Система валютного контроля в коммерческом банке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система валютного контроля в коммерческом банке

Содержание

Введение

1. Сущность и виды валютных операций

2. Экономическое обоснование валютных операций

3. Контроль за валютными операциями

4. Валютные риски и управление ими

5. Методы и организация контроля за валютными операциями в коммерческих банках

6. Способы улучшения работы валютного отдела

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Активным элементом рыночной экономики в России стали коммерческие банки. Их формирование и становление совпало с фазой сужения процесса воспроизводства участников рынка реального капитала.

Коммерческий банк участвует в системе валютного регулирования и валютного контроля. Валютное регулирование и валютный контроль как механизм реализации валютной политики являются неотъемлемой частью экономической деятельности стран с внутренне конвертируемой валютой и важным связующим звеном национальной экономики и финансовой системы с мировой экономикой. Инструменты валютного регулирования и валютного контроля, воздействуя на сальдо платежного баланса, курс национальной валюты, уровень валютных резервов и другие макропараметры обеспечивают необходимую динамику развития внешней торговли, одновременно защищая национальный финансовый рынок от неконтролируемой утечки национального капитала.

Между тем, рыночные подходы к управлению экономикой, основанные на использовании методологии анализа макроэкономической ситуации в стране и мире привели к тому, что были снижены, а в отдельных случаях полностью устранены барьеры на пути свободного движения денег и капиталов.

Значительно упростилась процедура выхода российских промышленных и банковских структур на основные мировые рынки, в том числе на международный валютный рынок, денежный рынок и рынок капиталов.

Структура торгового баланса страны, а также его количественные составляющие находятся в зависимости от деятельности предприятий и объединений, являющихся ведущими экспортерами и импортерами и выступающих в качестве основных хозяйствующих субъектов. Валютный рынок становится на пересечении противоречивых интересов и трудно совместимых целей участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.п.

Валютный рынок в России экономически неустойчив. Он еще не вышел из фазы своего становления и формирования в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии потенциальной нестабильности. В такой ситуации любые события, воплощающие существенные экономические и политические изменения («черный вторник» 11 октября 1994 г., внутренний финансовый кризис 17 августа 1998 г., мировой кризис 2008 года и т.д.), автоматически приводят к дестабилизации и обесцениванию российского рубля.

Однако, государственное вмешательство в экономические, в том числе и международные отношения, вызывает рост противоречий и неустойчивости, ослабляющих мировую экономическую систему.

Формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимозависимостью валюты Российской Федерации от конъюнктуры валют ведущих стран на мировом рынке. Главным критерием выбора оптимальности любого валютного режима в широком смысле, есть достижение в конечном итоге минимизации отклонения объемов реального производства в условиях кризиса, возникающего из-за внешних и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъема экономики, которое конкретно проявляется в следующем: минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику курса обмена национальной валюты; повышении конкурентоспособности экспортной отечественной продукции, выражающейся в уменьшении дефицита текущего счета платежного баланса, предотвращения оттока капитала.

Деятельность банков как агентов валютного контроля регулируется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и других органов валютного регулирования и валютного контроля. Однако в сфере валютного законодательства России существует ряд противоречий и неопределенностей, существенно затрудняющих процесс валютного контроля. В этих условиях актуальной становится задача совершенствования механизмов функционирования валютного контроля в коммерческих банках, которые выполняют основной объем проверочной, координационной и информационно-аналитической деятельности в этой сфере.

Объект исследования - система валютного контроля в коммерческом банке, а также ее элементы, выступающие во взаимосвязи при проведении валютных операций.

Предмет исследования - методология, механизм и инструменты валютного контроля операций, осуществляемых коммерческими банками в современной России.

Цель работы - дать анализ современной системы валютного контроля коммерческими банками.

В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают

Определение сущности и видов валютных операций;

Характеристику валютного контроля;

Анализ участия коммерческих банков в валютном контроле.

1. Сущность и виды валютных операций

Валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Валюту можно классифицировать по следующим признакам:

отношение к стране-эмитенту (национальная, иностранная, коллективная);

степень использования на международном рынке (резервная и другие ведущие мировые);

возможность обмена на другую валюту (полностью конвертируемая, частично и неконвертируемая);

степень стабильности валютного курса (сильная и мягкая);

вид валютной операции (валюта сделки, валюта платежа, валюта кредита, валюта клиринга, валюта векселя и валюта страхования).

Валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции могут проводиться субъектами валютных отношений, которые разделяются на две категории: резиденты и нерезиденты.

Для резидентов и нерезидентов существует различный порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте, что регламентируется ЦБ РФ в рамках валютного регулирования.

Рассмотрим некоторые виды валютных операций:

Ведение валютных счетов клиентуры распространяется на валютные счета резидентов, а также валютные и рублевые счета нерезидентов.

Неторговые операции в иностранной валюте представляют собой операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка.

покупка и продажа наличной иностранной валюты физическим лицам;

кассовое обслуживание счетов клиентов;

покупка и продажа дорожных чеков и других платеных документов;

выдача наличной иностранной валюты по кредитным карточкам;

инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Операции по международным расчетам связаны с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг юридических лиц - клиентов банка.

Конверсионная операция - это покупка/продажа (обмен) валюты одной страны за валюту другой страны по действующему курсу.

Депозитарные операции в иностранной валюте связаны с привлечением средств во вклады и депозиты банка от имени физических и юридических лиц - клиентов банка, которым за это начисляется определенный процент.

Кредитные операции с иностранной валютой - один из наиболее сложных и рискованных видов банковских операций.

2. Экономическое обоснование валютных операций

Основой для осуществления операций с валютой служит валютный портфель коммерческого банка. От его сбалансированности зависит то, каким образом и за счет каких валют в большей мере банк получает прибыль. В то же время валютный портфель является объектом возникновения валютных рисков.

Под валютным портфелем понимается набор инвестиционных инструментов, которые были обращены в различные виды валют для диверсификации риска и получения дохода.

В соответствии с теорией, возможны различные комбинации риска и доходности. Естественно, инвестора интересуют лишь портфели, лежащие на эффективной части кривой «риск-доходность». Это портфели, доходность которых выше, чем у портфеля с минимальным риском.

Практика формирования валютного портфеля показывает, что при увеличении в валютном портфеле количества валют зависимость риска от количества валют асимптотически стремится к некому горизонтальному уровню, который и представляет собой неминимизируемый риск. Данный риск невозможно уменьшить диверсификацией, он зависим от внешних факторов, влияющих на рынок.

Применение рассмотренного метода возможно с некоторыми ограничениями. Представляется целесообразным применение теории на долгосрочном периоде с целью минимизации риска, поскольку рассматриваемый метод обладает рядом существенных недостатков, которые делают его трудно применимым в реальных условиях:

не учитывается фактор времени, который на реальном валютном рынке является едва ли не самым важным.

некорректно сравнивать риск портфеля и риск отдельной валютной пары на основании дисперсии. Часто это приводит к противоречивым результатам.

довольно затруднительно определить термин доходность в отношении к валюте. Возможно, под этим надо понимать ставку центрального банка соответствующей страны, а может быть доходность лучше рассчитывать из исторических данных. Для внутридневной спекулятивной торговли данная теория неприменима и дает противоречивые сигналы.

Большая сложность, объем и многообразие задач автоматизации финансового управления неизбежно смещают акцент с реализации базовых функций анализа на основе существующих систем автоматизации на полномасштабную реализацию задач управления, в связи с чем соискателем разработана информационная модель, предназначенная для оценки и управления валютными рисками.

На втором этапе построения системы происходит формирование стратегии управления валютными рисками. В частности, это предполагает установление лимитов рисков в соответствии с принятыми стратегиями и интеграцию управления риском в процессы планирования. Важной составляющей становятся документированные положения и внутренние правила управления рисками, а так же выбор и адаптация информационной технологии управления рисками.

На последнем этапе происходит контроль за эффективностью предпринимаемых мер и совершенствование процесса управления валютными рисками. Этот этап включает следующее:

создание и усовершенствование процедуры независимого аудита бизнес-процессов;

поддержание в актуальном состоянии стратегических, тактических и оперативных процедур работы с рисками, их интегрированное совершенствование вместе с другими бизнес-процессами;

накопление и обмен знаниями в сфере управления рисками;

контроль за вновь возникающими рисками и своевременная адекватная реакция на их возникновение.

Отдельные элементы информационной модели, такие как управление документооборотом, учет и отчетность, моделирование, статистический и системный анализ, экспертиза могут быть автоматизированы. При этом инструментарий должен обеспечивать:

импорт и структурирование данных и работу с хранилищем данных;

ведение системы показателей и справочной системы с получением характеристик состояния объектов в конкретный момент времени (экспресс-анализ);

проведение анализа данных о произвольном числе объектов и формирование на их основании оценки как текущего состояния совокупности объектов, так и их состояния в прошлом (рейтинг-анализ);

отслеживание изменения значений одних показателей в один период времени в зависимости от значений других показателей в тот же или другой период времени с использованием грубого «просева» имеющейся информации с целью выделения из нее наиболее важной для построения прогноза;

автоматический расчет и проверку значений большого числа показателей на регулярной основе и информирование о нарушении ими заданных ограничений (мониторинг показателей);

прогнозирование поведения одних показателей в зависимости от поведения других с автоматическим поиском закономерностей, учитывающих взаимосвязь между ними;

построение оперативных отчетов на основе оперативных и справочных данных, а также итоговых (сводных) отчетов на основе интегрированных данных, систем показателей и аналитических формул.

Кроме указанных аналитических инструментов, такой специальный инструментарий должен быть снабжен средствами графического представления информации и ее визуального исследования.

Оценка и управление валютными рисками, позволит банку существенно усовершенствовать процедуры управления рисками, учитывать риски при принятии стратегических решений при формировании портфелей финансовых инструментов, более точно рассчитывать лимиты по операциям на основе полной информации о рынках и их взаимосвязях, укрепить положительный имидж банка.

. Контроль за валютными операциями

Успешная реализация валютной политики в современной России напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля.

Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать и отслеживать то или иное явление. Специфика любого контроля как элемента управления заключается в том, чтобы контролировать только то, что уже объективно имеется, реально существует (или должно существовать).

Вместе с тем, как и любая управленческая деятельность государства, контроль в сфере валютных отношений, на наш взгляд, реализуется посредством специфического механизма. В целом термин «механизм» для управленческих категорий обычно применяется в следующем смысле: система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности.

При этом механизм - это не только способ организации, но еще и способ функционирования, выражающийся в выдвижении и обосновании целей, создании и развитии управляющей системы, призванной осуществлять в ходе управленческого процесса достижения целей. В широком смысле механизм - процесс согласованного воздействия субъектов на явления окружающей социальной действительности.

Следовательно, будучи одним из инструментов государственного управления, механизм валютного контроля можно представить как организационно-правовую систему целенаправленного государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Представляется, что сущность механизма валютного контроля наиболее полно отражают следующие особенности.

Устройство и действие механизма валютного контроля основывается на определенных принципах, т.е. руководящих идеях, которые выражают сущность и специфику обозначенного механизма. При этом, учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы. Так, ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет следующие принципы валютного контроля:

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Следует отметить, что государственная регламентация порядка и совершения валютных операций в Российской Федерации, т.е. валютное регулирование, обуславливает самостоятельность и специфику предмета валютного контроля, которым являются валютные операции и сделки.

Важно подчеркнуть, что наиболее «жестким» и эффективным инструментом валютного регулирования в Российской Федерации как показывает практика, являются валютные ограничения. Валютное ограничение представляет собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществление ими валютных операций за рубежом.

Однако, по мнению Н.А. Сатаровой, в ряде случаев место прямых валютных ограничений занимают скрытые валютные ограничения, которые могут не иметь характера административно-правовых запретов. Их действие может быть основано на регулирующих и стимулирующих началах. Несмотря на то что такого рода ограничения выявить затруднительно, в валютной сфере они имеют определенное место.

Согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» в настоящее время в Российской Федерации действуют следующие валютные ограничения: 1) использование единых форм учета и отчетности по валютным операциям в установленные сроки и в установленном Центральным банком порядке (ч. 4 ст. 5); 2) запрет осуществления валютных операций между резидентами (п. 1 ст. 9); 3) осуществление между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 10); 4) осуществление валютных операций между нерезидентами через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 10); 5) купля-продажа иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11); 6) осуществление резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (п. 4 ст. 12); 7) открытие нерезидентами банковских счетов (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках (п. 1 ст. 13); 8) осуществление расчетов физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках (п. 3 ст. 14); 9) требование о репатриации выручки от экспорта и ввозе товаров по импорту в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами (ст. 19); 10) требования к перемещению наличной валюты и валютных ценностей через границу (ст. 15).

Вместе с тем следует отметить, что закрепление или отмена отдельных валютных ограничений в правовом регулировании валютных отношений непосредственно корректирует функционирование самого механизма валютного контроля. Во-первых, как подчеркивают специалисты, являясь мерами процессуального принуждения, их применение сопровождается дополнительными обременениями организационного характера для резидентов и нерезидентов как участников валютных правоотношений, что, очевидно, обуславливает появление иных объектов для контроля. Во-вторых, требования должного поведения резидентов и нерезидентов, закрепленные в рамках тех или иных валютных ограничений, по своей сути опосредуют применение в механизме валютного контроля различного набора специальных мероприятий.

Тем не менее, анализ соответствующих статей ныне действующего валютного законодательства позволяет определить, что валютному контролю подлежат все валютные операции, независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

В-третьих, проявление государственного воздействия в механизме валютного контроля выражается посредством функционирования структурно оформленной системы субъектов контроля - специально уполномоченных органов власти.

Структура системы субъектов контроля по действующему валютному законодательству является трехуровневой: Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Вместе с тем качественное функционирование механизма валютного контроля определяется не самим внешним оформлением структуры системы специальных субъектов и тем более не совокупностью контрольных полномочий каждого из субъектов, а исключительно границами внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает существование некой субординации между ними, нередко имеющей характер подчиненности.

Специфика правового положения Правительства РФ как субъекта первого уровня в структуре системы субъектов контроля заключается в том, что оно осуществляет контрольную деятельность в качестве органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Именно это обстоятельство обуславливает выполнение им следующих функций: 1) определения федерального органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля; 2) координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, с Центральным банком Российской Федерации; 3) обеспечения взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как органы валютного контроля являются субъектами второго уровня в структуре системы субъектов контроля.

При этом Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

В свою очередь, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Третий уровень включает следующие субъекты контроля:

) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;

) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;

) таможенные органы;

) налоговые органы.

Не углубляясь в детальное рассмотрение контрольных полномочий деятельности каждого агента валютного контроля, хотелось бы лишь обратить внимание, что все агенты валютного контроля без исключения в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютном законодательством.

Иными словами, следует отметить, что отдельные контрольные действия агентов валютного контроля одновременно выступают в качестве подконтрольного объекта соответствующего органа валютного контроля.

Таким образом, можно утверждать, что взаимоотношения субъектов в структуре системы субъектов валютного контроля строятся не только по методу координации, но и в определенной степени по методу субординации.

В-четвертых, эффективность функционирования механизма валютного контроля напрямую зависит от комплекса специальных мероприятий, проводимых субъектами контроля, призванными оказывать принудительное воздействие на соблюдение требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами при совершении валютных операций и сделок.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля проводят следующие основные виды контрольных мероприятий:

) проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

) проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Вместе с тем необходимо отметить, что в результате проведения контрольных мероприятий органы валютного контроля вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, а также применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Важно знать, что порядок осуществления контрольных мероприятий строго регламентирован в соответствующих нормативных правовых актах.

Так, приказ Минфина РФ от 06.11.2007 г. № 98н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля» определяет сроки и последовательность действий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее структурных элементов при исполнении государственной функции органа валютного контроля. При этом порядок действий свидетельствует о том, что контрольные мероприятия проводятся посредством строго регламентированных последовательных этапов, в ходе которых реализуются задачи и цели контрольного мероприятия.

Следовательно, являющиеся совокупностью юридически значимых административных действий, контрольные мероприятия субъектов валютного контроля, на наш взгляд, можно называть контрольными процедурами.

Кроме того, следует отметить, что характерной особенностью контрольных процедур является применение в их процессе мер государственного принуждения, например выдача предписания об устранении выявленных нарушений или применение установленных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В-пятых, функциональное назначение механизма валютного контроля имеет своей конечной целью соблюдение участниками валютных правоотношений валютной дисциплины.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что основными элементами системы поддержания валютной дисциплины, призванной обеспечить высокий уровень готовности участников валютных правоотношений следовать тем требованиям, которые приписаны как обязательные со стороны государства, на наш взгляд, являются:

правила и предписания, адресованные резидентам и нерезидентам для надлежащего соблюдения и исполнения;

валютный контроль специально уполномоченных органов в целях отслеживания ее соответствия установленным правилам и своевременного устранения выявленных нарушений;

самодисциплина является естественным результатом заинтересованного и ответственного поведения участников в валютных правоотношениях.

Необходимо отметить, что функциональное действие механизма валютного контроля в системе поддержания валютной дисциплины проявляется в двух аспектах:

) действует как инструмент принуждения к соблюдению установленного порядка поведения участника валютного правоотношения, особенно при сознательном выборе участником валютного правоотношения неправомерного поведения. Отметим, что, как инструмент принуждения, он воздействует посредством применения следующих мер: предупредительных, пресечения, обеспечения и восстановительных;

) действует как инструмент побуждения к добровольному выбору участником валютного правоотношения правомерного поведения. Однако в качестве инструмента побуждения он имеет исключительно лишь психологическое воздействие на сознание участников валютных правоотношений как объективно существующий механизм.

Таким образом, под валютной дисциплиной, на наш взгляд, предлагается понимать безусловное соблюдение правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля участниками валютных правоотношений путем добровольного их признания, надлежащего исполнения закрепленных ими обязанностей, а также осуществления предусмотренных ими прав для успешного достижения целей валютной политики государства.

При этом крайне важно рассматривать валютную дисциплину не только с позиции фактического поведения участника валютных правоотношений, но и с позиции ключевого принципа построения и функционирования валютной системы государства, так как только исключительно его применение как руководящего начала является основной предпосылкой эффективной реализации стратегических задач валютной политики.

Кроме того, механизм валютного контроля обладает следующими специфическими особенностями:

системной целостностью, которая обеспечивается единством принципов организации и деятельности специальных субъектов контроля;

все субъекты контроля связаны между собой общими началами координации и субординации;

имеет универсальный инструмент управления - меры государственного принуждения;

обладает процедурными формами выражения контрольных действий;

при его помощи обеспечивается поддержание валютной дисциплины в государстве.

. Валютные риски и управление ими

Возникновение валютного риска в экономике обусловлено, прежде всего, существованием и спецификой функционирования валют разных стран, имеющих различный уровень развития, а также устойчивостью экономической и политической систем страны.

Колебание цены валют в современном мире неизбежно, оно отражает макроэкономические процессы своей страны. К ним, как правило, относят: политические, макроэкономические, социальные факторы, чрезвычайные ситуации, войны, бедствия, бурный рост и развитие экономики, прогнозирование денежного оборота и другие факторы, отражающие текущее и будущее состояние экономики.

Под валютным риском понимается качественная и количественная оценка влияния (т.е. вероятность) возможного положительного или отрицательного отклонения валютного курса от начального или ожидавшегося значения на финансовые результаты экономической деятельности банка.

В настоящее время курс (соотношение) любой валюты устанавливается в текущем валютном режиме в зависимости от соотношения спроса и предложения на данную валюту, который, в свою очередь, изменяется под влиянием различных факторов.

Наиболее значимые факторы оценки качества валюты сегодня: национальный доход страны, состояние торгового баланса, учетные ставки Центрального банка, ожидаемые темпы инфляции, формы государственного регулирования, уровень спекуляции и другие факторы, т.е. факторы экономического дисбаланса.












Рис. 1. Факторы, влияющие на динамику валютного риска

Также, валютные риски коммерческого банка можно разделить на открытые и закрытые. Данная позиция исходит того, что традиционно управление вероятностью валютного риска ведется только при фактическом наличии валюты на балансе банка, однако, имея информацию и прогнозы об изменении валютных курсов других валют, банк в дальнейшем может привлечь «перспективную валюту» с целью получения ликвидного ресурса, приносящего прибыль. Таким образом, открытый валютный риск включает валюты, по которым банк имеет валютную позицию и несет фактический валютный риск. Закрытый валютный риск включает валюты, по которым банк не имеет в настоящее время валютной позиции и не несет фактического валютного риска.

В настоящее время риск-менеджмент валютных операций становится важным структурным элементом управления, направленным на поддержание финансовой устойчивости и платежеспособности коммерческого банка. Так на основе проведенного анализа в качестве основного подхода к измерению валютного риска был предложен метод Value-at-Risk (VaR), обладающий рядом преимуществ, т.к. позволяет:

измерить риск возможных потерь, соотнесенных с вероятностями их возникновения;

оценить риски на различных рынках универсальным образом;

агрегировать риски отдельных позиций в единую величину для всего портфеля, учитывая при этом информацию о количестве позиций, волатильности на рынке и периоде поддержания позиций.

Следует отметить, что в последние годы названный метод завоевал широкую популярность в финансовом мире не только как стандарт для оценки рыночных рисков, но и как стандарт представления информации о совокупном риске финансового института в целом. Метод VaR используется международными организациями (Банк международных расчетов, Банковская федерация Европейского Сообщества и др.) и рядом европейских коммерческих банков при расчете достаточности капитала. определяют как совокупность методов количественной оценки риска в виде единого параметра. Для расчета VaR необходимо определить ряд базовых элементов, влияющих на его величину, к которым относятся: вероятностное распределение рыночных факторов, напрямую влияющих на изменения цен, входящих в портфель активов; доверительный уровень (confidence ilevel), т.е. вероятность, с которой потери не должны превышать VaR; период поддержания позиций, на котором оцениваются потери (holding period).

Для точности прогноза существенное значение имеет длительность изучаемого периода. Наиболее приближены к оптимальным значения VAR, рассчитанные по 3-х месячному периоду (около 63 рабочих дней). Однако, если есть основания предполагать в будущем увеличение уровня колебаний цен изучаемого актива, например, в связи с прогнозируемым увеличением темпов инфляции, возможными проблемами с валютными поступлениями и т.п., имеет смысл взять более длительный период, в течение которого наблюдались подобные явления, например, 6 месяцев, 1 год.

Количественная оценка по методу VAR дает достаточно точный показатель возможных потерь, однако качественная оценка валютного риска есть показатель относительный. Возможно, выделение нескольких критериев качественной оценки валютного риска, которые предполагают разнесение риска по группам: минимальный, умеренный, предельный и недопустимый. Таким критерием может быть плановая норма прибыли по операции: соотношение рассчитанного предела потерь и плановой прибыли показывает соответствует ли риск ожидаемым доходам. Очевидно, что если предел потерь много выше ожидаемого дохода, то риск недопустим. Если предел потерь ниже ожидаемого дохода, то риск умеренный.

Планирование значений валютных рисков на основе их качественной и количественной оценки должно быть частью бизнес-планирования банка. Стратегия в области рисков определяется общей стратегией деятельности банка. Консервативная политика банка означает отказ или максимальное сокращение валютных операций с риском, выше умеренного. Напротив, агрессивная политика коммерческого банка, направленная на захват новых рынков может допускать операции с предельным уровнем риска. Планирование количественной оценки риска предполагает определение пределов потерь по рассматриваемым операциям соответствующих открытых позиций.

Валютный риск - риск понесения убытков вследствие изменения курса иностранных валют и цен на драгоценные металлы по отношению к российскому рублю. Банковские валютные операции связанные с валютным риском. Валютный риск - это опасность валютных потерь в результате изменения курса иностранных валют по отношению к национальной. Результат деятельности банка на валютных рынках (прибыль или убыток) зависит не только от изменения валютного курса, но и от валютной позиции. Валютная позиция определяется соотношением между суммой активов (требований) в определенной иностранной валюте и суммой обязательств в той же валюте. Она рассчитывается отдельно по каждой иностранной валюте, которая входит в мультивалютного портфеля банка.

Осуществление банком валютных операций сопровождается изменением соотношения его требований и обязательств в иностранной валюте, т.е. изменением валютной позиции. Различают закрытую и открытую валютные позиции. Закрытая валютная позиция возникает в случае равенства требований и обязательств, открытая валютная позиция - за несовпадение требований и обязательств. Последняя связана с риском потерь банка, если к моменту контроперации (покупки ранее проданной или продажи ранее купленной валюты) курс валюты изменится в неблагоприятном для него направлении.

Открытая валютная позиция может быть длинной и короткой. Длинная валютная позиция складывается, когда требования превышают обязательства, короткая - когда обязательства больше, чем требования

Чистая валютная позиция одной иностранной валюты представляет собой разность между балансовыми активами и пассивами и внебалансовыми требованиями и обязательствами, выраженными в этой валюте.

Исходя из определения чистой валютной позиции можно сделать вывод, что валютную позицию обусловливает соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте. Если требования и обязательства совпадают, то валютная позиция считается закрытой, при их несовпадении - открытой.

Валютный риск возникает при наличии открытой валютной позиции.

Открытая валютная позиция бывает длинной и короткой. Позиция при которой обязательства по валюте превышают требования, называется короткой; если же требования превышают обязательства, позиция называется длинной.в международной практике рассчитывается коэффициент определения максимального значения валютной позиции, который носит короткую и длинную позицию к собственным средствам (капиталу) банка, т.е. сопоставляет валютную позицию с собственными средствами банка. Этот коэффициент должен быть не меньше 15%:

К1= Короткая позиция/ Длинная позиция < 15%

Коэффициент обеспечивает распределение риска: если коэффициент превышает 15%, то при изменении курса валюты можно получить не только большую прибыль, но и значительные убытки.

Открытая валютная позиция регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 15 июля 2005г. №124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»

Размеры (лимиты) открытых валютных позиций рассчитываются как соотношение открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах, балансирующей позиции в рублях, суммы открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах и собственных средств (капитала) кредитных организаций, величина которых определяется в соответствии с требованиями Положения Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 года, N 4269 («Вестник Банка России» от 20 марта 2003 года N 15) (далее - Положение Банка России N 215-П).

В целях расчета открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах чистые позиции определяются как разность между балансовыми активами и пассивами, внебалансовыми требованиями и обязательствами по каждой иностранной валюте и каждому драгоценному металлу (в физической форме и обезличенном виде).

Применение системы управления рисками позволяет банку существенно усовершенствовать процедуры управления рисками, учитывать риски при принятии стратегических решений при формировании валютного портфеля, рассчитывать лимиты по операциям на основе полной информации о рынках и их взаимосвязях, укрепить положительный имидж банка, как в России, так и за рубежом:

формируется цель и ставятся задачи по использованию методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей коммерческого банка в рамках текущей стратегии и оперативных планов.

проводится идентификация валютных рисков, осуществляется мониторинг внешней и внутренней среды. Идентификация валютных рисков начинается со сканирования (распознавания) происходящих изменений во внешней среде организации, переходя к раскрытию всех элементов неизвестности (рисков), используя мониторинг предстоящих изменений с определённой степенью риска.

на основе имеющейся справочной, методической и фактической информации, оценивается уровень валютного риска с привлечением методов качественного и количественного анализа.

составляется стратегический план мероприятий, направленных на снижение экономических потерь и смягчению действия факторов валютного риска. Здесь же разрабатывается управляющие воздействия (антирисковые мероприятия): нейтрализация полностью или частично воздействия валютного риска, принятия валютного риска на себя, передачи части или всего валютного риска третьим лицам. Всё это завершается составлением протокола валютного риска.

осуществляется текущий контроль выполнения плана антирисковых мероприятий по устранению негативных экономических последствий выявленных валютных рисков. В случае выявления отклонений от плана вводятся коррективы в протокол управления валютным риском.

осуществляется заключительный контроль и мониторинг результатов антирисковых воздействий. Подводятся итоги снижения потерь в результате принятия антирисковых мер. Затем производится возврат на 1-й этап, с целью рассмотрения другой рисковой ситуации.

Рис. 2. Общая схема управления валютными рисками коммерческого банка

В современных условиях снизить валютные риски позволяют различные технологии контроля за исполнением сделки - отслеживание стадий сопровождения сделки, многоступенчатая сверка информации, обмен подтверждениями между контрагентами перед проведением платежей и другие. Общая схема представлена на рис. 2.

Возможны четыре варианта стратегического управления валютными рисками:

Стратегия диверсификации валютных операций и освоения новых регионов может быть использована ведущими, крупными коммерческими банками на рынках валютных кредитных операций. Сущность стратегии управления валютными рисками состоит в распределении риска на множество инструментов и в различных регионах. Таким образом, за счет диверсификации деятельности будет снижаться доля потерь от ошибочных управленческих решений и непредвиденных изменений во внешней среде.

Стратегия, ориентированная на удовлетворения потребностей отдельно выбранного сегмента потребителей валютных банковских услуг. Стратегия может быть реализована для большого сегмента рынка, при этом возможности банка ограничены, поэтому, на наш взгляд, имеет смысл сконцентрироваться на улучшении качества обслуживания по валютным операциям отдельного сегмента. В рамках этой стратегии особую роль приобретают методы прогнозирования. Уменьшение риска происходит за счет использования инструментов, прогнозы по которым наиболее надежны.

Стратегия связана с расширением услуг банка, связанных с обращением валют, для ограниченного сегмента. Диверсификация валютных рисков на ограниченном количестве потребителей.

Защитная стратегия, минимизация привлечения ресурсов в сферу операций, связанных с обращением валют. Сокращение рисков, путем использования простейших или абсолютно надежных операций, связанных с обращением валют.

Оптимальный баланс между риском и эффективностью операций фиксируется в комплексных требованиях по каждому аспекту деятельности:

прибыльности (минимальный уровень доходности на собственные средства);

ликвидности (минимально допустимые коэффициенты ликвидности по периодам);

риску (максимально допустимый уровень риска по отдельным операциям и банку в целом).

Стабилизация ликвидности на требуемом уровне является непременным условием эффективного функционирования банка. Поддержка же ликвидности на требуемом уровне осуществляется проведением определенной политики банка в области пассивных и активных операций, формируемой с учетом конкретных условий денежного рынка, специфики клиентуры, особенностей выполняемых операций.

Критериями выбора комплексной стратегии управления активами являются оптимальная целевая ниша банка и оптимальный баланс между риском и эффективностью операций. Компромисс между уровнем риска и эффективностью определяются индивидуально, исходя из текущих приоритетов деятельности конкретного коммерческого банка.

. Методы и организация контроля за валютными операциями в коммерческих банках

валютный контроль коммерческий банк

Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала реализации экономической самостоятельности предприятий, путем наделения всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции, установлению связей между внутренними и мировыми ценами, включению отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке.

Для достижения поставленных целей используются различные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким методам относятся: экономические, административные, комплексные. При использовании исключительно административных методов нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, утрачивается возможность доступа к ресурсам и фактически насильственно предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных. Применяя экономические средства, государство сохраняет за потребителем окончательное право выбора импортного или местного товара в зависимости от цены, качества, условий поставки продукции или предоставления ресурсов. При необходимости руководствоваться нормативно-законодательными актами, используя при этом экономические рычаги, применяется комплексный метод, включающий организационную, исследовательскую и информационную работу.

В существующих макроэкономических условиях, радикальная и полная либерализация валютного законодательства представляется несколько преждевременной. В настоящее время еще нет доказательств того, что российская экономика, с учетом уже накопленного международного опыта, получит преимущества и заработает с большей эффективностью, а потому необходимо установить новые цели либерализации внешнеэкономической деятельности и адекватный механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В коммерческом (уполномоченном) банке одним из основных документов, применяемых в валютном контроле выступает паспорт сделки, базовый документ, содержащий необходимые сведения о внешнеторговой сделке между резидентом и нерезидентом, предусматривающей экспорт/импорт товаров с/на территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ.

В паспорте сделки отражается информация, необходимая для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Уполномоченный банк оформляет досье на каждый контракт клиента, в которое помещаются все документы валютного контроля, однако это не способствует упрощению валютного контроля, а наоборот ведет к его бюрократизации. Из-за этого в сфере расчетных операций снижается привлекательность использования электронных средств. Так, эффективность перевода средств, при помощи электронных систем коммуникаций с банком уменьшается из-за обязанности экспортера и импортера представлять обосновывающие документы на бумажном носителе до осуществления валютных операций. Это сокращает возможности коммерческих банков по автоматизации процесса валютного контроля.

Следовательно со стороны законодательства необходим пересмотр нормативной базы валютных операций, чтобы обеспечить возможность их обслуживания банками с помощью современных технологий.

Методическими основами осуществления валютного контроля является разрешение двух видов проблем:

первая связана с выполнением коммерческим банком функций агента валютного контроля и взаимодействие его с органами валютного регулирования и валютного контроля и другими агентами валютного контроля;

вторая с внутренними проблемами оптимизации валютного контроля в коммерческом банке.

Коммерческий банк, осуществляя валютный контроль, должен оставаться строго в рамках данной функции. Однако законодательство допускает некоторое размывание границ этого статуса.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного контроля в Российской Федерации определен Банк России, который в соответствии с действующим законодательством является одновременно и органом валютного регулирования. В связи с этим необходимо определить исчерпывающий перечень органов валютного регулирования с закреплением за ними соответствующих функций. Отсутствие такого официального перечня в настоящее время ведет либо к неправомерному делегированию органам валютного регулирования (и даже органам валютного контроля) нормотворческих полномочий, либо к еще более неоправданному, самовольному расширению компетенции отдельных органов государственной власти. С другой стороны, следовало бы лишить все органы валютного контроля, кроме Банка России, права издания нормативных актов валютного законодательства как противоречащего их статусу контролирующих органов. Вследствие существующей в этом вопросе неопределенности проведение валютных операций в Российской Федерации временами регулируется не с помощью устоявшихся, не допускающих разночтений широко известных правил, а письмами-разъяснениями органов валютного контроля.

Наиболее простым и очевидным путем решения этой, пока потенциальной, но чрезвычайно серьезной проблемы представляется нормативное закрепление значения термина «валютное регулирование» в Федеральном законе, что позволит исключить возможность его двоякой трактовки на любом уровне. В связи с этим должно быть сформулировано и четкое определение термина «валютный контроль».

Законодательство нередко предписывает несвойственные банку функции. С вступлением в силу 1 февраля 2002 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с посягательствами на его безопасность. Как агент валютного контроля он не только осуществляет контроль за валютными операциями, но и выявляет и предупреждает конкретный вид преступления, и принимает постоянное участие в правоохранительной деятельности. Разобщенность действий многих ведомств, ответственных за валютный контроль, приводит к тому, что чуть ли не главным контрольным звеном стали коммерческие (уполномоченные) банки, которые по роду своей деятельности не заинтересованы в выполнении контрольных функций и недовольны этими несвойственными им обязанностями. В связи с этим назрела необходимость реорганизации многочисленных ведомств в круг ведения которых входят функции валютного контроля.


Расширение перечня проводимых валютных операций и услуг является перспективным с точки зрения рентабельности самого коммерческого банка. Однако для этого руководство банка должно проводить последовательную кадровую политику, которая предполагает наличие оптимального штата сотрудников и выделение достаточных средств на повышении их профессионального уровня.

Неотработанность организационной структуры - проблема, с которой также сталкиваются коммерческие банки. Поскольку в банке имеется ряд отделов (кассовых операций, кредитный, расчетов в валюте Российской Федерации), из валютного отдела передаются свойственные им валютные операции. Для осуществления валютного контроля, удобнее было бы осуществлять все валютные операции в одном отделе.

Для совершенствования валютного контроля в коммерческом банке на этапе формирования новой экономики необходимо следующее:

внести изменения в законодательство в части уточнения понятийного аппарата и устранения противоречий между различными нормами. Система валютного регулирования и валютного контроля должна основываться на четком валютном законодательстве, но проводимая либерализация валютного регулирования и валютного контроля привела к нечеткости таких понятий как «валютный контроль», предоплата и оплата за фактически поставленный товар, выполненные работы;

сократить объем требований по представлению документов и информации при проведении валютных операций, по осуществлению контрольных функций уполномоченными банками;

создать единую форму отчетности коммерческих банков по валютным операциям клиентов, в которой будут содержаться все интересующие Банк России операции, так как в представляемых в настоящее время отчетных формах дублируются запрашиваемые данные. Отчетность укрупнить, выделив в ней группы операций, а не клиентов с небольшими объемами сделок;

четкое определение и установление ответственных за нарушения валютного законодательства как клиентов банков, так и самих уполномоченных банков, что положительно отразится на дисциплинированности участников внешнеэкономической деятельности и снизит объемы осознанных нарушений. С этой целью установить штрафы от суммы проведенной операции и т.д.;

трансформация валютного контроля должна осуществляться параллельно с созданием системы государственного финансового контроля и в дальнейшем стать одной из его составных частей. Государственный финансовый контроль в целях борьбы с отмыванием криминальных капиталов и обеспечения прозрачности финансовых операций существует во многих странах и это не рассматривается как противоречие либеральной модели рыночной экономики.

Реализация предложенных мер будет способствовать повышению эффективности валютного регулирования и валютного контроля в коммерческом банке.

Технология валютного контроля должна быть гибкой к изменяющимся условиям финансового положения страны, учитывающей все особенности внутренней экономики, положение страны в мировой торговле, а также интересы участников валютного рынка.

Заключение

В условиях трансформации рыночной экономики значительно расширились права российских участников внешнеэкономической деятельности, и соответственно были заложены основы для дальнейшей либерализации валютных операций. Общего определения понятия «валютная операция» мы не найдем в законодательных актах, там указан перечень операций, отнесенных к числу валютных, который является закрытым, что исключает возможность расширительного толкования понятия валютной операции.

К валютным относятся следующие операции:

приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (эмиссионных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ; иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ, выпущенных на территории РФ) на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.

Валютная операция, по нашему мнению, - комплекс согласованных мероприятий экономических субъектов по достижению конкретной цели, совершаемая в отношении валюты и валютных ценностей и подлежащая государственному регулированию и контролю.

Валютные операции между резидентами запрещены. Исключениями из этого правила являются следующие расчеты:

с магазинами беспошлинной торговли;

при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств, при международных перевозках;

между комиссионерами и комитентами при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами:

о передаче товаров,

о выполнении работ,

об оказании услуг,

о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности;

по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера);

по операциям с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и осуществления указанных операций через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ;

по операциям юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и ведения расчетов в валюте РФ;

по уплате налогов, сборов и других платежей в иностранной валюте в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет.

Экономические достижения - высокий уровень золотовалютных резервов, превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке позволили провести либерализацию валютного законодательства отменить такие ограничения по валютным операциям как резервирование, открытие специальных счетов, обязательную продажу экспортной валютной выручки.

Список литературы

1.     Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2008г. №173-ФЗ.

2.       Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 2007. №395-1 (в ред. от 2 февраля 2006г.)

.        Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2008 г. №86 (в ред. от 10 января 2003.)

.        Инструкция от 15 июля 2005г. №124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

.        Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций. М.: Вузовский учебник, 2009.- 319 с.

.        Глушкова Н.Б. Банковское дело. М.: Академический проект, 2006. - 400 с.

.        Голубович А.Д. Валютные операции в коммерческих банках. - М.: АО «Менатеп-Информ», 2006.- 225 с.

.        Госубович А.Д. Международная торговля валютой. - М.: АО «АРГО», 2006. -280 с.

.        Деменков А. А. О валютном регулировании и валютном контроле. // Налоговый вестник. - 2007. - № 4.

.        Ражков Р.А. Безналичная иностранная валюта как объект гражданского права//Банковское право.2008. №2. С. 55-57.

.        Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий//Закон.2007.№4.С.10.

.        Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов//Банковское право.2006. №5.С.46-50.

.        Щеголева Н. Валютные операции. М.: Маркет ДС,2009. - 279 с.

Похожие работы на - Система валютного контроля в коммерческом банке

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!