Денежно-кредитная система и её роль в развитии экономики (на материалах Республики Беларусь)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    350,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная система и её роль в развитии экономики (на материалах Республики Беларусь)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономики



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Макроэкономика"

на тему: "Денежно-кредитная система и её роль в развитии экономики (на материалах Республики Беларусь)"











Могилёв 2013

Содержание


Введение

1. Денежно-кредитная система: сущность

2. Структура современной денежно-кредитной системы Республики

3. Пути развития денежно-кредитной системы Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Денежно-кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. В кредитно-денежной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. Государственный банк - обычно Центральный банк страны, единый эмиссионный центр. Он регулирует денежное обращение, определяет кредитную политику страны, распределяет и перераспределяет ресурсы, контролирует основные направления деятельности коммерческих банков, устанавливает официальные курсы рубля к иностранным валютам. Основной задачей банковской системы является обеспечение устойчивости денег. Достигается это, прежде всего, регулированием кредитных операций и проведением экономически обоснованной денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси). Денежно-кредитная политика Центрального банка - система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Центрального банка страны (высший уровень), универсальных и специализированных коммерческих банков (второй уровень), а также из примыкающих ко второму уровню небанковских кредитно-финансовых учреждений и организаций.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как от состояния денежно-кредитной системы страны зависит экономическое развитие Республики Беларусь и благосостояние ее населения. В настоящее время существует множество публикаций на тему денежно-кредитная система. Ведущую роль в развитие данной сфере занимают такие учёные как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Дж. М. Кейнс. Так же можно выделить труды таких российских учёных С. Глазьев, А. Илларионов, О. Лаврушин. Отдельные аспекты данной темы изложены в работах таких белорусских экономистов, как В.Н. Усоский, Г.А. Шмарловская.

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью, задачи будут следующими:

определение создания и сущности денежно-кредитной системы Республики Беларусь;

изучение структуры денежно-кредитной системы Республики Беларусь;

рассмотрение путей развития денежно-кредитной системы в Республики Беларусь.

Объектом исследования данной курсовой работы является денежно-кредитная система Республики Беларусь.

Предметом исследования выступает денежно-кредитная система и пути её развития в Республики Беларусь.

В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия вопросов использовалась информация из различных учебников и учебных пособиях. При написании работы были использованы учебники и учебные пособия специалистов в области экономической теории, финансов: Т.А Агапова, В.Н. Шимов, Н. Б. Антонова и д.р.

1. Денежно-кредитная система: сущность

Денежно-кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.[1]

В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками.

Денежно-кредитная система базируется на реализации сложных экономических отношений играющих связующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей.

В мире существуют различные денежно-кредитные системы, которые, как правило, законодательно закреплены в каждом государстве.

Денежно-кредитная система аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

В основе денежно-кредитной системы лежит денежная система и кредитная система. Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закреплённая национальным законодательством, денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. В Республике Беларусь денежным знаком выступает белорусский рубль.

К важнейшим четырем компонентам денежно-кредитной системы относятся:

·        Национальная денежная единица (рубль, доллар, франк, марка, иена, крона и т.д.), в которой выражаются цены товаров и услуг.

·        Система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте.

·        Система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение.

·        Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.[2, c. 110]

В зависимости от вида обращающихся денег выделяются два основных типа систем денежного обращения:

·        системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и(или) серебряные монеты, которые выполняют функции денег, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (в монетах или слитках);

·        системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств в безналичной и наличной формах. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах.

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, находящихся в распоряжении экономических агентов.

В структуре денежной массы выделяются активная часть (денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот) и пассивная часть (денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами). Таким образом, денежную массу составляют как наличные деньги (бумажные деньги и мелкая разменная монета), так ибезналичные деньги, когда используются банковские счета. Кроме того, в структуру денежной массы входят "квазиденьги" - денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитах, сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства, и др.

Совокупность наличных денег и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги Центрального банка. Их называют монетарной, или денежной, базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.[3]

Кредитная система - это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношений. кредитный денежный банк финансовый

Сущность и функции кредита в его различных формах реализуются через кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.

С точки зрения функционального аспекта, под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.

С точки зрения институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.

Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть из следующих банковских операций:

·        привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, причем привлекать денежные средства физических лиц могут только организации старше одного года;

·        размещение этих средств от своего имени и за свой счет;

·        открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

·        осуществление расчетов по поручению владельцев счетов; - инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;

·        купля и продажа иностранной валюты;

·        привлечение и размещение драгоценных металлов; - выдача гарантий.

При этом банки - это кредитные организации, которые имеют право в комплексе осуществлять первые три операции, а небанковские кредитные организации могут осуществлять лишь отдельные банковские операции. Кредитные организации могут также осуществлять различные виды сделок: факторинговые, трастовые и лизинговые операции, выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой.       

Кредит является особой формой движения фонда денежных средств - ссудного капитала. Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности.

Основными источниками ссудного капитала служат:

·        денежные резервы экономических агентов, высвобождаемые в процессе кругооборота капитала;

·        денежные резервы, выступающие в виде специальных денежных фондов;

·        денежные доходы и сбережения всех слоев населения; - государственный денежный резерв;

·        эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с потребностями роста оборота наличных денег.

Кредит - это экономическая категория, выражающая отношения, проявляющиеся в том, что различные хозяйствующие организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства, на условиях возвратности, срочности, платности.

Кредитные отношения могут выражаться в различных формах кредита, таких как коммерческий кредит, банковский кредит, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, государственный, международный.

Коммерческий кредит - разновидность кредита суть которого состоит в передаче одной стороной(кредитором) другой стороне(заёмщику) денежных сумм или других вещей. Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.

Банковский кредит - представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны - определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности.

Банковский кредит подразделяется на активный и пассивный. В первом случае банк выступает кредитором, во втором является заёмщиком. Банк может входить в кредитные отношения с другими банками и иными кредитными организациями.

Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования.

Под ипотечным кредитом понимается ссуда под залог недвижимости. Она выдается на приобретение, строительство жилья, покупку земли, т.е. имеет долгосрочный характер. Ипотечный кредит считается одним из наиболее "надежных" для кредитора.

Межбанковский кредит - это такая форма кредита, при которой и заемщиком, и кредитором выступают банки.

Межхозяйственный кредит сходен с коммерческим кредитом, но не имеет товарной основы: подразумевает предоставление денежных средств взаймы различными хозяйствующими субъектами.

Государственный кредит следует подразделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов (размещая государственные ценные бумаги на финансовом рынке) для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.     Международный кредит отражает движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные фирмы, банки, государственные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.[1]

         Современная кредитно-денежная система представляет собой многоуровневый механизм (рисунок 1) аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:

·        Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

·        Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.

·        Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудосберегательные ассоциации, кредитные союзы.

Рисунок 1 - Современная кредитно-денежная система

 

Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. В Республики Беларусь, так же присутствует трёхъярусная схема кредитной системы, основой которой является банки.

2. Структура современной денежно-кредитной системы Республики Беларусь

Крах административного социализма вызвал распад СССР на ряд суверенных государств. Однако ликвидация Советского Союза не сразу привела к разделению единой денежной системы. Примерно до середины 1992 г. рубль продолжал оставаться общей денежной единицей для бывших советских республик.

В Республике Беларусь в это время продолжают обращаться денежные знаки Госбанка СССР, а затем и Центрального банка России. В конце 1991 - 1992 гг. от имени уже не существовавшего Советского Союза были осуществлены эмиссии бумажных денег достоинством 50, 200, 500 и 1000 руб. образца 1992 г.

19 октября 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение, согласно которому единым законным платежным средством на территории страны является белорусский рубль. Основы денежной системы государства были определены Законом "О Национальном банке Республики Беларусь", который дополнился новым разделом, содержащим 10 статей.

Становление национальной денежной системы республики сопровождалось высокими темпами инфляции, использованием механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, имевших нерыночный характер.[4,с. 154]

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

На рост денежной массы наряду с Национальным банком большое влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета. На основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки.

На базе Белорусского Республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь.

Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк.

В конце 80-х - начале 90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки.

Среди них -Беларусбанк(основан в 1991 г.), Приорбанк(основан в 1989г.), Бресткомбанк(основан в 1991 г.) и другие [5]

На сегодня в Беларуси зарегистрировано 31 банка, в том числе 8 из которых со 100-процентным иностранным участием в капитале. Число филиалов действующих банков на территории Республики составляет 105банка, из которых 35 - филиалы ОАО "АСБ "Беларусбанк", 55- филиалы ОАО "Белагропромбанк" (таблица 1)

Таблица 1 - Сведения о банках Республики Беларусь (на начало года

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Зарегистрировано банков, единиц

 31

 32

 31

 31

 32

 31

Зарегистрировано банков со 100-процентным иностранным участием в капитале, единиц

 8

 8

 8

 9

 8

 8

Число филиалов действующих банков на территории Республики Беларусь, единиц

323

 264

 226

 138

 105

105

Доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банков, %

20,8

23,2

25,7

 230

 7,9

7,7

Зарегистрированный уставный фонд действующих банков, трлн. руб.

7,76

9,56

12,02

27,6

29,8

29,85

Соотношение пассивов (активов) банков по отношению к ВВП, %

39,7

53,4

53,2

103,4

 61

65,4


Банк - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме и имеющее исключительное право на осуществление в установленном законом порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады (депозиты) и размещение указанных средств на условиях возвратности, платности, срочности.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики.

Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы.

В настоящее время банковская система Республики Беларусь состоит из двух ярусов:

·        Национальный банк Республики Беларусь. Он выполняет функции центрального банка страны: осуществляет государственную регистрацию и регулирование деятельности банков, лицензирование банковской деятельности, регулирование кредитных отношений и денежного обращения, определение порядка расчетов и исключительное право эмиссии денег.

·        Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

В соответствии с Уставом Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь в том числе означает :

·        Утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

·        Назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

·        Определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита деятельности Национального банка;

·        Утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:

) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;

) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;

) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:

-   проведение единой государственной денежно-кредитной политики

    регулирование денежного обращения;

    валютное регулирование;

    выполнение функций центрального депозитария;

    организация и осуществление валютного контроля;

    организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

    консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;

    совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;

    государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

    выдача лицензий на осуществление банковских операций;

    надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;

    регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

    регулирование кредитных отношений;

    осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;

    определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;

    создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;

    осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;

    регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

    проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;

    инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.[2, c. 111]

Коммерческие банки используют, как правило, систему клиринга, т.е. взаимных соглашений, при которых существующие между банками задолженности оплачиваются посредствам суммирования всех объёмов взаимных платежей в течении определённого периода времени и фактической уплаты разницымежду взаимными платежами банков друг другу в конце рабочего дня.

Появление кредитных денег изменило форму существования денег. Это не только бумажные деньги, но и вклады в банковской системе. Поэтому в зависимости от степени ликвидности выделяют несколько денежных агрегатов. В республики Беларусь денежные агрегаты учитываются следующих образом:

Mₒ - наличные деньги в обращении;

M₁ (денежная масса в узком смысле) = Мₒ + депозиты до востребования населения, хозяйствующих субъектов, местных органов власти;

М₂ (общая сумма денежной массы в рублях) = М₁ + срочные депозиты населения, хозяйствующих субъектов, органов власти + средства, размещенные в ценных бумагах;

М₃ (общая сумма денежной массы) = М₂ + депозиты в иностранной валюте.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М₁ и М₂. Разницу между ними часто обозначают как "квазиденьги".[2,с. 112]

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. В настоящее время в Республике Беларусь в нормальном режиме работает 31 коммерчески банк.

Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:

трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки привлекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;

трансформация сроков. Банки привлекают и размещает ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансируют интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;

трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов.

К основным видам деятельности банков второго уровня относятся:

предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;

кассовое обслуживание;

открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению;

ломбардная деятельность;

факторинг и форфейтинг;

поручительство (предоставление гарантий);

доверительное управление активами;

банковское хранение;

предоставление сейфов в имущественныйнайм;

перевозка ценностей;

деятельность по обмену валюты;

инвестиционное посредничество;

финансовое посредничество;

дилинг с наличной и безналичной валютой;

деятельность депозитария;

инвестиционное консультирование;

финансовое консультирование;

деятельность инвестиционного банкира;

деятельность инвестиционного поверенного;

выпуск векселей;

скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится:

порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно;

контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

норматив не денежной части уставного фонда банка;

норматив ликвидности банка;

норматив достаточности банка;

норматив обязательных отчислений в фонд резервов;

норматив максимального риска на одного заемщика и др.

Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспечения устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными.

Специализированные банки могут различаться специализацией, причем наиболее важной является функциональная специализация банка, определяющая характер его деятельности (рисунок 2)

Рисунок 2 - Критерии специализации банков

 

Структура современной кредитной системы представляет собой совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений.

Кредит - это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:

·        расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;

·        перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;

·        обеспечивает экономию издержек обращения;

·        ускоряет концентрацию и централизацию капитала [8, с. 221].

Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.

Однако, учитывая тесную взаимосвязь банковской и кредитной систем, необходимо отметить, что в ряде литературных источников делаются небесспорные попытки сделать различие между понятиями "банки" и "кредитные учреждения". В частности, утверждается, что банки являются финансовыми институтами универсального типа и обладают правом создания платежных средств и регулирования массы денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операциях и лишь перераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банками и кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело в том, что как, первые, так и вторые и выполняют значительное количество операций. В частности, классическими операциями коммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов [9, с. 242].

Основа функционирования кредитной системы - товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.

Ядром кредитной системы является банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений

Кредитные операции в экономике могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями. Однако, основными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственного оборота являются банки. Тем не менее, всегда выделяют две основные подсистемы организации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений (институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских) учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитных отношений формируются два основных звена кредитной системы:

)        банковские учреждения, формирующие банковские систему;

)        небанковские (парабанковские) учреждения, формирующие небанковскую (парабанковсукю) систему.

Как видно на рисунке 3, что банковская система представлена банками и другими учреждения банковского типа, а небанковская (парабанковская) система - специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными учреждениями. При этом сама кредитная система состоит из, соответствующим образом организованных, звеньев управления или иерархичной образом организованных звеньев управления или иерархичной структуры составляющих ее элементов, к которым относятся центральный орган и низовые (функциональные) органы [9, с. 239].

Кредитная система Республики Беларусь включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования - банковская деятельность.

Банковская деятельность - совокупность, осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Рисунок 3 - Организационная структура кредитной системы

Рассмотрим результаты регулирования денежно-кредитной системы Республики Беларусь:

Ситуация на валютном рынке в 2013 г. характеризовалась следующими показателями (таблица 2).

Таблица 2 - Информация об операциях на валютном рынке млн. долларов США

Секторы валютного рынка

Продано валюты

Куплено валюты

Сальдо

Субъекты хозяйствования: Резиденты

19057,3

18660,7

-396,6

Нерезиденты

3907,7

4654,1

746,4

Физические лица

6863,0

8530,5

1667,6

Итого

29828,0

31845,4

2017,4


Дневные колебания курса белорусского рубля к доллару США в 2013 году составляют от 1,54 до 1,78 процента при среднем дневном изменении курса 0,21 процента.

Дневное изменение курса белорусского рубля к евро в 2013 году находилось в пределах от 2,6 до 2,2 процента при среднем дневном изменении курса 0.34 процента. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1 - Изменение официального курса белорусского рубля в 2013 г.

охранился интенсивный рост кредитов банков субъектам хозяйствования и населению (таблица 3).

Таблица 3 - Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения

Наименование вида деятельности

Январь 2013

Февраль 2013

Март 2013

Апрель 2013

Май 2013

Июнь 2013

Сельское хозяйство

1 034 469,1

834 587,7

1 975 210,3

2 007 500,2

1 993 887,2

2 062 342,3

Горнодобывающая промышленность

54 896,2

2 481 471,9

528 534,7

33 012,0

88 378,5

1 351 994,5

Обрабатывающая промышленность

5 156 177,6

4 263 710,1

7 431 528,5

6 726 620,6

8 435 255,8

7 403 539,1

Производство и распределение электроэнергии

453 985,2

485 470,5

844 917,6

316 412,3

457 366,3

173 653,3

Строительство

585 079,7

840 804,4

392 092,5

412 542,9

435 500,0

503 880,0

Торговля, ремонт автомобилей

2 459 296,0

1 953 344,6

2 916 953,5

4 464 061,8

2 843 711,5

2 409 004,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

278 546,6

304 611,6

330 515,0

282 738,2

823 936,2

1 019 257,0

Другие виды экономической деятельности

414 943,3

367 365,4

533 314,8

1 231 229,6

738 729,6

1 299 037,8


В наличном обороте денежная база в широком смысле включает в себя: наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; средства в фонде обязательных резервов; средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном Банке РБ.

Денежная база в узком смысле включает в себя только наличные деньги, в том числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда обязательных резервов в Центральном Банке РБ.

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком РБ. Приём, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым операциям в Национальном банке РБ и кассовым операциям в коммерческих банках РБ, правилами организации наличного денежного оборота.

Оборот наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Динамика денежных агрегатов в январе - декабре 2012 г. формировалась под влиянием экономических условий. В таблице 4 приведем динамику широкой денежной массы и ее составляющих за 2012 год [10].

Таблица 4 - Динамика широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год. В миллиардах рублей

На 01.01.2012

На 01.12.2012

На 01.01.2013

Откл. (+,-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Наличные деньги в обращении (М0)

6 711.8

10 227.2

11 307.3

4595,5

168,47

Переводные рублевые депозиты

13 628.5

18 657.0

23 130.9

9502,4

169,72

физических лиц

4 491.0

7 624.9

9 081.9

4590,9

202,22

юридических лиц

9 137.5

11 032.2

14 049.0

4911,5

153,75

Активная рублевая денежная масса

20 340.3

28 884.2

34 438.2

14097,9

169,31

Срочные рублевые депозиты

20 825.2

31 737.9

31 163.6

10338,4

149,64

физических лиц

9 363.0

14 733.4

15 195.6

5832,6

162,29

юридических лиц

11 462.2

17 004.5

15 967.9

4505,7

139,31

Денежная масса в национальном определении - М2

41 165.5

60 622.2

65 601.8

24436,3

159,36

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

2 189.1

2 332.4

2 535.3

346,2

115,81

Рублевая денежная масса (М2*)

43 354.6

62 954.6

68 137.1

24782,5

157,16

Депозиты в иностранной валюте, млн. долларов США

63 753.1

87 698.1

88 231.1

24478

138,39

физических лиц

2 223.6

3 485.9

3 621.3

1397,7

162,86

юридических лиц

12 601.7

13 365.1

12 002.0

-599,7

95,24

Депозиты в драгоценных металлах

392.4

382.9

354.0

-38,4

90,21

Широкая денежная масса (М3)

111 195.3

156 037.2

160 761.4

49566,1

144,58

Денежная масса в белорусских рублях (агрегат М2*) в ноябре 2012 г. увеличилась на 3,5 трлн. рублей, или на 6 процентов. Рублевая денежная масса в белорусских рублях (денежный агрегат М2*) за 2012 год увеличилась на 57,16 процента (на 24,782 трлн. рублей) и на 1 января 2013 г. сформировалась в объеме 68,137 трлн. рублей. При этом наибольшая часть (76,6 процента) ее прироста за декабрь 2012 г. была сформирована за счет активной рублевой денежной массы.

Увеличение рублевой денежной массы с начала 2012 года сложилось за счет роста наличных денег в обращении, переводных депозитов физических лиц, срочных депозитов и ценных бумаг, выпущенных банками, при снижении переводных депозитов юридических лиц.

Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат М1) за 2012 год возросла на 69,31 процента (на 14,097 трлн. рублей).

Наличные деньги в обороте за 2012 год увеличились на 68,47 процента и по состоянию на 1 января 2013 года составляют 11,3 трлн.руб.

Наибольшими темпами выросли переводные депозиты физических лиц и срочные депозиты физических и юридических лиц. Переводные рублевые депозиты на 1 января 2013 г. сформировались в объеме 23,13 трлн. рублей и за 2012 год увеличились на 69,72 процента (на 9,5 трлн. рублей) при их снижении за 2011 год на 16,9 процента. В январе-ноябре 2012 г. прирост в реальном выражении переводных депозитов составил 37,8 процента, срочных депозитов - 25 процентов. На 1 декабря 2012 г. вклады физических лиц в национальной валюте составили 22,4 трлн. рублей, а в иностранной - 6,1 млрд. долларов США.

Больший удельный вес в структуре переводных рублевых депозитов приходится на юридических лиц, что составляет по состоянию на 1 января 2013 года 14,0 трлн.руб. Переводные рублевые депозиты юридических лиц за 2012 год увеличились на 53,75 процента, или на 4,9 трлн. рублей (за 2011 год они 34,4 процента). Переводные рублевые депозиты физических лиц за 2012 год увеличились в два раза (на 4,59 трлн. руб.), что составляет по состоянию на 1 января 2013 года 9,08 трлн.руб.

Наибольший удельный вес в объеме (75,2 процента) рублевых депозитов физических лиц на 1 января 2013 года пришелся на срочные депозиты, которые выросли за 2012 год на 49,64 процента (на 10,33 трлн. рублей).

Срочные рублевые депозиты юридических лиц за 2012 год увеличились на 39,31 процента, или на 4,05 млрд. рублей. Срочные рублевые депозиты физических лиц за 2012 год увеличились на 62,29 процента, или на 5,83 млрд. рублей. Их увеличение обусловлено высокой привлекательностью сбережений в национальной валюте.

Широкая денежная масса в ноябре 2012 г. увеличилась на 3,2 процента против 0,2 процента в октябре 2012 г. На 1 декабря 2012 г. она составила 156 трлн. рублей. Рост широкой денежной массы был обусловлен ростом рублевой и валютной составляющей.

За ноябрь 2012 г. валютная составляющая широкой денежной массы увеличилась на 0,8 процента, или на 82,1 млн. долларов США вследствие прироста, депозитов в иностранной валюте на 265,4 млн. долларов США и депозитов в драгоценных металлах на 0,7 млн. долларов США., при снижении ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте на 184 млн. долларов США.

Широкая денежная масса на 1 января 2013 года составила 160,76 трлн. рублей и за 2012 год увеличилась на 44,58 процента, или на 49,56 трлн. рублей. В структуре широкой денежной массы на 2 процентных пункта возросла доля рублевой составляющей (с 54,4 процента на 1 января 2012 г. до 56,4 процента на 1 января 2013 г.). Рублевая денежная база на 1 декабря 2012 г. сложилась в объеме 27,1 трлн. рублей и снизилась за октябрь 2012 г. на 0,3 трлн. рублей. Снижение рублевой денежной базы в ноябре 2012 г. произошло за счет операций Национального банка (на 1,6 трлн. рублей, в основном за счет возврата банками ресурсов, полученных в рамках операций по поддержке ликвидности), тогда как операции Правительства способствовали ее росту (на 1,3 трлн. рублей, в основном за счет траты депозитов Правительства) По итогам декабря золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на 112,6 млн. долларов США и, по предварительным данным, на 1 января 2013 г. составили 8095,0 млн. долларов США в эквиваленте. В национальном определении объем золотовалютных резервов сократился на 134,3 млн. долларов США и на 1 января 2013 г. составил 8763,1 млн. долларов США в эквиваленте.

На снижение объема золотовалютных резервов в декабре 2012 года оказало влияние погашение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, а также уменьшение стоимости золота на международном рынке драгоценных металлов.

Поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Действия Национального банка Республики Беларусь в 2012 году были направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики. Приоритетом денежно-кредитной политики установлена ценовая стабильность (в 2012 году - снижение инфляции до 22 процентов).

Для достижения данной цели проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.

Процентная политика Национального банка выступала в качестве основного антиинфляционного инструмента. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года осталось достаточно высоким - 30 процентов годовых. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений. Срочные вклады (депозиты) населения в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на 5,8 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 1,9 млрд. долларов США. В последнее время в РБ обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.[10]

Таким образом, подводя итог данной главы, можно сделать следующие выводы и предложения для повышения эффективности функционирования денежно-кредитной системы Республики Беларусь.

Для преодоления финансово-экономического кризиса требуется осуществить целый ряд стабилизационных мер, которые образно можно назвать "шоковой терапией финансово-экомического кризиса 2008-2012 гг.". Денежно-финансовые методы данной терапии могут состоять в следующем: жесткой монетарной политике, проявляющейся не только в резком сокращении кредитной эмиссии, но и в использовании относительно высоких процентных ставок по кредитам при резком ограничении льготного кредитования (будет способствовать кредитованию высокоэффективных проектов); ограничении бюджетного дефицита за счет значительного сокращения расходов на госаппарат, силовые структуры, ненужное строительство и т.п.; широком введении внешней конвертируемости белорусского рубля (в настоящее время значительное распространение получила внутренняя конвертируемость) и либерализации внешнеэкономической деятельности и т.п.

Что же касается чисто денежной сферы, то здесь следует отрегулировать спрос и предложение денег в экономике, дорогих и дешевых денег, экспансионистскую и рестрикционную монетарную политику, депозитно-ссудную политику, дефицитное финансирование нехватки денег из госбюджета путем выпуска и размещения на денежно-финансовом рынке крупных правительственных займов, соотношение покупательной способности денег и динамики (уровня) потребительских цен и т.д.

3. Пути развития денежно-кредитной системы Республики Беларусь

Одним из наиболее важных аспектов денежной системы Республики Беларусь является валютная интеграция Беларуси и России. Существуют различные взгляды на данную проблему. Вместе с тем их сближает общее мнение, что эти действия должны быть продуманными, экономически и политически выверенными, осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды.

Наиболее актуальным направлением развития денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации.

Постсоветские отношения между Россией и Беларусью всегда выгодно отличались от отношений других бывших союзных республик отсутствием принципиальных противоречий. Уже поэтому вскоре после распада СССР предпринимались попытки решить "денежный" вопрос. Но всякий раз от объединения денежных систем по тем или иным причинам приходилось воздерживаться. Вот и теперь предполагалось, что еще с 1 января прошлого года наши государства перейдут на использование российского рубля в качестве общего платежного средства. Потом этот срок был отнесен на год, и еще раз - на более поздний период. Хотя, как не раз заявляли руководители банковских систем наших стран, технически они уже готовы к переходу на общий рубль.

В мировой практике существуют многочисленные интеграционные объединения, опыт создания которых используется при формировании основ интеграции Беларуси и России. При этом наиболее часто в литературе встречаются ссылки на опыт валютной интеграции в Евросоюзе. Необходимо отметить, что при объединении европейские страны не ставили перед собой цель введения единой валюты. Более того, даже если ЕС и решился на введение общей денежной единицы, то это стало скорее исключением из правила на фоне всех остальных интеграционных группировок. Ведь созданная в 1994 году зона свободной торговли НАФТА не ставит перед собой цель объявить доллар валютой Канады и Мексики. Да и другие объединения (МЕРКОСУР, АСЕАН) функционируют скорее с целью извлечения максимальных преимуществ от взаимной торговли, нежели направляют интеграционные процессы в сторону введения общей денежной единицы. [11, c.15]

Однако помимо Европейского союза есть и другие примеры, которые могут быть интересны с точки зрения валютной интеграции Беларуси и России. Безусловно, привлекает внимание опыт объединения денежных систем ФРГ и ГДР. Этот пример в какой-то степени схож с белорусско-российской интеграцией, так как в обоих случаях более развитое государство объединялось с менее сильным. К тому же по сути это единый народ, который исторически долгое время находился в рамках одного государства.

Беларусь - это самостоятельное и независимое государство, а не северо-западный край другой страны. К тому же, как известно, объединение денежных систем обеих частей Германии привело к крупным негативным экономическим последствиям, несмотря на многомиллионные вливания ФРГ в экономику ГДР. Так, в Германии уровень безработицы в 1990-е годы стал одним из самых высоких в Европе (10%), рабочая сила из восточных земель начала интенсивно перемещаться в западные, темп развития экономики сократился (0,8%), доходы населения восточной части так и не достигли уровня западной. Объединение сказалось в целом на всем Евросоюзе. Рост бюджетного дефицита в ФРГ ослабил немецкую марку, которая была основой реализации идеи евро. Это привело к спекулятивному давлению практически на все европейские валюты, а затем - к девальвации лиры, фунта, расширению пределов колебаний европейских валютных курсов и выходу Великобритании из европейского механизма обменных курсов.

Так же можно выделить несколько групп проблем связанных со стабилизацией денежной сферы, которые к сожалению еще не решены.

Первая группа проблем возникла потому, что стабилизация белорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами чисто денежного характера. Достижение положительного уровня процентных ставок в реальном выражении, постепенное сокращение относительных масштабов эмиссии, а главное, переход к единому обменному курсу национальной валюты - все это обусловило постоянный рост доверия к национальной валюте, что проявлялось в стабильном увеличении поступающей в страну валютной выручки.

Вторая группа проблем в области денежно-кредитной системе связана с тем, что возрастает сложность и масштабность решаемых задач. Если в предыдущие годы одна из целей монетарной политики заключалась в том, чтобы нормализовать ситуацию, то сегодня задача направлена на достижение международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение ее траспарентности, качества банковских услуг и технологического потенциала банков. Кроме того, необходимо обеспечить устойчивую стабильность денежной системы, а это помимо невысоких и предсказуемых темпов инфляции и девальвации предполагает достижение умеренных процентных ставок и показателей их дифференциации по видам операций и срокам. За последние годы здесь заметен существенный прогресс.[12, с.5]

Третья группа проблем связана с недостаточным финансовым потенциалом банковской системы. Белорусские банки, по международным меркам, можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, это противоречит принципам безопасного ведения банковских операций, так как даже самый надежный заемщик все же не может гарантировать своевременный возврат кредита на все 100%, никто полностью не застрахован. [13, с.196]

Нельзя не сказать о четвертой группе проблем, связанных с осложнением ситуации в мировой денежной и финансовой системе. В прежние годы, когда темпы инфляции и девальвации в республике были высоки, динамика курсов других твердых валют не сильно интересовала. Сегодня белорусский рубль может не только ослабляться, но и укрепляться по отношению к тем или иным свободно конвертируемым валютам. И при определении параметров курсовой политики необходимо это учитывать. Причем проблема реформирования мировой валютно-финансовой системы является очень серьезной. [10, c.6]

Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышения эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком. Это обеспечит финансовую стабилизацию, необходимую для структурной перестройки национальной экономики. Национальному банку также целесообразно расширять взаимовыгодное сотрудничество в сфере денежно-кредитной системе, в том числе с международными финансовыми организациями.

В кризисных условиях особое значение приобретает разработка теории монетарной политики кризисных периодов национальной и мировой экономики, предполагающая уточнение места и роли центрального и коммерческих банков в условиях воспроизводственного кризиса, исследование взаимоотношений, складывающихся между банками разного уровня, а также между банками и субъектами хозяйствования реального сектора экономики, определение оптимальных условий более полного использования потенциала центрального и коммерческих банков для решения макро- и микроэкономических проблем. Для этого необходимо совершенствовать не только традиционный денежно-кредитный инструментарий, но и разрабатывать новые формы и методы монетарного воздействия на экономическую жизнь общества. Все они должны быть направлены в явном или неявном виде на поддержание общеэкономического равновесия и на вывод экономики из финансово-экономического кризиса (кризиса воспроизводства), хотя на это должны быть сориентированы также другие экономические регуляторы. [14]

Одним из таких инструментов является процентная политика, которая находит свое выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок. В рыночной экономике уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов. При этом процентная политика должна благоприятствовать росту реального сектора экономики путем установления умеренно низких процентных ставок на банковские кредиты, ограничивать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной денежной единицы путем установления умеренно повышенных процентных ставок. Первая цель оправдывает понижение процентных ставок на кредитном рынке, вторая и третья - их рост.

Разрешение данного противоречия должно достигаться путем проведения селективной политики процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов реального сектора экономики. В свою очередь, регулирующие функции политики процентных ставок проявляются через их влияние на величину сбережений и инвестиций, регулирование степени деловой активности в реальном секторе экономики и воздействие на уровень инфляции. При этом между различными видами процентных ставок существует определенная связь и взаимозависимость. Так, процентные ставки ссудного рынка на краткосрочные кредиты непосредственно отражаются на официальной учетной ставке центрального банка (ставке рефинансирования), на основе которой он определяет цену предоставляемых кредитов коммерческим банкам, а последние - заемщикам реального сектора экономики. В данном случае зависимость между процентными ставками на краткосрочные и долгосрочные кредиты имеет наибольшее значение для крупных и средних предприятий, поскольку обусловливает их инвестиционную политику.

Официальная учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования) влияет, во-первых, на общий объем кредитов в банковской системе, а ее увеличение уменьшает объем кредитования реального сектора, и наоборот; во-вторых, уровень ставки рефинансирования является ориентиром для других процентных ставок денежного рынка. Однако ставка рефинансирования не играла для белорусской экономики (особенно во второй половине 90-х гг. XX ст.) той важной роли, которую выполняет аналогичный инструмент монетарной политики в странах с развитой рыночной экономикой и, соответственно, развитой кредитной системой. В частности, кредиты выделялись под годовой ссудный процент, который был ниже годовой величины инфляции. Фактически субъекты хозяйствования реального сектора экономики существовали за счет ресурсов банковской системы, а в конечном счете - за счет денежных ресурсов домашних хозяйств.

Это еще раз подтверждает то, что в условиях относительно стабильной экономики Республики Беларусь процентные ставки не играли роли, традиционно отводимой им в экономической теории. В кризисных условиях ситуация изменилась. Такое положение обусловлено тем, что, во-первых, в условиях высоких рисков кредитования реального сектора экономики и низкого уровня капитализации банковской системы выдача кредитов в значительной мере рационируется, а процентная ставка по кредитам не отражает фактических ограничений на кредитные заимствования. Во-вторых, доверие к банковской системе - не очень высокое, а реальные процентные ставки по текущим и срочным депозитам населения и депозитам юридических лиц являются отрицательными. При этом ликвидность большинства банковских вкладов, как правило, низкая, поскольку при действующей отрицательной ставке депозитного процента существуют определенные ограничения на досрочное изъятие депозитов (прежде всего это относится к срочным депозитам), отсутствуют чековые счета, а хождение пластиковых карточек широко не распространено. Поэтому в такой ситуации процентные ставки по депозитам в белорусских рублях не могут в полной мере выступать в качестве альтернативной стоимости хранения наличных денежных средств, прежде всего для сильной наличной иностранной валюты.

Процентная политика оказывает воздействие на экономику не напрямую, а через процентную ставку. В частности, изменение официальной учетной ставки центрального банка (ставки рефинансирования) не только непосредственно зависит от инфляции, но и влияет на нее и, соответственно, на экономическую активность реального сектора экономики. При этом количественный эффект изменения официальной учетной ставки зависит от того, в какой мере данное изменение было предусмотрено (прогнозируемым) экономическими агентами и насколько данные ожидания повлияют на будущую монетарную политику центрального банка. Помимо всего прочего, это означает, что влияние фактической динамики официальной учетной ставки центрального банка на величину других процентных ставок связано с ожиданиями относительно ее предполагаемого изменения.

Тем не менее стратегическим направлением процентной политики Национального банка Республики Беларусь должно быть поддержание положительного значения базовой ставки рефинансирования (в реальном выражении). Практика показала, что реализация этого принципа является действенным методом усиления склонности к сбережениям населения и субъектов реального сектора экономики и воздействия на предпочтения делать эти сбережения в белорусских рублях, а не в иностранной валюте. Это станет реальным шагом к тому, чтобы остановить бегство от белорусского рубля, превратить его в средство накопления и сдержать рост инфляции в той части, которая зависит от параметров роста рублевой составляющей совокупной денежной массы. Поддержание положительных реальных процентных ставок является важным антиинфляционным и антидевальвационным инструментом денежно-кредитной политики, применение которого обеспечивает необходимые предпосылки макроэкономической стабилизации.

В значительной мере данное положение реализуется через проведение эффективной депозитной политики, которая предполагает разработку научно обоснованных подходов к организации отношений банков с юридическими, физическими лицами и государством по привлечению их временно свободных денежных средств, а также определение целей и задач в этой области и проведение практических мероприятий по их реализации.

Депозитная политика должна учитывать исторически сложившуюся в стране структуру банковских пассивов и активов, динамику их соотношений. Это имеет важное значение для ликвидности балансов коммерческих банков, чему будет способствовать оптимальное сочетание различных видов вкладов. Так, использование разнообразных депозитов позволяет банку обеспечить их наиболее оптимальную структуру и на этой основе четко разграничить кредитные ресурсы по их целевому назначению и скорости оборота, что имеет важное значение для повышения уровня ликвидности банка и укрепления денежного обращения в целом.

Повышение уровня процентных ставок по депозитам является в настоящее время экономически объективным и социально оправданным, поскольку в условиях продолжающейся достаточно высокой инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также убедить их помещать вклады в банк на длительные сроки. В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за "пассивы" хозяйствующих субъектов, а также за вклады населения. Выдержать эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их цену, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять различные льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т.п. Поэтому переход на комплексное обслуживание клиентов приобретает решающее значение в конкурентной борьбе банков за свое выживание в условиях сохраняющихся кризисных явлений.

Центральный банк, контролируя движение ссудного процента, может влиять практически на все параметры общественного производства. Это имеет важнейшее значение в условиях современного финансово-экономического кризиса. В частности, регулируя ставку ссудного процента, государство через центральный банк может способствовать денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства и стабилизации курса национальной валюты, снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капитала и сдерживанию его экспорта и т.д. Инструменты монетарной политики центрального банка являются весьма эффективным средством государственного регулирования экономики не только в нормальных экономических условиях, но и в кризисных. Данная эффективность может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства [15, с.16].

Так же следует обеспечить реализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:

.Продолжить проведение денежно-кредитной системы, направленной на поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежного баланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособности экономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественных производителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельном укреплении реального курса рубля.

. Необходимо обеспечить внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской системе, но и в экономике в целом.

. Следует последовательно проводить ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех отраслей.

. Очень важно обеспечить развитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие. [12, с.6]

На основании проведенной неофициальной оценки прозрачности денежно-кредитной системы в Беларуси с использованием принятого МВФ Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой системе в качестве ориентира, выдвинуто предложение о повышении прозрачности денежно-кредитной системы и усовершенствовании нормы подотчетности Национального банка Республики Беларусь.

В частности, по моему мнению, можно было бы улучшить ситуацию по следующим аспектам:

. внести ясность в вопрос об автономии Национального банка Республики Беларусь;

. более четко определить институциональную взаимосвязь между налогово-бюджетными и денежно-кредитными операциями;

. более четко определить роль доллара США в качестве якоря денежно-кредитной системы;

. обеспечить распределение прибыли Национального банка Республики Беларусь в соответствии с оптимальной международной практикой;

. принять и опубликовать конкретные стандарты поведения персонала Национального банка Республики Беларусь и обеспечить правовую защиту сотрудников;

. публиковать прошедшие аудиторскую проверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).[6]

Прогнозируя развитие денежно-кредитной системы Республики Беларусь на 2014 год можно выделить несколько целей:

. В 2014 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.

. Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).

. В 2014 году приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте.

Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14 - 16 процентов годовых.

Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Операции Национального банка обеспечат приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке).

Национальный банк продолжит регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. Сохранятся рыночные условия предоставления денежных средств банкам.

. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.

. Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2014 год на 0,2 - 0,5 млрд. долларов США.

. В 2014 году действия Национального банка будут направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта.

Продолжится формирование условий для внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг и улучшения корпоративного управления в банках.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов регулирования деятельности банков и банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и надзорных процедур, останется использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной сфере. Осуществится поэтапное внедрение новых международных стандартов капитала и ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель III).

Банковское кредитование будет осуществляться с учетом наращивания ресурсной базы банков и необходимости поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. Объемы и источники финансирования государственных программ и мероприятий будут сбалансированы с ресурсными возможностями экономики. В целом требования банков к экономике в 2014 году вырастут на 16 - 19 процентов.

. В 2014 году продолжится формирование устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка путем развития его инструментов и обеспечения их ликвидности и прозрачности, совершенствования инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.

Важным направлением развития финансового рынка станет создание институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, осуществляющих трансформацию внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты.

. В 2014 году будет обеспечиваться эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы посредством совершенствования ее нормативной правовой базы, процедур надзора за платежной системой и повышения уровня надежности автоматизированной системы межбанковских расчетов на базе использования новейших информационных технологий. Продолжится совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличение объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов.

. В 2014 году продолжится: реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, других государств - участников Содружества Независимых Государств, включая формирование и развитие договорно-правовой базы; взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества. [16]

Итогом реализации данных целей в 2014 году станут замедление инфляционных процессов, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, что является основой устойчивого и сбалансированного развития экономики страны. Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2014 год изложены в таблице 5.

Таблица 5 Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2014 год

Наименование показателей

Прогноз на 1 января 2015 г

Прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США

0,2 - 0,5

Среднегодовая ставка рефинансирования, в процентах годовых

14 - 16

Прирост требований банков к экономике, в процентах

16 - 19




Заключение

Таким образом, подводя итог проведенному выше исследованию можно выделить следующие моменты.

В современных моделях развитой рыночной экономики кредитно-денежная система занимает важную позицию в работе экономического механизма. Она представляет собой практически систему экономического кровообращения, которая регулирует денежную массу, контролирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет денежные потоки, проводит взаиморасчеты между экономическими субъектами, кредитует население и отдельные отрасли экономики.

Денежно-кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Она состоит из нескольких составляющих: денежной и кредитной системы. Кредитная система Республики Беларусь включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования - банковская деятельность. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закреплённая национальным законодательством, денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Наиболее актуальным направлением развития денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации.

октября 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение, согласно которому единым законным платежным средством на территории страны является белорусский рубль. Основы денежно-кредитной системы государства были определены Законом "О Национальном банке Республики Беларусь".

Современная кредитно-денежная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из 3 основных звеньев: центральный банк, государственные и полугосударственные банки; банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки; специализированные торговые банки, специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения.

В кризисных условиях особое значение приобретает разработка теории монетарной политики кризисных периодов национальной и мировой экономики. Для этого необходимо совершенствовать не только традиционный денежно-кредитный инструментарий, но и разрабатывать новые формы и методы монетарного воздействия на экономическую жизнь общества. Все они должны быть направлены на поддержание общеэкономического равновесия и на вывод экономики из финансово-экономического кризиса, хотя на это должны быть сориентированы также другие экономические регуляторы.

Итогом реализации прогнозируемых целей на 2014 год станут замедление инфляционных процессов, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, что является основой устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.

В настоящее время кредитно-денежная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости кредитно-денежной системы Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.


Список использованных источников

1.        Википедия Свободная энциклопедия (Электронный ресурс) / 2000-2013 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.- Дата доступа: 10.12.2013

2.      Гнатюк С. Н. Макроэкономика: учеб.-метод. пособие / С.Н. Гнатюк. - Могилёв: Белорус.-Рос. Ун-т, 2013, - 401с.

3.      Процентная политика банков в Республике Беларусь/Г.С.Кузьменко/(Электронный ресурс) Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/48643/1/drosd_2013_sbornik10_tom1.pdf. - Дата доступа: 12.12.2013.

4.      Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: учебное пособие/Под ред. В.Н.Рябцевича, 2002. - 174 с.

5.      Информационно-справочный портал/ День банковских и финансовых работников Беларуси (Электронный ресурс) Режим доступа: http://www.tamby.info/calendar/4-january.htm . - Дата доступа: 11.01.2014

6.      Национальный Банк Республики Беларусь (Электронный ресурс) / 2000-2013. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/. - Дата доступа: 27.11.2013.

7.      Административно-управленческий портал (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m169/1_5.htm. - Дата доступа: 12.12.2013.

8.      Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики : учебник / Н. Б. Антонова - Минск : Академ. упр. при Президенте Респуб. Беларусь, 2005. - 775 с.

9.      Тарасов, В. И. Деньги, кредит, банки : учеб.пособие / В. И. Тарасов. - Минск : Книжный Дом ;Мисанта, 2005. - 512 с.

10.    Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2012 № 419.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа 08.01.2014

11.    Дроздов В., Рудый К. Союз Беларуси и России: объединение двух валют?// Банковский вестник, № 28 (249) 2003, с. 14-17.

12.    Тихонов А. 2005 год: задачи и перспективы//Банковский вестник. 2005. №1. с.5-7

13.      Тихонов А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: результаты, задачи и перспективы/Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития. Материалы IV международной конференции.- Минск, 2-3 октября 2003 г. (том 1)

14.      Банковское дело о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах(Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.banki-delo.ru/ - Дата доступа: 16.12.2013.

15.    Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / В.Н. Шимов - Мн.: БГЭУ, 2005. - 752 c.

16.    Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год: Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 №586. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа 14.01.2014

17.    Финансы Республики Беларусь - Сборник Национального статистического комитета Республики Беларусь, 2010. - 595 c.

18.      Тарасов, В. Общеэкономическая и монетарная политика Республики Беларусь / В. Тарасов // Банковский вестник. - 2011. - №22. - С.10-17.

19.      Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова - М.: ДИС, 2006. - 448 с.

20.    Плотницкий М.И. Макроэкономика: уч.пособие/М.И.Плотницкого. - Минск: ООО "Современная школа", 2007. -144 с.

21.    Плотницкий М.И. Финансы и кредит: Учеб.пособие/ М.И. Плотницкий - Мн.: Книжный дом,Мисанта, 2007 г. - 336 с.

22.    Седов В.В.Экономическая теория: макроэкономика: Учеб.пособие / В.В. Седов -Челябинский гос. ун-т. Челябинск, 2009 - 115 с.

23.    Лемешевский И.М. Теория национальной экономики: Учебное пособие в 3-х частях. / И.М. Лемешевского - Мн.: Амалфея, 2006. - 168 с.

24.    Экономика переходного периода: Учеб. пособие для студентов, обучающих по направлению "Экономика" и др. экон. Специальностям/ Е.В. Красникова. - М.: Омега-Л, 2005. - 296 с.

25. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стэнли. Макроэкономика. пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1997. - 784 с.

Похожие работы на - Денежно-кредитная система и её роль в развитии экономики (на материалах Республики Беларусь)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!