все поставщики, с которыми предприятие связывают договорные обязательства. Здесь в левой части отражаются расчеты с поставщиками, а в правой - возникшие обязательства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности. Подобные образцы форм можно открывать по любому объекту учета. Предлагаемые формы просты для понимания, компактны и способствуют совершенствованию применяемой на предприятии системы учета.

Можно рекомендовать применение на предприятии форм, обобщающих данные текущего учета - оборотную ведомость по синтетическим счетам и шахматную оборотную ведомость.

Эти формы представляют собой таблицы, которые отражают перечень всех хозяйственных операций, происходящих на предприятии, а также позволяют определить остатки имущества и источников.

Применение на предприятии всех этих рекомендуемых форм и таблиц позволит избегать арифметических ошибок в подсчете, учете и в будущем при возникновении необходимости перехода к общему режиму налогообложения избежать трудностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа представлена тремя главами.

В первой главе работы раскрыты правовая и методологическая основы организации системы бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства в Российской Федерации, является принятый 24.07.2007 г. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Субъектами малого бизнеса в настоящее время применяются следующие системы учета и налогообложения:

) общепринятая система, при которой учет финансово-хозяйственной деятельности ведется с использованием регистров бухучета и применением двойной записи;

) специальные налоговые режимы, в которые входит упрощенная система налогообложения.

Исследуемая в рамках данной выпускной квалификационной работы организация применяет упрощенную систему налогообложения, где объектом налогообложения являются «доходы».

Это связано с простотой ведения учета и тем, что вместо совокупности налогов, уплачиваемых при обычном режиме налогообложения, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог.

Во второй главе выпускной квалификационной работы дана оценка организации учетного процесса в ООО «Каравай», и проведен анализ его финансовой отчетности за 2011-2013 гг.

Основополагающим документом, в котором установлена совокупность методов и форм ведения бухгалтерского и налогового учета в ООО «Каравай», является приказ об учетной политике предприятия. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером ООО «Каравай» на один год и утверждается руководителем предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.24 НК РФ ООО «Каравай» ведет налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов. Единый налог с объекта налогообложения «доходы» уплачивается по ставке 6%.

ООО «Каравай» уменьшает сумму единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Доходами ООО «Каравай» за 2011-2013 гг. являлась выручка от реализации продукции. Выручка поступает в организацию как в безналичной форме, так и наличными денежными средствами. Удельный вес безналичных денежных средств в общей структуре денежных поступлений в ООО «Каравай» в 2011-2013 гг. составляет 80%. Динамика доходов свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Темп роста доходов в 2012 г. по отношению к 2011 г. составил 145,9%, а в 2013 г. по отношению к 2012 г. - 153,9%.

Общая величина расходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась 4446 тыс. руб. (11005 - 6559), а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 6378 тыс. руб. (17383 - 11005). Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают материальные расходы. Эта статья в структуре расходов в 2011 г. составляла 29,4%, в 2012 г. - 40,6%, в 2013 г. - 62,7%. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. расходы по закупке материалов увеличились на 2565 тыс. руб., а в 2013 г. по отношению к 2012 г. - на 5698 тыс. руб. Это связано со значительным увеличение производимой продукции.

Темп роста материальных затрат в 2012 г. по отношению к 2011 г. составил 231,7%, а в 2013 г. по отношению к 2012 г. - 243,6%. Рост материальных затрат связан с увеличением объема выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ. Материалоемкость продукции, показывает, что на рубль выполненных работ материальных затрат приходилось в 2011 г. 20 коп., в 2012 г. - 30 коп., в 2013 г. - 50 коп. Темп роста показателя материалоемкости составил в 2012 г. по отношению к 2011 г. 50%, а в 2013 г. по отношению к 2012 г. - 166,7%. Показатель материалоотдачи в ООО «Каравай» составил в 2011 г. 4,9 руб., в 2012 г. - 3,1 руб., в 2013 г. - 1,9 руб.

Значительную долю в структуре расходов, занимает заработная плата: в 2011 г. ее удельный вес составил 47,6%, в 2013 г. - 39,6%, в 2013 г. - 23,2%.

Наибольший удельный вес в структуре выплат работникам занимают выплаты, включаемые в фонд заработной платы: в 2011 г. - 86,5%, в 2012 г. - 90,6%, в 2013 г. - 68,1%.

Налоговые платежи предприятия в целом достаточно велики, при этом общая величина налоговых платежей в 2012 г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 534,5 тыс. руб., а в 2013 г. по отношению к 2012 г. - на 391,3 тыс. руб. Темп роста общих налоговых платежей в 2012 г. к 2011 г. составил 147,3%. А в 2013 г. к 2012 г. - 123,5%.

В третьей главе данной работы рассмотрены предложения по совершенствованию системы учета доходов и расходов в ООО «Каравай», в т. ч. определены способы сближения бухгалтерского и налогового учета при упрощенной системе налогообложения.

В целях совершенствования применяемой на предприятии системы учета и налогообложения предлагаются мероприятия следующего направления:

) повышение квалификации бухгалтеров, работающих в ООО «Каравай»;

) разработка форм бухгалтерского учета, позволяющих более эффективно вести учет в ООО «Каравай».

В числе мер рекомендательного характера проанализирована возможность применения в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Разработаны регистры для учета расходов, уменьшающих единый налог, регистры журнально-ордерной формы, отличающиеся от типовых. В их числе образцы ведомостей и журналов-ордеров № 1, открытого к счету 50 «Касса», № 2, № 6, открытого к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Применение на предприятии таких форм позволит избежать арифметических ошибок в подсчете, учете и в будущем при возникновении необходимости перехода к общему режиму налогообложения избежать трудностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.07.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: федеральный закон [от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ] (в ред. от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ).

. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон [от 24 июля 2007 г.] (в ред. от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ).

5. О бухгалтерском учёте: федеральный закон [от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ] (в ред. от 28.12.2013 г. № 425-ФЗ <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156521/?dst=100009>).

. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ [от 29 июля 1998 г. № 34н] (в ред. от 24.12.2010 г. № 186н <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110985/?dst=100012>).

.  Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) <http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/PBU_4.pdf>: приказ Минфина РФ [от 06.07.99 г. № 43н] (в ред. от 08.11.2010 г. № 142н).

. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)»: приказ Минфина РФ [от 30 марта 2001 г. № 26н] (в ред. от 24 декабря 2010 г. № 186н).

. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) <http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2012/PBU_5.pdf>: приказ Минфина РФ [от 09.06.2001 г. № 44н] (в ред. от 25.10.2010 г. № 132н).

. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) <http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2013/Novaya_redaktsiya_prikaza_106n.pdf>: приказ Минфина РФ [от 06.10.2008 г. № 106н] (в ред. от 18.12.2012 г. № 164н).

. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения: приказ Минфина РФ [от 22 июня 2009 г. № 58н ] (ред. от 20.04.2011 г., с изм. от 20.08.2012 г.).

. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения: приказ Минфина России [от 22 октября 2012 г. № 135н].

. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: приказ Минфина РФ [от 31 октября 2000 г. № 94н] (в ред. от 08 ноября 2010 г. № 142н).

. Об утверждении положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации: приказ Банка России [от 12 октября 2011 г. № 373-П].

. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ [от 09 февраля 2013 г. № 101].

. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент : учебник / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 240 с.

. Беликова, Т. Н. Все о счетах бухгалтерского учета / Т. Н. Беликова, Л. Н. Минаева. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с.

. Бобылева, А. З. Финансовое оздоровление фирмы : Теория и практика : учеб. пособие. - М. : Дело, 2003. - 256 с.

. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 416 с.

. Бычкова, С. М. Бухгалтерская отчетность. Возможности моделирования для принятия правильных управленческих решений : практич. Руководство / С. М. Бычкова, Ц. Н. Янданова. - М. : Эксмо, 2006. - 112 с.

. Вахрушина, М. А. Анализ финансовой отчетности : учебник / М. А. Вахрушина, Н. С. Пласкова. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 367 с.

. Вахрушина, М. А. Управленческий учет-1 : учеб. пособ. / М. А. Вахрушина, С. А. Рассказова-Николаева, М. И. Сидорова. - М. : Издательский дом БИНФА, 2008. - 173 с.

. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник / В. Р. Веснин. - М. : ТК Велби, 2007. - 504 с.

. Волков, О. И. Экономика предприятия : курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 280 с.

. Гетьман, В. Г. Финансовый учет : учебник / В. Г. Гетьман. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 816 с.

. Гончаренко, Л. И. Практикум по налогам и налогообложению : учеб. пособ. / Л. И. Гончаренко. - М. : КНОРУС, 2007. - 176 С.

. Домбровская, Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : учеб. пособ. / Е. Н. Домбровская. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 279 с.

. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности : учебник / Л. В. Донцова. - М. : Издательство «Дело и Сервис», 2005. - 368 с.

. Ефимова, О. В. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособ. / О. В. Ефимова, М. В. Мельник. - М. : Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 408 с.

. Жарковская, Е. П. Антикризисное управление : учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. - М. : ОМЕГА-Л, 2007. - 356 с.

. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия : учебник / Н. Л. Зайцев. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 414 с.

. Иващенко, Н. П. Экономика фирмы : учебник / Н. П. Иващенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

. Казакова, Р. П. Теория экономического анализа : учеб. пособ. / Р. П. Казакова, С. В. Казакова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 239 с.

. Климова, М. Дождались: вышел в свет федеральный закон «О бухгалтерском учете» // Налоговый вестник. - 2012. - № 2. - С. 34-47.

. Ковалева, А. М. Финансовый менеджмент : учебник / А. М. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 284 с.

. Колчин, С. П. Налогообложение : учеб. пособ. / С. П. Колчин. - М. : Издательский дом БИНФА, 2008. - 144 с.

. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет : учебник / Н. П. Кондраков. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 720 с.

. Лапуста, М. Г. Финансы организаций (предприятий) : учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 575 с.

. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение : учебник / И. А. Майбуров. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

. Мещеряков, В. И. Годовой отчет - 2008 / В. И. Мещеряков. - М. : «Бератор», 2008. - 624 с.

. Патров, В. В. Бухгалтерский учет : учеб. пособ. / В. В. Патров, И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина. - М. : Издательский дом БИНФА, 2008. - 318 с.

. Попов, Р. А. Антикризисное управление : учебник / Р. А. Попов. - М. : Высшая школа, 2006. - 429 с.

. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : учеб. пособ. / Г. В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 384 с.

. Сапожникова, Н. Г. Бухгалтерский учет : учебник / Н. Г. Сапожникова. - М. : КНОРУС, 2006. - 480 с.

. Скамай, Л. П. Экономический анализ деятельности предприятия : учебник / Л. П. Скамай, М. И. Трубочкина. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 296 с.

. Скляренко, В. К. Экономика предприятия : учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

. Скрипниченко, В. А. Налоги и налогообложение : учеб. пособ. / В. А. Скрипниченко. - М. : Издательский дом БИНФА, 2008. - 496 с.

. Чернов, В. А. Анализ финансового состояния организации. Аудит и финансовый анализ : учебник / В. А. Чернов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 221 с.

. Чечевицина, Л. Н. Экономический анализ : учеб. пособ. / Л. Н. Чечевицына. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 448 с.

. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник / А. Д. Шеремет. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 416 с.

Похожие работы на - Бухгалтерский учет и анализ отчетности малых предприятий (на примере ООО 'Каравай')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!