Взаимодействие педагога с родителями

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,71 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие педагога с родителями

Содержание

1. Взаимодействие педагога с родителями

.1 Современный подход к проблеме сотрудничества ДУ с семьей

.2 Традиционные формы работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ

.3 Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями

. Сценарий родительского собрания «игра - не забава» в нетрадиционной форме (младшая группа)

Список литературы

1. Взаимодействие педагога с родителями

.1 Современный подход к проблеме сотрудничества ДУ с семьей

семья педагог родитель

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность - свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как раз «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду: дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой [4, с. 150-153].

Основными принципами взаимодействия ДУ и семьи в условиях нового современного подхода к проблеме являются:

1.доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

2.личностная заинтересованность родителей - родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической;

.эмансипация - освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя;

.утверждение самоценности родителей - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность [1, с.118].

.2 Традиционные формы работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ

Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьей. К традиционным относят родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи, беседы.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге».

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре» и т.п.). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей [3, с. 368-371].

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

.3 Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы - совместные досуги, праздники, выставки - призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников. К досуговым формам относятся: праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки» и т.д.), марафоны («Мама, папа, я - спортивная семья», «Мама, папа, я - кулинарная семья» и пр.), семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей. Это: педагогическая мастерская, деловая, ролевая игра, конференции, консилиумы, диспуты, диалоги, дискуссии, практикумы, тренинги, круглый стол и т.п.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании помогают правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.

Для того чтобы родительские уголки были действительными, помогали активизировать родителей, можно использовать: создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками, создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики, игротеки, информационные листы, листы активности, фотомонтажи, информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми, выставки, семейные газеты [2, с. 76; 5, с. 123-124; 7, с. 194-195].

2. Сценарий родительского собрания «игра - не забава» в нетрадиционной форме (младшая группа)

Подготовка к собранию

Воспитатель предлагает родителям оборудовать дома игровой уголок. Проводится конкурс на лучший игровой уголок. Оцениваются внешний вид игрушек, соответствие возрасту ребенка, порядок в игровом уголке, участие родителей в изготовлении игровых пособий, игрушек ребенка; выдумка, фантазия в оформлении уголка. Хорошо, если малыши будут ходить в гости к своим сверстникам, осмотрят их игрушки. Воспитатель всячески старается познакомить, подружить детей группы и их родителей.

Можно объявить конкурс и на лучшую мягкую игрушку. Воспитатель советует родителям, какие игрушки можно сшить из поролона, меха, ткани. Звери и сказочные герои могут быть разных размеров. Объявление о конкурсе вывешивается заранее.

В определенные дни можно пригласить родителей в группу для участия в играх детей. Во время посещения группы родители изготовляют с малышами атрибуты для игры в семью, магазин: баранки из поролона, сахар из пенопласта; организуют подвижные игры, учат детей пускать мыльные пузыри и т. д.

Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

.Какие условия созданы для игр ребенка в вашей семье?

.Где и как хранятся игрушки, как вы приучаете ребенка беречь их?

.Какие игрушки у вашего ребенка любимые?

.Как часто и по какому поводу покупаете игрушки?

.Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в таких случаях?

.Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры вы играете?

.Разрешаете ли вы друзьям ребенка приходить к нему?

.Что интересного вы увидели в игровом уголке семьи, которую посетили?

Дети изготовляют аппликации «Матрешка с конфетами». В них вкладывают приглашения на собрание.

Готовясь к собранию, педагог записывает на магнитофон ответы детей на вопросы: Вы любите играть? В какие игры играете дома? У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как вы играете с ними. Играют ли с вами в игры дома взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа.) Если нет, то как вы думаете почему? Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?

С помощью членов родительского комитета оформляется фотостенд. На фотографиях - лучшие детские домашние уголки, дети в игре, выставка мягких игрушек.

За полчаса до собрания родителям предлагают принять участие в выборе лучшей игрушки. Мамы и папы знакомятся с фотографиями, затем занимают места за столами.

Ход собрания

Выступает воспитатель, рассказывает о значении игры в жизни ребенка.

Все слушают ответы детей на вопросы № 1, 2 анкеты в магнитофонной записи. Родители обсуждают вопрос об участии в детских играх.

Включается запись ответов детей на вопрос № 3. Педагог рассказывает о том, какие игрушки покупать малышам, как научить убирать игрушки на место, беречь их.

Родителям-победителям конкурса на лучший игровой уголок, на лучшую мягкую игрушку вручаются призы, благодарности.

Вниманию родителей предлагается ситуация. Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (комнате). Однажды мама потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить в ящик. Таня отказывалась делать это, мать настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?

Родители предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.

Педагог советует родителям, как, поступить в том или ином случае. Например: ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали их. Вечером мама вытащила из почтового ящика письмо, в котором игрушки писали, что они ушли. Родители помогли малышу написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться.

Зачитываются ответы родителей на вопрос № 5 анкеты. Воспитатель подводит итог, рассказывает, как приучать детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду. Если малыш нечаянно сломал игрушку - не надо торопиться выбрасывать ее, со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым игрушка будет ребенку дороже новой.

Под музыку веселой песни входят дети со своими любимыми игрушками. Девочки в костюмах матрешек, мальчики - в шапочках петрушек (если участвуют в танцах). Пританцовывая, входит Матрешка. На ней платок, сарафан, в юбку которого вшит обруч, к юбке прикреплены атласные ленты (их столько, сколько детей в группе).

Матрешка. Здравствуйте, взрослые и дети! Вы знаете, кто я? Сколько я вижу игрушек у вас! (Указывает на выставку игрушек.) Какие они интересные, красивые. Они вам нравятся? Кто их сделал? Давайте поиграем в игру. Я буду показывать игрушку, а вы будете называть ее ласково. (Матрешка берет с выставки игрушки, сделанные руками родителей, и показывает детям.)

Дети. Мишенька (и т.д.)

Из-за ширмы появляются игрушки (дети в костюмах куклы, зайчика, медведя).

Матрешка. Интересно, зачем к нам пришли эти игрушки?

Игрушки читают стихотворение Б. Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки, -

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают.

Мы молчим, мы не плачем,

Когда нас бросают, -

Мы ведь знаем, что слезы от бед не спасают.

Не заметишь обиды

По нашему виду.

Мы ребятам прощаем любую обиду.

От того-то, наверно,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют, скучают.

От того-то не знают

(И знать не хотят),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Игрушки (хором). Дети, берегите нас.

Кукла. Не берите меня за волосы.

Зайчик. Не пачкайте мою белую шубку.

Медведь. Не бросайте меня на пол.

Матрешка. Дети, а вы хотите плясать? (Дети отвечают.) Сейчас выйдут только те, про кого я загадаю загадку.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые (матрешки).

Входят девочки-матрешки, исполняют танец.

Матрешка. А эту загадку вы сможете отгадать?

С колпаком не расстается,

Вечно шутит и смеется,

Бьет ладошками вот так.

Кто же этот весельчак? (Петрушка.)

Мальчики исполняют танец. Все участвуют в игре «Карусели».

Матрешка. Вы хотите прокатиться на карусели? Садитесь, т.е. беритесь за ленточки по команде: раз, два, три - ленточку возьми.

Матрешка приглашает родителей принять участие в игре вместе с детьми.

Матрешка.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Дети садятся на свои места. Появляется Колобок.

Матрешка. Здравствуй, Колобок!

Колобок. Здравствуйте (с грустью).

Матрешка. А почему ты такой грустный?

Колобок. Как же мне не грустить?

Вот играют котята - вдвоем!

Вот резвятся щенята - вдвоем!

Скачут, скачут ягнята - вдвоем!

И гуляют цыплята - вдвоем!

Потому что в одиночку скучно-скучно...

Матрешка. Как же нам помочь Колобку?

Колобок. Мне бабушка дала теста, чтобы вы испекли румяных колобочков, я буду с ними дружить.

Матрешка просит ребят подойти к Колобку и взять тесто в маленьких полиэтиленовых мешочках. Состав теста: опилки, крахмал, вода. Звучит музыка. Дети лепят колобков, а родители помогают: вырезают из лоскутков рот, нос, глаза. Колобок благодарит всех за труд. Матрешка отдает ему вылепленных колобков. Он прощается и веселый уходит.

Желательно, чтобы после этого собрания Колобок стал частым гостем на занятиях, а также посещал заболевших детей и приносил им подарки от ребят группы.

Список литературы

1.Емельянова, М. От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников / М. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 118-122.

.Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.

.Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

.Лубяко, Л. Формы работы - нестандартные / Л. Лубяко // 2009. - №7. - С. 123-124.

.Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 251 с.

Похожие работы на - Взаимодействие педагога с родителями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!