Коммерческие банки как агенты валютного контроля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммерческие банки как агенты валютного контроля














Коммерческие банки как агенты валютного контроля

Содержание

валютный контроль резидент паспорт

Введение

. Понятие и сущность валютного контроля

. Организация валютного контроля

. Порядок представления резидентами и нерезидентами документов и информации и учета валютных операций

.1 Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами

.2 Особенности оформления документов валютного контроля

.3 Порядок работы с нарушениями Клиентами требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием. Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами. С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства. В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

Существующая система валютного регулирования и валютного контроля строится на принципах приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. В настоящее время в связи с устойчивым экономическим ростом и улучшением платежного баланса страны система валютного регулирования претерпевает значительные изменения, направленные на либерализацию норм валютного регулирования с одновременным усилением системы валютного контроля, в том числе системы учета и отчетности по валютным операциям. Правительство РФ и Центральный банк РФ уделяют вопросам валютного регулирования и валютного контроля особое внимание, вследствие чего нормативная база постоянно совершенствуется. Банки, являясь агентом валютного контроля, предлагает своим клиентам весь спектр услуг по валютному контролю. Банк осуществляет валютный контроль за операциями в иностранной валюте и валюте РФ резидентов и нерезидентов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Цель данной работы - рассмотреть понятие, сущность валютного контроля и роль банков как агента валютного контроля.

1. Понятие и сущность валютного контроля

Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) - это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Полномочия по контролю в основном возлагались на Министерство финансов, Государственный банк, а также на специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 г. было образовано Особое Валютное Совещание, которому в обязательном порядке предоставлялись сведения о совершаемых валютных операциях. Затем функции контроля операции с валютными ценностями вновь передавались Министерству финансов, а в 1993 г. была образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в 2000 г.).

Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство РФ, органы и агенты валютного надзора.

Мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. Иными словами, чем ниже степень регулируемости рынка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка - наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономике ("невидимая рука", по терминологии А. Смита), поскольку отсутствие мер валютного контроля - необходимое условие быстрого экономического роста. Сторонники данного подхода к системе государственного регулирования указывают на ряд негативных факторов, связанных с валютным контролем. Во-первых, валютный контроль не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса. Во-вторых, меры валютного контроля не являются справедливыми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику, однако очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры сферы товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях. В-третьих, меры валютного контроля низкоэффективные. В настоящее время, в эру мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков, любые меры контроля эффективны в лучшем случае в течение короткого промежутка времени, а затем все чаще их начинают обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете. В-четвертых, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.

Сторонники введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический кризис усугубляется. Происходит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще более разрушительным экономическим и политическим кризисам. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного контроля - это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в экономике. По их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы - уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется и др. Благодаря ограничительным мерам валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты.

При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, а цена ее возрастает. Валютный контроль позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами. Несомненен психологический эффект мер валютного контроля, поскольку они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства. Таким образом, в мерах валютного контроля есть и положительные, и отрицательные стороны; они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Даже если государство уверено в стабильности своей экономики, валютный контроль все же необходим как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

. Организация валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством, органами и агентами валютного контроля. Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона №173 "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются:

уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;

государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

таможенные и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Банки, как агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

) документы, удостоверяющие личность физического лица;

) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

) паспорт сделки.

) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. Банки, как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в соответствии с порядком, установленном Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Уполномоченные банки и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами документов и информации и учета валютных операций

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы:

иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Все эти документы, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке. При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка о валютных операциях подписывается сотрудником уполномоченного банка, уполномоченным осуществлять от имени уполномоченного банка действия по валютному контролю. Уполномоченный банк принимает справку о валютных операциях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом. Также, уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного настоящей Инструкцией, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом в уполномоченный банк. Принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка, заверяется печатью уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля, и помещается в материалы валютного контроля. Материалами валютного контроля признаются подборка документов, формируемая в целях учета валютных операций в соответствии с инструкцией от 15 июня 2004 г. №117-И, подборка документов, формируемая уполномоченным банком в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций, также иные подборки документов, формируемые по усмотрению уполномоченного банка для целей валютного контроля. Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в следующих случаях:

представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией;

из представленных резидентом документов, указанных в абзаце третьем пункта 1.2 настоящей Инструкции, следует несоответствие вида проводимой валютной операции коду, указанному резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанным в приложении 2 к настоящей Инструкции (далее - код вида валютной операции);

указанный резидентом код вида валютной операции не соответствует установленным нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов основаниям зачисления на специальный банковский счет резидента или списания со специального банковского счета резидента. В этих случаях справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также другие документы, возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту или лицу, действующему на основании его доверенности. В случае представления резидентом в уполномоченный банк документов, в электронном виде служащий уполномоченного банка, принявший указанные документы, воспроизводит (распечатывает) их на бумажном носителе, заверяет их своей подписью с указанием даты воспроизведения (распечатки). Указанные документы подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и заверяются печатью уполномоченного банка. Уполномоченный банк в день представления резидентом письменного заявления, составленного в произвольной форме, выдает этому резиденту копию справки о валютных операциях. При осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации резидент, за исключением кредитной организации, представляет в уполномоченный банк следующие документы:

расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными пунктом 1.14 настоящей Инструкции;

документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в Федеральном законе №173 от 10.12.2003 г "О валютном регулировании и валютном контроле".

При осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации нерезидент представляет в уполномоченный банк расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями Инструкции №117-И от 15.06.2004 г Расчетный документ, должен содержать после обязательных реквизитов перед текстовой частью в поле "Назначение платежа", № и дата договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучатель и место назначения)" следующую информацию:

код вида валютной операции

номер паспорта сделки

Указанная информация должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:

{VO<код вида валютной операции>PS<номер паспорта сделки>}

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Разделительные символы "VO", "PS" указываются прописными латинскими буквами (например, {VO10040PS04060001/0001/0000/1/0}).

Уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных. В случае его надлежащего заполнения и оформления расчетный документ принимается к исполнению. Уполномоченный банк отказывает резиденту и нерезиденту в выполнении распоряжения о проведении валютных операций в следующих случаях:

расчетный документ оформлен с нарушением требований

из представленных резидентом документов, следует несоответствие проводимой валютной операции коду вида валютной операции, указанному в расчетном документе;

из расчетного документа следует несоблюдение установленного нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов порядка их использования. Расчетный документ и другие документы, представленные резидентом или нерезидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту или нерезиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту, или нерезиденту, или лицу, действующему на основании доверенности, соответственно, резидента или нерезидента. Уполномоченный банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

номер счета резидента или нерезидента;

дата совершения валютной операции;

направление платежа (1 - зачисление, 2 - списание);

код вида валютной операции;

сумма денежных средств, списанных со счета (зачисленных на счет) при осуществлении валютной операции, в единицах валюты счета;

наименование банка получателя платежа при списании денежных средств со счета или банка плательщика при зачислении денежных средств на счет, указанное в расчетном документе;

банковский идентификационный код (указывается, если банком получателя платежа или банком плательщика является уполномоченный банк), код банка по справочнику "СВИФТ" для банка-нерезидента - участника системы "СВИФТ", код "НР" - для других банков-нерезидентов;

номер паспорта сделки (при наличии паспорта сделки в соответствии с требованиями настоящей Инструкции);

код валюты цены контракта (договора) - в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией;

сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта (договора) - в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией. По валютным операциям юридических лиц (резидентов и нерезидентов) или физических лиц - индивидуальных предпринимателей (резидентов) уполномоченный банк дополнительно отражает в базе данных следующую информацию:

сведения о владельце счета:

полное или сокращенное наименование (если последнее имеется) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии последнего) физического лица - индивидуального предпринимателя, указанные в договоре банковского счета;

код страны места жительства (места регистрации) в соответствии с Общероссийским классификаторам стран мира. Для филиалов, постоянных представительств и других обособленных или самостоятельных структурных подразделений нерезидентов, находящихся на территории Российской Федерации, указывается код страны места регистрации нерезидента. Если страна места регистрации нерезидента неизвестна, указывается код "997". Для межгосударственных и межправительственных организаций, их филиалов и постоянных представительств в Российской Федерации указывается код "998";

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (для юридических лиц - нерезидентов указывается при его наличии);

дата государственной регистрации юридического лица или физического лица - индивидуального предпринимателя;

адрес юридического лица (для юридического лица - резидента указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - резидента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - резидента - адрес (место нахождения) иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица - резидента без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом - резидентом, для нерезидента - адрес юридического лица - нерезидента в стране регистрации); место жительства в Российской Федерации физического лица - индивидуального предпринимателя в соответствии с записью в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

дата открытия банковского счета юридического лица или физического лица - индивидуального предпринимателя;

сведения о получателе платежа - при списании денежных средств со счета юридического лица или физического лица - индивидуального предпринимателя или сведения о плательщике - при зачислении денежных средств на счет юридического лица или физического лица - индивидуального предпринимателя:

наименование получателя платежа или плательщика, указанное в расчетном документе;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии в расчетном документе).

По усмотрению уполномоченного банка в базу данных может быть включена иная информация, необходимая для выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования и актами органов валютного контроля. Порядок ведения (в том числе структура) указанной базы данных определяется уполномоченным банком самостоятельно. Документы, представляемые резидентом и нерезидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями настоящей главы, хранятся в уполномоченном банке не менее 3 лет с даты помещения документа в материалы валютного контроля.

.1 Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами

Оформление, переоформление и закрытие паспорта сделки (ПС) осуществляется в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И. ПС оформляется резидентом при осуществлении им расчетов и переводов через его счета, открытые в Банке:

по контракту:

за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары;

за выполняемые работы;

за оказываемые услуги;

за передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

по кредитному договору:

при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации нерезидентам;

при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И эти требования, не распространяются на валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:

между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";

между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений. В соответствии с требованиями Банка России резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном уполномоченном банке. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица). Территориальное учреждение Банка России исполняет функции банка ПС. Для оформления ПС резидент представляет в Банк не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) одновременно следующие документы:

Два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И;

Контракт (кредитный договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для оформления ПС.

Паспорт сделки, представляемый в Банк резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом - индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии). Паспорт сделки, представляемый в Банк резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.

Валютный контролер (уполномоченный сотрудник) проверяет:

соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, представленных резидентом в Банк

соблюдение резидентом порядка оформления ПС, установленного пунктами 3.7 и 3.8 Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И

Валютный контролер проверяет соответствие подписей и оттиска печати образцам подписей и оттиска печати, заявленным резидентом в имеющейся в Банке карточке.

Представленный резидентом ПС проверяется валютным контролером в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты его представления резидентом в Банк. Валютный контролер проставляет отметку о дате представления резидентом в банк документов, на обоих экземплярах ПС. Датой представления резидентом в Банк документов, указанных в настоящем пункте, является дата поступления (регистрации) банком ПС указанных документов, зафиксированная Банком в соответствии с порядком, установленным банком, либо дата распечатки указанных документов в случае их представления резидентом в Банк в электронном виде. В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются валютным контролером, заверяются печатью для целей валютного контроля. Один экземпляр ПС, подписанный валютным контролером и заверенный печатью для целей валютного контроля, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов, помещаются валютным контролером в досье ПС. Другой экземпляр ПС, подписанный валютным контролером и заверенный печатью для целей валютного контроля, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты его представления в Банк, возвращается резиденту в согласованном с резидентом порядке.

Валютный контролер (уполномоченный сотрудник) отказывает в подписании ПС по установленным Инструкцией ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И основаниям:

Несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), данным, указанным в ПС;

Оформление ПС с нарушениями требований, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И;

Непредставление резидентом в Банк обосновывающих документов.

В случае отказа в подписании ПС валютный контролер возвращает резиденту представленные им экземпляры ПС и обосновывающие документы в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за датой их представления в Банк. Для оформления ПС резидент представляет в банк документы, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Паспорт сделки может переоформляется:

в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС;

в случае изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка, при реорганизации банка только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы).

Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС;

Документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);

Иные документы, необходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору).

Резидент представляет документы, указанные в настоящем пункте, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в Банк документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И и Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 №258-П.

Переоформление ПС производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с Приложением 4 к Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И. Валютный контролер проставляет на обоих экземплярах переоформленного ПС отметку о дате представления резидентом в банк документов. В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются валютным контролером, заверяются печатью, используемой для целей валютного контроля. Валютный контролер подписывает переоформленный ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты его представления резидентом в Банк. Номер и дата ПС, присвоенные при оформлении ПС Банком, переносятся в переоформленный ПС и сохраняются в неизменном виде до закрытия ПС и досье ПС. Для оформления нового ПС по контракту (кредитному договору) в Банке при переводе контракта (кредитного договора) из другого уполномоченного банка резидент представляет в Банк следующие документы:

Два экземпляра ПС (Приложения 5 или 6 к настоящей Инструкции), заполненного в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И. При этом в разделе 5 "Справочная информация" ПС резидент указывает номер и дату ПС, ранее оформленного по данному контракту (кредитному договору) в другом уполномоченном банке;

Контракт (кредитный договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

Ведомость БК другого уполномоченного банка;

Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для оформления ПС.

Уполномоченный сотрудник Банка на основании документов, представленных резидентом оформляет ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И.

При закрытии паспорта сделки валютный контролер закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в случаях, установленных Банком России в Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И:

При представлении резидентом в Банк письменного заявления о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из Банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

При представлении резидентом в Банк письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В этом случае резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в Банк документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям;

По истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), - в иных случаях. При закрытии ПС по указанной в настоящем абзаце причине валютный контролер закрывает ПС в срок двадцать пять рабочих дней со дня истечения 180 календарных дней, день истечения 180 календарных дней - включительно.

При закрытии ПС валютный контролер проставляет в соответствующем поле ПС и заверяет своей подписью и печатью для целей валютного контроля информацию:

дату закрытия ПС;

номер подпункта пункта 3.18 Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И, на основании которого закрывается ПС.

В соответствии с внутрибанковским порядком банков досье по закрытым ПС передаются в архив и хранятся не менее трех лет с даты закрытия ПС.

При закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из Банка в другой уполномоченный банк, резидент представляет в Банк письменное заявление о переводе контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк.

В заявлении резидент указывает следующие сведения:

дата заявления;

полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес) резидента;

реквизиты (дата, номер) контракта (кредитного договора);

наименование УБ, в который резидентом планируется перевести на расчетное обслуживание контракт (кредитный договор);

реквизиты (дата, номер) ПС, оформленного (переоформленного) по контракту (кредитному договору) в Банке. Если представленное резидентом заявление составлено с нарушением требований Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И, валютный контролер отказывает резиденту в закрытии ПС и передаче ему документов, о чем письменно уведомляет резидента в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты получения заявления. Одновременно с закрытием ПС по заявлению резидента в связи с переводом контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк валютный контролер формирует Ведомость БК на основании документов, представленных резидентом в Банк на дату заявления. Валютный контролер распечатывает Ведомость банковского контроля (БК) на бумажном носителе в двух экземплярах, подписывает Ведомость БК и заверяет печатью для целей валютного контроля. Один экземпляр Ведомости БК помещается в досье ПС. Второй экземпляр Ведомости БК не позднее следующего рабочего дня после даты закрытия ПС передается резиденту. В случае явки резидента за Ведомостью БК позднее следующего рабочего дня после даты закрытия ПС, требование Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И считается выполненным валютным контролером, если дата печати ведомости соответствует дате закрытия ПС по заявлению резидента. В случаях закрытия ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Резидент представляет в Банк письменное заявление в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В заявлении резидент указывает следующие сведения:

дата заявления;

полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес) резидента;

реквизиты (дату, номер) контракта (кредитного договора);

реквизиты (дату, номер) ПС, оформленного (переоформленного) по контракту (кредитному договору) в банке ПС.

Если закрытия ПС осуществляется в связи с прекращением обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в Банк документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям. Валютный контролер проверяет документы и оформление заявления. В случае соблюдения резидентом порядка оформления заявления и представления документов, установленного Банком России, валютный контролер закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления резидентом в Банк заявления о закрытии ПС.

.2 Особенности оформления документов валютного контроля

Документы валютного контроля, предусмотренные нормативными актами Банка России подписываются в следующем порядке:

От резидента: физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, либо физического лица - индивидуального предпринимателя, подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии);

юридического лица, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.

От Банка:

Сотрудниками, уполномоченными Банком специальными приказами (приложение 10 к настоящей Инструкции) подписывать документы валютного контроля. Заверение печатями для целей валютного контроля производится лицами, за которыми печати закреплены приказом согласно п.5.7 настоящей Инструкции.

Уполномоченный сотрудник Банка сверяет подписи и оттиск печати клиента с образцами подписей и оттиска печати в карточке, имеющейся в Банке. Валютным контролерам при проверке подписей и оттиска печати резидента рекомендуется пользоваться карточками с образцами оригинальных подписей и оттиска печати указанного резидента.

Исправления, подчистки, замазывания в документах валютного контроля не допускаются. В случае обнаружения технических ошибок, при согласии клиента, возможно внесение исправлений в справку о валютных операциях, справку о поступлении валюты Российской Федерации, справку о подтверждающих документах следующим образом: неверная информация аккуратно зачеркивается одной чертой, рядом на свободном месте пишется правильная информации, исправление заверяется клиентом - лицом, наделенным правом первой подписи, заявленной в карточке с образцами подписей, с проставлением оттиска печати резидента. Не допускается корректировка следующей информации: дата документа, сумма, №ГТД, номер контракта, информация о резиденте и контрагенте. Исправления в документах, заверенных "электронно-цифровой подписью" резидента, не допускаются. При использовании программного обеспечения формы документов разработчика программного обеспечения могут использоваться, если формы документов не противоречат требованиям действующего валютного законодательства РФ. Копии контрактов, кредитных договоров и иных документов, предусмотренных частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", представляемых клиентами в Банк в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 15/06/2004 №117-И и Положения ЦБ РФ от 01/06/2004 №258-П, заверяются:

физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом - индивидуальным предпринимателем, либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии);

юридическим лицом - двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента, либо валютным контролером.

Не подлежат свидетельствованию копии с документов, имеющих неясный текст, подчистки, приписки и иные неоговоренные исправления, не допускаются нечитаемые ксерокопии документов.

.3 Порядок работы с нарушениями Клиентами требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Согласно ст. 23 ФЗ №173 от 10.12.2003 Банк передает органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к Клиенту, информацию о нарушениях, выявленных при осуществлении контроля за соблюдением Клиентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Порядок передачи Банком информации о нарушениях регламентирован Положением ЦБ РФ 308-П и "Порядком формирования, подписания, шифрования и передачи информации региональными подразделениями Банка в территориальные управления Банка России. Банк при осуществлении контроля за соблюдением лицами, осуществляющими валютные операции (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования и при наличии информации о нарушениях передает информацию об указанных нарушениях в территориальное учреждение Банка России, в том числе Национальные Банки субъектов РФ, осуществляющие надзор за деятельностью соответствующего регионального подразделения Банка, в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации для последующей передачи органу валютного контроля. Специалист, осуществляющий операцию Клиента (резидента, нерезидента) - юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя или занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, при выявлении нарушения требований валютного законодательства передает информацию о нарушении в адрес Валютного контролера.

Указанная в настоящем пункте информация (выписка по счету с приложением расчетного документа, заверенные подписью и личным штампом специалиста, обслуживающего Клиента, с пометкой "Нарушение", перечень показателей (в случае необходимости по письменному запросу Валютного контролера)) передается на бумажном носителе либо в виде электронной копии по электронной почте в день выявления нарушения. По письменному запросу Валютного контролера Специалист, осуществляющий операцию Клиента (резидента, нерезидента) - юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя или занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, оформляет и передает на имя Валютного контролера служебную записку, содержащую перечень показателей, необходимый для формирования электронного сообщения в соответствии с Положением 308-П. Обмен указанными в настоящем пункте документами между Валютным контролером и Специалистом осуществляется с использованием корпоративной электронной почты Банка. Валютный контролер при выявлении информации о нарушении Клиентами Банка актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования либо при получении от Специалиста такой информации вносит информацию в программный комплекс "Таможенно-банковская система валютного контроля" в день выявления нарушения либо не позднее рабочего дня, следующего за получением необходимой информации о нарушении от Специалиста.

Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации утверждены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №166. Представление информации о нарушениях требований валютного законодательства Клиентами Банка сторонним организациям, не являющимися органами валютного контроля, осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и внутрибанковским порядком. Валютные контролеры доводят до сведения Клиентов и сотрудников банка требования нормативных актов валютного законодательства РФ, изменения в валютном законодательстве РФ. Информирование осуществляется путем рассылки информационных писем по электронной почте, по системам дистанционного банковского обслуживания, а также путем размещения информации на информационных стендах Банка. Банк несет ответственность за нарушение федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, за непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации в соответствии со ст. 74 Федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Заключение

Итак, были рассмотрены важнейшие принципы, лежащие в основе системы валютного контроля Российской Федерации.

Как видно, валютное законодательство страны подразумевает контроль государственных органов за проводимыми валютными операциями. Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов с партнерами ближнего и дальнего зарубежья неизбежно приводит к необходимости либерализации валютного законодательства, к постепенной отмене валютных ограничений. Об этом свидетельствует опыт многих стран с эффективной экономикой (США, Великобритания, Германия и т.д.).

Контроль в валютной сфере направлен на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми операциями. Эти задачи актуальны и для нашей страны.

Список литературы

1. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10/12/2003 №173-ФЗ.

. Инструкция Банка России от 15 июня 2004 года №117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

. Указание ЦБ РФ от 8 августа 2006 г. №1713-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года №117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

. Положение Банка России от 1 июня 2004 года №258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

. Указание ЦБР от 26 сентября 2008 г. №2080-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 июня 2004 г.№258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

. Положение ЦБ РФ от 20.07.2007 №308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

. Указание ЦБ РФ от 12.02.1999 №500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" (ред. от 15.06.2004).

. Лизелот Сурен. Валютные операции, - М.: Дело, 2011.

. Носкова И.Я. Валютные и финансовые операции, - М.: Финансы, 2008 г.

. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Экономист, 2004 г.

Похожие работы на - Коммерческие банки как агенты валютного контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!