Информационные технологии в профессиональной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    473,89 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные технологии в профессиональной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ)

Естественно-гуманитарный факультет

Кафедра системного анализа и управления в медицинских системах



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Информационные технологии

Тема Информационные технологии в профессиональной деятельности

Расчетно-пояснительная записка

Разработал(а) студент(ка) Л.Д. Шевякова

Руководитель канд. техн. наук, доц. О.И. Муратова








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ)

Естественно-гуманитарный факультет

Кафедра системного анализа и управления в медицинских системах

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

по дисциплине                       Информационные технологии

Тема Информационные технологии в профессиональной деятельности

Студент группы БМ-111 Шевякова Лариса Дмитриевна

Номер варианта                     17

Технические условия Windows XP Professional, процессор AMD,Pascal 7.0

Содержание и объем работы (графические работы, расчеты и прочее)

Курсовая работа состоит из 35 страниц, содержит 8 иллюстраций

Сроки выполнения этапов 20.02.2012-23.04.2012; 23.04.2012-01.06.2012

Срок защиты курсовой работы    28.05.2012

Руководитель канд. техн. наук, доц. О.И. Муратова

Задание принял студент Л.Д. Шевякова

Содержание

Задание на курсовую работу

Замечания руководителя

Введение

. Информационные технологии управления

.1 Основные понятия

.2 Процесс управления

.2.1 Объект управления и управляющая часть

.3 Классификации систем управления

.3.1 Классификация СУ по принципу действия

.3.2 Классификация СУ в зависимости от назначения

.4 Базовые информационные технологии в управлении

.5 Базы данных как средство управления

.6 Состав информационной технологии управления

.7 Полезные качества информационных технологий управления

.8 Тенденции развития информационных технологий

. Целый и вещественный тип данных языка программирования Turbo Pascal

.1 Основные понятия

.2 Целый тип данных

.3 Вещественный тип данных

. Создание программы в интегрированной инструментальной оболочке Turbo Pascal 7.0

.1 Задание к практической части

.2 Описание и результаты работы программы

.3 Схема алгоритма решения программы

.4 Листинг программы

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью. Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.

Целью первой части курсовой работы является освоение теоретических и прикладных основ проектирования и использования информационных систем, с целью автоматизации информационных процессов организационного управления в разных сферах человеческой деятельности. Информационные системы могут включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации конкретных задач.

Целью второй и третей части курсовой работы является освоение работы в интегрированной инструментальной оболочке (ИИО) Turbo Pascal 7.0 (TP 7.0) , а также более глубокое ознакомление с вещественным и целым типами данных, используемых при написании всевозможных программ.

1. Информационные технологии управления

.1 Основные понятия

Информационные технологии (information technology) - технологии информационного процесса - совокупность методов, способов, приёмов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями. Информационные технологии могут быть представлены, как определенные последовательности управляющих воздействий технологических процессов различных видов (ввод, вывод, представление, обработка, запись, поиск, сбор, хранение, актуализация, предоставление, тиражирование, обмен, передача, защита информации) и реализующих их средств, а так же, как научные описания этих процессов и способов их реализации.

Управление - создание условий, обеспечивающих требуемое протекание процесса. Управление направлено на достижение определенной цели. Для осуществления различных технологических, производственных, организационных и экономических процессов необходимо, что бы величины, которые характеризуют эти процессы, удовлетворяли определенным условиям. Так, например, в энергосистемах должны поддерживаться на постоянном уровне величины напряжения и частоты, в космонавтике необходимо обеспечить движение космического корабля в пространстве по заданной траектории.


Рисунок 1

В 40-х годах двадцатого столетия теория управления сформировалась в качестве самостоятельной научной дисциплины, изучающей методы анализа и синтеза систем автоматического управления в технике независимо от их физической природы.В эти же годы возникла новая научная дисциплина - кибернетика. Слово «кибернетика» происходит от двух греческих слов: «кибер» (в переводе «над») и «наутис» (моряк), т.е. «кибернаутис» - старший над моряками. Греческий философ Платон использовал термин «кибернетика» для названия искусства управления обществом. В 1948 году американский ученый Норберт Винер снова ввел этот термин, определив кибернетику как науку об управлении и связи в живой и неживой природе. Одно из основных положений кибернетики состоит в том, что управление - это процесс переработки информации. Методы кибернетики находят применение не только при исследованиях процессов управления в неживой природе, но и при исследовании процессов управления в живых организмах и в обществе. Поэтому автоматику рассматривают как раздел кибернетики, посвященный изучению систем автоматического управления в технике (техническая кибернетика).

1.2 Процесс управления

.2.1 Объект управления и управляющая часть

В процессе управления можно выделить следующие элементы:

      Первый - получение информации о цели (задаче) управления;

      Второй элемент - получение информации о состоянии объекта управления, т.е. о результатах управления;

      Третий элемент - анализ полученной информации и принятие решений о требуемых управляемых действиях. Это задача лица принимающего решение;

      Четвертый элемент - исполнение принятого решения.

Взаимодействие управляющей части и управляемого объекта двойственно - оно осуществляется посредством прямой и обратной связи. По прямой связи осуществляется непосредственная передача управляющих воздействий от управляющей части к объекту управления. По обратной связи осуществляется передача информации о фактических (текущих) параметрах состояния объекта управления от объекта управления к управляющей части. Подобная передача информации является основной функцией обратной связи.

В общем случае процесс управления состоит из получения информации о цели управления, получения информации о результатах управления (поведении управляемого объекта), анализа полученной информации и выработки решения и, наконец, исполнения принятого решения. Для осуществления процесса управления необходимо иметь источники информации о цели и результатах управления, устройство для анализа информации и принятия решения, устройство, реализующее принятое решение (исполнительное устройство).

В целом ряде случаев человек не в состоянии управлять процессом. Так, человек при помощи своих органов чувств не всегда может получать информацию, необходимую для управления. Человек без приборов не может измерять напряжение электрического тока, температуру расплавленного металла, интенсивность радиоактивного излучения, высоту летящего самолета, параметры экономики и другие величины. Поэтому для получения информации о результатах управления необходимо использовать специальные технические устройства (датчики, измерительные приборы и др.). Большие скорости протекания управляемых процессов требуют соответственной скорости обработки информации и принятия управляющих решений. Исполнение принятого решения часто требует большой скорости его выполнения и быстродействующих средств обработки информации. Если элементы процесса управления осуществляются специально созданным техническим устройством, без непосредственного участия человека, то такое управление называется автоматическим. Автоматически действующее устройство, предназначенное для реализации процесса управления, называется автоматическим управляющим устройством. В литературе для краткости часто для обозначения автоматических управляющих устройств используются термины «управляющее устройство» и «регулятор».

Когда управление осуществляется совместными действиями технических устройств и человека, то такое управление называют автоматизированным. В этих случаях технические устройства «решают» алгоритмически определенные задачи управления, а также обеспечивают информацией человека, который решает более сложные неформализуемые (нестандартные) задачи управления.

Разновидностью управления является регулирование. Дадим более полные определения понятиям «автоматическое регулирование» и «автоматическое управление». Автоматическим регулированием называется поддержание постоянной или изменение по заданному закону некоторой величины, характеризующей процесс. Автоматическим управлением называется автоматическое осуществление совокупности воздействий, выбранных из множества возможных на основании определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с целью управления.

Информационную модель любой системы управления можно представить как совокупность двух основных компонентов: объекта управления и управляющей части. Совокупность объекта управления и управляющего устройства (регулятора) называется системой автоматического управления (регулирования).

Объект управления - четко выделенная ограниченная сущность с точно зафиксированным составом и спецификацией входящих в эту сущность элементов, и с точно установленными отношениями между элементами этой сущности. Объектом управления может быть любой объект - завод, магазин, территория, город, район, государство, макроэкономика в целом, любое управляемое техническое устройство или какой-либо технологический процесс. Важнейшее свойство объекта управления - целостность. Предполагается, что объект управления может функционировать автономно до тех пор, пока не меняются некоторые условия.

Вторым принципиально важным компонентом системы управления является управляющая часть. Управлением называется сознательное целенаправленное информационное воздействие посредством управляющей части с целью перевода объекта управления из одного состояния в другое. Взаимодействующие управляющая часть и объект управления образуют систему управления. Система управления поддерживает целостность как объект управления более высокого уровня. Управление должно быть результативным.

Рисунок 2

информационный программа управление инструментальный

Взаимодействие между объектом управления и управляющей частью может производиться по нескольким каналам. Управляющая часть должна располагать данными о внешней среде и внутреннем состоянии объекта управления и в соответствии с параметрами внешней среды и параметрами состояния объекта управления - управляющая часть вырабатывает управляющие воздействия на объект управления. Можно выделить три основные группы параметров управления:

      Критерии эффективности управления - это сложное, часто математическое понятие, определяемое управляющей частью и задающее общую (функциональную) стратегию управления;

      Норматив управления - позволяющий сравнивать текущее состояние объекта управления с некоторым заранее определенным идеализированным состоянием (образцом) и определяющий корректность (законность) управляющих воздействий;

      Внешние задающие воздействия - позволяющие целенаправленно переводить объект управления из одного стабильного (устойчивого) состояния в другое.

1.3 Классификации систем управления

.3.1 Классификация СУ по принципу действия

Большое разнообразие систем управления обуславливает использование различных признаков при их классификации. По принципу действия СУ подразделяются на следующие типы:

      Системы управления, работающие по замкнутому циклу. В замкнутой системе управляющее воздействие на основе информации о характеристиках объекта, цели и результатах управления. В таких системах осуществлен замкнутый цикл передачи воздействий, т.е. значение управляемой величины на выходе объекта влияет на значение управляющей величины на входе объекта, т.е. эта система с обратной связью. Обратной связью называется подача сигнала с выхода какого-нибудь устройства на его вход.

      Системы управления, работающие по разомкнутому циклу. В разомкнутой системе управляющее воздействие вырабатывается на основе информации о величине возмущающих воздействий, характеристиках объекта и цели управления. В таких системах управляющее устройство не получает информации о результатах управления. Такое управление называют жестким. В разомкнутой системе реализуется принцип управления по возмущению. Основным недостатком разомкнутых систем является то, что в них необходимо измерять и компенсировать отдельно влияние каждого возмущающего воздействия. Важным достоинством разомкнутых систем является их простота, и они широко используются для решения относительно простых задач управления.

      Комбинированные системы управления.

1.3.2 Классификация СУ в зависимости от назначения

В зависимости от назначения системы управления можно классифицировать следующим образом:

      Системы стабилизации. Системы стабилизации используются для стабилизации изображения в видео и фото камерах, в автомобильном производстве для усовершенствования систем управления движением автомобиля.

      Системы программного управления. Любая из систем управления в принципе является системой программного управления, так как обеспечивает согласованные перемещения исполнительных органов в определенной последовательности, т. е. по определенной программе, поэтому название программное управление условное. Используется чаще всего в производстве. Его применяют для обозначения систем управления, в которых программа задается на программоносителях. Общая особенность таких систем - их гибкость, возможность быстрой переналадки для обработки различных заготовок, сочетающаяся с высоким уровнем автоматизации. Это позволяет рационально использовать автоматизированные станки с программным управлением в средне- и мелкосерийном производстве.

      Следящие системы управления. Следящая система управления - это система автоматического управления, в которой управляемая величина воспроизводит произвольно изменяющееся задающее воздействие. О динамических свойствах следящей системы можно судить по величине ошибки. Также сигнал ошибки в следящих системах является сигналом, в зависимости от величины и «характера» которого осуществляется управление объектом. Различают системы статические и астатические. Статические системы управляются значением ошибки: есть ошибка - есть управление в системе, больше величина ошибки - сильнее реакция системы.

1.4 Базовые информационные технологии в управлении

Базовые информационные технологии в управлении предназначены для определенных областей применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.). Базовые информационные технологии строятся на основе базовых технологических операций, но кроме этого включают ряд специфических моделей и инструментальных средств. Этот вид технологий ориентирован на решение определенного класса задач и используется в конкретных технологиях в виде отдельной компоненты. Среди них можно выделить:

      ИТ интерфейса системы управления с внешней средой;

      ИТ поддержки выбора и процесса исполнения управляющих воздействий;

      ИТ обратной связи;

      ИТ создания, управления конфигурацией и реинжениринга ИТУ (CASE - технологии, CALS - технологии);

      ИТ баз, банков и хранилищ знаний;

      ИТ документопотоков;

      ИТ администрирования информационных систем;

      ИТ надежного функционирования и защиты ИТУ;

      ИТ визуализации данных;

      ИТ правового обеспечения ИТУ;

      Офисные ИТ;

      ИТ моделирования проблем ситуационного управления;

      ИТ функционального назначения (ИТ логистики, ИТ финансовых потоков, ИТ корпоративного управления и др.);

      ИТУ трудосберегающие, ИТУ времясберегающие, ИТУ ресурсосберегающие;

      ИТ интеллектуальных систем управления;

      ИТ страхования и компенсации риска.

1.5 Базы данных как средство управления

База данных - это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.

Это утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных крупного банка. В ней есть все необходимые сведения о клиентах, об их адресах, кредитной истории, состояние расчетных счетов, финансовых операциях и т.д. Доступ к этой базе данных имеется у достаточно большого количества сотрудников банка, но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ ко всей базе полностью и при этом способно единолично вносить в нее произвольные изменения. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.

С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.

Рисунок 3

В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Например, СУБД Microsoft Access, входящая в пакет Microsoft Office.

Можно определить базу данных как физическое пространство (место на внешнем носителе компьютера), на котором в строго определенном порядке записываются и хранятся конкретные значения реквизитов (данные) первичных информационных форм, относящиеся к одному роду объектов учета. Здесь особо следует подчеркнуть однородность каждой базы данных, например, для накопления информации об автотранспорте, похищенных вещах и т.п.

В базе данных хранятся данные, предназначенные для совместного использования. Здесь особо выделяется возможность совместного использования информации хранящейся в базе данных многими пользователями одновременно. Многопользовательский режим доступа к данным, хранящимся в базе, может быть организован различными способами:

      использование в сети файл-серверов, на которых физически хранятся вся база данных. При такой организации каждый пользователь работает с базой данных так, как будто она размещена на собственном компьютере. Недостатком такой организации многопользовательской БД является большая нагрузка на каналы связи т. к. при обслуживании запроса порции данных считываются с диска центрального компьютера (файл-сервера) небольшими порциями и передаются на рабочее место, где происходит их обработка;

      технология клиент / сервер, при которой вся обработка информации, все транзакции, задаваемые пользователями, выполняется самим сервером, а на рабочие станции передаются только результаты. К пропускной способности каналов связи в этом случае предъявляются значительно меньшие требования, однако центральный компьютер, обслуживающий базу данных, должен быть значительно мощнее, чем в первом варианте. При этом, рабочие станции могут быть бездисковыми терминалами;

      распределенная структура - когда части (фрагменты) одной базы данных физически находятся на различных серверах сети. По такому принципу строятся глобальные информационные системы типа Internet.

Для создания и обслуживания таких систем используется специализированное программное обеспечение - системы управления базами данных СУБД. К основным функциям СУБД любого типа можно отнести:

      создание (конструирование) базы данных путем описания структуры хранимой информации и взаимосвязей между ее частями;

      занесение, хранение и удаление информации из базы данных - т.е. поддержание БД в актуальном состоянии;

      обслуживание выборок и запросов пользователей.

Как отмечалось выше, реляционная модель БД рассматривает все данные как группы таблиц или отношений, которые содержат фиксированные количества рядов и столбцов. Иными словами многие объекты, используемые в реляционной базе данных, аналогичны объектам электронных таблиц. Рассмотрим основные термины и определения связанные с РСУБД.

Рисунок 4

Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого предприятия ли учреждения. Цель таких систем управления базами данных - это уметь справляться со следующими задачами:

      Определение тенденции изменения важнейших показателей;

      Обеспечение получение информации, критической по времени, без существенных задержек;

      Выполнение точного и полного анализа данных.

Современные СУБД в основном являются приложениями Windows, так как данная среда позволяет более полно использовать возможности персональной ЭВМ, нежели среда DOS. Снижение стоимости высокопроизводительных ПК обусловил не только широкий переход к среде Windows, где разработчик программного обеспечения может в меньше степени заботиться о распределении ресурсов, но также сделал программное обеспечение ПК в целом и СУБД в частности менее критичными к аппаратным ресурсам ЭВМ.

Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borland dBase, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, а также баз данных Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии «клиент-сервер». Фактически, у любой современной СУБД существует аналог, выпускаемый другой компанией, имеющий аналогичную область применения и возможности, любое приложение способно работать со многими форматами представления данных, осуществлять экспорт и импорт данных благодаря наличию большого числа конвертеров. Общепринятыми, также, являются технологи, позволяющие использовать возможности других приложений, например, текстовых процессоров, пакетов построения графиков и т.п., и встроенные версии языков высокого уровня (чаще - диалекты SQL и / или VBA) и средства визуального программирования интерфейсов разрабатываемых приложений. Поэтому уже не имеет существенного значения на каком языке и на основе какого пакета написано конкретное приложение, и какой формат данных в нем используется. Более того, стандартом «де-факто» стала «быстрая разработка приложений» или RAD (от английского Rapid Application Development), основанная на широко декларируемом в литературе «открытом подходе», то есть необходимость и возможность использования различных прикладных программ и технологий для разработки более гибких и мощных систем обработки данных. Поэтому в одном ряду с «классическими» СУБД все чаще упоминаются языки программирования Visual Basic 4.0 и Visual C++, которые позволяют быстро создавать необходимые компоненты приложений, критичные по скорости работы, которые трудно, а иногда невозможно разработать средствами «классических» СУБД. Современный подход к управлению базами данных подразумевает также широкое использование технологии «клиент-сервер».

Таким образом, на сегодняшний день разработчик не связан рамками какого-либо конкретного пакета, а в зависимости от поставленной задачи может использовать самые разные приложения. Поэтому, более важным представляется общее направление развития СУБД и других средств разработки приложений в настоящее время.

1.6 Состав информационной технологии управления

Для информатизации общества и бизнеса необходим широкий спектр программно-аппаратных средств, в том числе вычислительной техники и средств связи. Различные технические средства обеспечивают прием и передачу трех основных видов информации (речь, печатный текст, графика) в статике и динамике с максимальным использованием трех чувств восприятия человека (слух, осязание, зрение). Напрямую с человеком связаны относительно громоздкие устройства, обеспечивающие согласование разнообразных человеко-машинных входных и выходных потоков информации (дисплеи) клавиатуры, «мыши», джойстики и иные манипуляторы и многое другое, включая электронные планшеты и табло). Технические средства связи обеспечивают передачу информации во внешней деловой среде. При этом в системе связи используются не только «чистые» устройства связи, но и информационно-коммуникационные компьютеры. На деловом предприятии в зависимости от масштаба и особенностей предпринимательства может использоваться от одного до нескольких тысяч компьютеров для хранения и обработки информации.

Программные средства обеспечивают обработку данных и состоят из общего и прикладного программного обеспечения и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. К общему программному обеспечению относят операционные системы, системы программирования и программы технического обслуживания, которые предоставляют сервис для эксплуатации компьютера, выявления ошибок при сбоях, восстановления испорченных программ и данных. Прикладное программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ или пакетов, называемых приложениями. Ряд приложений могут применять все пользователи, а применение некоторых приложений требует определенного уровня квалификации проектировщика.

Разнообразие технических средств и операционных систем вынудили разработчиков ввести понятие платформы. Платформа определяет тип компьютера и операционной системы, на которых можно установить используемую информационную технологию. Практика показывает, что эволюция программно-аппаратного комплекса идет непрерывно по мере повышения квалификации и уровня знаний тех, кто реально использует эти средства. Модульность программно-аппаратных средств - ключ к эволюционному развитию систем. Международные организации и крупные фирмы в области информатики предлагают де-юре и де-факто стандарты на аппаратные и программные интерфейсы.

Интерфейс - это технология общения с компьютером и взаимодействия частей компьютера. Иными словами, это сопряжение частей средств информатики [информации (данных), программ, аппаратуры], в котором все информационные, логические, физические и электрические параметры отвечают установленным стандартам. И именно через стандартизацию интерфейсов обеспечивается совместимость специалиста-функционера с компьютером, т. е. через стандарты интерфейса специалист-функционер может выполнять с помощью компьютера определенные действия (определенную технологию) по превращению данных в информацию. Таким образом, информационно-командная среда представляет собой совокупность программного и информационного обеспечения и определенного стандарта интерфейса.

1.7 Полезные качества информационных технологий управления

Применение автоматизированных информационных технологий управления позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому АИТУ играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Это объясняется рядом свойств, присущих автоматизированным информационным технологиям, которые:

      позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, что экономит другие виды ресурсов;

      реализуют наиболее важные, интеллектуальные функции социальных и экономических процессов;

      позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы в период становления информационного общества;

      обеспечивают информационное взаимодействие людей, что способствует распространению массовой информации. Информационные технологии быстро ассимилируются культурой общества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы, расширяют внутренние и международные экономические и культурные связи, влияют на миграцию населения по планете;

      занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развитии системы образования, культуры и новых (экранных) форм искусства, популяризации шедевров мировой культуры и истории развития человечества;

      играют ключевую роль в процессах получения, накопления, распространения новых знаний;

      позволяют реализовать методы информационного моделирования глобальных процессов, что обеспечивает возможность прогнозирования многих природных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, экологических катастроф, крупных технологических аварий.

1.8 Тенденции развития информационных технологий

В связи с бурным развитием телекоммуникационного сервиса и возможностью доступа к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов произошло смещение акцентов в формулировании критериев эффективности автоматизированных систем и технологий. Если в условиях административно-командной системы основной упор делался на выявление затрат на машинную обработку информации, то в настоящее время актуальны прежде всего:

      оперативное принятие решений;

      степень адекватности аналитических данных реальным процессам;

      возможность использования экономико-математических методов и моделей для анализа конкретных финансово-производственных ситуаций.

Такая постановка вопросов привносит в практику предпринимательства и хозяйствования научно-исследовательский аспект, требует новых научно обоснованных решений, подходов и квалифицированных кадров. Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий управления:

      к изменению характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю персонального компьютера;

      к параллельному взаимодействию логических АИТУ, совмещению всех типов информации (текста, графики, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств;

      к ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов через систему видеоконференций, электронную почту и т. п.);

      к глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Internet, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты (ведущая тенденция);

      к конвергенции, рассматриваемой как последняя черта современного процесса развития АИТУ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации деятельности фирм, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

2. Целый и вещественный тип данных языка программирования Turbo Pascal

.1 Основные понятия

Тип данных - это характеристика диапазона значений, которые может принимать переменная, относящиеся к этому типу данных. При решении любой задачи возникает необходимость хранения данных и их дальнейшего анализа. Возникает вопрос как эти данные хранятся в компьютере? Для хранения данных в памяти компьютера, данные должны быть закодированы в двоичный вид. В памяти компьютера могут размещаться данные различного вида, для считывания этих данных должен использоваться соответствующий способ интерпретации. Объем памяти выделяемый при этом конечен. Таким образом, для хранения и обработки параметров решаемой задачи важно выбрать соответствующий тип данных и их основные характеристики (диапазон возможных значений, занимаемые ресурсы оперативной памяти, набор операций применимых к значениям данного типа). Тип определяет:

      возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;

      внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;

      операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.

Рисунок 5

2.2 Целый тип данных

В языке Паскаль введено 5 стандартных целых типов, которые отличаются форматами и диапазонами допустимых значений.

Таблица 1 - Целый тип данных


Для работы с целыми числами используются арифметические операции:

      "+" - сложение;

      " * " - умножение;

      " - " вычитание;

      div - целочисленное деление;

      mod - получение остатка от целочисленного деления.

Замечание: Операция возведения в степень отсутствует. Обычное математическое деление «/» двух целых может дать дробный результат. Чтобы остаться в рамках множества целых чисел, вводятся следующие две операции: ''div'' - целая часть от деления; ''mod'' - остаток от деления.

Для работы с целыми типами используются функции, результат которых - целое число. Функции:

      abs(n)         Абсолютная величина n

      sqr(n)         Квадрат числа n

      trunc(x)      Получение целой части вещественного числа x

      round(x)     Округление до целого вещественного числа x

2.3 Вещественный тип данных

Данные вещественного (действительного) типа используются значительно чаще целого типа. Они необходимы в тех случаях, когда числовые значения могут содержать дробные части.

Таблица 2 - Вещественный тип данных


Константа вещественного типа может быть представлена в двух видах: числом с фиксированной и плавающей точкой. Число с фиксированной точкой изображается десятичным числом с дробной частью (дробная часть может быть нулевой). Дробная часть отделяется от целой с помощью точки, например 127.3, 25.0, -16.003, 200.59, 0.54. Число с плавающей точкой имеет вид mEp, где m - мантисса, а p - порядок числа. В качестве m могут быть целые числа и действительные числа с фиксированной точкой, в качестве p - только целые числа. Как мантисса, так и порядок могут содержать знаки "+" и "-". Например: математическая запись 0,000009 = Запись с плавающей точкой 9Е-6

Над данными вещественного типа определены следующие арифметические операции:

      " + " - сложение;

      " - " - вычитание;

      " * " умножение;

      " / " - деление.

      " = " - равно;

      " <> " - не равно;

      " < " - меньше;

      " > " - больше;

      " <= " - меньше или равно (не больше);

      " >= " - больше или равно (не меньше).

Операции отношения вырабатывают результат логического типа. Язык программирования Паскаль имеет набор встроенных процедур и функций, называемых стандартными. Перечислим наиболее часто встречающиеся из них:

      abs(x)         - вычисление абсолютного значения Х

      sqr(x) - вычисление квадрата Х

      sqrt(x) - вычисление квадратного корня из Х

      sin(x) - вычисление синуса Х

      cos(x) - вычисление косинуса Х

      arctan(x) - вычисление арктангенса Х

      exp(x) - вычисление Х

      ln(x) - вычисление натурального алгоритма Х

      trunc(x) - вычисление целой части Х

      round(x) - округление Х в сторону ближайшего целого

Примечание: Аргумент функции следует за именем функции и заключается в круглые скобки. В тригонометрических функциях синуса и косинуса аргумент задается только в радианной мере угла.

Вывод данных вещественного типа допускается с форматом и без него. Если при выводе данных вещественного типа отсутствует формат, то число выводится с плавающей точкой - мантисса и порядок. На изображении числа отводится 17 позиций, при этом в целой части мантиссы присутствует только одна значащая цифра.

3. Создание программы в интегрированной инструментальной оболочке TurboPascal 7.0

.1 Задание к практической части

Считать предложение из файла input.txt. Слова разделены одним пробелом. Подсчитать количество слов и цифр в нём. В файл output.txt записать количество слов и цифр в предложении.

3.2 Описание и результаты работы программы

Программа, разработанная мною, была написана при помощи следующих технических средств: Windows XP Professional, процессор AMD, Turbo Pascal 7.0. Её можно применять в практических целях. Для примера рассмотрим следующую ситуацию.

Необходимо из одного штаба в другой передать в зашифрованном виде точное время начала боевой операции. Для этого служащий одного штаба должен написать сообщение служащему другого штаба на личную тему. В этом сообщении количество цифр будет обозначать час начала операции, а количество букв - минуты.

Результаты выполнения программы:

Сообщение: Я уже договорился встретиться с другом Витей после демобилизации 7 июня в 5 или 6 часов в парке у 2 берёз на нашем месте

Подсчёт цифр и слов, обработка результата:

Время начала операции: 4ч 20мин

3.3 Схема алгоритма решения программы

Рисунок 6 - Схема алгоритма решения программы

3.4 Листинг программы

Program text_file;crt;f, ff: text;, sl, bukva, cifr: string;: array[1..10] of string;, j, k, kol, n, m: integer;(f, 'd:\input.txt');(f);(ff, 'd:\output.txt');(ff);not eof (f) do(f, predl);

сlrscr;('Сообщение: ');

Writeln(predl);;('Подсчёт цифр и слов, обработка результата: ');

k:=1;[k]:='';i:=1 to length(predl) dopredl[i] <> ' ' then[k]:=slovo[k]+predl[i] else:=k+1;[k]:=''; end;:='0123456789';:=length(cifr);:=length(predl);:=0;i:=1 to n doj:=1 to m dopredl[i] = cifr [j] then

kol:=kol+1;('Время начала операции: ', kol, 'ч ', k,'мин');(ff, 'Время начала операции: ', kol, 'ч ', k,'мин');

Readkey;(f);(ff);

End.

Заключение

Использование современных информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных, а также снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации.

Важно отметить, что автоматизация - не самоцель, а целенаправленная перманентная деятельность по рационализации и оптимизации организационно-штатной структуры предприятия и его бизнес-процессов. Автоматизация дает значительно больший эффект при комплексном подходе. Частичная автоматизация отдельных рабочих мест или функций способна решить лишь очередную "горящую" проблему. Однако при этом возникают и отрицательные эффекты: не снижаются, а порой даже увеличиваются трудоемкость и затраты на содержание персонала; не устраняется несогласованность работы подразделений.

Совершенно очевидно, что информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Объект управления - фирма не перестала существовать, даже если она стала виртуальной, внешнее окружение продолжает существовать и даже возросло, необходимость находить решения слабоструктурированных задач осталось. Скорее можно говорить об интенсификации всех процессов в информационном веке. Изменился инструментарий в управлении фирмой, но зато настолько сильно изменился, что повлиял на все процессы, к которым имеют отношение менеджеры: планирование, организацию и руководство.

Список литературы

1. Информатика: Учебник для вузов (Гриф МО РФ) / Острейковский В.А., М: Высшая школа, 2001. - 511 с.

. Информатика: Учебник для вузов / Козырев А.А. - СПб: издательство Михайлова В.А., 2002. - 533 с.

. Математика и информатика / Турецкий В.Я. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Инфра-М, 2000. - 560 с.

4. Электронная энциклопедия Википедия. - Интеллектуальные информационные технологии. - Электрон. дан. - Режим доступа: <<http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интеллектуальные_информационные_технологии>>.

. Сайт Корпоративный менеджмент. - Информационные технологии в управлении. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.cfin.ru>.

. Сайт Ай-Теко. - Построение модели ИТ - управления. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.i-teco.ru/article2.html>.

. Электронная энциклопедия Википедия. - Типизация данных. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Типизация_данных>.

. Сайт Dinaf - самоучитель Turbo Pasca. - Типы данных Pascal. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://dinaf.ru>.

Похожие работы на - Информационные технологии в профессиональной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!