Особенности налогообложения. Виды налогов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности налогообложения. Виды налогов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Институт менеджмента и информационных технологий

"Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" в г. Череповце (ИМИТ "СПбГПУ")

Кафедра финансов





Контрольная работа

Дисциплина: "Налоги и налогообложение"



Выполнил студент Китов Андрей Валерьевич

Руководитель Баскакова Людмила Николаевна





г. Череповец

Содержание

1. Классификация налогов

2. Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы, вычеты и установленные законом ставки акцизов

3. Формы проведения налогового контроля

4. Можно ли взыскать штрафные санкции в бесспорном порядке

5. Как изменяются ставки страховых взносов во внебюджетные фонды в зависимости от категории налогоплательщика?

6. Каким путем рассчитывается размер вмененного дохода за квартал?

7. Следует ли включать в налоговую базу по НДС авансовые платежи?

8. Задача

Литература

1. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

§императивно-обязательный характер;

§индивидуальная безвозмездность;

§денежная форма;

§публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

§объект (доход, имущество, товар);

§налоговая база;

§величина налоговой ставки (квота);

§налоговый период (месяц, квартал, год);

§порядок исчисления;

§порядок и сроки уплаты налога.

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

. По способу изъятия различают два вида налогов:

§прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

§косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

§пропорциональные - это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

§прогрессивные - это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

§дегрессивные или регрессивные - это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

§твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

§общие налоги - средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

§маркированные (специальные) налоги - имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

§налоги, взимаемые с физических лиц;

§налоги, взимаемые с юридических лиц;

§смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

§имущественные налоги;

§ресурсные налоги (рентные платежи);

§налоги, взимаемые от выручки или дохода;

§налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

§налоги, относимые на индивидуальный доход;

§налоги, относимые на издержки производства и обращения;

§налоги, относимые на финансовые результаты;

§налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

§собственные (закрепленные) налоги;

§регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

§периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;

§срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

. По принадлежности к уровню правления:

§федеральные;

§региональные;

§местные.

Существуют три способа взимания налогов:

. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

. По декларации (подача деклараций по налогам).

2. Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы, вычеты и установленные законом ставки акцизов

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 "Объекты налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Налоговая база (налогооблагаемая база) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, количественное выражение объекта налога. Налогооблагаемая база (база налога) выступает основой для исчисления суммы налога. При расчете суммы налога (налогового оклада) Налогооблагаемая база - это всегда умножаемое, т.е. то, к чему применяется ставка налога. Налогооблагаемая база определяется следующим образом:

Налогооблагаемая база = единица * число налогообложения единиц

Налоговые вычеты.

. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья.

В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.

. При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве.

. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.

. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина.

. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при совершении с прямогонным бензином операций.

. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе.

Определение ставки акциза.

Таблица 1 - Ставки акцизов на 2011 г., 2012 г., 2013 г.

Виды подакцизных товаровНалоговая ставка (в процентах или рублях за единицу измерения) 201120122013Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец безводного спирта этилового из всех видов сырья), а также спирт коньячныйс 1 августа 2011 г.34 руб. за 1 литр безводного этилового спирта37 руб. 40 руб. Спиртосодержащая продукция в металлической аэрозольной упаковке: 1) парфюмерно-косметическая продукция 2) продукция бытовой химии0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах0 руб. 0 руб. Спиртосодержащая продукция (за исключением в металлической аэрозольной упаковке парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии) 190 руб. за 1 литр безводного этилового спирта230 руб. 245 руб. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового) 190 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах230 руб. 245 руб. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового) 231 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах245 руб. 280 руб. Вина натуральные (кроме шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта5 руб.00 коп. за 1 литр6 руб. 7 руб. Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие18 руб.00 коп. за 1литр22 руб. 24 руб. Пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно0 руб.00 коп. за 1 литр0 руб. 0 руб. Пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно10 руб.00 коп. за 1 литрПиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6%17 руб.00 коп. за 1 литр12 руб. 13 руб. Табачная продукция: Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции510 руб.00 коп. за 1 кг21 руб. 23 руб. Сигары30 руб. за 1 штуку610 руб. 650 руб. Сигариллы (сигариты), биди, кретек435 руб.00 коп. за 1 000 штук36 руб. 39 руб. Сигареты с фильтром280 руб. за 1000 штук + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 360 руб. за 1 000 штук360 руб. + 7,5% > 460460 руб. + 8% > 590Сигареты без фильтра, папиросы250 руб. за 1 000 штук + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 310 руб. за 1 000 штук360 руб. + 7,5% > 460460 руб. + 8% > 590Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно0 руб.00 коп. за 0,75 кВт (1 л. с.) 0 руб. 0 руб. Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно27 руб.00 коп. за 0,75 кВт (1 л. с.) 29 руб. 31 руб. Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 260 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) 285 руб. 302 руб. Автомобильный бензин не соответствующий классу 3,4,55 995 руб. за 1 тонну7 7259 511класса 35 672 руб. за 1 тонну7 3829 151класса 4 и класса 55 143 руб. за 1 тонну6 8228 560Дизельное топливо не соответствующий классу 3,4,52 753 руб. за 1 тонну4 0985 500класса 32 485 руб. за 1 тонну3 8145 199класса 4 и класса 52 247 руб. за 1 тонну3 5624 934Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей4 681 руб.00 коп. за 1 тонну6 0727 509Прямогонный бензин6 089 руб.00 коп. за 1 тонну7 8249 617

Сумма акциза определяется налогоплательщиком по формулам:

а) по продукции, на которую установлены специфические ставки акцизов:

С1 = О * А, (1)

где:

С1 - сумма акциза;

О - объект обложения в натуральном выражении;

А - ставка акциза (в руб. и коп.).

В случае использования для производства подакцизного товара приобретенного подакцизного сырья расчет производится по формуле:

С2 = С1 - З, (2)

где:

С2 - сумма акциза по подакцизному товару, на производство которого использовано приобретенное подакцизное сырье;

З - сумма акциза, уплаченная при приобретении использованного (списанного на себестоимость производства подакцизного товара) сырья, подлежащая зачету;

б) по продукции, на которую установлены адвалорные ставки акцизов:

С3 = О * А / 100%, (3)

где:

С3 - сумма акциза;

О - объект обложения в стоимостном выражении;

А - ставка акциза (в процентах).

В случае использования для производства подакцизного товара приобретенного подакцизного сырья расчет производится по формуле:

С4 = С3 - З, (4)

где:

С4 - сумма акциза по подакцизному товару, на производство которого использовано приобретенное подакцизное сырье;

З - сумма акциза, уплаченная при приобретении использованного (списанного на себестоимость производства подакцизного товара) сырья, подлежащая зачету;

в) с суммы денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, со стоимости опциона, а также в случаях исчисления акциза от рыночной цены сумма акциза определяется по формуле:

С = Н * А / (100% + А), (5)

где:

С - сумма акциза;

Н - рыночная цена с учетом акциза (без учета НДС и налога с продаж), или сумма полученных денежных средств, или стоимость опциона;

А - ставка акциза (в процентах).

3. Формы проведения налогового контроля

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст.82 НК РФ):

§налоговые проверки;

§получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

§проверки данных учета и отчетности;

§осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

§другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля - стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается "стандартизация" аудиторской деятельности. На наш взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного применения норм налогового законодательства.

Согласно ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст.87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

) камеральные налоговые проверки;

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Согласно ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

4. Можно ли взыскать штрафные санкции в бесспорном порядке

Порядок бесспорного взыскания налога, пеней и штрафов, предусмотренный ранее ст.46 НК РФ только для организаций, теперь распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Ранее в соответствии со ст.47 НК РФ налоговые органы для взыскания с предпринимателей налога, пеней, а также штрафных санкций обязаны были обращаться в суд.

Теперь обязательный судебный порядок для взыскания налога, пеней и штрафов установлен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Обращаем внимание: недоимка и пени взыскиваются налоговыми органами с налогоплательщиков (организаций и предпринимателей) в бесспорном порядке независимо от суммы.

Срок уплаты каждого налога установлен соответствующими нормами Налогового кодекса РФ.

Если налог не уплачен в установленный Налоговым кодексом РФ срок, налоговые органы в соответствии с главой 10 НК РФ направляют налогоплательщику требование об уплате налога.

Сроки направления требования:

требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, т.е. по результатам камеральной проверки;

требование по результатам выездной налоговой проверки должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В требовании, помимо сведений, установленных п.4 ст.69 НК РФ, должен быть указан срок исполнения требования.

Если налогоплательщик не исполняет требование об уплате налога в указанный срок, налоговый орган принимает решение о взыскании налога.

"Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог" (п.4 ст.69 НК РФ).

Решение должно быть принято в срок, не превышающий 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, и доведено до сведения налогоплательщика в пятидневный срок.

Если налоговым органом будет нарушен срок принятия решения, оно считается недействительным и исполнению не подлежит, т.е. налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога. Чтобы взыскать налог, налоговому органу придется обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании налога.

Срок обращения налогового органа в арбитражный суд Налоговым кодексом РФ не установлен.

Вместе с тем согласно разъяснению, содержащемуся в п.12 постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", заявление о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев с момента, с которого налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки во внесудебном порядке.

Для обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик должен подать туда жалобу. Форма жалобы налоговым законодательством не установлена, поэтому подается она в произвольной форме.

Единственное требование, предъявляемое при подаче жалобы: одновременно с подачей жалобы направить копию жалобы в налоговый орган, вынесший решение. Сделать это следует в интересах налогоплательщика, поскольку таким образом налоговый орган, вынесший решение, получает информацию о поданной жалобе и приостанавливает решение о взыскании штрафа. Далее приведем пример оформления жалобы.

В соответствии с п.2 ст.139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В данной ситуации под датой, с которой начинается исчисление трехмесячного срока, понимается дата, когда налогоплательщику стало известно о принятом решении о взыскании налоговой санкции.

Срок обжалования решения в арбитражный суд также составляет три месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесенном решении (п.4 ст. 198 АПК РФ).

А в том случае, если налогоплательщик первоначально обжаловал решение о взыскании налоговой санкции в вышестоящий орган и получил отказ, а затем производит обжалование в судебном порядке, срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом.

Но нужно иметь в виду, что хотя максимальный срок для обжалования - три месяца, все действия по обжалованию решения надо постараться успеть совершить до истечения срока, установленного в требовании об уплате штрафа.

В том случае, если штраф взыскан, а затем вышестоящим налоговым органом решение о взыскании штрафа будет отменено, вернуть взысканную сумму будет весьма сложно. Причина в том, что в настоящее время порядок возврата уже взысканных штрафов Налоговым кодексом РФ не установлен.

5. Как изменяются ставки страховых взносов во внебюджетные фонды в зависимости от категории налогоплательщика?

1. Для всех страхователей (за исключением указанных ниже):

Таблица 2 - Ставки страховых взносов в фонды в 2013 году

База для начисления страховых взносовТариф страхового взносаПенсионный фонд Российской ФедерацииФонд социального страхования Российской ФедерацииФедеральный фонд обязательного медицинского страхованияВ пределах 568 000 рублей22,0 процента2,9 процента5,1 процентаСвыше 568 000 рублей10,0 процента0,0 процента0,0 процента

. Для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", со дня получения ими статуса участника проекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Таблица 3

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации14,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации0,0 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования0,0 процента

. Пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей:

§сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

§организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

§плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений;

§общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

§учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Таблица 4

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации21,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации2,4 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования3,7 процента

. Пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей:

§хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

§организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер;

§для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Таблица 5

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации8,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации2,0 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования4,0 процента

. Для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

§деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

§издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Таблица 6

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации21,6 процентаФонд социального страхования Российской Федерации2,9 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования3,5 процента

. Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений:

Таблица 7

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации0,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации0,0 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования0,0 процента

. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются:

Таблица 8

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации20,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации0,0 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования0,0 процента

. Пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей:

§аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;

§некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);

§благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения;


Таблица 9

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации20,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации0,0 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования0,0 процента

. Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности:

Таблица 10

НаименованиеТарифПенсионный фонд Российской Федерации22,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации2,9 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования5,1 процента

Таблица 11 - Тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам

Фиксированный размер страхового взносаФедеральный фонд обязательного медицинского страхованияМРОТ x Тариф x 125,1 процента

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 568 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 568 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.09 N 212-ФЗ.

6. Каким путем рассчитывается размер вмененного дохода за квартал?

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) имеет принудительный ("вмененный") характер. На ЕНВД переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Соответственно, обязанность по применению ЕНВД Вам вменяется только в случае осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД. Перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на ЕНВД, отражен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня, вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом, нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т.е. выборочно). Статья 346.26 Налогового кодекса также устанавливает не позволяющие применять "вмененку" ограничения. Например, ЕНВД не применяется, если Вы осуществляете деятельность в рамках договора простого товарищества или являетесь крупнейшим налогоплательщиком или налогоплательщиком, у которого среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год или по итогам налогового периода превышает 100 человек. Кроме того, не могут применять ЕНВД организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Совмещая несколько режимов налогообложения, Вы должны вести раздельный учет по видам деятельности, регулируемым действием данной системы налогообложения и другими системами налогообложения (пункт 7 статьи 346.26 Налогового кодекса).

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 статьи 346.26 Налогового кодекса. Со дня вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 162-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который выдается в момент оплаты товара.

Перечень налогов, которые позволяет не уплачивать система ЕНВД, установлен пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса. Он такой же, как и при использовании специальных налоговых режимов - УСНО и ЕСХН.

Если Вы осуществляете виды деятельности, подлежащие переводу на ЕНВД, Вы помимо "обычной" постановки на учет в налоговом органе, дополнительно обязаны встать в налоговом органе по месту осуществления деятельности на учет в качестве налогоплательщика - ЕНВД, представив в этот налоговый орган отдельное заявление. При осуществлении таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозную или разносную розничную торговлю, размещение рекламы на транспортных средствах, отдельное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), (пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса).

В случае прекращения осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД, в налоговый орган так же подается заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Заявление подается в течение пяти дней с момента начала (окончания) осуществления вида деятельности, подлежащего переводу на ЕНВД.

ЕНВД уплачивается Вами в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Объектом налогообложения при применении ЕНВД является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика (статья 346.29 Налогового кодекса). Что такое вмененный доход? Это потенциально возможный доход, налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на его получение (статья 346.27 Налогового кодекса).

Рассчитать вмененный доход можно следующим образом:

Базовая доходность по определенному виду деятельности с учетом коэффициентов К1 и К2 умножается на физический показатель по определенному виду деятельности.

Рассмотрим подробнее элементы вышеуказанной системы налогообложения.

Базовая доходность. Это Ваш условный доход в рублях за месяц на единицу физического показателя. Размер базовой доходности установлен Налоговым кодексом (статья 346.29) для каждого вида предпринимательской деятельности, к которой применяется ЕНВД и не зависит от фактического размера получаемого дохода или прибыли.

Физический показатель. Для каждого вида деятельности используется "свой" физический показатель (пункт 3 статьи 346.29 Налогового кодекса). Это может быть, например, количество работников (при оказании бытовых услуг), общая площадь стоянки (при оказании услуг по хранению автотранспортных средств), площадь торгового зала (при розничной торговле), количество посадочных мест (при оказании услуг по перевозке пассажиров) и т.п. Размер физического показателя определяется его фактическим значением, имеющим документальное подтверждение (например, фактическая площадь торгового зала или фактическое количество работников и т.п.). Поскольку ЕНВД исчисляется и уплачивается ежеквартально, а в течение квартала возможно изменение физических показателей (например, увеличение численности или сокращение площади), то при расчете ЕНВД используется физический показатель за каждый месяц квартала отдельно.

Корректирующие базовую доходность коэффициенты К1 и К2:

§К1 - коэффициент-дефлятор. Коэффициент, корректирующий условный (вмененный) доход на размер инфляции;

§К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассчитать налог можно путем умножения вмененного дохода на ставку ЕНВД, равную 15%. Налоговым периодом по ЕНВД установлен квартал (статья 346.30 Налогового кодекса).

Порядок расчета единого налога на вмененный доход.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода. Рассчитывают ее, исходя из установленных пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ значений базовой доходности и физического показателя, а также значений корректирующих коэффициентов К1 и К2.

При расчете налоговой базы используется следующая формула:

ВД = (БД х (N1 + N2 + N3) х К1 х К2), (6)

где ВД - величина вмененного дохода;

БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности;, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода;

К1, К2, - корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Если в течение квартала величина физического показателя меняется, плательщик ЕНВД учитывает это изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Определив размер вмененного дохода, организация (предприниматель) умножает его на ставку единого налога. Она равна 15 процентам (ст.346.31 Налогового кодекса РФ).

ЕН = ВД х 15%,

где ВД - вмененный доход за налоговый период;

ЕН - сумма единого налога.

Рассмотрим, что представляют собой базовая доходность, физические показатели, а также корректирующие коэффициенты базовой доходности для расчета единого налога на вмененный доход.

Для каждого вида предпринимательской деятельности, переводимой на ЕНВД, действует своя величина базовой доходности. Установлены они в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ. Базовая доходность является постоянной величиной, то есть ее не могут изменять на уровне муниципалитетов. Здесь важно помнить, что отныне не играет роли тот факт, что какой-то период налогоплательщик не осуществлял деятельность.

Физические показатели, которые характеризуют определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность приведены в таблице 12.

Таблица 12 - Физические показатели и базовая доходность по видам предпринимательской деятельности

Виды предпринимательской деятельностиФизические показателиБазовая доходность в месяц (рублей) Оказание бытовых услугКоличество работников, включая индивидуального предпринимателя7500Оказание ветеринарных услугКоличество работников, включая индивидуального предпринимателя7500Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средствКоличество работников, включая индивидуального предпринимателя12 000Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянкахПлощадь стоянки (в квадратных метрах) 50Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузовКоличество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов6000Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажировПосадочное место1500Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залыПлощадь торгового зала (в квадратных метрах) 1800Розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метровТорговое место9000Розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метровПлощадь торгового места в квадратных метрах1800Разносная (развозная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) Количество работников, включая индивидуального предпринимателя4500Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителейПлощадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) 1000Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителейКоличество работников, включая индивидуального предпринимателя4500Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображенияПлощадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения (в квадратных метрах) 3000Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображенияПлощадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах) 4000Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных таблоПлощадь информационного поля электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах) 5000Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах - роспусках, речных судахКоличество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, автомобилей легковых и грузовых прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы10 000Оказание услуг по временному размещению и проживаниюПлощадь спального помещения (в квадратных метрах) 1000Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания не превышает 5 квадратных метровКоличество торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование другим хозяйствующим субъектам6000Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания превышает 5 квадратных метровПлощадь торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование другим хозяйствующим субъектам (в квадратных метрах) 1200Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков площадью, не превышающей 10 квадратных метров, для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговойКоличество земельных участков, переданных во временное владение и (или) в пользование5000Сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков площадью, превышающей 10 квадратных метров, для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителейПлощадь земельных участков, переданных во временное владение и (или) в пользование (в квадратных метрах) 1000

Количество работников - физический показатель определяется как количество всех сотрудников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст.346.27 Налогового кодекса РФ). Сложности при расчете среднесписочной численности могут возникнуть, если налогоплательщик осуществляет деятельность, облагаемую и не облагаемую ЕНВД.

7. Следует ли включать в налоговую базу по НДС авансовые платежи?

Как указывается в Письме МНС России от 19 июня 2003 г. №ВГ-6-03/672, для целей исчисления налога на добавленную стоимость авансовыми и иными платежами (предварительной оплатой), полученными в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, поступившие к налогоплательщикам от покупателей товаров (работ, услуг) до момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

На основании Письма Минфина России от 24 сентября 2004 г. N 03-04-08/73 таким моментом должна считаться дата отметки регионального таможенного органа на грузовой таможенной декларации "Выпуск разрешен".

Таким образом, средства, поступившие к экспортеру после отгрузки товаров на экспорт, но до представления им полного пакета документов в соответствии со ст.165 НК РФ, в налоговую базу по НДС в качестве авансов включаться не должны. Эти суммы в налоговой декларации по НДС не отражаются до того момента, пока предприятие не соберет полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.

Рассмотрим ситуацию, когда аванс поступил от покупателя до момента отгрузки, но в том же налоговом периоде, в котором произведена отгрузка.

Исходя из положений пп.1 п.1 ст.162 НК РФ налоговую базу увеличивают авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В данном случае аванс получен до отгрузки, то есть вроде бы в счет предстоящей поставки. Однако для налоговых целей в рассматриваемой ситуации нельзя считать, что средства получены в счет предстоящей поставки, так как согласно п.4 ст.166 НК РФ сумма НДС исчисляется применительно ко всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду. Аванс и поставка приходятся на один налоговый период, следовательно, в последующих налоговых периодах поставки под полученный аванс не будет, а следовательно, нельзя говорить и о предстоящей поставке в том смысле, который заложен в пп.1 п.1 ст.162 НК РФ, в том числе и в случае, если поставка производится на экспорт.

Данная позиция поддерживается и арбитражными судами. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22 сентября 2004 г. по делу N Ф04-6802/2004 (А46-4924-31) указал, что денежные суммы, полученные плательщиком НДС до отгрузки товаров, когда предоплата и поставка товаров на экспорт произошли в одном налоговом периоде, не могут рассматриваться в качестве авансовых платежей и, следовательно, не должны увеличивать налоговую базу в порядке, предусмотренном ст.162 НК РФ. Указанная выручка подлежит включению в налоговую базу в налоговом периоде, определяемом в соответствии с п.9 ст.167 НК РФ.

Аналогичную позицию заняли ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23 апреля 2004 г. по делу N А79-6120/2003-СК1-5851, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 апреля 2004 г. по делу N А19-9875/03-43-Ф02-1211/04-С1, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 8 января 2004 г. по делу N А 55-4336/03-37, ФАС Уральского округа в Постановлении от 30 сентября 2004 г. по делу N Ф09-4029/04-АК, Постановление ФАС СЗО от 21 февраля 2005 года по делу N Ф04-451/2005 (8481-А27-6).

Таким образом, НДС с платежа поступившего до отгрузки, но в том же налоговом периоде, уплачивать не надо.

Схемы, позволяющие избежать уплаты НДС с авансового платежа и их последствия.

Вариант №1 ("Задаток").

Аванс, полученный фирмой в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), облагается НДС. После реализации товара налог, уплаченный с аванса, можно будет принять к вычету. Налогоплательщики пытаются всячески избежать уплаты НДС с авансов. Например, оформляют полученные деньги как задаток. Прибегать к такому способу очень рискованно. Налоговики скорее всего сочтут полученные от покупателя деньги, если не авансом, то". иным платежом, полученным в счет предстоящих поставок." (пп.1 п.1 ст.162 НК РФ). А это значит, что они потребуют заплатить НДС с полученной суммы (задатка), так же как с аванса. Доказывать, что полученные от покупателя деньги не являются авансовым платежом скорее всего через арбитражный суд.

Следует также отметить, что для реализации данной схемы соглашение о задатке должно заключаться ранее основного договора.

Задаток как способ обеспечения обязательств выполняет одновременно три функции: удостоверяющую факт заключения договора, обеспечительную и платежную.

При этом обеспечительная функция задатка состоит в том, что он имеет целью предотвратить неисполнение сторонами договора, влекущего для них неблагоприятные последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 381 ГК РФ.

Поскольку в силу статей 380 - 381 ГК РФ задаток обеспечивает исполнение договора полностью и не применяется при ненадлежащем его исполнении, то с момента начала исполнения продавцом основного обязательства обеспечительная функция задатка прекращается.

Таким образом, заключение сторонами соглашений о задатке после начала исполнения контракта противоречит общим правилам о задатке, установленным названными статьями ГК РФ.

Следовательно, с этого момента суммы, определенные сторонами по контракту в качестве задатка, могут рассматриваться только как суммы, внесенные покупателем в счет причитающихся с него платежей и, соответственно, должны включаться в выручку от реализации в период их поступления продавцу.

В качестве примера из судебной практики не в пользу налогоплательщика можно привести Постановление ФАС СЗО от 27 октября 2004 года Дело N А05-2537/04-18.

Вариант №2 ("Расчеты векселем" или "Займ").

Данная схема основана на зачете взаимных требований. Продавец продает покупателю свой вексель, при этом деньги, полученные от покупателя в оплату векселя, не будут считаться авансом и соответственно не облагаются НДС.

После отгрузки товара покупатель предъявляет вексель к погашению. У продавца возникает:

дебиторская задолженность покупателя по отгруженным и неоплаченным товарам;

кредиторская задолженность перед покупателем по выданному ему векселю.

Следовательно стороны вправе оформить соглашение о зачете взаимных требований и погасить задолженности зачетом.

Для того, чтобы минимизировать налоговые риски рекомендуется сделку по продаже векселя проводить до заключения основного договора поставки, кроме того номинал векселя не должен совпадать с суммой предоплаты по основному договору. Желательно, чтобы все таки небольшая часть предоплаты прошла классическим путем и с нее, как с аванса, был уплачен НДС. В договоре купли-продажи векселя не должно быть никаких ссылок на договор поставки. Естественно, что систематически использовать такую схему нельзя, она пригодна скорее для крупных сделок, с большими авансовыми платежами и длительным периодом между отгрузкой и поступлением предоплаты (аванса).

Обратите внимание, что и в такой ситуации налоговики могут квалифицировать деньги, получаемые по договору займа (или в счет оплаты векселя), как аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг).

Однако изменить квалификацию сделки, а следовательно, и привлечь фирму к ответственности за неуплату НДС можно лишь через суд (п.1 ст.45 НК РФ).

8. Задача

В январе 2011 г. предприятием приобретен объект основных средств, стоимостью 50000 руб. (без учета НДС), который в соответствии с классификацией относится к 3 амортизационной группе. Срок полезного использования установлен организацией в 5 лет (60 месяцев.)

Организацией закреплен в учетной политике в целях налогообложения прибыли нелинейный метод начисления амортизации.

Рассчитайте сумму ежемесячных амортизационных отчислений в целях исчисления налога на прибыль по данному объекту основных средств.

Решение:

Пунктом 5 статьи 259 НК РФ определено, что при применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

) Остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

) Сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Нормы амортизации определяются согласно п.5 статьи 259.2 НК.

Таблица 13 - Нормы амортизации согласно п.5 статьи 259.2 НК

Амортизационная группаНорма амортизации (месячная), %Первая 14,3Вторая8,8Третья 5,6Четвертая 3,8Пятая 2,7Шестая1,8Седьмая1,3Восьмая1,0Девятая 0,8Десятая0,7

Ежемесячная норма амортизации для данного объекта основных средств, исчисленная исходя из срока полезного использования объекта составит 5,6%.

Таблица 14 - Расчет амортизационных отчислений

ПериодРасчет суммы амортизации, рублейОстаточная стоимость на начало следующего месяца, рублей2011Январь2800,0047200,00Февраль2643, 2044556,80Март2495,1842061,62Апрель2355,4539706,17Май2223,5537482,62Июнь2099,0335383,60Июль1981,4833402,11Август1870,5231531,60Сентябрь1765,7729765,83Октябрь1666,8928098,94Ноябрь1573,5426525,40Декабрь1485,4225039,982012Январь1402,2423637,74Февраль1323,7122314,03Март1249,5921064,44Апрель1179,6119884,83Май1113,5518771,28Июнь1051, 1917720,09Июль992,3216727,76Август936,7515791,01Сентябрь884,3014906,71Октябрь834,7814071,94Ноябрь788,0313283,91Декабрь743,9012540,012013Январь702,2411837,77Февраль662,9211174,85Март625,7910549,06Апрель590,759958,31

Из приведенного расчета видно, что с каждым месяцем сумма начисленной амортизации уменьшается.

В апреле 2013 года остаточная стоимость основного средства составит 20% его первоначальной стоимости (50 000 рублей * 20% = 10 000 рублей). С момента начисления амортизации прошло 28 месяца. Оставшийся срок полезного использования объекта 32 месяца.

Стоимость объекта основных средств на 1 мая 2013 года составила 9958,31 рублей.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений до конца срока эксплуатации объекта составит: 9958,31/32= 311,19 рублей.

Литература

1. "Налоги и налогообложение: теория и практика". Под ред.В.Г. Панскова - М.: ИД Юрайт, 2013 г. - 747с.

Похожие работы на - Особенности налогообложения. Виды налогов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!