Заемный капитал организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Заемный капитал организации














КУРСОВАЯ РАБОТА

Заемный капитал организации

Введение

Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Термин «капитал» происходит от латинского «саpitalis», что означает основной, главный.

Одним из основных признаков классификации капитала предприятия является признак по титулу собственности формируемого капитала. По титулу собственности формируемый предприятием капитал подразделяется на два основных вида собственный и заемный. В системе источников привлечения капитала такое его разделение носит определяющий характер.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

Управление заемным капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия.

Предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:

формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия;

оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования;

обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска;

обеспечение минимизаций финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности;

обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития;

обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей;

обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия;

оптимизация оборота капитала;

обеспечение своевременного реинвестирования капитала.

Объектом исследования послужило предприятие ООО «АПК Русич».

Информационную базу составили данные периодической и годовой отчетности анализируемого предприятия за период с 2007 по 2009 год.

1. Теоретические основы управления заемным капиталом организации

.1 Экономическое содержание заемного капитала организации

заемный управление капитал экономический

Предприятия в процессе своей деятельности совершают материальные и денежные затраты, связанные с расширенным воспроизводством основных фондов и покрытием потребности в оборотных средствах, с производством и реализацией продукции, социальным развитием коллектива трудящихся.

Основой для определения необходимой суммы оборотных средств основных фондов является, как известно, объем производства, размер затрат на производство, длительность производственного цикла, прирост и выбытие фондов из-за физического и морального износа, условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимыx материалов.

Без заемных средств предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничивало бы возможности их развития.

Заемное, долговое финансирование предприятия обычно выступает в двух формах: в виде получения краткосрочных и долгосрочных банковских ссуд и облигационных займов.

Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. Заемный капитал, заемные финансовые средства это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество.

Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. К основным видам обязательств предприятия относятся:

долгосрочные и краткосрочные кредиты банков;

долгосрочные и краткосрочные займы;

кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, образовавшаяся в результате разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей или потребления услуг и датой их фактической оплаты;

задолженность по расчетам с бюджетом, возникшая вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа;

долговые обязательства предприятия перед своими работниками по оплате их труда;

задолженность органам социального страхования и обеспечения;

задолженность предприятия прочим хозяйственным контрагентам.

Заемные средства обычно классифицируют в зависимости от степени срочности их погашения и способа обеспеченности.

Потребность в привлечении заемных средств может возникнуть в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам.

Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия за счет краткосрочного или (долгосрочного заемного и собственного) капитала, можно обсуждать в каждом конкретном случае. Однако предприятия часто следует правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, наоборот, финансируется за счет краткосрочного капитала.

Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования.

Основными видами заемного капитала являются:

банковский кредит,

финансовый лизинг,

товарный (коммерческий) кредит,

эмиссия облигаций и другие.

Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Надо признать, что современная теория структуры капитала относительно молода и зародилась в 1958 году, когда профессора Франко Модильяни и Мертон Миллер, опубликовали статью «Стоимость капитала, финансы корпораций», которая была названа самой важной статьёй из всего уже написанного по финансовым вопросам. Используя строго отображенный набор предпосылок, они доказали, что поскольку проценты на заемные средства вычитаются из налогов, стоимость компании все время растет в силу использования долговых обязательств, и что, следовательно, ее стоимость достанет максимума, если компания будет финансироваться почти целиком за счет заемных средств.

Такой подход привел в последние годы к пристальному вниманию бухгалтеров и финансовых аналитиков именно к заемному капиталу как основному источнику роста благосостояния, а самое главное вовлечение в экономический оборот огромных свободных денежных ресурсов, которыми и располагает население, что очень важно для экономики России.

Тем более, что заемный капитал страхует предприятие от инфляции и кроме того имеет два больших преимущества по сравнению с собственным капиталом:

. проценты считаются расходами и включаются в себестоимость, т.е. в конечном итоге вычитаются из налогооблагаемой базы, в то время как дивиденды считаются распределением прибыли и облагаются налогами;

. проценты по кредитам ниже прибыли возможной к получению, и это превышение образует прибыль предприятия в результате использования заемных источников.

В процессе исследования основных теоретических подходов и концепций заемного капитала и возникающих в связи с этим обязательственных отношений необходимо исследовать подходы к определению сущности заемного капитала и в первую очередь кредита, как финансового, так и товарного.

Английский словарь экономики и бизнеса определяет заемный капитал как средства среднесрочного и долгосрочного финансирования, полученные за счет банковских кредитов или от держателей долговых обязательств. Вместе со средствами акционеров заемный капитал образует используемый капитал компании.

Заемный капитал - вложенные в компанию деньги, которые были получены из внешних источников на определенный срок путем выпуска ценных бумаг с фиксированной процентной ставкой. При этом надо указать, что кредиторы имеют преимущества перед акционерами:

получают фиксированную процентную ставку;

их обязательства удовлетворяются перед акционерами в соответствии с очередностью установленной Гражданским кодексом РФ в случае несостоятельности компании.

Существует много самых разнообразных определений кредита,

акцентирующих внимание на отдельные существенные или даже несущественные признаки.

Английский словарь экономики и бизнеса определяет кредит как приобретения товаров или услуг без немедленной оплаты, или средствами, не принадлежащими покупателю. Можно сказать, что при продаже в кредит продавец получает не наличные деньги.

Английский словарь по экономике Коллинза определяет кредит как финансовую услугу, которая позволяет частному или юридическому лицу занимать деньги для покупки продуктов, сырья, комплектующих изделий и т.д. и платить за них следует длительный период времени.

Многие определения акцентируют внимание на экономические отношения между заемщиком и кредитором указывая, что кредит - это ссуда в товарной или денежной форме, выражающая отношение между заемщиком и кредитором, на условиях возвратности с уплатой процента.

Профессор В.И. Ткач и Председатель аудиторской палаты Парижа Ж. Лоран в определении кредита выделяют цель, принципы бухгалтерского учета, используемый кредитный механизм и бухгалтерский подход, то есть в соответствии с английским словарем экономики и бизнеса обеспечение кредита - гарантии, предлагаемые в дополнение к заявке на полученные ссуды. Обычно единственным приемлемым для банка обеспечением является земельная собственность, которая со временем, как правило, повышается. При организации небольшого бизнеса нередко единственным ценным капиталом, способным к обеспечению кредита является собственная земля предпринимателя.

Джон Полус, главный экономист «Морган Стэнли» постоянно подчеркивает, что заемные средства - это самый дешевый источник капитала, что, если американские компании хотят успешно конкурировать, они должны использовать еще больше заемных средств.

Профессор банковского дела и финансов Университета штата Орегон Джеймс Ф. Нильсен определяет кредит с трех позиций:

согласие поставить что-либо ценное (товары, услуги или деньги) до получения платежа;

возможность покупать или брать в долг на веру;

право, данное кредитором, на отсрочку выплаты долга, на принятие на себя долга и отсрочку платежа по нему или приобретение собственности или услуг с отсрочкой платежа.

Оксфорский финансовый толковый словарь характеризует кредит с двух аспектов:

б)способность граждан приобрести товары на деньги, занятые у финансовых компаний, банков и других денежных кредиторов. [6].,

Американские профессора бухгалтерского учета Нью-Йоркского и Калифорнийского университетов Джоэл Дж. Сигел и Джей К. Шим акцентируют внимание на два кредитных направления:

а)кредит как возможность купить товары или взять взаймы деньги под обещание уплатить в будущем;

б)налоговая льгота, скидка, т.е. уменьшение задолженности по налоговым платежам на сумму определенных расходов в пропорции один к одному.

Профессора Юджин Бригхем и Луис Гапенски считают, что срочный кредит - это долговой контракт, по которому заемщик обязуется регулярно выплачивать ссудодателю по установленным датам взносы, погашающие долг, и проценты.

Сущность заемного капитала определяется основными теоретическими подходами и концепциями, господствующими в обязательственных отношениях и в отношениях связанных с использованием заемного капитала.

Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае.

К заемным источникам финансирования воспроизводства основных средств относятся:

.кредиты банков;

.заемные средства других предприятий и организаций;

.долевое участие;

.финансирование из бюджета на возвратной основе;

.финансирование из внебюджетных фондов.

Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала).

Банковский кредит предоставляется предприятиям на современном этапе в следующих основных видах:

бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций;

контокоррентный кредит («овердрафт»);

сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга;

открытие кредитной линии;

револьверный (автоматически возобновляемый) кредит;

онкольный кредит;

ломбардный кредит;

ипотечный кредит;

ролловерный кредит;

консорциумный (консорциальный) кредит.

Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и методы привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансового управления.

Финансовый лизинг представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий периода полной их амортизации с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору. Финансовый лизинг рассматривается как один из видов финансового кредита. Основные средства, переданные в финансовый лизинг, включаются в состав основных средств арендатора.

Кредитные отношения финансового лизинга характеризуются многоаспектностью, проявляемой в достаточно широком диапазоне:

а) финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала долгосрочном кредите;

б) финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах;

в) финансовый лизинг автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения, формой такого обеспечения кредита является сам лизингуемый актив, который в случае финансовой несостоятельности (банкротства) предприятия может быть реализован кредитором с целью возмещения невыплаченной части лизинговых платежей и суммы неустойки по сделке;

г) финансовый лизинг обеспечивает покрытие «налоговым щитом» всего объема привлекаемого кредита;

д) финансовый лизинг обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга;

е) финансовый лизинг обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга;

ж) финансовый лизинг характеризуется более упрощенной процедурой оформления кредита в сравнении с банковской;

и) финансовый лизинг обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива;

к) финансовый лизинг не требует формирования на предприятии фонда погашения основного долга в связи с постепенностью его амортизации. Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга определяют его как достаточно привлекательный кредитный инструмент в процессе привлечения предприятием заемного капитала для обеспечения своего экономического развития.

Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

Как кредитный инструмент облигационный займ имеет определенные преимущества и недостатки.

Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:

а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;

в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:

а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);

б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;

в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

г) после выпуска облигаций в следствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации. В этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.

Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отсрочки платежа за поставленное им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике. Для привлекающих его предприятий он имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем:

а) товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов производственных запасов товарно-материальных ценностей;

б) он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья;

в) этот вид кредитования не рассматривает поставленное сырье, материалы и товары как имущественный залог предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями;

г) в этом виде кредита заинтересовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем реализации продукции и формировать дополнительную прибыль;

д) стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах);

е) привлечение товарного (коммерческого) кредита позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов;

ж) он характеризуется наиболее простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, привлекаемого предприятием.

Вместе с тем, как кредитный инструмент товарный (коммерческий) кредит имеет и определенные недостатки, основными из которых являются:

а) целевое использование этого вида кредита носит очень узкий характер он позволяет удовлетворять потребность предприятия в заемном капитале только для финансирования производственных запасов в составе оборотных активов;

б) этот вид кредита носит очень ограниченный характер во времени;

в) в сравнении с другими кредитными инструментами он несет в себе повышенный кредитный риск, так как по своей сути является необеспеченным видом кредита.

Эти преимущества и недостатки товарного (коммерческого) кредита должны быть учтены предприятием при использовании этого кредитного инструмента для привлечения необходимых ему заемных средств.

В современней коммерческой и финансовой практике выделяют следующие основные виды товарного (коммерческого) кредита:

товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта;

товарный кредит с оформлением задолженности векселем;

товарный кредит по открытому счету;

товарный кредит в форме консигнации.

Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного (коммерческого) кредита, предприятие ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в торговле запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемного капитала. Эта цель определяет содержание управления привлечением товарного (коммерческого) кредита.

Текущие обязательства по расчетам характеризуют наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам расчетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности в определенные (установленные) сроки в диапазоне до одного месяца. Так как с момента начисления средства, входящие в состав текущих обязательств по расчетам, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются им до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.

а) текущие обязательства по расчетам являются для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств. Как бесплатный источник формирования капитала они обеспечивают снижение не только заемной его части, но и всей стоимости капитала предприятия. Чем выше в общей сумме используемого предприятием капитала доля текущих обязательств по расчетам, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет показатель средневзвешенной стоимости его капитала;

б) размер текущих обязательств по расчетам, выраженный в днях оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет в определенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер текущих обязательств по расчетам, тем меньший объем средств (при прочих разных условиях) предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности;

в) сумма формируемых предприятием текущих обязательств по расчетам находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь от объема производства и реализаций продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые для предстоящих расчетов, а соответственно увеличивается общая их сумма, и наоборот. Поэтому при неизменном коэффициенте финансового левериджа развитие операционной деятельности предприятия не увеличивает его относительную потребность в кредите за счет роста заемного капитала, формируемого из внутренних источников;

г) прогнозируемый размер текущих обязательств по расчетам по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав этих обязательств, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельностью предприятия;

д) размер текущих обязательств по расчетам по отдельным их видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат (погашения обязательств) начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно-правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат (а соответственно и размеров начислений) по отдельным счетам, входящим в состав текущих обязательств по расчетам, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

1.2 Содержание политики управления заемным капиталом

В силу многочисленности и разнообразия источников заемного финансирования политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии организации. Процесс формирования этой политики происходит в несколько этапов

. На первом этапе анализируется сложившаяся практика привлечения и использования заемных средств, исходя из которой принимается решение о целесообразности их использования в существующих объемах и формах. В этих целях:

1)изучается общий объем привлечения заемных средств и его динамика в сопоставлении с объемом активов, масштабами операционной деятельности и инвестиционными программами;

2)Рассматривают и анализируют в динамике основные формы привлечения заемных средств (финансовый и товарный кредиты, внутренняя кредиторская задолженность) и объем заимствований по длительности использования;

)Оценивается состав кредиторов и условия предоставления различных форм финансового и товарного кредитов и их соответствие конъюнктуре финансового и товарного рынков;

)Изучается эффективность использования заемных средств с помощью показателей оборачиваемости и рентабельности.

. Учитывая, что важнейшим условием эффективности привлечения заемного капитала является его целевое использование, на втором этапе определяются цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде. В качестве таковых выступают:

) формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов;

) пополнение постоянной части оборотных активов;

) обеспечение формирования переменной части оборотных активов; при любой модели финансирования активов эта их часть полностью или частично финансируется за счет заемных средств;

) обеспечение социальных программ.

. На третьем этапе разработки политики привлечения заемных средств определяется предельный объем заимствований. Лимит использования заемных средств в хозяйственной деятельности определяется двумя факторами:

эффектом финансового левериджа - механизмом управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения собственных и заемных средств;

финансовой устойчивостью организации, в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и с позиций возможных его кредиторов.

4. На четвертом этапе оценивается стоимость привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и обший размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.

. На пятом этапе определяется структура объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов, формируются приемлемые условия привлечения заимствований.

. И, наконец, важнейшим этапом политики привлечения заемных средств и управления заемным финансированием в целом является обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.

Леверидж - это особая область финансового менеджмента, связанная с управлением прибыльностью. Буквально - это «рычаг для подъема тяжестей», т.е. некий «механизм», использование которого может привести к существенному изменению финансового состояния, дать так называемый леверажный эффект, или эффект рычага. В контексте финансового менеджмента под «механизмом» понимают умелые действия менеджеров, эффективные управленческие решения.

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1 - Снп) х (КВРа - ПК) х (ЗК: СК) (1)

ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов);

ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала;

ЗК - средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК - средняя сумма собственного капитала предприятия.

Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

. Налоговый корректор финансового левериджа (1 - Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;

в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

. Дифференциал финансового левериджа (КВРа - ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процесс управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.

Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в первую очередь, сокращения объема предложения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.

Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск. При определенном уровне этого риска дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, так как часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).

Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.

Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

. Коэффициент финансового левериджа или плечо рычага (ЗК: СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его положительный или отрицательный эффект.

Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

2. Состояние управления заемным капиталом в ООО «АПК Русич».

.1 Краткая экономическая характеристика

Административный и хозяйственный центр ООО «АПК Русич» расположен в центральной части Бобровского района в центре г. Бобров и удален от областного центра г. Воронеж на 100 км.

Связь с г. Воронежем осуществляется по автодорогам, имеющим асфальтовое покрытие.

ООО «АПК Русич» расположено в лесостепной зоне и относится к юго-восточному климатическому району Воронежской области. Климат данного района характеризуется жарким летом и сравнительно умеренной зимой, т.е. наиболее подвержен засухам. Минимальная температура достигает -28 °С зимой, максимальная летом - +40 °С Продолжительность периода с температурой свыше 5 °С равна в среднем 195 дней. Количество годовых осадков составляет 430-480 мм.

Наибольшее количество осадков выпадает летом в виде ливней, а наименьшее - зимой, что приводит к частому вымерзанию озимых культур. Преобладающими ветрами в осенне-зимний период являются ветры восточного направления. Хозяйство имеет самые бедные по плодородию почвы, подверженные процессам водной и частично ветровой эрозии. Пахотные земли хозяйства, расположенные на водораздельном плато, имеют крутизну склонов до 5°. Почвенный покров пахотных земель представлен в основном обыкновенными черноземами тяжело-суглинистого механического состава, с выходами подстилающих пород мела. Имеются небольшие участки солонцов. Землепользование хозяйства в значительной степени расчленено долинами, балками и оврагами.

Одним из важных экономических условий, влияющих на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, является размер хозяйства. Следует выделить главный показатель размера производства - это объем производимой валовой и товарной продукции. При этом необходимо исходить из исследований В.И. Ленина, который пришел к выводу: «…о размерах хозяйства количество земли свидетельствует лишь косвенно. Стоимость же продуктов хозяйства свидетельствует о его размерах не косвенно, а прямо и при этом во всех случаях.» В качестве дополнительных показателей выступают площадь сельскохозяйственных угодий, стоимость основных производственных фондов, численность работников, поголовье скота и другие.

При оценке размера ООО «АПК Русич» использовались показатели, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели размера ООО АПК «Русич» Бобровского района Воронежской области.

ПоказателиВ среднем за 2007-2009 г.2009 г.В среднем на 1 хозяйство Воронежской области1. Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.4065,14836,617212. Выручка от продаж, всего, тыс. руб.172100213554511063. Чистая прибыль, тыс. руб.19219,33757077884. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.3618746141471675. Среднесписочная численность работников, чел.73761486. Количество тракторов, шт.1919317. Численность поголовья, гол.КРС--649свиней--2368. Площадь сельскохозяйственных угодий, га727373895108в т.ч. пашни696273893966

Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод о том, что ООО АПК «Русич» является крупным по размеру предприятием, так как основной показатель, а именно стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах на много отличается от среднеобластных данные. Так, в ООО АПК «Русич» стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах в 2009 году составила 4836,6 тыс. рублей, в то время как на одно хозяйство в среднем по области приходилось 1721 тыс. рублей.

Вторым по значимости показателем является выручка от продаж продукции, размер которой выше средних данных по району на 162448 тыс. рублей. Это свидетельствует о том, что данное хозяйство по объёму производимой и реализуемой продукции занимает лидирующие позиции по сравнению с другими хозяйствами.

Так же не мало важными являются косвенные показатели, которые в сравнении со среднеобластным уровнем отстают от среднеобластных данных по среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 2,17%, по количеству тракторов на 38,71%, по среднесписочной численности работников на 48,65. Однако такие показатели как площадь сельскохозяйственных угодий и площадь пашни выше средних по области показателей соответственно на 44,65%, 86,31%.

Важным моментом экономической характеристики ООО АПК «Русич» является изучение специализации. По К. Марксу специализация представляет собой результат общественного разделения труда. Под этим термином понимают сосредоточение деятельности предприятия на производстве определенного вида продукции или ограниченного количества видов продукции.

Таблица 2 - Структура выручки за реализованную продукцию

Продукция, отрасли200720082009тыс. руб.%к итогутыс. руб.%к итогутыс. руб.%к итогу1. Зерновые3787238,22714629,48155542,72. Сахарная свекла6069061,25840363,29690150,73. Подсолнечник6070,668467,4126836,64. Картофель------5. Овощи------6. Прочая продукция------Итого по растениеводству99169923951911397. Молоко------8. Живая масса крупного рогатого скота------9. Живая масса свиней------10. Прочая продукция------Итого по животноводству------Всего9916910092395100191139100

Проанализировав структуру денежной выручки ООО АПК «Русич» можно сказать, что данное предприятие специализируется на отрасли растениеводства на производстве сахарной свеклы 50,7%, доля сахарной свеклы в структуре денежной выручки несколько снизилась по сравнению с предшествующими годами. Производство зерновых культур в отчетном году возросло и составляет 42,7%. Подсолнечник занимает незначительную часть в денежной выручке и составляет 6,6%.


Таблица 3. Показатели использования составляющих производственного потенциала

Показатели2008 г.2009 г.Отклонения от прошлого годаА. Показатели использования земли 1. Произведено валовой продукции на 100 га сельхозугодий, тыс. руб.88,765,4-23,32. Реализовано продукции на 100 га сельхозугодий, тыс. руб.1589,62890,11300,53. Получено прибыли на 100 га пашни, тыс. руб.42,2508,4466,24. Надоено молока на 100 га сельхозугодий, ц---5. Выращено скота и птици на 100 га сельхозугодий, ц живой массы---в том числе свинины---6. Произведено зерна на 1 га пашни, ц27,520,8-6,7Б. Показатели использования рабочей силы 1. Производительность труда - выход валовой продукции: на 1 среднегодового работника, тыс. руб. 1,14 0,86 -0,28на 1 отработанный чел.-день, руб.4,675,030,362. Заработная плата 1 среднегодового работника работника, руб.173128193710-20582В. Показатели использования основных Средств 1. Фондоотдача, руб0,00210,0014-0,00072. Фондоемкость, руб.476,55674,94198,39Г. Рентабельность производства 1. Рентабельность производства, % А) по предприятию в целом10,3541,5431,19Б) в растениеводстве115,30102,03-13,27В) в животноводстве---

Заключительным этапом экономического анализа ООО АПК «Русич» является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности

Таблица 4 - Показатели финансового состояния ООО АПК «Русич»

ПоказателиНа начало 2009 г.На конец 2009 г.Норматив1. Собственный капитал1361350660х2. Собственный оборотный капитал3238149976х3. Заёмный капитал без кредиторской задолженности7760891239х4. Кредиторская задолженность3847321993х5. Дебиторская задолженность3055095471х6. Коэффициент абсолютной ликвидности0,150,110,2-0,257. Коэффициент промежуточной ликвидности0,661,320,7-18. Коэффициент покрытия общий1,541,631-29. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами0,350,380,1 и более10. Коэффициент маневренности собственного капитала2,380,990,4-0,511. Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств5,701,80Менее 1

Анализ приведенных в таблице 5 показателей позволил выявить удовлетворительную структуру баланса ООО, а также способность предприятия погасить свои платежные обязательства только при помощи денежных средств. Значение коэффициента промежуточной ликвидности свидетельствует, что, мобилизовав не только денежные средства, но дебиторскую задолженность, анализируемое хозяйство способно оплатить на конец 2009 года 132% платежных обязательств. Положительно характеризует деятельность ООО АПК коэффициент покрытия, находящийся в пределах нормы, который означает, что данное предприятие в состоянии рассчитаться по своим обязательствам только мобилизовав все оборотные средства. Об улучшении финансовой устойчивости хозяйства свидетельствует уменьшение коэффициента соотношения привлеченных и собственных средств. Таким образом, в 2009 году в ООО АПК «Русич» отмечается финансовая устойчивость и повышение заемных средств в процессе финансирования текущей деятельности предприятия

2.2 Оценка заемного капитала организации

Цена заемного капитала организации представляет о расходы, выплачиваемые за счет прибавочного продукта, связанные с привлечением и обслуживанием долга, выраженные в процентах к сумме этого капитала.

Оценка стоимости заемного капитала имеет ряд особенностей:

. В качестве базового элемента расходов, связанных с функционированием этого вида капитала, являются расходы по обслуживанию долга - проценты по кредитам, облигационным займам и т.п.;

. Выплаты по обслуживанию долга относятся к прочим ходам, которые снижают размер налогооблагаемой прибыли соответственно, и размер цены земного капитала, на ставку налоговых платежей из прибыли. Поэтому в процессе расчета цены заемного капитала применяется налоговый корректор в виде множителя (1 - Ставка налоговых платежей из прибыли (Cнал));

. В процессе привлечения заемного капитала у предприятия возникают дополнительные расходы, например, по открытию и обслуживанию ссудного счета, оценке и страхованию залога и т.п. Их размер в виде удельной доли относительно величины кредита необходимо учитывать при определении цены этого вида капитала;

. Кредиторская задолженность по своему экономическому содержанию не относится к капиталу, и представляет собой бесплатный источник финансирования. Однако, при нарушении организацией условий договорных отношений и начислении кредитором штрафных санкций, кредиторская задолженность превращается в платный источник, и рассчитывается цена кредиторской задолженности на основе величины расходов, связанных с обслуживанием этого долга - пеней, неустоек, штрафов и т.п.

Таблица 5. Состав и структура капитала ООО «АПК Русич»

ПоказателиНа начало периодаНа конец периодаИзменения за отчетный периодТыс. руб.В% к итогуТыс. руб.В% к итогуТыс. руб.В% к итогуIII. Капитал и резервы:Уставный капитал100.007100.0060-0.001Нераспределенная прибыль1360310.45065030.93704720.5Итого по разделу III12361310.55066030.93704220.4IV. Долгосрочные обязательстваДолгосрочные кредиты и займы5591243.13454921.1-21363-22Итого по разделу IV.5591243.13454921.1-21363-22V. Краткосрочные обязательстваКраткосрочные кредиты и займы2169629.65669034.6349945Кредиторская задолженность3847329.72199313.4-16480-16.3Итого по разделу V.6016946.47868348185141.6Баланс129694100163892100341890

Проанализировав данные таблицы мы видим, что доля собственного капитала на начало периода составляет 10,5% в общей структуре, однако, на конец периода его доля увеличивается до 30,9% с общей структуре. Долгосрочные обязательства на начало периода занимают значительную часть и составляют 43,1%, к концу периода они снижаются до 21,1% от общей структуры капитала. Краткосрочные обязательства на начало периода составили 29,6%, к концу периода произошло увеличение до 34,6% в общей структуре капитала. Кредиторская задолженность на начало периода составила 29,7%, а к концу периода снизилась до 13.4%.

ООО «АПК Русич» активно использует привлечение заемного капитала в форме долгосрочного и краткосрочного банковского кредитования. Это связанно с нехваткой собственного капитала и с сезонностью сельскохозяйственного производства.

Методы расчета цены заемного капитала различаются в зависимости от формы привлечения заемного капитала.

Банковский кредит. Для расчета цены банковского кредита необходима информация:

а) о средней расчетной ставке процента за кредит (РСП), выплачиваемой организацией. Она, как правило, не совпадает с размером процентной ставки, указанной в договоре. Ее определяют путем деления суммы процентов на среднюю величину кредита,

б) о величине налогового корректора (налогового щита): (1 - ставка налоговых платежей из прибыли - Снал),

в) о величине расходов по привлечению кредита, выраженных в относительной доле к сумме кредита (Рприв).

Цена заемного капитала в форме банковского кредита (ЦЗКбанк) определяется следующим образом:

ЦЗКбанк= (1-Снал) хРСП/ 1-Рприв(2)

ЦЗКбанк - цена заемного капитала в форме банковского кредита

Снал - ставка налоговых платежей из прибыли

Рприв - величина расходов по привлечению кредитов

Таблица 6. Расчет цены банковского кредита

ПоказателиЗначения1. Сумма кредита (средняя), тяс. руб.962392. Сумма процентов за кредит, тыс. руб.153803. Расчетная ставка процента, %164. Налоговый корректор0.805. Финансовые издержки по привлечению кредита: 5.1 тыс. руб.963.45.2 в процентах к сумме кредита16. Цена банковского кредита, %12.3

Если предприятие не несет дополнительных затрат по привлечению кредита или они несущественны, то формула используется без знаменателя.

Лизинг. Основным базовым элементом расчета являются расходы по выплате лизинговых платежей. Ставка лизинговых платежей (Слиз) включает две основных составляющих - годовую норму амортизации актива (НА) и остальные расходы лизинговой компании, включая комиссионное вознаграждение.

Цена заемного капитала в форме лизинга (ЦЗКлиз) определяется следующим образом:

ЦЗКлиз = (Слиз-НА) - х (1-Снал)/ 1-Рприв(3)

ЦЗКлиз - цена заемного капитала по форме лизинга

Слиз - ставка лизинговых платежей

НА - годовая норма амортизации актива

Снал - ставка налоговых платежей из прибыли

Рприв - величина расходов по привлечению кредитов

Облигационный заем. Основным базовым элементом расчета цены облигационного займа является ставка купонного процента (СКП), объявляемого при эмиссии облигаций. Так же учитываются расходы по эмиссии облигации (РЭоб).

Цена заемного капитала в форме облигаций (ЦЗКоб) определяется следующим образом:

ЦЗКоб = (1-Снал) хСКП/ 1-РЭоб(4)

ЦЗКоб - цена заемного капитала в форме облигаций

СКП - ставка купонного процента

РЭоб - рсходы по эмиссии облигаций

Товарный кредит. Стоимость товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа (ЦЗКтов), внешне выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком финансовая услуга. Однако, если по условиям контракта предоставляется ценовая скидка (ЦС) при условии оплаты наличными, или в оговоренные более ранние сроки с установлением максимального периода отсрочки (ПО), то это и будет составлять стоимость привлечения товарного кредита:

ЦЗКтов = ЦСх360х (1-Снал)/ПО(5)

ЦЗКтов - цена товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа

ЦС - ценовая скидка

ПО - период отсрочки

Цена этого вида кредита имеет скрытый характер. Ее рассчитывают для сопоставления с ценой банковского кредита, поскольку зачастую бывает выгоднее взять банковский кредит для немедленной оплаты продукции и получения предлагаемой скидки, если его цена окажется ниже цены товарного кредита.

Кредиторская задолженность. С момента начисления средства, входящие в состав кредиторской задолженности, уже не являются собственностью организации, а лишь используются ею до наступления срока погашения обязательств. По своему экономическому содержанию она не относится к капиталу, т.к. не участвует в создании новой стоимости, а возникает в процессе организации расчетов предприятия с поставщиками, подрядчиками, персоналом, налоговыми органами и прочими кредиторами. Кредиторская задолженность является для организации бесплатным источником используемых заемных средств. В случае нарушения своевременности, полноты и других условий платежей кредитором ему начисляются штрафные санкции. Эти расходы являются базовым элементом, формирующим цену этого источника финансирования, и его стоимость рассчитывают по методике, аналогичной расчета стоимости банковского кредита

Цена кредиторской задолженности рассчитывается на основе величины расходов, связанных с обслуживанием кредиторской задолженности - расходов по выплатам пеней, неустоек, штрафов. Определяется так называемая расчетная ставка штрафных санкций (РСШ) как отношение суммы расходов по выплатам пеней, неустоек, штрафов (Рштр) за период к средней сумме кредиторской задолженности (КЗад) за аналогичный период:

РСШ= РШТР/ КЗад х100(6)

РСШ - расчетная ставка штрафных санкций

РШТР - расходы по выплатам пенсии, неустоек, штрафов

КЗад - средняя сумма кредиторской задолженности

Цена кредиторской задолженности (Цкз) рассчитывается следующим образом:

Цкз = РСШ х (1 - Снал)(7)

Цкз - цена кредитной задолженности

Предприятие должно осуществлять эффективное управление своими обязательствами, что связано, прежде всего, с обеспечением своевременности их погашения, недопущением появления дополнительных расходов по обслуживанию просроченного долга.

Заключение

Структура заемного капитала может быть различной в зависимости от принадлежности предприятия, доступности того или иного источника финансирования и т.д. Следует отметить, что в современных условиях трансформируемой экономики на российских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков.

По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку она с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. В противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем, например, в американских корпорациях. Объясняется тем, что в этих двух странах инвестиционные потолки имеют совершенно разную природу - в США основной потолок инвестиций поступает от населения, в Японии - от банков. Поэтому высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.

Предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ООО «АПК Русич»:

по возможности максимально использовать долгосрочные кредиты вместо краткосрочных как более дешевые;

увеличение в разумных пределах доли кредиторской задолженности;

анализ эффективности использования каждого вида заемного капитала в целях возможной корректировки структуры в будущем.

Таким образом, финансирование - это «пульсирующий» процесс, потребность в средствах для действительно эффективного использования определяется сложным взаимодействием стратегических и тактических целей предприятия, состоянием всех видов рынков, просто стечением самых разных обстоятельств, и далеко не всегда соответствует теоретически рассчитанным цифрам. В оперативном управлении предприятием важно не превращать структуру заемных средств в догму, но необходимо стремиться к максимально рациональному соотношению за достаточно длительный период, например год.

Условия долгового финансирования изменяются во времени, соответственно изменяются и предпочтения предприятий в выборе тех или иных источниках внешнего финансирования. Важно не упустить момента перелома ситуации, ибо «переворачивание» долгосрочных тенденций на рынке финансовых ресурсов может подвести предприятие к смене своих стратегических приоритетах и коренному пересмотру структуры источников средств.

Список использованной литературы

. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности» от 22.07.03 г. №67.

. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. В.И. Стражева. Мн.: Вышэйш. шк., 2003.

. Анализ экономики / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 2004.

. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.

. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2005.

. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2006.

. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / А.Н. Гаврилова. - 4-е изд., исправл. и доп. - М.: Кнорус, 2007. - 129 с.

. Карасева И.М. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / И.М. Карасева, М.А. Ревякина. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2007. - 38 с.

. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. // М.: Финансы и статистика, 2006.

. Попова Р.Г. Финансы предприятий: Завтра экзамен / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И.И. Добросердова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 160 с.

Похожие работы на - Заемный капитал организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!