Самооценка личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Самооценка личности

Введение

Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, - это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Цель исследования - определить и выявить возможности психодиагностики в исследовании влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Объект исследования - личностная сфера младших школьников.

Предмет исследования - влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Гипотеза исследования - влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников, возможно развивать при наличии психолого-педагогических условий.

Задачи исследования:

)Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;

)Выявить терминологическое поле исследования;

)Определить основные свойства, характеризующие влияние учебной деятельности на самооценку младшего школьника;

)Выделить психодиагностический инструментарий и критериальную базу по теме исследования;

)Составить рекомендации по теме исследования.

База исследования - Институт Спорта, Туризма и Сервиса, исследование проводилось в период с января по май 2014 года.

Этапы исследования:

)Подготовительный этап (январь-февраль 2014) - определение темы, изучение параметров введения, анализ литературных источников, определение особенностей;

)Аналитический этап (февраль-март 2014) - изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования; выявить терминологическое поле исследования и основные свойства, характеризующие самооценку, как отношение человека к своим личностным качествам; определение основных понятий, выявить особенности.

)Заключительный этап (март-май 2014) - анализ результатов, формулировка выводов, оформление работы.

Методы исследования:

)Организационный

)Эмпирический - наблюдение, психодиагностика

3)Метод обработки экспериментальных данных (количественная, математическая обработка)

Методики исследования:

)Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

)Тест Куна «Кто я?»;

)Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» - ССП-98.

Критериальная база:

)Самоотношение;

)«Я-концепция»;

)Саморегуляция.

Теоретическая значимость исследования - заключается в анализе психологической литературы и систематизации знаний по влиянию учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Практическая значимость исследования - определили критериальную базу, методики исследования, опробировали методику написания научно-исследовательской работы.

1. Теоретические предпосылки изучения влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников

.1 Состояние проблемы изучения влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников в психологической теории и практике

В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка» [1].

В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. «Самооценка может быть разного уровня осознанности». В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития [1].

Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [1].

В трудах отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [1].

А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [2].

И.И. Чеснокова формулирует самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности. «Переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [5].

В научных исследованиях И.И. Чесноковой (1978), В.В. Столина (1983), С.Р. Пантилеева (1993) и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [5].

По мнению большинства авторов Захарова (1989), Столин (1983), Берне (1986) и другие, действенная природа самооценки проявляется в единстве двух ее компонентов - когнитивного и эмоционального [2].

М.И. Лисина (1983) и другие исследователи отмечают, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований. Когнитивная часть образа (как и представление о своих возможностях) возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная - благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа) [2].

Наиболее продуктивная позиция в изучении развития самосознания детей представлена в исследованиях М.И. Лисиной и ее учеников. Характеризуя структуру самосознания ребенка, М.И. Лисина подчеркивала, что отражение отдельных качеств находится на периферии «образа Я», а место его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В тех случаях, когда взрослые не выражают своего отношения к младенцу, а ограничиваются физическим уходом (как это, например, бывает в домах ребенка), ребенок не выделяет себя, а его самосознание остается неразвитым [3].

Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [6].

Из современных разработок, несомненно представляет интерес теория О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку - как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью [4].

Также достойна внимания теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности [4].

Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент «Я-концепции» (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам. И определяют ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [7].

Т. Шибутани, рассматривает самооценку в рамках ценностной организации личности: «Если личность - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [8].

Автор данного термина У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе - его успех или неуспех» [9].

Также Джемс выделяет самоуважение как более кратковременный аспект самооценки, связывая его с уровнем притязаний личности. «Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которых числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания» [12].

На основе этих рассуждений У. Джемс вывел формулу: Самоуважение = Успех/Уровень притязаний. При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желаемое облегчение, как и осуществление их на деле. Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй свои притязания к нулю, - говорит Карлесть, - и целый мир будет у ног твоих» [11].

Представители символического интеракционизма Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы: «Индивид оценивает и воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие» [13].

Традиционно в западной литературе выделяются основные подходы к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры:

)Самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами «Я-концепции».

)Самоотношение - как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Однако прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений не получено. В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Так, Узле и Марвелл считают, что если низкая самооценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает. М. Розенберг получил подтверждение этой идеи: он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. На основании полученных результатов они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение - это разные «конструкты», за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих.

)Самоотношение - как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии. Так, Р. Щавельзон предложил модель такого рода: обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или не связанную с успехами в учебе). Последняя подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Однако структура обобщенного самоотношения остается неясной. Существует множество сфер, в которых проявляется личность, так что сведение психологической структуры самоотношения к структуре сфер самооценивания ничего не прояснит. Теоретические установки, согласно которым самооценка и общее самоуважение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа себя, оказываются сводимы к тем сферам личности и жизнедеятельности, которые могут быть объектами осознавания и оценки. Именно это выражено в концепции Р. Щавельзона, который на основе анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты «Я-концепции», пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла (так как в его пользу нет достаточных аргументов). Отсюда «Я-концепция» и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.

)Самоуважение понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.

)Самоотношение - как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:

А) Любовь к себе.

Б) Самоприятие.

В) Чувство компетенции.

К. Роджерс рассматривает самоприятие как приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку - отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Однако если в обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования, то К. Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время большинство исследователей представляют аффективный процесс как оценочный, описанный в терминах эмоций.

Обзор выделенных нами подходов в определении природы самооценки позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость и противоречивость [15].

Таким образом, состояние проблемы изучения влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников в психологической теории и практике, рассматривается так. В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют тождественные термины. Однако несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка».

1.2Особенности влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников

самооценка школьник учебный психологический

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности [17].

Что же представляет собой самооценка?

Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном [19].

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств <#"justify">3)Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка - это оценивание человеком самого себя [26].

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция, ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения [23].

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Также на протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной [17].

Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в самооценке человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе [27].

Таким образом, особенности самооценки, как отношение человека к своим личностным качествам, рассматриваются так. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

.3Взаимосвязь влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка младшего школьника, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Состояние проблемы изучения влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников в психологической теории и практике. В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют тождественные термины. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка».

2. Возможная психодиагностика в исследовании влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников

.1 Цели, задачи и методы исследования

Цель исследования - определить и выявить возможности психодиагностики в исследовании влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Объект исследования - личностная сфера младших школьников.

Предмет исследования - влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Гипотеза исследования - влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников, возможно развивать при наличии психолого-педагогических условий.

Задачи исследования:

)Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;

)Выявить терминологическое поле исследования;

)Определить основные свойства, характеризующие влияние учебной деятельности на самооценку младшего школьника;

)Выделить психодиагностический инструментарий и критериальную базу по теме исследования;

)Составить рекомендации по теме исследования.

База исследования - Институт Спорта, Туризма и Сервиса, исследование проводилось в период с января по май 2014 года.

Этапы исследования:

)Подготовительный этап (январь-февраль 2014) - определение темы, изучение параметров введения, анализ литературных источников, определение особенностей;

)Аналитический этап (февраль-март 2014) - изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования; выявить терминологическое поле исследования и основные свойства, характеризующие самооценку, как отношение человека к своим личностным качествам; определение основных понятий, выявить особенности.

)Заключительный этап (март-май 2014) - анализ результатов, формулировка выводов, оформление работы.

Методы исследования:

)Организационный

)Эмпирический - наблюдение, психодиагностика

6)Метод обработки экспериментальных данных (количественная, математическая обработка)

Методики исследования:

)Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

)Тест Куна «Кто я?»;

)Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» - ССП-98.

Критериальная база:

)Самоотношение;

)«Я-концепция»;

)Саморегуляция.

Таким образом, цели, задачи и методы данной курсовой работы помогли сформулировать критериальную базу исследования, которая позволяет определить уровень выраженности влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников. По данным критериям были выявлены методики исследования по данной теме.

.2 Психодиагностика исследования

Методика: тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие утверждения. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «-».

Текст опросника:

1)Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

)Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3)Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

)Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.

)Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

)Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

)Мое «Я» всегда мне интересно.

)Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

)В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.

)Собственное уважение мне еще надо заслужить.

)Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;

)Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

)Я сам хотел во многом себя переделать.

)Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

)Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

)Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего к самому себе.

)Случайному знакомому я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

)Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

)Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

)Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

)Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

)Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

)Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

)Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

)Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

)К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

)Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;

)Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

)У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

)В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

)Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

)Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

)Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.

)Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.

)Временами я сам собой восхищаюсь.

)Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

)В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

)Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.

)Иногда я сам себя плохо понимаю.

)Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

)Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

)В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.

)Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.

)Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

)Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.

)Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

)В целом, меня устраивает то, какой я есть.

)Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

)Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

)Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

)Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

)То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

)Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

)Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

)Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

)Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

Ключ для обработки:

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала«+»«-»S (интегральная)2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.Самоуважения (I)2, 23, 53, 57.8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.Аутосимпатии (II)12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.Ожидаемого отношения от других (III)1, 5, 10, 15, 42, 55.3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.Самоинтересов (IV):7, 17, 20, 33, 34, 52.14, 51.Самоуверенности (1)2, 23, 37, 42, 46.38, 39, 41.Отношения других (2)1, 5, 10, 52, 55.32, 44.Самопринятия (3)12, 18, 28, 47, 48, 54.21.Саморуководства (4)50, 57.25, 27, 31, 35, 36.Самообвинения (5)3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.Самоинтересса (6)17, 20, 33.26, 30, 49, 51.Самопонимания (7)53.6, 8, 13, 15, 22, 40.

Значение показателя:

1)меньше 50 - признак не выражен;

2)50-74 - признак выражен;

3)больше 74 - признак ярко выражен.

Критерий - «Я-концепция».

Методика: тест Куна «Кто я?».

Инструкция к тесту:

В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки. Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

«+» - знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

«-» - знак «минус», если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

«±» - знак «плюс-минус», если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

«?» - знак «вопроса», если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

) сколько всего получилось ответов;

) сколько ответов каждого знака.

Обработка и интерпретация результатов теста:

)Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки. Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%. Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»). Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»). Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

)Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений. Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу.

)Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых. Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

)О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерий: саморегуляция.

Методика: опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» - ССП-98

Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно», - «Пожалуй, верно» «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения,

1)Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.

)Люблю всякие приключения, могу идти на риск.

)Стараюсь всегда приходить вовремя, но, тем не менее, часто опаздываю.

)Придерживаюсь девиза «Выслушай совет, но сделай по-своему».

)Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.

)Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.

)Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.

)Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.

)Не всегда замечаю свои ошибки, чаше это делают окружающие меня люди.

)Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.

)Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.

)Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

)Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.

)Не люблю много раздумывать о своем будущем.

)В новой одежде часто ощущаю себя неловко.

)Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных поступков.

)Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.

)Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

)Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.

)Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.

)Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.

)В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.

)При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.

)Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

)Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.

)Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.

)Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.

)Прежде чем выяснять отношения стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.

)В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.

)Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам

)Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.

)Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.

)Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.

)Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.

)В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.

)Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.

)Редко отступаюсь от начатого дела.

)Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам, в случае усталости и плохого самочувствия.

)Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях:

)Про меня говорят, что я «разбрасываюсь», не умею отделить главное от второстепенного.

)Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.

)Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.

)После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.

)Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.

)Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать всё по-моему.

Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где:

Шкалы«+»«-»Планирования (Пл.)1, 8, 17, 22, 28, 31, 36.15, 42.Моделирования (М)11, 37. 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41Программирования (Пр.)12, 20, 25, 29, 38, 43.5, 9, 32.Оценки результатов (СР.)30, 44.6, 10, 13, 16, 24, 34, 39.Гибкости (Г)2, 11, 25, 35, 36. 45.16, 18, 23.Самостоятельности (С)4, 12, 14, 21, 27, 31, 40. 46.34.Общего уровня саморегуляции (ОУ)1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 23, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46.3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42.

Таким образом, психодиагностика исследования включает 3 методики:

)Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

)Тест Куна «Кто я?»;

)Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98».

По данным методикам можно определить самооценку младших школьников, т.к. для составления общей картины влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников, должно обязательно присутствовать 3 методики. Только при таком количестве мы узнаем точный результат.

2.3 Рекомендации по теме исследования

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности [8].

Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека [9].

Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т. е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения [12].

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности [17].

Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в самооценке человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб [16].

Таким образом, рекомендации по теме исследования были составлены на основе материала данной курсовой работы. Они позволяют сформировать психический облик человека, умение разбираться в своем сложном психическом мире. При анализе своих поступков, а в дальнейшем их коррекции человек может исправить свои ошибки. Так же самооценка формируется в социуме, при общении с другими людьми и отношение к ним должно быть правильным и компетентным, для этого нужно иметь адекватную самооценку, которая поможет наладить различные виды отношений между людьми.

Определен психодиагностический инструмент:

)Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

)Тест Куна «Кто я?»;

)Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» - ССП-98.

Определена критериальная база исследования, которая позволяет определить уровень выраженности влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Составлены рекомендации по влиянию учебной деятельности на самооценку младших школьников, которые позволяют сформировать психологический облик человека.

Библиографический список

1Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. - М.: Медицина, 2010. - 125 с.

2Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Высшая школа психологии, 2011. - 163 с.

Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Эксмо, 2006. - 689 с.

Вишневская, В.И. Психология и педагогика / В.И. Вишневская. - СПб: «АЛЬФА», 2001. - 304 с.

Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2005. - 694 с.

Джемс, У. Психология / У. Джемс. - Москва: Белый гриф, 2010. - 256 с.

Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.: Эксмо, 2009. - 123 с.

Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Астрель АСТ, 2005. - 204 с.

Егидес, А.П. Лабиринты общения / А.П. Егидес - М.: «ФИЛИНЪ», 2001. - 392 с.

Емельянова О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. - М.: Аорта, 2008. - 42 с.

Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Эксмо, 2007. - 123 с.

Креславский, Е.С. Избыточная масса тела и образ физического «Я» / Е.С. Креславский. - М.: Медицина, 2011. - 325 с.

Кун, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Кун. - СПб: «АЛЬФА», 2001. - 544 с.

Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб: «АЛЬФА» 2001. - 544 с.

Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. - СПб: «ФЕНИКС», 2009. - 352 с.

Лабунская, В.А. Личность в деятельности и общении / В.А. Лабунская, А.К. Белоусова. - Ижевск: «ГЕФЕСТ», 2004. - 264 с.

Лебедев, В.И. Познание личности / В.И. Лебедев. - М.: Медицина, 2006. - 59 с.

Лэнг, Р. Расколотое «Я» / Р. Ленг. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 43 с.

Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Металургия, 2009. - 338 с.

Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - СПб: Наука, 2011. - 543 с.

Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов. - Воронеж: ВГУ, 2011. - 101 с.

Петровский, А.В. Педиатрия: учебник / А.В. Петровский. - М.: Эксмо, 2008. - 68 с.

Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 220 с.

Рокотов, Е.И. Практикум по общей психологии / Е.И. Рокотов. - Минск: Харвест, 2011. - 138 с.

Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Е.Ф. Рыбалко. - СПб: «РЕЧЬ», 2005. - 693 с.

Рысь, Ю.И. Психология и педагогика / Ю.И. Рысь. - СПб: Питер, 2007. - 21 с.

Сарджвеладзе, Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - СПб: Питер, 2008. - 448 с.

Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Эксмо, 2010. - 70 с

Степанов, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Степанов. - Минск: Недра, 2009. - 54 с.

Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - СПб: Питер, 2007. - 88 с.

Столяренко, А.М. Социальная психология / А.М. Столяренко. - М.: «ЮНИТИ», 2001. - 543 с.

Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2006. - 641 с.

Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 503 с.

Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2008. - 272 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!