К.Д. Ушинский о личности учителя

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,96 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

К.Д. Ушинский о личности учителя

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра педагогики и психологии




Курсовая работа

по педагогике

«К.Д. Ушинский о личности учителя»

Выполнила: студентка 2 курса

направления подготовки

.03.05 Педагогическое образование

профиль «Иностранный язык» и «Иностранный язык»

Данилова Виолетта Антоновна

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Позднякова О.К.

Заведующий кафедрой

д.п.н., профессор А.Л. Бусыгина

Самара, 2016

Содержание

Введение

Глава 1. К.Д. Ушинский как личность и педагог

§1. Биография К.Д. Ушинского, его педагогические взгляды

§2. Демократическое направление в педагогической системе К.Д. Ушинского

Выводы

Глава 2. К.Д. Ушинский о личности учителя

§1. Проблема личности в системе образования. Видение личности учителя ученым-педагогом

§2. Значение педагога в процессе обучения и воспитания

Выводы

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Как утверждает народная пословица: «Учитель создает общество и нацию». В данном мудром высказывании сохраняется справедливость и отображается социальный и гуманитарный смысл труда педагога.

В реальности учитель находится у истоков в развитии производственных сил любого государства, его социального прогресса и творческого потенциала. Без педагога не может быть политика, ученого, героя или поэта.

Большинство людей на планете разделяются на учителей и учеников. При этом необходимо отметить, что каждый может быть и учеником, и учителем. В наше время профессия педагога - одна из наиболее массовых. Давно замечено, что массовые профессии не могут быть престижными. Работа учителя кажется с одной стороны обычной, иногда даже банальной. Однако в реальности эта профессия уникальна. В качестве доказательства выступает память, сохраняющая на всю жизнь образы любимых учителей. Высокое обозначение профессии учителя предъявляет к его личности такие же высокие требования. Об этом говорилось и педагогами прошлого, и современниками.

Последнее время появились активные поиски путей реорганизации педагогического образования в 21 веке. Возникли новые теории, которые имеют прямое отношение к обновлению профессиональной подготовки педагога. Так, например, необходимо обратить внимание на теорию становления и развития профессионализма учителя, целостности педагогического процесса, инновационности деятельности, субъектности и саморазвития личности учителя. Помимо всего прочего, анализируя мировые тенденции в среде образования, а именно профессионально-педагогические, выдвигаются свидетельства в необходимости предъявления самых высоких требований к личностным качествам учителя.

Новый этап педагогической мысли в стране обуславливает необходимость обращения к истокам отечественной педагогики, для того чтобы осмыслить ее идеалы, духовные и культурные ценности, для уточнения и углубления вклада в ее развитие прогрессивных ученых второй половины 19 века, а именно, основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского. Необходимо отметить тот факт, что длительное время игнорировались гуманные общечеловеческие ценности и основы воспитания личности, выработанные К.Д. Ушинским, учитывая все вышесказанное, становится актуальным новое видение и прочтение трудов К.Д. Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, духовного, нравственного воспитания и его видения личности учителя. Все это указывает на актуальность и важность выбранной темы.

Объект исследования - система взглядов К.Д. Ушинского на учителя и его становление как личности.

Предметом работы является учитель и его значимость в нынешней системе образования.

Целью данного исследования является рассмотрение теории К.Д. Ушинского о личности учителя, осмысление идеалов, духовных и культурных ценностей и их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах.

Для того чтобы достичь поставленной цели исследования, следует решить следующие задачи:

.Проанализировать литературу по выбранной тематике;

.Рассмотреть К.Д. Ушинского в качестве личности и учителя;

.Раскрыть основную теорию педагога и его видение личности учителя и его подготовки;

.Изучить основные проблемы образования в наше время в разрезе теории К.Д. Ушинского о личности учителя.

Особенности формирования современных процессов и социокультурной реформации приводят образование в центр понимания реальности и перспективы общества в виде главного фактора, которое обеспечивает нужное обновление уклада жизни и формирование демократического общества.

В связи с этим учителю отводится главная роль в новой цивилизации. Осуществление этой роли реально только в результате формирования новой парадигмы деятельности учителя. Необходимо пересматривать образовательные ценности и системы, которые отвечают насущным потребностям человечества, формировать новую личность учителя. В особенно сложные периоды исторического формирования прогрессивные силы общества учитывали всю значимость профессии учителя, считают жизненно важным решить все вопросы его подготовки, что и является гипотезой данного исследования.

Основные методы работы - теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение и классификация фактов.

Структура работы составляет: 30 страниц. Исследование состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы и выводы к ним, заключения и библиографии.

ГЛАВА I. К.Д. УШИНСКИЙ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПЕДАГОГ

§1. Биография К.Д. Ушинского, его педагогические взгляды

Константина Дмитриевича Ушинского следует считать основоположником русской педагогической науки. Его ближайший соратник Л.Н. Модзалевский утверждал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор» [1, 24].

Окончив юридический факультет Московского университета в 1846 г., К.Д. Ушинского назначили исполняющим обязанности профессора «камеральных наук», то есть экономики и финансов Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой ученый был достаточно смелым и самостоятельным в своих суждениях. Он интересно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался большой любовью среди студентов. Какой-то промежуток времени, а именно с марта по май 1848 г. он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости» и пропагандировал естественнонаучные и исторические знания. Эти статьи можно считать его первыми литературными выступлениями.

Период жизни К.Д. Ушинского, проведенный в Ярославле, имел для него большое значение: здесь оттачивалось его педагогическое мастерство, отрабатывались передовые педагогические взгляды. Однако начальство стало подозревать его в политической неблагонадежности и в 1849 г. он был уволен из лицея. После своего увольнения К.Д. Ушинский переезжает в Петербург, где начинает активное сотрудничество по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском «Современнике», а также преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Его прогрессивная деятельность в Смольном институте вызывала недовольство реакционеров. Поэтому в 1862 г. по доносу его снова уволили как опасного для молодежи педагога. В дальнейшем К.Д. Ушинский занимался литературно-педагогической деятельностью. Он писал: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» [4, 47].

Научно-педагогическая и литературная деятельность педагога была полностью чужда и враждебна тогдашней Российской империи. 22 декабря 1870 г. после смерти К.Д. Ушинского Л.Н. Трефолев написал некролог для Ярославских губернских ведомостей, что вызвало недовольство властей. Наши современники чтят память великого русского педагога. Каждый год проводятся педагогические чтения, издано полное собрание его сочинений, в Ярославле улица носит его имя, а также Ярославский педагогический университет назван в честь педагога-новатора.

§2. Демократическое направление в педагогической системе К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский, будучи крупным представителем педагогики 19 века, вносил большой вклад в формирование отечественной педагогики, закладывал научные основы и создавал целую педагогическую систему.

По замечаниям его современников, «его труды произвели переворот в русской педагогике», а самого ученого считали отцом педагогики.

Необходимо отметить, что К.Д. Ушинский универсален как педагог, а именно как педагог перспективного видения. Сначала он выступал в качестве педагога-философа, понимая прекрасно, что педагогика должна основываться лишь на крепком философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности в воспитании, которые отражают формирование этой науки и специфику национального воспитания и культуры.

К.Д. Ушинского можно считать теоретиком воспитания. Он отличается глубиной проникновения в сущность педагогического явления, стремлением обнаружить закономерности воспитания как способа управления развитием людей. Он в качестве методиста рассматривал вопросы содержания образования, суть процесса обучения, принципы, частные методики обучения, написал учебники «Родное слово» и «Детский мир». Эти учебники составляли целую эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разработал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей, дал свою характеристику мышлению, памяти, вниманию, воображению, чувству и воле. Также К.Д. Ушинский был и школоведом: он выдвинул целую программу преобразования русской школы, в частности русской народной школы, с целью приведения ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизации образования.

Также, он - историк педагогики, рассматривал труды великих представителей мировой педагогики, таких как Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Спенсер и И. Песталоцци. Проанализировав труды выдающихся педагогов, К.Д. Ушинский создал свой собственный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания».

Его признают великим учителем русских народных учителей, который создал самую полную программу подготовки народного учителя, рассмотрел детально личность учителя.

Деятельность педагога-новатора полностью соответствовала возникшим проблемам и потребностям развития страны, преобразованию системы образования. Его главным лозунгом было пробудить в народе жажду знаний, внести свет познания в народные мысли, увидеть народ счастливым.

Учитывая прогрессивные взгляды, К.Д. Ушинский заставил по-новому посмотреть на педагогику. Он считал, что ей необходима крепкая научная база. Без этого педагогика рискует стать собранием рецептов и научных поучений. По его мнению, в первую очередь, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, а именно, на психологию, литературу, филологию, искусство. К.Д. Ушинский понимал необходимость полного изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4, 124].

Следовательно, ученый осуществил педагогический синтез научных знаний о самом человеке, привел науку педагогику к абсолютно новому уровню. Еще одной основной идеей, которая была положена во главу педагогической системы К.Д. Ушинского, являлась концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука обязательно должна строиться с учетом национальных особенностей народа, а также отображать специфику национальной культуры и воспитания.

В процессе создания русской педагогики К.Д. Ушинский считал нереальным подражать или привносить в нее принципы воспитания остальных народов. Все народы создают свою систему обучения и воспитания с учетом своих собственных национальных черт и творческих проявлений. При этом он не отрицал использование достижений в области педагогики других народов, разумно используя их достижения в разрезе своих национальных особенностей.

Народность воспитания по К.Д. Ушинскому отображается в качестве принципа преобразования полностью всей системы образования в связи с жизнью народа. Отсюда получаются такие требования:

воспитание обязательно должно быть национальным и самобытным;

народ формирует содержание и характер воспитания;

все население должны быть охвачено просвещением и общественным воспитанием;

женщины должны воспитываться наравне с мужчинами;

настоящая народность выражается в первую очередь в родном языке.

Принцип народности соединен с задачами развития личности и с формированием у детей любви к своему отечеству, гуманности, правдивости, ответственности, воли и чувства долга. Все такие качества в основном исходят от народа и совпадают с характером и традициями, помогают создавать национальное сознание народа.

У К.Д. Ушинского идеи народности являются идеей демократичности, и определяют новые прогрессивно-творческие подходы в развитии педагогики и отвечают нуждам народа и народного образования. Ученый считает единство теории и практики еще одной основой педагогики как науки. Настоящая наука педагогики способна развиваться на базе связи теории и практики, с помощью всестороннего обобщения педагогического опыта. Так, «теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли» [5, 256].

Ученый особое внимание обращает не только на теоретические, но и на практические назначения педагогики. Эти законы науки и практической деятельности позволяют ему называть педагогику «искусством воспитания». В педагогической деятельности, строящейся на научной базе, невозможно отрицать индивидуальное мастерство и творчество учителя, что само по себе делает возможным обогащение науки педагогики. По мнению К.Д. Ушинского, «Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская» [6, 321].

Актуальным для настоящего времени является положение К.Д. Ушинского о том, что мысль может передаваться, выводясь из опыта, но никак не сам опыт.

Главным основанием педагогики ученый считал созидающую роль деятельности и активности личности. В природе человека изначально заложено стремление детей к разного рода деятельности, что является основным законом детской психики. К.Д. Ушинский рассматривает деятельность как базу воспитания и обучения, т.к. без самостоятельной творческой деятельности и активности ребенка невозможна успешность обучения и воспитания.

Педагог утверждал, что самой важной формой деятельности является труд. Он утверждает, что именно деятельность и труд можно считать условиями развития эмоциональных, познавательных и волевых процессов при формировании способностей и характера у ребенка. Школа обязательно должна подготовить ребенка к творческому и свободному труду, вызвать у него стремление к серьезному труду, сформировать привычку трудиться и находить свое удовольствие в труде. По мнению К.Д. Ушинского, если воспитание лишено моральной силы, то это разрушает человека. Необходимо воспитать в человеке стремление к добру, трудолюбие, патриотизм, дисциплину и твердый характер. В результате нравственного воспитания можно преодолеть упрямство, лень, эгоизм, лицемерие, карьеризм и т.п.

Важные задачи нравственного воспитания:

.Сформировать мировоззрение, моральные знания, правильные взгляды на жизнь;

.Развивать нравственные чувства, а именно эстетические. Ушинский считал самым важным чувством в человеке - чувство патриотизма;

.Воспитывать навыки и привычки поведения. Человек, благодаря хорошей привычке способен воздвигать нравственное здание своей жизни все выше и выше.

Ни в коем случае нравственное воспитание не должно строиться на страхе перед наказанием и утомительными словесными назиданиями. Необходимо помнить, что методы и средства воспитания в большинстве своем зависят от его содержания и целей. Относительно же метода убеждения, К.Д. Ушинский считал, что им нужно пользоваться в меру и не навязывать свои убеждения.

Ученый рассматривал воспитание в тесной связи с процессом обучения и выступал категорически против разделения воспитания и обучения, а также разделения среди учителя и воспитателя. Самым важным аспектом в школе является душа ученика, ее целостность и органическое развитие. Знания и идеи обязательно должны формироваться в светлый и обширный взгляд на мир и на жизнь.

Учитывая то, что в школе в основном изучаются не науки, а основы наук, К.Д. Ушинский считал необходимым различать понятия наука и учебный предмет и, соответственно, определять соотношения между ними. По его мнению, обучение - это посильная деятельность учеников под руководством учителя. Учение должно быть трудом, которое развивает и укрепляет волю детей.

Обучение в виде определенной формы процесса познания имеет свою логическую структуру:

Познание на уровне чувственного восприятия, а именно, ощущения и представления. Учитель способствует накоплению детьми учебного материала, учит их наблюдению. Также, педагог учит сравнивать и сопоставлять факты, обобщать и делать выводы. Учитель должен приводить систему знаний, способствовать формированию мировоззрения. И заключительная ступень в освоении приобретенных знаний - закрепление.

Преподавание и учение объединены вместе тогда, когда преподавание начинается своевременно, разворачивается постепенно и органично, сохраняет свое постоянство, побуждает учеников к самостоятельности, избегает и большой напряженности, и легкости заданий.

В вопросах организации и определенной методики учебного процесса К.Д. Ушинский рассматривал как учить детей учиться, а также активизацию учебного процесса и познавательной деятельности. Он научно привел обоснования дидактическим принципам наглядности: объединил ее с вопросом мышления и речи, а также сознательности, последовательности и посильности.

Преподавание должно осуществляться такими основными методами как синтетический и аналитический. Методы обычно дополняются приемами: догматический, предлагающий; сократический, спрашивающий; эвристический, дающий задачи; секро-сематический, излагающий. При сочетании и соединении этих методов и приемов в преподавании, возможно их использование во всех классах на всех уроках.

К.Д. Ушинский высказывал мысли об обучении, объединяемого одной идеей развивающего и воспитывающего обучения. При условии развития, формирования и воспитания личности в единстве с обучением, само обучение становится неизбежным, а значит, развивающим и воспитывающим. Ученый называл обучение самым сильным органом воспитания. По его мнению, наука должна воздействовать как на ум, так и на чувства, душу. Обучение должно выполнять образовательные и воспитательные задачи в том случае, если соблюдаются три главных условия: соответствие природе ребенка, соединение с жизнью, обучение на родном для ребенка языке.

Особое внимание К.Д. Ушинский уделял уроку и разработке специальных требований для организации классных заданий. Он считал, что такие уроки должны давать крепкие и глубокие знания, учить познавать самостоятельно, воспитывать нравственно ценные качества. К.Д. Ушинский выступал против схематизма и шаблонности при построении уроков, а также формализма, сковывающего творчество учителей.

Ведущую роль в верно организованной школе К.Д. Ушинский отводил учителю. Он предпринимал попытку поднять авторитет педагога, показать его большую общественную роль. Также, он сформулировал главные требования к народному учителю: «Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории» [4, 128].

К.Д. Ушинский определял личность учителя и воспитателя как центр и душу школы: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [4, 134]. Педагог должен иметь глубокие и твердые убеждения, знания и умения по преподаваемым им наукам. Он обязан знать педагогику и психологию, владеть практическим искусством преподавания, а также любить свое дело и полностью посвящать себя служению ему.

К.Д. Ушинский писал: «Для народного учителя необходимо всестороннее широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора» [4, 136].

Более детально с мнением ученого о личности учителя мы познакомимся в следующей главе нашего исследования.

ВЫВОДЫ

В первой главе нашего исследования было уделено особое внимание биографии русского педагога-новатора К.Д. Ушинского, были рассмотрены его основные взгляды на воспитание и образование детей.

Исходя из всего рассмотренного, можно сделать такие выводы:

ученый объяснял и обосновывал большинство фундаментальных положений науки педагогики;

К.Д. Ушинским была предложена такая типология уроков, применимая и актуальная и сейчас;

он доказывал, что педагогика открывает большинство фактов и законов, предлагает разработку их приложений и применений в практической деятельности.

Несмотря на прогрессивную научно-педагогическую и литературную деятельность, взгляды К.Д. Ушинского были враждебны чиновникам, однако были полностью понятны и оценены участниками образовательного процесса, а именно, учителям и самим ученикам. Большинство из его методик и правил актуальны и используются сейчас в образовательных учреждениях.

личность ушинский демократический педагог

ГЛАВА 2. К.Д. УШИНСКИЙ О ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

§1. Проблема личности учителя в системе образования. Видение личности учителя ученым-педагогом

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что новые идеи появляются опосредованно, сквозь свойственные каждому времени особенности, которые затрагивают образовательные ценности, а именно, системы целеполагания, структуру, содержание и методы образования.

Нашему времени свойственны феномены развивающего образования, гуманизация и гуманитаризация обучения, а также профильно-дифференцированная организация учебного процесса.

Весь парадокс нынешней ситуации состоит в том, что педагогическое сознание может воспринимать тенденции в развитии образования в определенных фрагментарных феноменах-инновациях.

Структура и логика профессии учителя все еще остаются в большинстве своем в рамках индустриально-просветительской парадигмы в мышлении, причем основной упор совершается на предметно-расчлененное видение мира, узкую специализацию и технологизацию деятельности, при которой операционно-процессуальные аспекты выступают выше, чем сущностные и культурные аспекты обучения.

В подобных случаях возникают определенные требования образовательных стандартов к уровню подготовки учителя. Специалисты должны осознавать личностную и социальную значимость своих профессий, обладать целостными представлениями об образовании, в виде особенной сферы социокультурной практики, которая обеспечивает трансляцию культуры от поколения к поколению, и которая выступает как главный контекст в становлении личности.

В дальнейшем основные требования к личности учителя оформлены в категориях «знает», «умеет», «обладает», «владеет», никак не создающие философскую и культурологическую конструкцию в современной педагогической профессии, которая ориентирована на адекватное отображение парадигмы научной картины мира в образовательной практике и вариативности социально-исторических перспектив в их зависимости от культуры и образования.

Основная миссия педагога не заключается только в фиксации происходящих значительных перемен на знаниевом уровне. Учитель обязан их отображать как в содержании образования, так и в системе целеполагания учебного процесса, в методах его организации, т.к. образование - это универсальная форма деятельности.

В связи с этим, концепция подготовки учителя должна быть предусмотрена в сторону фундаментализации профессионального образования с помощью введения новых дисциплин и изучения прошлого, а также наследия К.Д. Ушинского, которое оказывает большое влияние на нынешнее педагогическое сознание и отечественное педагогическое образование.

Большое наследие К.Д. Ушинского обязательно должно быть использовано в процессе подготовки учителя, потому что, по его мнению, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [7, 167].

Успех учителя в большинстве своем зависит от точности ощущения исторического и культурного времени. Задачей образования является не только обогащение будущего педагога сведениями о культуре и истории, но и помощь человеку в обретении себя самого, формирование культурного самосознания, отношения к миру, остальным культурам, отношения к себе и остальным. Смысловой задачей обучения является не только стремление к познанию окружающей действительности, но и акцентирование внимания на преобразовании и развитии, на участии самой личности в культурно-цивилизованном процессе.

Размышляя о личности учителя, К.Д. Ушинский говорил о его индивидуальности, о его сложившемся характере. Ни одни программы и устройства образовательного учреждения не могут позволить себе заменить личность в процессе воспитания. «Воспитательное влияние есть влияние развитого характера на характер формирующийся, а характер - есть личность человека» [5, 325].

Отличаясь от остальных теоретиков педагогики, К.Д. Ушинский не вырабатывал систему средств и способов, с помощью которых учитель должен добиваться успеха в своей практической деятельности. Он не вырабатывал подобного перечня, а определял средства воспитания и обучения исходя из природы самого ребенка, его сущности и окружающей его среды, дающей пищу для ума, влияющей на его становление. Следовательно, К.Д. Ушинский указывал на два главных фактора, которые определяли воспитательные средства: это свободная творческая деятельность и среда: «...всякая человеческая душа требует деятельности и, смотря по роду той деятельности, которую даёт ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, -такое направление примет и её развитие» [3, 178].

Ученый пытался отыскать решение вопросов в основах деятельности образовательного учреждения, в постановке учебно-воспитательной работы, исключающей любые внешние специальные средства. По его мнению, детей способна воспитать та деятельность, которая может оказывать положительное влияние на самих детей, способная гармонично развивать как умственные, так и физические способности. К.Д. Ушинский считал, что воспитывающая деятельность личности напрямую связана со свободой, самостоятельностью и инициативой.

Он пытался найти базу работы, гарантирующую верную постановку воспитания, и выделял две базы: дух школы с одной стороны, и личность учителя с другой. В случае нарушения любой из этих баз, ни одни внешние пути и способы не будут действительными.

К.Д. Ушинский придавал большое значение единству образовательной и воспитательной систем. Он считал, что данное единство обеспечивается крепкими принципами и традициями в воспитании и образовании, строгостью и определенностью к ученику и атмосферой учебно-воспитательного заведения. Следовательно, все эти принципы полностью зависят от личности педагога, его поведения и морального облика, являющееся образом и примером для его учеников.

Необходимо помнить, что с личностью педагога связана другая база - дух учебного заведения. Ведь именно от личности учителя зависит характер, стиль и направление учреждения, дух и атмосфера, которые в нем господствуют. Учитель делает определенное лицо образовательного учреждения.

Дух образовательного учреждения обитает не в стенах, не на бумаге, однако в характере и личности многих учителей и воспитателей, а потом уже переходит в характер учеников. Все остальные способы воспитательной работы, которые берутся по отдельности, малозначительны. Они могут приобрести свое значение и силу только в взаимосвязи с личностью учителя. Все отдельные воспитательные способы, «не согретые теплом учителя, его личным убеждением», мертвы и не обладают никаким значением.

Учитель, обладающий слабым характером, с неопределенными взглядами, требованиями и образом мыслей не сможет воспитывать сильный характер в ученике. Данные требования следует помнить при подготовке личности современного учителя.

Необходимо учитывать главный научный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» при подготовке педагога. Ученый, создавая учебник по педагогике для подготовки учителей, расширял его до научно обоснованного рассмотрения человека как такового со всех возможных сторон его изучения. В своем труде он написал: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами... Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях... педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей... Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...» [6, 223].

Все дальнейшие утверждения К.Д. Ушинского должны побудить всех тех, кто учит и будет учить понимать, что воспитание и образование должны давать привычку трудиться, потому что это основное условие в формировании личности и не только учителя, но и учеников. Учитель обязан помогать ученику бороться, не учить, а оказывать помощь в познании.

Данная важная идея нынешнего образования не только высказывается, но и серьезно обдумывается К.Д. Ушинским, поставившим актуальным вопрос о личности педагога, о влиянии учителя на структуру урока, о необходимости такого влияния учителя на учеников, чтобы все ученики могли усвоить и понять основной учебный материал.

Ученый, рассуждая об активности и самостоятельности, подразумевал личность в целом. Однако умственной активности уделялось особенное место. Утверждая необходимость самостоятельности и активность личности, педагог думал о выработке определенных черт личности, умеющей самостоятельно разбираться в окружающей ее обстановке и действовать в ней, пытаться самостоятельно работать над собственным ростом, развитием и образованием. В связи с этим, главной задачей учебного заведения по отношению не только к личности ученика, но и к личности учителя является: «Пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить привычку к ней; направлять деятельность ребёнка, помогая ей, где необходимо, и оставляя её действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» [6, 245].

§2. Значение педагога в процессе обучения и воспитания

В своих размышлениях о роли учителя, его главных качествах, К.Д. Ушинский выступает с двух сторон. С одной стороны - он является мыслителем, который сформировался в философской среде, который познал все сложности и диалектичности в воспитательном процессе. В качестве мыслителя, он понимал, что в науке педагогике не может существовать каких-либо рецептов и догматически определенных правил. Личность ученика формируется главным воспитателем - жизнью, существующей со всеми ее необычными случайностями. Он обращал внимание, что необходимо лишь отодвинуть «пагубные обстоятельства», воссоздать атмосферу творчества, труда и свободы. При всех этих составляющих ум человека просветляется, облагораживается его характер.

Однако воссоздание атмосферы труда и благоприятных обстоятельств, а также использование самых совершенных методов воздействия, могут не привести к нужным результатам. В качестве примера, можно обратить внимание на иезуитское воспитание. Умея проникать в интимный мир ученика и с точностью ювелира творить филигранные работы по формированию характера - очень необходимо для учителя. Однако следует помнить, что очень опасно при этом авторитарно подавлять волю и свободу ученика, т.к. проникая в мир ребенка, можно не только навязать свой отрицательный опыт, но и разрушить тонкую грань его индивидуальности, развивать в учениках не творческие, а, в большинстве своем, исполнительские и подражательные наклонности.

В связи К.Д. Ушинского всегда волновал один вопрос: «Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?» [5, 179].

Как философ К.Д. Ушинский опровергал тезис - «воспитывайте детей так, чтобы ученики походили на меня, и вы дадите превосходное воспитание». По его мнению, необходимо искать способы, чтобы сделать не только учеников, но и самих себя лучше. В связи с этим, каждому учителю необходимо владеть самоанализом и регулярно осуществлять беспристрастный и критический анализ результатов произведенных действий, для того чтобы исключать проникновение отрицательных свойств в сердца учеников. Каждый учитель должен видеть не только отрицательные действия и недостатки учеников, но и свои собственные. Педагог достигает вершины педагогического искусства при общении с учениками в том случае, если доносит до них истинную правду по-настоящему народных убеждений, если сам может поступать по-честному, по совести. Одних только знаний, методик, правил и образованности, насколько совершенными они бы ни были, недостаточно.

Практика в педагогике постоянно выдвигает конкретные факты в оценках поступков, ситуаций, разнообразных явлений и точек зрений перед учителем. Как в своих оценках, так и в активном отношении к миру учитель должен выступать не как теоретик, а как активный член общества, и конкретного общения, в котором все до предела сжато, все существует в быстром темпе событий, в котором мало времени для долгих размышлений. В таком мире необходимо безотлагательно и сиюминутно что-то утверждать, решать или же отрицать.

Без нужных нравственных сил, которые способны противостоять как безнравственности, так и насилию, без авторитета, который может выступать против любых проявлений авторитарности, нет настоящего учителя и педагогического искусства. Лишь действенный, и не пассивный гуманизм приведет к преобразованию обстоятельств и выступит в качестве защиты людей. В связи с этим, К.Д. Ушинский стремился увидеть в любом учителе качества решительных, радикальных, смелых и позитивных личностей.

Следует отметить, что он и сам, будучи педагогом, был абсолютно радикальным и бескомпромиссным, если дело доходило до невежества, косности и пошлости. В то же время, он был полностью деликатным человеком, если общался с детьми, педагогами, которые разделяли передовые взгляды на науку и просвещение. Особое значение он уделял педагогическому такту, которые, по его мнению, должен быть главной характеристикой личности учителя. К.Д. Ушинский говорил, что «без педагогического такта ни один учитель не станет хорошим воспитателем и практиком. Основой педагогического такта были глубинные познания в психологии, раскрывающие личность ребенка в полной целостности» [2, 16]. При этом важно, чтобы применяемые педагогические методы и средства были неотделимы от личности ребенка, и помогали показать ученику, каким он является на самом деле, невзирая на все свои слабости.

Естественно, не все учителя-практики могут быть учеными и психологами, продвигать науку вперед и влиять на создание, испытание на деле и исправление психологической системы. Данный вид обязанностей относится к учителям вообще, так как это единственный класс людей, для деятельности которых знание о духовной стороне учеников необходимо в такой же степени, как для медиков изучение телесной стороны. Однако от всех учителей-практиков необходимо требовать добросовестного и сознательного исполнения своего долга. Каждый учитель, который взялся за воспитание духовного аспекта ученика, должен употреблять все средства, которые зависят от него, чтобы иметь возможность близко познакомиться с предметом деятельности всей своей жизни.

Следует помнить, что если все преподаватели начнут произвольно выбирать для себя методику преподавания, а каждый воспитатель - методику воспитания, то в учебных заведениях, а именно в больших, из такого может получиться сильный вред. Тем не менее, как ни было бы вредно разнообразие, которое происходит от разных убеждений, оно намного полезнее мертвого однообразия, не имеющего никаких убеждений. Далее, в учебных заведениях под именем учителя никак нельзя подразумевать одних преподавателей и воспитателей, а только общий совет преподавателей и воспитателей, а именно, советы, конференции, начальство таких заведений. В условиях общественного воспитания у всех есть свое дело, т.е. каждый исполняет свою функцию.

Учитель, занимающийся своим делом лишь в классе, а за порогом школы не встречающийся ни в обществе, ни в литературе со своим занятием, очень скоро потеряет интерес к своему предмету. К.Д. Ушинский утверждал, что необходимо столько любви к ученикам, чтобы даже находясь дома постоянно о них думать. Общество не имеет права требовать любовь от кого-либо, если оно само не заинтересовано в деле воспитания и образования.

Учитель, который находится в уединении в своей монотонной и скучной деятельности, наблюдая отсутствие интереса к его деятельности у общества, должен обладать необыкновенно большой нравственной энергией, чтобы не заснуть под усыпляющее движение однообразия в учительской жизни. Деятельность наставника и воспитателя более чем все остальные требуют постоянного одушевления, т.к. она больше, чем любая другая профессия удалена от внимания общества. Ее результаты замечаются не сразу и не скоро. Однообразие может усыплять ум и приучать его к бессознательности. Механический процесс обучения или скучное наблюдение за веселыми детьми, если не дает пищи для ума, в то же время не предоставляет необходимой свободы, совместимой с чисто физической деятельностью. Учитель, находясь на одном уровне с нынешним ходом воспитания и обучения, ощущает себя полностью живым и деятельным участником большого организма, который борется с невежеством и пороком всего человечества, посредником между благородством и историей в истории людей и новым поколением. Он ощущает себя живым звеном среди прошлого и будущего, сильным борцом за истину и добро и понимает, что его дело, несмотря на скромности снаружи, на самом деле - самое великое дело истории. Ведь на подобных делах основываются государства и могут жить целые поколения.

Несмотря на разнообразие и многоплановость взглядов К.Д. Ушинского на личность учителя и подготовку к этой профессии, все его помыслы проникнуты сильной любовью к педагогу и его благородному труду. Он высоко поднял общественное значение педагога, выработал специальную систему его научной и педагогической подготовки, определил самые главные качества личности учителя, необходимые для его плодотворной работы. Большую часть своих работ он посвящал именно работе учителя. Его взгляд на проблемы учителей был прогрессивным в его эпоху и остается актуальным по настоящее время. Идеи и мысли К.Д. Ушинского сохранили свои творческие силы и призывают к новому творческому поиску. Они остаются действенными у нынешних педагогов. Во всех системах подготовки педагогов, учителя активно пользуются прогрессивным наследием русского педагога-новатора.

ВЫВОДЫ

Во второй главе нашего исследования были рассмотрены и изучены взгляды К.Д. Ушинского на личность учителя, способы его подготовки к педагогической деятельности, а также значение педагога в образовательной и воспитательной системе.

Таким образом, можно прийти к таким выводам:

.К.Д. Ушинский не был отстраненным наблюдателем и не пытался вырабатывать какую-либо систему способов решения педагогических сложностей в деятельности учителя. Он предпринимал попытки найти решение вопросов в самой образовательной деятельности;

.Слова педагога-новатора о том, что если педагогика стремится к воспитанию человека со всех сторон и отношений, то она должна и познать человека во всех его отношениях, актуальны и сейчас.

.Его понимание проблемы личности учителя являлось прогрессивным в 19 веке и остается важным и актуальным по сей день;

.Рассматривая литературное наследство К.Д. Ушинского, можно многое понять не только о роли личности учителя в жизни детей, но и о влиянии детей на педагогическую деятельность учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив в современных моделях социальный заказ на роль педагога-профессионала своего дела и ставя перед собой главную задачу отследить генезис развития профессионализма педагога в разных временных периодах, определить важные требования к личности педагога как профессионала, можно сделать вывод, что К.Д. Ушинский в своих литературных трудах наиболее четко дал определение роли учителя в образовательном учреждении. Он высказал свое видение народного учителя, его личности для наиболее плодотворного сотрудничества с учениками. Ученый особенно подчеркивал важные черты личности педагога, необходимые для работы в воспитательной и образовательной сферах.

Следовательно, в нашем исследовании была достигнута основная цель, а именно - рассмотрена теория К.Д. Ушинского о личности учителя, осмыслены идеалы, духовные и культурные ценности и их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах.

В процессе работы были выполнены следующие задачи:

1.Рассмотрены и проанализированы труды классика педагогики К.Д. Ушинского, разрабатывавшего концепцию профессионально-педагогической подготовки педагога;

2.Изучена деятельность К.Д. Ушинского как личности и в качестве педагога;

.Проанализированы его идеи народного воспитания, которые послужили базой для организации и создания оригинальной русской педагогики;

.Раскрыта теория педагога и его взгляды на личность учителя-воспитателя, а также на его подготовку;

.Проблемы и вопросы образования, появившиеся сегодня в стране, могут объясняться теорией развития образования по размышлениям К.Д. Ушинского;

.Литературное наследство ученого невозможно полностью оценить, т.к. он представляет теории обучения, образования и развития, которые актуальны и сейчас;

.Он внес огромный вклад в развитие мировой педагогики как науки.

Большинство педагогических высказываний К.Д. Ушинского были отзывами на особенно острые вопросы его современности, критикой плохого состояния образовательно-воспитательной работы в школах и семьях. Он предложил свои взгляды на улучшение педагогической деятельности. Творчество К.Д. Ушинского полностью соответствовало образовавшимся потребностям в преобразовании системы образования России, подчинялось решению главных социально-педагогических задач эпохи.

Многие его идеи остаются актуальными и сейчас.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. - нач. ХХ вв. - М.: Наука, 1990.

.Бесновский М.П. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. - Челябинск: Урал 1997.

.Вопросы истории образования / под ред. В.А.Гришини, Л.А. Зятевой. - М.: Издательство МГУ, 1999.

.Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М.: РОСПЭН, 1999.

.Егоров С.Р. К.Д. Ушинский: книга для учащихся. - М.: Педагогика, 1987.

.История педагогики / под ред. Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.

.История педагогики. - Ч. 2.: С XVII в. до середины ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Проспект, 1997.

8.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Знание, 1990.

.Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. - М.: Просвещение, 1985.

10.Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Книга, 1993.

11.Мехтианова Н.Н. История отечественной психологии. - М.: АСТ-Пресс, 2010.

.Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д.Ушинского // Педагогика. - № 4. - 2004. - С. 34-39.

.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1974.

.Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

.Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

.Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

.Ушинский, К.Д. Родное слово // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 3.

.Ушинский К.Д. Три элемента школы // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 4.

.Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания // // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Владос, 2003.

.Щукин А.Н. Ушинский К.Д. // Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 1999.

Похожие работы на - К.Д. Ушинский о личности учителя

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!