Информационная система 'Склад'
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
"Курский
государственный университет"
Факультет
физики, математики и информатики
Кафедра
программного обеспечения и администрирования информационных систем
Курсовая
работа
Информационная
система "Склад"
Выполнил: Скорпнев Д.А.
Преподаватель: Бабкин Е.А.
Члены экспертной комиссии:
доцент, к.т.н. Жмакин А.П.
профессор кафедры
ПОиАИС, к.т.н Бабкин Е.А.
Курск 2014
Содержание
информационный система склад нотация
Введение
. Создание модели ИС с помощью
AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin4.1)
1.1 Создание
модели в стандарте IDEF0
.2 Диаграмма
дерева узлов
2. Создание
модели данных с помощью AllFusion Erwin Data Modeler 4.1
.1
Информационная модель в нотации IDEF1X
Заключение
Список
литературы
Введение
Руководители многих российских предприятий имеют слабое представление о
современных компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать
большой штат собственных программистов, которые разрабатывают индивидуальные
программы для решения стандартных управленческих задач.
Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной
системы управления нова для большинства отечественных руководителей, а ее
последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в
течение нескольких лет.
Т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям
предприятия (масштабу, специфике бизнеса и т.д.), позволила бы руководителю
минимизировать издержки и повысить оперативность управления предприятием в
целом.
Информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств,
методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в
интересах достижения поставленной цели.
Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних
и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического
объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки
информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс,
включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное
обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал,
обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области
для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных
выполняется компьютерами, а часть человеком.
1. Создание
модели ИС с помощью AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1)
Для проведения анализа и реорганизации бизнес - процессов предназначено
CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее
методологии:
· IDEF0 (функциональная модель);
· DFD (DataFlow Diagram);
· IDEF3 (Workflow Diagram).
.1 Создание
модели в стандарте IDEF0
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес -
процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS "как есть") и идеального
положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ "как должно
быть"). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы
диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.
Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия
(системы) или отдельной ее части (в нашем случае это деятельность складского
хозяйства) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 4 представлена
контекстная диаграмма ИС "Деятельность склада":
Рис. 2. Контекстная диаграмма функционирования склада AS-IS.
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах,
необходимых для нормального функционирования склада:
Входы (слева)
|
· Клиент · Счет клиента
оплаченный · Товар от поставщика · Возврат
товара от клиента · Сопроводительные документы
|
Выходы (справа)
|
· Выходные документы · Выданный
товар · Списанный товар
|
Механизмы и управление
(сверху)
|
· Действующее законодательство · Должностные инструкции · Инструкции по
охране труда и технике безопасности
|
Ресурсы
|
· Персонал склада · Оборудование
(складское и офисное) ·
Информационные ресурсы · Упаковочные (расходные) материалы
|
Функционирование склада предполагает оказание услуг клиентам. Клиент -
тот объект, для которого, собственно, функционирует предприятие, а склад, в
частности. Клиент оплачивает товар и обращается с оплаченным счетом на склад
для получения товара, а также документов на товар.
Помимо клиентов, входом также является товар (от поставщика либо возврат
от клиента по какой-либо причине) с сопроводительными документами. Для товара
от поставщика это товарная накладная и счет-фактура, для возврата от клиента
это акт о браке, либо возвратные документы (как от поставщика).
Действующее законодательство и инструкции - регламентирующие правила,
которыми управляется процесс функционирования склада.
В оказании услуг клиентам важнейшую функцию выполняют ресурсы. Персонал
склада участвует во всех. Информационные ресурсы выполняют прямую функцию
(обеспечение информацией о клиенте, поставщике, товаре и т.п.). Без
материальных ресурсов (оборудование и расходные материалы) в настоящее время
невозможно представить ни одно функционирующее предприятие.Name: Деятельность
склада: Модель описывает деятельность склада, а конкретно, выполняемые им
функции:
· Приемка товара
· Отгрузка и возврат товара
· Хранение
Рис. 2.1. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Деятельность склада AS-IS.
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная
декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема
описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема, при
необходимости, разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной
степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы
изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (см. Рис. 2.1).
Весь процесс деятельности склада подразделяется на:
· Приемку товара (Принятие товара по сопроводительным документам и передача
его на хранение)
На данном этапе товар с сопроводительными документами поступает на склад
и подвергается подсчету. Но, каким бы ни был результат подсчета товара
(положительным либо отрицательным), он после этого вместе с сопроводительными
документами передается на хранение.
· Отгрузку и возврат товара (Выдача скомплектованного товара клиенту, либо
возврат поставщику)
Данный этап подразумевает отгрузку клиенту товара, скомплектованного по
отгрузочным документам
· Хранение (Основная и самая сложная функция склада, подразумевает все
остальные действия с товаром, не описанные выше, например, складирование,
комплектование, оформление документации на товар, списание). Подлежит
дальнейшей декомпозиции.
Рис. 2.2. Диаграмма декомпозиции IDEF0. "Хранение" AS-IS.
Процесс хранения, в свою очередь подразделяется на:
· Формирование отгрузочных документов (Согласно оплаченного счета от
клиента)
На данном этапе формируются отгрузочные документы, а также документы,
согласно которым будет произведено комиссионирование (комплектация) товара для
дальнейшей отгрузки клиенту, либо возврата поставщику.
· Складирование (Непосредственное размещение товара на складе)
В результате дальнейшего разбиения (декомпозиции) функции Складирование
получаем конечную диаграмму декомпозиции (см. Рис.7)
· Комплектование (Комплектация товара согласно отгрузочных документов для
дальнейшей выдачи клиенту, либо возврата поставщику)
На данном этапе, при комплектации товара производится внешний осмотр
товара и выявляется брак, который, при его обнаружении, передается на списание
· Списание товара (Списание и дальнейшая передача на утилизацию брака).
Рис. 2.3. Диаграмма декомпозиции IDEF0. "Складирование"AS-IS.
Диаграмма складирования, в свою очередь подразделяется на:
· Складирование на оптимальный склад (При поступлении товара, принятого в
соответствии с приходными документами)
На данном этапе производится непосредственное складирование поступившего
товара на оптимальный склад и передача соответствующих приходных документов для
заведения товара в базу (в отделе снабжения)
· Складирование на возвратный склад (При поступлении товара, не принятого в
соответствии с приходными документами)
На данном этапе производится непосредственное складирование поступившего
товара на возвратный склад, и передача несоответствующих приходных документов
для заведения товара в базу (в отделе снабжения)
· Формирование возвратных документов (Формирование и передача документов на
комплектование товара для возврата поставщику)
Рис. 3. Контекстная диаграмма функционирования склада AS-TO-BE.
Рис. 3.1. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Деятельность склада AS-TO-BE.
Рис. 2.2. Диаграмма декомпозиции IDEF0. "Хранение" AS-TO-BE.
Рис. 2.3. Диаграмма декомпозиции IDEF0.
"Складирование"AS-TO-BE.
.2 Диаграмма
дерева узлов
Диаграмма дерева узлов показывает иерархию работ в модели и позволяет
рассмотреть всю модель целиком, но не показывает взаимосвязи между работами.
(См. Рис. 8)
· Диаграмма "Деятельность склада" - первый уровень дерева узлов
(top level activity);
· Диаграммы "Приемка товара", "Отгрузка и
возврат товара" и "Хранение" - второй уровень дерева узлов;
· Диаграммы "Формирование отгрузочных документов",
"Складирование", "Комплектование" и "Списание
товара" - третий уровень дерева узлов;
· Диаграммы "Складирование на оптимальный склад",
"Складирование на возвратный склад" и "Формирование возвратных
документов" - четвертый уровень дерева узлов, последний уровень
декомпозиции - достаточная, в ходе нашей работы, степень подробности.
Рис. 3.1. Диаграмма дерева узлов AS-IS
Рис. 3.2. Диаграмма дерева узлов AS-TO-BE.
Рис. 4. ER-диаграмма потоков данных "Сущность-связь".
Рис. 5. Схема базы данных "Склад".
Рис. 5.1. "Поставщики"
Рис. 5.2. "Заказы".
Рис. 5.3.
"Отчеты о сотрудниках"
2. Создание
модели данных с помощью AllFusion Erwin Data Modeler 4.1
.1 Информационная модель в нотации IDEF1X
Для представления информационной модели данных используется CASE-средство
ERWin. С его помощью при проектировании модели ИС "Склад" была
создана физическо-логическая модель базы данных (см. рис.8 и Рис. 9).
Рис. 8. Модель данных в нотации IDEF1X (логический уровень)
Рис. 8. Модель данных в нотации IDEF1X (физический уровень)
Заключение
Отношение к информационным технологиям со стороны собственников и
руководителей бизнеса неоднозначно. Для одних это мода, которой надо следовать
только потому, что это современно, для других это престиж и одно из средств
повышения стоимости активов предприятия. Но еще больше таких предпринимателей
(особенно в малом и среднем бизнесе), для кого информационные технологии
представляют исключительно головную боль и неоправданные дополнительные
расходы. Один из руководителей небольшой розничной сети магазинов искренне
хвастался, как он "отказался" от автоматизации: заменил кассовые
терминалы обычными кассовыми аппаратами, сэкономил на программистах и, главное,
стал "спать спокойно" - компьютерные сбои остались в прошлом.
Использование информационных технологий для управления предприятием
делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее
управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры.
Подобная автоматизация позволяет повысить эффективность управления
компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной,
оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных.
Снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки
информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной
информации. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения
рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.
Обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств
на всех уровнях управления. Руководителям среднего и нижнего звеньев
анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и
аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями,
филиалами и центральным аппаратом. Гарантировать полную безопасность и
целостность данных на всех этапах обработки информации.
Список
литературы
1. Балдин К.В., Уткин В.Б.
Информационные системы в экономике. М. - Издательский центр Академия, 2005 -
288 с.
2. Вендров А.М. Проектирование
программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с: ил.
3. Робинсон С. Microsoft Access 2000:
учебный курс / С. Робинсон. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
4. Смирнова Г.Н. Проектирование
экономических информационных систем: учебник / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин,
Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512
с.