Субкультуры современного российского общества

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субкультуры современного российского общества

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ












РЕФЕРАТ

Субкультуры современного российского общества

Введение

Проблема субкультуры (особенно молодежной субкультуры) как социального феномена является относительно новой темой для анализа. Современное общество не однородно, каждый человек - это особенный микромир со своими интересами, проблемами, заботами. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, вместе достигнуть какой-либо цели, идеи. Именно таков по своей природе социальный механизм образования субкультур.

Жизнь, особенно на Западе, постепенно идет к тому, что разнообразные меньшинства, вместе взятые, становятся прочным и постоянно растущим большинством. Россия тут не исключение. На ум приходит фраза известного древнегреческого философа Аристотеля: «Город - единство непохожих». Также можно охарактеризовать и нашу страну в целом.

В узком смысле под субкультурой понимается система норм и ценностей, элитарная культура, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. В широком же смысле это возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками со свойственным им видением мира. Широкое понимание термина «субкультура» является более адекватным и применимым к исследованиям современных молодежных субкультур, чему в большей степени и уделено внимание в работе.

Общество воспроизводит себя биологически и социально через молодые поколения. Молодежь представляет будущее страны, а потому и настроения молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический и социально-психологический климат в данном обществе. Вот почему изучение молодежи и молодежной субкультуры позволяет выявить возможности дальнейшего развития общества в целом.

1. Теоретические основы исследования субкультуры

субкультура социальный общество

Субкультура (лат. sub - «под» и cultura - «культура», «подкультура») - это понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры (традиционной для общества) собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами [3].

Термин «субкультура» был выведен еще в 1950 году американским социологом Дэвидом Риcменом, который в своих исследованиях обозначил её как группу людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ понятия субкультуры провёл британский социолог Дик Хэбдидж. В своей книге «Субкультура: значение стиля» он утверждал, что субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Исследуемому понятию давалось немало обозначений и трактовок. Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения субкультур. Российский доктор биологических наук Виктор Дольник в своем труде «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР же для обозначения членов субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», откуда и появился всем известный жаргонизм «неформалы».

По мнению историка Федора Гайда, стоит четко понимать, что субкультура - это не клуб по интересам. Принципиальное её отличие состоит в том, что ценности субкультуры являются для ее адепта (последователя) базовыми, более важными, нежели все те, что разделяет остальная часть общества, окружающего мира в целом. Более того, субкультура не стремится к слишком активному расширению рядов, несмотря на часто провозглашаемые формальные лозунги об обратном. Для нее всегда характерно представление о собственной исключительности, подчас элитарности [4].

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Ни для кого не секрет, что современное общество перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами.

В современном российском обществе взаимодействуют множество культур. Среди них специалисты выделяют несколько наиболее заметных:

1)высокая (элитарная), которая складывается из представителей фундаментальной науки и высшего образования, творцов талантливейших художественных открытий, признанных во всем мире;

2)«советская», продолжающая традиции прошлого с их плюсами и минусами, основанная на приоритете общественного (коллективного) над личным (индивидуальным), на патерналистских отношениях культуры с государством;

)массовая, достаточно быстро преобразовавшаяся из обычной культурной информации, распространяемой с помощью «масс-медиа», в культуру массового потребления;

)субкультура «новых русских» - синкретическая, фрагментарная культура с преобладанием «статусного» потребления всевозможных ценностей, характеризующаяся как потребностями в самой лучшей, уникальной, индивидуализированной культуре, так и принципиальным бескультурьем;

)молодежная субкультура, через механизм которой молодое поколение самоутверждается, самовыражается, отграничивается от старого и творит новое.

Невозможно с уверенностью говорить о том, что субкультуры изолированы и антагонистичны, т.к. они имеют определенные отношения и с другими культурами. Родственные связи между культурами есть, и они позволяют проследить движение народов, изменения языка, взглядов и развитие человека в целом.

Отдельно стоит отметить, что в ряде случаев субкультура используется, чтобы ограничить себя от других субкультур и культуры общества в целом, а также противопоставить себя им. Примером может служить культура аутсайдеров, т.е. людей, ставящих себя вне общества (например, бомжи). В этом случае можно говорить уже не о субкультуре, а о контркультуре. Этот термин был введен в 1960-е годы для обозначения субкультур хиппи, которые открыто противопоставляли культуру раскрепощенных чувств господствующей буржуазной культуре с ее ханжеством и ориентацией на материальный интерес.

Как утверждает в своей научной диссертации кандидат социологических наук Брешин Алексей Андреевич, термины «контркультура» и «субкультура» являются близкими по значению, но имеют ряд принципиальных различий. Контркультура декларирует свое существование в виде митингов, протестов, демонстраций и т.д.; субкультура же противопоставляет себя окружающим, обозначая своё существование с помощью внешних атрибутов (одежда, аксессуары, акции). Кроме того, субкультура направлена на конструирование собственной реальности, тогда как деятельность контркультуры носит деструктивный характер (борьба с врагами, противниками). Субкультура - закрытое социокультурное явление, контркультура - открытое для борьбы и обладающее агрессивно-наступательной позицией [2].

Например, молодежная субкультура становится контркультурой в тот момент, когда появляется общий враг или противник. Им может быть как и традиционная культура, господствующая в обществе, так и иная отличающаяся по взглядам, ценностям или интересам субкультура. Не секрет, что множество субкультур довольно агрессивно настроены против друг друга. Ярким примером тому может служить извечное противостояние так называемых «музыкальных» субкультур - рэперов и панков.

Итак, субкультура может сформироваться естественным образом - на этнической, географической или традиционной религиозной почве. Однако так бывает не всегда: субкультура может возникнуть искусственно - в силу определенных возрастных, плотских, интеллектуальных или духовных интересов. Их природа иная, и возникают они по свободной воле и выбору самого человека: так возникают секты, гей-сообщества, «тусовки». Также возникают и молодежные субкультуры, с которыми человек связывает свою жизнь, свои интересы, пропитывается их духом и смотрит на мир и на самого себя их глазами.

Рассмотрим явление молодежных субкультур современного российского общества более подробно.

2. Молодежные субкультуры современного общества

Социальная среда молодежи

Стремление молодежи проявлять себя в качестве творческой и социально активной группы является одним из ключевых факторов в развитии молодого поколения. Формы такого развития весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного периода, в котором молодежь живет и развивается. Молодежная субкультура в этом контексте является одним из значимых этапов социализации молодого поколения. Современная молодежная субкультура выступает не только как форма эпатажа (демонстративных шокирующих и провоцирующих действий) и неформального поведения, но и как способ интеграции молодежи в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.

По мнению российского социолога Владимира Тимофеевича Лисовского, молодежь - это важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила, которую необходимо разумно использовать. Кроме того, это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [6].

В российской академической среде молодежная субкультура по большей части рассматривалась как социальный феномен, существующий отдельно от общества и культуры в целом. Вместе с тем молодежная субкультура представляет собой многогранное и многополярное социокультурное образование, которое влияет на культурные и социальные процессы общества и является одной из форм социальной реализации молодежи. С этой точки зрения, проблематика молодежных субкультур в социальных науках в достаточной степени не развивалась и не прорабатывалась.

Стоит сказать, что изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Отчасти это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.

Зинаида Васильевна Сикевич, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, трактует молодежную субкультуру как культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежная субкультура в её понимании - это характеристика именно целого поколения, причем существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению. [7].

Иная точка зрения отражена в позиции французского философа Мишеля Фуко, который настаивал на понимании того, что в части явления молодежных субкультур можно иметь дело только с общностью рассеянных событий. Т.е. нельзя присуждать субкультурные феномены всем молодым россиянам в равной степени. Аналогично высказывается по этому поводу Брешин А.А., добавляя при этом, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (определенный набор обязательно однородных ценностей), а лишь объединяет молодежь из разных социальных групп с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их символическое обеспечение, соприкасаясь с которыми молодой человек чувствует себя «в своей тарелке», т.е. в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, не доступных взрослым.

Можно предположить, что молодежная субкультура выступает, с одной стороны, антагонистом по отношению «официальной» культуре, традиционной. С другой стороны, она является переходным этапом и дополнением к взрослой культуре, внося в нее новые традиции, способы познания, отношения к миру людей и миру вещей.

Вообще, за последние годы в нашей стране было создано немало иллюзорных мифов о молодежи, с одной стороны, идеализирующих, а с другой стороны, негативно оценивающих жизнь и поведение подрастающего поколения в целом. Поэтому для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов отдельных групп молодых людей, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается [6].

В настоящее время интерес к молодежным субкультурам стремительно растет. В средствах массовой информации регулярно публикуются статьи, посвященные новым молодежным субкультурам, а на фоне нестабильной ситуации в стране и экономического кризиса это особо актуально ввиду стремительного умножения молодежных сообществ, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях. Помимо устоявшихся, известных на протяжении уже достаточно долгого периода времени субкультур, таких как панки, готы, эмо, хиппи, скинхеды, рокеры и т.д., появились новые, нашедшие отражение, например, в сфере массовой коммуникации, рекламы, медиа-индустрии. Примером тому служат массовые акции флэш-мобов, которые проходят не только в рамках города, страны, а в рамках всей планеты (например, акция «Час Земли», прошедшая в 2009 году, направленная на сохранение электроэнергии). В данном случае субкультура стала важным фактором эволюционного обновления и трансформации общества в постсовременное.

Однако большая часть представителей современного общества, придерживающихся традиционной культуры, отрицательно и даже в ряде случае агрессивно относится к молодежным субкультурам и их представителям (особенно к приверженцам второго и третьего уровня субкультур, о которых будет упомянуто далее). Злые неодобрительные взгляды, грубые обидные слова, осуждение и непонимание - это лишь малая доля того, что приходится испытывать современным «неформалам». Однако при этом никто не задумывается о том, почему происходит так, что молодые люди становятся жертвами современных социальных групп и течений.

К сожалению, в современной России многие представители вступающего в жизнь поколения оказываются ненужными обществу. Молодежь - это одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. На данный момент в обществе крайне низок престиж профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует у молодых людей растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, и как следствие, попытку реализовать себя хотя бы в небольшой, но, как им кажется, устойчивой социальной группе похожих друг на друга людей.

Как пишет Лисовский В.Т., широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры убивают у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания стало непросто. В итоге возрастает политизация молодежных движений, идет поиск «врага», на которого можно было бы свалить причины всех бед. Отсюда - ярое противостояние традиционным культурам.

Молодежь начинают бояться и ненавидеть, а это чревато серьезными социальными взрывами. Социальные ценности, которыми жили наши предки, в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и не наследуются современным поколением, поскольку кажутся им непригодными ни для настоящей, ни для будущей жизни [6]. Как результат, у молодых людей возникает новая идеология с собственными ценностями, моралью и нравственностью (или безнравственностью), т.е. появляется среда, в которой они чувствуют себя защищенными, среда, в которой им комфортно.

По мнению Брешина А.А., с методологической точки зрения, проблемы молодежной субкультуры чаще всего рассматриваются в рамках концепции социализации. Вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней является процессом сложным и противоречивым, насыщенным психологическими и иными трудностями. Очевидно, что молодежь ищет формы самостоятельной активности, нерегламентируемой извне. Чаще всего такие самодеятельные формы находятся в сфере досуговых и художественно-эстетических предпочтений. И именно в этой сфере молодежь выступает в качестве субъекта молодежной субкультуры, которая, хотя и не вызывает немедленных изменений в обществе, но влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и, в целом, на социальные и культурные характеристики эпохи [2].

Учитывая ранее перечисленное, становится совершенно ясно, почему современные молодые люди из всевозможных способов социализации избирают так называемое дискотечно-потребительское и субкультурное времяпровождение. Самовоспитание личности, её способности принять грамотные решения не работает в условиях современного общества. Мировой опыт учит, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

Российская специфика молодежных субкультур

Молодежные субкультуры для России - явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно - каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура - явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца [4].

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход - новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур [2]:

1)по социально-правовому признаку:

·социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

·просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

·асоциальные;

2)по направленности интересов:

·увлечение современной молодежной музыкой;

·околоспортивные - различные фанаты;

·философско-мистические;

·защитники окружающей среды;

)по групповому признаку:

·по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

·по способам времяпрепровождений;

·по социальной позиции - экокультурные (Green Peace);

·по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней [5].

Обычно первый уровень - это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень - это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень - молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов [5]:

·отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

·попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

·поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

·в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

·в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

·в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

·среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому - российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе - почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур [7].

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России [7].

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия - представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится [4].

Поводя итог, можно сказать, что субкультура - это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.

Заключение

Итак, современная молодежь - это важный субъект социальных перемен, огромная движущая сила страны. Её становление происходит в сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие молодых людей в настоящее и будущее.

Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую систему ценностей или создания новой системы морали общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации принимаются базовой, традиционной культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в обществе.

Таким образом, каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру современного общества то, что было выработано им в период молодости. Однако в современном мире возможно лишь элементное вхождение молодежной субкультуры в базовую культуру.

О молодежи сейчас много и принципиально спорят. Одни осуждают её за чрезмерное увлечение потребительством, другие - за снижение интереса к образованию или к политическим событиям, третьи - за пьянство и наркоманию, четвертые - за безнравственное поведение. Однако молодежь, как уже было сказано, очень разная и в корне неверно идентифицировать всех в одинаковой степени плохо. В целом, лишь строгий научный подход к анализу реального поведения и проблем вступающих в жизнь поколений предоставит возможность делать обоснованные выводы, прогнозировать поведение молодежи в настоящем и будущем.

Список использованной литературы

1)Большой энциклопедический словарь (БЭС) // [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/bes_a;

2)Брешин А.А. Субкультура современной российской молодежи // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М.: Российский государственный социальный университет, 2010. - 147 с.;

)Википедия: свободная энциклопедия // [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org;

4)Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России: взгляд историка // Православие: Интернет-журнал, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal;

)Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект) // Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2002. - 334 с.;

)Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // Теоретический журнал «Credo», 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru;

7)Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования, 2010. - №10. - С. 79-87.

Похожие работы на - Субкультуры современного российского общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!