Система обязательного медицинского страхования России. Задачи и функции фондов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    568,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система обязательного медицинского страхования России. Задачи и функции фондов

Оглавление

Введение

. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации

.1 Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования

.2 Система обязательного медицинского страхования России. Задачи и функции фондов

. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

.1 Особенности поступления и расходования средств фондов обязательного медицинского страхования за 2012г

.2 Анализ доходов и расходов Фондов обязательного медицинского страхования в период с 2009 по 2013 годы

. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

.1 Проблемы обязательного медицинского страхования

.2 Направления по дальнейшей модернизации здравоохранения

Заключение

Список используемой литературы

Введение


В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.

Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Охрана здоровья населения Российской Федерации является приоритетным направлением социальной политики государства. Национальные проекты по охране здоровья предусматривают модернизацию системы здравоохранения и устанавливают основные концептуальные приоритеты развития медицинской отрасли страны. В процессе реализации данных проектов медицинское страхование становится важным звеном, активно участвующим в реформировании национального здравоохранения.

Фонд обязательного медицинского страхования занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Фонд обязательного медицинского страхования был создан Указом Президента РФ для финансового обеспечения закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программ. Актуальность выбранной темы состоит в том, что мы все являемся застрахованными лицами и то, как финансируется медицинское страхование и на какие цели направляются деньги должно интересовать нас не в последнюю очередь, так как медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине.

Медицинское страхование, является, по сути, совершено новым явлением для нашего государства и общества, требует глубокого изучения условий и методов внедрения данной системы в совокупности с другими социально - политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты формирования Фондов обязательного медицинского страхования и на основе теоретических аспектов рассмотреть применение на практике.

Объектом исследования данной курсовой работы являются Фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Предмет исследования - доходы и расходы бюджета Фондов обязательного медицинского страхования РФ на федеральном и региональном уровне.

Задачи данной курсовой работы:

-       Рассмотреть Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации.

-       Изучить особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

-       Проанализировать перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

В ходе написания курсовой работы необходимо рассмотреть и изучить нормативно-правовые акты: включая указы президента; постановления правительства; федеральные законы, а также официальные источники информации, такие как официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования, сайт Министерства финансов РФ и другие. В процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы:

теоретические - анализ литературы, материалов, документации, терминов и т.д.;

эмпирические - познание опытным путем:, сравнение, измерение, расчет.

Для автоматизации работы созданы специальные программы. Наиболее распространены пакеты Microsoft Office. В его состав входит табличный процессор Microsoft Excel, который использовался для вычислений. Для оформления работы использовался текстовый процессор Microsoft Word.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия Фонда обязательного медицинского страхования, современная система его организации.

Во второй главе проводится анализ доходов и расходов Фонда обязательного медицинского страхования РФ и выявляются основные проблемы его развития.

Временной период, за который производились расчеты - с 2009 года по 2013 год.

В третьей главе обосновываются направления и предложения по развитию Фонда Социального страхования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

обязательный медицинский страхование фонд

1.      Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации

 

.1 Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования


Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов: [20]

этап. С марта 1861 по июнь1903 года

В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.

Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.

этап. С июня 1903 - по июнь 1912 года

Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

этап. С июня 1912 по июль 1917 года

В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:

. Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях.

. Амбулаторное лечение.

. Родовспоможение.

. Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года

После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:

Расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).

Предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы). · Повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек.

Полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.

этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года

Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г.

О введении в России "полного социального страхования". Основные положения Декларации были следующие:

распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;

распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы); возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;

возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.

Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.

Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.

.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. [20]

Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

этап. С ноября 1921 по 1929 год1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.

.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.

Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

этап. С 1929 по июнь 1991 года

этап. С июня 1991 года по настоящее время. [20]

История современного обязательного медицинского страхования в России начинается 28 июня 1991 года. В тот день был принят Закон РСФСР №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР», один из немногих российских законодательных актов, принятых во времена Советского Союза и действующих по сию пору. В первоначальном варианте Закон должен был вступить в силу с 1 января 1993 года, но в связи с острой нехваткой средств на здравоохранение реализация закона началась досрочно. Законом предусматривалось создание двух фондов: Фонда обязательного медицинского страхования страховых медицинских организаций (далее - СМО), образующегося за счет средств, получаемых от страховых взносов страхователей, и Государственного внебюджетного Фонда здравоохранения органов государственной исполнительной власти, формируемого за счет поступлений прочих средств. По первому варианту Закона страхователи (работодатели и территориальные органы государственного управления) должны были вносить страховые взносы напрямую в СМО, а страховщики - возмещать медицинским учреждениям стоимость оказанных застрахованным медицинских услуг. В первоначальном варианте закона размер страхового взноса на работающее население колебался по регионам от 6% до 13% от фонда оплаты труда.

декабря 1992 г. принимается Закон РФ № 4230-1 «О страховых тарифах взносов в Фонд социального страхования РФ, в Государственный фонд занятости населения РФ и на обязательное медицинское страхование граждан на первый квартал 1993 года», который установил ставку страхового взноса на обязательное медицинское страхование в размере 3,6% от фонда оплаты труда. Такая ставка сохранилась не только в первом квартале 1993 года, она дожила до 2005 года, когда в популистских целях снижения «непомерного налогового гнета» на предпринимателей была снижена.

Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» определило государственные структуры, ответственные за финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. В Постановлении содержались положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС), о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный (0,2%) и территориальные (3,4%) фонды, разрешение ТФОМС временно в 1993 году осуществлять обязательное медицинское страхование граждан, если на данной территории еще нет страховых медицинских организаций.

мая 1993 года Распоряжением Правительства Российской Федерации был создан ФФОМС, а в субъектах Федерации - ТФОМС. День рождения, так сказать.

На сегодняшний день в России так и не появилось единого организационного и финансового механизма проведения медицинского страхования. Почти 13 лет в различных субъектах Федерации функционируют четыре различных схемы ОМС.

Первая схема сочетает и бюджетные, и страховые принципы. В данной схеме взаимодействуют все законодательно предусмотренные участники системы обязательного медицинского страхования: ТФОМС, филиалы ТФОМС, филиалы с правами страховщиков, СМО и филиалы СМО.

Вторая схема основана на страховом принципе. В этой схеме функционируют: ТФОМС, филиалы ТФОМС, что очень важно, без прав страховщика, а также СМО и филиалы СМО.

Третья схема, так же, как вторая схема, основывается на страховом принципе деятельности по обязательному медицинскому страхованию. В ней используются ТФОМС, СМО и филиалы СМО.

Четвертая схема, которую можно охарактеризовать как бюджетную, действует без участия СМО. В ней действуют только ТФОМС и его филиалы.

Каждая схема распространена в приблизительно одинаковом количестве регионов, в каждом случае чуть больше двадцати. И хотя в Постановлении ВС РФ было сказано, что порядок, при котором страховщиками по обязательному медицинскому страхованию могут выступать государственные ТФОМС, временный, вплоть до открытия в регионах СМО, ныне в каждом субъекте Федерации СМО уже есть, а изменить государственную схему все никак не удается.

Были, конечно, попытки что-то поменять. Так, еще в октябре 2002 года Минэкономразвития подготовило проект Концепции модернизации системы обязательного медицинского страхования, которая в 2003 году была одобрена Правительством и в соответствии с ней разработан проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Но после внесения его в Госдуму 7 декабря 2004 года он так и лежит без движения. А все потому, что в проекте Закона было столько всего наворочено, что даже у ничего не понимающих в медицине граждан волосы встали дыбом.

Если сравнивать российские фонды социального страхования по признаку «кто больше сирота», то первенство вне всякого сомнения будет принадлежать Фондам обязательного медицинского страхования. Судите сами: расходы ТФОМС на здравоохранение в 2004 году составили 188,0 млрд. рублей, притом, что суммарные поступления от ЕСН как за работающее, так и за неработающее население были на уровне 107,8 млрд. рублей. Общие же расходы на здравоохранение территориальных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации составили ни много, ни мало 430,0 млрд. рублей! На долю средств ТФОМС в финансировании территориальных программ обязательного медицинского страхования в среднем по России в 2004 году пришлось <#"784313.files/image001.jpg">

















Основными задачами федерального фонда ОМС являются:[22]

·              финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

·              обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

·              аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. [22]

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС. Эффективность ОМС как системы во многом зависит от адекватности информационного отражения реальных процессов происходящих в отрасли. Информационное обеспечение системы ОМС направлено прежде всего на повышение гибкости, оперативности и прозрачности системы ОМС. Базисом для создания эффективной системы управления ОМС является создание единой интегрированной системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, основанной на повсеместном использовании современных информационных технологий в рамках единого информационного пространства ОМС. Функции ФФОМС [23] В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

·              осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

·              разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

·              осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;

·              выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

·              осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования; осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок; осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

·              вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

·              участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

·              осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации; организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

·              изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

·              обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

·        участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования; ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

2.      Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

 

.1 Особенности поступления и расходования средств фондов обязательного медицинского страхования за 2012 г


С 1 января 2012 года вступили в силу положения Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предусматривающие финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды).[24]

Согласно переходным положениям указанного Федерального закона в 2012 году размер субвенций исчислялся как сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу два процента, и объема дотаций, предусмотренного в бюджете Фонда, соответствующего субъекта Российской Федерации на 2011 год.

В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации с 2012 года Фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования в своем бюджете.

С этого года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в Фонд по тарифу 5,1%.[24]

Годовой объем бюджетных ассигнований на 2012 год, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитывался, как произведение численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля 2011 года в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

Общий объем доходов бюджета Фонда с учетом межбюджетных трансфертов в 2012 году составил 966,5 млрд. руб. или 105,4% от утвержденного объёма, в том числе за счет поступления:[24]

v  страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения - 615,1 млрд. руб. (108,6%);

v  страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 298,9 млрд. руб. (100,1%);

v  прочих поступлений налогов и сборов, а также денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом Российской Федерации, - 0,31 млрд. рублей.

Для финансового обеспечения переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов в 2012 году направлены:

субвенции для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в объеме 640,6 млрд. руб. с учетом средств нормированного страхового запаса Фонда в размере 29,0 млрд. руб., что составило 104,7% от утверждённого объёма;

субсидии на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации - 229,7 млрд. руб. (108 %), в том числе на:

·        укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 138,9 млрд. руб.;

·        внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 80,1 млрд. руб.;

·        внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца - 10,7 млрд. руб.;

субсидии на реализацию отдельных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 4,9 млрд. руб., в том числе для проведения: дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4 млрд. руб., диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 0,9 млрд. рублей.

Согласно данным отчета по форме № 0503117 «Отчет об исполнении бюджета» доходы территориальных фондов в 2012 году сформированы в объеме 1 042,2 млрд. руб., что на 137,5 млрд. руб. или 15,2% больше, чем в предыдущем году. [24]

Таблица Основные источники доходов бюджетов территориальных фондов.1 млн. рублей

Показатели

2011г.

2012г.

Темп роста 2012г. к 2011г.,%

Прирост(+), снижение(-)

Структура поступлений,%






2011г.

2012г.

Всего доходов ТФОМС, в том числе:

904 632,6

1 042 157,3

115,2

137 524,7

100

100

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам ТФОМС (в 2011г. - с учетом страховых взносов на ОМС работающего населения)

877 558,8

991 987,0

113,0

114 428,2

97,0

95,2

1. Средства Фонда, передаваемые бюджетам ТФОМС (в 2011г. - с учетом страховых взносов на ОМС неработающего населения, страховых взносов на ОМС работающего населения), из них:

882 881,8

111,9

93 982,9

87,2

84,7

1.1.Всего субвенций (в 2011г. - всего страховых взносов на ОМС с учетом дотаций и НСЗ), их них

593 512,6

640 562,3

107,9

47 049,7

65,6

61,5

1.1.1.Субвенции в размере страховых взносов на ОМС работающего населения (в 2011г.- страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджеты ТФОМС)

220 744,2

222 981,0

101,0

2 236,8

24,4

21,4

1.1.2.Субвенции в размере страховых взносов на ОМС неработающего населения (в 2011г. - страховые взносы на ОМС неработающего населения (с учетом недоимки)

276 814,1

298 668,9

107,9

21 854,8

30,6

28,7

1.1.3.Субвенции в размере дотаций, предусмотренных бюджетом Фонда на 2011 год и средства НСЗ Фонда (в 2011г. - дотации и средства НСЗ Фонда)

95 954,3

118 912,4

123,9

22 958,1,5

10,7

11,4

1.2.Субсидии бюджетам ТФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения

190 423,0

229 697,8

120,6

39 274,8

21,1

22,0

2. Средства бюджетов субъектов РФ передаваемых ТФОМС

20 502,6

109 105,2

532,2

88 602,6

2,3

10,5

3.Налоговые доходы (включая недоимку, пени и штрафы)

5 714,7

307,8

5,4

- 5 406,9

0,6

0,02


Наибольший удельный вес в составе доходов бюджетов территориальных фондов в 2012 году занимают субвенции Фонда в размере страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 28,7%, субсидии Фонда на реализацию региональных программ модернизации - 22% и субвенции Фонда в размере страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения - 21,4 процента.[24]

Рис. 1 Структура доходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2012 году

В соответствии с действующим законодательством для целей обязательного медицинского страхования в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации зарегистрировано 10,3 млн. страхователей для работающих граждан (из них 5,3 млн. (51,5%) - юридические лица, 4,9 млн. (47,6%) - индивидуальные предприниматели), в территориальных фондах обязательного медицинского страхования - 88 страхователей для неработающих граждан (их них 84 - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 4 - иные организации, определенные Правительством Российской Федерации).

По данным единого регистра численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию по состоянию на 1 января 2012 года, составила 141,2 млн. человек, из них: работающих - 54,6 млн. человек (38,7% от общей численности застрахованных), неработающих - 86,6 млн. человек (61,3%). Из общей численности застрахованных, численность лиц в трудоспособном возрасте составила 84,3 млн. человек или 59,7%, моложе трудоспособного возраста - 23,8 млн. человек или 16,9%, старше трудоспособного возраста - 33,1 млн. человек или 23,4%.

В среднем по Российской Федерации в 2012 году финансовое обеспечение 1 застрахованного жителя за счет средств обязательного медицинского страхования составило 4 537,4 руб., что на 300,8 руб. (7,1%) больше, чем в 2011 году (4 236,6 руб.). При этом на 1 работающего застрахованного по обязательному медицинскому страхованию поступило субвенций Фонда в части страховых взносов на ОМС работающего населения с учетом субвенций в размере дотаций, предусмотренных на 2011 год, налоговых платежей и средств нормированного страхового запаса - 6 269,1 руб., что на 700,6 руб. (12,6%) больше, чем в предыдущем году, на 1 неработающего - 3 446,6 руб., рост составил 133,2 рублей или 4,0 %. Соответствующие показатели в разрезе субъектов Российской Федерации приведены в приложении к настоящей справке.

С вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», возрос объем поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в бюджет Фонда. В 2012 году он составил 298,7 млрд. руб., что на 8 % больше, чем было в 2011 году. Значительное увеличение поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по отношению к 2011 году обеспечено в Республике Калмыкия - в 1,4 раза, Республике Татарстан - в 1,4 раза, Республике Дагестан - в 1,7 раза, Забайкальском крае - в 2 раза, Воронежской области - в 1,4 раза, Ульяновской области - в 1,5 раза, Орловской области - в 1,6 раза, Амурской области - в 1,8 раза, Омской области - в 1,9 раза, Сахалинской области - в 8,8 раз, Ямало-Ненецком автономном округе - в 4,1 раза, г. Байконур - в 1,4 раза.[24]

Сумма задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2012 года, за отчетный год снизилась на 1,8 млрд. руб. (на 42,3%) и по состоянию на 01.01.2013 составила 2,3 млрд. рублей. Указанная задолженность числится в 25 субъектах Российской Федерации.

В счет погашения имеющейся задолженности, начисленных пеней в территориальные фонды в 2012 году поступило 174,7 млн. руб., в том числе в Кемеровской области - 148,6 млн. руб., Омской области - 5,0 млн. руб., Пермском крае - 3,4 млн. руб., Костромской области - 2,4 млн. рублей. В Краснодарском крае и Удмуртской Республике в течение 2012 года задолженность в общей сумме 6,2 млн. руб. полностью погашена.[24]

В целях взыскания задолженности в 2012 году территориальными фондами подано 85 исковых заявлений в арбитражные суды. В результате основная сумма задолженности прошлых лет (1,55 млрд. руб.) признана арбитражными судами безнадежной к взысканию. Взыскано в судебном порядке - 13,2 млн. рублей.

Рис. 2 Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения

В то же время до настоящего времени не приняты меры по взысканию задолженности и начисленным на нее пеням, в территориальных фондах Чеченской Республики (976,3 млн. руб.), Кабардино-Балкарской Республики (129,9 млн. руб.), Республики Ингушетия (15,7 млн. руб.), Республики Тыва (50,2 млн. руб.), Камчатского края (193 млн. руб.), Приморского края (40,5 млн. руб.), Новосибирской области (101,3 млн. руб.), Калужской области (15,1 млн. рублей).[24]

 

.2 Анализ доходов и расходов Фондов обязательного медицинского страхования в период с 2009 по 2013 годы


Изучив теоретические аспекты состава бюджетов Фондов обязательного медицинского страхования следует, что бюджеты Фондов состоят из доходов, который в свою очередь включает в себя: доходы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, трансферты Федерального бюджета; и расходов, которые включают в себя: расходы по модернизации здравоохранения, расходы по выравниванию финансовых условий деятельности территориальных фондов. Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2013 год и на двухлетний плановый период.

Бюджет фонда на 2013 год и на двухлетний плановый период сформирован с нулевым дефицитом.

Общий объем доходов бюджета Фонда в 2013 году планируется в сумме 1059,3 млрд. рублей, в 2014 году - 1208,8 млрд. рублей, в 2015 году - 1442,5 млрд. рублей. [14]

Объем поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в 2013 году ожидается в сумме 631,8 млрд. рублей, в 2014 году - 727,5 млрд. рублей, в 2015 году - 812,5 млрд. рублей. Платежи работодателей на обязательное медицинское страхование определены, в основном, исходя из тарифа 5,1% с сумм выплат, не превышающих предельную величину облагаемой базы для начисления страховых взносов.

В доходах бюджета Фонда учтены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков. Сумма межбюджетных трансфертов на указанные цели составляет в 2013 году 50,4 млрд. рублей, в 2014 году - 18,8 млрд. рублей, в 2015 году - 1,0 млрд. рублей.

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения учтены в 2013 году в сумме 377,0 млрд. рублей, в 2014 году в сумме 462,5 млрд. рублей, в 2015 году - 629,0 млрд. рублей.[17, с.21]

Необходимо отметить, что, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования», с 2011 года Фонд осуществляет размещение временно свободных средств. В 2013 году средства в объеме процентного дохода, как и в 2012 году, будут направлены на пополнение нормированного страхового запаса.

Данные по ассигнованиям, предусмотренным на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в 2012-2013 годах, приведены в таблице 2. [17 с. 21]

Таблица 2

Основные показатели

2012 год

2013 год

Темп роста, %


Утверждено ФЗ от 30.11.2011 №370-ФЗ

Уд.вес, %

Утверждено ФЗ от 03.12.2012 №217-ФЗ

Уд.вес, %


Расходы, всего

916,3


1059,3


115,6

в том числе:






Субвенции для финансового обеспечения организации медицинского страхования на территориях субъектов РФ

611,5

66,7

985,4

93,0

161,1


В расчете объема субвенций учтено:

Увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, в том числе на повышение оплаты труда работников здравоохранения; Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не ниже плановых значений 2012 года;

Осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи не ниже плановых значений 2012 года.

В 2013 году Фонд продолжит финансирование:

Ø  Программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов российской Федерации, нацеленных на повышение качества предоставляемой гражданам Российской Федерации медицинской помощи. На их реализацию планируется направить 52,7 млрд. рублей;

Ø  Единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. На эти цели будут направлены остатки средств на 1 января 2013 года, образовавшиеся в связи с неполным исполнением бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, и средства нормированного страхового запаса Фонда;

Ø  Расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате родовых сертификатов в сумме 19,03 млрд. рублей. [17 с. 22]

Рассмотрим основные характеристики бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013г.г.[7, 8, 9]

Доходы Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013 г.

Таблица 3 Доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

Доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

2010г.

2011г

2012г.

2013г.


тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

Общий объем доходов Фонда ОМС с учетом межбюджетных трансфертов

105,8

100

348,4

100

966,50

100

1 059,30

100

Страховые взносы на обязательно медицинское страхование.

101,1

95,6

326,6

93,7

914,00

94,6

1 008,90

95,2

Трансферты Федерального бюджета

4,7

4,4

21,8

52,50

5,4

50,40

4,8


Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования состоит из доходов по страховым взносом обязательного медицинского страхования работающего и не работающего населения, из межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета.

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования возрастают с каждым годом за период с 2009 года по 2013 год. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета ФФОМС занимают доходы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (от 70,1% до 95,6% ), а наименьший - межбюджетные трансферты Федерального бюджета, при этом их доля уменьшается с каждым годом. Если в 2009 году они занимали 29,9% от общего дохода, то в 2013году их доля будет составлять около 4,8% от общего прогнозируемого дохода.

Рис. 3 Доходы бюджета ФФОМС, всего млрд. руб.

Исходя из данных диаграммы, можно сказать, что доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования возрастают с каждым годом за период с 2009 года по 2013 год (на 2009 год прогнозируемый общий объем доходов составил 119,1 млрд. рублей, а на 2013 год составил уже 1059,3 млрд. рублей).

Рассматривая данную диаграмму, следует сделать вывод, что в основном наблюдается положительная динамика как в увеличении общего объема доходов в сумме, так и в структуре. В результате увеличения страховых взносов в 2011 г. на 2 процентных пункта общий объем страховых взносов на обязательно медицинское страхование за 2011г. составил 336,0 млрд. рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2010г. [25]

Расходы Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013 г.[7,8,9]

Таблица 4 Расходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

Расходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

2010г.

2011г

2012г.

2013г.







тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

тыс.руб

структура, %

Общий объем расходов Фонда ОМС с учетом межбюджетных трансфертов

109,1

100

310,4

100

932,20

100

1 059,30

100










Модернизация здравоохранения

-

 

190,4

61,3

303,80

32,6

73,90

7,0










Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов

85,7

78,6

96

30,9

603,30

64,7

985,40

93,0

Прочие расходы

23,4

21,4

24

7,7

25,1

2,7

-

-


Анализируя расходы Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013 года, можно заметить их увеличение с каждым годом. Но наблюдается отрицательная динамика в 2010 году по сравнению с 2009 годом расходы бюджета фонда уменьшились на 20,9 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Решение о предоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комиссия Фонда по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок. За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Рис. 4 Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, млрд.руб.

Анализируя расходы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 2009-2013 годов, можно заметить их увеличение с каждым годом. Но наблюдается отрицательная динамика в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 8,2млрд.руб. утверждено меньше расходов и процент исполнения в 2010 году составляет 98,4%. В 2011 году были утверждены расходы в сумме 336,0 млрд.руб., а исполнено всего 310,4 млрд.руб. Процент исполнения составил 92,4%. [25]

Рассмотрев «Федеральные законы о Бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации» за период с 2009 года по 2013 год, можно увидеть предельные объемы дефицита в 2009 году и 2010 году, соответственно, в сумме 3,5 млрд. рублей и 7,3 млрд. руб. В остальные же года бюджет ФФОМС является профицитным, это значит, что доходы ФФОМС должны превышать расходы.

Изучив Федеральные законы об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации можно составить фактические размеры расходов и доходов бюджета ФФОМС. Из этого следует, что плановые доходы и расходы бюджета не совпадают с суммами исполненного бюджета. Так например, в по данным Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 215-ФЗ «О Бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» составлен профицитный бюджет, а Федеральный закон от 4 октября 2010 года N 256-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2009 год» свидетельствует о дефицитном бюджете. Но незначительно различаются суммы утвержденного и исполненного бюджета в 2010 году. Наглядно размеры утвержденных и исполненных доходов и расходов бюджета можно увидеть в таблице 5.

Размеры утвержденных и исполненных доходов и расходов ФФОМС, млрд. рублей.

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год


Утверждено

Исполнено

Утв.

Исп.

Утв.

Исп.

Утв.

Исп.

Доходы бюджета ФФОМС, всего

105,9

101,8

336,0

348,4

891,7

966,5

1 059,3

642,9

Расходы бюджета ФФОМС, всего

110,9

109,1

336,0

310,4

891,7

932,2

1 059,3

604,9

Величина дефицита / профицита бюджета ФФОМС

-5,0

-7,3

0,0

38,0

0,0

34,4

0,0

38,0


Анализ поступления и расходования средств ФФОМС показал, что основными источниками доходной части Федерального фонда ОМС являются страховые взносы на ОМС и доходы, поступившие из Федерального бюджета. В период 2009-2013 гг наблюдается рост поступления средств из федерального бюджета, в 2010 году 4,7 тыс.руб., а 2013 году 50,4 тыс. руб.

Рис 5 Прогнозные и фактические размеры дефицита или профицита бюджета представлены на диаграмме.[25]

Основные статьи расходов - расходы на выполнение Территориальной программы ОМС, реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. В период 2009-2013 гг расходы на выполнение территориальных программ ОМС выросли с 129,4 тыс. руб. в 2009 году, до 985,4 тыс. руб. в 2013 году.

3.      Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

 

.1 Проблемы обязательного медицинского страхования


Для того чтобы обоснованно вести речь о дальнейшем развитии медицинского страхования необходимо четко представлять те проблемы, которые на сегодняшний день присущи России.

В результате почти двадцатилетнего функционирования системы ОМС в России сложилась не единая модель ОМС, а несколько региональных моделей ОМС, что препятствует использованию страховых принципов для управления рисками, хотя модель финансирования и называется бюджетно-страховой.

В настоящее время в системе ОМС существует ряд проблем - это недостаточное финансирование; отсутствие единой системы стандартов и контроля качества оказания медицинской помощи; отсутствие персонифицированного учета; не определены четко фиксированные размеры взносов на ОМС неработающего населения; отсутствуют реальные критерии выбора страхователями страховой медицинской организации, не реализуются принципы конкуренции, заложенные в механизме ОМС; имеет место вовлечение субъектов ОМС в реализацию отношений, не связанных с перераспределением средств страховых фондов, наряду с использованием средств ОМС не по прямому назначению; наличие большого числа участников в перераспределении ресурсов системы ОМС; налоговый характер формирования ресурсов системы ОМС и другие (рис.6) [2, с. 13-14].

Рисунок 6. Проблемы системы обязательного медицинского страхования

По разным оценкам объемы недофинансирования составляют до половины от имеющихся на сегодняшний день ресурсов.

Однако проблему недофинансирования необходимо рассматривать комплексно. Так, на наш взгляд, необходимо изменить некоторые положения ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Прежде всего, должен измениться объект медицинского страхования. Действующий закон не определяет объект ОМС, и приравнивает его к объекту ДМС. Таким образом в экономической литературе объектом считаются затраты на оказание медицинской помощи, затраты, связанные с заболеванием. Для усиления страховых принципов медицинского страхования следует признать объектом, имущественные интересы, связанные со здоровьем, а так же сделать акцент на усиление действия превентивной функции медицинского страхования (профилактика заболеваний). В этом случае можно избежать увеличения объемов финансирования.

К следствиям проблемы недофинансирования здравоохранения можно отнести:

фактическую декларативность конституционных гарантий бесплатной медицинской помощи в связи с несбалансированностью государственных обязательств и финансовых возможностей по их реализации; - значительную долю легальной и теневой оплаты медицинских услуг населением, составляющую по разным оценкам 25-50% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение;

увеличения затрат на здравоохранение, ростом стоимости медицинских услуг, что обостряет проблему экономической эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

низкую эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов;

крайне высокую изношенность, имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования;

слабые стимулы к труду медицинских работников и др. [16]

Проблемы системы ОМС вытекают из того, что ОМС осуществляется на основе принципа финансирования, а не на основе принципов рискового страхования.

Еще одной проблемой является налоговый характер формирования ресурсов системы ОМС. Замена единого социального налога на страховой взнос с 2010 г. и установление нового порядка администрирования страховых взносов во внебюджетные фонды не изменили экономической сущности этого платежа. В нем по-прежнему отсутствует рисковая составляющая. Администрирование взносов на обязательное медицинское страхование будут осуществлять органы Пенсионного фонда РФ.

Тарифные ставки для страховых взносов на ОМС, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования можно посмотреть в таблице 6.

Таблица 6 Тарифы страховых взносов в 2011-2015 гг., %

Категория плательщиков

с января 2011г.

2012-2015


ФОМС

ТФОМС

ФОМС

ТФОМС

Основная

3,1

5,1

0


Как видно из таблицы для достижения принципа предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной конкретным целевым источником финансирования государство пошло по пути увеличения тарифа на ОМС с 3,1% до 5,1%.

За время существования системы ОМС остается неразрешенной проблема перечисления взносов на ОМС неработающего населения субъектами РФ.

Финансовой системе ОМС будут обеспечены «автономность и устойчивость», прежде всего за счет ввода обязательных платежей субъектов федерации за неработающее население. По проекту нового закона тариф страхового взноса на ОМС за неработающее население будет устанавливаться ежегодно на три года с учетом инфляции.

Вопросы совершенствования и доступности медицинской помощи населению приобрели в последнее время особое значение. Назрела необходимость модернизации обязательного медицинского страхования, требуется принятие неотложных мер по обеспечению населения Российской Федерации равнодоступной и качественной медицинской помощью.

Сложно считать равными права граждан на медицинскую помощь.

Анализ финансовой устойчивости территориальных программ государственных гарантий показывает, что сохраняются резкие различия в уровне фактического среднедушевого финансирования в различных субъектах Российской Федерации. По данным, приведенным в проекте концепции развития системы здравоохранения РФ до 2020 г., фактические значения подушевых нормативов финансирования территориальных программ государственных гарантий колеблются от 1 723 р. в Республике Ингушетия до 26 918 р. в Чукотском автономном округе. В условиях кризиса это может привести к разбалансировке финансового обеспечения системы здравоохранения [24].

Минздрав опубликовал проект нового закона об обязательном медицинском страховании. Рабочая версия схемы работы системы ОМС и плана реформы здравоохранения предполагает лишь некоторые территориальные ограничения на общероссийскую применимость полиса ОМС, уравнивает в правах на деньги ОМС частную и государственную медицину, делает страховые компании лишь посредниками в работе фонда ОМС. Проект также декларирует объединение всех услуг здравоохранения в страховой системе к 2015 г., но гарантий сбалансированности системы ОМС не содержит.

Российский и международный опыт подтверждает, что введение страховых механизмов обязательного медицинского страхования должно обеспечить изменение принципов организации финансирования здравоохранения.

Исследуя теоретические пути совершенствования финансовой системы обязательного медицинского страхования можно сделать следующие выводы:

неуправляемые масштабы платности медицинской помощи, связанные с этим потери для населения и государства диктует необходимость пересмотра системы государственных гарантий в здравоохранении. Необходимо искать более рациональные варианты привлечения средств населения в систему здравоохранения;

государственное регулирование объемов и цен на платные услуги, при всей его важности, не решает проблемы обеспечения доступности медицинской помощи для наиболее нуждающейся части населения и поэтому может рассматриваться только на среднесрочную перспективу (3 - 5лет). В более долговременном плане целесообразно взять курс на оказание платных услуг преимущественно в сети частных медицинских организации;

более перспективным представляются привлечения личных средств населения через механизм соплатежей в момент получения медицинских услуг и через участие работающих граждан в финансировании системы обязательного медицинского страхования. Но даже при реализации этих стратегии сохраняется необходимость более четкого определения границы между платной и бесплатной медицинской помощью.

3.2 Направления по дальнейшей модернизации здравоохранения


В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в период 2011-2013 годов предусмотрено направление в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 460 млрд. рублей на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений здравоохранении, оказывающих медицинскую помощь (далее - программы модернизации здравоохранения).[26]

Указанные средства формировались в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования от средств страховых взносов в размере два процентных пункта.

Средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются на совершенствование оказания медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, в учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на следующие цели:

) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 года должна составлять не менее 80 процентов фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.[26]

Приоритетом программ модернизации здравоохранения установлено совершенствование оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся причинами высокой смертности и определяющих высокий уровень потери трудового потенциала страны (заболевания системы кровообращения, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы и осложнения в ходе беременности, родов и в послеродовой период, медицинское сопровождение новорожденных, особенно с низкой и экстремально низкой массой тела, детские заболевания).

В целях обеспечения выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации (от 06.12.2010 №Пр-3534) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения в период 2011 - 2012 годов (до 100 млрд. руб.): на развитие медицинской помощи детям и новорожденным, в том числе на оснащение учреждений родовспоможения современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, развитие неонатальной хирургии, паллиативной помощи детям, а также на обеспечение проведения начиная с 2011 года углубленной диспансеризации подростков и снижения числа абортов.

В 2011 - 2013 годах предусмотрена реализация мероприятий программ модернизации федеральных государственных учреждений, которые оказывают медицинскую помощь и полномочия собственника которых осуществляют Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство. Разработка и утверждение программ модернизации ФГУ осуществлялась Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Финансовое обеспечение указанных программ предусматривается за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

Заключение


Таким образом, подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы:

Медицинское страхование в широком смысле - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть такая система охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантирует всем жителям РФ свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов. Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в РФ проходило в несколько этапов. Последний из которых стал новым этапом в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране, а точнее сказать в создании фондов обязательного медицинского страхования.

Цель фонда обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.).

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образованный в соответствии с Законом РФ о медицинском страховании граждан в РФ, является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

В 2012 году Министерство здравоохранения направило беспрецедентные усилия на развитие профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности в нашей стране, как и во всем мире. Сокращение потребления табака и алкоголя, здоровое питание, физическая активность, регулярная диспансеризация населения - вот те меры, которые позволяют сохранить здоровье. Для их координации по предложению министерства была сформирована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, которую возглавил Председатель Правительства Д.А. Медведев. В состав комиссии вошли большинство федеральных министров и руководителей федеральных служб, а также представители широкого гражданского общества. Впервые заложены основы для реализации принципа «Каждый министр должен быть министров здравоохранения»

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.

С целью достижения наилучших результатов по реализации возложенных на ФФОМС функций, выполнения отведенной государству роли социального гаранта предлагаются:

разработать, согласовать и внедрить в практику набор показателей, характеризующих результаты деятельности медицинских учреждений здравоохранения муниципалитета;

установить нормативные значения этих показателей в целях контроля за повышением качества медицинской помощи;

ввести оценки полноты выполнения «стандарта оказания медицинской помощи» по всем его составляющим;

провести анализ удовлетворенности пациента от полученной медицинской помощи;

на амбулаторно-поликлиническом уровне осуществить ведомственный контроль обоснованности назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальных льгот, правильность оформления медицинской документации и выписки рецептов; - реформировать систему оплаты труда медицинским работникам по конечному результату их деятельности;

в целях закрепления молодых специалистов расширить практику заключения трехсторонних договоров (вуз, регион, студент).

Главная проблема системы здравоохранения на современном этапе - неопределенность роли государства, прав и обязанностей врачей и пациентов. Не описан объем публичных обязательств государства по отношению к застрахованным гражданам. Именно поэтому наши сограждане, посещая лечебные учреждения, чувствуют в них себя незащищенными, страдают от поборов и засилья платных услуг.

Система обязательного медицинского страхования - это не застывшая структура, с учетом социально-экономических условий она развивается, модернизируется. Главная цель работы фондов обязательного медицинского страхования - здоровье каждого человека, а значит и здоровье нации.

Список используемой литературы


1.      Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г// РГ. - 1993. - №237.

.        Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм. 27.07.2010 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 12 .- Ст. 2110.

.        Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм. 27.07.2010 г.// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 24.- Ст. 1210.

.        Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. № 165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».

.        Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 19.11.2010): Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».

.        Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

7.      Федеральный закон от 30.11.2011 № 370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

8.      Федеральный закон от 04.10.2010 №256-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год" (принят ГД ФС РФ 21.09.2010)

.        Федеральный закон от 25.11.2008 №215-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (принят ГД ФС РФ 31.10.2008)

.        Федеральный закон от 28.11.2009 №294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"(принят ГД ФС РФ 20.11.2009)

.        Федеральный закон от 08.12.2010 №333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (принят ГД ФС РФ 24.11.2010)

. Федеральный закон от 06.10.2011 №269-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год" (принят ГД ФС РФ 21.09.2011)

. Федеральный закон от 02.10.2012 №154-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год" (принят ГД ФС РФ 21.09.2012)

. Федеральный закон от 03.12.2012 №217-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов " (принят ГД ФС РФ 23.11.2012)

. Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов/ под ред. Г.Б. Поляка. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

. Научно-практический журнал «Обязательное медицинское страхование в РФ» №3 2013г - с. 4-11; с. 37-41

. Научно-практический журнал «Обязательное медицинское страхование в РФ» №1 2013г - с. 20-37

. Научно-практический журнал «Обязательное медицинское страхование в РФ» №6 2012г - с. 17-31

. Научно-практический журнал «Обязательное медицинское страхование в РФ» №1 2011г - с. 12-31

20. Развитие и формирование медицинского страхования в России // [Электронный ресурс]// Официальный сайт РосМедСтрах - Электрон.дан. -М., 2013. - Режим доступа:<http://www.rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=92&offset=0&theme=26>, свободный. - Загл. С экрана. - (дата обращения 18.11.2013)

. Система ОМС России// [Электронный ресурс]// Официальный сайт Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: <http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about>, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 25.10.2013).

. Федеральный Фонд ОМС, задачи// [Электронный ресурс]// Официальный сайт Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: <http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/Задачи>, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 05.11.2013).

. Федеральный Фонд ОМС, функции// [Электронный ресурс]// Официальный сайт Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: <http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/Функции>, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 05.11.2013).

. Аналитическая информация// // [Электронный ресурс]// Официальный сайт Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: <http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/activity/Формирование%20доходов%20по%20ОМС/Аналитическая%20информация>, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 21.11.2013).

. Бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования// [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации- Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: <http://info.minfin.ru/foms.php>, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 20.11.2013).

Похожие работы на - Система обязательного медицинского страхования России. Задачи и функции фондов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!