Особенности налогообложения предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности налогообложения предприятий

Введение

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.

Следовательно, налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Желание каждой фирмы - платить как можно меньше налогов. Ведь чем меньше денег компания будет отдавать в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении

Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные документы, а также используя лазейки в законодательстве.

В условиях рыночной экономики налоговая политика хозяйствующих субъектов становится одним из важнейших элементом деятельности предприятий. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов, путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности и снижения налогового бремени.

Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение.

Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время.

Целью рассмотрения курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.

налогообложение юридический правонарушение

1.Налогообложение организаций (предприятий)

.1 Сущность, виды и функции налогов

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Регулирующая функция состоит в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства.

Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Виды налогов

. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог с прибыли предприятий, имущественный налог и др.).

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию (акцизы, таможенные пошлины).

. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.

. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы на нефть, природный газ и др.

К региональным налогам относятся налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательством, другие сборы.

. В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают:

Твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода;

Пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода;

Прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода;

Регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

В России наряду с федеральными налогами существуют налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, а также местные налоги.

Рентный налог на экспорт

Плательщиком рентного налога на экспорт являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат, уголь, за исключением недропользователей.

Объектом обложения рентным налогом является объем сырой нефти, газового конденсата, угля, реализуемый на экспорт.

Земельный налог

Плательщиком земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, на праве постоянного землепользования и на праве первичного безвозмездного временного землепользования, кроме плательщиков единого земельного налога, религиозных объединений и прочих.

Транспортный налог

Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности. Юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

1.2 Основные налоги, взимаемые с предприятия

Налог на добавленную стоимость (НДС). Этот вид налога представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на предприятии. Следует отметить, что добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных предприятием товаров, работ услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, одним из важных факторов в процессе формирования и соответствующим образом влияет на структуру потребления.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе исчисления и уплаты НДС, осуществляется на основе гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (части второй), которая полностью посвящена этому налогу. В соответствии с указанной главой налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Следует отметить, что в данном случае под организациями понимаются любые юридические лица всех форм собственности, осуществляющие операции, являющиеся объектом налогообложения.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в соответствии с гражданским законодательством РФ в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС только при осуществлении ими операций, подлежащих налогообложению.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг); передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию России.

Налоговая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. В налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученные им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий налоговой базой является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг). Если предприятия осуществляют посреднические услуги на основе договоров комиссии, договоров поручения или агентских договоров, то налоговой базой является сумма дохода, полученная ими в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров. По товарам, ввозимым на территорию России, в налогооблагаемую базу включается таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам - и сумма акциза.

Акциз - вид косвенного налога, который взимается в виде надбавки к цене товара и оплачивается его конечным потребителем. В отличие от других налогов размеры акциза, как правило, не связаны со стоимостью товара, затратами на его производство, а устанавливаются в основном в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета. Обычно акциз устанавливается на особого рода товары массового спроса: винно-водочные и табачные изделия, деликатесную продукцию, автомобили и др.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах: 0,10 и 20 %.

По налоговой ставке 0 % налогообложение производится при реализации:

. товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации (за исключением нефти, газового конденсата и природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ);

. работ, услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров, а также работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;

. услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

. работ (услуг), выполняемых (оказываемых), непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам;

. товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Ставка О % по указанным товарам (работам, услугам) применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

По налоговой ставке 10 % налогообложение производится при реализации ряда продовольственных товаров (за исключением подакцизных) таких, как: молоко, молокопродукты, мясо и мясопродукты, масло растительное, хлеб и хлебобулочные изделия, соль, сахар, овощи ц др. По этой же ставке производится налогообложение при реализации некоторых товаров для детей таких, как швейные изделия (за исключением изделий из натурального меха и натуральной кожи), обувь (за исключением спортивной), школьные тетради, игрушки, альбомы для рисования и др. Полный перечень товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10 %, приводится в гл. 21 Налогового кодекса РФ.

По ставке 20 % производится налогообложение остальных товаров, работ и услуг.

Порядок исчисления НДС. Реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС, а в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги),сумма налога указывается отдельной строкой. Налоги на приобретаемое сырье, материалы, топливо, запчасти, основные средства и нематериальные активы для производственных целей на издержки производства и обращения не относятся.

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Для контроля за правильностью расчета сумм НДС, подлежащих внесению в бюджет, налогоплательщики обязаны применять счета фактуры, в которых фиксируются все операции по отпуску покупателям товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Счета фактуры должны оформляться поставщиком независимо от того, облагается данная сделка налогом или нет. Налогоплательщик обязан также вести: журнал учета выдаваемых покупателям счетов фактур; журнал учета получаемых от поставщиков счетов фактур; книгу продаж; книгу покупок.

Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20го числа следующего месяца. Налогоплательщики, у которых в течение квартала ежемесячные суммы выручки от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превышают 1 млн. руб., могут уплачивать налог один раз в квартал, но в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Налог на имущество предприятий. Этот налог является прямым и входит в группу налогов, относимых на финансовые результаты предприятия. В эту группу наряду с налогом на имущество входят также налог на рекламу и ряд местных налогов и сборов.

Основными нормативными документами, определяющими состав плательщиков, налоговую базу и налоговый период, порядок и сроки начисления и уплаты налога на имущество, служат:

Объектами налогообложения являются: основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Налоговым периодом является первый квартал отчетного года, первое полугодие, девять месяцев, год. Если предприятие учреждено не с начала года, то налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретного срока учреждения предприятия.

Налогооблагаемой базой служит среднегодовая стоимость имущества, которая определяется как сумма половины стоимости облагаемого налогом имущества на первое число отчетного периода и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также стоимости этого имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода, деленная на 4.

В соответствии с ФЗ «О налоге на имущество предприятий» предельный размер ставки по налогу имущества не может превышать 2 %. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, которые определяются в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливают законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Балансовая стоимость объекта - стоимость, отраженная в бухгалтерском балансе предприятия на конкретную дату.

Расчет налога производится на основе среднегодовой стоимости имущества за соответствующий налогооблагаемый период и ставки налога.

Сумма налога исчисляется предприятиями ежеквартально нарастающим итогом с начала года с учетом стоимости имущества, освобождаемого от налога в соответствии с предоставленными льготами.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

Налог с продаж. Этот налог является косвенным и устанавливается на региональном уровне. Основным нормативным документом, определяющим объект обложения, предельный размер ставки и порядок зачисления сумм налога в бюджет регионального и местного уровней служит гл. 27 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Ставка налога с продаж устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере до 5 %. Сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Налоговым периодом является календарный месяц.

Единому социальному налогу посвящена гл. 24 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками единого социального налога признаются:

. лица, производящие выплаты физическим лицам - организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

. индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким из перечисленных выше категорий налогоплательщиков, то он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, уменьшенные на сумму расходов по осуществлению этой деятельности.

Все перечисленные выше выплаты не признаются объектами налогообложения, если они производятся за счет так называемой чистой прибыли. В состав чистой прибыли входят средства, остающиеся в распоряжении предприятия (организации) после уплаты налога на прибыль (доходы) предприятий (организаций), или средства, остающиеся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

При определении налоговой базы для налогоплательщиков - организаций учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные ими за налоговый период в пользу физических лиц.

Порядок и сроки начисления и уплаты налога налогоплательщиками работодателями. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ (оплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.п.).

По итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения денежных средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налоговую декларацию по единому социальному налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль организаций является прямым налогом, занимает ведущее место в действующей налоговой системе и входит в состав доходов бюджетов всех уровней.

Основным нормативным документом, определяющим состав налогоплательщиков и элементы налогообложения, является гл. 25 Налогового кодекса РФ, которая называется «Налог на прибыль организаций».

Налогоплательщиками признаются:

. российские организации;

. иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения служит прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается:

·для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

·для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину расходов, произведенных этими представительствами; для иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

В состав доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли входят доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходами от реализации признаются: выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

К внереализационным доходам относятся доходы: от долевого участия в других организациях; от сдачи имущества в аренду; от операций купли продажи иностранной валюты; в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде безвозмездно полученного имущества и т.д.

Полный перечень внереализационных доходов приведен в ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Величины доходов, применяемые для расчетов налога на прибыль, определяются на основании первичных документов бухгалтерского учета и документов налогового учета организации.

Для определения налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов. Расходы в зависимости от их характера, а также условий и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Величина налогооблагаемой прибыли определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Ставка налога на прибыль, полученную российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, составляет 24 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 1,5%, зачисляется в федеральный бюджет; по налоговой ставке 14,5 % - в бюджеты субъектов Российской Федерации; по налоговой ставке 2 % - в местные бюджеты. Законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку до 10,5 % (в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты этих субъектов РФ).

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа. В течение квартала налогоплательщики ежемесячно уплачивают авансовые платежи в размере Уз подлежащего уплате квартального авансового платежа. Уплата авансовых платежей производится не позднее 15го числа каждого месяца. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. При этом по итогам отчетного периода (не позднее 30 дней после его окончания) представляют налоговые декларации упрощенной формы. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются в полном объеме не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1.3 Характеристика системы налогообложения малого бизнеса

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране.

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

Делая окончательный выбор в отношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимо отчетливо представлять как их недостатки, так и преимущества и возможность их использования.

Так, учредитель общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своим личным имуществом по долгам фирмы и не несет ответственность за нарушения, которые были допущены в работе (ст. 87-94 гл. 4 ГК РФ).

По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ:

·простая и быстрая регистрация предприятия;

·любой размер уставного капитала;

·возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;

·простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В связи с этим лица, которые планируют начать предпринимательскую деятельность, выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве случаях останавливаются на ООО или ИП.

В зависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальных режимов или применяются несколько одновременно.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку).

Система предусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) - одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

При переходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих налогов:

ООО - налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, ЕСН;

ИП - налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) и ЕСН.

Существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО.

Не имеют права применять данную систему:

банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;


1.4 Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом. В зависимости от субъекта, совершившего противоправные деяния, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие виды ответственности:

·для налогоплательщиков - за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов;

·для налоговых агентов - за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов;

·для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов - за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации;

·для банков - за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается только в форме штрафа.

Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, то есть большая по размеру санкция не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности. Если виновным лицом совершенно несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями НК РФ в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу.

Срок исковой давности взыскания налоговых санкций в соответствии с п.1. ст.115 НК РФ не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Указанный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен заплатить пени. Порядок взыскания пеней определяется ст.75 и 133 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Примеры видов правонарушений:

·нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;

·невыполнение налоговым агентом своей обязанности: неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению;

·непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган;

·несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Административная ответственность.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п.4 ст.108 НК РФ). Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ о административных правонарушениях ( КоАП). Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа.

Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как Налогового кодекса, так и Кодекса об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протокол о выявленных ими нарушениях.

Полномочия по наложению административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи.

Кодексом об административных нарушениях определены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.

Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа в размере:

·на граждан- от 1500 до 2000 руб;

·на должностных лиц- от 3000 до 40 000 руб;

·на юридических лиц- от 30 000 до 40 000 руб. ( ст.14.5 КоАП).

Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование ( неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:

·на должностных лиц- от 4000 до 5000 руб;

·на юридических лиц- от 40 000 до 50 000 руб. ( ст.15.1 КоАП).

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда ( при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. ( п.1. ст.15.3 КоАП).

Нарушения срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в кредитной организации влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. ( ст.15.4 КоАП).

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. ( ст.15.5 КоАП).

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность должностных лиц банков:

·за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7);

·нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора ( взноса) ( ст.15.8);

·неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9)

·неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда ( ст.15.10).

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность - правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

Уголовным кодексом (УК) предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если оно совершено в крупном размере. В этом случае лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (п.1 ст.198 УК).

То же деяние совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п.2 ст.198 УК).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК). Уголовная ответственность наступает за уклонение от внесения этих платежей путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Причем это уклонение должно быть квалифицированно как совершенное в крупном размере (п.1 ст.199 УК).

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители ( собственники) организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соответствующие документы. Наказание за данное преступление - штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

·группой лиц по предварительному сговору;

·в особо крупном размере,наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового ( п.2 ст.199).

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, если оно совершено в крупном размере. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового ( п.1 ст.199.1 УК).

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового (п.2 ст.199.1 УК).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2 УК). Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или ИП, если оно совершено в крупном размере.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяце до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Заключение

Во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Для того чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Список использованных источников

.Ковалев В.В. Финансы предприятий /В.В. Ковалев. - М.: Кно-Рус, 2009.- 352 с.

2.Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, под ред. Н.В. Колчина - 4-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. - 383 с.

.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1,2.

.Перов А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.В. Перов.- М.: "Юрайт", 2005. - 720 с.

.Тарасова В.Ф., Савченко Т.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ В.Ф. Тарасова, Т.В. Савченко. - М.: КноРус, 2007. - 320 с.

.Гладкова С.Г. Упрощенная система налогообложения / С.Г. Гладкова. - Новосибирск: Издательский центр «Мысль», 2010. - 213 с.

7.Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" consultant.ru <http://www.consultant.ru/>

змещено на Allbest.ru

Похожие работы на - Особенности налогообложения предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!