Музыкальное воспитание детей

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музыкальное воспитание детей















Материалы лекций по дисциплине

„Практикум школьного репертуара

1. Детская музыка как часть музыкальной культуры

Совершенствование духовной культуры личности - важная программная задача общества ХХІ столетия. Особое место в этом сложном процессе принадлежит музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эстетическое воспитание становится приоритетным направлением, которое способствует формированию всесторонне развитой личности.

Ученик начала Ш тысячелетия (имеется в виду средний уровень школьника) принципиально отличается от ученика начала 80-х годов прошлого века. Это более насыщенный субъект, который существует в совсем другом измерении. Он уже пережил видеореволюцию, знает о существовании компьютерной графики, о феномене виртуальной реальности. Информационно-технологическая ориентация порождает опасность духовно-эстетичного вакуума.

Духовное становление личности каждого будущего гражданина нашего общества невозможно вне эстетического, а значит и художественного воспитания. По мнению специалистов, детство - благоприятный период для развития полноценной многогранно развитой личности. Ведь внутренний мир ребенка настолько богат, непосредственен, разнообразен, целомудрен, ему присуща новизна восприятия, богатство красок и впечатлений. Музыка является тем самым „ключиком, который открывает для ребенка мир эмоций и оказывает содействие развитию художественного восприятия, творческого воображения и мышления, эстетического вкуса. Поэтому, как можно больше внимания должно отводиться привлечению ребенка к богатствам музыкального мира.

Проблема музыкального воспитания детей (и молодежи) довольно сложная и многообразная. Ее исследуют представители различных сфер науки: эстетики, музыковедения, психологии, социологии, педагогики.

Выдающиеся представители философской науки (Юрий Борев, Моисей Каган, Лариса Тимофеевна Левчук, Василий Максимович Максимов (1844-1911), Бори́с Соломо́нович Ме́йлах (1909-1987), Галина Игнатьевна Панкевич, С. Х.Раппопорт и др.) рассматриваются возможности благотворного влияния музыки на формирование личности и ее моральных качеств. Художественное восприятие рассматривается как эффективное средство повышения общего потенциала личности. Целостное восприятие произведений искусства определяется как ведущий компонент ее художественной культуры.

В работах психологов (София Николаевна Беляева-Экземплярская (1895-1973), Лев Семёнович Выготский (1896-1934), Александр Григорьевич Костюк (1933-2000), Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (1903-1979), Евгений Владимирович Назайкинский (1926-2006), Владимир Григорьевич Ражников (р.1938), Гарри Степанович Тарасов, Бори́с Миха́йлович Тепло́в (1896-1965) и др.) раскрываются психологические механизмы формирования целостного восприятия, выясняется его сущность, содержание, типология слушательского восприятия, взаимосвязь развития специальных музыкальных способностей, умений и навыков и индивидуальных психологических особенностей личности.

В научно-педагогической литературе широко освещаются различные аспекты проблемы музыкального воспитания детей (и молодежи) (О.О. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.О. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Л.Г. Кузнец, О.П. Рудницкая, М.О. Румер, В.М. Шацкая и др.). Разворачиваются интересные поиски в педагогике в целом и в области музыкального воспитания в частности: проблемы творческого развития детей (Л. Масол, Д. Зарин, В. Шацкая); слухового развития (навыка вслушивания в музыку, формирование выразительных музыкальных представлений); развития звуковысотного и ладово-интонационного слуха; музыкально-ритмических представлений, метроритмического чувства; певческих навыков и т. п.

В процессе музыкального образования детей основная роль возлагается на музыкальную базу, т. е. на произведения, на материале которых воспитывается и духовно растет ребенок.

Музыка для детей - особая область музыкального искусства. В широком смысле детской музыкой можно считать все то, что создано для детей в музыкальном искусстве. Детская музыка находит преломление в таких разделах музыкального искусства как детская опера и балет, музыка к детским кинофильмам и мультфильмам, спектаклям, музыка камерно-инструментальная, фортепьянная, вокально-хоровая, музыкальные образцы учебно-педагогического и концертного репертуара.

В свою очередь, каждый из перечисленных разделов направлен на определенный род деятельности - слушание или исполнение, т.е. некоторая часть музыки создается композиторами для слушания детьми, а некоторая - для исполнения. Характерными для детской музыки являются конкретность, живое поэтическое содержание, образность, простота, четкость и ясность формы.

Почти все известные нам композиторы разных времен в большей или меньшей степени обращались к созданию музыкальных произведений для детей. Впрочем, как свидетельствует практика, проблема детской музыки как составной части музыкального искусства и искусства вообще, все еще мало исследована как с точки зрения теории, так и художественной практики.

Т. о., детская музыка рассматривается нами как феномен культуры.

. Историко-теоретический анализ детской музыки как составной части музыкальной культуры

Музыка - вид искусства, который относится к культуре духовной и отображает действительность в звуковых художественных образах.

Занимая особое место в системе искусства, музыка наиболее глубоко раскрывает внутренний мир личности, его отношение к явлениям и событиям жизни. Музыка способна непосредственно выражать чувства человека, взволнованность его души. Предметом отражения музыки являются образы окружающего мира, а именно эмоциональных состояний человека, которые возникают под влиянием взаимодействия с окружающей средой, обобщая эмоции. Разворачиваясь во времени, музыка способна передавать движение чувств во всех их оттенках и сочетаниях, подталкивая слушателя к размышлениям.

Область детской музыки - составная часть музыкальной культуры.

Как отмечают исследователи, музыкальное наследие обогащалось в следствии наблюдений за звуками окружающей человека среды. Звуки природы, животных, человеческие голоса постепенно приводили к их систематизации и осмыслению в процессе специальной музыкальной деятельности.

Музыка играла важную роль в жизни людей изначально как необходимая разновидность приспособительной деятельности первобытных людей. Матери, напевая, убаюкивали своих детей, воины вдохновляли себя перед битвой воинственными песнями-призывами, пастухи протяжным зовом собирали стада, а когда кто-либо из первобытных людей умирал, его близкие выражали свое горе в песнях-причитаниях. Так возникли старинные формы музыкального искусства: колыбельные, трудовые песни, погребальные причитания. Эти древние формы музыки продолжали развиваться и сохранились до наших дней, но, конечно, стали более обогащенными гармонически и мелодически.

Музыка входила в игры людей как обязательная составная часть. В играх первобытных людей, носивших синкретический характер, в единое целое были слиты зачатки разных видов искусства: танца, поэзии, музыки, театрального действия. Так, по словам Михаи́ла Алекса́ндровича Ли́фшица (1905-1983), развиваясь как закрепление и сохранение культурных традиций, воспитательная роль музыки и искусство в целом ярко выступали в обрядах, связанных с переходом младшего поколения по ступням общественной зрелости.

В эпоху появления, становления первых государств использование воспитательной функции искусства, в частности музыки, принимает целесообразно-направленный характер. В это время начинает складываться теория воспитания общества средствами искусства, которая и сегодня продолжает развиваться. Например, в Древней Индии преобладали взгляды, согласно которым музыка способствовала успешному достижению богатства, благочестия (почета). Вырабатывались требования к музыке, призванной влиять на людей соответствующего возраста. Так, для детей считалась полезной музыка веселая в быстром темпе, для юношества - в среднем, более умеренном, а для людей зрелого возраста - в спокойном темпе и торжественного характера.

В Др. Китае музыка считалась одним из наилучших средств перевоспитания людей. Больше того, музыка понималась как единство пяти добродетелей - человечности (гуманности), справедливости, воспитанности, предусмотрительности (предприимчивости) и искренности. Значительное место вопросы музыкального воспитания занимали в учениях китайского философа Конфуция ( 551-479 гг. до н.э.).

Для мира античности, в сравнении с первыми классовыми государствами ранней цивилизации, характерно стремление влиять музыкой на внутренний, духовный мир человека. Музыка использовалась как средство гармонического развития личности. Основой детской музыки в эпоху Античности были песни, попевки, прибаутки, танцы, скороговорки, басни.

В эпоху Средневековья в ряде европейских стран утверждается христианское мировоззрение. Идея религиозного воспитания, которая подчинила себе общественную мысль, была полным отрицанием прекрасного в искусстве и в жизни. В связи с этим воспитание искусством стало школой терпения и покорности. Музыка, как и все Средневековое искусство и культура, формировалась под влиянием церкви. При монастырях создавались школы, где музыка занимала не последнее место. Ученики получали теоретическую и практическую подготовку, но музыка здесь подчинялась определенным дидактическим задачам - делать доступным слово Священного писания. Из музыкального воспитания был почти исключен эстетический компонент. В этом проявляется односторонность задач церковного воспитания, не принимавшего народной музыки, утверждающего примат слова над пением.

Детская музыка в Средневековье была связана и с творчеством бродячих народных музыкантов. Труверы, трубадуры, минезингеры, барды-сказители, шпильманы, жонглеры противопоставляют свое искусство культовой канонической музыке. Сохранились, например, средневековые немецкие детские песни Птички все слетелись к нам, Ты, лисица, гуся украла, Прилетела птичка и др. Ладовая основа детских песен - мажор и минор, иногда - пентатоника (немецкая песня Фонарик, фонарик). Главная особенность музыкального языка - гармонический характер мелодики, однотипность формы (куплетная).

В ХV столетии складывается музыкальная педагогика эпохи Возрождения. Музыкальная культура к тому времени достигла значительного расцвета и в школах (обучению детей пению уделялось большое внимание). Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) в педагогическом романе Эмиль отмечает, что воспитание, в том числе и музыкальное, исходит из творческого начала, требовал, чтобы герой сам писал песни. Для развития слуха советовал четко произносить тексты песен. Воспитатель должен был стремиться сделать голос ребенка равным, гибким и звучным, приучать ухо ребенка к ритму музыки и к гармонии.

Новым этапом в развитии детской музыки и музыкального воспитания в целом стало создание первых детских музыкальных школ. Композиторы-классики XVIII-XIX столетий (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.) уделяли значительное внимание созданию педагогического музыкального репертуара. Так, с педагогической целью для своей жены И. Бах создает несложные пьесы, которые потом вошли в две Нотных тетради Анны Магдалены Бах. По этим тетрадям учились и дети Баха, а со временем они открыли путь к музыке детям всего мира. Другая тетрадь, с посвящением старшему сыну, Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха. В ней композитор записывал музыку разных авторов, упражнения. Сюда вошли произведения и самого композитора - Инвенции, вначале двух-, а далее трёхголосные. Нам известны «Шесть маленьких прелюдий», «Пятнадцать двухголосных инвенций».

Австрийскому композитору Й. Гайдну принадлежат серьезные произведения: симфонии, оперы, мессы и т.п. Но есть у него произведения и для детей (симфонии Курица, Медведь, Часы). Особое место занимает Детская симфония.

Для своих учеников В.А. Моцарт написал фортепьянные сонаты, рондо, вариации, на которых и сейчас воспитываются юные музыканты.

Л.Бетховен специально не посвящал музыку детям, но с первых классов они знакомятся с ней (детям известны как пьесы-миниатюры, так и серьезные произведения - симфонии, сонаты и т.п.).

Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Он написал Альбом для юношества и Альбом песен для юношества, где каждое произведение - законченная миниатюрная картинка, доступная для исполнения детьми.

Французский композитор Ж.Бизе написал двенадцать пьес Игры детей для двух фортепиано. Пять из этих пьес композитор соединил в Маленькую сюиту для симфонического оркестра.

Двенадцатым столетием отмечены первые ячейки музыкального воспитания на Руси. Об этом свидетельствует существование певческой школы, основанной в то время Андреем Боголюбским. Музыкальная педагогика XIV-VII столетий на Руси, как и западноевропейская, опирается на многочисленные правила. Музыкальное искусство трактуется как близкое научному познанию. В XVIII-XIX столетиях система музыкального воспитания в России основывалась на классовом и сословном отборе. Музыкальное образование получали дети вельможных родителей и средние слой населения, причем в его организации значительное место принадлежало частной инициативе.

Во второй половине ХІХ века стали появляться учебные заведения для народа, то есть для детей рабочих (фабрично-заводские школы, церковно-приходские). Но само содержание образования было сведено к минимуму (обучение счету, письму, чтению), хотя и провозглашалось желательным музыкальное воспитание - пение. В начальной школе, особенно в народной, функции музыкального воспитания чаще сводились к пению примитивных песен и молитв. Занятие проводили в лучшем случае учителя, которые закончили учебные заведения, где предполагалась некоторая музыкальная подготовка, хотя часто уроки пения проводил священник или дьячок. Цель музыкального воспитания сводилась к выработке навыков, позволяющих петь в школьном хоре. Причем в народной школе песня очень часто подвергалась педагогической обработке: упрощалось мелодическое и ритмическое строение, слова заменялись на более благопристойные и т.п..

В привилегированных учебных заведениях (институты благородных девиц, Пажеский и Морской корпусы, частные гимназии и т.п.) музыке придавалось немаловажное значение. Программа музыкального обучения и воспитания была достаточно широка: хоровое (церковное и светское) и сольное пение, обучение нотной грамоте и игре на фортепиано. Недостатком в этих заведениях было неуважение к отечественной, особенно народной, музыке (она считалась дурным тоном). В светский музыкальный репертуар входили, главным образом, популярные хоровые произведения легкого или патриотичного жанров, арии, дуэты, романсы, различные танцы (менуэт, полонез, мазурка и т.п.).

Необходимость развития музыкального воспитания в конце ХІХ столетия осознавалась передовыми деятелями музыкальной культуры. Учителя пения в школах старались расширить объем и усовершенствовать методы обучения и воспитания средствами музыки. Возникновение и развитие русской теории музыкального воспитания относится к 60-х гг. ХІХ столетия (это обусловлено возникновением прогрессивных течений, общим подъемом общественной жизни). В 80-те гг. появляются разные методики, посвященные вопросам музыкального воспитания. Алексей Николаевич Карасев высоко ценил роль пения в школе. В своей Методике он писал, что поющий мысленно должен воображать каждый звук: его высоту, долготу в сравнении с предыдущими и последующими звуками. Музыкальные занятия он считал обязательными для всех и возражал против освобождения безслухих и безголосых. Большое распространение получила и так называемая система подвижного ДО Порфирия Петровича Мироно́сицкого (каждая первая ступней тональности называлась ДО), кроме того, использовалось ручное обозначение. В начале ХХ века Д.Н. Зарин в своей работе Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом отмечал, что пение оказывает воспитательное влияние на учеников, на их сознание, воображение, память, эстетические чувства. Много внимания музыкальному просвещению народа уделял Влади́мир Фёдорович Одо́евский (1803-1869). Он, один из первых в России, указал на то, что музыкальное воспитание должно опираться на практику. К числу выдающихся методистов второй половины ХІХ столетия следует также отнести Сергея Иринеевича Миропольского и Александра Леонтьевича Маслова (1876-1914).

Большая роль в развитии музыкального воспитания принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву (1836-1910) и Гавриилу Якимовичу Ломакину (1812-1885) - организаторам первой в России Бесплатной музыкальной школы (Г.Я. Ломакин с 1862-68). Ее цель - предоставлять музыкальное образование тем, кто не имел возможности платить за музыкальное обучение и включать в содержание работы лучшие достижения музыкального искусства, доступные детям.

Во второй половине ХІХ столетия появилось большое количество музыкальных произведений для детей (большинство - основаны на народных мотивах): Детские песни на русские и малороссийские напевы М. Мамонтовой; фортепьянные пьесы для начинающих пианистов (лучшие произведения прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например, Детский альбом П. Чайковского, сборники фортепьянных пьес Антона Степановича Аренского, Самуила Моисеевича Майкапара, Вл.Ив. Ребикова). В конце ХІХ столетия были написаны первые оперы для детей: Кот, козел и баран Брянского; Коза-дереза, Пан Коцкий, Зима и Весна Н.В. Лысенко; Красная шапочка, Кот в сапогах Цезаря Кюи; Золушка Б.В. Асафьева и т.п. В эти годы издается большое количество музыкальных сборников, песенников для школы и семьи.

Первая русская революция 1905 г. дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном образовании. К числу таких начинаний можно отнести открытие разных музыкальных курсов, школ, обществ. Интересным опытом в практике музыкального воспитания появилась работа Валентины Николаевны и Станислава Теофиловича Шацких в детской трудовой колонии Бодрая жизнь и в детском саду общества Детский труд и отдых. Характерной особенностью музыкального воспитания был высокохудожественный музыкальный материал, который ученики не только слушали, но и исполняли сами.

После Октябрьской революции 1917 г. Перед музыкальным образованием возникла задача: не только предоставлять знания, но и всесторонне воспитывать и развивать творческие способности детей. Впервые в истории школы музыка вошла в учебный план как необходимый элемент общего образования детей. В школе начали исполняться народные и революционные песни, произведения композиторов-классиков. Большое внимание отводилось проблеме восприятия музыки, умению разбираться в ней, воспитанию музыкального слуха, умению различать средства музыкальной выразительности.

Среди деятелей в области музыкального воспитания, которые внесли большой вклад в музыкальное образование, - Болеслав Леопольдович Яворский, Надежда Яковлевна Брюсова, Валентина Николаевна и Станислав Теофилович Шацкие, Надежда Львовна Гродзенская, М.О. Румер, Борис Владимирович Асафьев и др.

В процессе музыкального воспитания преимущество отдавалось знакомству с произведениями, вызывающими сильные и глубокие чувства, мысли и сочувствие. И в следующие годы развития музыкального образования внимание отводилось формированию моральных убеждений человека, его эстетических чувств и потребностей. Василий Александрович Сухомлинский писал: Культура воспитательного процесса в школе в большинстве определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу.

Советские композиторы оставили богатое наследие музыки для детей, и маленьких, и больших, расширил ее жанровые возможности и средства выразительности. Кроме вокальных и фортепьянных миниатюр, для детей были написаны концерты, большие симфонические произведения, кантаты, балеты, оперы. Большое распространение имел жанр детской советской песни на стихи разных поэтов (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Агнии Львовны Барто, Ольги И. Высоцкой, Василия Ивановича Лебедева-Кумача и многих других).

Широко известны фортепьянные пьесы для детей Самуила Моисеевича Майкапара Бирюльки и сборник Первые шаги (в четыре руки). Эти произведения отличаются изысканностью и прозрачностью фактуры, новизной музыкального языка, тонким использованием приемов полифонии. Популярными стали обработки народных песен Григория Григорьевича Лобачёва: сборники Пять песен дошкольников(1928 г.), Пять песен для детей(1927 г.) - их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания. Большую ценность представляет творческое наследие Михаила Ивановича Красева. Он написал около 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты народных сказок, сказок С.Я. Маршака и К.И. Чуковского.

Сочетание классичности приемов с новизной музыкального языка, новаторской трактовкой жанров и яркой образностью отличается музыка для детей С.С. Прокофьева. Для юных пианистов он написал альбом Детская музыка. Одно из наилучших произведений С. Прокофьева на собственный текст - симфоническая сказка Петя и волк.

Большую роль в области музыкального воспитания сыграла творческая деятельность Д.Д. Шостаковича. В конце Великой отечественной войны он стал отечественным редактором Детского музыкального радиожурнала, в котором принимали участие выдающиеся композиторы, исполнители, музыканты. В первом выпуске программы Д. Шостакович сыграл свои пьесы для фортепиано Танцы кукол. Также для детей им написаны Детская тетрадь, концертино для двух фортепиано, Второй фортепьянный концерт. Выдающийся армянский композитор советского периода А.И. Хачатурян в фортепьянных пьесах, посвященных своим детям и племяннице, обрисовал их характеры, склонности, затеи.

Зарубежные композиторы ХХ столетия тоже внесли немалый вклад в развитие музыки для детей. Английский композитор Бенджамин Бриттен создал сборник школьных песен В пятницу после обеда. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл Обрядовые рождественские песни(на тексты из старинной английской поэзии, 1942). Известность получила его литературно-музыкальная композиция "Путеводитель по оркестру" (Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла). Немецкий композитор и педагог К. Орф - автор пятитомного сборника пьес Музыка для детей; в 1950-1954 г.г. цикл был закончен совместно с Гунильд Кетман и стал называться Шульверк - песни, инструментальные пьесы и ритмо-мелодические упражнения для детей младшего возраста. Дополнением к Шульверку стал сборник Музыка для юношества - практическая основа коллективного музыкального воспитания. Из оперной музыки для детей самыми известными стали: опера Мы строим город Пауля Хиндемита (1930); Ноєв Ковчег(1958) и Давайте ставить оперу (1949) Б. Бриттена.

В 60-те гг. сформировался жанр детской кантаты. Первые кантаты: О родной стране(1966), Песня утра, весны и мира(1958) Д. Кабалевського; Дети рядом с отцами(1965), Красная площадь(1967) Юрия Чичкова; Красные следопыты(1962) Александры Пахмутовой и т.п.. Также в эти годы били написаны детские оперетты: Баранкин, будь человеком(1965) Серафима Туликова, Станция Заваляйка(1968).

Большой вклад в развитие детской музыки и музыкального воспитания сделал Д.Б. Кабалевский. В его музыке, предназначенной для детей, отражено глубокое знание композитором мира чувств, эмоций, мыслей детей. Его первые детские сборники - Восемь песен для детского хора и фортепиано(1935), три тетради фортепьянных пьес, расположенных в порядке от простого к сложному, - Тридцать детских пьес. Композитор постоянно был в гуще детской музыкальной жизни. Он работал рядовым учителем в общеобразовательной школе и вел уроки музыки по разработанной им программе, которая приобрела широкое распространение в середине 70-х гг. Выделив три основных жанра - песню, танец, марш - в качестве трех китов, на которых зиждется все музыкальное искусство, в качестве основы музыкального воспитания, Д. Кабалевский подчеркивал, что нужно не только развивать в детях потребность в музыке, но и формировать их музыкальное мышление. При этом, как он считал, стираются границы между разделами урока: слушанием музыки, пением и музыкальной грамотой. Урок становится целостным. Целью своей школьной программы композитор считал - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры ребенка.

Музыкальное воспитание детей и сегодня продолжает осуществляться и вне школы: внешкольные хоры, ансамбли, кружки любителей музыки, детские театры, дворцы, студии и т.п.

Радио, кино, телевидение продолжают распахивать двери нескончаемому музыкальному и песенному потоку. Все детские передачи, фильмы, мультфильмы насыщены музыкой. Хотелось бы, чтобы этот поток содержал в себе только лучшие музыкальные образцы, созданные человечеством.

. Классификация детской музыки

Как и всю музыку вообще, детскую музыку можно классифицировать по ее жанрам: вокальная, инструментальная, симфоническая, детская опера, балет, музыка к детским кино- и мультфильмам. В свою очередь все жанры детской музыки можно разделить, как уже отмечалось ранее на музыку для исполнения детьми и музыку для слушания.

Вокальная музыка - огромный раздел музыки, предназначенный для пения. Она может быть: сольная, ансамблевая, хоровая. В школьных и дошкольных программах более широко представлена, музыка хоровая. Детская вокальная музыка, как и музыка вообще, представлена разными жанрами - это и народные песни, и авторские песни, которые стали классикой, и популярные песни современных авторов.

Народное музыкальное творчество - это фундаментальная база для развития и формирования национального самосознания и морально-эстетического воспитания детей.

Самая первая песня, которую слышит ребенок, - это колыбельная. В этой песне матери выражают свою большую любовь к детям, желание видеть своего ребенка добрым умным, справедливым, духовно красивым. Колыбельную песню можно назвать первым педагогическим произведениембольшой воспитательной силы. Для изучения в школе детям предлагаются колыбельные песни в обработке Я. Степового, Л. Ревуцкого, П. Чайковского и многих композиторов-классиков и современников.

Растущий интерес вызывают у детей изучение колядок и щедривок (которые на протяжении многих веков были основой детской музыки), в основном украинских («Коляд, коляд, колядиця», «Щедрівочка щедрувала», «Павочка ходя», «Добрий вечір тобі, пане-господарю», «Щедрик»), что обусловленно возрождением интереса к церковной музыке и религиозным праздникам.

Колядки и щедривки - это старинные обрядовые песни с пожеланием богатства и здоровья. Жанр колядок и щедрівок занимает определенное место в профессиональной музыке Г. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Г. Мясковского, Г. Свиридова, К. Стеценко, Г. Лисенко и др.

К обрядовым песням, любимым детьми, относятся веснянки - украинские песни призывающие весну («Розлилися води», «Благослови мати», «Весняночко-паняночко», «Ой, дай, Боже, весну почати»»). Веснянки по своей структуре не сложны, ритмичны, носят веселый характер. Их основная воспитательная цель - привить любовь к труду.

Еще один из видов народных песен, любимых детьми, - хороводы, связанные со стародавними обрядами. Самые древние хороводы - праздничные. К ним готовились заранее и в них принимали участие все - от мала до велика. В хороводах-играх первостепенную роль играл текст. Обязательным было наличие хора, запевалы и действующих лиц, обыгрывающих слова песни.

Важную познавательную и воспитательную роль играют исторические и трудовые народные песни. Трудовые песни возникли вместе со стремлением людей облегчить физический труд; песня объединяла единым ритмом труд целого коллектива. Часто запевал кто-то один, а остальные отдыхали, а в припеве дружно подхватывали и начинали работу (яркий пример трудовой песни - русская народная песня «Эх, дубинушка, ухнем!»).

Исторические народные песни несут в себе много информации: здесь и история развития семьи, и народная мораль, и исторические события. По характеру мелодий исторические песни близки к речевому сказительству, но в большинстве своем они протяжные и напевные.

Известны семейно-бытовые, любовные, бурлацкие, наймацкие, лирические народные песни. Мелодия этих песен, зачастую, развивается медленно, она протяжная, напевная (русские народные лирические песни: «Уж ты, поле мое», «Ой, да ты, калинушка», украинские: «Ой, у полі криниченька», «Коло млину, коло броду», «Де ж моя воля?», «Ой, посіяла я ріпку»).

Очень важно, изучая те или иные жанры народной музыки, показать детям связь народного творчества с классической музыкой. Небольшое количество примеров музыки, написанной авторами для детей, сохранились издревле до наших дней. В основном широкое распространение имеют профессиональные вокально-хоровые произведения композиторов-классиков: И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.

В Украине наибольшего расцвета детская профессиональная музыка достигла в XVII столетии. И сегодня в школе изучаются хоровые произведения украинских композиторов (Д. Бортнянского, А.Л. Веделя, Г.С. Березовского).

В ХІХ столетии появляются первые сборники песен, где немало хоров и для детей (А. Лядова, Г. Мамонтовой, О. Гречанинова, П. Чеснокова).

Детская музыка советского периода воспитывает наилучшие чувства (патриотизма, дружбы, любви, человечности) на своих ярких, разнообразных музыкальных образах. Это песни и хоры Ю. Чичкова, А. Филипенко, Л. Дичко, Т. Чудовой, Д. Кабалевского, С. Рустамова, О. Яковчука, Ю. Рожавской, Г. Карминского и многих других.

К синтетическим музыкальным жанрам относится опера, балет, оперетта, где музыка органически соединена с пением, театральным действием, танцем, декоративной живописью. Сила оперного жанра, балета - в его синкретичности. На фоне ярких театральных декораций органично связаны все художественные грани оперы: выразительное пение, оркестровое сопровождение и актерская игра, что производит большое эмоциональное впечатление. В балете сливаются воедино сольные и массовые танцы, симфоническая музыка, яркое декоративное оформление. Но главная и решающая роль принадлежит музыке. Именно в ней воплощается основная идея синтетического зрелища.

Для изучения школьникам представлены хоровые, танцевальные и музыкальные фрагменты из балетов: «Медный всадник» Г. Глиера; «Лілея» К. Данкевича; «Майска ночь», «Рождественская ночь» Е. Станкевича; Г. Чембержи «Сон Дрьомич»; С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»; А. Кос-Анатольского «Хустка Довбуша»; С. Слонимского «Ікар»; А. Хачатуряна «Гаянэ».

Большоераспространение получила опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском музыкальном спектакле «Маленький трубочист или давайте ставить оперу» Бриттена (ор. 45, 1949) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. Состав оркестра - струнный квартет, ударные и фортепианов 4 руки. Популярна также детская опера Б. Бриттена «Ноев ковчег» (ор. 59, 1958 г.), созданная по мотивам старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей!) для профессиональных музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, которые только начинают играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фортепиано, ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорит хор, солисты и 50 детских голосов, которые поют отдельные реплики).

Развитию детской оперы и балета в советский период способствовал единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 и управляемый Г.И. Сац. Популярность получили детские оперы «Волк и семеро козлят» К, «Маша и Медведь», «Теремок», «Топтигин и », «Царевна-несмеяна», «Морозко» Красева, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Принц и нищий», «Дюймовочка» Подгайца, „Белоснежка и семь гномов» Колмановского, «Волшебная флейта» Моцарта; балеты для детей: «Три толстяка» Оранского, «Доктор Айболит» Морозова, «Конек-горбунок» Щедрина, «Буратино» Вайнберга и также Рыбникова и др.

Музыка занимает большое место в детских фильмах: «Красная шапочка» А. Александрова, а позднее А. Рыбникова; «Золушка» Спадавеккиа; «Деть капитана Гранта» Дунаевского, «Приключение Электроника» Крылатова, „Синяя птица А. Петрова. Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: «Бременские музыканты» композитора Г.И. Гладкова, «Крокодил Гена» композитора Г.П. Зива, „Чебурашка, „Крошка енот В. Шаинского.

Песни А. Островского, А. Долуханяна, З.Левиной, Е.Жарковского, В. Мурадели, С. Туликова, Т. Хренникова, Д. Кабалевского (кантаты „Песня утра, весны и мира, „О родной земле, артековские песни), А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, Л. Афанасьева, А. Флярковского, П. Аедоницкого, Е. Птичкина, Б. Савельева („Кот леопольд). Исполняются они и взрослыми певцами перед детской аудиторией.

. Современная украинская музыка для детей

Формирование музыкальной культуры школьников, развитие духовного богатства, национального сознания личности обеспечивается через лучшие произведения мировой классики, народной музыки и произведения украинских композиторов.

О. Ростовский предлагает рассмотрение современной музыки в двух значениях: в узком (музыка, созданная в наше время) и в широком (музыка, которая отвечает современным идеалам). В своей программе автор делает акцент на многокрасочное творчество классиков композиторов, подчеркивая актуальность жизненного содержания их музыки в наши дни. „В широком понимании, - отмечает О. Ростовский, - музыка прошедших, даже самых давних времен, если она проникнута идеями гуманизма, созвучна нашим идеалам, становится нашим современником, входит в сокровищницу мировой культуры. Так, И. Бах и В. Моцарт, Л. Бетховен и Ф. Шопен, Э. Григ и М. Глинка, М. Мусоргский и А. Бородин, Н. Лисенко и П. Чайковский, М. Березовский и А. Ведель, С. Гулак-Артемлвский и Я. Степовий становятся в один ряд с С. Людкевичем, Б. Лятошинским, Л. Ревуцким, А. Штогаренко, и все они влияют на наш духовный мир.

Программа по музыке З. Жофчака завершает изучение украинской музыки на изучении творчества С. Людкевича, Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, В. Косенко, В. Вериковского, А. Штогаренко, Д. Данькевича, Ю. Мейтуса, Г. Майбороды, В. Кирейко.

Что касается современности в музыке, программа О. Нижника предлагает тему в 8-ом классе „Современная жизнь музыкальной Украины (ІV четверти). Эта тема рассчитана на расширение воображения учеников о современной музыкальной деятельности на Украине: концертные залы, театры, творческие коллективы, конкурсы и фестивали в наши дни. Для обсуждения предлагается деятельность театров оперы и балета (Киевский, Львовский, Одесский, Харьковский и тому подобное), органных залов (Киевский, Львовский, Ривенский), творческих коллективов (Украинский государственный хор имени Г.Верьовки, Государственная хоровая капелла „Думка, „Трембита, Государственная заслуженная капелла бандуристов Украины, Государственный заслуженный академический симфонический оркестр Украины и т.п.), конкурсы, фестивали (композиторский имени Н. Лисенко (Киев), конкурс хоровых коллективов имени Н. Леонтовича (Киев), фольклорные фестивали: „Берегиня (Луцк), „Коляда (Ровно), „Майская калина (Одесса); авторской песни - „Золотые ворота (Киев), „Оберег (Луцк); украинской детской эстрадной песни - „Веселад, „Надежда).

Что же касается творчества украинских композиторов конца ХХ века, проанализировав существуя программы мы видим, что произведения изучаются редко. В основном - это произведения для хорового пения и детские песни (П. Петриненко, В. Верменич, И. Карабиць, В. Івасюк, Л. Дичко, М. Скорик, др.).

История украинской профессиональной музыки свидетельствует о постоянном совершенствовании музыкальных форм, музыкальной драматургии, музыкального языка и стиля. На основе традиций композиторов-классиков (Н. Лисенко, В. Косенко, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, Ф. Колесса) идет процесс „переинтонирования украинского музыкального фольклора. В одном случае композиторы ориентируются на определенные фольклорные образцы, когда народная песня определяет интонационный строй произведения („Писанки Л. Дичко; фортепианные миниатюры из „Альбома фортепианных пьес для детей„ Л. Колодуба; „Четыре фортепианных пьесы для детей В. Шумейко). Во втором случае авторы стремятся выстроить с максимальной точностью историческую атмосферу („Отзвуки веков Г. Саская; „Маленькая поэма в армянском стиле„ Л. Колодуба и т.п.).

Практически всё свое музыкальное творчество посвятила детям Ю. Рожавская. Ею были созданы несколько песенных циклов: „Песни-рисунки (1962), „Песни-поговорки (1966), „Песни-загадки (1967), „Песни-считалки (1968), „Мой цветочек (1969), каждый из которых подчиняется определенной художественно-смысловой идее. В этих циклах красочно воссозданы и фольклорные источники, и детский интонационный словарь, и умело использовано фортепиано, которое ярко дополняет портреты героев. „Песни-загадки и „Песни-считалки предназначены не только для слушания, но и для детского исполнения. Эти песенные циклы можно использовать для обучения детей-дошкольников и первоклассников.

Для детей младшего школьного возраста у Ю. Рожавской есть сборник „Карусель, где композитор разумно и ненавязчиво воспитывает детей, учит наблюдать жизнь, увидеть в ней хорошее и плохое, посмеяться над веселым и задуматься над серьезным. Главным средством обучения при этом являются не нудная дидактика, а яркая музыкальная образность.

Музыкальная сказка „Зайка-зазнайка написана с учетом разных вариантов исполнения - и профессиональными актерами, и школьниками, она готовит детей к восприятию сложных оперных форм. Музыка спектакля вводит детей в интонационную атмосферу украинской песенности, народной и современной.

Главными работами Ю. Рожавской как драматурга стали балет „Королевство кривых зеркал (по одноименной сказке В. Губарева) и опера „Сказка о потерянном времени (по сказке Е. Шварца).

В творческом наследии украинского композитора М. Сильванского значительное место занимает музыка для детей. Все произведения М. Сильванского для детей можно разделить (как и у всех композиторов, которые работали в этой сфере) на две группы: музыка для детского исполнения и музыка для детей в исполнении взрослых. К первой группе относятся песенки для малышей, фортепианные пьесы педагогического репертуара, два фортепианных концерта, балеты „Необычный день, „Мальчиш-Кибальчиш, маленький балет-инсценировка „Весенняя сказка для детского сада, „Концерт-фантазия для фортепиано, камерного оркестра и детского хора.

Ко второй группе относятся - балет „Иван - добрый молодец, три балетных сюиты, музыкальные сказки „Ивасик-Телесик, „Кот-хвастун, ряд программных произведений („Сказка о попе и работнике его Балде, „Приключения барона Мюнхаузена и т.п.).

Композитор, посвятивший всё свое творчество детям - Мария Семеновна Завалишина. Особенно полно в творчестве М. Завалишиной представлены песни для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Очень интересны музыкальные игры Завалишиной, где акцентируются не столько игровые моменты, сколько воспитание внимания, слуха, координации движений. Например, игра „Пешеходы и такси учит различать темпы (медленно - пешеход, более подвижно - такси); игра „Весенний концерт развивает слух; игра „Огород-хоровод - это маленький спектакль с большим количеством исполнителей, где герои - овощи.

Песни для детей среднего и старшего возраста более сложны и написаны уже непосредственно для хора. По тематике, хоровой структуре их можно разделить на группы, хотя все они могут войти в репертуар детей среднего и старшего школьного возраста. Так, в сборнике „На старт композитор и поэтесса Лада Рева отразили увлечение детей разными видами спорта. В сборнике „Шесть песен для детей (1962) преобладают образы природы. Они написаны для дуэта или двухголосного хора. Совсем другой жанр хоровых песен представляет собой цикл на слова Н. Забили „Месяц за месяцем. Двенадцать хоровых песен приближают этот цикл к жанру кантаты. Цикл написан для четырехголосного детского или женского хора с фортепиано.

На тексты Н. Забили М. Завалишина написала оперу „Когда есть друзья, которая предназначается для исполнения детьми. Сюжет очень близкий к народным сказкам, где все герои - животные (добрые - Пес, Заяц, Белка; и злые - Лисичка, Хорек) с типичными музыкальными характеристиками (ксилофон - Сорока, Белка; фагот - Индюк; кларнет - Петушок). Сюжет раскрывает идею дружбы, наказано зло, победу добра.

В любимых детьми сферах спектакля и кино работал Марк Карминский. Он написал музыку к спектаклям: „Веселые медвежата, „Веселая карусель, „Золушка, „Лесные часы, „Чудо-машина и др.

В 70-80-ые годы творчество М Карминского вдохновлено поэтическими сборниками: „Переводы с детского А. Барто и „Сыграем в прятки Уолтера де ла Мэра. Из сборника Уолтера де ла Мэра М. Карминский выбрал только пять стихотворений, которые составили небольшой цикл „Гроздь винограда.

В 1982 году М. Карминский закончил две новых работы для детей: „Хоровые тетради для хора а cappella и „Альбом для детей и юношества для фортепиано. „Хоровые тетради представляют собой цикл из пятнадцати миниатюрных хоров без сопровождения. Каждая из трех тетрадей цикла подчиняется своей творческой задаче, которая отображена в названии. Первая тетрадь - „Цветущий мир природы на стихи Ф. Тютчева. Вторая тетрадь - „Солнечные палаты на стихи И. Бунина, посвящена теме воспоминаний детства. Третья тетрадь - „Тайник вселенной - включает поэтические сроки Пушкина, Лермонотова, Некрасова, Леси Украинки, Пастернака, связана с российской романсовой лирикой.

Ковалёва Анна Григорьевна - старший преподаватель кафедры теории, истории музыки и инструментальной подготовки, с 1994 года - член Союза композиторов Украины, успешно работает в различных жанрах. Музыкальный язык ее произведений зависит от жанра и текста, корни стиля идут от российской композиторской школы (Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов) и современной школы (Свиридов, Прокофьев), частично, влияние французской композиторской школы. В своей музыке она реально отражает действительность. В центре - человек и его духовный мир. Ее музыка образная, яркая, с выразительной мелодикой, многокрасочной гармонией, точностью музыкальной формы.

В своих произведениях она обращается к сказочным (российским, украинским) образам, образам природы, историческим темам. Среди ее произведений - симфонические поэмы „Сергей Радонежский, „Хозяйка Медной горы, симфоническая сюита „Из Нового Завета, Концерт для кларнета с оркестром, Струнный квартет, камерно-инструментальная музыка, произведения для фортепиано.

Центральное место в творчестве Анны Григорьевны занимают вокальные и хоровые жанры. Ее романсы, хоры на стихи русских авторов (А. Кольцова, Ф. Тютчева, А. Фета), проникнуты изысканными лирическими чувствами.

На Международных музыкальных фестивалях в г. Киеве были исполнены такие ее произведения: два „Романса на стихи луганского автора Б. Гуцало, хор „Серенада (на стихи А. Фета), хоровые обработки на украинские темы („Ой, дівчино, шумить гай, „Журавель).

В репертуаре смешанного хора заочного отделения музыкального факультета Института культуры и искусств часто выполняются хоры Ковальовои Г.Г. „Зимним вечером„ (на стихотворении М.Рубцова), хоровые обработки „Варенька„ (казацкая песня), „Журавль„, „I wish you а Merry Cristmas„, хоровые джазовые обработки. Женский хор стационарного отделения выполняет „Серенаду„ (на стихотворении О. Фета), переложение для хора „Шутка„ (И. Баха), „Каждый четвертый„ (сл. О. Пахмутовой).

На протяжении последних лет она тесно сотрудничает с академиком, профессором, деканом юридического факультета ВНУ имени В. Даля, членом Союза писателей России Лидией Лазор. На ее стихи были написаны пять произведений для хора („Гимн Богу Вседержителю„, „Подари, Пресвятая, спасенное, „Рождество Христово, „Молитва Ангелу Хранителю, „Пресвятая Троица), которые также исполняются женским составом хора нашего института.

Вместе с преподавателем Института культуры и искусств А.И. Василенко создали „Гимн Университета.

Для детей А.Г. Ковальовой было написано несколько песен („Песенка о дружбе, „Моя родная Луганщина на стихи луганской поэтессы В. Зорик), которые на Всеукраинском конкурсе детской песни в г. Киеве заняли ІІ и ІІІ места.

Интерес для детской аудитории представляет музыкальное творчество сотрудника Института физического воспитания и спорта ЛНУ, студентки заочного отделения факультета музыки Института культуры и искусств Прошкиной Анны Александровны. С 15 лет она пишет детские песни на стихи разных авторов. В детском саду №97 г. Луганска исполняются ее песни „Песенка про лешего„ (сл. М. Грибачева), „Веселые музыканты, „Девочка-малышка (сл. Марселины Дебор Вальмор).

Для школьного возраста она написала „Дождик (сл. О. Старикова), „Песенку о знаниях (А. Дитрих), „Новогоднюю песенку, песенку „Пингвин (сл. М. Грибачева), колыбельную „Звездные ходики (сл. Г. Микулина), „Наш кузнечик, „На чердаке (сл. П. Синявского).

музыка детский песня грамотность

5. Развитие музыкальной грамотности учеников

Ладовое и музыкально-ритмическое воспитание.

.1.Общие сведения.

.2.Система Золтана Кодая.

.3.Система Карла Орфа.

.4."Болгарская "Столбица".

.5.Релятивные (относительные системы) развития музыкального слуха.

.6.Система "Тоника До".

.7.Система "Йале".

.8.Методика развития ладового чувства школьников начальных классов в программе по музыке.

.9.Методика воспитания музыкально-ритмического чувства у школьников начальных классов в программе по музыке.

Основной путь приобретения музыкальных знаний в школе ведет от постепенного накопления музыкально-слуховых впечатлений и опыта музыкальной деятельности - к их обобщению.

В методике музыкального обучения совокупность знаний, которая охватывает многообразные сведения об особенностях и закономерностях музыкального искусства, средствах музыкальной выразительности, содержании и построении музыкальных произведений; о творчестве композиторов и исполнителей, нотной записи и терминологии традиционно обозначается термином музыкальная грамота. Эти знания накапливаются учениками в многообразной музыкальной деятельности, в свою очередь обогащают ее, делают более осмысленной и содержательной.

Современная методика рассматривает музыкальную грамоту как составную часть многогранного понятия музыкальная грамотность, под которой понимается способность воспринимать музыку как живет и образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ним связано; способность на слух определять характер музыки, чувствовать внутреннюю связь между характером музыки и ее выполнением; способность воспринимать музыку эмоционально и осмыслено, критически оценивая ее, обнаруживая хороший вкус [Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца].

В области методики учебы пения за записью созданные разные системы, которые получили достаточно широкое распространение в разных странах мира.

Система 3олтана Кодая

Так возникновение системы 3. Кодая было обусловлено тем, что в конце XIX - в начале XX ст. в Венгрии был утрачен интерес к народной музыке как среди музыкантов-профессионалов, так и в широких кругах народных масс. 3. Кодай считал, что венгерская народная песня должна стать основой развития национальной музыкальной культуры, а кратчайший путь к ней лежит через музыкальное образование подрастающего поколения. Именно народная песня должна войти в окружающий мир ребенка и повлиять на последующее формирование у него музыкальных интересов и вкусов.

В основе созданной композитором системы музыкального воспитания детей лежит мысль о том, что музыка влияет на духовный мир человека в том случае, если он ею овладел. Овладеть музыкой можно лишь научившись ее "писать" и "читать". Поскольку же все музыкальные способности наиболее интенсивно развиваются в деятельности, певца, то основным средством овладения музыки должен стать голос, пение. В качестве главного метода овладения музыкой был предложен метод относительной сольмизации.

Обстоятельно изучив венгерский фольклор, 3. Кодай на его основе создал систему упражнений, которые дают возможность усваивать ступени лада, а также характерные для венгерской народной музыки интонационные и ритмическые обороты. Он обосновал мнение о том, что обучение должно начинаться с пентатоники, потому что в ее границах легче развить слух и достичь чистой интонации. Исходя из специфики венгерской народной музыки и венгерских детских песен, была установлена такая последовательность мелодичных оборотов для усвоения ступеней лада: соль - ми, соль-ми-до, ля-соль-ми-до, ля-соль-ми-ре-до, ми-ре-до-ля, ми-ре-до-ля-соль, до-ля-соль-ми-ре-до.

Во втором классе ученики усваивают звуки фа, си (IV и VII степени) с помощью нисходящих оборотов соль-фа-ми-ре-до, ми-ре-до-си-ля и восходящих. Параллельно с усвоением ладових степеней дети выполняют упражнения из написания и чтения доступного музыкального материала.

Изучение разных мелодичных оборотов происходит на основе попевок, песенных эпизодов, а также закрепляется в процессе импровизации детей. При этом используется метод относительной сольмизации. Пение по слогам относительной сольмизации и ручным знакам в системе 3. Кодая предшествует подготовке пению по нотам.

В 2-ом и 3-ом классах ученики наряду с относительной начинают знакомиться и с абсолютной сольмизацией, поскольку большая часть из них приступает к факультативному занятию на музыкальных инструментах.

Для чтения нот 3. Кодай написал 333 упражнения. Большинство пьес - двуголосные, некоторые - трехголосные. 3. Кодай придавал большое значение раннему введению многоголосия. Он считал, что многоголосую музыку могут воспринимать лишь те, кто овладел умением петь свою партию без сопровождения и одновременно слышать другую. Потому формирование навыков двухголосия начинается в 1-ом классе с ритмических канонов и песен.

Система Карла Орфа

Несколько иной путь в создании системы музыкального воспитания избрал немецкий композитор Карл Орф. Начало его педагогических опытов приходится на середину 20-х годов нашего века. В размышлениях и в практической работе с детьми складывалась система музыкального воспитания, которая по мере своего становления претерпевала существенные изменения. Созданное Карлом Орфом вместе с Г. Кеетман пособие по музыкальному воспитанию детей "Шульверк" (сборник моделей элементарной музыки и музыкальных упражнений) нашло практическое применение в таких странах, как Бельгия, Голландия, Канада, Португалия, США, Швеция и др. В Зальцбурге, на родине Моцарта, при Академии музыки и изобразительных искусств (Моцартеуме) открыт институт Орфа, в котором продолжается работа по совершенствованию "Шульверка" и осуществляется подготовка кадров из разных стран для практического применения данной системы музыкального воспитания. В чем же она заключается?

Карл Орф как прогрессивный музыкальный деятель видел цель создания своей системы в пробуждении у ребенка наивысших гуманных чувств средствами музыки. Он стоял на той позиции, что наиболее разносторонне эти чувства формируются в творческой деятельности, которая создает атмосферу искренности, непосредственности, вызывает радость у детей. Эта деятельность должна заложить в детях крепкий фундамент настоящей музыкальности, то есть развить музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух в такой мере, чтобы они позволяли воспринимать и переживать музыку, а также свободно оперировать ею (читать с листа, транспонировать, досочинять и др.). К. Орф исходил из необходимости развивать в первую очередь музыкально-ритмическое чувство, поскольку единство музыки и движений ребенок воспринимает как нечто естественное. Композитор стремится активизировать деятельность учеников путем их собственного музицирования, сочинения своей музыки. Отсюда возникла необходимость подобрать для детей несложные инструменты, главным образом ритмические.

К. Орф считает, что во время обучения детей игре на сложных классических инструментах (фортепиано, скрипка и др.) овладение техникой отвлекает от самой музыки. Потому он разработал специально для детского музицирования инструментарий, который состоял из простых, удобных и не нуждающихся в сложных технических навыках, инструментов. Набор включает ударные инструменты - трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелки, деревянные и кожные барабаны, колокольчики; мелодичные ударные инструменты, которые имеют определенную высоту, - маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные трубки); струнные инструменты (смычковые и щипковые), гамби и фидели (разного высотного диапазона), псалтарионы (гусли), лютни, гитары; духовые инструменты - блокфлейты, гобои. Важную роль играют также и "естественные инструменты" - руки, ноги, с помощью которых можно хлопать, подтопывать, щелкать с большим разнообразием оттенков.

С самого начала работы с детьми применяется пение, музыкальные же инструменты сначала выполняют функцию ритмического компонента.

Введение детей в мир музыки К. Орф осуществляет на "элементарной музыке", несложной, доступной для них. Именно ее он считает не чем-то дополняющим, а основным, той почвой, которая даст возможность раскрепостить силы ребенка. Образцами такой музыки наполнены пять томов "Шульверка". Пособие содержит многочисленные пьесы и упражнения, которые постепенно осложняются; они и составляют основу для детских творческих импровизаций. Такие импровизации не являются абсолютно свободными, а служат для решения определенных заданий. Продуманная последовательность заданий дает возможность целеустремленно формировать творческое умение детей. Задание педагога, в свою очередь, заключается в том, чтобы, опираясь на данный материал, продумать и найти ту ситуацию, какая бы вызывала у ребенка потребность самовыражения.

Исходя из единства движения, пения, игры, К. Орф использует ритмические, вокальные и инструментальные импровизации. Но предпосылкой свободного музицирования должна стать двигательная свобода. Она достигается с помощью гимнастических упражнений на основе детских песен, инструментальных пьес, песен танцевального характера. Двигательная свобода способствует также успешному овладению так называемыми, естественными инструментами - аплодисментами, подтопываниями, постукиванием пальцами - важным средством ритмической импровизации.

Ритмическая импровизация начинается с ритмизации отдельных слов (имена детей), простых, несложных стихотворений, считалок, поговорок. Это и есть так называемое элементарное музицирование детей. С первых шагов детей приучают к нотной записи. Сначала созданные ритмические мотивы записывает учитель, а затем и сами ученики, пользуясь для этого самыми простыми моделями сначала двудольного, а позже и трехдольного размера.

Дети импровизируют коллективно, и только позже, когда вводят новые задания для импровизации, представляющие собой быстрее ритмические игры, они начинают импровизировать индивидуально. В ритмической игре "Эхо" учитель отстукивает ритмическую последовательность, а ученики подхватывают и продолжают ритмический мотив.

Перед детьми ставится задание создать ритмическое сопровождение к импровизированной мелодии, создать дополнение к уже данным ритмическим построениям. Они импровизируют в конкретных формах (например, рондо).

С первых шагов мелодической импровизации дети знакомятся с нотной записью, обозначением ступеней и интервалов, а затем переходят к самостоятельной фиксации импровизаций. При этом применяется одновременно относительная и абсолютная системы сольмизации и нотации.

Задания по мелодической импровизации, которые ставят перед детьми, так же многообразны, как и ритмические. Это продолжение заданных педагогом мелодий, импровизация мелодических построений (вопрос, ответ), подголосков, импровизация в конкретных музыкальных формах (например, в трехчастной и др.). Педагог привлекает детей к выбору наиболее удачных среди созданных импровизаций и поощряет умение их повторить.

Система музыкального воспитания создана К. Орфом для того, чтобы помочь всем детям, а не только самым способным, овладеть основами музыки. По словам К. Орфа, "Шульверк", написанный для детей 6-12 лет, принадлежит общеобразовательной школе. Это только начало, и дальнейшее развитие и усовершенствование его неминуемы.

Следовательно, система музыкального воспитания К. Орфа строится на творческой деятельности детей. Старательно выстроенные задания ритмических, мелодических, инструментальных импровизаций создают добротную основу для развития музыкальных способностей, воспитывают у детей творческие качества личности, вызывают радость от общения с музыкой. Однако эта деятельность детей связана с "элементарной музыкой", которая готовит их к миру большого музыкального искусства.

Прочитайте

В Болгарии накоплен интересный практический опыт применения "Столбицы" (автор Борис Тричков). Этот метод получил название "болгарская "Столбица".

Похожие работы на - Музыкальное воспитание детей

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!