Кредитная система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    183,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитная система Республики Беларусь

Оглавление

Введение

. Кредитная система страны: понятие, принципы организации и структура

. Особенности развития кредитной системы в рыночных условиях и Анализ осуществления кредитных операций

. Кредитная система Республики Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы вопросы, связанные с формированием и развитием кредитной системы Республики Беларусь, приобретают все большую значимость, так как внедрение новых механизмов оптимизации кредитной системы способствует повышению эффективности кредитного процесса и созданию правовых и информационных основ экономической деятельности рыночных субъектов Республики Беларусь, отвечающих современным мировым стандартам.

На данном этапе кредитная система Республики Беларусь находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для ее успешного функционирования в дальнейшем, уже осуществлены. Повышение кредитного рейтинга Республики Беларусь до мирового уровня подтверждает, что финансовый сектор страны развивается успешно, а меры, предпринятые в целях эффективного развития кредитной системы республики, ставят ее на первое место среди других стран СНГ. Тем не менее, Правительство и Национальный Банк считают правильным не останавливаться на достигнутом и начать переход к решению задач следующего этапа: необходимо определить направления развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом макроэкономических тенденций, которые будут складываться в ближайшие годы, и предполагаемых соответствующих изменений в валютном и финансовом законодательстве.

Таким образом, цель исследования - раскрыть сущность, структуру и особенности развития кредитной системы в рыночных условиях.

Объект исследования - кредитная система Республики Беларусь.

Предмет исследования - направления развития кредитной системы.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

раскрыть понятие, принципы организации и структуру кредитной системы страны;

показать особенности развития кредитной системы в рыночных условиях;

охарактеризовать кредитную систему Республики Беларусь, ее состояние, проблемы и перспективы развития.

Курсовая работа основывается на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования. В работе используется статистическая информация о показателях развития кредитной системы за последние годы в Республике Беларусь.

1. Кредитная система страны: понятие, принципы организации и структура


Кредитная система - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм, представляющий собой систему связей: между кредитными институтами и различными секторами экономики по аккумулированию денежного капитала и инвестированию; между самими кредитными институтами по перераспределению денежного капитала в рамках действия рынка капитала. Путем мобилизации денежного капитала и концентрации инвестиции в ключевых отраслях экономики кредитная система способствует росту производства, научно-техническому прогрессу, обеспечения сбалансированности экономического развития [5, с. 132].

Основную роль в финансовом посредничестве играют различного рода финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности. Рассмотрим наиболее характерные виды финансово-кредитных организаций, совокупность которых образует кредитную систему страны.

Кредитная система государства - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Современная национальная кредитная система состоит из трех основных звеньев:

- банковской системы;

- специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений;

- кредитных объединений [5, с. 133].

Основу кредитной системы составляет банковская система. В зависимости от соподчиненности входящих в нее учреждений различают одноуровневую и двухуровневую банковские системы.

Одноуровневая банковская система строится на горизонтальных связях между совокупностью банков, универсализации проводимых ими операций. В рамках одноуровневой системы все входящие в нее институты, включая и центральный банк, выполняют одинаковые функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры.

Двухуровневая банковская система состоит из центрального банка как высшего руководящего органа и негосударственных банков - низовых звеньев. Ее функционирование построено на принципах вертикальных и горизонтальных связей.

Низовое звено банковской системы образуют самостоятельные банковские учреждения, среди которых основное место принадлежит коммерческим банкам универсального типа, выполняющим все виды кредитных, расчетных и финансовых операций.

Особое место в кредитной системе занимает группа небанковских учреждений, к которой относятся почтово-сберегательные организации, ломбарды, кредитные союзы и другие образования.

Почтово-сберегательные кредитные организации относятся к типу сберегательных учреждений. Их отличительная особенность - объединение банка с почтовой системой. Почтово-сберегательные организации тесно связаны с государством, которое выступает гарантом их обязательств. Они аккумулируют вклады населения через почтовые отделения, что создает значительные удобства для клиентов. В активных операциях почтово-сберегательных организаций преобладают вложения в государственные ценные бумаги, но они могут также заниматься кредитованием экономических субъектов, проводить оплату чеков, осуществлять переводы и другие операции.

Кредитные союзы представляют собой сберегательные организации, создаваемые на кооперативной основе профсоюзами или группой частных лиц, объединенных одной сферой деятельности. Ресурсы союзов формируются из паевых взносов их членов. В настоящее время кредитные союзы расширяют свою деятельность за счет выпуска кредитных карт, оказания брокерских услуг, открытия пенсионных счетов, использования банковских автоматов [9, с. 221].

Большинство учреждений, образующих кредитную систему страны, осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, т.е. с целью получения прибыли.

Наряду с отдельными организациями законодательством предусмотрено создание различных объединений кредитных учреждений на коммерческой и некоммерческой основах. С целью получения большей прибыли кредитные организации могут заключать между собой договоры по проведению совместных операций. При этом они включаются в группы (холдинги, пулы), в которых одна или несколько кредитных организаций, обладая большей долей в уставном капитале, имеют возможность диктовать общие решения. С другой стороны, кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации для защиты и представления интересов своих членов, координации деятельности, развития межрегиональных и международных связей, осуществления научных исследований и решения других вопросов.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики, во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами. Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала [5, с. 135].

Развитие функций денег как средства накопления и возможности не только сбережения денежных средств, но и перераспределения их среди экономических субъектов испытывающих в них потребность.

Для удовлетворения многочисленных потребностей общества в заемных средствах, используется ссудный капитал. Движение этого капитала и называется кредитом.

Кредит - это экономическая категория, проявляющиеся в том, что различные хозяйствующие организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства, на условиях возвратности, срочности, платности. Важнейшим источником ссудного капитала служат свободные денежные средства кредитно-финансовых учреждений; денежные накопления населения. Коммерческий кредит предоставляется предприятием в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Банковский кредит предоставляется владельцем денежных средств заемщикам в виде денежных ссуд.

В зависимости от сферы применения, различают собственно кредитные средства на приобретения оборотного капитала и ссуды - кредит на приобретение основного капитала. По срокам предоставления кредиты делятся на:

- краткосрочные,

- среднесрочные,

- долгосрочные [9, с. 225].

Кредит выполняет ряд функций:

- распределительную;

- эмиссионную (на основе кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков, безналичных платежных средств, ценных бумаг);

- контрольную (в процессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономической деятельности предприятий и их финансовое состояние);

- регулирующую (с помощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок, предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственные процессы в экономике) [9, с. 225].

Можно выделить три основные уровни системы принципов кредитной системы:

) общеэкономические принципы (соответствие рыночным отношениям, рациональности и эффективности, комплексности, развитию);

) особые принципы, за которыми кредит теряет свой специфический экономический смысл (обеспеченности, сроковости, платности, целевой направленности);

) частичные, единичные принципы, правила кредитования, которые вытекают из каждого особого принципа и могут по-разному проявляться в конкретных кредитных операциях [9, с. 226].

Общеэкономические и особые принципы кредитной системы, а также правила кредитования взаимосвязаны, определенным образом они переходят из одного в другой.

В предложенной выше системе принципов на первом месте стоит общеэкономический принцип соответствия содержания кредитной системы рыночным отношениям, условиям рыночной экономики. Кредитный механизм должен отражать условия конкуренции, соперничества коммерческих банков за заемщика, коммерциализации кредитного соглашения, стремление обеспечить максимально возможную выгоду (прибыль) от займа, самостоятельность и автономность в принятии управленческих решений и т.п.

Принцип рациональности и эффективности характеризует экономичность использования займа, как с позиций кредиторов, так и с позиций заемщиков. Кредитный механизм не может не основываться на здравом практицизме, направленности на увеличение доходов. Принцип рациональности кредитование осуществляется на основе оценки кредитоспособности заемщика, которая будет обеспечивать уверенность банка в способности и готовности должника вернуть ссуду в обусловленный договором срок.

Принцип комплексности предусматривает построение кредитного механизма на основе учета всего комплекса факторов, влияющих на реализацию кредитной операции. Безусловно, прежде всего? следует принимать во внимание экономические факторы и условия.

Принцип развития кредитной системы отражает постоянное движение и динамику кредитного механизма. Изменение экономических отношений приводит и к изменению кредитных отношений, подходов к их практической организации. Принцип развития требует использовать гибкие методы кредитования, оперативно изменять порядок практической работы с займами, методы контроля за использованием и возвратом кредита, средства регулирования задолженности и т.п.

Центральное место в системе принципов организации кредитной системы занимают особые принципы банковского кредита. Именно они отражают экономическую сущность банковского кредита [9, с. 229].

Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы , ломбарды и пр.

К основным функциям центрального банка относятся следующие:

) Эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.

) Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк - член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны.

) Функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.

) Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом, центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.

) Клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты может служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Выделяют несколько их функций:

) Аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.

) Предоставление кредитов предпринимателям. Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя). Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании - на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений) [5, с. 141].

Таким образом, кредитная система - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения. Современная национальная кредитная система состоит из трех основных звеньев: банковской системы; специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений; кредитных объединений.


2. Особенности развития кредитной системы в рыночных условиях


В рыночных условиях современная кредитная система - это совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Данная система включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковской системы). Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В настоящее время есть несколько основных видов кредитных систем:

- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков) - наиболее распространенная в современном мире;

централизованная монобанковская система (распространена гораздо меньше);

Федеральная резервная система США. Уникальная система, действующая лишь в одном государстве - США, основная сущностная характеристика которой - децентрализация [14, с. 98].

Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой, сложились двухуровневые банковские системы (за редким исключением).

В случае с двухуровневой банковской системой верхний уровень системы представлен Центральным (эмиссионным) банком.

На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на:

- универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки);

небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.) [14, с. 99].

Кредитные системы различных стран, в целом, следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций:

первая - надзорные функции выполняет только центральный банк страны;

вторая - надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Приведем их краткую характеристику:

первая модель - основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Пример - Испания, Греция и Португалия;

вторая модель - ее можно назвать "смешанной", представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Примеры - США, Франция, Нидерланды, Италия;

третья модель - характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. Примеры - Канада, Австрия, Великобритания;

четвертая модель - объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделены от центральных банков. Примерами могут служить Сингапур и Ирландия [14, с. 101].

Отметим, что белорусское законодательство отдает предпочтение первой схеме. Национальный банк Республики Беларусь является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью.

В современных рыночных условиях кредит и денежная сфера находятся в неразрывном единстве. С появлением кредитных денег эта взаимосвязь стала особенно тесной. Исторически кредитные деньги непосредственно развиваются из функции средств платежа, а их основой служит металлическое обращение. По своему содержанию кредитные деньги являются "долговым обязательством": по своей природе кредитные деньги выступают обязательством "доставить известное количество всеобщего эквивалента стоимости". Следовательно, кредитные деньги берут на себя функции всеобщего эквивалента. Так как процесс обращения имеет свойство постоянной воспроизводимости, то передача кредитных обязательств становится основой платежных отношений. Таким образом, кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита.

Можно проследить на примере современного механизма денежной эмиссии взаимосвязь кредита и денежных средств. Как известно, современное денежное обращение представляет собой совокупность денег, выступающих в наличной и безналичной форме. К первому виду относятся банковские билеты, деньги Центрального банка и разменная монета, ко второму - денежные средства, находящиеся на текущих счетах, срочных и сберегательных вкладах, коммерческих и других кредитных учреждениях. По объемам наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств. Т.е. одной денежной единице в наличной форме соответствуют девять единиц денег в безналичной форме. При этом наблюдается тенденция постепенного снижения доли наличных денег.

В современных рыночных условиях расчеты между частными лицами, предприятиями и учреждениями производятся, прежде всего, с использованием чеков и кредитных карточек, применение которых предполагает движение денег в безналичной форме.

Между двумя видами денег существует прямая связь: деньги одного вида могут легко переходить в другой вид, и наоборот. Следует тем не менее отметить, что деньги, находящиеся на срочных и сберегательных вкладах в банках, сильнее отличаются от наличных денег, чем средства на текущих счетах: они почти не участвуют в расчетах, не могут быть превращены в банкноты по первому требованию вкладчика, выполняют функцию накопления. Поэтому данная часть денежной массы носит название "квазиденег", т.е. подобия денег.

В настоящее время банковский кредит стал в обычных условиях одной из главных причин роста денежной массы в развитых странах. Чем быстрее растет объем выданного кредита в стране, тем быстрее увеличивается денежная масса. Западные экономисты рассматривают банковский кредит как важнейший эквивалент денежной массы и соответственно источник ее роста.

Среди каналов эмиссии денег выделяется выпуск банкнот, но с этим можно согласиться лишь с некоторыми оговорками. Во-первых, наличные деньги в настоящее время занимают небольшой удельный вес в общей сумме денежной массы в развитых странах. Во-вторых, изменился сам механизм эмиссии наличных денег. Зарплату в наличной форме в настоящее время получают от 1 до 5% занятых в хозяйстве. Как и во всех развитых странах тенденция к переходу на безналичную выплату заработной платы наблюдается и в Республике Беларусь [15].

Известную роль в изменении денежной массы в развитых странах играет движение иностранных капиталов. Например, интенсивный приток краткосрочных капиталов в страну может привести не только к активизации платежного баланса, но и вызвать увеличение денежной массы, что является одной из причин инфляционного процесса. Изменение индекса цен происходит на фоне соответствующего изменения кредита и денежной массы, и, получается, что между ростом объёмов кредита и ростом инфляции существует прямо пропорциональная зависимость.

Из всего вышесказанного можно заключить, что кредит в современном денежном обращении играет огромную роль, безналичные деньги все более вытесняют наличные. Именно на кредите основано функционирование экономики развитых стран и их денежное обращение. Именно кредит является фактором ускорения оборота денежных средств; перераспределяет их в народном хозяйстве.

Кредит в современных условиях служит объектом активного государственного регулирования. Денежным кредитным регулированием называют совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику. Центральный банк при этом является главным, но не единственным органом регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего народного хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переход к политике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Необходимость повышения государственного регулирования кредитной системы стала совершенно очевидной в современных условиях выхода из прошлого финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. [3]

В рыночной экономике существуют разные формы кредитного регулирования.

Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил широкое распространение и в других западных странах [11].

Политика обязательных резервов. Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

Анализ методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и иных банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящихся к рыночным методам регулирования.

Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, окажутся в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, обладающими большими ресурсами.

В последнее время наблюдается тенденция к уменьшению роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена. Так, например, за последние 5 лет в США в по бессрочным депозитам она снизилась с 16 до 12%, а по срочным сберегательным вкладам и вовсе была отменена [16].

Политика количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты прежде всего своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

В целом, можно сказать, что благодаря эффективному регулированию денежно-кредитной политики, государство может добиться серьёзных результатов. В странах с развитой рыночной экономикой с широко разветвлёнными кредитными отношениями, которые опосредуют платежи, расчёты базируются на использовании оборотных документов (векселей, чеков), которые передаются из рук в руки почти так же свободно, как и деньги, и во многих случаях являются безопасными, удобными и простыми в использовании.

Таким образом, в настоящее время есть несколько основных видов кредитных систем: двухуровневая система; централизованная монобанковская система; Федеральная резервная система США. Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой, сложились двухуровневые банковские системы. Можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). В рыночной экономике существуют разные формы кредитного регулирования: рефинансирование коммерческих банков; переучет векселей; операции на открытом рынке.

Анализ осуществления кредитных операций

Решением вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитов в банках в основном занимаются кредитные отделы или управления (если банк является крупным, с филиальной сетью). Однако следует отметить, что их работа строится (организуется) в тесной взаимосвязи с целым рядом других отделов, подразделений и служб банка, к которым, в частности, относятся: юридический отдел, служба безопасности банка, его бухгалтерия, казначейство, отдел методологии кредитных операций, отдел ценных бумаг и другие отделы, что обусловлено самой сутью процесса кредитования. Под организацией кредитного процесса в банке понимается техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковской деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершенной кредитной сделки. Кредит-предоставление средств коммерческим банком юридическому или физическому лицу (кредитополучатею, клиенту) на принципах целевой направленности, обеспеченности, возвратности, срочности и платности [9,c.49]. Нормативным документом, регламентирующим кредитные операции, являются Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств, в форме кредита. В соответствии с ним кредитор-это банк, а кредитополучатель-это физические или юридические лица, которые обязуются использовать полученные денежные средства по целевому назначению и возвратить в установленные договором сроки, включая проценты за пользование ими. Инструкция №226 определяет основные принципы и подходы кредитования юридических и физических лиц, ИП и содержит нормы, устанавливающие особенности межбанковского кредитования.

Кредитование осуществляется: • единовременным предоставлением денежных средств; • открытием кредитной линии, в том числе возобновляемой, с правом на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств с установлением лимита выдачи и лимита задолженности (при овердрафтном кредитовании - лимита овердрафта). • Микрокредитование осуществляется по упрощенной процедуре на сумму, не превышающую 7500 базовых величин, установленных законодательством Республики Беларусь на момент заключения кредитного договора. • При консорциальном кредитовании банки - участники консорциального кредитования объединяют свои кредитные ресурсы через банк-агент. В последние годы получило распространение предоставление кредитов в порядке так называемой кредитной линии. Кредитная линия - это юридически оформленное обязательство банка перед кредитополучателем предоставлять ему кредиты в согласованном размере и на определенные цели в течение установленного в договоре периода. Кредитная линия может быть возобновляемой, когда при погашении части задолженности юридическому лицу выдается кредит в пределах линии и срока действия кредитного договора Сумма кредита при кредитовании путем открытия кредитной линии устанавливается в кредитном договоре определением лимита выдачи и лимита задолженности. Лимит выдачи - предельный размер общей суммы предоставляемых денежных средств. Лимит задолженности - предельный размер задолженности по кредиту на каждый календарный день. Погашение кредита может осуществляться единовременно в срок, оговоренный в кредитном договоре. Чаще кредит погашается частями. Сроки погашения кредита обязательно указываются в кредитном договоре. Дополнительно могут быть получены от заемщика срочные обязательства, которые учитываются на внебалансовом счете. Погашение задолженности по кредиту, выданному юридическому лицу со счета, по учету кредитной задолженности и начисленных по нему процентов, производится безналичным путем в установленной очередности с текущего счета, как правило, по его платежному поручению. Очередность погашения основного долга по кредиту и процентов по нему при наступлении сроков и недостаточности средств на текущем счете указывается в кредитном договоре. Как правило, сначала погашается задолженность по кредиту, а затем проценты. Если в кредитном договоре такая норма не оговорена, то согласно Гражданскому кодексу погашаются прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты и неустойка, а в оставшейся части - основная сумма долга. Непогашенный долг относится на соответствующие счета по учету просроченных кредитов и процентов, взыскание которого производится в установленной очередности. На условиях, предусмотренных в кредитном договоре, заемщик вправе досрочно возвратить полученный кредит, известив об этом банк-кредитор. В соответствии с нормативными указаниями предприятиям в Республике Беларусь может открываться единый счет контокоррент, представляющий собой сочетание счета по учету кредитной задолженности, с текущим (расчетным). Кредитование по счету-контокорренту - способ кредитования по текущему (расчетному) счету, при котором банк перечисляет денежные средства на счета третьих лиц на основании платежной инструкции кредитополучателя (платежной инструкции третьего лица, акцептованной кредитополучателем) или выдает наличные денежные средства с установлением лимита выдачи и лимита задолженности по счету-контокорренту и срока, в течение которого допускается дебетовое сальдо по счету-контокорренту [7]. Применительно к мировой банковской практике при предоставлении кредита по контокоррентному счету предприятию открывается один активно-пассивный счет, на котором отражаются все потоки денежных средств: по кредиту - поступления, по дебету - платежи. Дебетовое сальдо по контокоррентному счету характеризует долг банку или задолженность по ссуде, а кредитовое сальдо - привлечение ресурсов или долг банка клиенту. Проценты, начисляемые в пользу банка, отражаются по дебету и увеличивают долг банку, а проценты в пользу предприятия отражаются по кредиту и уменьшают долг банку. Процент, по дебетовому остатку средств, в пользу банка начисляется по более высокой ставке, чем в пользу клиента по кредитовому остатку. Кредит по контокоррентному счету предоставляется для обслуживания текущей производственной деятельности (осуществления всех видов товарных и нетоварных платежей с использованием безналичных, наличных и взаимных расчетов). Для осуществления затрат по финансированию капитальных вложений и других инвестиций счет контокоррента не применяется. В договоре контокоррента оговариваются размеры допустимого дебетового сальдо и процентов по кредиту, а также размеры увеличения ставки процентов при превышении задолженности по характеризуемому счету. В договоре может предусматриваться и взимание комиссионного вознаграждения за ведение контокоррентного счета. Вознаграждение может устанавливаться в виде оборотной комиссии с суммы оборота, комиссии по каждому виду операций: чековая, вексельная, аккредитивная и другие, смешанной комиссии, включающей комиссию с оборота и комиссию за какую-либо операцию, например, вексельную. Предоставление кредита по контокоррентному счету относится к наиболее рисковым видам кредита, поэтому он, как правило, открывается юридическим лицам с первоклассной кредитоспособностью и имеющим постоянные деловые связи с банком[18c.186].

Размер процентной ставки устанавливается в соответствии с Условиями, утвержденными Правлением Банка, в зависимости от вида кредита и срока пользования.

Кредиты могут предоставлять:

·        На потребительские нужды

·        На медицинские услуги

·        На обучение

·        На благоустройства мест захоронения

·        На строительство, реконструкцию и приобретение индивидуальных жилых домов и квартир

·        Льготные кредиты на обучение, строительство, реконструкцию жилых помещений

·        и другие

При утверждении Правлением Банка новых процентных ставок по действующим кредитным договорам учреждение Банка в одностороннем порядке в соответствии с условиями кредитного договора изменяет процентную ставку с даты, указанной в решении правления банка, и сообщает об этом путем размещения изменных условий на информационных стендах в учреждениях и отделениях Банка в течении 5 рабочих дней с даты принятия решения правлением Банка, опубликования в одной из местных газет ("Советская Белоруссия", "Рэспублiка", "Звязда", "Беларусь сегодня" и др.)

Если кредитополучатель не согласен с размером новой процентной ставки, он вправе досрочно, в течении 20 дней после принятия решения правлением Банка об изменении процентной ставки по кредиту, погасить кредит с уплатой процентов за фактическое время пользования ими по ставке, действующей до изменения процентной ставки.

Для получения кредита и оформления кредитного договора кредитополучатель предоставляет у учреждения Банка следующие документы:

документ, удостоверяющий личность (паспорт, удостоверение беженца, вид на жительство);

заявление-анкету кредитополучателя, зарегистрированное в книге входящей корреспонденции учреждения Банка или журнале регистрации заявлений, в службе кредитования населения.

справки кредитополучателя и поручителей о среднемесячном доходе ха последние три месяца или документы подтверждающие другие источники дохода (срок действия справок - 30 календарных дней после их выдачи).

Работник службы кредитования населения, после получения необходимых документов:

проверяет правильность и полноту предоставленных документов;

рассчитывает размер кредита;

определяет коэффициент платежеспособности кредитополучателя и поручителей;

согласовывает с клиентом способ и порядок погашения кредита и процентов по нему с условиями договора;

Служба безопасности проводит проверку достоверности паспортных данных кредитополучателя и поручителей, а также предоставленных иных документов для получения кредита. Проверка осуществляется по телефону, если возникают сомнения - с выходом на место.

На основе результатов проведенных проверок оформляют письменное заключение. Заключения рассматриваются кредитным комитетом учреждения Банка при решении вопроса о выдаче кредита и хранятся в кредитном досье Кредитополучателя.

При положительном решении о выдаче кредита, на основании протокола заседания кредитного комитета, работник службы кредитования населения:

оформляет два экземпляра кредитного договора и договор(ы) по обеспечению исполнения обязательств;

после визирования руководителями служб предоставляет оба экземпляра кредитного договора и договора о залоге на подпись руководителю учреждения Банка или другому, уполномоченному на это должностному лицу.

В случае принятия отрицательного решения о выдаче кредита в решении кредитного комитета формулируются причины отказа в выдаче кредита. Работник службы кредитования населения в извещении за подписью руководителя учреждения банка сообщает заявителю об отказе в предоставлении кредита. Копии документов, предоставленных кредитополучателем на получение кредита, в выдаче которого было отказано хранятся в службе учреждения Банка в течении одного года.

3. Кредитная система Республики Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития

Первый период охватывает 1990-1992 годы, когда в основном был сформирован пакет законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы кредитной системы и механизмы регулирования, а также уполномоченные органы валютной политики.

Второй период также был краткосрочным: в течение 1993- 1994 годов органами валютного регулирования и контроля разработаны направления реализации девизной политики, определены также процедуры регламентации и рекомендации проведения мероприятий денежной политики.

Третий период (с начала 1994 года по настоящее время) характеризуется совершенствованием и развитием кредитной системы в условиях трансформационной экономики [2, с. 343].

В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем Центрального банка России. Без изменения, в рублях, проводились и безналичные расчеты.

Однако традиционные связи по взаимным поставкам с другими странами, входившими ранее в СССР, рушились. Каждая республика стала создавать инструменты защиты внутреннего рынка от проникновения из других республик таких платежных средств, как рубль: выпускались талоны, купоны, карточки, расчетные билеты, вводились национальные денежные знаки. В Республике Беларусь в 1992 г. были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь (многоразовые купоны) для защиты внутреннего потребительского рынка, и ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этим средством. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не объявлялись национальной валютой, их выпустили в дополнение к основной денежной единице - рублю.

Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Однако по-прежнему российские наличные рубли наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.

Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991 - 1992 гг. выпуска и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на структуру денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь [2, с. 345].

В ее денежный оборот для обслуживания внутреннего оборота дополнительно были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Денежные знаки, отпечатанные до 1993 г., были выкуплены у населения, предприятий и переданы Центральному банку России, а образца 1993 г. - обращались на территории Беларуси, имея законную платежную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам. Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка.

В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что отныне единственным платежным средством в стране признается белорусский рубль, а в налично-денежном обороте - расчетный билет. Это решение было закреплено законодательно постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет, а в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль - билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь в законодательном порядке прошли две деноминации.

В результате первой деноминации белорусского рубля (1994 г.) все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз. Вторая деноминация началась с 1 января 2000 г., она повлекла перерасчеты в соотношении 1000 р. в деньгах старого образца на 1 р. новых денежных знаков.

Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, вид и другие характеристики белорусского рубля, обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, а также хранение, уничтожение изъятых из обращения банкнот и монет. Он может выпускать памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также монеты из драгоценных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты (монеты) Национального банка Республики Беларусь выпускаются в обращение специальным тиражом обычно в качестве объектов коллекционирования и тезаврации. Они отличаются от находящихся в обращении банкнот дополнительными элементами дизайна, а иногда и по номиналу. Памятные банкноты печатаются в ознаменование исторических событий и других важных моментов в жизни страны. Памятные банкноты и монеты являются законным платежным средством и обязательны к приему по номиналу для всех видов платежей без всяких ограничений. Комплекты памятных банкнот (монет) учреждения Национального банка реализуют юридическим и физическим лицам, при этом их стоимость может отличаться от номинальной.

Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличный денежный оборот, могут являться:

бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские билеты);

казначейские билеты;

разменные монеты.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.

Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.

В Банковском кодексе Республики Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) [8, с.158].

Структура денежного оборота как элемента кредитной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию кредитной системы и устанавливает:

порядок ведения кассовых операций и работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;

правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет:

основные принципы построения платежных систем и порядок их применения;

правила банковских переводов;

формы безналичных расчетов;

стандарты платежных инструментов и т. д.

Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного курса (котировка валют) - определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует "цену" денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках [19].

января 2010 года рубль был девальвирован на 20,5 процентов. Со 2 января 2010 года Национальный банк Республики Беларусь перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В состав корзины включены доллар США, евро и российский рубль с равными долями этих валют в корзине.

Начальная рублевая стоимость корзины валют определена на уровне 960 белорусских рублей, что соответствовало величине образующих ее двусторонних обменных курсов: 2650 белорусских рублей за 1 доллар США, 3703 белорусских рублей за евро и 90,16 белорусских рублей за российский рубль. Колебания курса белорусского рубля по отношению к каждой из валют (доллар США, евро и российский рубль) происходят за счет взаимных изменений этих иностранных валют и не должны выйти за 10 % коридор. Динамика курса белорусского рубля по отношению к корзине валют приведена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Динамика курса белорусского рубля по отношению к корзине валют, руб.

Еще одним эффективным инструментом регулирования валютной системы страны является ставка рефинансирования. Национальный банк Республики Беларусь активно использует данный инструмент для поддержания стабильности и стимулирования национального денежного рынка. Так, на протяжении последних трех лет ставка рефинансирования изменялась уже 14 раз (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Динамика ставки рефинансирования

Денежно-кредитная политика в 2006 - 2011 годах была направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования.

В то же время достижение целей и решение задач развития банковского сектора, проведение эффективной денежно-кредитной политики в определенной степени зависят от создания соответствующих макроэкономических условий.

Успешное выполнение Программы развития банковского сектора на 2006-2011 гг. во многом зависело от координации совместных действий Правительства и других органов государственного управления, Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных направлениях денежно-кредитной политики, иных государственных программах страны, а также в планах мероприятий по их реализации. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год прирост депозитов населения был определен в размере 5,6 - 7,2 трлн. рублей. За январь - июнь 2011 г. объем привлеченных средств населения (включая средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, депозиты драгоценных металлов) увеличился на 2 990,8 млрд. рублей или на 15,9 процента, и на 01.07.2011 составил 2 1749,6 млрд. рублей.

В среднем на одного жителя республики на 01.07.2011 приходилось 2 294,2 тыс. рублей сбережений, размещенных в банках, против 1 939,52 тыс. рублей на 01.01.2011. При этом данный показатель в долларовом эквиваленте за январь-июнь 2011 г. увеличился с 677,4 доллара США до 760,2 доллара США или на 12,2 процента. Остатки средств в белорусских рублях составили 10 299,6 млрд. рублей или 47,4 процента в общем объеме привлеченных средств, в иностранной валюте - 11 450,0 млрд. рублей или 52,6 процента.

Динамика привлеченных средств населения в белорусских рублях и иностранной валюте в 2010 году представлена на рисунке 3.3 [21].

Рисунок 3.3 - Динамика привлечения средств населения в 2011 г.

Объем средств в национальной валюте возрос с начала года на 2 203,4 млрд. рублей или на 27,2 процента, а в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) - на 787,4 млрд. рублей или на 7,4 процента. В долларовом эквиваленте инвалютные депозиты физических лиц уменьшились за январь-июнь на 51,0 млн. долларов США или на 1,4 процента и на 01.07.2011 составили 3 491,0 млн. долларов США.

В разрезе банков по-прежнему ведущим в области привлечения депозитов населения является ОАО "АСБ Беларусбанк", удельный вес которого в общем объеме по республике составил 56,2 процента на 01.07.2011 (рисунок 3.4, рисунок 3.5) [21].


Рисунок 3.4 - Распределение депозитов населения в разрезе областей по состоянию на 01.07.2011

Рисунок 3.5 - Распределение депозитов населения по банкам на 01.07.2011.

Динамику развития активных банковских операций в Республике Беларусь характеризует и тот факт, что на протяжении последних 3 лет общая кредитная задолженность населения банкам неуклонно росла (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 - Кредитная задолженность населения банкам, 2009-2011 гг., млрд. руб.

Банками предлагаются различные кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс-кредиты), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек. Расширяется перечень предлагаемых банками видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей.

Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее - МВФ). С 2001 по 2005 год объем сделок на валютных рынках увеличился в 6 раз, а поступление валютной выручки на счета субъектов хозяйствования - в 4,7 раза.

Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.

Как известно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами [21].

Несмотря на динамичное развитие в 2007-2011 гг. национальной экономики Республики Беларусь и кредитной системы страны, следует выделить ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие кредитной системы.

Основные из них с рекомендациями по устранению представлены ниже:

) все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования. Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты. Целесообразным представляется освободить крупнейшие банки страны от кредитования убыточных и малоприбыльных государственных программ и строительства жилья;

) сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Несмотря на отмену многих налоговых платежей на протяжении последних лет, их количество все еще необходимо значительно уменьшать, а механизм уплаты оптимизировать;

) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей. Основным фактором исправления ситуации в данной сфере должно являться привлечение значительных объемов инвестиционных ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также более активная приватизация государственной собственности;

) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны, которая может быть преодолена на основе коренной технологической и структурной перестройки производства;

) ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов, которая должна быть преодолена, прежде всего, посредством формирования в глазах потенциальных инвесторов имиджа Республики Беларусь как надежного партнера и хорошего варианта вложения средств;

) необходимо повысить инновационную активность, разработать механизм трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

Следует отметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающие развитие денежного оборота и проведение денежно-кредитной политики, тесно связаны с факторами, ограничивающими функционирование банков.

К числу рекомендаций, интенсифицирующих развитие кредитной системы, можно отнести:

повысить эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса, связанную с уменьшением реализации крупными банками государственных программ, а также с уменьшением бесплатного расчетно-кассового обслуживания операций с бюджетными средствами, в совокупности с повышением уровня бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

уменьшение и страхование высоких рисков кредитования, связанных с недостаточно устойчивым финансовым положением кредитополучателей некоторых секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления;

снижение у банков неоправданных рисков при выполнении ими посреднических (агентских) функций по обслуживанию внешних государственных займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам;

развитие корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках, учитывающую в полной мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и характеризующуюся наличием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приведет к повышению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков;

повышение обеспеченности банковского сектора долгосрочными ресурсами, что в условиях высокой инвестиционной активности банков, и в первую очередь при реализации важнейших государственных программ, приведет к сбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к повышению устойчивости функционирования банковского сектора, расширению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к снижению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком;

развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений;

развитие рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, что будет стимулировать как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловит развитие инструментов управления ликвидностью банков.

Таким образом, становление денежно-кредитной политики, кредитной системы и политики в Республике Беларусь прошло три этапа. Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, регулирует проведение валютных операций. К основным достижениям валютной политики можно отнести то, что белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.

Важнейшими целями функционирования кредитной системы и валютной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов валютного регулирования и используется для поддержания устойчивости валютной системы.

Заключение


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения. Современная национальная кредитная система состоит из трех основных звеньев: банковской системы; специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений; кредитных объединений. Можно выделить три основные уровни системы принципов кредитной системы: общеэкономические принципы, особые принципы, частичные, единичные принципы.

В настоящее время есть несколько основных видов кредитных систем: двухуровневая система; централизованная монобанковская система; Федеральная резервная система США. Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой, сложились двухуровневые банковские системы. Можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). В рыночной экономике существуют разные формы кредитного регулирования: рефинансирование коммерческих банков; переучет векселей; операции на открытом рынке.

Становление денежно-кредитной политики, кредитной системы и политики в Республике Беларусь прошло три этапа. Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует функционирование кредитной системы, организацию наличного денежного обращения, регулирует проведение валютных операций. Важнейшими целями функционирования кредитной системы и валютной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов валютного регулирования и используется для поддержания устойчивости валютной системы.

Список использованных источников


1.     Агапова, Т.А. Серегина, С.Ф. Макроэкономика - М.: Издательство Инфра-М, 2009 г. - 416 с.

2.      Воробьев, В.А., Бондарь, А.В.. Макроэкономика: учебное пособие - Мн.: 2009. - 543 с.

.        Денежная система и ее элементы. [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.nuru.ru/fin/010.htm. - Дата доступа: 27.03.2011.

.        Денежные системы. Типы денежных систем. [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/biznes-21/24.htm. - Дата доступа: 27.03.2011.

.        Долан, Э.Дж., Линдсей, Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ "Литература плюс" 2008. - 412 с.

.        Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 2010. - 783 с.

.        Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 2009. - 974с.

.        Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г.Никитенко и др. - Мн.: Равноденствие, 2009. - 295 с.

.        Макроэкономика: учебное пособие для экономических специально-стей / Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылевой. - Москва: Инфра-М, 2008. - 388 с.

.        Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики: перевод с английского - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2007. - 573 с.

.        Национальная валютная система. [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: finless.ru/?page_id=6. - Дата доступа: 27.03.2011.

.        Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие для студен-тов высших учебных заведений - Мн.: БГЭУ, 2009. - 178 c.

.        Носкова, И.Я., Максимова, Л.М. Международные экономические отношения. - М.: Экономик-пресс, 2008. - 282 с.

.        Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: под редакцией Круглова В.В. - М., "Инфра-М", 2008. - 243 с.

.        Развитие валютной системы РБ [Электронный ресурс]. - Режим дос-тупа: www.nbrb.by/bv/narch/216/1.pdf. - Дата доступа: 27.03.2011.

.        Современные деньги [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.studentmax.ru/3-15.htm. - Режим доступа: 15.03.2011.

.        Тищенко, И.Н. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Мн.: БГЭУ, 2007. - 442 с.

.        Васильева, И. П. Мировая валютная система и курсы валют: учебное пособие / И.П.Васильева, О.В.Хмыз. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - 126 с.

.        Галеев, В.Р. Трансформация содержания и методов взаимодействия Бреттон-Вудских институтов с национальными экономиками в условиях глобализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 / Галеев Виктор Равильевич. - М., 2009. - 23 с.

.        Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 527 с.

.        Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www. nbrb.by. - Режим доступа: 25.03.2011.

22.    Interpreting globalization: neoliberal and internationalist views of changing patterns of the global trade and financial system / John Quiggin. - Geneva: UN, 2009. - 55 p.

23.   http://dfk-dfr.com/load/34-1-0-2602#ixzz2L4ABodys

Похожие работы на - Кредитная система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!