К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

Донской педагогический колледж










Реферативная работа

Тема: К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности


Выполнила: студентка группы Н-3б

Груздова Юлия Михайловна






г. Ростов-на-Дону 2014 год

Оглавление

Введение

. Тема труда в педагогике К.Д. Ушинского

. Подготовка к труду как цель воспитания

. Трудовое воспитание младших школьников

Заключение

Список литературы

Введение

Константин Дмитриевич Ушинский (9 февраля (2 марта) 1824, Тула - 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса)

Российский педагог и общественный деятель, основоположник научной педагогики в России

Сын отставного офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского. Получил домашнее начальное образование. Из-за служебной деятельности отца семья часто переезжала. Учился в Новгород-Северской гимназии (1833-1840), затем на юридическом факультете Московского университета (1840-1844). Под влиянием лекций П.Г. Редкина заинтересовался педагогикой.

В 1846-1849 профессор "камеральных наук" кафедры законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле. С 1846 редактор, с 1848 один из авторов неофициальной части "Ярославских губернских ведомостей", в которых публиковал статьи по различным вопросам общественной жизни, историко-географические очерки. После изменения политики администрации учебного округа в отношении лицея (приглашение университетских преподавателей) и конфликта с руководством лицея из-за обвинений в неблагонадёжности был вынужден подать в отставку, переехал в Санкт-Петербург.

В 1850-1854 служил помощником столоначальника в канцелярии Департамента духовных дел иностранных (неправославных) исповеданий МВД. В это же время сотрудничал в журналах "Современник" (1852-1854), где курировал раздел "Иностранное обозрение", "Библиотеке для чтения" (1854-1855) и "Вестнике Русского географического общества" (1852-1854), писал литературно-критические, историко-географические статьи, рецензии, составлял хроники и обозрения. С 1854 преподавал русскую словесность, географию и юридические предметы в Гатчинском сиротском институте; в 1855-1858 инспектор классов (заведующий учебной частью), в 1857 временно исполнял обязанности директора. В 1859-1862 инспектор классов Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища), редактировал "Журнал Министерства народного просвещения" (1860-1861). Около 1859 написал четыре "Письма о воспитании наследника российского престола", адресованные императрице Марии Александровне, или лицу, близкому к ней, где обрисовал программу воспитания наследника Николая Александровича. По политическим мотивам был уволен с должности редактора, а затем и из Смольного института.

Являлся сторонником демократизации образования и идеи народности в воспитании. Работая в Гатчинском и особенно в Смольном институтах, реформировал систему воспитания; стремясь смягчить режим жизни воспитанников, искоренить доносительство, отменил разделение программ для учеников дворянского и недворянского происхождения, ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке, совещания и конференции педагогов, создал подготовительный и педагогический классы для подготовки учащихся к работе в качестве воспитательниц, привлекал известных педагогов к преподавательской деятельности. В Демидовском лицее выступал за создание современной системы преподавания камеральных дисциплин, соответствующей российским реалиям. Во время работы в "Журнале министерства народного просвещения" пытался превратить его в специальное издание, занимающееся разработкой вопросов педагогики и народного образования.

Просвещение народа считал одним из обязательных факторов на пути к торжеству гуманистических идеалов. Впервые в истории русской педагогической мысли связывал общественную мораль с научными психологическими фактами. Был сторонником женской эмансипации и развития женского образования. Рассматривал школу как важнейший субъект системы воспитания. Будучи сторонником единства обучения и воспитания, признавал важность моральных личностных качеств воспитателя, создания целостной системы нравственного воспитания личности. Считал важным всестороннее изучение личных качеств человека, общественной среды, культуры и "духа времени", использование новейших достижений наук о человеке. Целью воспитания называл формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Различные формы труда учащихся в школе рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и обучения. Внедрил в школьное образование новый аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте на конкретных примерах, сочетавший изучение явлений природы и усвоение родного языка, применяемый до сих пор.

1. Тема труда в педагогике К.Д. Ушинского

В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" К.Д. Ушинский дал определение труда, содержащее признаки, которые отличают разумный труд человека от активности животных, от работы рабов, а также от забав малых и взрослых детей. "Труд... есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни".

К.Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства. Человек, лишенный, в силу разных жизненных обстоятельств, необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен, согласно К.Д. Ушинскому, на нравственную гибель, разрушение личности еще при жизни. Нельзя жить наслаждениями, они "приедаются", ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к формированию дурных, антиобщественных наклонностей. Поэтому одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы "...готовить дитя к труду"

Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский и предлагает средства, способные развить привычку к труду.

. Не учить ученика, а только помогать, ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.

. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать - легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.

. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.

. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и т.д. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.

По мнению К.Д Ушинского счастье человека заключается в труде, и вот что он об этом пишет "…необходимость труда - будет ли то наука, торговля, государственная служба, военная или гражданская - покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность, а, наконец, и самое влияние; начинает быстро вырождаться и уступает свое место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье…Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья."

К.Д Ушинский так же говорил о соотношение умственного и физического труда и сделал вывод о том, что это органически связанные части одного процесса, друг от друга неотрывные.

"Что физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, этого доказывать нет надобности. Но необходимость умственного труда для развития сил и здорового, нормального состояния человеческого тела не всеми сознается ясно... Сильное развитие нервной системы умственным трудом дает необыкновенную живучесть телу человека. Между учеными в особенности встречается много людей, доживающих до глубокой старости, и люди, привыкшие к умственным трудам, выносят перемену климатов, дурной воздух, недостаток пищи, отсутствие движения не хуже, а часто и лучше людей, у которых сильно развиты мускулы, но слабо и вяло действуют нервы. Причины этого надобно искать в том важном значении, которое имеет нервная система в жизни остальных систем человеческого организма, и в том участии, которое принимает она во всех его отправлениях.

Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности, но... при нынешнем состояний общества трудно представить себе такой образ жизни, в котором бы труд физический и умственный уравновешивались: один из них будет только отдыхом."

Очевидно, данное положение справедливо в том смысле, что человек, занимаясь физическим или умственным трудом, все же будет отдавать предпочтение тому или другому. Ушинский с сожалением писал, что в современном ему обществе трудно представить такой образ жизни, когда бы человек занимался умственным и физическим трудом, необходимым и для физического, и для духовного развития человека.

Ушинский выделил основные виды "фальшивых" жизненных путей, которые делают человека несчастным. Их два:

) способ обойти трудности, и на этой основе возникают ложные увлечения и наклонности, которые принято обозначать словом "ленность". При этом развиваются стремления к перемене впечатлений, привычке, подражанию. Все эти "фальшивые стремления" Ушинский называет "слабостями воли".

) "Заблуждения воли". В отличие от "слабости воли" они состоят не в том, что используются ложные средства достижения цели, но сами цели оказываются ложными, недостойными человека, презираемыми людьми, ненужными обществу.

Для психологии труда представляет интерес своеобразная "анатомия" лени (стремления человека к легчайшей деятельности) и ее форм (стремления к привычке, подражанию, развлечению и новизне).

Среди причин лени он выделяет физические, психофизические и психические. Физические причины связываются с реальными энергетическими ресурсами организма, которые можно направить на деятельность, требующую физических или душевных усилий. Эти ресурсы снижаются у детей в период их особенно интенсивного роста, в болезненном состоянии, в периоды поглощения и переваривания пищи, в условиях, когда в организме "перевешивают" процессы органические, растительные по отношению к процессам активной внешней деятельности.

К психическим причинам лени Ушинский относит воспитание пассивности взамен естественных вначале у детей стремлений к самостоятельной деятельности. Пассивность воспитывается и в случаях, если ребенка непрерывно развлекают и забавляют, не развивая его самостоятельной душевной деятельности.

Сюда относятся случаи формирования у детей неприятных эмоциональных переживаний, связанных с чрезмерными требованиями, непосильными для них.

Воспитание полезных культурному человеку привычек не должно делать из человека "машину", т. е. привычки не должны быть для педагога самоцелью, ибо приучая человека довольствоваться привычным, содействуют развитию душевной лени.

Итак, в творчестве К.Д. Ушинского трудовая деятельность выделялась из всех других форм и видов деятельности людей, как играющая особую роль в историческом и онтогенетическом развитии человека.

Целительная и развивающая роль труда связана с такими его признаками, как общественно-ценный результат труда, свободный и осознанный характер труда, возможность проявления самостоятельности и творческого начала в труде.

В своих работах Ушинский показал, какой должна быть трудовая деятельность человека по содержанию, формам ее организации и способам исполнения, чтобы современный человек мог найти в ней цели, задачи своей жизни, полюбить ее, быть удовлетворенным ею.

2. Подготовка к труду как цель воспитания

ушинский воспитание труд личность

К.Д. Ушинский как в "Педагогической антропологии", таи и в других своих работах придавал огромное значение выяснению целей воспитания, без чего, как правильно полагал он, не может быть научной педагогики и успешной практической воспитательной деятельности. Он подчеркивал, что педагогическая деятельность требует ясного определения цели: "...если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны, прежде всего, сознать эту цель".

Воспитание - это преднамеренная деятельность, осуществляемая школой, воспитателями, наставниками. Но, подчеркивал К.Д. Ушинский, на человека действуют постоянно и "непреднамеренные воспитатели" - природа, семья, общественная среда.

Цель педагогической науки совпадает с целью воспитательной деятельности, однако "весьма часто мы замечаем, что люди, - указывал К.Д. Ушинский, - подающие нам воспитательные советы и начертывающие воспитательные идеалы или для своих воспитанников, или для своей родины, или вообще для всего человечества, втайне срисовывают эти идеалы с самих себя... Нам надо изыскивать средства сделать детей лучше нас"

Определив цель воспитания как подготовку к свободному творческому труду, К.Д. Ушинский понимал, что личный труд каждого отдельного человека, в конце концов, есть труд общественный. Человеческий труд возможен только в обществе "на основании общественного принципа разделения труда". В общественном труде человек развивается и формируется, не теряя своей оригинальности и самостоятельности, входит "самостоятельной единицей в цифру общества", но к этому он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование.

К.Д Ушинский мечтал о том, чтобы физический труд и умственный соединились в деятельности человека. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, как физическому, так и умственному, оно должно дать ему возможность отыскать труд в жизни. Труд создает материальные и духовные ценности, и чем он производительнее, тем богаче становится человек и общество. Если вместе с богатством не растут духовные потребности человека, то скудеет его умственная и нравственная жизнь.

На понимании стремления к деятельности, проявляющейся в свободном творческом труде, К.Д. Ушинский основывал свой идеал гармонического развития человеческой личности, в котором равноправно представлены труд умственный и труд физический. Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления. Школа должна вызвать в воспитаннике "жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность труда... врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности". Школа призвана открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в жизни. "Само 'воспитание, если оно желает счастья человеку, должно... приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни"

Разрабатывая проблемы образования и обучения в школе, К.Д. Ушинский специально рассматривает вопрос о характере учебной деятельности учащихся, исходя из своего учения о цели воспитания, рассматривает умственный и физический труд школьника как средство подготовки его к труду в жизни.

Правильно организованное воспитание, считал Ушинский, закрепляет и углубляет ценные нравственные качества, организуя умственный и физический труд детей. Оно использует научные знания и труд для нравственного совершенствования ребенка.

3.Трудовое воспитание младших школьников

Труд и человек, неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому и духовному развитию. От первых каменных орудий из дерева и кости, до космических кораблей - такой гигантский путь развития человека. Труд на благо общества - священная обязанность каждого из нас. Воспитывать любовь к труду - значит воспитывать всего человека. Поэтому воспитание подрастающего поколения к труду становится ведущим началом деятельности всех учебно-воспитательных заведений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой уже давно. К.Д. Ушинский писал: "Само - воспитание, если оно желает счастья человеку должно его воспитывать не для счастья, а приготавливать к труду жизни". Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывают трудовая деятельность на детей, открывает им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитете школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогические организованные виды общественно - полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создаёт условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития становления личности.

Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающие в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд даёт возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств.

Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребёнку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение и воспитание на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, ребёнок приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается т.е. от её мотивов. При наличии интереса к деятельности её мотивов совпадает с целью - познать и овладеть этой деятельностью. Без наличии познавательных мотивов интерес к труду может быстро угаснуть. Если порученное дело вызывает у школьника интерес. То он выполняет его с увлечением и радостью. Что создаёт благоприятные условия для проявления творческих способностей в труде.

Поддерживая и прививая интерес к труду, необходимо помнить, что добиваться от детей качественного выполнения работы нужно постепенно, учитывая возрастные особенности. Неодинаковое отношение школьников к различным видам труда закономерно. Это связано с различным уровнем трудовых навыков и умений, с возможностью самостоятельно ставить цель, мотивировать её, достигать результата. Учителю и воспитателю следует более тщательно продумывать содержание отдельных трудовых поручений. Стремиться к тому, чтобы труд был не надуманным, а жизненно необходимым.

В процессе трудовой деятельности школьники приобретают опыт, повышается их самостоятельность, появляется уверенность в своих силах. Всё это укрепляет интерес к труду.

Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Получив непосильное задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает от этого труда удовлетворения. Иногда ему удается достичь результата огромной ценой перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот. Вызывает отвращение к труду. Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости. Нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.

Дети могут стать счастливыми, и для этого необходимо не забывать: - посильный труд необходим каждому ребенку, организовать детей и они с удовольствием возьмутся за добрые дела.

Заключение

Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - "учитель русских учителей" - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

Своею деятельностью К.Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги "Детский мир" и "Родное слово". Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.

Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что "истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой". Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него жажду серьёзного труда, формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

Таким образом, педагогом была определена генеральная педагогическая линия в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им трудностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, воспитывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям.

К.Д. Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.


. Климов Е.А. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского. - М.: Академия, 2001.

. Константинов Н.А. и др. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

. К.Д. Ушинский Слабость воли и склонности, из неё происходящие. Антология гуманной педагогики (серия книг) К.Д. Ушинский. - М., 1998

. К.Д. Ушинский Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание сочинений в 11-ти томах. Т. 2 - М., 1948

. К.Д. Ушинский О цели воспитания. Собрание сочинений в 11-ти томах. Т. 10. М.П ., 1948

Похожие работы на - К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!