Взаимодействие детского сада и семьи

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие детского сада и семьи













ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Взаимодействие детского сада и семьи

Введение

Актуальность проблемы

Происходящие в государстве и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. Изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сегодня семья переживает кризис. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В изменившихся экономических условиях, родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье №44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (1)

Признание приоритета семейного воспитания меняет позицию дошкольного учреждения в работе с семьей. Педагоги детского сада не только воспитывают детей, но и консультируют родителей по вопросам воспитания.

Изменение психолого-педагогического подхода в образовании к проблеме семьи в вопросах развития и воспитания детей, социального заказа общества требуют: обновления содержания, организационных форм просвещения родителей, внедрение в практику нетрадиционных методов работы, создание различных специальных служб помощи (педагогической, психологической), образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи.

Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка.

Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в школу из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка. Для нормального его развития необходимы как мать, так и отец. Их значимость для ребенка не определяется материальным вкладом, для его психического здоровья важен, прежде всего, эмоционально-личностный контакт с родителями. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют ту «золотую середину», которая называется эмоциональной уравновешенностью, и которая определяет успешное развитие ребёнка.

Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на своих детей. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие - не умеют, третьи - не понимают, зачем это нужно. Усугубляется это тем, что молодые семьи стремятся жить отдельно от старших, у многих родителей отсутствует опыт общения с младшими братьями и сестрами, утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье.

Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников нашего детского сада. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:

уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;

- недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;

- неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;

- незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.

Поэтому в настоящее время важна задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими воспитания детей. Необходимо педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в детском саду, установить новые отношения на основе сотрудничества и взаимодействия.

Анализ ситуации показывает, что консультационная психолого - педагогическая сеть в селе развивается медленно. Немногие родители не могут получить консультацию в специализированных центрах. Ближе всего к ребенку, к проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития малыша, преодолении ошибок семейного воспитания и повышении педагогической культуры родителей. Оптимизация сотрудничества детского сада и семьи становится объективной необходимостью. На консультациях, практических занятиях, тренингах, совместных мероприятиях с педагогами и детьми родители смогут повысить уровень педагогических знаний;

- преодолеть трудности семейного воспитания;

- научатся взаимодействовать с ребенком, уважать его личность, интересы и потребности.

1. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

.1 Новая философия взаимодействия детского сада и семьи

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

- организации образовательного процесса;

организации развивающей среды;

- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

- оказании дополнительных услуг;

- разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

- поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

- повышение уровня педагогических знаний родителей;

- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

- систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

- создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь» - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу» означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

- обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

- Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

- Укрепление внутрисемейных связей;

- Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

1.2 Подходы и основные направления организации взаимодействия ДОУ и семьи

Организация администрацией ДОУ работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями предполагает:

- Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;

- Каждый сотрудник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;

Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОУ, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОУ в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.

На основе исследований Лешли Дженни(5) можно выделить действия педагогов по налаживанию контактов с родителями:

1. Первые контакты между ДОУ и семьей:

- посещение педагогом семьи на дому;

приглашение родителей посетить ДОУ;

- предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;

- встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.

2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:

- ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;

- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;

- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;

- посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.

3. Помощь родителей ДОУ:

- в качестве организаторов и спонсоров;

в организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;

4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:

- родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;

родители принимают участие в играх, занятиях детей.

5.Вклад родителей в обучении своего ребенка:

- работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);

- продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.

6.Участие родителей в общественной деятельности:

- работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.

7.Организация общественных мероприятий для родителей:

- посещение курсов по проблемам воспитания;

- работа клуба для родителей;

- приглашение лекторов по интересующим вопросам;

8.Помощь родителям:

- оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;

накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;

- помощь в решении выхода из кризисных ситуаций.

Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать условия:

- единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;

- обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;

- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;

- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;

- наличие в ДОУ нормативно-правовых документов по работе с семьей;

- подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам;

- участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Чтобы педагогически грамотно выстраивать работу с родителями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Установление партнерских отношений всех участников воспитательного процесса;

- научность - лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, что позволяет осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новые технологии воспитания.

- непрерывность и целостность - умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;

- вариативность - различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей;

- планомерность - постепенность педагогического воздействия на родителей, которое проявляется в содержании, средствах, методах, приемах, отвечающих особенностям семей;

- гуманность - отношения педагогов и родителей строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском учреждении.

Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей - навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов - преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

2. Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи

.1 Проблемный анализ деятельности МБДОУ «Большесосновский детский сад» с родителями

МБДОУ «Большесосновский детский сад» - дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей. Имеет государственную лицензию на осуществление образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В ДОУ функционируют 12 групп, которые посещают дети от 3 до 7 лет, всего - 265 человек, что составляет 61% от детского населения села.

Образовательную и коррекционную работу с детьми ведут 25 педагогов: 19 воспитателей, 2 логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Все педагоги имеют специальное образование (из них - 18% - высшее образование). Квалификационные категории имеют 76% педагогов.

Анализ работы с семьей показал, что коллектив детского сада ведет поиск новых форм взаимодействия с родителями. Работа с семьями воспитанников планируется как в целом по детскому учреждению, так и в каждой возрастной группе. Педагоги используют разные формы работы: собрания, консультации, беседы, Дни открытых дверей.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные воспитателями и специалистами детского сада.

По вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников медицинской сестрой и инструктором по физкультуре выпускаются санитарные бюллетени. В вестибюле оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить интересующую их информацию.

Целенаправленно организована работа с родителями детей подготовительных групп к школе. Проводятся индивидуальные беседы психолога с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе». Наиболее активным родителям на празднике «До свидания, детский сад!» вручаются благодарственные письма от администрации детского сада.

В детском саду есть опыт нетрадиционных форм работы с родителями. Работает клуб для родителей «Моя семья».

Но при этом проблема должного взаимодействия между детским садом и семьей существует. Активность и инициатива принадлежит в основном воспитателям. Довольно часто взаимодействие педагогов с семьей носит назидательно-поучительный характер. Педагоги и родители общаются чаще всего в отсутствии детей (на собраниях, консультациях и т.д.).

Проблемный анализ работы педагогического коллектива с родителями помог выявить недостатки в работе:

- содержание родительских собраний и консультаций недостаточно дифференцировано;

- при выборе форм работы не всегда учитываются возможности и условия жизни конкретных семей, культурно - образовательный уровень родителей;

- преобладают традиционные формы работы с родителями.

Анкетирование педагогов показывает, что основными причинами этих недостатков можно считать:

- недостаточное знание специфики семейного воспитания;

- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей в семье;

- недостаточный уровень развития коммуникативных умений педагогов;

- отсутствие опыта воспитания и возрастной барьер - у молодых педагогов.

Проблемный анализ изучения семей проводился по следующим вопросам:

- социологическое изучение семей;

- удовлетворенность родителей работой детского сада;

- проблемы родителей в воспитании и обучении детей;

приоритеты родителей в области педагогической грамотности;

взаимоотношения родителей и педагогов.

В анкетировании родителей приняли участие 210 человек или 79% от общего числа родителей.

Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ: Образование родителей: высшее - 24%, среднее специальное - 59%, среднее - 17% Семейное положение: полная семья -77%, неполная семья - 23% Социальный статус: служащие - 24%, рабочие - 24% интеллигенция - 26%, предприниматели - 15%, безработные - 11% Количество детей в семье: 1 ребенок - 21%, 2 ребенка - 68%, многодетные - 11%

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ДЕТСКОГО САДА высказали 68% родителей; 27%) родителей работа педагогов устраивает частично; 5% родителей работа детского сада не устраивает. Родители отмечают, что получают информацию от воспитателя (60%), наглядной информации (23%), на собраниях (17%).

Родители предлагают повысить качество образовательной работы с детьми. Хотели бы больше знать о своем ребенке 78% родителей. Дополнительные образовательные услуги хотели бы получать 79% родителей, причем 42% родителей хотели, чтобы их дети посещали сразу несколько кружков.

ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ распределились следующим образом:

- общение родителей с детьми;

- обучение и воспитание детей в домашней среде;

создание дома среды для развития ребенка;

В качестве основных ПРИОРИТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ родители выдвигают:

- освоение приемов общения с детьми дошкольного возраста;

освоение форм, приемов, методов в воспитании и обучении детей;

сотрудничество с педагогами детского сада.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ПЕРСОНАЛОМ детского сада устраивают большую часть родителей (83%). Необходимость в сотрудничестве с педагогами по воспитанию своих детей признают 59% родителей.

СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА: - активные участники - 15%, - наблюдатели - 65%, - заказчики - 20%.

Таким образом, контингент родителей детского сада не однороден по составу, приоритетам в воспитании детей. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами детского сада. Изменение такой позиции родителей должно стать задачей администрации и воспитателей детского сада. Успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса и сформируется детско-взрослое сообщество. Задача педагогического коллектива не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка.

2.2 Цель и задачи сотрудничества педагогов с семьей

Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей Задачи: 1. Создать условия для обеспечения реальных потребностей семьи в воспитании детей, предоставить необходимые услуги нуждающимся;

2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьей;

4. Повысить профессионализм педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи.

.3 Этапы развития сотрудничества детского сада и семьи

этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

- Изучение педагогами теоретической базы по проблеме: аналогичный опыт работы, научную и методическую литературу, современные разработки;

- Анализ работы с родителями для выявления уровня работы педагогов;

- Изучение потребностей родителей в повышении педагогической грамотности, уровень включения их в деятельность дошкольного учреждения;

- Выявление проблем педагогов во взаимодействии с родителями;

- Анализ методического обеспечения работы с родителями в дошкольном учреждении;

- Заключение договоров с другими социальными институтами для успешной реализации сотрудничества.

Планируемые результаты:

- Создание информационного банка нормативно-правовой документации, дидактического и методического обеспечения работы с родителями;

- Повысить уровень знаний педагогов по проблеме;

- Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми. Определение основных методов и форм работы;

- Создание банка данных семей воспитанников, включающего потребности родителей для повышения педагогической грамотности, опыта семейного воспитания, уровня включения родителей в деятельность детского сада. II этап. Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ.

Задачи:

- Повышение уровня педагогических знаний родителей через организацию информационных, познавательных мероприятий, занятий-тренингов;

Организация совместных культурно-массовых мероприятий для детей, родителей, педагогов;

- Организация работы с педагогами по совершенствованию коммуникативных навыков общения;

- Выявление на основе анализа диагностики положительных аспектов работы и недоработок.

- Подготовка пакета документов для организации сотрудничества с родителями «неорганизованных» детей. Планируемые результаты: - Приобретение родителями знаний и умений по вопросам воспитания и развития детей;

- Снижение уровня педагогической запущенности в воспитании детей;

- Повышение уровня навыков конструктивного общения педагогов и родителей:

- Апробация новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста.

III этап. Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке разных форм взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

- Анализ и коррекция сотрудничества детского учреждения и семьи;

- Организация коллективных творческих дел, работа творческих мастерских для родителей и детей;

- Выявление положительного опыта сотрудничества и причин неудачного опыта.

Планируемые результаты:

- Изменение стиля взаимоотношений в семьях воспитанников;

- Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

- Создание «Педагогической копилки» по работе с родителями.

IV этап. Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи.

Задачи:

- Обобщить опыт работы с семьей.

- Выявить причины неудачного опыта, наметить коррекционную работу.

Планируемые результаты:

- Разработка рекомендаций по работе с родителями.

- Отбор лучших материалов для публикации в районной газете «Светлый путь», «Педагогическом вестнике» Управления образования администрации Большесосновского муниципального района.

2.4 Содержание и формы работы с семьей

I этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи

№ п/пЗадачиСодержание деятельностиИсполнителиСрокВыход1.Реклама имиджа ДОУПопуляризация деятельности ДОУ в средствах массовой информации - газета «Светлый путь»Заведующая, зам. заведующей, специалистыВ течение годаСтатьи в районной газетеВыпуск рекламных буклетов, листовок о деятельности ДОУЗаведующая, зам. заведующей, специалистыВ течение годаРаспространение на встречах с родителямиДни открытых дверей: «Приглашает детский сад»Заведующая, зам. заведующей, педагоги1 раз в кварталКонспекты мероприятий, анкеты для родител.Участие сотрудников и детей в мероприятиях окружающего социумаЗаведующая, зам. заведующей, педагоги, детиВ течение годаПраздники, концертыЗнакомство родителей с программами, по которым работает детский садЗам. заведующей, воспитателиВ течение годаКонсультации2.Сформировать банк данных о семьях воспитанниковИсследование семей воспитанников для выявления: - типа семьи; - образовательного социального и материального положенийЗам.заведующей, воспитатели групп, родителиI квартал, ежегодноПерспективное планирование, обсуждение результатов3.Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотностиАнкетирование и опросы родителей для выявления: - уровня родительских притязаний к дошкольному образованию детей; - потребностей родителей в образовательных услугах; - степеней вовлеченности родителей в деятельность детского сада; - набора потребностей для повышения педагогической грамотности родителей.Зам. заведующей, воспитатели групп, родителиI квартал, ежегодноПерспективное планирование, обсуждение результатов4.Изучить уровень удовлетворенности родителями работы детского сада- Анкетирование родителей; - Анализ форм работы, которые применяют воспитатели в группах. - Причины неудовлетворенности работой с родителями. - Взаимоотношения педагогов и родителейЗам.заведующей, Специалисты, воспитатели2 раза в годАнкеты для родителей5.Организовать работу библиотеки- Организация тематических выставок новинок литературы. - Выдача книг на дом для родителей и детей.Зам. заведующейВ течение годаВыставки, работа библиотеки в д/с6.«Почтовый ящик детского сада»- Выявление проблем родителей, их решения; - Выявление информации о работе детского садаЗаведующая, зам. заведующей, специалистыВ течение годаПредложения, замечания родителей

II этап Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ

№ п/пЗадачиСодержание деятельностиИсполнителиСрокВыход1.Повысить уровень правовых знаний родителейПодбор нормативно-правовых документов по проблеме защиты прав детейЗам. заведующей, специалистыI кварталИнформационный стендОформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается»специалисты1 раз в кварталРод. собрания, встречиСоздание банка данных о характере обращения с детьми в семьеВоспитатели, психологВ течение годаАнкеты родителей, педагоговРазработка листовок для родителей по реализации прав детей в семьеЗам. заведующей, психолог, воспитателиВ течение годаУчастие родителей в «Дне добрых дел». Информ. стендОформление информационного стенда в каждой группеВоспитателиВ течение годаинформация для родителей по проблемеОрганизовать работу «Правовой академии для родителей»Заведующая, юрист1 раз в кварталпрактикум, дискуссии, круглый стол2.Организовать педагогическое просвещение родителейРабота клуба «Моя семья» по возрастам «Малышок», «Почемучка», «Хочу все знать».Зам. заведующей, воспитатели1 раз в 2 месяцапрактические занятия, круглые столы, гостиные диспуты и т.д.Работа клуба «Мамина школа» для молодых семейЗаведующая, зам. заведующей, воспитатели2 раза в месяцКонспекты, видеофильм, совместные мероприятияДни открытых дверей «Приглашайте детский сад» (по тематике годового плана)Заведующая, зам. заведующей, воспитатели1 раз в кварталКонспекты, видеофильм, совместные мероприятияИнформационный стенд, регламентирующий деятельность детского сада (документы)Заведующая, зам. заведующей, воспитателиI кварталДокументация по деятельности детского садаИнформационные стенды в группахвоспитателиВ теч. годаЛистовки для родителейОформление папок-передвижекВоспитатели. специалистыВ течение годарекомендации родителямСобрания в группахвоспитатели1 раз в кварталКонспекты - тезисыКонсультации воспитателей, специалистов по проблемам воспитания и обученияВоспитатели, специалистыВ течение годаПротокол-отчет, тезисы, выставкиИндивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании, изучения мотивов и потребностейЗам. заведующей, специалистыВ течение годаАнкеты, планирование работы«Почтовый ящик детского сада» (выявление проблем, вопросов, их решение)Заведующая, зам. заведующейПостоянно в течение годаПредложения, замечания родителей, планирование работы3.Вовлекать родителей в деятельность детского садаУчастие в создании развивающей среды в группах и на участке детского садазаведующая, зам. заведующей, воспитателиПостоянно в теч. годаНаглядные формыПроведение традиционных праздников с участием родителей: - «День знаний»; - «Здравствуй, очень!»; - «В гостях у елочки»; - «8 Марта»; - Выпускной балзам. заведующей муз. руковод. воспитателиПо графикуСценарии видеофильмыДомашние задания для совместного выполнения родителей и детейВоспитатели, специалистыПостоянно в течение годаИндивидуальная работа воспитателей и родителейСовместные соревнования для детей и родителей: - «Веселые старты» - «А ну-ка, парни» - «Папа, мама, я - спортивная семьяИнструктор по физкультуре, воспитателиПо графикуКонспекты, сценарии, видеофильмыГрупповые досуговые мероприятия в группахВоспитатели, музыкальные руководители, специалистыВ течение годаСценарии, видеофильмУчастие в организации смотров-конкурсов: - «Щедрая осень» - «Умелые руки не знают скуки» (игрушки для групп и дидактические пособия) - «С миру по нитке» (ярмарка-продажа)Зам. заведующей, специалисты, воспитателиСогласно плануКонкурсы, фотоальбомы, оформление книги рецептовЭлективные курсы «Хозяюшка» «Фитнес-клуб» «Мастерок»Зам. заведующей, специалистыВ течение годаПраздник для родителей и детей, видеофильмОрганизация родителями видеосъемок праздников, развлечений, занятий и т.д.воспитателиВ течение годавидеофильмы4.Привлечь к сотрудничеству с детским садом родителей «неорганизованных детей- Выявление детей не посещающих детский сад; - Индивидуальные собеседования для выявления проблем в воспитании, потребности в педагогических знаниях; - Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад; - Проведение «Дня открытых дверей» для ознакомления с деятельностью детского сада.Зам. заведующей, специалисты.2 раза в годАнкеты, индивидуальная работа с родителями


№ п/пЗадачиСодержание деятельностиИсполнителиСрокВыход1.Продолжить правовое просвещение родителейОрганизация в детском саду юридической консультации для родителейзаведующая, юрист1 раз в месяцИндивид. консульт. для родителей- «Неделя прав ребенка»Зам. заведующей, воспитатели, специалистыежегодноКонспекты мероприятий, праздники- Выставка детских рисунков «Мама, папа, я - дружная семья»воспитателиПо плануАльбом детских работ- Памятки для родителей «Это полезно знать»Зам. заведущей, психологВ течение годаЛистовки для родителейПраздники: «Вместе дружная семья», «День рождения семьи»Музыкальный руководитель, специалистыПо планувидеофильм2Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещениюИндивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитиемВоспитатели, специалисты, психологВ течение годаИндивидуальная работа с детьми и родителямиПроблемный семинар - практикум «В семье растет первоклассник»Психолог, зам. заведующей, " логопедIII кварталКруглый стол, дискуссии, практикум, протокол - отчетПроведение коррекционной работы с проблемными семьямиПсихолог, логопед, специалистыВ течение годаИндивидуальная работа, консультации- Выделение семей группы риска: - организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок; - индивидуальная работа с семьямиЗам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалистыВ течение годаИндивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступленияЗнакомство с новыми программами, формами и методами обучения детейЗам. заведующей, воспитателиВ течение годаконсультации3.Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями)Воспитатели, родители1 раз в месяцПосещение родителей детского сада«Взрослые - детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героевВоспитатели, специалистыСогласно плануКонспекты, праздникиПосещение родителями открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессеЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиВ течение годаПротокол - отчет- Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья», - Конкурс семейных талантов - Встречи с интересными людьмиЗам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитателиВ течение годаКонспекты сценариев, видео - фильм- Организация кружков для детей и родителей: - «Музыкальная гостиная» - «Твори, выдумывай, пробуй» Зам. заведующей, специалисты, воспитателиВ течение годаПлан работы Концерты, выставки- Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня;Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра.1 раз в кварталПротокол- отчет- Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей; - организацией питания; - соблюдением техники безопасностиЗаведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра2 раза в годПротокол- отчет4.Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей»Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знанияхЗаведующая, зам. заведующей, психолог, специалистыпостоянноКонсультации, анкетыЗнакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждениеЗам. заведующей, специалистыВ течение годаконсультацииПроведение семинаров - практикумов по разным разделам программыЗам. заведующей, специалисты, психолог, логопед1 раз в кварталТезисные выступления, протоколИндивидуальное консультирование по запросам родителейСпециалисты, зам. заведующейВ течение годаАнкеты, консультацииУчастие детей и родителей в досуговых мероприятияхТворческая группа, муз. руководительВ течение годаПраздники, сценарии, видеофильм

IV этап Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи

№ п /пЗадачиСодержание деятельностиИсполнителиСрокВыход1.Продолжить правовое просвещение родителей- Организация в детском саду юридической консультациизаведующая, юрист1 раз в месяцИндивид. консульт. для родителей- «Неделя прав ребенка»Зам. заведующей, воспитатели, специалистыежегодноКонспекты мероприятий, праздники- Выставка детских рисунков «Мама, папа, я - дружная семья» воспитателиПо плануАльбом детских работ- Памятки для родителей «Это полезно знать»Зам. заведующей, психологВ течение годаЛистовки для родителей- Праздники: «Вместе дружная семья» «День рождения семьи»Музыкальный руководитель, специалистыПо планувидеофильм2.Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещениюИндивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитиемВоспитатели, специалисты, психологВ течение годаИндивидуальная работа с детьми и родителямиПроблемный семинар - практикум «В семье растет первоклассник»Психолог, зам. заведующей, " логопедIII кварталКруглый стол, дискуссии, практикум, протокол - отчетПроведение коррекционной работы с проблемными семьямиПсихолог, логопед, специалистыВ течение годаИндивидуальная работа, консультацииВыделение семей группы риска: - организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок - индивидуальная работа с семьямиЗам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалистыВ течение годаИндивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступленияЗнакомство с новыми программами, формами и методами обучения детейЗам. заведующей, воспитателиВ течение годаконсультации3.Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями)Воспитатели, родители1 раз в месяцПосещение родителей детского сада«Взрослые - детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героевВоспитатели, специалистыСогласно плануКонспекты, праздникиПосещение родителями открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессеЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиВ течение годаПротокол - отчетРазработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья», - Конкурс семейных талантов - Встречи с интересными людьмиЗам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитателиВ течение годаКонспекты сценариев, видео - фильм- Организация кружков для детей и родителей: - «Музыкальная гостиная» - «Твори, выдумывай, пробуй»Зам. заведующей, специалисты, воспитателиВ течение годаПлан работы Концерты, выставки- Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня;Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра.1 раз в кварталПротокол- отчет- Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей; - организацией питания; соблюдением техники безопасностиЗаведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра2 раза в годПротокол- отчет4.Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей»Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знанияхЗаведующая, зам. заведующей, психолог, специалистыпостоянноКонсультации, анкетыЗнакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждениеЗам. заведующей, специалистыВ течение годаконсультацииПроведение семинаров - практикумов по разным разделам программыЗам. заведующей, специалисты, психолог, логопед1 раз в кварталТезисные выступления, протоколИндивидуальное консультирование по запросам родителейСпециалисты, зам. заведующейВ течение годаАнкеты, консультацииУчастие детей и родителей в досуговых мероприятияхТворческая группа, муз. руководительВ течение годаПраздники, сценарии, видеофильм IV этап Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи

1.Проанализировать результаты сотрудничества педагогов и родителейАнализ форм работы педагогов с родителямиЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиIII кварталАнкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителямиВыявление противоречий в сотрудничестве с родителямиЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиIII кварталАнкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителямиАнкетирование и опросы родителей для выявления: - уровня удовлетворенности работой детского сада с родителями; - степени вовлеченности родителей в деятельность ДОУ; - уровня удовлетворенности полученных педагогических знанийЗам. заведующей, воспитателиIII кварталАнкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями

.5 Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи

этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи

№п/пЗадачиСодержание деятельностиИсполнителиСрокВыход1Создать механизм управления сотрудничества детского сада и семьиОпределение функций, форм работы с участниками сотрудничестваЗаведующая, зам. заве дующейI квартал Распоряжение заведующейСоздание консультативно- диагностической службыЗам. заведующей, психолог, логопед, медсестраI кварталАнкеты, диагностика2Информировать коллектив о сотрудничестве детского сада и семьиПроизводственное собрание «Координация деятельности сотрудников детского сада по реализации сотрудничества детского сада и семьи»Заведующая, зам. заведующей, специалистыI кварталРаспоряжение заведующейПедсовет «Социально- педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных сословиях»Заведующая, Зам. заведующейI кварталАнкеты, для воспитателей3Изучить теоретическую базу проблемы: аналогичный опыт работы; научную, методическую литературуТворческая работа «Современная семья, - какая она?» Срез представлений педагогов о современной семьеЗаведующая, зам. заведующейII кварталколлажиКруглый стол: педагогический коллектив и родители: методология взаимодействияЗам. заведующей, психологII кварталКорректировка планов работыКруглый стол по проблеме «Хочу предложить…» Обмен мнениями по изученной литературеЗаведующая, зам. заведующей2 раза в годСообщения педагоговВключение данной проблемы в планы по самообразованиюЗаведующая, зам. завед., воспитателиI кварталОбсуждение сообщений воспитателейКонсультация «Подготовка и проведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачиЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиI кварталПамятка для воспитателейПедагогическая коллегия «Проблемы семейного воспитания». Обсуждение собранной информации о семьяхЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиI кварталСообщения педагоговПедагогическая гостиная «Специфика и значение семьи в жизни ребенка». Уточнение знаний педагогов по проблемеЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиII кварталОбсуждение результатов изученной литературы«Современные концепции и перспективы совместной деятельности детского сада и семьи в России и за рубежом»Заведующая, зам. заведующей, воспитателиII кварталСообщения педагогов4Определить уровень работы педагогов по вопросу взаимодействию с родителямиИзучить и проанализировать работу педагогов детского сада по проблемеЗаведующая, зам. заведующейI кварталОбсуждение сообщений воспитателейВыявить проблемы педагогов во взаимодействии с родителямиЗаведующая, зам. заведующейI кварталАнкетыИзучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности, причины неудовлетворенности организацией работы с детьми и родителямиЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиI кварталАнкеты5Определить содержание связей с окружающим социумомОпределить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию с: - библиотекой; - школой; - больницей; - районным Центром досуга; - Центром творчества юных «ПолетЗам. заведующей1 кварталПлан мероприятий6Определить уровень методического обеспечения работы с родителями в детском саду -Создать пакет нормативно - правовой документации в ДОУ: - «Закон об образовании в РФ» - Семейный кодекс РФ - «Конвенция о правах ребенка» - Устав ДОУ - Положение об Управляющем советеЗаведующая1 кварталПлан мероприятий- Создать информационный банк, включающий: - каталог литературы - видеотеку опыта семейного воспитания, занятий, режимных моментов - рекомендации для родителей по развитию речи детей, познавательной деятельности, математикеЗаместитель заведующей1 кварталПлан мероприятий7Разработать планы работы с родителями и детьми, определить формы и методы работы- Индивидуальное консультирование по обсуждению перспективных планов; - семинары по организации совместных мероприятий детей и родителей, продуктивной деятельности; - Конкурс лучших разработок по проблеме.Заведующая, зам. заведующей, воспитателиСогласно годового планаКонсультации Опыт работы конспекты 8Отследить результаты работы на I этапе. Рефлексия по итогам работыПовторное анкетирование педагогов с целью выявления знанийЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиIII кварталанкетыИзучение и анализ планов самообразования педагогов по проблемеЗаведующая, зам. заведующейI кварталИндивидуальная работа с педагогамиИзучение и анализ перспективных планов педагогов с целью выявления умения ставить цели и задачи работы и видеть перспективыЗам. заведующей В течении годаИндивидуальная работа с педагогамиКонтроль решений педсовета (собраний)Зам. заведующейВ теч. годаАнкеты, отчетыПосещение мероприятий педагогов с целью оказания помощи в исправлении ошибокЗам. заведующейВ течении годаАнкеты, отчетыОрганизация взамопосещений мероприятий с целью выявления положительного опыта и исправления недостатковЗаведующая, зам. заведующейВ течении годаОбсуждение мероприятийПроведение педагогической викторины, решение педагогических задач с целью выявления глубины и осознанности знанийЗаведующая, зам. заведующей, воспитатели, специалистыII кварталОбсуждение мероприятийКонкурс на лучшую организацию среды развития ребенкаЗам. заведующей, воспитателиIII кварталАльбомОтслеживание результатов работы по созданию активной среды развития ребенкаЗам. заведующейВ течении годаИндивидуальная работа с воспитателемПовторное анкетирование педагогов с целью выявления качества полученных знаний, их анализЗам. заведующейIII кварталанкетыПедсовет по итогам работы на I этапеЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиIII кварталОбсуждение результатов работыэтап Цель: Повышение профессиональности педагогов, совершенствование коммуникативных навыков

Апробирование новых форм взаимодействия детского сада и семьи

№ п /пЗадачи Содержание деятельностиИсполнителиСрокВыходПовышение уровня правовых знаний педагоговКонсультация «Организация и содержание профилактической работы по защите прав детей от жестокого обращения»Психолог, воспитателиI кварталСообщения воспитателейДеловая игра «Правовая академия педагогов». Обсуждение ситуаций связанных с нарушением прав ребенка и путей решения данной проблемы. Составление памятокЗам. заведующей, воспитателиI кварталПамятка для родителейВключение в планы по самообразованию вопросов охраны прав детей в детском саду и домаЗам. заведующей, воспитателиI кварталСообщения воспитателейВыставка материалов по теме: подбор литературы и плакатов наглядной агитации по обеспечению соблюдения прав ребенкаЗам. заведующейВ течении годаИнформационные стендыПроведение педагогических вторников: «Права ребенка: нормативные основы, механизмы зашиты, соблюдение в детском саду»Заведующая, зам. заведующей1 раз в кварталДиспутСамооценка педагогами знаний по охране прав детейВоспитатели2 раза в годАнкеты2. Совершенствовать коммуникативные навыки обобщения- Анкетирование - Круглый стол «Педагогическое общение и его влияние на развитие личности ребенка»Зам. заведующей, воспитателиII кварталСообщения воспитателей- Деловая игра «Технология безоценочного общения с ребенком»Заведующая, зам. заведующей, воспитатели, психологII кварталОбсуждение результатов игрыСеминар «Психолого - педагогические основы общения педагогов и родителей»Заведующая, зам. заведующей, воспитателиII кварталАнкета, памяткаТренинг «Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей»Психолог, воспитателиIII кварталвидеофильмДеловая игра «Разговор с родителем». Обучение умению общаться с родителямиПсихолог, воспитателиII кварталОбсуждение результатов игрыКруглый стол «Карусель непонимания». Конфликтно - стрессовые ситуации в работе педагогов с родителямиЗам. заведующей, психолог, воспитателиIII кварталСообщения педагогов, памяткиРолевая игра «Конкурс педагогической ситуации». Умение находить природу конфликта и вариант поведенияЗам. заведующей, психолог, воспитателиIII кварталОбсуждение результатов игрыТренинг «Умейте управлять собой». Обучение педагогов технике релаксацииЗам. завед., психолог, воспитателиII кварталПрактикум3 Совершенствовать положительный опыт педагогов по реализации сотрудничестваКруглый стол по проблеме общения педагогов и родителей. Уточнение знаний и умений педагоговЗам. заведующей, психолог, воспитателиII кварталСообщения педагоговСамооценка воспитателями эффективности взаимодействия с родителями. Анализ причин неудачного опытаЗам. заведующей, психолог, воспитатели2 раза в годАнкета, коррекция планов«Банк педагогических идей». Самообразование педагогов по темеЗаведующая, зам. заведующей, воспитателиIII кварталСообщения воспитателейПрактикум «Решение проблемных задач с целью ролевого проигрывания способов действия педагоговПсихологII кварталОбсуждение результатов игрыКонкурс лучших мероприятий с родителямиЗаведующая, зам. завед., воспитателиIII кварталКонспекты, сценарии мероприятийИндивидуальное консультирование педагоговЗаведующая, зам. завед.В течение годаКонспектыПополнение «педагогической копилки» положительным опытомзам. заведующейВ течение годаСценарии, альбомУчастие в выставках рисунков, поделок на уровне села районаЗам. заведующ. воспитателиВ течение годаКонкурсы, альбом-Открытые мероприятия педагогов для коллег; - Освещение работы д/с в районной газете; - Проведение тематических проверок по проблеме; - Проверка перспективных и календарных планов педагогов;Заведующая, зам. заведующей, воспитателиВ течении годаКонспекты, видеофильм Заметки в газете Коррекция планов работы, консультации4.Организовать сотрудничество детского сада с родителями «Неорганизованных детей»Разработать пакет документов, регламентирующий деятельность группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возрастаЗаведующая, зам. заведующейII кварталОткрытие группыВыявить детей, не посещающих детский садМедсестра, воспитателиII кв.АнкетыИндивидуальное собеседование с родителями для выявления проблем в обучении и воспитании, изучение мотивов и потребностей родителейЗаведующая, зам. заведующейВ течении годаАнкеты, индивидуальные консультации5.Анализ и контроль взаимодействия педагогов и родителейИндивидуальное консультирование педагогов по устранению причин неудачного опытаЗаведующая, зам. заведующейIII кварталКруглый стол «Итоги работы II этапа»Заведующая, зам. завед.III кв.Рекомендации воспитателямСоздание «педагогической копилки», лучших материалов и мероприятий воспитателейЗам. заведующейВ теч. годаВидеофильм, конспектыСамооценка деятельности педагогов по темевоспитателиIII кв.Анкета

Ill этап Цель: Совершенствовать знания педагогов по проблеме,

взаимодействие с семьями воспитанников, не посещающих детский сад

№ п/пЗадачиСодержание деятельностиИсполнителиСрокВыход1.Совершенствовать знания педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанниковДискуссионный клуб «Ребенок с ограниченными возможностями в группе детского сада»Педагоги детского сада, психолог, зам. заведующейI кварталСообщения педагоговПрактикум «Сотрудничество с родителями имеющих ребенка с ограниченными возможностями»Педагоги детского сада, психолог, зам. заведующейII кварталпамяткаСеминар-практикум «Организация работы с семьями группы риска»зам. заведующей, воспитателиI кварталПамятка, индивидуальные консультацииКонсультация «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье»Психолог, воспитателиI кварталСообщения воспитателейПрактикум «Нетрадиционные формы работы с семьей»Зам. заведующей, воспитателиI кварталРазработка мероприятийКруглый стол «Как вырастить настоящего мужчину». Проблема участия отцов в воспитании детейзам. заведующей, воспитателиII кварталСообщения воспитателейПедагогическая гостиная «Нарушения семейного воспитания - причины нарушения поведения детей»Заведующая, зам. заведующей, психолог, воспитателиII кварталКоррекция планов рабты, индивидуаль - ные консультацииКонкурс разработок по проблеме «Развивающая среда в детском саду и дома»Зам. заведующей, воспитателиII кварталИндивидуальная работа с педагогами, альбом2.Совершенствование формы взаимодействия с родителями «неорганизованных детей»«Круглый стол» «Нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с семьей»Заведующая, зам. заведущей, воспитателиIII кварталСообщения воспитателейИндивидуальные консультирования по запросам родителейЗаведующая, зам. заведующей.В теч. годаКоррекция планов рабтыРодительские собрания для повышения уровня педагогических знанийЗаведующая, зам. заведущей, родители, воспитателиВ теч. годаПамятки для родителей3.Выявить влияние работа по проблеме на рост профессионализма педагоговАнкетирование педагогов с целью выявления уровня педагогического мастерстваЗам. заведующей2 раза в годКоррекция работы с родителямиОткрытые мероприятия для коллегЗам. заведующей, воспитателиII кварталСценарииНаблюдение и анализ мероприятий для родителей и детейЗаведующая, зам. заведующейВ течение годаПроверка Самоанализ деятельности педагоговЗам. заведущей, воспитатели2 раза в годСообщения педагоговКруглый стол по итогам работы на III этапеЗаведующая, зам. заведущей, воспитателиIII кварталКоррекция неудачного опытаКонкурсы на лучшее мероприятие для детей и родителейЗаведующая, зам. заведущей, воспитателиIII кварталВидеофильм- Пополнение «Педагогической копилки» лучшими разработками мероприятий, видеозаписью форм работы педагогов и родителейЗам. заведующей, воспитателиВ течении годаСценарии, видеофильм

IV этап Цель: проанализировать результаты сотрудничества детского сада и семьи

№ п/пЗадачиСодержание деятельностиисполнителисрокВыход1 Анализ результаты сотрудничества детского сада и семьиПедагогическая гостиная «Детский сад и семьи». Обсуждение успехов и неудач в решении проблемыПедагоги, заведующая, зам. заведующейI кварталанкеты Круглый стол «Формы взаимодействия детского сада и семьи»Педагоги, заведующая, зам. заведующейII кварталСообщения воспитателейСамооценка педагогами проведенной работыПедагоги детского сада, заведующая, зам. заведующейIII кварталОформление «Педагогической копилки». Отбор лучших материалов для публикации в «Педагогическом вестнике» управления образованияЗаведующая, зам. заведущей, воспитателиВ течении годаКонспекты, сценарии мероприятияРазработка рекомендаций по работе с семьейЗам. заведующейПамяткаОткрытые мероприятия для педагогов детского сада и районаЗам. заведущей, воспитателиВ течении годаРазработка мероприятийСоздание проблемной группы для воспитателей района на базе детского садаЗам. заведущей, воспитатели, методист управления образов.III кварталПроблемная группаВыявление проблем педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьиЗам. заведущей, воспитателиIII кварталАнкета2.Выявить причины неудачного опытаКруглый стол «Анализ причин неудачного опыта»Зам. заведущей, воспитателиI кварталСообщения воспитателейКонсультации с педагогами по устранению причин неудачного опытаЗаведующая, зам. заведущей, воспитателиВ течении годаАнкетаСоставление планов коррекционной работывоспитателиI кварталИндивидуальные консультацииСовещание по реализации планов коррекционной работыЗам. заведующей, воспитателиIII кварталСообщения воспитателей3Определить перспективы дальнейшей работыСоздание единого образовательного пространства: детский сад - семья - социум (вовлечение в сотрудничество с семьей другие социальные институты)Заведующая, зам. заведующейIII кварталДоговора, планы работыСоздание программы работы с родителямизаведующая, зам. заведующей, творческая группаIII кварталПрограммаРасширение услуг консультационного пункта для оказания родителям педагогической помощи, имеющим детей дошкольного возраста и проживающих в районе.заведующая, зам. заведующей, воспитателиIII кварталИндивидуальные консультации2.6 Критерии оценки реализации сотрудничества детского сада и семьи

Увеличение числа активных родителей, заинтересованных в соучастие в воспитательно-образовательном процессе (смотры, праздники, конкурсы).

- Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои ошибки и достижения.

- Использование родителями педагогической литературы.

- Общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.

- Востребованность опыта работы по проблеме другими ДОУ.

- Повышение уровня знаний и умений педагогов по проблеме сотрудничества детского сада и семьи.

.7 Ожидаемые результаты реализации сотрудничества ДОУ с родителями

Расширение форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьей и оказание дифференцированной помощи нуждающимся семьям через функционирование консультативного пункта на базе ДОУ, работу диагностической службы.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Использование родителями педагогической литературы.

- Участие родителей в образовательном процессе ДОУ: занятиях, смотрах, конкурсах, праздниках и т.д.

- Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.

Улучшение взаимоотношений между членами семьи.

- Организация работы в ДОУ группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы для детей раннего возраста.

- Повышение качества мероприятий, проводимых педагогами детского сада, рост уровня знаний по проблеме сотрудничества ДОУ и семьи.

Заключение

Результаты сотрудничества ДОУ и семьи

Предыдущий опыт работы с семьей - убеждение родителей на традиционных родительских собраниях не давал эффективных результатов. Понимание того, что успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса, способствовало обновлению содержания и форм сотрудничества ДОУ с родителями. Результатом сотрудничества стало открытие на базе детского сада семейных клубов и консультативного центра для родителей.

Работу над проблемой партнерства и сотрудничества с семьей педагогический коллектив начал с изучения профессиональных возможностей педагогов в общении с родителями и выявления творческого потенциала всех специалистов детского сада. Проведена самодиагностика профессиональных затруднений, которые возникают у педагогов при общении с родителями.

Опираясь на полученные данные, составили план методической помощи педагогам, который предусматривал изучение научной и методической литературы по проблеме, современных разработок по теме совершенствования практических навыков общения с родителями. В методическом кабинете в помощь педагогам созданы пакет нормативно-правовой документации и информационный банк методических разработок по данному вопросу.

Повышению уровня знаний и умений способствовала организация тренингов, консультаций, семинаров по проблеме, включения в планы самообразования педагогов, изучения вопросов взаимодействия с семьей.

В результате повысился уровень знаний педагогов. Практикумы и тренинги способствовали развитию коммуникативных умений педагогов, развивали аналитические способности воспитателей. Это помогло организовать дифференцированный подход к семьям, расширить формы сотрудничества детского сада и семьи.

Следующим этапом было изучение семей воспитанников, существующих в них традиций и подходов к воспитанию. Приоритет отдали индивидуальным формам работы с родителями. Проявляя доброжелательность, тактичность, педагоги провели изучение семей. Анализ изучения семей позволил сформировать банк данных о семьях воспитанников, узнать потребности родителей в повышении педагогической грамотности, удовлетворенность работой детского сада.

Результаты исследования стали основой для пересмотра привычных форм работы в детском саду с родителями. Работа с родителями осуществлялась в трех направлениях:

- педагогическое просвещение родителей;

- включение родителей в деятельность детского сада через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов.

- привлечение родителей «неорганизованных детей» к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

В работе с семьей по педагогическому просвещению педагоги не стали отказываться от традиционных форм: консультаций, бесед, родительских собраний. Постепенно к ним добавились новые формы взаимодействия с родителями: психолого-педагогические тренинги, родительские гостиные, встречи за «круглым столом», вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, творческие конкурсы. К повышению педагогической культуры родителей привлекались разные специалисты (психолог, логопед, юрист, врачи) с учетом запросов родителей и выявленных проблем семейного воспитания.

При организации работы по педагогическому просвещению педагоги столкнулись с тем, что не все родители стремились повышать свою педагогическую культуру. Причины были разные: нехватка времени, из-за занятости на работе, домашних хлопот, боязнь быть непонятыми, необходимость коллегиального обсуждения семейных проблем. В связи с этим партнерская позиция педагогов, осуществляющих взаимодействие с семьей, была особенно важна. Родителей надо было заинтересовать, привлечь к сотрудничеству. Педагоги понимали, что без организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства невозможно вести результативно-просветительскую работу. Для этого пересмотрели организацию работавшего уже родительского клуба «Моя семья». Клуб стал работать по возрастам: для родителей младшего возраста «Малышок», среднего возраста - «Почемучка», старшего возраста - «Хочу все знать», для молодых семей - «Мамина школа».

План работы клубов составляли совместно с родителями, с учетом выявленных проблем семейного воспитания и интереса к тем или иным вопросам воспитания и образования, актуальности вопросов для данной группы детей.

Формы работы семейных клубов были разнообразные: дискуссии, тренинги, обсуждения разных точек зрения на проблему и т.д. При подготовке мероприятий педагоги старались не составлять речи-монологи, а с помощью показа занятий по теме, детских рисунков, высказываний, используя ситуации из жизни группы вести с родителями диалог. Тренинги «Знаю ли я своего ребенка», «Прежде, чем наказывать - подумай», были направлены на поиск эффективных методов и средств воспитания, установлению эмоционально-личностного контакта между родителями и ребенком.

Эффективными в работе с родителями были методы, с помощью которых и изучалась, и корректировалась позиция родителей: тесты «От кого зависит мир в семье», «Как избежать конфликта с ребенком», психолого-педагогические тренинги. Они побуждали родителей задуматься над своим поведением, проанализировать, определить пути своего самосовершенствования.

Для изменения ценностных ориентаций родителей, освоения приемов, методов воспитания детей, общения с ними использовались такие методы как обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей. Эффективность этих методов заключалась в том, что родители могли моделировать вариант своего поведения, что помогало им осознать ошибочность представлений по проблеме, или же убедиться в правильности своих поступков.

Посещение семейных клубов, использование разнообразных форм работы помогло родителям:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к своему ребенку, как к равному, понять, что недопустимо его сравнивать с другими детьми;

- освоить методы и приемы воспитания детей дошкольного возраста;

понять сильные и слабые стороны своего ребенка, учитывать их;

- проявлять интерес к делам ребенка и быть готовым поддержать его.

Изменился характер вопросов родителей к педагогам. Вопросы удовлетворения бытовых нужд детей стали редкими. Родители стали задавать вопросы, направленные на развитие способностей детей, организацию их воспитания и развития дома.

Необходимость сотрудничества с педагогами детского сада признали 78% родителей. Взаимоотношения с персоналом детского сада устраивают 94% родителей. Удовлетворенность работой детского сада высказали 92%, 7% родителей работа педагогов устраивает частично, 1% родителей работа детского сада не устраивает.

Организации сотрудничества с родителями способствовала работа «Почтового ящика» детского сада. Предложения, замечания родителей помогали выявлению и учету текущих проблем, оперативному их решению.

Дифференцированно проводилась работа с неполными семьями, которые имеют детей с проблемами в развитии. Содержание работы определялось интересами и запросами родителей.

Второе направление взаимодействия детского сада и семьи - включение родителей в деятельность детского сада через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов. Наибольший интерес для совместной деятельности представляли совместные праздники и досуги: «Масленица», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Здравствуй, елочка!», где родители были активными участниками происходящего. Апробирована новая форма работы клуба - семейный праздник: «Мамочка, любимая моя» ко Дню матери, «Мы с бабушкой - друзья» - ко Дню пожилого человека, «День рождения семьи» - «круглые» даты супружества. Совместные праздники, досуги раскрывали родителям внутренний мир малыша, обогащали содержание общения.

Активно участвовали родители и дети в смотрах-конкурсах «Умелые руки», «Необыкновенное чудо» (поделки из овощей и природного материала), «Витамины на зиму». Большой популярностью пользовались курсы «Хозяюшка», «Фитнес-клуб», где мамы могли поправить здоровье, научиться вести хозяйство. Новой формой работы стала организация совместных кружков для детей и родителей.

Разные формы совместной деятельности были направлены на обогащение деятельности детей и родителей в условиях детского сада и дома, укрепление внутрисемейных связей. Возросло число активных родителей - участников воспитательного процесса - 59%.

Третье направление во взаимодействии ДОУ и семьи - организация работы с родителями «неорганизованных» детей. Работа велась с семьями, где есть «дети-инвалиды», будущие первоклассники и дети до 3 лет.

Будущие первоклассники посещали группу кратковременного пребывания в детском саду, что способствовало подготовке детей к школе. Опыт работы показал, что для достижения лучших результатов развития детей необходимо более раннее привлечение детей в группу кратковременного пребывания.

Для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями работал семинар-практикум «Помоги себе сам». Он помог объединить родителей, а ежемесячные встречи за круглым столом со специалистами детского сада и различных служб района способствовали повышению уровня психолого-педагогических знаний, решению социально - бытовых проблем.

Для молодых родителей, воспитывающих детей до 3 лет реализован проект «Школа молодой семьи». Реализация проекта способствовала повышению правовых и педагогических знаний среди молодых семей, укреплению взаимоотношений в семье, ранней адаптации детей к детскому саду.

Практика показывает, что сотрудничество педагогов и родителей повышает уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с детьми. Занятия в семейных клубах, совместная деятельность с детьми помогают родителям лучше понимать ребенка, научиться способам общения с ним, педагогам - более эффективно строить процесс воспитания и образования ребенка.

Дальнейшая организация работы сотрудничества с родителями администрацией ДОУ предполагает:

- индивидуализацию процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;

- интеграцию всех социальных институтов села, района, заинтересованных в воспитании и развитии детей дошкольного возраста;

- создание программы сотрудничества ДОУ и семьи

Библиографический список

1. Е.П. Арнаутова. «Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях» - Детский сад от А до Я. 10-2004.

. Г. Белоногова, А. Хитрова «Педагогические знания - родителям» - Дошкольное воспитание. №6-2003.

. А.Г. Богославец, А.А. Майер. «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях малого города». - Управление ДОУ. №5-2004

. И.В. Власова. «Новое решение старой проблемы» - Детский сад от А до Я. №10-2004

. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом». - М.: Аркт. 2003

. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми». - М.: Просвещение, 1991.

. О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.П. Майер. «Работа с родителями в ДОУ». - М.: ТЦ «Сфера». 2005-09-21

. Л.А. Дядюх. «Родительский клуб в дошкольном учреждении». - Детский сад от А до Я. №1-2005.

. Т.Н. Доронова. «Дошкольные учреждения и семья». - М.: LIUKA-PRESS, 2004.

. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. «Общение педагога с родителями в ДОУ». - М.: ТЦ «Сфера», 2005-09-21

. «Закон об образовании в Российской Федерации».-Ростов на Дону: Легион, 2013

. В. Загик, В.М. Иванова. «Воспитатели и родители». - М.: Просвещение, 1985.

. Л.А. Куланина. «О формах взаимодействия с семьей». - Детский сад от А до Я. №10-2004.

. Т.А. Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999.

. Т.А. Куликова. «Современная семья: проблемы, тенденции развития». - Детский сад от А до Я. №4-2004.

16. В. Козлова, Р.П. Дешеулина. «Работа ДОУ с семьей». - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

17. К. Котырло, С.А. Ладывир. «Детский сад и семья». - Киев: Радянька школа, 1984.

18. «Концепция дошкольного образования». - М., 1989.

. Лукина Л.И. - работа с родителями в ДОУ. - Управление ДОУ. №5-2004.

. Т.А. Маркова. «Детский сад и семья». - М.: Просвещение, 1986.

. Ю. Микляева. «К вопросу о педагогической культуре родителей. - ребенок в детском саду». №3-2005.

. М.Ф. Нуйкина. «Семейный клуб в детском саду: особенности организации и деятельности». - Детский сад от А до Я. №1-2005.

Похожие работы на - Взаимодействие детского сада и семьи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!