Музыкальное воспитание дошкольников. Музыкотерапия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музыкальное воспитание дошкольников. Музыкотерапия

Департамент образования города Москвы

ПК №7 «Маросейка»

Музыкальное отделение





КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

Музыкальное воспитание дошкольников





Выполнила: студентка 241 группы

Алексеева В.

Руководитель Покровская Л.В.






Москва 2011

Содержание

Введение

Воздействие музыки на детей раннего возраста

Глава 1. Музыкальное воспитание

.1 Задачи музыкального воспитания

1.2 Стадии музыкального восприятия

.3 Развитие музыкального восприятия детей

Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии

2.1 Физические и медицинские аспекты воздействия методов музыкотерапии

.2 Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми в коррекционных дошкольных учреждениях

2.3 Практические занятия со слабослышащими детьми

Заключение

Список литературы

Введение

Воздействие музыки на детей раннего возраста

Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как "потребность в эмоциональном насыщении", в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.

Музыкальное воспитание и образование ставит своей целью и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.

Для музыкальной педагогики особое значение имеет знание об особенностях эмоциональной жизни детей, т. к. там естественно выражаются определённые качества личности, заложен потенциал её развития.

Музыкальные занятия в детском саду - это, прежде всего, общение детей с музыкальным искусством. Поэтому восприятие музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов занятий определяет педагогическую задачу музыкальных занятий в детском саду. В системе "музыка - музыкальный руководитель - дети" руководитель является творческим посредником между музыкальным искусством и детьми. Он помогает своим питомцам выявить связь музыки с жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить навыки выразительного исполнения.

Творческий характер деятельности музыкального руководителя, духовного контакта с детьми, благодаря которому наиболее полно реализуются воспитательные задачи, наиболее успешно протекает процесс развития личности каждого ребёнка. Высокий профессиональный уровень музыкальной и педагогической подготовки, обширные знания в области детской и музыкальной психологии позволяют музыкальному руководителю использовать не только известные способы организации занятий, но и находить новые, обогащая тем самым опыт проведения музыкальных занятий в детском саду.

Цель моей работы - выяснить, каковы особенности детского музыкального восприятия и какой должна быть музыка для детей, что она представляет собой, то есть чем отличается от музыки взрослых, чтобы максимально развивать их музыкальное восприятие. Кроме того, в работе рассматриваются вопросы музыкального воспитания детей с проблемами в развитии.

Существует огромное количество современной и классической музыки разных жанров и направлений. Везде присутствует как хорошая музыка, так и не достойная детского внимания. И эта музыка должна быть как высокохудожественной, так и доступной детскому восприятию. Всем этим и объясняется актуальность выбора темы моей работы.

Но как разобраться в музыкальном изобилии? Ведь произведений только детской музыки существует на сегодняшний момент великое множество. По каким принципам выбирать то немногое, что услышат дети на музыкальном занятии? Безусловно, найти ответы на эти вопросы можно в педагогической литературе. Открыть что-то принципиально новое - это не является нашей целью. Задача исследования - обобщить и собрать воедино то, что уже известно о детском музыкальном воспитании, сделать выводы, каковы должны быть способы развития музыкального восприятия детей и существуют ли методы музыкального развития детей с отклонениями в развитии.

Методы исследования применялись как теоретические (изучение большого количества специальной литературы, анализ, обобщение), так и практические (наблюдение, применение специальных заданий, их корректировка применительно к каждому ребёнку).

Глава 1. Музыкальное воспитание

.1 Задачи музыкального воспитания

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей:

. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.

. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.

. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

.2 Стадии музыкального восприятия

С точки зрения психологии восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности всех их свойств и частей. Восприятие - это сложный процесс, в котором принимают участие различные зоны коры головного мозга человека и его подкорки. Что же касается музыкального восприятия - то это процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа произведения. Он тесно связан с другими психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью. Восприятие музыки зависит от уровня развитости музыкальных и творческих способностей воспринимающего, включает его прошлый жизненный опыт и опыт общения с музыкой.

Для развития музыкального восприятия на раннем этапе очень важны внешние движения: пение мелодий, игры и танцы под музыку. Это способствует созданию музыкального образа у ребёнка, что в свою очередь необходимо для восприятия музыкального произведения. По мере развития музыкального восприятия необходимость в этих помощниках постепенно сходит на нет.

Свойства музыкального восприятия

Восприятие можно охарактеризовать определёнными свойствами. Некоторые, такие как образность и эмоциональность, характерны только для музыкального или художественного восприятия, а такие, как целостность, ассоциативность, константность, избирательность, осмысленность характерны для всех видов восприятия.

Эмоциональность - восприятие красоты музыки, мыслей и чувств, которые она пробуждает. Она может быть как осознанной, так и неосознанной. Человек может просто проникнуться настроением музыки. Но для того, чтобы понимать красоту музыки, требуется определённый музыкальный опыт и подготовка. Тот факт, что музыка воздействует на эмоции человека, был известен ещё в древности. Более того, это воздействие иногда может достигать невероятной силы. Человек может преисполниться счастьем или, наоборот, отчаянием, слушая ту или иную музыку.

Целостность. Образность. Это свойства любого восприятия. Человек воспринимает окружающий мир как целостную картину, состоящую из отдельных свойств и элементов. Это свойственно также и музыкальному восприятию. Музыкальное произведение - это единое целое, которое включает в себя отдельные элементы музыкальной речи: мелодию, ритм, гармонию, тембр. Музыкальный образ - это единство различных средств музыкальной выразительности, переработанных композитором творчески для передачи определённого смыслового содержания. Он воспринимается целостно, но с разной степенью глубины, что зависит от уровня музыкальной развитости слушателя.

Осмысленность. Мышление способствует более глубокому и многогранному восприятию музыкального произведения. Отличительной чертой для него является эмоциональная окрашенность. Восприятие музыки невозможно без мышления. Оно сопровождается оценкой эстетической стороны музыки, её идей и содержания, средств музыкальной выразительности, из которых и формируется музыкальный образ. Конечно, недостаточно развитый слушатель может воспринять только эмоциональную окраску произведения, но такое восприятие нельзя назвать полным. Оно непременно сопровождается аналитико-синтетической деятельностью мозга.

Стадии музыкального восприятия

Музыка - это искусство, протяжённое во времени. Соответственно и восприятие музыкального произведения происходит во времени, постепенно, вместе с развитием этого произведения. Так можно описать процесс восприятия при первом прослушивании. В дальнейшем же слушатель начинает воспринимать произведение как целостный художественный образ, но не сразу. В становлении этого полноценного музыкального образа выделяют несколько стадий. Наиболее заметны они у мало подготовленных слушателей (детей, например). Каждая из этих стадий имеет свои особенности.

Первая стадия характерна для первого и, возможно нескольких последующих прослушиваний произведения. На этом этапе слушатель получает лишь общее представление о произведении, воспринимает его эмоциональную окрашенность. Иногда это вызывает явно положительные эмоции, а иногда наоборот, оставляет в человеке равнодушное или даже неприятное ощущение от прослушивания. Используется ли при этом сотворчество, мышление и в какой степени - зависит от развитости человека, причём не только музыкальной, но и интеллектуальной, умственной; его возраста и жизненного опыта, психических особенностей.

Вторая стадия появляется на повторных прослушиваниях всего произведения или его частей и носит характер восприятия более дифференцированный. Слушатель начинает замечать и обдумывать отдельные выразительные свойства произведения, средства музыкальной выразительности. Этот процесс может проходить естественно, при многократном прослушивании произведения. При этом слушатель усваивает ранее полученные впечатления и воспринимает новые, которые на них наслаиваются. Так, постепенно произведение превращается для человека в нечто родное и любимое. Дифференциация восприятия может быть организована искусственным образом, на музыкальных занятиях в школе, например. Человек более компетентный, в данном случае, учитель музыки, помогает слушателям более глубоко вникнуть в произведение. Они получают определённые представления о форме произведения, его средствах музыкальной выразительности, но личное впечатление от этого произведения остаётся у каждого своим. На этой стадии эмоциональное свойство восприятия уступает главенствующую роль мышлению и музыкальному слуху, но не исчезает совсем. Результативность этой стадии зависит также от развитости воспринимающего, его заинтересованности, опыта как жизненного, так и музыкального.

Третья стадия - это синтез двух первых стадий. Эмоциональность первой стадии сочетается с осмысленностью второй и, в итоге восприятие становится полноценным и глубоким. Именно тут выявляется творческая сторона восприятия, способность к сотворчеству, о которой мы говорили ранее.

.3 Развитие музыкального восприятия у детей

На музыкальных занятиях происходит музыкальное развитие детей. Дети не только слушают музыку, но также поют, танцуют, играют в специальные музыкальные игры, благодаря чему у них появляется опыт музыкального восприятия. Постепенно, вместе с взрослением, приобретением опыта, овладением речи и восприятие музыки приобретает более осмысленный характер, ассоциативный ряд становится всё более и более богатым. Ребёнок в состоянии определить характер произведения. Помимо этого, важную роль в развитии восприятия играет среда, в которой ребёнок живёт. Любовь к хорошей музыке в семье будет хорошим подспорьем для развития детского восприятия музыки.

Очень важно для развития восприятия детей овладение ими различных средств музыкальной выразительности. Ребёнку нелегко представить в уме темп, динамику, качество звучания песни, которую ему нужно спеть. Из-за этого он пробует петь, одновременно изучая варианты и выбирая лучший из них, наиболее соответствующий тому, который он представляет. Постепенно, вместе с его музыкальным развитием всё это он проделывает в уме. В отличие от импровизации, при которой происходит непроизвольное комбинирование музыкально-слуховых представлений, в процессе интерпретации музыки развивается логически аргументированное воображение учащихся, которое несомненно оказывает влияние и на развитие восприятия. Но естественно, что дети осваивают и начинают различать музыкальные средства постепенно: от более простых к более сложным. Взять, например, тембр. Ребёнок различает тембры музыкальных инструментов и человеческих голосов по таким признакам, как: мягкий, грубый, светлый, тёмный. Но для того, чтобы спокойно различать тембры, ориентироваться в них, мало прослушать одно произведение. Нужно слушать много произведений с использованием этих тембров. Ребёнок лучше отличает инструменты с контрастными тембрами. Систематичное обогащение тембровых представлений у ребёнка благотворно влияет на более широкое яркое раскрытие музыкального образа.

Более сложным элементом для восприятия является гармония. Её различие требует специальной подготовки, которая включает двух-, трёхголосное пение и музыкальные упражнения. Большое внимание в процессе анализа музыки уделяется определению формы произведения.

И, в итоге, в старших классах школьники способны в своих высказываниях не только раскрывать характер произведения, его развитие, но и определять наиболее яркие средства выразительности, придающие своеобразие и неповторимость музыкальному произведению.

Но всё это далеко не самое главное на музыкальном занятии. Самое главное - это развить в ребёнке способность, слушая слышать музыку, чувствовать её и понимать. Необходимо подвести детей к эмоционально-образному слышанию звучания. А это, прежде всего - слушание всей музыкальной ткани произведения. Раньше всего дети реагируют на темп и динамику произведения. Также они легко определяют общий характер звучания: мягкий или жёсткий, резкий, певучий или порывистый; повествовательный, вопросительный, повелительный.

Мы уже говорили, что для развития восприятия необходимо детям освоить средства музыкальной выразительности. Но не сказали о том, что особое место тут занимает мелодика. Именно в мелодии зачастую заключается главный смысл произведения. И очень важно, чтобы дети это поняли. Тогда они смогут отойти от зрелищно-событийного восприятия музыки, которое им присуще и прийти к восприятию образному. Когда дети на основании услышанного ими воссоздадут тот образ, что был заложен в произведение композитором и исполнителем - это будет наивысшая форма развития восприятия для дошкольника.

музыкальный коррекционный терапия слабослыщащий

Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии

2.1 Физические и медицинские аспекты воздействия методов музыкотерапии

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

Практическое использование музыки и движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале двадцатого века в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Внедрявшая его систему в России Н.А. Александрова расширила область применения ритмики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижёра, мимиста, танцора, актёра.

Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том числе к выделению целого направления - лечебной ритмики. При этом Александрова подчеркивала значение дифференцированного использования, как у детей, так и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с детьми с проблемами (нарушение речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью) определяет еще и коррекционные задачи.

Нельзя недооценивать значение музыки в нашей жизни. Являетесь ли вы её ценителем или равнодушны даже к самым известным музыкальным шедеврам, влияние музыки на нас неизбежно. Потому что музыка звучит не только в концертных залах, с телеэкранов - она вокруг нас, являясь одной из главных составляющих энергоинформационной среды.

Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения нервнобольных были предприняты профессором В.А. Гилярковским. Под его руководством в 1926 году в нервно-психиатрической лечебнице имени Сеченова была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. Позже лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, - логопедической ритмики.

С этого времени ритмика активно применяется в работе с детьми с различными формами патологии. Авторы подчеркивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами в развитии, так и возможность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфере - в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указывалось, что такие занятия являются и психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекция его эмоциональной сферы.

В 1920-е годы в содержание коррекционной работы первых детских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкальные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию движений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собранности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, способствовали организованности детского коллектива.

В 1950-70-е годы отмечается значение музыки и логопедической ритмики в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный материал для детей 2-3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возрастные особенности и нервно-психическое состояние детей. В этот же период разработались содержание и методика музыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными определялись возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты делались на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с музыкой и движениями, а так же разрабатывалась и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах.

Методика музыкального воспитания слабослышащих детей, разработанная в 1970-80х годах Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обучала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать музыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, согласованности движений с музыкой.

Проводились исследования возможностей развития музыкального восприятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирование у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтонационной структуры речи. Были разработаны государственные программы музыкального воспитания глухих и слабослышащих детей, а так же показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.

2.2 Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми в коррекционных дошкольных учреждениях

В детских дошкольных коррекционных учреждениях методы музыкальной терапии особенно показаны при работе с детьми с проблемами слуха и зрения. Особенное значение приобретает так называемый метод психологической компенсации, основанный на использовании в обучении компенсаторных возможностей человеческого организма. При врождённом дефекте какого-либо органа или функции организма, происходит усиленное развитие других органов, часто непроизвольно для человека, например, у слепого обостряется слух и осязание до невиданных показателей. Но в некоторых случаях этот позитивный процесс необходимо направлять, грамотно и настойчиво используя в педагогическом процессе современные научные методы и, в частности, методы музыкальной терапии.

Музыкальному руководителю, работающему в коррекционном детском саду или реабилитационном центре, необходимо, прежде всего, знать, что строение и функции слуховой системы в процессе эволюции выделились из вестибулярной, в которой существуют прочные связи центров движения, слуха, речи, и интеллекта. Внутри самой слуховой системы сформировались две другие - речевого слуха и неречевого слуха (музыкального и шумового), которые имеют общие центры и механизмы в коре головного мозга.

Очень обнадёживают перспективы применения музыкальной терапии в отношении слабослышащих детей, ранние занятия музыкой с которыми могут значительно восстановить слух, что подтверждают исследования многих учёных.

Знания в области детской и музыкальной психологии позволяют музыкальному руководителю использовать не только известные способы организации занятий, но и находить новые, обогащая тем самым опыт проведения музыкальных занятий в детском саду. Поэтому специальные музыкальные занятия с применением методов музыкальной терапии в коррекционном детском саду приобретают огромное значение.

.3 Практические занятия со слабослышащими детьми

Предлагаемая методика сложилась в результате изучения системы Э.И. Леонгард (Президент центра и автор системы формирования и развития речевого слуха у слабослышащих детей) и практической работы со слабослышащими детьми в коррекционном детском саду, где я второй год в игровой форме применяла методы музыкальной терапии, помогающие реабилитации слуха, такие как:

определение регистров звучания мелодий. Объяснение шло по известному методу - медведь-кошка-птичка, кто как поёт. Сначала было предложено нарисовать этих зверей, затем мы поговорили об их повадках. После чего я сыграла характерные небольшие пьески и попросила ребят определить, какая музыка больше соответствует характеру зверей. На следующих занятиях были приготовлены карточки с рисунками зверей, которые дети поднимали, когда я играла мелодию в определённом регистре. Подобные занятия проводились долго, пока все дети не научились легко определять регистры. Далее задание было усложнено, мелодия была сыграна в другом регистре, это оказалось сложным для многих ребят - они не могли узнать знакомую мелодию, сыгранную выше или ниже. Пришлось долго заниматься индивидуально со многими детьми, и длительные занятия дали положительный эффект. Мелодии для работы подбирались одноголосные, для лучшего их восприятия неразвитым слухом;

игра в тембр. Знакомая мелодия игралась на разных инструментах: фортепиано, металлофоне, балалайке, дудочке, что очень развивает тембровый слух, способность различать звуки различной окраски, который в свою очередь положительно влияет на работу слухового нерва;

пение вокальных упражнений с использованием зрительных образов: гаммообразные попевки «вот иду я вверх» и «вот иду я вниз», терцовые попевки «ку-ку», квартовые «а-у», секундовые «мя-у». Занятия проводились также с применением карточек, которые изображали идущего по лесенке мальчика или девочки, сидящей на дереве кукушки, мяукающей кошки и т.п. Зрительные образы значительно облегчали понимание задач и их выполнение. Упражнения выполнялись при хорошей артикуляции сначала с подыгрыванием на фортепиано, затем дети пели самостоятельно;

работа над ритмическими упражнениями. Сначала самое простое из них - ритмическое эхо. Когда педагог простукивает ритм, а дети его повторяют. Потом ребятам предлагалось прохлопать ритм попевки «Андрей - воробей» деревянными ложками, затем пропеть четверти дон-дон, а восьмые дили-дили. При разучивании несложной песенки сначала мы пытались запомнить стихи, для чего отстукивали ритм стиха деревянными ложками. Когда это получалось довольно уверенно, дети стали отбивать ритм мелодии. Постепенно задача усложнялась, детям раздавались простые музыкальные инструменты - барабан, ложки, бубен. Сильная доля отмечалась ударом барабана, слабая - бубном и т.п., затем ребята менялись инструментами. Хороший эффект даёт этот метод при знакомстве с танцевальными ритмами. Не сразу, очень медленно, но у детей создавался устойчивый рефлекс верного ритма;

развитие музыкальной памяти. Это одна их важнейших задач реабилитации, т.к. дети плохо запоминают тексты песен из-за неразвитости воображения и образного мышления, для чего был применён принцип визуальной активизации работы мозга. Сначала давалось задание рисовать картинки, создавая иллюстрации к каждому куплету песни, пение наизусть должно стать естественным заключительным этапом в разучивании песни. В процессе запоминания, кроме слуха, участвует моторная (мышечная) память рук, голосовых связок, артикуляционного аппарата, развивается интеллект, контролирующий и связывающий все звенья воедино.

Все эти методы способствуют очень медленному, но верному формированию внутренних слуховых представлений ребёнка, и самым сложным был переходный период от полного невосприятия музыкальных звуков к началу осознанного определения глухим ребёнком набора разных созвучий и их интонирование.

Заключение

Хорошая музыка способна формировать высокие моральные представления и ценности. Существует разная музыка: духовная, народная, классическая, современная. Все виды музыки могут быть доступны ребёнку. Они связаны между собой и невозможны один без другого, но самое главное, чтобы музыка могла воспитывать хорошее, доброе в человеке. И помощником в этом ей будет богатый музыкальный язык. Развитие музыкального восприятия вносит огромный вклад в общее психическое становление личности ребёнка.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребёнка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществляют коррекцию отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создают условия для социальной адаптации.

В своём классическом труде «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов пишет: «Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, воспитания и обучения». Если нет глубоких патологий мозга, то музыкальность глухого ребёнка формируется точно так же как и слышащего.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились.

При применении методов музыкальной терапии, наследственные задатки детей реализуются в способности через преодоление физических недостатков слухового и зрительного восприятия, и появляется реальная возможность выводить детей на более высокую ступень духовного развития. Многообещающие возможности музыкальных занятий с больными детьми могут быть полезными для продолжения опыта в центрах реабилитации и в спецшколах. Таким образом, музыка для многих слабослышащих и слабовидящих детей может стать, прежде всего, формой психофизической и социальной реабилитации. Происходит активизация сознания ребёнка, проясняются его возможности для дальнейших занятий музыкой.

Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом, не только те чувства, что вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и интеллект человека, что необходимо больным детям для их гармонического развития, поскольку они живут в звуковом или зрительном дефиците и многое воспринимают интуитивно.

Список литературы

1.И. Белик "Музыка для глухоты" М., "Владос" 2000;

.Н. Ветлугина "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972;

."Воспитание музыкой " сб. статей М., Просвещение 1991;

.Л. Выготский "Воображение и творчество в детском возрасте"

5.М., 1954;

6.Журнал "Аккорд" статьи о музыкотерапии М. 2004;

7.Э. Леонгард «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» М. Просвещение , 1991;

8.Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия». - М., 1981;

.В. Петрушин "Музыкальная психология" М., "Владос" 1997;

10.В. Подуровский, Н. Суслова "Психологическая коррекция музыкально - педагогической деятельности" М., "Владос" 2001;

."Психология музыкальной деятельности" сб. под ред. Г. Цыпина М., Академия 2003;

12.О. Радынова «Развитие у детей музыкального восприятия»

13.из кн.: «Музыкальное воспитание дошкольников»,

.М., «Просвещение», «Владос», 1994;

.Б. Теплов "Психология музыкальных способностей" М., 1947;

.Н. Черноиваненко «Формирование музыкального восприятия школьников» из кн.: «Музыкальное воспитание в школе», вып.15,

.М., «Музыка» 1982;

.П. Якобсон «Психология художественного восприятия» М., 1964

Похожие работы на - Музыкальное воспитание дошкольников. Музыкотерапия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!