Бухгалтерская и налоговая политика организации РУП 'Белкартография'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерская и налоговая политика организации РУП 'Белкартография'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета анализа и аудита в промышленности









ОТЧЕТ

об учетно-аналитической практике по бухгалтерскому учету на РУП „Белкартография


Исполнитель:

студентка ВШУБ, 4 курса группа ВВУ-2 Н.И. Шумкевич






Минск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Общие вопросы организации производства

1.1 История предприятия, ассортимент продукции

1.2 Бухгалтерская и налоговая политика организации

Глава 2. Учет основных средств, нематериальных активов

Глава 3. Учет производственных запасов

Глава 4. Учет труда заработной платы

Глава 5. Финансовое состояние предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Учетно-аналитическая практика по бухгалтерскому учету проводилась на РУП „Белкартография

В Республике Беларусь РУП „Белкартография - это единственное предприятие, производящее картографическую продукцию (карты, атласы), а также учебные пособия по географии для учеников школ и студентов высших учебных заведений.

Продукция РУП „Белкартография отличается высокой информативностью, доступностью при покупке, высокими эксплуатационными характеристиками, долговечностью и большим спросом как среди белорусов, так и гостей государства

Практика была организована в соответствии с программой учетно-аналитической практики по бухгалтерскому учету студентов.

Цель практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности.

Задачи практики:

-изучение и анализ всех аспектов деятельности предприятия;

-приобретение практических производственных навыков по усвоению приемов учетной техники и организационных форм ведения бухгалтерского учета;

-приобретение и закрепление опыта в области работы с первичными документами бухгалтерского учета;

-подготовка и сбор информации по учету хозяйственных средств, процессов, результатов для составления отчета по практике с учетом индивидуального задания;

-сбор, систематизация и анализ фактической информации.

В результате прохождения практики собран значительный информационный и практический материал, который был изучен и проанализирован.

Полученные выводы изложены в отчете.

Глава 1 .Общие вопросы организации производства

.1 История предприятия, ассортимент продукции

Республиканское унитарное предприятие «Белкартография» было создано в ноябре 1999 года. Создание специализированного картографического предприятия в системе государственного органа управления картографической отраслью было определено необходимостью принятия радикальных мер по коренной реорганизации картографического производства в Республике Беларусь. Требовалась замена устаревших традиционных технологий на современные компьютерные технологии составления и подготовки карт к изданию, увеличение производственных мощностей для полного удовлетворения потребностей республики в картографических произведениях.

Первой задачей предприятия было определено создание по Указу Президента Республики Беларусь «Нацыянальнага атласа Беларусі». Менее трех лет потребовалось предприятию на успешную разработку и подготовку к изданию атласа, что подтвердило высокий профессиональный уровень и слаженную работу молодого коллектива.

Среди основных задач РУП «Белкартография» - создание:

научно-справочных карт и атласов;

атласов, настенных и контурных карт для учебных заведений Республики Беларусь;

тематических и представительских карт и атласов для государственных органов управления, местных, исполнительных и распорядительных органов власти, учреждений, организаций и предприятий;

карт и атласов на иностранных языках;

широкого спектра картографических изданий для населения: общегеографических, политико-административных, автодорожных, туристских и других карт и атласов, крупномасштабных планов городов;

карт, буклетов и атласов на заказ по авторским макетам;

цифровых карт для использования в различных целях.

Также предприятие выполняет плоттерную печать настенных карт любых размеров для кабинетов и офисов, в том числе с фирменной символикой и внесением дополнительной информации заказчика, ламинирование, оформление в пластиковые профили и багет.

РУП "Белкартография" - это единственное предприятие в Республике Беларусь кому официально разрешен выпуск продукции по школьной тематике за счет средств республиканского бюджета и рекомендованной "Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования" с грифом в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений. А школьные настенные карты и атласы по географии и истории для школ Республики Беларусь кроме РУП "Белкартография" никто в республике не выпускает.

Продукция РУП «Белкартография» по учебной тематике передается в РУП «Белорусское торговое объединение «Глобус». Товары народного потребления, выпускаемые за счет собственных средств, предприятия реализуются через сеть книготоргов Республики Беларусь и предпринимателей.

Перечень выпускаемой и реализуемой продукции РУП "Белкартография"

Школьные настенные карты по географии и истории;

контурные карты и школьные атласы по географии и истории;

рабочие тетради с контурными картами;

учебные картографические пособия (включая фотосхемы, фотопланы, фотокарты, экранные или демонстрационные карты и т.п.) для общеобразовательных учреждений;

научно-справочные и другие тематические карты и атласы;

общегеографические карты районов и городов Республики Беларусь;

общегеографические атласы областей Республики Беларусь;

атласы автомобильных дорог Республики Беларусь;

политико-административные карты областей Республики Беларусь;

карты-малютки городов и областей Республики Беларусь;

рельефные карты Республики Беларусь 3-х масштабов;

плоттерные выводы любой выпускаемой продукции

РУП "Белкартография" и Заказчиков;

ламинирование продукции РУП "Белкартография" и Заказчиков;

различные рекламные и информационные издания на картографической основе или с ее использованием (календари, буклеты, справочники, путеводители, проспекты и т.д.)

РУП «Белкартография» находится в ведении Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. В структуре предприятия выделяются отделы цифровых и тематических карт, учебных карт и атласов, маркетинга.

Администрация предприятия обязуются:

1.1.За счет роста производительности труда, снижения затрат на производство, рациональной структуры управления обеспечить выполнение работ (выпуск продукции) в объемах, достаточных для производственного и социально-экономического развития коллектива предприятия.

1.2.Обеспечить освоение выделяемых предприятию годовых лимитов бюджетных ассигнований.

.3.Обеспечить выполнение договорных работ в объемах, обеспечивающих рост производственного и социально-экономического развития коллектива предприятия.

Ответственные по п. 1.1.-1.3. - заместитель директора, главный экономист, начальники отделов.

Ответственный - зам. директора.

1.2Бухгалтерская и налоговая политика организации

Учетная политика РУП «Белкартография» в целях бухгалтерского и налогового учета на 2013 год.

Общие положения.

.Положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, которая представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского и налогового учета.

.В отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения бухгалтерского учета и отчетности следует руководствоваться действующим законодательством РБ.

.Учетная политика в течение отчетного года изменению не подлежит. При изменении в течение отчетного года действующего законодательства изменение учетной политики происходит автоматически.

.Основополагающими документами, регулирующими вопрос учетной политики для целей налогообложения, являются Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-3, Налоговый кодекс РБ (Особенная часть) от 29.12.2009г. № 71-3, Закон РБ от 26.10.2012 № 332-3 «О республиканском бюджете на 2013 год».

Инструкция о порядке ведения налогового учета, утвержденная постановлением Минфина и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114, и иные законодательные и нормативные акты в части налогообложения.

.Изменение учетной политики для целей налогообложения допускается в случае изменения налогового законодательства или применимых методов учета. Соответствующие изменения в порядок учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения вносятся приказом руководителя.

Раздел 1. Учетная политика в целях бухгалтерского учета

.1 .Методический аспект учета.

.1.1.Отражение финансово-хозяйственной деятельности организации на счетах бухгалтерского учета осуществлять в соответствии с новым Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.

1.1.2К основным средствам относить здания, сооружения, передаточные

устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительную и оргтехнику , транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные фонды, стоимостью свыше 30 базовых величин и сроком службы более 12 месяцев, за исключением:

а)предметов, служащих менее одного года, независимо от их стоимости;

б)специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного или массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости;

в)специальная одежда, включая форменную, специальная обувь, а также постельные принадлежности, включая белье, предметы проката независимо от их стоимости и срока службы;

г)отдельные строительные конструкции и детали, части и агрегаты машин, оборудования и подвижного состава, предназначенные для строительства, ремонтных целей и комплектации, числящиеся в оборотных фондах;

.1.3.К нематериальным активам относить оцениваемое имущество, не имеющеевещественной формы, сохраняющее свое содержание и используемое предприятием в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода.

.1.4.Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов, производить линейным способом в порядке, установленном положением «О порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденным постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстата РБ и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 г. №37/18/6.

.1.5.Амортизацию нематериальных активов, срок полезного использования которых установить невозможно, начислять по нормам амортизационных отчислений, исходя из срока полезного использования 10 лет, но не более, чем на срок деятельности предприятия, а по нематериальным активам, первоначальная стоимость которых не превышает одной базовой величины, амортизацию исчислять по норме амортизационных отчислений, равной 100% их стоимости в момент принятия к бухгалтерскому учету.

.1.6.К материалам относить предметы труда, потребляемые полностью при изготовлении продукции, а также средства труда, со сроком полезного использования менее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если полезный срок превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты, и др.), не зависимо от их стоимости.

.1.7.В бухгалтерском учете в течение календарного года, материалы учитывать по ценам их фактического приобретения с отражением по счету 10 «Материалы».

.1.8.Стоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей, числящихся в составе произодственных запасов, относить на затраты производства полностью (100 процентов) в момент их отпуска в производство.

.1.9 Стоимость специальной оснастки и специальной одежды относить на затраты производства полностью, в момент их отпуска в производство (эксплуатацию).

.1.10. Затраты на производство продукции (работ, услуг) включать в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты: предварительной или последующей.

.1.11. В себестоимость продукции (работ, услуг) командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу, маркетинговые и информационные услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях включать в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь.

Фактические расходы сверх установленных норм относить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

.1.12. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции производить позаказным методом.

.1.13. Учет незавершенного производства (НЗП) вести по фактическим производственным затратам.

.1.14. Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по статьям затрат, ежемесячно распределяется между объектами калькулирования пропорционально сумме фактических расходов на оплату труда производственных рабочих, включаются в себестоимость произведенной продукции и списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

.1.15. Условно-постоянные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты», ежемесячно списываются в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»).

.1.16. При составлении нормативной калькуляции принимать к расчету фактический процент накладных расходов за год, предшествующий отчетному.

.1.17 Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносить с кредита счета 20 в дебет счета 43 "Готовая продукция".

.1.18. Учет готовой продукции (работ, услуг) отражать в бухгалтерском балансе по производственной фактической себестоимости , при отпуске готовой продукции ее оценка производится по средней себестоимости.

.1.19. Учет расходов на реализацию осуществляется на счете 44 с последующим списанием в дебет счета 90, в доле, относящейся к реализованной продукции.

.1.20. Учет товаров на балансовом счете 41 "Товары" вести по покупной стоимости с последующим списанием товаров по мере их реализации в дебет счета 90 "Реализация». Таможенные платежи, транспортные расходы, связанные с приобретением и транспортировкой товара включать в покупную стоимость товаров.

.1.21. Учет розничной торговли собственной продукцией вести согласно Методическим указаниям о порядке ведения бухгалтерского учета предприятиями фирменной торговли, утвержденных приказом Министерства финансов РБ от 29.06.1999г.№ 169.

.1.22. Аналитический учет товаров и продукции в точках розничной торговли ведется как материально ответственными лицами, так и бухгалтерией.

.1.23. Товары и продукция учитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях). Учетной ценой принять цену реализации (розничной стоимости) с отдельным учетом наценок (скидок). Разница между ценой реализации и стоимостью приобретения товаров (оптовой стоимость продукции) отражается на счете 42.

.1.24 Учет и использование бланков строгой отчетности вести в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196. Для этого организацией утвержден перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности и список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности.

.1.25. Отражение в учете внешнеэкономических операций, осуществляемых в валюте, (кроме товарообменных) производить по курсу Национального Банка Республики Беларусь, действующему на дату свершения операций, в порядке, установленном «Инструкцией по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.17.2007 г. № 199, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минфина РБ от 26.02.2010 № 17. Датой принятия приобретаемых товарно-материальных ценностей к бухгалтерскому учету считать дату получения груза грузополучателем от перевозчика.

.1.26. Разницы образующиеся при изменении Национальным банком курсов иностранных валют отражать в учете в порядке, указанном в комментарии к счету 91 «Прочие доходы и расходы» Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 №50 (с изменениями и дополнениями). Так, положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств, списываются в полных суммах на прочие доходы и расходы в момент их возникновения.

.1.27. Ремонтный фонд не создавать. Включение фактических затрат по ремонту основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) осуществлять по мере производства ремонта.

.2. Организационный и технический аспекты учета:

.2.1. Руководство бухгалтерским учетом предприятия возлагается на главного бухгалтера.

Главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору предприятия. Указания и распоряжения главного бухгалтера (лица, его заменяющего) по вопросам соблюдения правил ведения учета, оформления и представления для учета необходимых документов и сведений являются обязательным для всех структурных подразделений и работников предприятия.

Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определяется статьей 7 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности» N 3321 - XII от 18.10.1994 г.

.2.2.Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением, которое возглавляет главный бухгалтер.

.2.3.Имущество предприятия отражается на счетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета предприятия, разрабатываемого главным бухгалтером предприятия согласно действующего Типового плана счетов бухгалтерского учета и утвержденного директором предприятия.

.2.4.Бухгалтерской учет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета, с элементами автоматизированной на базе программы «1С: Предприятие 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней.

.2.5. Правила документирования хозяйственных операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризаций определяются главным бухгалтером.

.2.6. Хозяйственные операции, подлежащие отражению в бухгалтерском учете, должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах первичной учетной документации или произвольной формы и при этом содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование, номер документа, дату и место его составления;

содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и стоимостных показателях;

должность лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

.2.7.Первичные учетные документы, должны быть составлены в момент совершения операции или непосредственно после ее завершения, и сданы в бухгалтерию предприятия по текущим хозяйственным операциям, не поздеее 30 числа текущего месяца, за исключением документов, согласно которых производится начисление за текущий месяц заработной платы и удержаний из нее, которые должны быть сданы структурными подразделениями предприятия в бухгалтерию предприятия до 30 числа текущего месяца.

.2.8.Руководители структурных подразделений предприятия несут персональную ответственность за правильность составляемых в подразделении первичных учетных документов, их хранение и своевременность сдачи в бухгалтерию.

1.2.9.Ответственность за организацию бухгалтерского учета, правильного его ведения, хранения учетных регистров и отчетности несет главный бухгалтер.

1.2.10.Ответственность за организацию и ведение оперативно-технического учета в структурных подразделениях предприятия возлагается на руководителей подразделений.

.2.11.Ответственность за организацию и ведение складского учета возлагается на руководителя отдела маркетинга.

.2.12.Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета проводить периодические инвентаризации активов и пассивов баланса. Даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, состав лиц, участвующих в инвентаризации, оговариваются в каждом конкретном случае приказом (распоряжением) по предприятию.

В обязательном порядке проводить инвентаризацию перед составлением годового отчета, в случае смены материально ответственных лиц (на день приемки передачи дел), при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества по другим причинам (пожар, стихийное бедствие), при смене собственника, реорганизации и ликвидации предприятия.

Раздел 2. Учетная политика в целях налогового учета

.1.Методический аспект.

.1.1. Налоги, сборы установленные законодательством исчислять и уплачивать ежемесячно, ежеквартально согласно нормам НК РБ с изменениями и дополнениями.

.1.2. Учет доходов от реализации ведется в регистре учета доходов от реализации товаров (работ и услуг).

.1.3. Налоговый учет операций по приобретению и использованию производственных запасов осуществляется в регистрах аналитического бухгалтерского учета по сч.10 «Материалы». Сырье и материалы, отпущенные в производство, оцениваются по отпускным ценам поставщика.

.1.6. Распределение и списание расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общехозяйственных расходов осуществляется в порядке, определенном в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Сумма расходов принимаемая для исчисления налога на прибыль и относящихся к реализации продукции, определяется на основании расчетов распределения нормируемых производственных затрат текущего отчетного периода между:

остатком незавершенного производства на конец текущего месяца;

остатком готовой продукции на складе на конец текущего месяца;

остатком отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции.

.1.7. 0бобщение прямых и косвенных расходов за период подачи налоговой декларации по налогу на прибыль производится в регистре налогового учета расходов по производству и реализации товаров (работ и услуг).

.1.8. В момент фактического получения (выявления) независимо от факта поступления денежных средств на счет организации признаются следующие внереализационные доходы:

доходы от предоставления во временное пользование активов организации;

безвозмездно полученные товары (работы, услуги), иное имущество;

излишки, выявленные по результатам инвентаризации;

суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;

суммы дооценки производственных запасов и готовой продукции. 2.1.9. На дату фактического поступления денежных средств в составе

внереализационных доходов признаются:

доходы (проценты) от участия в уставных фондах других организаций;

доходы (проценты) от реализации ценных бумаг;

доходы от участия в совместной деятельности;

доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств;

доходы по остаткам средств, находящихся на счетах в банке;

суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций, полученных за нарушение условий хозяйственных договоров;

поступление в счет возмещения убытков организации;

прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством товаров (работ, услуг), поступившие в собственность организации.

.1.10. Обобщение внереализационных расходов за налоговый период производится в регистре налогового учета нарастающим итогом с начала года.

.1.11. На дату фактического поступления денежных средств признаются доходы, полученные за пределами Республики Беларусь.

.1.12. В периоде, в котором перечислены средства со счета организации, признаются внереализационные расходы:

проценты по кредитам и займам, уплаченные в соответствии с установленным порядком;

суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций, уплаченные за нарушение условий договора;

суммы возмещения убытков;

расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;

прочие расходы, непосредственно не связанные с производством товаров (работ, услуг), поступившие в собственность организации.

.1.13. В момент фактического выявления (документального подтверждения) признаются следующие внереализационные расходы:

не компенсируемые виновной стороной потери от простоев по внешним причинам;

суммы недостач, потерь и порчи активов, виновники которых не установлены или во взыскании которых отказано судом;

убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и прочих сомнительных долгов;

отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;

расходы по аннулированным производственным заказам (договорам);

потери от уценки производственных запасов и готовой продукции. 2.1.14. 0бобщение внереализационных расходов за налоговый период производится в регистре налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Обобщение данных для расчета налоговой базы и заполнения деклараций по налогу на прибыль производится в регистре расчетных корректировок.

Заключительные положения

. Главному бухгалтеру обеспечить соблюдение в течение года и на перспективу общих методологических принципов и способов ведения бухгалтерского учета, предусмотренных настоящим положением.

. Изменение учетной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету с указанием возникших вследствие внесения этих изменений результатов в денежном выражении.

Глава 2. Учет основных средств, нематериальных активов

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Основные средства поступают на РУП „Белкаргография путем приобретения за плату у юридических и физических лиц купли-продажи;

В акте приема-передачи основных средств указывается поставщик, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма амортизации (для объекта, бывшего в употреблении), норма и шифр амортизации, местонахождение, источник финансирования капитальных вложений. Акт подписывается комиссией и передается в бухгалтерию предприятия. Каждому объекту присваивается инвентарный номер, в результате чего в бухгалтерии ведется инвентарный учет. По каждому объекту (группе) открывается инвентарная карточка с указанием наименование объекта, инвентарный номер, первоначальная стоимость, срок эксплуатации, норма амортизации, сумма амортизации, начисленная ежемесячно при поступлении основных средств, бывших в эксплуатации: сумма износа. Карточки хранятся в картотеке по видам основных средств и месту их нахождения. При перемещении основных средств карточки перекладываются. Такая группировка необходима для правильного определения суммы износа и отражения ее в учете.

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется по каждому объекту основных средств (таблица 2.1)

Таблица 2.1 - Принятие основных средств

Поступление ОС в результате приобретения от поставщиков1Поступили от поставщика ОС (без НДС)08/4602Начислен НДС по поступившим ОС18/11603Начислено транспортной организации за доставку ОС (без НДС)08/460Поступление ОС в результате приобретения от поставщиков4Отражается НДС, подлежащий уплате транспортной организации18/31605Начислена ЗП за погрузку ОС на основании договора подряда08/4706Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) 34% от зарплаты08/4697Начислено Белгосстраху08/4768Начислено сторонней организации за установку ОС (без НДС)08/4609Отражается НДС, подлежащий уплате сторонней организации18/316010Согласно акта приема-передачи объект ОС введен в эксплуатацию (Сумма дебета счета 08/4)0108/411Оплачено поставщикам за ОС с расчётного счёта (с НДС)605112Отражается уплаченный НДС, подлежащий к зачету18/1218/1113Отражается НДС к вычету6818/12Приобретено оборудование, требующее монтажа. При поступлении оборудования, требующего монтажа учитывается на счете 07 «Оборудование к установке». По Дебету 07 отражаются все расходы, связанные с приобретением оборудования, а по Кредиту 07 отражается передача оборудования в монтаж1Приобретено оборудование, требующее монтажа (без НДС)07602Отражается НДС, относящийся к стоимости оборудования18/11603Начислена ЗП грузчикам за разгрузку оборуд. по договору подряда07704Произведены отчисления ФСЗН 34% от зарплаты07695Начислено Белгосстраху0776/26Оборудование передано в монтаж (Сумма дебета счета 07)08/4077На основании акта приема-передачи оборудование принято в состав основных средств (Сумма дебета счета 08/4)0108/4Поступление объектов ОС в результате безвозмездной передачи1Поступили объекты ОС, полученные безвозмездно (без НДС)0198/22Списывается на доход организации стоимость безвозмездно поступивших ОС 98/292/13Списываются фактические расходы по доставке, установке, монтажу, проведению экспертной оценки по безвозмездно полученным ОС (указанные затраты при принятии ОС в эксплуатацию списываются в Дебет 01 с Кредита счёта 08)0810,23, 60,70, 69, 76/2Наличие основных средств в РУП „Белкартография находится в приложении 1.

Капитальные вложения - затраты на расширенное воспроизводство основных фондов - создание новых, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих. В их осуществлении важная роль принадлежит капитальному строительству.

В состав капитальных вложений входят: строительные и монтажные работы; оборудование, инструмент и инвентарь; прочие капитальные работы и затраты.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, то есть теряют свои технические качества и уменьшают первоначальную балансовую стоимость. Возмещение балансовой стоимости происходи путем начисления амортизации в течение всего срока полезного использования до полного погашения стоимости данного объекта.

Начисление амортизации производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем приемки объекта ОС к бухгалтерскому учету, прекращается начислении амортизации с 1 числа месяца следующего за месяцем выбытия ОС (при линейном и нелинейном способе начисления амортизации).

В РУП „Белкартография используется линейный способ начисления амортизации. Он заключается в равномерном начислении в течение всего срока полезного использования.

Синтетический учет амортизации ОС ведется на счете 02 «Амортизация основных средств». По Кредиту счёта 02 отражается начисление амортизации, а по Дебету счёта 02 - списание начисленной амортизации при реализации ОС либо их ликвидации.

Сальдо по счета 02 »Амортизация основных средств» отражает сумму накопленной амортизации ОС.

Начисление амортизации (таблица 2.2.) производится в ведомости начисления амортизации. Синтетический учет по счету 02 ведется в журналах ордерах 10 и 10/1.

Таблица 2.2 - Начисление амортизации

1Начислена амортизация по производственному оборудованию 20022Начислена амортизация ОС общехозяйственного назначения (здания, оборудование офисных помещений)26023Начислена амортизация здания цеха25024Начислена амортизация ОС, использованных при строительстве объектов08025Начислена амортизация ОС вспомогательных производств23026Начислена амортизация ОС обслуживающих хозяйств29027Начислена амортизация торгового оборудования44029Списана сумма начисленной амортизации при выбытии ОС0201

Восстановление объекта ОС может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Ремонт ОС может проводиться одним из способов:

хозяйственный способ - способ, при котором ремонт проводится силами своих ремонтных рабочих;

подрядный способ - способ, при котором к проведению ремонта привлекаются сторонние организации.

Ремонт оформляется следующими документами:

акт о выявленных дефектах оборудования - вносятся все объекты, подлежащие ремонту с указанием имеющихся неполадок;

сметно-финансовый расчет составляется на основании дефектной ведомости, где указывается стоимость ремонтных работ в зависимости от видов дефектов;

акт о приеме-сдаче отремонтированных и реконструированных объектов ОС (если работы выполнялись собственными силами).

В учете затраты по ремонту (таблица 2.3) отражаются одним из способов:

Таблица 2.3 - Затраты по ремонту

Ремонт ОС силами своих рабочих (ремонтного цеха нет)1Отпущены материалы для ремонта оборудования основного производства20102Начислена зарплата работникам за ремонт оборудования основного производства20703Произведены отчисления в ФСЗН (34% от зарплаты)20694Начислены платежи Белгосстраху 2076

Для учёта формирования и использования резерва по ремонту ОС используется счёт 96 «Резерв предстоящих расходов». По кредиту учитывается формирование резерва, по дебету списание расходов по ремонту ОС. Создаётся резерв ежемесячно в размере 1/12 от запланированной суммы

Основные средства могут выбывать по следующим причинам:

в результате их реализации;

при их безвозмездной передаче;

вследствие их ликвидации по причине частичного либо полного износа;

Выбытие ОС оформляется актом о приеме-передаче объектов ОС или актом о приеме-передаче групп объектов ОС, которые составляются в 3-х экземплярах при реализации ОС и в 2-х экземплярах при безвозмездной передаче. На основании акта делается отметка в инвентарной карточке и карточки изымаются из картотеки и прикладываются к акту, атом о списании объекта ОС, актом о списании групп объектов ОС, актом о списании автотранспортных средств в 2-х экз. вследствие полного износа ОС, частичного износа и т.д. Акты о списании утверждаются руководителем организации.

Для решения вопросов списания, определения целесообразности и эффективности дальнейшего использования ОС, оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия. Комиссия оценивает степень непригодности ОС, а также оценивает возможность использования в производстве отдельных узлов, деталей списываемого объекта.

Синтетический учет реализации ОС ведется на активно-пассивном счете 91 « Операционные доходы и расходы». По Дт счёта 91 отражаются все расходы, связанные с реализацией и списанием ОС, а по Кт счёта 91 - выручка от реализации и прочие доходы.

Для учета выбытия основных средств к счету 01открывается отдельный субсчет «Выбытие основных средств» (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Учет выбытия основных средств

Реализация ОС (по моменту «оплаты»)1Списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС01/201/12Списывается начисленная по объекту ОС амортизация0201/23Отгружены ОС покупателю4501/24Начислена задолженность покупателей по договорной цене6291/15Поступили деньги от покупателя за ОС (договорная стоимость)51626Реализованы ОС покупателю по остаточной стоимости91/2457Списывается остаточная стоимость выбывающих ОС. Первоначальная стоимость минус сумма амортизации91/201/28Начислена зарплата за демонтаж ОС91/2709Произведены отчисления в ФСЗН (34% от зарплаты)91/26910Начислено Белгосстраху91/276 Реализация ОС (по моменту «оплаты»)11Начислено сторонней организации за услуги, связанные с реализацией ОС91/26012Оприходованы материалы, полученные в результате демонтажа1091/113Начислен НДС от выручки по реализации ОС. Сумма НДС = договорная стоимость * 20/12091/36814Отражается прибыль от реализации ОС. Сумма Кт91минус Дт9191/99915Отражается убыток от реализации ОС. Сумма Кт91 минус Дт91 9991/9Выбытие основных средств в результате физического или морального износа1Списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС01/201/12Списывается начисленная по объекту ОС амортизация0201/23Списывается остаточная стоимость выбывающих ОС. Сумма первоначальной стоимости минус сумма амортизации91/201/24Начислена зарплата за демонтаж ОС91/2705Произведены отчисления в ФСЗН (34% от зарплаты)91/2696Начислено Белгосстраху91/2767Начислено сторонней организации за услуги, связанные с реализацией ОС91/2608НДС на стоимость оказанных услуг18/3609Оприходованы материалы, полученные в результате демонтажа1091/110Начислен НДС от ликвидации ОС (остаточная стоимость минус полученные материалы) х 18%/10091/36811Отражается прибыль от ликвидации ОС. Сумма Кт91 минус Дт9191/99912Отражается убыток от ликвидации ОС. Сумма Кт91 минус Дт91 9991/9

В Республике Беларусь основными признаками, позволяющими отнести объект к разряду нематериальных активов, являются:

·идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной формы;

·используемые в деятельности организации;

·способные приносить организации будущие экономические выгоды;

·срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

·стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением;

·при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

Аналитический учет НМА ведется в инвентарных карточках форма НМА-2.Она открывается на каждый объект на основании акта о приеме НМА

Синтетический учет НМА ведется по их первоначальной стоимости на активном счете 04 «Нематериальные активы». По дебету отражается поступление НМА по первоначальной стоимости; по кредиту - списание при выбытии.

Глава 3. Учет производственных запасов

Производственные запасы могут поступать в организацию из следующих источников: от организаций поставщиков, из своих вспомогательных и подсобных производств, из основного производства в качестве возвратных отходов, в результате списания объектов ОС, при приобретении материалов за наличный расчет подотчетными лицами и др.

На отгруженные материалы поставщик выписывает покупателю счет-фактуру либо платежное требование. К данным документам прилагаются иные документы, удостоверяющие количество и качество отгруженных материалов (спецификации, сертификаты, качественное удостоверение)

Материалы, поступают от поставщика на основании ТТН (4экз). На основании полученных документов в отделе материально-технического снабжения (ОМТС) проверяется соответствие фактически отгруженных материалов договорным условиям, о чем делается отметка в специальных карточках либо на копиях договоров, также делается запись в журнале учета поступающих грузов.

ОМТС также принимает решение об оплате поступивших материалов и направляет документы в бухгалтерию для оплаты.

Документы, удостоверяющие кол-во и качество принятых материалов направляются на склад для приемки материалов

Приемка материалов осуществляется путем сопоставления фактического наличия ценностей с данными сопроводительных документов

Если материалы поступают из других цехов и подразделений своей организации, например, получены в результате ликвидации ОС, от списания брака из других производств (вспомогательных производств), то они оформляются накладными-требованиями (2 экземпляра).

Синтетический учет ведется на активном счете 10 «Материалы» (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Учет материалов

1Поступили материалы от поставщика. Стоимость материалов без НДС10602Отражается НДС, относящийся к стоимости полученных матер.18/3.1603Оказаны услуги транспортной организации за доставку материалов (Стоимость доставки без НДС)10тзр604Отражается НДС, относящийся к стоимости доставки материалов18/31605Начислена зарплата за разгрузочные работы по договору подряда10тзр706Произведены отчисления в ФСЗН (34% от зарплаты)10тзр697Начислен платежи Белгосстраху 10тзр768Отпущены материалы в основное производство20109Списана часть ТЗР на использованные материалы2010тзрОтражение операций по поступлению материалов из других источников1Поступление материалов из основного производства10202Поступление материалов из вспомогательного производства1023

Материалы могут выбывать в организации по следующим направлениям: отпускаться в производство, передаваться в другие подразделения, реализация на сторону, безвозмездно передаваться другим организациям.

Основными документами для оформления отпуска материалов являются:

.Лимитно-заборная карта. Этот документ применяется для оформления отпуска материалов систематически применяемых в производстве.

.Акт-требование на замену или дополнительный отпуск материалов, данный документ оформляется при отпуске ценностей сверх установленного лимита, либо при замене одного материала другим.

.Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение материалов), оформляется при отпуске материалов для разового потребления в пр-ве, а также при отпуске в другие подразделения.

.Товарно-транспортная накладная оформляется при отпуске материалов на сторону.

. Акт на списание материалов применяется при списании материалов в конце отчётного периода.

Таблица 3.1 - Выбытие материалов

Синтетический учет прочего выбытия материалов2Отпущены материалы в основное производство20103Отпущены материалы в цеха вспомогательного производства23104Отпущены материалы для содержания машин и оборудования производственных цехов 25/110Синтетический учет прочего выбытия материалов5Отпущены материалы для общехозяйственных нужд26106Отпущены материалы для исправления брака28107Отпущены материалы, использованные для упаковки готовой продукции и на др. цели, связанные с реализацией продукции44108Отпущены материалы в виде вклада в уставные фонды других организаций58109Списаны материалы, использованные при ликвидации ОС91/21010Списаны материалы в результате их гибели по причине стихийных бедствий92/21013Списана недостача материалов941014Списаны материалы, использованные для освоения новых производств9710

Расчет потребности необходимого материала в РУП „Белкартография осуществляется на каждую карту или атлас. Расчет затрат на материалы составляется исходя из объема производства отдельных видов работ, услуг и технически обоснованных норм расхода материалов на единицу продукции. Предприятие для выполнения картографических работ имеет следующее основное технологическое оборудование: 33 компьютера, 2 плоттера, 3 сканера, 3 принтера и 2 ламинатора. Всего предприятие имеет 42 единицы основного технологического оборудования, возрастной состав, которого большей частью превышает 5 лет.

учет бухгалтерский налоговый

Глава 4. Учет труда заработной платы

При организации оплаты труда используются две формы: сдельная и повременная, которые подразделяются на прямую сдельную, сдельно-премиальную, а также на простую повременную и повременно-премиальную.

Объемы для начисления заработной платы рабочим-сдельщикам за произведенную продукцию или за выполненные работы, подтверждаются необходимыми учетными данными (сдача продукции ОТКа, требования, накладные, регистрация в технологических журналах и др.).

Повышения тарифных ставок (должностных окладов) работникам предусматривается в зависимости:

от наличия присвоенной специалисту в установленном порядке квалификационной категории;

сложности, характера и ответственности выполняемых работ и трудовых функций, в т.ч. по производной .

особенностей организации труда и производства;

объема, сложности и ответственности участия в разработке и реализации картографической;

участия в разработке и внедрении новейших технологий;

вклада в эффективность работы предприятия;

других оснований.

Повышение тарифных ставок (должностных окладов) и сдельных расценок до 300% может устанавливаться на период выполнения особо важных и срочных работ. Указанные повышения предусматриваются положениями об оплате труда.

Руководителям, специалистам и служащим за интенсивность, сложность и напряженность труда, выполнение дополнительного объема или особо важных (срочных) работ, могут устанавливаться надбавки к должностному окладу.

Надбавки устанавливаются приказом генерального директора по представлению начальников отделов. Размеры надбавок определяются в зависимости от личного вклада работника в повышение эффективности работ и уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении работы.

С целью усиления заинтересованности работников в достижении высокого качества и эффективности, повышении производительности труда устанавливается ряд доплат и надбавок, учитывающих стимулирование повышения квалификации, длительное выполнение трудовых обязанностей, отклонения от нормальных условий труда и т.д.:

Одним из основных инструментов мотивации труда работников является премирование, определяющее прямую взаимосвязь размеров оплаты труда с результатами труда коллективов, отдельных работников предприятия.

В целях повышения стимулирующего значения оплаты труда разработаны положения по премированию рабочих, руководителей, специалистов и служащих, в которых определены условия премирования и размеры премии.

Премия работникам начисляется по результатам работы за отчетный месяц за выполнение количественных и качественных показателей, направленных на выполнение конкретных задач по выполнению работ, заданий, объемов производства, товарной продукции, производительности труда и др., за фактически отработанное время в отчетном периоде.

Для учета фактически отработанного времени в организациях ведут оперативный учет, который обеспечивается регистрацией отработанного времени в табелях. Он предполагает наблюдение за приходом на работу и уходом с нее, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени, своевременное составление отчетности о наличии и движении сотрудников, использования рабочего времени и состоянии трудовой дисциплины.

Табель учета рабочего времени представляет собой именной список работников бригады, смены, цеха. В нем указывается табельный номер работника, фамилия, количество отработанных часов, в том числе ночных, выходных, неявки на работу (по болезни, командировки, отпуском и т.п.).

По окончании месяца табель закрывается: т.е. в нем подсчитываются по каждому работающему количество дней явок на работу, неявок по причинам, количество неотработанных часов (опоздания, преждевременный уход, простои) и общее количество отработанных часов. Документ подписывает начальник цеха (отдела), табельщик и сдается в бухгалтерию для расчетов.

Сдельная заработная плата - это форма оплаты труда, при которой величина заработка работника устанавливается в зависимости от количества произведенной или реализуемой продукции, выполненных работ, по установленным расценкам.

Сдельная форма оплаты труда в зависимости от учета выработки и применяемых видов дополнительных поощрений подразделяются на системы - прямую сдельную, сдельно премиальную.

Фонд оплаты труда за 2012 год составил 2 294 253 020 рублей. В РУП «Белкартография» работает 55 человек. Имеют высшее образование - 9 человек.

Для работников установлена 5-дневная рабочая неделя. Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Время начала работы работников РУП „Белкартография - 8 часов 00 минут, обеденный перерыв с 12.00 до 12.45; время окончания - 17 часов 00 минут с понедельника по четверг. Пятница сокращенный день с 8 00 до 15 00 без обеденного перерыва. Выходные дни - суббота, воскресенье.

Выплата заработной платы в организации производится в белорусских рублях путем перечисления на карт-счета работников два раза в месяц:

-го числа отчетного месяца - аванс;

Оперативный учет отработанного времени и соблюдение трудового режима на предприятии контролируется посредством табельного учета. Табельный учет охватывает весь списочный состав работников предприятия. Каждому работнику присваивается табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опоздания и неявок с указанием их причин.

Очередность предоставления ежегодных отпусков устанавливается Нанимателем с учетом необходимости обеспечения нормального хода трудового процесса и благоприятных условий для отдыха работников. График отпусков составляется на каждый год не позднее 05 января и доводится до всех сотрудников РУП „Белкартография.

Предоставление отпусков работникам осуществляется согласно графику отпусков и по приказу руководителя предприятия на предоставление отпусков. Условия и порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, установлены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 г. №47.

Трудовые и учебные отпуска, а также дни неиспользованного трудового отпуска оплачиваются по среднему заработку исходя из средней однодневной заработной платы за расчетный период в 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск), и количества календарных дней отпуска. При этом среднедневной заработок определяется путем деления заработной платы, начисленной работнику за месяцы, принимаемые для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска и для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, на число этих месяцев и на среднемесячное количество календарных дней, исчисленное в среднем за 5 лет и принятое для расчета равным 29,7. Если во время отпуска работник был отозван из отпуска и оставшаяся часть отпуска по приказу перенесена на другой срок, то сумма выплаченного заработка, приходящаяся на перенесенные дни отпуска, засчитывается в счет заработной платы за выполненную работу или отработанное время. Государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Если за год менялась тарифная ставка или оклад, то применяется коэффициент и подсчитывается современная заработная плата. Полученная сумма делится на число месяцев, в данном случае 12, получается среднемесячная заработная плата, которая делится на 29,7, получается среднедневная заработная плата. Среднедневную заработную плату умножают на количество дней отпуска, получившаяся сумма и есть сумма трудового отпуска.

Для учета расчётов по оплате труда предназначен счёт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту данного счета отражаются начисленные, а по дебету - удержанные и выплаченные суммы заработной платы. Сальдо по счёту 70 показывается развернуто: по дебету сумма долга за работниками на начало или конец месяца, а по кредиту сумма долга за организацией. Аналитический учет расчётов с персоналом по оплате труда ведётся по каждому работнику в разрезе видов начислений и удержаний в лицевых счетах, расчетно-платежных, расчетных ведомостях.

На суммы начисленной заработной платы и других доходов работникам (премий, пособий т.д.) составляются проводки:

Дт 20 К-т 70 - на суммы начисленной заработной платы рабочим основного производства за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Дт 23 К-т 70 - на суммы начисленной заработной платы рабочим вспомогательного производства за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Дт 29 К-т 70 - на суммы начисленной заработной платы рабочим обслуживающих производств за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Дт28 К-т 70 - на суммы начисленной заработной платы рабочим за исправление брака.

В заработок для начисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которые по действующим правилам начисляются обязательные страховые взносы.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности производится из Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), формирование которого учитывается по кредиту счета (Дт 20, 23, 25, 26 и т. д. Кт 69), а использование по дебету счета 69.

Дт 69/1 Кт 70 - на суммы начисленных пособий за счет средств Фонда социальной защиты населения. Кредитовый остаток по счету 69 показывает задолженность организации перед Фондом социальной защиты населения.

Из заработной платы в настоящее время удерживаются следующие обязательные налоги и отчисления:

Подоходный налог в бюджет, удержание которого в бухгалтерии отражается проводкой: Д-т 70 К-т 68/4.

Отчисления в пенсионный фонд (1%), удержание которых в бухгалтерии отражается проводкой:

Дт 70 К-т 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» - на суммы удержанные в пенсионный фонд (1%).Удержания производятся из всей начисленной суммы (на которую начисляются страховые взносы) за вычетом сумм, начисленных по временной нетрудоспособности.

Удержания (таблица 4.1) по исполнительным документам производятся на основании исполнительных листов, выданных судом, в которых определены причина, порядок, размер удержаний из заработной платы, или на основании письменных заявлений работников о добровольной уплате.

Таблица 4.1 - Удержание из заработной платы

Содержание операцииДокументыКорреспонденция счетаД-тК-т Обязательные удержания1.Удержание подоходного налогарасчетная ведомость70682.Отчисления в пенсионный фондрасчетная ведомость70693.Удержания по исполнительным документамИсполнительный лист, личное заявление ответчика об удержании7076 Необязательные удержания1.Удержание неиспользованных сумм авансаавансовый отчет, бухгалтерская справка70712.Возмещение материального ущербаДоговор о материальной ответственности, заявление о согласии удержания, распоряжение о взыскании7073 Вычеты из заработной платы1.Профсоюзные взносызаявление об удержании 7076

Целью кадровой политики РУП "Белкартография" является обеспечение оптимального баланса обновления и сохранения кадров в соответствии с требованиями предприятия, действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Глава 5. Финансовое состояние предприятия

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Главная цель финансовой деятельности предприятия - это наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно наращивать объем, продаж, поддерживать платежеспособность и рентабельность, оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Сведения о размещении капитала, имеющиеся в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. Каждому виду размещенного капитала соответствует определенный раздел баланса. Критерием этого подразделения является время функционирования капитала, характер использования и источники формирования.

В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в составе и структуре отдельных разделов и статей баланса Приложение 3

Из данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2012 год можно сделать следующие выводы: выручка от реализации продукции - 8 004 млн. руб., рентабельность реализованной продукции - 19,3 %, прибыль от реализации - 1 482 млн. руб., чистая прибыль - 767 млн. руб., объем произведенной продукции - 10 556 млн.руб., фонд оплаты труда составил 2857,0 млн. руб., среднемесячная зарплата составила 4 187 тыс.руб.; выработка на одного работающего по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 271,5 % ; среднемесячная зарплата - на 198,3 %.

При определении структуры источников средств руководителю предприятия необходимо иметь представление об оптимальном соотношении собственного и заемного капитала, взвесить все сильные и слабые стороны финансирования из собственных и заемных средств. Увеличение доли собственных средств способствует финансовой устойчивости предприятия, а увеличение доли заемных средств - признак усиления финансовой неустойчивости предприятия и повышение степени его финансовых рисков

Анализ состава и структуры источников средств РУП „Белкартография представлены в приложении 3

На анализируемом предприятии общая сумма источников средств возросла за отчетный период на 3218 млн. р., в том числе собственные источники - на 729 млн. р., а заемные - на 2489 5млн р.

Основной удельный вес в составе собственных источников занимает заемный капитал (на 01.01.2012 г. составил 52.2 %). Удельный вес уставного капитала остается прежним на протяжении всего анализируемого периода, однако прирост собственных средств за анализируемый период произошел за счет увеличения нераспределенной прибыли, добавочного и резервного капитала.

В составе заемных источников на 01.01.2012 наибольший удельный вес занимают краткосрочные обязательства, сумма которых за отчетный период значительно возросла - на 2487 млн р., их доля в структуре заемных источников увеличилось на 33 %

В целом структура активов за рассматриваемый период несколько улучшилась, так как увеличилась доля наиболее ликвидной их части.

Финансовая устойчивость - финансовое состояние, при котором предприятие платежеспособно, финансово независимо от внешних заемных источников, имеет достаточный запас собственных средств.

Для определения финансовой устойчивости предприятия большое значение имеет такой показатель как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который определяется как отношение величины собственных оборотных средств к общей сумме оборотных активов. Данный коэффициент характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. На анализируемом предприятии данный показатель является выше норматива и составляет 0,44.

Коэффициент общей (текущей) ликвидности на 01.01.2013 г. составил 1,77 при нормативе 1,2 и выше. Данный коэффициент характеризует общую способность предприятия выполнять свои обязательства, т.е. возможность рассчитаться с краткосрочными обязательствами, кроме денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах, средствами текущих запасов и затрат.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. При нормативе не более 0,85 на 01.01.2013 г. данный показатель составил 0,52 и свидетельствует о платежеспособности предприятия на данном этапе.

Таблица 5.1 - Анализ финансового состояния организации

№ п/пНаименование показателяНа начало периодаНа конец периодаПрирост (+), снижение (-)Норматив коэффициента1Коэффициент текущей ликвидности (К1)2,871,77-1,1К1 >=02Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)0,650,44-0,21К2 >= 0,23Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (Кз)0,300,52+0,22К3<= 0,85

Как видно из таблицы, все представленные в ней коэффициенты находятся в пределах установленных нормативов. Иными словами, организация является платежеспособной, а ее финансовое состояние - устойчивым. Коэффициент платежеспособности отражает способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия

На сегодняшний день инновационная деятельность, внедрение принципиально новых технологических процессов и развитие предприятия в целом невозможно без четко разработанной инвестиционной политики.

Под инновационной деятельностью предприятия принято понимать систему мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала, с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Однако, РУП „Белкартография не осуществляет выпуск инновационных видов продукции и не применяет в своем производстве инновационных технологий, за исключением приобретения сверхмощных компьютеров ведущих производителей мира.

Следует отметить, что доля сертифицированной продукции в общем объеме производства составляет 100 %.

Социально-экономическое развитие предприятия объективно предполагает расширение производства, обновление основных средств, прирост оборотных средств, улучшение условий труда и жизни работающих, охрану окружающей среды. Решение этих и других многочисленных задач предприятия осуществляется в процессе инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой предприятием в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Под инвестиционной деятельностью предприятий понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятий в ближайшей и дальней перспективе . Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли или достижения социального и экономического эффекта. Предприятие с 2001г. является акционером ОАО "Белагропромбанк". На конец 2012 года предприятие владеет простыми акциями в количестве 3950000 штук на сумму 7900 тыс. руб.

Заключение

Республиканское унитарное предприятие "Белкартография" является коммерческим (хозрасчетным) предприятием, входящим в состав Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество). РУП "Белкартография" не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (Госкомимуществом). Имущество РУП "Белкартография" является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Предприятие зарегистрировано решением Мингорисполкома от 05 ноября 1999 года №1193 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 190024351.

Юридический адрес: 220029 г. Минск, пр. Машерова,17А; почтовый адрес тот же; телефон 284-74-02.

В 2012 году РУП "Белкартография" в соответствии с Уставом занималось следующими видами деятельности:

основной вид деятельности: издательство картографической продукции, составление, обновление, подготовка к изданию, издание, размножение в графическом и цифровом (электронном) видах полного спектра картографической продукции;

оптовая торговля картографической продукции собственного производства;

розничная торговля картографической продукции собственного производства.

Среднесписочная численность работников за 2012 г. составляет 55 чел.

В отчетном году организация обслуживалась в Филиал ОАО «Белагропромбанк» Минская городская дирекция, г.Минск, ул. Ольшевского, 24

Филиалов и дочерних организаций РУП «Белкартография» не имеет.

Согласно учетной политике на 2012 г., утвержденной приказом директора от 03.01.2012г. № 1, на предприятии использовавался метод оценки определения выручки от реализации по оплате за отгруженную продукцию.

Для учета себестоимости продукции организация использует позаказный метод учета затрат. При позаказном методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ.

Учет готовой продукции ведется с использованием счета 43 «Готовая продукция». Оценка готовой продукции производится по фактической производственной себестоимости.

Руководство предприятия своей деятельностью ориентируется на изучение потребности и запросов потребителей и в качестве одной из главных задач считает повышение качества производимой продукции.

Целью предприятия является - обеспечение максимального числа потребителей разнообразной картографической продукцией высокого качества.

Особенностью производственного процесса РУП "Белкартография" является то, что вся продукция создается на основе авторских оригиналов, разработанных учеными (историками и географами), готовится к изданию квалифицированными специалистами предприятия - редакторами, корректорами и картографами и оформляется профессиональными художниками.

РУП "Белкартография"» осуществляет необходимые закупки для производства работ на территории Республики Беларусь у резидентов Республики Беларусь, которые поставляют товары Республики Беларусь, Российской Федерации и иностранного производства. Все закупки осуществляются в соответствии с Указом Президента РБ № 529 от 25.08.2006 года, Постановлением СМ РБ № 1987 от 20.12.08 г. с учетом всех изменений и дополнений.

Методом начисления амортизации выбран линейный метод. Средний процент износа основных средств на конец 2012 года составил 66,7 %. Для обновления основных фондов с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также для выхода на планируемые объемы производства и потребительских характеристик товара необходимо постоянное совершенствование техники и прогрессивных технологий.

Приобретение необходимой техники финансируется из собственных источников. Существенным недостатком производственной структуры РУП «Белкартография» является отсутствие свободных площадей, как для производственных подразделений, так и для склада, поэтому часть готовой продукции и самый необходимый материально-производственный запас приходится хранить на складах сторонних организаций. В связи с этим нет возможности в достаточном количестве закупить бумагу для печати тиражей карт и атласов, а также создать дополнительные структурные подразделения типа фотовыводного - для изготовления диапозитивов карт и атласов.

Производственная структура РУП «Белкартография» состоит из небольших производственных подразделений - производственных отделов:

отдел тематического картографирования;

отдел учебных карт и атласов;

отдел маркетинга

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли или достижения социального и экономического эффекта. Предприятие с 2001г. является акционером ОАО "Белагропромбанк". На конец 2012 года предприятие владеет простыми акциями в количестве 3950000 штук на сумму 7900 тыс. руб.

Доля оптовых продаж составляет более 98% от общего количества реализуемой продукции.

В перспективе предприятие предполагает расширить ассортимент продукции любой вид продукции, выпускаемый предприятием, в обязательном порядке рекламируется. В Коллективном договоре принято, что затраты на маркетинговые исследования и рекламу составляют в пределах 15 % от стоимости тиража изданных произведений.

За 2012 год предприятием получены следующие показатели: выручка от реализации продукции - 8 004 млн. руб., рентабельность реализованной продукции - 19,3 %, прибыль от реализации - 1 482 млн. руб., чистая прибыль - 767 млн. руб., объем произведенной продукции - 10 556 млн.руб., фонд оплаты труда составил 2857,0 млн. руб., Выработка на одного работающего по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 271,5 % ; среднемесячная зарплата - на 198,3 %.

Список использованных источников

1. Положение об учетной политике организации.

. Трудовой кодекс Республики Беларусь:Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З (ред. от 05.01.2013) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - Дата доступа: 19.01.2014.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): Кодекс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 71-З (ред. от 31.12.2013) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - Дата доступа: 21.01.21014.

. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учёта: учебник. - Мн.: «Современная школа», 2006. - 312 с.

. Бухгалтерский баланс РУП „Белкартография за 2012 г.

6. Отчет о движении денежных средств за январь - декабрь 2012 г.

7. Отчет о прибылях и убытках за январь - декабрь 2012 г.

8. Отчет о финансовых результатах за январь - декабрь 2012 г.

. Отчет об изменении капитала за январь - декабрь 2012 г.

Похожие работы на - Бухгалтерская и налоговая политика организации РУП 'Белкартография'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!