Природоохранная деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природоохранная деятельность предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового проекта связана с огромными масштабами негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду, что обусловило рост научно-исследовательских и практических работ в области экономической оценки этих последствий, и, в первую очередь, последствий загрязнения окружающей среды, т.е. экологического ущерба. Недооценка последнего приводит к искажению показателей социально-экономического развития регионов. Адекватная и реалистичная экономическая оценка природоохранных мероприятий имеет важное значение для принятия обоснованных экономических решений на основе сопоставления выгод и затрат.

На сегодняшний день человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса, вызванного нерациональной деятельностью человека. Поэтому сегодня, как никогда, приобретает актуальность соблюдение всех экологических требований всеми хозяйствующими субъектами. Современная экономика, прежде всего, призвана обеспечить рациональное использование природных ресурсов, поэтому в данной работе речь пойдет о природоохранных мероприятиях и затратах по ним, которые необходимо осуществлять всем хозяйствующим субъектам в целях минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности человек оказывает все более возрастающее и многообразное воздействие на природную среду, изменяя ее состав. Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие производства на природную среду. Кроме того, предприятие возмещает ущерб, причиненный за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.

Цель работы - оценить эффективность природоохранных мероприятий на предприятии.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить теоретические аспекты природоохранной деятельности предприятий

выделить главные проблемы природоохранной деятельности в Республике Беларусь;

назвать мероприятия по природоохранной деятельности;

предложить пути повышения природоохранной деятельности на предприятий.

Объект изучения - природоохранная деятельность на предприятии.

Предмет изучения - природоохранная деятельность на предприятии, которая выступает неотъемлемым слагаемым государственной политики и во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий .

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Природоохранная деятельность предприятия

В последние время развитие общественного производства осуществляется высокими темпами, что приводит к расширению негативного воздействия общества на природу, неблагоприятным изменениям окружающей среды, загрязнению веществами, вредными для живых организмов, нарушению динамического равновесия природных систем. Природоохранная (экологическая) деятельность занимает важное место на всех уровнях управления экономикой: она выступает неотъемлемым слагаемым государственной политики и во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в РБ является Государственный комитет по охране окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются: комплексное управление природоохранной деятельностью в стране; координация деятельности органов власти в этой области; утверждение нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и др.

В той или иной степени природоохранные функции выполняют Министерство природных ресурсов РБ, Государственный комитет РБ по земельным ресурсам и землеустройству, Государственный комитет РБ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная служба РБ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РБ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения РБ и другие государственные организации.

В рамках конкретного предприятия природоохранная деятельность должна быть включена в сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эффект природоохранной деятельности каждого конкретного предприятия определяется в масштабах всего государства.

Основополагающими принципами природоохранной деятельности предприятий служат:

рациональное природопользование и максимально возможное снижение отходов;

внедрение замкнутых технологических циклов, энергосберегающих технологий, вторичное использование материалов в производственном процессе;

сокращение выбросов вредных веществ на всех стадиях производственного цикла.

Одной из форм компенсации экологической опасности предприятий принято считать внесение платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами. Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической ситуации.

Величина платы за загрязнение окружающей среды складывается из издержек загрязнения, которые включают суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей) и затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды. Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями самостоятельно на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом средств, затраченных на природоохранные мероприятия.

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. При этом вложение дополнительных средств в природоохранные мероприятия означает приверженность предприятия принципам социальной ответственности перед обществом.

Возрастающий интерес общества к вопросам экологической безопасности предприятий вызвал необходимость развивать новое направление деятельности - экологический менеджмент. Внедрение систем экологического менеджмента предполагает идентификацию экологических аспектов и воздействий, выражение их значимости, определение экологической политики и экологической программы предприятия, формирование организационных структур управления природоохранной деятельностью предприятий (персонал, распределение функций и ответственности).

Предварительным этапом внедрения системы экологического менеджмента является проведение экологического аудита. В рамках экологического аудита оценивается исходное состояние системы управления природоохранной деятельностью предприятия, проводится анализ ее соответствия требованиям стандарта ISO 14 001. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию системы экологического менеджмента или повышению ее эффективности.

.2 Проблемы природоохранной деятельности и их решение в Республике Беларусь

Беларусь как и весь современный мир постоянно сталкивается с экологическими проблемами, связанными с хозяйственной деятельностью человека.

Государственная политика в сфере природопользования направлена на обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, рациональное и экономное использование природных ресурсов.

Для снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в Беларуси созданы особо охраняемые природные территории. К ним относятся Березинский биосферный заповедник и 4 национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский (общая площадь 478,6 тыс. га), а также 99 заказников республиканского значения (936,3 тыс. га) и 414 - местного значения (292,4 тыс. га); 337 памятников природы республиканского значения и 569 местного (16,5 тыс. га). Общая площадь особо охраняемых территорий составляет 1723,8 тыс. га, или 8,3% территории Беларуси.

Под охраной государства находятся и отдельные объекты, причисленные к памятникам природы. В числе республиканских памятников природы преобладают геологические - преимущественно крупные валуны и их скопления. Они расположены в основном на территории Витебской, Гродненской и Минской областей. Биологические памятники природы представлены преимущественно отдельными вековыми деревьями, группами деревьев редких пород, а также парками-памятниками. Биологическими памятниками природы признаны ботанические сады.

Борьба с изменением климата является приоритетным направлением природоохранной политики Беларуси. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает Государственную климатическую программу на 2008-2012 годы и на период до 2020 года.

Большое внимание в Беларуси уделяется международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. На постоянной основе поддерживаются контакты с межправительственными организациями: Программой ООН по окружающей среде, Всемирной метеорологической организацией, Европейской экономической комиссией ООН, Глобальным экологическим фондом, секретариатами экологических конвенций и др. Республика Беларусь является участником трех глобальных экологических конвенций: Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции по борьбе с опустыниванием. В настоящее время Беларусь участвует в более чем 20 многосторонних экологических международных договорах (конвенции и протоколы).

Самая серьезная на сегодняшний день проблема для Беларуси - это преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В зоне радиоактивного загрязнения оказались 46,5 тыс. кв. км, или 23% территории страны. Для сравнения: в Украине - 5%, в РБ - 0,6% аналогичных территорий. Одновременно свыше 10% площади республики было загрязнено опасными радиоизотопами стронция-90 и плутония.

2. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Первоначально необходимо сделать краткое описание предприятия, то есть время его основания, правовую форму и т.д. Организационно-правовая форма может быть государственной, частной, муниципальной, смешанной, семейной и так далее.

Следующим этапом идет анализ деятельности предприятия или нескольких ее направлений, которые являются основополагающими для его существования. Затем описывают цели работы компании и ее мощности. При этом учитывают все обстоятельства (внешние факторы, вид продукции и ее особенности или характер оказываемых услуг). Этот пункт, который включает в себя организационно-экономическая характеристика предприятия, требует большой работы и сложного анализа хозяйственной деятельности. В зависимости от требований этот параграф может несколько отличаться для отдельной работы или организации.

Экономическая характеристика предприятия содержит главные показатели работы, финансовые результаты и т.д. Характеристика может состоять из анализа и описания не только основного производства, а и его филиалов подсистем и других подразделений, имеющих к нему отношение.

Особенно это касается современных крупных предприятий. Это многочисленные отделы, занимающиеся управлением, аналитической работой, сбором информации, распределением финансов и материалов, производственной деятельностью и другими видами работ. Все это сложная организационная структура. Иногда организационно-экономическая характеристика предприятия составляется для анализа его деятельности и выявления проблемных зон. От слаженной работы всех подразделений зависит работа любой организации. Она должна соответствовать его целям и условиям производства.

Характеризуя организационную структуру предприятия, можно составить ее схему. При этом описываются функции и обязанности каждого отдельного подразделения и звена. Далее следует оценка эффективности работы каждого из них путем вычисления соответствующих показателей. При составлении характеристики нужно рассмотреть обеспеченность трудовыми ресурсами.

Также оценивается их уровень подготовки и квалификация. Одним из важных показателей является текучесть кадров и ее причины. В заключение дается оценка эффективности управления трудовыми ресурсами. Обычно персонал подразделяют на обслуживающий персонал, служащих, рабочих, специалистов и руководителей.

Структура трудовых ресурсов в основном зависит от соотношения этих категорий. Организационно-экономическая характеристика предприятия должна содержать и описание стратегии дальнейшего развития, а также его приспособленность к современным условиям рынка. Обязательно нужно дать оценку состояния деятельности предприятия, его жизнеспособность или уровень развития.

Заключительная часть характеристики содержит анализ экономической деятельности предприятия, на основе основных показателей. К основным критериям относят себестоимость или текущие затраты, валовую прибыль, чистую прибыль, экономический эффект и некоторые другие. Таким образом, можно дать полную оценку деятельности предприятия и сделать его полную организационно-экономическую характеристику.

2.2 Мероприятия по природоохранной деятельности

Экологический паспорт предприятия, финансовая документация, материалы бухгалтерского учета и статистической отчетности позволяют осуществлять такую оценку в целях анализа эффективности природоохранной деятельности и ее планирования.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по ее охране.

Планирование природоохранной деятельности предприятия начинается со всестороннего ее анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект.

Обычно в планах находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к базовому году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов; экологический аудит и др. Определяются: общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений); источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.); сроки начала и окончания работ; поквартальное освоение средств; ожидаемый природоохранный эффект.

Основой разработки мероприятий раздела «Охрана атмосферного воздуха» является прогноз воздействия предприятия на состояние воздушного бассейна. При этом учитывается соотношение устанавливаемых для предприятия лимитов, т.е. относительного ограничения выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, роста объемов производства и изменение его структуры. Проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха должно быть направлено на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с газами и отходящим от стационарных источников и передвижных транспортных средств воздухом.

В перспективных и годовых планах разрабатываются мероприятия, обеспечивающие снижение концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы до установленных норм.

Определяются перспективная и годовая потребность в водных ресурсах, объем сточных вод и его соответствие лимиту допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы. При этом объем водопотребления рассчитывается исходя из расходов на производственные и хозяйственно-бытовые нужды (включая санитарные бытовые и хозяйственные цели предприятия), а также роста производства и прогрессивных норм водопотребления.

Объем оборотной и повторно-последовательно использованной воды включает суммарные объемы, потребленные каким - либо цехом или установкой и переданные другому субъекту на данном предприятии либо полученные от других предприятий и истраченные на производственные нужды. Степень рационального водопользования определяется долей (уровнем) оборотной и повторно-последовательно использованной воды в общем объеме потребления на производственные нужды. Рассчитывается как отношение оборотной и повторно-последовательно использованной воды к суммарному объему этой воды и потребленной на производственные нужды свежей воды.

Объем водоотведения планируется на основе данных об объемах производства и с учетом действующих норм водоотведения. Из общего объема водоотведения выделяют сброс сточных вод в поверхностные водоемы с различной степенью очистки: нормативно-чистые воды, нормативно-очищенные и загрязненные сточные воды. Рассчитывается (в процентах) отношение объема сброса нормативно-очищенных вод к общему объему стоков, подлежащих очистке.

В разделе «Охрана и рациональное использование земель» отражаются общая площадь земель предприятия, данные о трансформации земельных угодий с целью их рационального использования, сведения о создании (расширении) защитных зеленых зон и сокращении площади нарушенных земель.

В результате хозяйственной деятельности ряда предприятий неуклонно увеличивается площадь нарушенных земель, к которым относятся карьерные выемки, траншеи, деформированные поверхности шахтных полей (оседания, прогибы, провалы), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, отвалы (золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов и т.п.), площади буровых скважин, промплощадки ликвидированных предприятий или отдельных их объектов и др. Такие территории нуждаются в рекультивации.

Все более актуальной и сложной становится проблема накопления на ряде предприятий отходов производства, в связи с чем в планах природоохранной деятельности выделяют отдельный раздел «Обращение с отходами производства и потребления». Здесь отражаются наличие отходов на начало планируемого периода (года), их образование, использование (утилизация удаление с территории предприятия, наличие отходов на конец планируемого периода (года). Намечается проведение мероприятий, направленных на уменьшение объема образования отходов производства и потребления, их переработку и использование.

В разделе «Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов» отражают мероприятия по совершенствованию методов разработки месторождений полезных ископаемых и улучшению использования добываемого сырья. Этот раздел планируется на предприятиях добывающих отраслей промышленности.

Мероприятия, включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности с учетом материально-технического и финансового обеспечения. Учитывается также социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных мероприятий.

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Технические мероприятия и их эффективность

Заинтересованность субъектов хозяйствования в результатах природоохранной деятельности можно повысить путем корректировки производственных показателей с учетом экологических требований. Так, одним из основных итоговых показателей работы предприятий служит рентабельность, отражающая как количественные, так и качественные ее результаты. Показатель общей рентабельности рассчитывается как отношение общей прибыли к стоимости основных средствпроизводства (основных фондов) и нормируемых оборот - средств. Отсюда следует, что рост рентабельности производства возможен как за счет увеличения прибыли, так и в результате более экономного использования основных и оборотных средств, но это никак не отражает последствий воздействия предприятия на окружающую среду и степени природоемкости производства. Требования экологизации экономики вызывают необходимость новых подходов к определению прибыли с учетом экологических аспектов производственной деятельности.

Негативное воздействие производства на окружающую среду наносит ущерб и ей, и обществу. В случае наращивания производственных мощностей без учета экологических требований предприятие увеличивает свою общую прибыль, но вместе с ней - и ущерб, так как с ростом объемов производства, как правило, возрастает и его природоемкость. Поэтому при определении рентабельности целесообразно оперировать показателем чистой прибыли, который равен разнице между общей прибылью и ущербом, наносимым производственной деятельностью. Поскольку в процесс производства вовлекаются не только основные средства, но и природные ресурсы, рациональное использование которых также должно сказываться на рентабельности предприятия, в «экологизированном» показателе рентабельности необходимо учитывать оценку используемых природных ресурсов. Из этого следует, что чем меньше природных ресурсов потребляет производитель и чем меньше урона он наносит природе, тем выше его показатель рентабельности. Если деятельность предприятия, характеризуемая нерациональным использованием ресурсов или загрязнением среды, наносит ущерб обществу, то это приведет к изменению всех экономических показателей. Так, на величину установленного ущерба уменьшаются объем производства и прибыль, пропорционально им снижаются фондоотдача, производительность и т.д.

С позиций ресурсосбережения должен претерпеть изменения и традиционный подход к оценке сравнительной экономической эффективности производства по критерию минимума приведенных затрат.

При использовании этого критерия часто предпочтение отдается ресурсоемким и многоотходным производствам, минимизирующим свои расходы за счет экономии на экологических издержках. Такая экономия приводит к значительному эколого-экономическому ущербу в масштабах всей экономики. Чтобы этого избежать, в качестве критерия при сравнении вариантов развития и размещения производства следует рассматривать сумму приведенных затрат и предотвращенного в результате внедрения экологичной, ресурсосберегающей технологии эколого-экономического ущерба.

3.2 Экологический менеджмент предприятия

Понятие «менеджмент», вошедшее в наш лексикон с началом рыночных преобразований, формально аналогично понятию «управление» вообще, хотя при его определении чаще делается акцент на функции управления на уровне предприятия, корпорации или иного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке.

Экологический менеджмент (ЭМ) - специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные процессы и объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Система экологического менеджмента - это совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального управления природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии (от индивидуального предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества) Необходимость экологического менеджмента на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, проявлением экологических проблем, касающихся не только производственников, но и всех живущих на земле.

В XX в. экоменеджмент чаще всего рассматривался администрацией предприятия как обременительная обязанность по обеспечению государственных требований. Он не представлял экономического интереса, поэтому на предприятиях, как правило, отсутствовала четкая экологическая политика. Вопросами охраны окружающей среды ведали ответственные специалисты (природоохранная служба) в рамках своих должностных инструкций. Приоритет в природоохранной деятельности отдавался очистным технологиям, т.е. действиям «на конце трубы» в соответствии с нормами государственного экологического контроля. Планы и результаты природоохранных мероприятий были малодоступны для внешних заинтересованных лиц, практиковалось утаивание отрицательных результатов, отсутствовала независимая экологическая оценка деятельности предприятия третьей стороной (аудит). Все это способствовало имитации эффективного экологического управления и скрывало его реальную низкую результативность.

Только в 1990-е гг. отчетливо проявились характерные черты нового экологического менеджмента, располагающего к получению прямых и косвенных экономических эффектов, формируя позитивный имидж предприятия.

Все это привело к новым подходам в ЭМ, целью которого становится не просто соответствие предприятия нормам природоохранного законодательства, но разработка собственной целенаправленной экологической политики, направленной на достижение максимальной экологической безопасности процессов производства и потребления выпускаемой продукции и обеспечение ее конкурентоспособности.

При внедрении ЭМ решающая роль отводится руководству предприятия, которое несет основную ответственность за систему менеджмента и привнесение экологических аспектов в разработку политики предприятия. Руководство должно позаботиться о выделении финансовых средств, подборе специального персонала, определении необходимых мер для успешной работы системы ЭМ.

Важным элементом системы ЭМ является собственно экологическая политика предприятия, которая отражает признание им приоритета охраны окружающей среды в процессе производства продукции (или услуг).

Исходя из экологических целей вырабатывается экологическая программа, которая содержит конкретные мероприятия, указывает сроки и ответственных за их выполнение, объем необходимых финансовых средств. Через реализацию мер, включенных в экологическую программу, осуществляется экологическая политика предприятия и действует система ЭМ.

В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14001 система ЭМ предполагает создание специальной документации (руководство по системе ЭМ, рабочие и технологические инструкции или организационные планы), позволяющей осуществлять контроль за соблюдением требований системы ЭМ. Для информирования общественности и всех заинтересованных лиц об экологических аспектах деятельности предприятия должна вестись ежегодная экологическая отчетность, отражающая процесс экологизации субъектов хозяйствования. Проверка и оценка действенности системы ЭМ осуществляются посредством экологического аудита.

3.3 Организационно-экологические мероприятия и их эффективность.

Важной формой контроля за соответствием деятельности предприятий требованиям экологических норм и правил является экологический аудит. По определению Международной торговой палаты, экологический аудит - это инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологическим требованиям.

В общем виде аудит (от англ. audit - проверка, ревизия) - это процесс получения и оценки объективных данных о какой-либо профессиональной деятельности и установления уровня их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. По сравнению с обычным контролем аудит имеет ряд преимуществ: достоверность, независимость, объективность, повторяемость, понятность. Первоначально его использовали в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования для проверки аудиторской службой точности (правильности) бухгалтерской отчетности и других документов финансово-хозяйственной деятельности компаний, предприятий, учреждений. Впоследствии процедуры аудита стали широко использоваться Для совершенствования эффективности деятельности субъектов хозяйствования в других направлениях: аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и т.д.

Оценка предприятиями экологических аспектов деятельности стала активно применяться в США в 1970-х гг. после принятия федерального закона о национальной политике в области окружающей среды, предусматривающего юридическую ответственность за нанесение ущерба природе. Поскольку по форме проведения процедура оценки напоминала финансовый аудит, она получила название экоаудита. В 1980-х гг. экологический аудит вошел в практику индустриально развитых стран Европы, что обусловило в дальнейшем принятие Евросоюзом специального Постановления об экоаудите (1993). К этой процедура проявляют интерес многие международные организации. Так Международная торговая палата начала использовать экоаудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью и соответствием стратегии компаний нормам экологического законодательства. К началу 1990-х гг. экологический аудит взяли на вооружение коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заемщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм в зависимости от степени их экологической благонадежности.

Объектом экологического аудита могут выступать действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с негативным экологическим воздействием хозяйствующих субъектов, и выработку мер по их решению.

Осуществление экологического аудита (экологическое аудирование) может быть обязательным и добровольным.

Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности (например, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду или в залог при ипотеке и пр.), перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, а также может инициироваться специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства.

Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования.

В зависимости от того, кто проводит аудирование, различают внутренний (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешний аудит (проводится независимой командой аудиторов). Внутренний экоаудит является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации, однако при его проведении не всегда достигается объективность. Обязательное аудирование может быть только внешним.

В процедуре экоаудита участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект.

В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» экологический аудит - это независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований (в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов) в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Так же, как во всем мире, в Беларуси экоаудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Он осуществляется в добровольном либо обязательном порядке, за счет собственных средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Порядок проведения экологического аудита устанавливается законодательством. При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, экоаудит проводится в обязательном порядке.

Важным инструментом управления природопользованием является экологическое лицензирование - выдача субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий), закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах.

Экологическое лицензирование проводится с целью максимального снижения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и предотвращения вреда, который может быть нанесен интересам общества и здоровью людей.

Лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления. Его правовую основу составляет декрет президента от 14.07.2003 г. № 17 (с изменениями и дополнениями от 10.04.2008 г. № 6), которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности.

К деятельности, которая непосредственно связана с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду и лицензирование которой осуществляет Минприроды.

Лицензии выдаются сроком на пять лет с возможностью неоднократного продления по заявлению лицензиата. Лицензирование является административным способом управления, но именно в рыночных условиях при наличии различных форм собственности появилась необходимость в лицензировании отдельных видов деятельности. Механизм лицензирования широко используется в хозяйственных отношениях и является средством контроля со стороны государства за качеством подлежащей лицензированию деятельности, а также средством защиты интересов потребителей.

С целью контроля за соблюдением предприятиями экологических нормативов (в том числе технологических), комплексного учета используемых природных и вторичных ресурсов и определения уровня влияния производства на окружающую среду осуществляется экологическая паспортизация субъектов хозяйствования.

Экологический паспорт содержит сведения об использовании предприятием природных и вторичных ресурсов, влиянии его хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и предназначен для определения соответствия уровня производства наилучшим доступным техническим методам, к которым относятся: технологические процессы; порядок организации производства; методы производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, обеспечивающие сокращение или предотвращение объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, уменьшение образования отходов, рациональное использование природных ресурсов и энергии. Данные методы наиболее эффективны в обеспечении нормативов качества окружающей среды при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения.

Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей проектной и эксплуатационной. Для действующих предприятий обе части паспорта заполняются одновременно на основании проектных или других имеющихся документов.

К экологическому паспорту предприятия прилагаются приложения - копии отчетных и других документов. Поскольку заполнение экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, он обычно составляется не самим предприятием, а специализированной организацией, аккредитованной на оказание данной услуги и действующей на основании договора, заключенного с потребителем в соответствии с требованиями законодательства. Паспорт направляется в территориальный орган Минприроды для проверки расчетов и согласования. Данные экологического паспорта позволяют проанализировать экологические аспекты хозяйственной деятельности предприятия и разработать программу мероприятий по снижению нагрузки его производства на окружающую среду.

воздушный бассейн прогноз природоохранный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грамотно организованная утилизация отходов очень важна для успешного ведения конкурентоспособного хозяйства, к тому же эта сфера находится под пристальным государственным контролем. Тем не менее, хозяйств, оснащенных современными очистными сооружениями, в Беларуси единицы.

В последние несколько лет в нашей стране наблюдается резкий рост строительства и реконструкции животноводческих и птицеводческих комплексов. Практически все предприятия, построенные после 2000 года, стараются применять только новейшие технологии и современное оборудование.

Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций, а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Арустамов Э.А., Природопользование: Учебник 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.

2.Бобылев С.П., Перелет Р.А. Раздел "Экономика" // Приоритеты национальной экологической политики /Под ред. В.М. Захарова. М.: Наука, 1999.

.Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности: Учебное пособие. - М.: НУМЦ Госкомэкологии , 1998.

.Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития: Аналит. Обзор. - Новосибирск, 1995. Отв. ред. Г.М. Мкртчян.

5.Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург : Гидрометеоиздат, 1991.

6.Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998.

7.Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995.

.Голуб А. А, Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс, 1999.

Похожие работы на - Природоохранная деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!