Формы организации сотрудничества ДОУ с семьёй в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,56 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы организации сотрудничества ДОУ с семьёй в современных условиях

Введение

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет так же значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Цель работы: Выявить формы организации сотрудничества ДОУ с семьёй в современных условиях.

Объект: Сотрудничество ДОУ и семьи.

Предмет: Организация сотрудничества ДОУ с семьёй в современных условиях.

Задачи:

. Проанализировать теоретико-методологические исследования проблемы сотрудничества ДОУ и семьи.

. Проанализировать и обобщить формы сотрудничества, используемые ДОУ в работе с родителями.

Глава 1. Общие теоретические подходы к проблеме сотрудничества ДОУ и семьи

1.1Теоретико-методологические исследования проблемы сотрудничества ДОУ и семьи

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется таким понятием как "сотрудничество".

Данной проблемой занимались как педагоги, так и психологи.

Ефремова определяет сотрудничество как участие в каком-либо общем деле, совместные действия, деятельность. Работа в каком-либо учреждении. Участие в качестве автора в работе какого-либо печатного органа.

Такой автор как Н.А.Косолапов понимает сотрудничество как позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Данное определение наиболее ближе соответствует нашим представлениям о сотрудничестве ДОУ и семьи, его мы и взяли за основу в нашей работе.

Практики и исследователи выявили и сформулировали некоторые противоречия в сотрудничестве ДОУ и семьи:

между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» ,»Концепции модернизации образования»

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Вопрос взаимодействия ДОУ и семьи волновал многих педагогов прошлого. «Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет ...на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила» [13]. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В 50-70 гг. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пилипенко, В.Я. Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективистской направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

активизация их педагогического самообразования и др.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

В конце 90-х - начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

В соответствии с этим работа с родителями стала строиться на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

осознание цели деятельности каждым участником процесса;

четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

- положительные межличностные отношения.

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

) изучение семей детей;

) привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

) просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям.)

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Таким образом, сотрудничество ДОУ с семьей необходимо, в каком-либо общем деле, совместные действия, деятельность. Именно сотрудничество, а не «работа с родителями» благоприятно влияет на развитие и воспитание детей.


Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Мы выявили, что существуют традиционные формы сотрудничества без активного участия родителей и нетрадиционные когда вовлекаются родители в образовательный процесс детского сада.

I.группа - традиционные формы сотрудничества:

.Презентация дошкольного учреждения. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

.Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

.Наглядная пропаганда. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды являются различные стенды и уголки для родителей.

.Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.

.Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

.Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

.День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

.Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

.Групповые собрания родителей. Родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5ч.

.Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

.Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.

.Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

II. группа - нетрадиционные формы сотрудничества:

.Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них [12, с. 71].

.Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

.Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

.Круглый стол с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

.Конференция с родителями. В занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

.Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

.Фото-газеты: содержание подбирают не только сотрудники ДОУ, но и родители. В каждом выпуске газеты фотографии на которых запечатлены интересные моменты из жизни детского сада, с участием всех субъектов воспитательного процесса.

.Организация конкурсов семейных талантов. Каждая из семей в детском саду имеет свои интересы, способности и таланты. Участвуя в этих конкурсах родители не только вызывают у детей чувства гордости, уважения к себе, но у них развивается чувства принадлежности к данном образовательному учреждению. Родители начинают осознавать, что они часть того мира, в котором большую часть проводят их дети. Они начинают проявлять инициативу в общих делах детского сада и семьи.

Таким образом, сотрудничество ДОУ с семьёй осуществляется в различных формах. Эти формы делятся на традиционные (родительские собрания, консультация для родителей) и нетрадиционные (круглый стол с родителями, семейные клубы). Сотрудничая с семьей, педагоги дошкольного образовательного учреждения и родители обеспечивают единую систему воспитания ребёнка-дошкольника.

Выводы

Создание единого пространства воспитания ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому, сотрудничество ДОУ с семьей необходимо в каком-либо общем деле, совместных действиях, в процессе по воспитанию детей.

Сотрудничество ДОУ с семьёй осуществляется в различных формах. Эти формы делятся на традиционные (родительские собрания, консультация для родителей) и нетрадиционные (круглый стол с родителями, семейные клубы).

Воспитатели детских садов, методисты, заведующая и другие специалисты детского сада постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

семья воспитание дошкольник педагог

Глава 2. Психолого-педагогические подходы к определению условий сотрудничества ДОУ с семьёй

В теоретической части мы определили, что существуют определенные формы сотрудничества педагога с семьей как традиционные, так и нетрадиционные.

Эти формы и стали выступать критериями для определения условий сотрудничества ДОУ с семьей.

В ходе нашего исследования мы проанализировали работу по данному направлению 10 дошкольных образовательных учреждений различных городов России:

. ДОУ №43 г. Иркутска.

В этих детских садах используются традиционные формы работы: консультации узких специалистов, «Круглые столы», анкетирование, родительские собрания, и нетрадиционные формы таких как, конкурс «Семья года», «Театр двух поколений», клубы «Мы молодые родители», дистанционное общение, «Почта доверия».

2."Детский сад №488 комбинированного вида "Лебедушка" г. Новосибирска

·Презентация ДОУ;

·Киноуниниверситеты;

·Школы для родителей;

·Информационные бюллетени;

·Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

·Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных

·Организация Дней открытых дверей; Дней счастливой семьи для родителей;

·Активизация деятельности Телефона доверия;

·Совместное проведение досуга;

·Целевые и спонтанные беседы- встречи с членами семей воспитанников;

·Театрализованные представления для детей с участием родителей;

·Организация конкурсов семейных талантов составление семейных альбомов;

·Организация совместных походов в лес;

·Педагогическое просвещение родителей;

·Родительские гостиные- встречи родителей с гостями ДОУ;

·«Воспитание» родителей (школа молодой матери, групповые семинары, практикумы);

·Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

3.В детском саду «Огонек» с. Ленинское сотрудничество ДОУ с родителями осуществляется в следующих формах: КВН, викторины, выставки поделок, концерты, оформление игровых уголков в группах, изготовление снежных поделок на участке, проведение праздников, проектная деятельность.

4. МДОУ №8 г. Усть- Илимск «Белочка» и ДОУ №25 "Зайчик" г. УСТЬ-Илимск сотрудничиют с родителями через общение сайте детского сада.

. Государственное образовательное учреждение Детский сад №48 г Москва применяют следующие формы сотрудничества: родительские собрания, конференции, консультации, педагогические советы, родительские комитеты, посещение семьи, беседы.

. Детский сад №17 г. Казань осуществляют обмен опытом по вопросам семейного воспитания в следующих формах сотрудничества:

·Собеседование;

·Индивидуальные и групповые консультации для родителей, других членов семьи, лиц, заменяющих родителей;

·Анализ педагогических ситуаций;

·Семинарские занятия.

·Диспуты.

·Устные журналы.

·Посиделки.

·Совместные праздники.

·Вечера вопросов и ответов.

·Обсуждение педагогической литературы.

·Просмотр и обсуждение телевизионных программ, д/ф, слайдов и т.д., посвященных вопросам воспитания.

·Мастер - классы.

·Круглый стол.

·Конкурсные выставки.

7.Детский сад№40 «Сороконожка» г. Усть- Илимск использует в своей работе по взаимодействию с семьей: диспуты, брифинги, "Телефон доверия", "круглый стол".

8.ДЕТСКИЙ САД 879 - г. Москва:

·Групповые родительские собрания;

·Открытые занятия для родителей;

·Консультации специалистов детсада;

·Дни открытых дверей;

·Практикумы;

·Совместные праздники и досуги;

·Тематические стенды;

·Фотогазеты;

·Выставки совместного творчества;

·Заседания родительского комитета.

. Детский сад№9 «Светлячок» г Новосибирск использует следующие формы сотрудничества с родителями:

·общие родительские и групповые собрания,

·индивидуальные и групповые беседы,

·посещение открытых мероприятий, участие в них;

·использование наглядной агитации и пропаганды педагогических знаний для родителей,

·совместные субботники.

Далее в своей работе мы обобщили, какие формы сотрудничества ДОУ с семьей чаще всего используются: традиционные или нетрадиционные. Для этого мы составили таблицу, в которой мы составили перечень форм сотрудничества ДОУ с семьей и выявили частоту их использования современными ДОУ

Таблица 1

Формы сотрудничества ДОУ и семьиэкскурсияЧтение литературы1. Анкетирование22. Беседы103. Брифинги14. Викторины15. Встречи родителей с гостями ДОУ36. Выставки поделок17. Вечера вопросов и ответов18. Выставки совместного творчества19. Дистанционное общение110. Дни счастливой семьи411. Информационные бюллетени112. Использование наглядной агитации и пропаганды педагогических знаний для родителей213. Консультации для родителей на сайте детского сада414. КВН115. Клубы116. Киноуниверситеты117. Концерты218. Конференции719. Круглый стол720. Консультации специалистов детсада621. Организация конкурсов семейных талантов1022. Организация совместных походов в лес123. Оформление игровых уголков в группах124. Открытые занятия для родителей925. Почта доверия426. Проектная деятельность127. Педагогические советы928. Посещение семьи1029. Посиделки130. Практикумы231. Посещение открытых мероприятий132. Родительские собрания633. Родительские гостиные334. Совместное проведение досуга235. Составление семейных альбомов136. Собеседование1037. Семинарские занятия838. Совместные субботники139. Театр двух поколений140. Театрализованные представления для детей с участием родителей141. Творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе142. Тематические стенды143. Устные журналы144. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников245. Фотогазеты146. Школы для родителей2

Таким образом, мы выявили, что современные дошкольные образовательные учреждения используют разнообразные формы сотрудничества с семьей, как традиционные, так и нетрадиционные. Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что сотрудниками ДОУ чаще используются традиционные формы сотрудничества.

Выводы

Нами было проведено исследование по выявлению форм сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей в современном мире. Хотя современное дошкольное образование требует инноваций педагогической деятельности, и появление нетрадиционных форм сотрудничества относится к концу прошлого века мы выявили, что современные педагоги в современных дошкольных образовательных учреждениях используют в своей деятельности в основном традиционные формы.

Чаще всего педагогами используются следующие традиционные формы сотрудничества: конференции, педагогические советы, посещение семьи, беседы, собеседование, семинарские занятия, открытые занятия для родителей.

Так же используются, но реже нетрадиционные формы сотрудничества, такие как, круглый стол, организация конкурсов семейных талантов, викторины.

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения в сотрудничестве с родителями отдают приоритет традиционным формам.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов: планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей; практическая помощь семье в воспитании детей; организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания; вовлечение родителей в педагогическую деятельность; активизация их педагогического самообразования и др.

Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Литература

1.Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: Сфера, 2009.

2.Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.: ТОО "ИнтелТех", 2006.

.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968

.Аносова Т.К, №2, 2001// Детский сад и семья: сотрудничество и взаимодействие М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич.

.Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.

.Азаров Ю., Азарова Л. Босоногие Сократы // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С.17-22.

.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.Сотрудничество воспитателя с родителями. - Ярославль: Академия, 2001.

.Н.Ф. Виноградова Детский сад и семья / Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред.

.Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.

.Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. -М., 2005.

.Доронова Е.В. Соловьева А.Е. Жичкина и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

.Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей // Дошкольное воспитание. 2000 № 3 С. 87-90

.Доронова Т.Н. Взаимодействие ДОУ с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2002

.Змановский Ю. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9.

.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

.Лобанок Т.С Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

.Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998. N 10. С. 54 - 59.

.Марковой Т.М.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

.Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество.

.Семенова М.Л. Взаимодействие педагогов, детей и родителей // Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 6. - С. 93-97.

.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

.Струмилин С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208

.Теплюк С. Дошкольное воспитание. - 2006..

.Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. - М.: Смарт, 2004.

Похожие работы на - Формы организации сотрудничества ДОУ с семьёй в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!